Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСТАНА'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛИЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абугалиева Гульшат Сержановна, Кекеева Зинаида Очировна

Целью нашей работы является изучение проблемы формирования полиязычной коммуникативной компетентности личности в высшей школе Казахстана. Актуальность статьи обусловлена тем, что полиязычие рассматривается как средство развития интеллектуального потенциала. Методы. Использованы теоретико-методологические и информационно-аналитические методы в изучении проблемы формирования полиязычной коммуникативной компетентности личности в процессе профессиональной подготовки в вузе Казахстана. Теоретический метод - анализ теоретической и педагогической литературы; эмпирический метод - анкетирование; методы математической обработки исследовательских результатов. Результат. Полученные результаты исследования, проведенные в Западно-Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова показали: процесс формирования полиязычной коммуникативной компетентности будущего педагога способствует повышению качества профессиональной подготовки в вузе. Вывод. Процесс обучения языкам целесообразно осуществлять в соответствии с программами профилирующих дисциплин и включать в содержание образования элементы профессиональной деятельности и профессионального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абугалиева Гульшат Сержановна, Кекеева Зинаида Очировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN MULTILINGUAL EDUCATION IN KAZAKHSTAN

The aim of the work is to study the problem of formation of multilingual communicative competence of a person in higher education in Kazakhstan. The relevance of the article is due to the fact that multilingualism is considered as a means of developing intellectual potential. Method. Theoretical-methodological and information-analytical methods are used to substantiate the results of experimental work on the formation of multilingual communicative competence of the individual in the process of professional training at the University of Kazakhstan. Theoretical method - analysis of theoretical and pedagogical literature; empirical method-questionnaires; methods of mathematical processing of research results. Result. The results of the study conducted at the M. Utemisov West Kazakhstan State University showed that the process of formation of multilingual communicative competence of the future teacher is one of the factors of improving the quality of professional training at the university. Conclusion. The process of teaching languages should be carried out in accordance with the programs of core disciplines and include elements of professional activity and professional communication in the content of education.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПОЛИЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСТАНА»

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-10-14

Подготовка будущих педагогов в полиязычном образовании Казахстана

Абугалиева Г. С. 1, Кекеева З. О. 2

1 Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, Уральск, Казахстан; e-mail: gulshat521336@mail.ru 2 Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова,

Элиста, Россия; e-mail: kekeeva-zo@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью нашей работы является изучение проблемы формирования полиязычной коммуникативной компетентности личности в высшей школе Казахстана. Актуальность статьи обусловлена тем, что полиязычие рассматривается как средство развития интеллектуального потенциала. Методы. Использованы теоретико-методологические и информационно-аналитические методы в изучении проблемы формирования полиязычной коммуникативной компетентности личности в процессе профессиональной подготовки в вузе Казахстана. Теоретический метод - анализ теоретической и педагогической литературы; эмпирический метод - анкетирование; методы математической обработки исследовательских результатов. Результат. Полученные результаты исследования, проведенные в Западно -Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова показали: процесс формирования полиязычной коммуникативной компетентности будущего педагога способствует повышению качества профессиональной подготовки в вузе. Вывод. Процесс обучения языкам целесообразно осуществлять в соответствии с программами профилирующих дисциплин и включать в содержание образования элементы профессиональной деятельности и профессионального общения.

Ключевые слова: образование, педагог, профессиональная подготовка, полиязычная компетентность, вуз.

Формат цитирования: Абугалиева Г. С., Кекеева З. О. Подготовка будущих педагогов в полиязычном образовании Казахстана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. J№ 1. C. 10-14. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-10-14

Training of Future Teachers in Multilingual Education in Kazakhstan

Gulshat S. Abugalieva 1, Zinaida O. Kekeeva 2

1 M. Utemisov West Kazakhstan State University, Uralsk, Kazakhstan; e-mail: gulshat521336@mail.ru 2 B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russia; e-mail: kekeeva-zo@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of the work is to study the problem of formation of multilingual communicative competence of a person in higher education in Kazakhstan. The relevance of the article is due to the fact that multilingualism is considered as a means of developing intellectual potential. Method. Theoretical-methodological and information-analytical methods are used to substantiate the results of experimental work on the formation of multilingual communicative competence of the individual in the process of professional training at the University of Kazakhstan. Theoretical method - analysis of theoretical and pedagogical literature; empirical method-questionnaires; methods of mathematical processing of research results. Result. The results of the study conducted at the M. Utemisov West Kazakhstan State University showed

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

that the process of formation of multilingual communicative competence of the future teacher is one of the factors of improving the quality of professional training at the university. Conclusion. The process of teaching languages should be carried out in accordance with the programs of core disciplines and include elements of professional activity and professional communication in the content of education.

Keywords: education, teacher, professional training, multilingual competence, university.

For citation: Abugalieva G. S., Kekeeva Z. O. Training of Future Teachers in Multilingual Education in Kazakhstan. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 20 20. Vol. 14. No. 1. Pp. 10-14. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-10-14(In Russian)_

Введение

В настоящее время полиязычное образование является актуальной проблемой в системе образования Казахстана. Полиязычное образование обеспечивает позитивное взаимодействие людей разных культур в условиях глобализации. Профессиональная подготовка будущих педагогов к организации процесса трехъязычного обучения в современной школе способствует воспитанию у учащихся навыков обучения, самореализации, личностного развития. Исследователи P. G. Altbach, J Knight отмечают, что полиязычность в современном высшем образовании понимают как процесс свободного владения родным и английским языками в международном общении [11]. Исследователи В. В. Авдонин, И. В. Пак отмечают, что проблема формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов в профессиональной подготовке является наиболее востребованной в вузовском образовании [1].

Вопросы полиязычного образования изучались исследователями в области теории обучения иностранным языкам (Бим И. Л., Кулибаева Д. Н., Кунанбаева С. С. и др.); лингводидактики и психологии обучения (Барышников Н. В., Выготский Л. С., Вермке Ю., Жинкин Н. И., Зимняя И. А., Коряковцева Н. Ф., Леонтьев А. А., Рубинштейн С. Л., Цахариас В. и др.); проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков (Алтынбекова О. Б., Копылен-ко М. М., Костромина Т. А., Крысин Л. П., Мадиева Г. Б., Смагулова Ж. С., Сулейме-нова Э. Д., Хасанов Б. Х., Шаймерденова Н. Ж. и др.); роли родного языка в этнокультурных ценностях (Арутюнова Н. Д., Лихачев Д. С., Степанов Ю. С., Телия В. Н., Шаклеин В. М. и др.); вопросов формирования языковой идентичности (Хайрулли-на Н. Г.); теоретико-методологических основ полиязычного образования (Жетпис-баева Б. А.).

Полиязычное образование - целенаправленный организованный процесс обучения личности нескольким языкам как социально значимого опыта в формировании коммуникативной компетентности [2; 3; 10].

Целями исследования являлись:

- изучить состояние проблемы полиязычного образования в профессиональной подготовке будущих педагогов в Казахстане;

- определить основные функции полиязычной компетентности будущих педагогов в профессиональной подготовке в вузе;

- рассмотреть основные компоненты сформированности полиязычной компетентности будущего педагога в профессиональной подготовке в вузе.

Основными функциями полиязычной компетентности будущего педагога являются этнокультурная, духовно-нравственная, инструментальная, целевая, этническая, эстетическая, профессиональная, языковая.

Полиязычная компетентность будущего педагога - это готовность к профессиональному самообразованию в процессе специальной, лингвистической, психологической, профессиональной, этической, дидактической, исторической и методической подготовки [4-6].

Формирование полиязычной компетентности будущих педагогов предполагает поэтапное восхождение от низкого (эпизодические проявления полиязычной ориентации в образовательной среде) к среднему (уверенное решение полиязычных задач в образовательной среде) и далее к высокому уровню (продуцирование образцов полиязычной компетентности в образовательной среде), что обусловлено логикой ее становления [7-9].

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• ОЭРи ЮийММ. Уо!. 14. N0. 1. 2020

Таблица 1

Основные функции полиязычной компетентности будущего педагога

Этнокультурная, духовно-нравственная знание народных традиций, национальной самобытности и уникальной этнокультуры этноса Казахстана

Инструментальная способность взаимодействовать, владея набором средств и разновидностями общения, основанными на знании народных традиций этноса Казахстана

Целевая полиязычное эффективное взаимодействие в этнокультурной среде

Этическая полиязычное взаимодействие, учитывающее не только собственные цели, но и учитывающее интересы других и общества в целом

Эстетическая умение совершенствовать формы и организации полиязычного взаимодействия

Социокультурная готовность учитывать при взаимодействии в поликультурной среде нормы и особенности народных традиций этноса Казахстана

Профессиональная готовность к полиязычному взаимодействию в поликультурной образовательной среде на профессиональном уровне

Языковая готовность использовать разнообразные языковые средства в процессе полиязычного взаимодействия

Результаты и их обсуждение

В Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях развития полиязычного образования обучение осуществляется на трех языках: казахском, русском и английском. В период с 2016 по 2019 гг. было проведено исследование по проблеме формирования полиязычной коммуникативной компетентности личности в процессе профессиональной подготовки в вузе на примере Республики Казахстан. Организация исследования включала три этапа проведения (подготовительный, базовый, интеграционный) на основе следующих принципов: субъективность опыта обучаемого; личностное участие; когнитивная наполненность процесса; сотрудничество; индивидуальный подход и др.

На подготовительном этапе будущие педагоги решали воспитательные ситуации (обсуждение проблем, возникающих в межнациональных взаимоотношениях) через совместные просмотры кинофильмов, видеороликов, обсуждение книг, событий, происходящих в Казахстане. Также будущие педагоги выполняли различные упражнения, способствующие умению осуществлять анализ жизненных и профессиональных ситуаций в полиязычном образовании.

На втором базовом этапе будущие педагоги выполняли творческие задания, способствующие формированию полиязыч-

ной компетентности. Выполнение таких проблемно-поисковых ситуаций способствовало личностному росту будущих педагогов, расширению знаний о народных традициях этноса Казахстана, положительному отношению к формированию полиязычной компетентности, усиливало потребности в этнокультурном духовно-нравственном становлении. Творческие задания, выполняемые участниками в этот период, были посвящены анализу народных традиций этноса Казахстана.

На третьем интеграционном этапе накопленный полиязычный опыт в изучении собственного мира и взаимоотношений с другими позволял будущим педагогам и дальше совершенствовать полиязычную компетентность. Будущие педагоги, преодолевая конфликты, учились работать в многонациональном коллективе, выполнять исследования, посвященные речевому этикету, традициям разных народов, проживающих в Казахстане, подготовить проекты-встречи с представителями национальных театров, газет, кино, культуры и литературы.

Анализ результатов исследования показал, что к концу опытно-экспериментальной работы у будущих педагогов уровень сформированности полиязычной компетентности заметно вырос с 23 % до 37 %; средний уровень с 29 % до 40 %, а низкий уровень существенно снизился с 48 % до 23 %. Результаты ОЭР представлены в таблице 2.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов ОЭР

Группы До начала ОЭР (%) По окончании ОЭР (%)

Низкий Уровень Средний Уровень Высокий Уровень Низкий уровень Средний Уровень Высокий Уровень

Экспериментальная 48 29 23 23 40 37

Контрольная 47 28 25 40 33 27

Следует отметить, что общая динамика сформированности полиязычной компетентности у будущих педагогов свидетельствует о том, что процесс формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов имеет свою логическую последовательность: низкий ^ средний ^ высокий. Также представленные результаты подтверждают, что формирование полиязычной компетентности в рамках реализуемой модели имеет развивающий эффект.

Заключение

Таким образом, повышение уровня интереса и мотивированности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе к изучению родного, русского

Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Международной научно-практической конференции. Редком. : О. Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 94-96.

2. Баюканская С. Ф. Некоторые аспекты полиязычного образования в современном вузе // Наука и образования в глобальном мире: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова. Уральск, 2017. Ч. I. С. 43-45.

3. Бейсханова С. А., Магауина Г. М. Полиязычное образование как инструмент становления компетентного специалиста // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2013. 9 (137). С. 9092.

4. Испулова Р. Н. Полиязычное обучение как один из факторов эффективности высшего образования // Стратегия «Казахстан - 2050»: проблемы развития государственного языка и полиязычного образования: материалы республиканской научно-практической конференции. 2013. С. 57-59.

5. Кожахметова К. Ж. Поликультурное образование в условиях многонационального Казахстана: сущность и особенности // Культура и образование 21 века: сборник докладов.

и иностранного языков является средством формирования коммуникативной компетентности в полиязычном образовании.

Наш анализ результатов показал, что будущие педагоги демонстрируют недостаточное осознание ценности полиязычного образования в профессиональной подготовке в вузе. Результаты исследования могут быть использованы на лекциях и практических занятия этнопедагогики, лингвопсихологии, а также при разработке программ, учебных пособий по вопросам полиязычного образования в профессиональной подготовке в вузе.

6. Москалева М. В. Коммуникативная компетентность как фактор развития личности во вневузовской языковой профессиональной переподготовке специалистов // Гуманизация образования. 2009. N° 3. С. 149-154.

7. Сигуан М., Макки У. Образование и двуязычие. Пер. с франц. М. : Педагогика. 1990. 184 с.

8. Ускенбаева С. Т. Духовно-нравственные ценности казахского этноса, их отражение в образовании // Перемены в образовании: новые границы и приоритеты: материалы международной научно-практической конференции. Алматы: АПН Казахстана, 2011. С. 62-65.

9. Ускенбаева С. Т. Законодательно-правовые аспекты этнокультурного образования студентов Казахстана // Нравственно-правовая культура и правовое образование в современных социокультурных условиях: проблемы и опыт теоретико-методологического, методического, нормативно-правового и практического аспектов: сборник научных статей. Горно-Алтайск. : Изд-во ГАГУ. 2009. 159 с.

10. Хасанов Б. Х. Национальные языки, двуязычие и многоязычие: поиски и перспективы. Алма-Ата: Казахстан. 1989. 136 с.

11. Altbach P. G., Knight J. The internationalization of higher education: Motivations and realities. Journal of studies in international education. 2007. Vol. 11. No. 3-4. Pp. 290-305.

Литература

1. Авдонин В. В. Проблемы и перспективы полиязычного образования в Казахстане //

Уральск: РИК КАО им. И. Алтынсарина, 2006. С. 104-105.

14 ••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

References

1. Avdonin V. V. Problems and prospects of multilingual education in Kazakhstan. Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendencii iperspektivy razvitiya: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Science, education, society: trends and prospects of development: proceedings of the IV International Scientific-Practical Conference. Editorial Board: O. N. Shirokov and others. Cheboksary, TsNS "Interactive plus" Publ., 2017. Pp. 94-96. (In Russian)

2. Bayukanskaya S. F. Some aspects of multilingual education in a modern University. Nauka i obrazovaniya vglobal'nom mire: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 85-letiyu Zapadno-Kazahstanskogo gosudarstvennogo universiteta im. M. Utemisova [Science and education in the global world: proceedings of the international scientific and practical conference, dedicated to the 85th anniversary of the M. Utemisov West Kazakhstan State University]. Uralsk, 2017. P. I. Pp. 43-45. (In Russian)

3. Beiskhanova S. A., Magauina G. M. Multilingual education as a tool for becoming a competent specialist. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TSPUBulletin) [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University (TSPU Bulletin)]. 2013. 9 (137). Pp. 90-92. (In Russian)

4. Ispulova R. N. Multilingual education as one of the factors of higher education effectiveness. Strategiya «Kazahstan — 2050» : problemy razvitiya gosudarstvennogo yazyka i poliyazychnogo obrazovaniya: materialy respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Strategy "Kazakhstan-2050": problems of development of the state language and multilingual education: proceedings of the republican scientific and practical conference]. 2013. P. 57-59. (In Russian)

5. Kozhakhmetova K. Zh. Multicultural education in the conditions of multinational Kazakhstan: essence and features. Kul'tura i obrazovanie 21 veka: sbornik dokladov [Culture and education of the 21st century: collection of

reports]. Uralsk, I. Altynsarin RIK KAO. 2006. Pp. 104-105. (In Russian)

6. Moskaleva M. V. Communicative competence as a factor of personality development in non-university language professional retraining of specialists. Gumanizaciya obrazovaniya [Humanization of education]. 2009. No. 3. Pp. 149154. (In Russian)

7. Siguan M., McKee U. Obrazovanie i dvuyazychie [Education and bilingualism]. Transl. from French. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. 184 p. (In Russian)

8. Uskenbaeva S. T. Spiritual and moral values of the Kazakh ethnos, their reflection in education. Peremeny v obrazovanii: novye granicy i pri-oritety: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Changes in education: new borders and priorities: proceedings of the international scientific and practical conference]. Almaty, APN of Kazakhstan Publ., 2011. 264 p. Pp. 62-65. (In Russian)

9. Uskenbayeva S. T. Legislative and legal aspects of ethno-cultural education of students of Kazakhstan. Nravstvenno-pravovaya kul'tura i pravovoe obrazovanie v sovremennyh soci-okul'turnyh usloviyah: problemy i opyt teoretiko-metodologicheskogo, metodicheskogo, norma-tivno-pravovogo i prakticheskogo aspektov: sbornik nauchnyh statej [Moral and legal culture and legal education in modern socio-cultural conditions: problems and experience of theoretical and methodological, methodological, regulatory and practical aspects: collection of scientific articles]. Gorno-Altaisk, GAGU Publ., 2009, 159 p. (In Russian)

10. Khasanov B. H. Nacional'nye yazyki, dvuyazychie i mnogoyazychie: poiski i perspektivy [National languages, bilingualism and multilingualism: search and prospects]. Alma-Ata, Kazakhstan Publ., 1989. 136 p. (In Russian)

11. Altbach P. G., Knight J. The internationalization of higher education: Motivations and realities. Journal of studies in international education. 2007. Vol. 11. No. 3-4. Pp. 290-305.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Принадлежность к организации Affiliations

Абугалиева Гульшат Сержановна, стар- Gulshat S. Abugalieva, senior lecturer, the

ший преподаватель, кафедра педагогики и chair of Pedagogy and Psychology, M. Utemisov

психологии, Западно-Казахстанский госу- West Kazakhstan State University, Uralsk, Ka-

дарственный университет им. М. Утемисова, zakhstan; e-mail: gulshat521336@mail.ru Уральск, Казахстан; e-mail: Zinaida O. Kekeeva, Doctor of Pedagogy,

gulshat521336@mail.ru professor, the dean of the faculty of Pedagogical

Кекеева Зинаида Очировна, доктор педа- Education and Biology, B. B. Gorodovikov Kal-

гогических наук, профессор, декан факуль- myk State University, Elista, Russia; e-mail: ke-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тета педагогического образования и биоло- keeva-zo@yandex.ru гии, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия; email: kekeeva-zo@yandex.ru

Принята в печать 06.02.2020 г.

Received 06.02.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.