УДК 37.037.1
О.В. Ярлыкова, А.В. Дымова
Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Аннотация: В статье рассматривается профессиональная ориентация одаренных детей и подростков; определены условия работы над профессиональным самоопределением - профессиональная диагностика; в системе дополнительного образования указаны формы обучения одаренных детей.
Ключевые слова: Одаренные дети, профессиональная ориентация, диагностика, формы работы.
В настоящее время, мир требует высокого уровня активности, широкого диапазона умений, нестандартного мышления и поведения современного человека. А так как наибольший вклад в развитие общества могут внести одаренные дети, важен вопрос выявления одаренности и создание максимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы их личностного и профессионального становления.
Феномен одаренности включает в себя и высокий уровень общего и интеллектуального развития, познавательных и специальных способностей и, вместе с тем, определенные трудности в становлении собственного «Я», самореализации и социализации одаренного ребенка. Детская одаренность представляет собой комплексную категорию, в которой сфокусированы различные, порой, остро противоречивые особенности личности [5, с.17]. Тем не менее, в понимании феномена одаренности, ученые выделяют некоторые существенные характеристики: -высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности;
-высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности; -сформированность эффективных способов деятельности -обучения, познания, творчества в указанной сфере деятельности [5, с.26].
Зачастую, одаренные дети более благополучны, чем их сверстники. Отсутствие проблем в познавательной деятельности, с маленького возраста развитые интересы и склонности, но, вместе с тем, серьезные проблемы в личностном и профессиональном становлении.
Одаренные подростки имеют разнообразные интересы и склонности, обладают выдающимися способностями, достигают отличных результатов в учебе, активны в большинстве школьных и внешкольных мероприятий.
При профессиональном самоопределении, у этих детей возникает большое количество вариантов, которые часто взаимоисключают друг друга, вследствие чего, дети не могут выбрать наиболее привлекательный вариант [2, с.48].
Одаренные дети часто вынуждены определяться в профессиональном отношении раньше своих сверстников. Они не только ускоренно развиваются, но и нередко уже в юном возрасте концентрируются на определенной области науки, искусства, спорта. Это может повлечь за собой большие затраты времени и семейных финансов, отказ от каких-то других планов или детских развлечений.
Одаренность, проявляющаяся в столь раннем возрасте, характеризуется высоким уровнем интеллектуального развития и, вместе с тем, из-за неравномерности психического развития, недостаточным уровнем социальной и эмоциональной зрелости, что влечет за собой ряд проблем, влияющих на успешность выбора будущей профессии. Повзрослев, подросток может увлечься иной предметной областью, но из-за осознания того, как много ресурсов затрачено на развитие первоначального выбора, и боязни огорчить близких, ребенок иногда даже не говорит о возникнувшей ситуации. Остается отпечаток, накладывающийся на дальнейшую профессиональную самореализацию в первоначально избранной сфере.
Ключевым моментом в работе с одаренными детьми должно стать формирование и развитие их способности к самоопределению и самоактуализации, к реализации их исключительных возможностей в будущем в профессиональной деятельности. Поэтому очевидна необходимость выстраивать такие формы работы с одаренными детьми, которые будут:
- в полной мере учитывать их особенности, способствуя эффективному решению специфических проблем одаренных детей;
- обеспечивать необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей;
- помогать одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации их к жизни в обществе и максимально продуктивной самореализации в социуме [3, с. 86].
Как свидетельствует опыт работы с одаренными детьми, для их эффективного профессионального самоопределения нужны мудрые учителя, использующие разнообразные педагогические стратегии.
Неоценимый вклад вносят учителя, совмещающие научную деятельность с преподаванием в школе, одной из успешных форм работы,
которых является проектно-исследовательская деятельность школьников. Школьники не только выполняют серьезные проекты по различным предметам, но и публикуют научные статьи в профессиональных журналах.
Важно сотрудничество учителей и психолога на протяжении всего процесса профессионального самоопределения одаренных обучающихся.
Для организации успешного профессионального самоопределения школьников администрации школы необходимо обеспечить системный подход к этой работе, выполняя некоторые советы [4, с.37].
Сформировать группу педагогов, с соответствующей квалификацией, которая будет комплексно и системно заниматься профориентационной работой.
Ознакомить психологов, входящих в группу, с основами коучинг -технологии, суть которой заключается в обращении к целям подростка, а не его проблемам, что позволит повысить эффективность профессионального самоопределения старшеклассников.
Начинать профориентационную работу не только в старших классах, а работать со всеми одаренными детьми школы, учитывая особенности каждого возраста. При данной работе необходимо учитывать такие особенности познавательной деятельности, как уровень обучаемости, скорость и критичность мышления, реакция на противоречия. Также, необходимо планировать работу так, чтобы, при необходимости можно было внести изменения, соответствующие интересам и особенностям группы [6, с.73].
Активность педагога при этой работе должна быть минимальной. Следует предоставить детям широкие возможности изучения профессий, помогать детям, конкретизировать область своих профессиональных предпочтений, учитывать особенности гендерных стереотипов при выборе профессии, информировать и консультировать родителей, обучающихся и администрацию школы.
Таким образом, профессиональная ориентация для одаренных подростков должна быть гибкой, открытой, инновационной в использовании источников, материалов, форм и методов работы, эффективно реализовывать принципы педагогики сотрудничества в образовательно-воспитательном пространстве[7].
Для правильного построения общения с одаренными детьми и формирования у них представления о профессиях, нужно расширить опыт прямого общения с представителями разных профессий, научить детей самостоятельно работать с источниками информации о различных профессиях, сформировать критический взгляд на различную противоречивую информацию о профессиях.
Одним из условий работы над профессиональным самоопределением является профессиональная диагностика одаренных детей.
Процесс диагностирования включает в себя ряд важных этапов.
1. Выявление сферы профессиональных интересов и профессиональной направленности одаренных обучающихся.
2. Диагностика способностей и профессионально важных личностных качеств.
3. Выявление профессиональных представлений и стереотипов школьников в отношении различных профессий.
4. Диагностика личностных особенностей, обеспечивающих эффективность профессионального самоопределения.
Для организации работы по активизации профессионального самоопределения одаренных обучающихся, необходимо проанализировать ресурсы школы, которые помогут в расширении и углублении знаний о профессиях. Это могут быть различные мини курсы, к которым можно привлечь специалистов разных сфер деятельности, исследовательские проекты, выполняемые индивидуально или в малых группах. Если учитывать внешкольные ресурсы, то организация посещения разнообразных рабочих мест открывает большие возможности в профессиональном самоопределении.
Зарубежные исследователи активно выделяют такую форму работы с одаренными детьми, как менторство. Данная форма работы заключается в совместной деятельности опытного профессионала и обучающегося, с целью выполнения какого-либо действующего проекта или его части.
Форма работы данного направления способствует пониманию сути профессии и хорошо подходит одаренным, обучающимся в силу их высокого уровня интеллектуального развития, ярко выраженных познавательных потребностей. Конечно, самих менторов следует готовить к такому взаимодействию, так как неверно истолкованное представление о своей роли может вести к снижению самостоятельности самого подростка, способствовать повышенной ориентации на чужое мнение [4, с.95].
Полученный школьниками опыт при профориентационной работе в данной форме, может оказаться решающим моментом в выборе профессии.
В системе дополнительного образования успешно используются такие формы обучения одаренных детей как: очно-заочные школы; каникулярные лагеря (зимние и летние школы); олимпиады, творческие конкурсы, ярмарки идей; детские научно-практические конференции и семинары. Все это дает возможность осуществлять индивидуально-личностный подход к профессиональному самоопределению.
Кроме всего при выборе профессии необходимо учитывать личностные особенности обучающегося. Необходимо чтобы школьник адекватно оценивал себя, свои сильные и слабые стороны.
Таким образом, сочетание традиционных и современных форм профориентации позволяет проводить ее более эффективно и личностно -направлено.
На определенном этапе развития профориентация становится ведущим видом деятельности для подростка, где необходимо осуществить собственные замыслы и определиться с дальнейшими целями в жизни, осознать собственную значимость. И помочь в этом одаренному ребенку, как и всем другим, может комплексная работа квалифицированных педагогов.
Библиографический список
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер Ком, 2007.
2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.
3. Попова Л.В. Психология одаренности. Дифференциация работы с одаренными. Одаренные школьницы: особенности развития и содействие самореализации. - М.: МИОО, 2006.
4. Попова Л.В. Формы работы с одаренными учащимися. - Астана: Дарын, 2009.
5. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д.Бабаева, Н. С. Лейтес, Т.М.Марютина и др. Под ред. Н. С. Лейтеса. -2-е перераб. и доп. - М: Академия, 2000.
6. Савенков А.И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010.
7. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК».
8. Ситак Л.А. ,Иванюк М.Н.Реализация принципов педагогики сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО // Научная интеграция Сборник научных трудов. 2016
O.V. Yarlykova, A.V. Dymova Professional orientation of gifted children
Abstract. The article deals with vocational guidance of gifted children and adolescents; defined operating conditions of professional self-determination - a
professional diagnosis; in additional education system specified forms of learning for gifted children.
Keywords: Gifted children, vocational counseling, diagnostic, forms of work.