Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МНОГОЯЗЫЧИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МНОГОЯЗЫЧИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полиязычие / компетентность / педагог / язык / культура / полиэтническая среда / подготовка / polylingualism / competence / teacher / language / culture / multi-ethnic environment / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абугалиева Гульшат Сержановна, Гамзаева Мадина Вагидовна

Статья посвящена проблеме формирования полиязычной компетентности будущего педагога в вузе. Рассмотрена роль современного педагога, обладающего расширенным набором полиязычных компетенций способного методически грамотно организовать образовательный процесс в поликультурном пространстве. Автор рассматривает результат формирования профессиональной компетентности, интегрирующие ценностные ориентации полиязычного образования, особенности организации профессиональной деятельности будущего педагога в период обучения в вузе и педагогической практики в школе с целью эффективного решения образовательных задач в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Особенностями процесса формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов являются: открытость, гибкость организации, творческая наполненность, применение заданий разного уровня сложности, тщательное наблюдение и оценка участников, проектная деятельность и др. Автор пришёл к выводу, что ориентация на этнопедагогические основы народных традиций казахов как общее и особенное позволяет содержательно обогатить процесс полиязычного образования в профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абугалиева Гульшат Сержановна, Гамзаева Мадина Вагидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of formation of polylingual competence of a future teacher in higher education. The article considers the role of a modern teacher who has an extended set of multilingual competences and is able to methodically organise the educational process in a multicultural space. The author considers the result of formation of professional competence, integrating value orientations of polylingual education, peculiarities of the organisation of professional activity of the future teacher during the period of study at the university and pedagogical practice at school in order to effectively solve educational tasks in the process of education and upbringing of the younger generation. The peculiarities of the process of formation of polylingual competence in future teachers are: openness, flexibility of organisation, creative content, application of tasks of different levels of complexity, careful observation and evaluation of participants, project activities, etc. The author came to the conclusion that the orientation to the ethnopedagogical foundations of Kazakh folk traditions as common and special allows to meaningfully enrich the process of polylingual education in the professional training of future teachers in higher education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МНОГОЯЗЫЧИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

межкультурного взаимодействия, в первую очередь, должны решать проблему создания благоприятного эмоционального фона в семье и культурной, образовательной среды.

Решение этой проблемы нам видится в реализации комплекса мер по воплощению идеи гуманного отношения к детям, как условия для оздоровления эмоциональной атмосферы, включающее объединение усилий заинтересованных организаций и ведомств, привлечение специалистов для организации реальной помощи детям в межкультурном взаимодействии, использование средств массовой информации.

Выводы. Как показали исследования, в процессе целенаправленной работы по межкультурному взаимодействию учащихся проходило изменение уровней творческого проявления учащихся от спонтанного, далее - к устойчивому проявлению и в итоге к планируемому. Безусловно, такие результаты были получены не у всех учащихся, но у большинства было диагностировано улучшение данных показателей.

Литература:

1. Абдуразакова, Д.М. Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе становления толерантного сознания учащихся многонационального региона / Д.М. Абдуразакова // Педагогика искусства. - 2009. -№1. - 8С.

2. Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы: монография / Е.А. Александрова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 200 с.

3. Куликовская, И.Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и её педагогическое сопровождение: дис. ... д-ра пед. Наук 13. 00. 07/ Ирина Эдуардовна Куликовская. - Ростов н/Д., 2002. - 450 с.

4. Надолинская, Т.В. Театральные технологии в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта / Т.В. Надолинская // Вестник МГУКИ. - 2008. - №1. - 7 С.

5. Сутковая, Н.В. Феномен педагогического сопровождения в актуальных педагогических исследованиях / Н.В. Сутковая // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). -Челябинск, 2017. - С. 49-52

6. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. ... д-ра пед. наук / Александр Львович Уманский. - Кострома, 2004. - 318 с.

7. Яковлева, Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность / Н.О. Яковлева // Вестник ЮУрГУ. - 2012. -№4.-С. 46-49

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель образовательной программы по педагогике дошкольного и начального образования педагогического факультета Абугалиева Гульшат Сержановна

Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, (г. Уральск);

кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры общеобразовательных

и профессиональных дисциплин отделения СПО Гамзаева Мадина Вагидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МНОГОЯЗЫЧИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования полиязычной компетентности будущего педагога в вузе. Рассмотрена роль современного педагога, обладающего расширенным набором полиязычных компетенций способного методически грамотно организовать образовательный процесс в поликультурном пространстве. Автор рассматривает результат формирования профессиональной компетентности, интегрирующие ценностные ориентации полиязычного образования, особенности организации профессиональной деятельности будущего педагога в период обучения в вузе и педагогической практики в школе с целью эффективного решения образовательных задач в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Особенностями процесса формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов являются: открытость, гибкость организации, творческая наполненность, применение заданий разного уровня сложности, тщательное наблюдение и оценка участников, проектная деятельность и др. Автор пришёл к выводу, что ориентация на этнопедагогические основы народных традиций казахов как общее и особенное позволяет содержательно обогатить процесс полиязычного образования в профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе.

Ключевые слова: полиязычие, компетентность, педагог, язык, культура, полиэтническая среда, подготовка.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of polylingual competence of a future teacher in higher education. The article considers the role of a modern teacher who has an extended set of multilingual competences and is able to methodically organise the educational process in a multicultural space. The author considers the result of formation of professional competence, integrating value orientations of polylingual education, peculiarities of the organisation of professional activity of the future teacher during the period of study at the university and pedagogical practice at school in order to effectively solve educational tasks in the process of education and upbringing of the younger generation. The peculiarities of the process of formation of polylingual competence in future teachers are: openness, flexibility of organisation, creative content, application of tasks of different levels of complexity, careful observation and evaluation of participants, project activities, etc. The author came to the conclusion that the orientation to the ethnopedagogical foundations of Kazakh folk traditions as common and special allows to meaningfully enrich the process of polylingual education in the professional training of future teachers in higher education.

Key words: polylingualism, competence, teacher, language, culture, multi-ethnic environment, training.

Введение. Происходящие инновационные процессы в социально-экономическом развитии современного мира активно влиять на качество профессиональной подготовки педагогов в вузе и актуализируют значимость интенсификации межкоммуникационного взаимодействия людей - носителей разных языков, культур в поликультурной образовательной среде. Активное развитие социально-экономического взаимодействия Республики Казахстан с иностранными партнерами закладывает основы для построения долгосрочных и взаимовыгодных форм сотрудничества в экономике, производстве, науке, социальной политике, образовании. Ключевой фигурой, способной методически грамотно организовать образовательный процесс в поликультурном пространстве, является современный педагог, обладающий расширенным набором полиязычных компетенций. В условиях социально-экономической ситуации в современном мире наиболее возрастает потребность в педагогах, которые эффективно решают профессиональные задачи в полиэтнической среде независимо от постоянно меняющихся информационных, политических, экономических, социальных, профессиональных

условий окружающей действительности. Проблема развития двуязычия или многоязычия в системе подготовки педагогических кадров является наиболее востребованным в современном полиэтническом обществе Республики Казахстан.

Качество образовательного процесса зависит от инициативности и самостоятельности его субъектов, от их жизненной позиции, от уровня взаимодействия между всеми участниками, которое обеспечит отслеживание основных тенденций в профессиональной области, понимание и ретрансляцию терминологии по специальности, восприятие информации и обмен опытом на иностранном языке. Владение иностранным языком является базовым компонентом в профессиональной подготовке современного педагога в вузе.

Изложение основного материала статьи. В научно-методической литературе способность осуществлять иноязычное общение в системе высшего образования рассматривалась с различных позиций: проблемы формирования коммуникативных умений (Г.С. Архипова, B.JI. Кузовлев, A.A. Леонтьев, Т.С. Серова, Е.И. Пассов и др.), проблемы обучения иностранному языку в высшей школе как средству общения (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Е.Ф. Ефремова, В.И. Петрищев, В.Л. Скалкин и др.), формирования профессиональной направленности (И.С. Гаврилина, Д.Л. Матухин, Р.П. Мильруд, П.П. Образцов и др.).

По мнению Н.В. Бордовской, становление открытого общества актуализирует на планетарном уровне процесс социальной и межкультурной коммуникации и влияет на возможность свободного выбора формы самореализации в рамках конкретной культуры (религиозной, этнической), что требует активного применения в образовательной практике диалогических и коммуникативных технологий [1, С. 5].

Согласно мнению Л.П. Гадзаовой, именно в условиях многоязычной подготовки необходимо осуществлять активное развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза [3].

По мнению П.П. Галимзяновой, в рамках новой образовательной парадигмы наиболее востребованной проблемой является подготовка студентов к межкультурной коммуникации в полькультурном обществе. Современная действительность свидетельствует о том, что блестящие знания языка без понимания культуры его носителей не обеспечат взимодействие и взаимопонимание [2].

При применении термина полиязычие к речевым сообществам речь идет о этнически и культурно неоднородном обществе, представители которого одновременно используют два и более языка в условиях погружения во взаимодействующие культуры. Данное определение приводит к фактическому приравниванию терминов полиязычие и двуязычие, обусловленному, в первую очередь тем, что процессы, которые происходят в мозгу двуязычной личности (билингва) и полиязычной личности, и даже полиглота принципиально едины с психолингвистической, нейролингвистической, социолингвистической, педагогической, когнитивной и чисто лингвистических позиций [4; 5].

В нашем исследовании содержание профессиональной подготовки будущего педагога рассматривается как результат формирования профессиональной компетентности, интегрирующие ценностные ориентации полиязычного образования, особенности организации профессиональной деятельности будущего педагога в период обучения в вузе и педагогической практики в школе с целью эффективного решения образовательных задач в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Следовательно, в понятие «полиязычная компетентность» включены различные компоненты: когнитивный, операциональный, мотивационный, этический, социальный, поведенческий и т.д.

По мнению Л.С. Сырымбетовой, Э.Д. Сулейменовой, «подобный «генерализирующий» подход не означает решения самой проблемы полиязычия: данный феномен связывают с попеременным использованием двух (и более) языков (У. Вайнрах), способностью объясняться на двух (и более) языках (Л.В. Щерба), соприкосновением языков в определенном географическом районе (В.К. Шпербер), употреблением индивидуумом (группой индивидуумов) нескольких языков в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией (Г.А. Зограф) [7, С. 72].

Важным фактором развития поликультурного образования является существенное повышение внимания государства к сохранению и развитию культурного наследия всех народов, проживающих в Казахстане, а также открытость многонациональной казахстанской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам.

Для определения теоретических основ формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов рассмотрим исследования, посвященные построению среды взаимодействия в процессе обучения (А.Г. Асмолов, Д. Гриндер, Л.А. Петровская, Н.М. Борытко, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова и др.). Опираясь на эти исследования, мы выделяем в полиязычном взаимодействии следующие компетенции: коммуникативная, социально-психологическая, перцептивная (отражает понимание и принятие себя и другого), интерактивная (отражает взаимодействие людей) [8, 9]. Развитие полиязычной коммуникации у будущих педагогов в предлагаемом нами формате ориентировано на ознакомление с народными традициями народов Казахстана, их осмысление и понимание, использование этих знаний в образовательной практике. Процесс решения полиязычных проблемных ситуаций, возникающих спонтанно или преднамеренно созданных нами, будет способствовать развитию этнокультурного духовно-нравственного мышления у будущих педагогов, коммуникативных способностей, опосредованных знанием народных традиций, культуры народов Казахстана.

По нашему мнению, основополагающими методологическими принципами процесса формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов на народных традициях казахов как результата профессиональной подготовки в вузе выступают фундаментальность, научность, системность, целостность, практико-ориентированная направленность, дополнительность, преемственность, вариативность, междисциплинарная интеграция. Следовательно, процесс формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов на народных традициях казахов целесообразно и успешно решать в условиях поликультурной образовательной среды. Сформированность полиязычной компетентности довольно сложно измерить. Объективность ее оценки зависит от тех критериев, по которым можно ее оценить, и от инструментов оценки. В таком качестве могут выступать различные упражнения и задания, специально подобранные для измерения способности будущего педагога к выполнению тех или иных действий.

Процесс профессиональной подготовки будущего педагога в полиязычной среде вуза реализуется на рефлексивно-ориентационном этапе - как процесс формирования общекультурной и профессиональной компетенций у будущего учителя в условиях открытости и обмена информацией в саморазвивающейся образовательной системе в процессе восприятия.

В период с 2017 года по 2023 год нами осуществлялась опытно-экспериментальная работа по изучению развития полиязычного образования в профессиональной подготовке будущих педагогов. В исследовании приняли участие 170 обучающихся полиязычных групп направления подготовки 6В012 Педагогика дошкольного воспитания и обучения, направленность (профиль) 6В01201 Дошкольное обучение и воспитание, 6В013 Подготовка учителей без предметной специализации направленность (профиль) 6В01301 Педагогика и методика начального обучения педагогического факультета Западно-Казахстанского университета им. Махамбета Утемисова, Республика Казахстан. Эффективность разработанной модели и технологии формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов на этнопедагогических основах народных традиций казахов в вузе был апроирован в реальном образовательном процессе вуза. Технология процесса формирования полиязычной компетентности будущего педагога на этнопедагогических основах

народных традиций казахов является процессуальным инструментом реализации модели и определяет алгоритм проектирования данной технологии в образовательном процессе вуза.

Целью опытно-экспериментальной работы явилось доказательство того, что реализация разработанной модели способствует успешному формированию полиязычной компетентности будущих педагогов на этнопедагогических основах народных традиций казахов в профессиональной подготовке в вузе.

На констатирующем этапе исследования была проведена работа по выяснению того, насколько будущие педагоги осознают актуальность проблемы формирования полиязычной компетентности в профессиональной подготовке педагогических кадров в вузе, а также их личного отношения в необходимости такого формирования. В ходе данной работы нами было проведено анкетирование студентов 1 курса педагогического факультета.

Данные анкетирования демонстрируют о недостаточном осознании студентами сути и содержании будущей профессиональной деятельности, а также о низком оценивании студентами формирования у себя способности обладания речевыми умениями, знаниями казахского, русского и иностранного языка в составе профессионально значимых качеств его личности. Студентами изучение иностранного языка рассматривается не как средство получения профессиональных знаний, а как средство удовлетворения личных потребностей.

Анализ результатов анкетирования показал, что необходимо актуализировать возможности полиязычного образования для формирования профессиональной полиязычной компетентности будущих педагогов в вузе. Процесс обучения языкам соответствовать с программами профилирующих дисциплин и включать в себя элементы профессиональной деятельности и профессионального общения, повышать уровень мотивации у студентов к изучению иностранного языка.

Организация опытно-экспериментальной работы позволила установить и проверить целостность закономерных связей между объективными сторонами процесса и создаваемыми педагогическими условиями целенаправленного формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов в вузе и вносить в него целесообразные коррективы. Технологический компонент включает содержательный и процессуальный блоки и представляет технологию процесса формирования полиязычной компетентности будущего педагога на этнопедагогических основах народных традиций казахов в вузе. Технология процесса формирования полиязычной компетентности на этнопедагогических основах народных традиций казахов в вузе, по нашему мнению, не только учитывает степень сформированности, но и способствует личностному росту и самопознанию, готовности у будущих педагогов к формированию метапредметных образовательных результатов у младших школьников в условиях полиязычного образования в школе.

В нашей технологии содержательный блок состоял из инструментальных и организационных основ процесса формирования полиязычной компетентности будущего педагога в вузе. Инструментальная основа была представлена в виде учебно-методических материалов, организационная основа была ориентирована на организацию практико-ориентированных мероприятий, которые способствуют развитию сотрудничества будущих педагогов со школьниками в полиязычном образовании в школе.

Следует отметить, что содержательный и процессуальный блоки технологии формирования полиязычной компетентности будущего педагога на этнопедагогических основах народных традиций казахов в вузе - это единство технологических компонентов модели, которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Технология процесса формирования полиязычной компетентности на этнопедагогических основах народных традиций казахов в вузе представляет собой упорядоченную педагогическую деятельность педагога по созданию условий для полиязычного образования обучающихся.

Разработанная технология формирования полиязычной компетентности будущего педагога на этнопедагогических основах народных традиций казахов в вузе характеризуется такими следующими особенностями, как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, логичность и развивающий характер. Рассмотрим эти особенности.

Концептуальность позволяет определить научные идеи и принципы обучения в организации полиязычного образования будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе; системность технологии осуществить выбор содержания, методов и форм взаимодействия и субъектов; управляемость позволяет провести оперативную коррекцию методов и форм взаимодействия субъектов в полиязычном образовании в вузе для достижения прогнозируемого результата; эффективность технологии позволяет оценить значимость педагогических условий для формирования полиязычной компетентности будущего педагога; логичность позволяет определить целесообразность проведения последовательности действий всех субъектов в межкультурном взаимодействии; развивающий характер обеспечивает индивидуальное профессиональное развитие каждого педагога в полиязычном образовании в вузе.

Рассмотрим технологию проведения кейс-задачи «Этнокультурный тур» по формированию полиязычной компетентности на занятии учебной дисциплины «Теория и методика воспитательной работы». Студент М. приехал с другом С. из Италии по академической мобильности в Казахстан в Еразийский национальный университет имени Л. Гумилева, Поскольку нравится эта страна, они решили учить казахский и русский языки. Так как они длительное время находятся в Астане, уже подружились со многими ребятами. Но чтобы узнать больше о Казахстане, о жизни людей, о достопримечательностях, решили отправиться в трехдневный этнокультурный тур по Казахстану. И они обратились за помощью в агентство по организации туров. Цель работника агентства продать успешно тур, при этом быть доброжелательным, позитивно настроенным по отношению к иностранцам.

На занятии учебной дисциплины «Теория и методика воспитательной работы» будущие педагоги приняли участие в деловой игре «Большая стирка» Будущим педагогам предлагается обсудить актуальные традиции семейного воспитания студентам разных национальностей и культур. Роли заранее назначаются преподавателем. Будущие педагоги в ходе беседы приводят примеры воспитания детей в той или иной культуре на русском, казахском, английском языках.

В ходе опытно-экспериментальной работы студенты демонстрировали толерантность, чуткость, вежливость, благожелательность, интерес к народным традициям этноса Казахстана, рефлексию, импровизацию, ответственность и др.

Рассмотрим на примере проведения семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитательной работы», было предложено подготовить презентацию «Капсула воспитания национальной культуры личности» с применением русского, казахского и английского языков в межкультурном общении; проектировать стиль и стратегию коммуникации в командной работе с учетом этнокультурных особенностей личности; слушать и уважать другое мнение.

На практическом занятии по предмету «Социальная педагогика» будущим педагогам было предложено разработать проект «Виртуальная экскурсия» с применением ИКТ на русском, казахском и английском языках о культуре, традициях этносов, проживающих в Казахстане, для младших школьников в период педагогической практики в школе.

На практических занятиях по семейной педагогике применялись дебаты для обсуждения на английском, русском, казахских языках следующих тем: «Hospitality customs» (народные традиции гостеприимства); «The child birthday custom» (народные традиции при рождении pe6eHKa);«Folk traditions of upbringing and worship of the cuit of the mother» (народные традиции воспитания и почитания культа матери).

У большинства участников (32% из числа экспериментальной группы) уже на первом этапе полиязычного обучения констатируют позитивные изменения: личностный рост, расширение полиязычных коммуникативных возможностей, положительное отношение к себе и представителям других культур, расширение знаний народных традиций этноса Казахстана, повышение своей полиязычной компетентности и регулятивных возможностей в процессе общения с другими.

Следовательно, процесс познания традиций этноса Казахстана в процессе подготовки в вузе формирует у будущих педагогов полиязычную компетентность и способствует ориентации в поликультурной среде на основе знаний основных норм поведения, ценностей и убеждений представителей различных культур; во-вторых, этнокультурное духовно-нравственное обогащение будущего педагога способствует познанию родного языка, национальной самобытности, культуры, традиции этноса.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ результатов исследования показал, что процесс формирования у будущих педагогов полиязычной компетентности в вузе необходимо осуществлять непрерывно, целостно и перспективно на всех уровнях образования в вузе. Целесообразно активно проектировать полиязыковое образование через параллельное изучение языковых учебных дисциплин (казахского, русского, английского) и дисциплин профессиональной подготовки (психологии, педагогики, частных методик. В современном мире транслировать и укреплять статус русского языка как средства общения и развития межгосударственных отношений и сотрудничества с Россией и странами СНГ.

Литература:

1. Бордовская, Н.В. Новые технологии в образовании: истоки и причины активного развития и применения / Н.В. Бордовская // Непрерывное образование. - 2012. - Вып. 2. - С. 5-9

2. Галимзянова, И.И. Формирование способности к межкультурной иноязычной коммуникации/ И.И. Галимзянова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 15. Искусствоведение. - 2012. - Вып. 1. - С 227-232

3. Гадзаова, Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук 13.00.08 / Гадзаова Людмила Петровна / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2010,- 453 с.

4. Кунанбаева, С.С. Современное иноязычное образование: методология и теории / С.С. Кунанбаева. - Алматы, 2005. -264 с.

5. Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики: монография / ред. М.О. Гузикова, А.Л. Неволина. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2016. - 124 с.

6. Сырымбетова, Л.С. Методологические подходы и основные стратегии обучения трем языкам в Республике Казахстан / Л.С. Сырымбетова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7, № 4. - С. 72-92

7. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В.В. Сериков. -Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

8. Хащенко, Т.Г. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе вуза: метод, рекомендации / Т.Г. Хащенко, Е.В. Макарова. - Ульяновск: УГСХА, 2011. - 46 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бузни Виктория Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); студент Абдураимова Сание Зоировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу использования педагогами дошкольных учреждений цифровых инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Описаны способы интеграции цифровых инструментов в работу воспитателей. В статье представлен теоретический анализ практических, символических и когнитивных аспектов, влияющих на работу педагогов с цифровыми инструментами.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые инструменты, дети дошкольного возраста, дошкольное образование, педагог дошкольного образования, воспитатель, цифровые компетенции.

Annotation. The article is devoted to the topical issue of the use of digital tools by preschool teachers in working with preschool children. The experience of using digital tools in the work of educators is described. The article presents a theoretical analysis of practical, symbolic and cognitive aspects that affect the work of teachers with digital tools.

Key words: digitalization, digital tools, preschool children, preschool education, preschool teacher, educator, digital competencies.

Введение. Цифровизация является частью повседневной жизни большинства людей, и во многих странах мира действуют программы по ознакомлению детей и молодежи с информационными и коммуникационными технологиями. Неудивительно, что мнения об использовании цифровых инструментов подрастающим поколением расходятся; цифровизация на общественном, групповом и индивидуальном уровнях является интересной темой на глобальном и национальном уровнях, и чем младше дети, вовлеченные в процесс цифровизации, тем больше дискуссий. Одни ученые утверждают, что цифровые инструменты для детей младшего возраста (в возрасте 1-5 лет) не следует внедрять, пока мы не узнаем больше о негативных последствиях их применения. Такие аргументы зачастую основаны на исследованиях, показывающих, что длительное время, проведенное за экраном, может способствовать задержке развития, например, языковых и социально-эмоциональных навыков или может привести к ухудшению здоровья, проблемам, вызванным слишком малоподвижным образом жизни. Это является причиной того, что дошкольное образование исключено из программ цифровизации в некоторых странах, а педагоги часто не используют цифровые инструменты в работе с дошкольниками. Тем не менее, многие педагоги дошкольного образования считают цифровые технологии полезными для образовательных целей и служащими дополнением к деятельности, связанной с физическим развитием, т. е. одно не должно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.