Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ КАЗАХСТАНА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИЯЗЫЧИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / КОМПОНЕНТЫ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абугалиева Гульшат Сержановна, Кекеева Зинаида Очировна

Целью нашей работы является изучение проблемы формирования коммуникативной компетентности у будущего педагога в полиязычной образовательной среде высшей школы в Казахстане. Актуальность статьи обусловлена тем, что полиязычие рассматривается как условие успешной социализации молодого поколения. Процесс развития полиязычия обусловлен потребностью сформировать и воспитать полиязычную личность, способную полноценно осуществлять коммуникацию, свободно выходя за рамки родного языка и культуры. Методы исследования. Использованы теоретико-методологические и информационно-аналитические методы для обоснования результатов опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности личности в высшей школе Казахстана, анализ теоретической и педагогической литературы; наблюдение; анкетирование; методы математической обработки результатов. Результат. Полученные результаты исследования, проведенные в Западно-Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова показали, что в процессе приобщения будущих педагогов к познанию народных традиций Казахстана происходит формирование коммуникативной компетентности. Вывод. Процесс формирования коммуникативной компетентности будущего педагога в высшей школе Казахстана выступает как составной элемент профессиональной подготовки в полиязычной образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абугалиева Гульшат Сержановна, Кекеева Зинаида Очировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER USING THE FOLK TRADITIONS AND CUSTOMS OF KAZAKHSTAN

The aim of the work is to study the problem of forming a communicative competence of a future teacher in a multilingual educational environment of higher education in Kazakhstan. The relevance of the article is due to the fact that multilingualism is considered as a condition for successful socialization of the younger generation. The process of developing a multilingualism is conditioned by the need to form and educate a multilingual person who is able to fully communicate, freely going beyond the native language and culture. Methods of research. Theoretical-methodological and information-analytical methods are used to substantiate the results of experimental work on the formation of communicative competence of a person in higher education in Kazakhstan, analysis of theoretical and pedagogical literature; observation; questionnaires; methods of mathematical processing of results. Result. The obtained results of the research conducted at the M. Utemisov West Kazakhstan State University show that introducing the future teachers to the knowledge of folk traditions of Kazakhstan contributes to the formation of communicative competence. Conclusion. The process of forming the communicative competence of the future teacher in the higher school of Kazakhstan acts as an integral element of professional training in the multilingual educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ КАЗАХСТАНА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-5-10

Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога с использованием народных традиций и обычаев Казахстана

Абугалиева Г. С. 1, Кекеева З. О. 2

1 Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова,

Уральск, Казахстан; e-mail: gulshat521336@mail.ru 2 Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова,

Элиста, Россия; e-mail: kekeeva-zo@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью нашей работы является изучение проблемы формирования коммуникативной компетентности у будущего педагога в полиязычной образовательной среде высшей школы в Казахстане. Актуальность статьи обусловлена тем, что полиязычие рассматривается как условие успешной социализации молодого поколения. Процесс развития полиязычия обусловлен потребностью сформировать и воспитать полиязычную личность, способную полноценно осуществлять коммуникацию, свободно выходя за рамки родного языка и культуры. Методы исследования. Использованы теоретико-методологические и информационно-аналитические методы для обоснования результатов опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности личности в высшей школе Казахстана, анализ теоретической и педагогической литературы; наблюдение; анкетирование; методы математической обработки результатов. Результат. Полученные результаты исследования, проведенные в Западно-Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова показали, что в процессе приобщения будущих педагогов к познанию народных традиций Казахстана происходит формирование коммуникативной компетентности. Вывод. Процесс формирования коммуникативной компетентности будущего педагога в высшей школе Казахстана выступает как составной элемент профессиональной подготовки в полиязычной образовательной среде вуза.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, полиязычие, высшая школа, компоненты, народные традиции.

Формат цитирования: Абугалиева Г. С., Кекеева З. О. Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога с использованием народных традиций и обычаев Казахстана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. C. 5-10. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-5-10_

Formation of Communicative Competence

of the Future Teacher Using the Folk Traditions and Customs of Kazakhstan

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019

Gulshat S. Abugalieva Zinaida O. Kekeeva 2

1 M. Utemisov West Kazakhstan State University, Uralsk, Kazakhstan; e-mail: gulshat521336@mail.ru 2 B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russia; e-mail: kekeeva-zo@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of the work is to study the problem of forming a communicative competence of a future teacher in a multilingual educational environment of higher education in Kazakhstan. The relevance of the article is due to the fact that multilingualism is considered as a condition for successful socialization of the younger generation. The process of developing a multilingualism is conditioned by the need to form and educate a multilingual person who is able to fully communicate, freely going beyond the native language and culture. Methods of research. Theoretical-methodological and information-analytical methods are used to substantiate the results of experimental work on the formation of communicative competence of a person in higher education in Kazakhstan, analysis of theoretical and pedagogical literature; observation; questionnaires; methods of mathematical processing of results. Result. The obtained results of the research conducted at the M. Utemisov West Kazakhstan State University show that introducing the future teachers to the knowledge of folk traditions of Kazakhstan contributes to the formation of communicative competence. Conclusion. The process of forming the communicative competence of the future teacher in the higher school of Kazakhstan acts as an integral element of professional training in the multilingual educational environment of the university.

Keywords: communicative competence, multilingualism, higher school, components, folk traditions.

For citation: Abugalieva G. S., Kekeeva Z. O. Formation of Communicative Competence of the Future Teacher Using the Folk Traditions and Customs of Kazakhstan. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp 5-10. DOI: 10.31161/19950659-2019-13-4-5-10 (In Russian)

Введение

Актуальность выполненной работы, определяется тем, что в современных условиях в образовательной системе Казахстана активно реализуется образовательный проект «Триединство языков», направленный на развитие трех языков - казахского как государственного, русского как языка межнационального общения и английского как языка международного общения, а также разработаны этапы перехода на латиницу.

Реализация трехъязычного образования в школах Казахстана осуществляется через:

1) преподавание языковых предметов (казахский, русский, английский языки) с введением дополнительных уроков по повышению уровня владения языком;

2) преподавание предметов на трех языках;

3) внеурочная деятельность (выпуск газеты INSIDER, работа телестудии, театрального кружка, защита научно-исследовательских проектов, экспедиции, экскурсии).

В этих условиях для педагогического образования, одним из приоритетных направлений в казахской высшей школе является формирование коммуникативной компетентности у будущих педагогов, способных самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи в обозна-

ченном контексте, осознавать личностную и общественную значимость стоящих перед государством задач, нести ответственность за результаты педагогической деятельности в полиязычной образовательной среде.

В этой связи подготовка специалиста, обладающего высоким уровнем педагогической культуры, в том числе полиязыковой культуры - одна из главных проблем казахского высшего образования.

Цель и методы

Методы - теоретико-методологические и информационно-аналитические методы для обоснования результатов опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности личности в высшей школе Казахстана, анализ теоретической и педагогической литературы; наблюдение; анкетирование; методы математической обработки результатов.

Проблема использования народных традиций этноса Казахстана в формировании коммуникативной компетентности у будущих педагогов в полиязычной образовательной среде вуза еще практически достаточно не изучена.

Полиэтничность, многообразие культур и полиязычность, их равноправие, свобода

выбора личностью языка для общения и образования являются слагаемыми успеха Казахстана в проведении политики толерантности и межнационального согласия, получившей признание всего мирового сообщества.

Целями исследования являлись:

- проанализировать состояние проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего педагога в полиязычной образовательной среде вуза в Казахстане;

- изучение и апробирование содержательных возможностей и потенциала народных традиций этноса Казахстана в формировании коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях полиязычной образовательной среды вуза;

- систематизировать процесс приобщения к познанию народных традициях этноса Казахстана в профессиональной подготовке будущего педагога в вузе.

В связи с этим, необходимо конкретизировать понятие «коммуникативная компетентность» применительно к педагогической деятельности. Коммуникативная компетентность также рассматривается как способ эффективного общения будущего педагога в полиязычной образовательной среде. Другой особенностью коммуникативной компетентности будущего педагога, на наш взгляд, является, ориентация в области народных традиций этноса Казахстана, знание речевого этикета, коммуникативных технологий в полиязычной образовательной среде вуза.

Результаты и их обсуждение

Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов наиболее успешнее осуществляется в процессе приобщения личности к народным традициям этносов Казахстана в условиях профессионального обучения в вузе.

Коммуникативная компетентность будущего педагога - это готовность к профессиональному самообразованию в процессе специальной, лингвистической, психологической, профессиональной, этической, дидактической, исторической и методической подготовки с целью расширения сфер общения, познания культурных норм, традиций взаимодействии с людьми в полиязычной образовательной среде [1-4].

По нашему мнению, компонентами коммуникативной компетентности будущего педагога являются мотивационно-

ценностный - готовность будущего педагога к работе в полиязычной образовательной среде на профессиональном уровне, демонстрируя знания народных традиций этноса Казахстана, владея необходимым набором полиязычных средств и разновидностей общения; перцептивно-аффективный - умение сознательно контролировать не только результаты своей деятельности, но и уровень собственного профессионального развития на основе владения системой знаний о народных традициях этноса Казахстана как основы полиязычной компетентности; этический -это готовность учитывать интересы других и общества в целом в полиязычном взаимодействии.

Соблюдение этических норм и средств общения, уместное использование знаний народных традиций этноса Казахстана в различных жизненных ситуациях; дея-тельностный - способность выбирать и организовывать эффективные полиязычные взаимодействия в поликультурной образовательной среде, с учетом темы, цели, сферы и ситуации; способность, опираясь на знания народных традиций этноса Казахстана, грамотно, свободно, точно и правильно выражать свои мысли, слушать и адекватно воспринимать информацию, давать оценку своей речи с этнокультурной духовно-нравственной точки зрения; социокультурный - способность учитывать национально-культурные особенности норм общения, умение взаимодействовать внутри различных этнических групп в рамках диалога культур. Это освоение ценностей другой культуры, общества; этнокультурное духовно-нравственное обогащение личности [5-8].

С этой целью изучение содержательных возможностей и потенциала народных традиций этноса Казахстана в формировании коммуникативной компетентности у будущих педагогов в условиях полиязычной образовательной среды вуза была проведена опытно-экспериментальная работы (ОЭР), которая включала три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый. В ОЭР приняли участие 150 студентов Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова следующих направлений: «Педагогика начального образования», «Физическая культура».

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было проведе-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 4. 2019

но анкетирование будущих педагогов. Анализ результатов показал, что У 51 % будущих педагогов отсутствует целостное восприятие проблемы формирования коммуникативной компетентности в полиязычной образовательной среде. При этом 23 % будущих педагогов считают, что педагогу необязательно быть полиязычно компетентным и называют как положительные, так и отрицательные (по их мнению) стороны этого явления. Однако 28 % будущих педагогов недостаточно осознают содержательные возможности и потенциал народных традиций этноса Казахстана в процессе формирования коммуникативной компетентности и полагают, что эти приемы недостаточно используются в профессиональной подготовке учителя.

Заключение

В нашем исследовании анализ результатов показал, что 49 % будущих педагогов не смогли оценить себя как коммуникативно компетентных людей. Они отмечают у себя значительные трудности, связанные с саморегуляцией, самопрезентацией, умением влиять на других людей - представителей других культур, быстро переключаться на новые полиязычные ситуации. Вероятно, к такой ситуации привело то, что долгое время вопросы, связанные с полиязычным образованием педагога, оставались без внимания педагогической науки и рассматривались только в контексте иноязычной подготовки.

К концу эксперимента процент будущих педагогов, имеющих высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности, заметно вырос с 23 % до 37 %; средний уровень с 29 % до 40 %, а низкий уровень существенно снизился с 48 % до 23 %.

ОЭР состояла из трех этапов (подготовительный, базовый, интеграционный). На всех этапах условия создавались путем реализации следующих принципов: субъективность опыта обучаемого; личностное участие; когнитивная наполненность процесса; сотрудничество; индивидуальный подход и др.

На подготовительном этапе были использованы воспитательные ситуации (обсуждение проблем, возникающих в межнациональных взаимоотношениях) через совместные просмотры кинофильмов, видеороликов, обсуждение книг, событий, происходящих в Казахстане. Также использовались различные упражнения, раз-

вивающие способности будущих педагогов к анализу жизненных и профессиональных противоречий и потребность в формировании коммуникативной компетентности как личностного качества. В качестве таковых упражнений использовался комплекс «Я и ситуация». Предлагаемые упражнения позволяли создавать и поддерживать работоспособность будущих педагогов. Упражнения - это исполнение участниками различных ситуаций, которые воссоздают часто повторяющиеся случаи межкультурного общения.

На втором базовом этапе использовались проблемно-поисковые ситуации, которые были направлены на выполнение творческих заданий, что создавало базу для формирования коммуникативной компетентности. Выполнение таких проблемно-поисковых ситуаций способствовало личностному росту будущих педагогов, расширению знаний о народных традициях этноса Казахстана, формированию коммуникативной компетентности, усиливало потребности в этнокультурном духовно-нравственном становлении. Вместе с тем, в группах складывались устойчивые позитивные полиязычные взаимодействия между всеми участниками.

В основе второго базового этапа лежит общекультурная подготовка, в результате которой будущий педагог осознавал себя представителем конкретной культуры, выводы на уровень сознания нормы, ценности и правила поведения в своей культуре. После чего стало возможным показать и проанализировать различия между разными культурами, а затем - выработать умение замечать эти различия и пользоваться ими для эффективного полиязычного взаимодействия.

Творческие задания, выполняемые участниками в этот период, были посвящены анализу народных традиций этноса Казахстана, формированию позитивных межэтнических отношений, что позволяет нам выделить их, как наиболее эффективный метод формирования коммуникативной компетентности будущего педагога в процессе обучения в вузе, так как он сочетает в себе информационный и деятель-ностный аспекты; развивает умение слушать собеседника, уверенно держать себя с другими людьми, выступать публично, строить эффективную модель полиязычных взаимоотношений с другими; предотвращать и конструктивно разрешать кон-

фликты, преодолевать осложняющие общение привычки и манеры поведения; способствует формированию открытости и готовности к принятию межкультурных различий, развитию толерантности к представителям отличающихся культур.

На третьем интеграционном этапе накопленный полиязычный опыт в изучении собственного мира и взаимоотношений с другими позволял будущим педагогам и дальше совершенствовать коммуникативную компетентность. Будущие педагоги, преодолевая конфликты, учились работать в многонациональном коллективе и чувствовать себя частью целого, признавая множественность истин, обогащая свой этнокультурный духовно-нравственный потенциал, открываясь новым возможностям и стремясь к единству с представителями других культур [9-11].

Таким образом, результаты экспериментальной проверки показали, во-первых, что процесс приобщения к познанию народных традиций этноса Казахстана в профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе способствует формированию коммуникативной компетентности и ориентации в полиязычной образовательной среде на основе знаний основных норм

денции и перспективы развития: материалы !У-й Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 26 февраля, 2017. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 94-96.

2. Адамбаев Б. Казахское народное ораторское искусство: книга для массового читателя. Алматы: Ана Тт1, 1997. 208 с.

3. Антология педагогической мысли Казахстана / сост. С. Калиев, К. Аюбай. Алматы: Се-здж-Словарь, 2012. Т. 1. 447 с.

4. Аманжолова К. Б. Казахские просветители конца XIX - начала XX веков и их роль в формировании культурной традиции освоения русского языка в иноязычной среде // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5. С. 42-55.

5. Добросердова В. Н. Особенности и проблемы полиэтнического образования в современной школе // Наука и образование: новое время. 2019. № 4 (17). С. 12-13.

поведения, ценностей и убеждений представителей различных культур; во-вторых, этнокультурное духовно-нравственное обогащение будущего педагога способствует познанию родного языка, национальной самобытности, культуры, традиции этноса. Процесс приобщения будущих педагогов к народным традициям и обычаям Казахстана способствует формированию коммуникативной компетентности в полиязычной образовательной среде вуза.

Вывод

Безусловно, проведенное исследование не могло решить обозначенной нами проблемы в целом. В дальнейшем исследовании нуждается проблема междисциплинарной интеграции в вузе, как способ повышения эффективности формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Результаты исследования могут быть использованы в целостном педагогическом процессе высшей школы, организации самостоятельной работы при изучении проблемы воспитания полиязычной личности, а также могут быть положены в основу процесса повышения квалификации педагогических работников системы образования.

7. Омарова В. К., Рязанова Е. В. Мониторинг полиязычного образования в общеобразовательных школах. Павлодар: Изд-во ПГПИ, 2017. 126 с.

8. Поликультурное образование в системе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов: учебно-методическое пособие / автор-сост. В. С. Зайцев. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. 71 с.

9. Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики: монография / под ред. М. О. Гузиковой, А. Л. Неволиной. Екатеринбург: Изд-во УУ, 2016. 124 с.

10. Хамитова Г. А. Полиязычное образование: современное состояние и перспективы развития: курс лекций. Павлодар: Изд-во ИнЕУ, 2014. 167 с.

11. Drori G. S., Höllerer M. A., Walgenbach P. Unpacking the Glocalization of Organization: From Term to Theory, to Analysis. European Journal of Cultural and Political Sociology. 2014. No. 1 (1). Pp. 85-99.

Литература

1. Авдонин В. В., Пак И. В. Проблемы и перспективы полиязычного образования в Казахстане // Наука, образование, общество: тен-

6. Закирьянов К. З. Проблемы сохранения родных языков // Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 23. № 3. С. 787-792.

lO ••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019

References

1. Avdonin V. V. Problems and prospects of [Bulletin of the Bashkir University]. 2018. Vol. 23.

multilingual education in Kazakhstan. Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendencii i perspektivy razvitiya: materialy IV-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Science, education, society: trends and prospects of development: materials of the IVth International scientific and practical conference]. Cheboksary, 26 of February, 2017. Cheboksary, Interaktiv Plus Publ., 2017. Pp. 94-96. (In Russian)

2. Adambaev B. Kazahskoe narodnoe ora-torskoe iskusstvo: kniga dlya massovogo chi-tatelya [Kazakh folk oratorical art: a book for the mass reader]. Almaty, Ana Tmi Publ., 1997. 208 p. (In Russian)

3. Antologiya pedagogicheskoj mysli Kazah-stana [Anthology of pedagogical thought in Kazakhstan]. Comp. S. Kaliev, K. Ayuby. Almaty, Sezdj-Slovar Publ., 2012. Vol. 1. 447 p. (In Russian)

4. Amanzholova K. B. Kazakh enlighteners of the late XIX-early XX centuries and their role in the formation of the cultural tradition of mastering the Russian language in a foreign language environment. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University]. 2019. No. 5. Pp. 42-55. (In Russian)

5. Dobroserdova V. N. Features and problems of polyethnic education in modern schools. Nauka i obrazovanie: novoe vremya [Science and education]. 2019. No. 4 (17). Pp. 12-13. (In Russian)

6. Zakiryanov K. Z. Problems of preserving native languages. Vestnik Bashkirskogo universiteta

No. 3. Pp. 787-792. (In Russian)

7. Omarova V. K., Ryazanova E. V. Monitoring poliyazychnogo obrazovaniya v obshcheobra-zovatel'nyh shkolah [Monitoring of multilingual education in secondary schools]. Pavlodar, PSPI Publ., 2017. 126 p. (In Russian)

8. Polikul'turnoe obrazovanie v sisteme pro-fessional'noj podgotovki studentov - budushchih pedagogov: uchebno-metodicheskoe posobie [Multicultural education in the system of professional training of students-future teachers: educational and methodological guide]. Author-comp. V. S. Zaitsev. Chelyabinsk, Biblioteka A. Millera Publ., 2019. 71 p. (In Russian)

9. Poliyazychnaya obrazovatel'naya sreda: modeli, puti sozdaniya, praktiki: monografiya [Multilingual educational environment: models, ways of creation, practices: monograph]. Ed. by M. O. Guzikova, A. L. Nevolina. Yekaterinburg, UU Publ., 2016. 124 p. (In Russian)

10. Khamitova G. A. Poliyazychnoe obrazovanie: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: kurs lekcij [Multilingual education: current state and prospects of development: course of lectures]. Pavlodar, InEU Publ., 2014. 167 p. (In Russian)

11. Drori G. S., Höllerer M. A., Walgenbach P. Unpacking the Glocalization of Organization: From Term, to Theory, to Analysis // European J. of Cultural and Political Sociology. 2014. No. 1 (1). Pp. 85-99.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Принадлежность к организации Affiliations

Абугалиева Гульшат Сержановна, Gulshat S. Abugalieva, senior lecturer, the

старший преподаватель, кафедра педагоги- chair of Pedagogy and Psychology,

ки и психологии, Западно-Казахстанский M. Utemisov West Kazakhstan State Universi-

государственный университет ty, Uralsk, Kazakhstan; e-mail: gul-

им. М. Утемисова, Уральск, Казахстан; e- shat521336@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

mail: gulshat521336@mail.ru Zinaida O. Kekeeva, Doctor of Pedagogy,

Кекеева Зинаида Очировна, доктор пе- professor, the dean of the faculty of Pedagogi-

дагогических наук, профессор, декан фа- cal Eucation and Biology, B. B. Gorodovikov

культета педагогического образования и Kalmyk State University, Elista, Russia; e-mail:

биологии, Калмыцкий государственный kekeeva-zo@yandex.ru университет им. Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия; e-mail: kekeeva-zo@yandex.ru

Принята в печать 15.10.2019 г.

Received 15.10.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.