DOI 10.25588/CSPU.2019.49.99.004
УДК 37 ББК 74.20
Г. С. Жусупова
ORCID № 0000-0002-4516-0273 Магистр гуманитарных наук, заведующий кафедрой Филиала акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»,
Республика Казахстан.
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Введение. В статье раскрываются особенности многонациональной культуры как основы социализации подростков, определяются структур-ые компоненты многонациональной культуры. Особое внимание уделено особенностям процесса обучения многонациональной культуре в многоязычной среде. Система формирования многонациональной культуры подростков основана на совокупности методологических подходов продвижению интересов подростков в традиционной национальной культуре.
Материалы и методы. В статье рассмотрено и проанализировано многонациональное куль-турное образование подростков в условиях полиязычной среды.
Результаты. Актуальность данного исследования заключается в ом, чтобы определить аргументы развития многонациональной культуры подростков в многоязычной среде и разработать систему, способ-твующую созданию условий для этого.
?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_
Обсуждение. Подчеркивается, что многонациональная культура обеспечивает личный и социальный успех по таким критериям, как толерантность, межкультурное общение, этнические интересы, мобильность.
Заключение. Сделан вывод о том, что многоязычная среда является источником развития поликультурного человека, способного регулировать процесс поликультурного и полиэтнического взаимодействия и вмешательства, а также благоприятной среды для общения представителей разных полиэтносов в их собственном образовании и развитии в условиях преподавания, обучения и воспитания.
Ключевые слова: полиязычная среда, подход, толерантность, межкультурная коммуникация, полиэтнический интерес, мобильность.
Основные положения:
- определено состояние проблемы формирования полиэтнической культуры подростков в условиях полиязычной среды;
- разработаны система и критерии, способствующие развитию полиэтнокультурного воспитания подростков в условиях полиязычной среды;
- представлены условия успешного процесса развития полиэтнической культуры подростков в полиязычной среде.
1 Введение (Introduction)
Важность исследования проблемы развития полиэтнической культуры подростков в условиях полиязычной среды не вызывает сомнений. Проблема, действительно, занимает важное место в образовательной практике большого количества тех стран, в которых живут представители разных этнических и конфессиональных
групп, носители различных культурных, языковых традиций. В данной ситуации увеличение количества этнически смешанных семей, а также существование культурных различий, равенство всех этносов, уважение и признание других культур и полиязычие значительно расширяют рамки полиэтнокультурного общения.
Нужно отметить, что проблема полиэтнокультурного воспитания
подростков находится в центре внимания многих исследователей, о чем свидетельствует появление большого количества работ, посвященных, например, ее становлению и развитию [1], содержание работ представляет национально-региональный компонент (родная культура) [2] интеграции личности в условиях многонационального общества [3], процесс формирования национальных ценностей и этнической культуры школьников
[4].
Несмотря на проблемы поликультурного воспитания, обзор научных источников позволяет сделать вывод, что до настоящего времени полиэтнокультурное воспитание подростков в условиях полиязычной среды остается недостаточно изученным.
Цель данного исследования — обоснованно определить и разработать систему, способствующую созданию условий по развитию полиэтнической культуры подростков в условиях полиязычной среды.
Задачи исследования:
- раскрыть проблемы развития полиэтнокультурного воспитания подростков в условиях полиязычной среды;
- выявить возможные пути и ее решения в полиязычной среде.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Полиэтнокультурное воспитание стало потребностью нашего времени, оно необходимо для формирования конкурентоспособного школьника, коммуникабельной позитивной личности, обладающей мобильностью в многонациональной, поликультурной, полиязычной среде, личности, способной проявить взаимное уважение к представителям других культур, умеющей жить в мире и согласии с другими народами.
В условиях деградации общества и культуры перед подрастающим поколением возникают проблемы полиэтнокультурного (гражданского, духовного, нравственного и деятельностного) развития личности. Главное из них — полиэтнокультурное воспитание подростков (социализация, воспи-
тание, саморазвитие, самовоспитание, среда, компетентность) в полиязычной среде.
Исследователи отмечают незаконченность теоретических посылов, в целом связанных с содержанием полиэтнического образования, в ходе которого формируется полиэтнокультурное воспитание подростков, в частности, не определена специфика полиязычной среды.
Исследователи Е. А. Гринева, Л. Н. Белоногова, М. Г. Заббарова считают полиэтническую культуру результатом процесса межэтнической интеграции, предполагающей интеграцию личности в условиях многонационального общества и способствующей при этом ее культурной самобытности [5, с. 8].
Т. В. Поштарева отмечает, что само наличие полиэтнической среды невозможно без осознания взаимозависимости различных эт-нокультур, утверждения в общественном сознании установок на взаимодействие и взаимопонимание между представителями этнических групп на толерантные
отношения, сотрудничество и активное включение в решение общих экономических, социальных, образовательно-культурных проблем [6, с. 34].
Мы считаем, что полиэтнокультурное воспитание подростков в полиязычной среде — одно из главных направлений развития человека, это важный этап в процессе развития полиэтнокультурной личности.
Полиязычие способствует созданию поликультурной толерантной среды, обеспечивающей гармоничное сочетание развития общечеловеческих качеств личности с возможностью полной реализации его национально-культурных, этнических потребностей [7].
В исследовании Н. Г. Арзамасцевой выдается понятие «полиэтническая компетентность»: «этнокультурная компетентность есть свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через
знания, умения, навыки, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [8, с. 7].
Таким образом, анализ научной литературы показывает, что в данное время перспективной образовательной стратегией является полиэтнокультурное воспитание. Итак, мы рассматриваем его как часть содержания современного непрерывного образования, способствующего приобщению обучающихся к родной этнической культуре; осмыслению общих культурных ценностей народов;
азвитию способности к продук-ивному взаимопониманию с кружающими людьми и социаль-ой ответственности перед обще-твом; формированию у подростков навыков, отношения, нания для функционирования в воей полиэтнической и полиязыч-ой среде.
Н. М. Сязи определяет полиэтическую культура школьников ак интегральное качество личности, которое включает в свой состав наличие полиэтнических
знаний, представлений и ценностей поликультурных традиций, проявление позитивного отношения к поликультурным различиям этнических общностей [9, с. 143], по мнению Н. В. Увариной, полиэтническая культура связана с формированием творческой личности, развитием творческих способностей учащихся [10]. Полиэтнокультурное воспитание — важная часть современного непрерывного образования, способствующая усвоению знаний о других культурах, традициях, духовных ценностях народов; развитию у подростков соответствующих ценностей, повышению этнической идентичности; усилению интереса поликультурной личности к различным языкам и культурам.
Сложность проблемы заключается в том, чтобы найти систему воспитания подрастающего поколения, ориентированную на консервацию этнической особенности каждой личности и одновременно на возможность изучения ценностей различных культур.
Научить человека, получающего образование, строить диалог
62
?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_
с людьми других культур, разных национальностей, помочь осознать их ценности - такова основа этнокультурного подхода к современному образованию. Существенно, что «практическая успешность, духовная глубина и эмоциональная сторона общения с представителями иноязычной культуры во многом зависят не только от уровня владения иностранными языками, но и от уровня сформиро-ванности межкультурной компетентности обучающихся» [11].
Полиэтнокультурное воспитание — относительно современная область педагогики. Центральная философская идея поликультурного воспитания - синтез проблем педагогической деятельности в многокультурной и многоэтнической среде. «Важно помнить, — замечает американский ученый П. Горски, — что мультикультурное воспитание — недавно возникшая концепция, которая неизбежно будет трансформироваться в ответ на вызовы постоянно меняющегося мира».
Таким образом, философское понятие полиэтнокультурная общность в многообразии является главной при понимании полиэтнокультурного воспитания. Полиэт-нокультурность ставит серьезные вопросы в процессе воспитания, эти вопросы связаны с языковой, культурной и ментальной неоднородностью социума [12]. Полиэтнокультурное воспитание предстает как интегративный социальный процесс, который призван обеспечить интересы разных культур, выявлять педагогические пути в воспитательном пространстве, что является реальной потребностью полиэтнокультурного многообразия социума в полиязычной среде [13].
Безусловно, необходимо воспитывать и формировать человека нового формата, акцентируя внимание на самовоспитание чувства собственного достоинства человека, способного ценить мир, жить в мире и согласии с представителями иных этносов, для чего и немаловажно воспитание у подростков полиэтнической культуры.
Система развития полиэтнической культуры школьников основана на совокупности методологических подходов к развитию у подростков интереса к традиционной культуре: системного, этнопедагогического, фаси-литационно-гуманистического, личностно-деятельностного, сре-дового.
Основными задачами системы развития полиэтнокультурного воспитания подростков в условиях полиязычной среды являются:
- воспитание поликультурной идентичности. Создание условий для идентификации личности на диалог культур, их взаимообогащение.
- развитие полиязычного индивида. Полилингвальная личность — это личность полиэтнокультурная. Именно поэтому под полиэтнокультурной личностью понимается «индивид с развитым лингвистическим сознанием».
Названные методологические подходы как отрасли полиэтнокультурного воспитания позволяют, во-первых, вычленить проблемы и определить стратегию
их разрешения, во-вторых, проанализировать проблемы и установить их иерархию, в-третьих, осуществлять прогнозирование.
3 Результаты (Results)
Результатом процесса развития полиэтнической культуры является высокий уровень сформиро-ванности полиэтнических знаний, умений, навыков, ценностных убеждений, которыми человек воздействует на окружающее пространство. В изменяющемся социокультурном пространстве только полиэтническая культура может способствовать личностному и социальному успеху по таким компетенциям, как толерантность, нравственность, межкультурная коммуникация, этнокультурной компетентность, мобильность ориентации на безупречный результат и эффективность.
В условиях современной полиэтнической среды значение толерантных отношений, общения, использование педагогических условий формирования межэтнической толерантности и культуры
межнационального общения особенно актуальны. Важной проблемой воспитания молодого поколения остается развитие конкретных свойств личности, одно из которых — умение вступать в межэтнические взаимодействия [3, с. 24].
4 Обсуждение (Discussion)
В данное время современная политика поликультурного сотрудничества требует, прежде всего, формирования менталитета, который способствует определенному мнению относительно потребностей межнационального общения.
Исходя из изложенного, в образовательном процессе необходимо предусматривать систему развития у подростков полиэтнокультурно-сти, в частно-сти, взаимодействия с представи-телями разных этносов. Важно создать условия развития внутренних качеств личности, толерантных взглядов, суждений, культурного плюрализма, полиэтнической культурной компетенции, что станет основой самоидентификации личности.
Условием успешного процесса развития полиэтнической культуры обучающихся является формирование полиязычной образовательной среды. Полиязычная среда учебно-воспитательного процесса представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, способствующих эффективному межэтническому взаимодействию и взаимопониманию при сохранении своей этнической идентичности. В итоге формируется личность, умеющая жить в мире и согласии.
5 Заключение (Conclusion)
Полиэтнокультурное воспита-ниие подростков в условиях полиязычной среды - это развитие мотивированных, увлеченных, уверенных, ответственных учеников с развитым критическим мышлением, умеющих общаться на других языках и проявляющих компетентность в современном обществе.
Проанализировав системы развития полиэтнокультуры подростков по вопросу влияния полиязычной среды на развитие поли-
культурной личности, отметим: конкурентоспособная, прагматичная, творческая, патриотичная и проактивная личность единой нации является фундаментом успешного будущего в воспитании и культе знаний; полиязычная среда является источником разви-
тия поликультурной личности, которая способна регулировать процессы взаимодействия и взаимовлияния условий обучения и воспитания; субъекты развития являются носителями среды в собственном образовании и совершенствовании.
Библиографический список
1. Гнатышина Е. А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения : монография. Санкт-Петербург : Книжный Дом, 2008. - 423 с.
2. Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. дис. ... д-ра пед наук. М., 2003. - 123 с.
3. Садохин А. П. Грушевицкая, Т. Г. Этнология : учебник для студ.высш.учеб.заведений. М. : Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. - 304 с.
4. Кожахметова К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, прак-ика. Алматы : «Еылым», 1998. - 317 с.
5. Заббарова М. Г., Гринёва Е. А. Теоретико-методологические основы фор-ирования полиэтнической культуры младших подростков. М. : Прометей, 2016. -18 с.
6. Поштарёва Т. В. Теоретические основы формирования этнокультурной омпетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Ставрополь :
СКИПКРО, 2004. - 116 с.
7. Жусупова Г.С. Понятийный аппарат: полиэтнокультурное воспитание // Образование и воспитание. 2018. - № 1. - С. 85-87.
8. Арзамасцева Н. Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2000. - С. 1
9. Сязи Н. М. Полиэтническая культура современной образовательной си-темы // Социально- экономическое, социально-политическое и социокультурное
развитие регионов. Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. - С. 143-147.
10. Уварина Н. В. Развитие творческих способностей у младших школьников. дисс. кандидата пед. наук. : Челябинск, 1999. - 184 с.
11. Быстрай Е. Б. Формирование межкультурной педагогической компетент-ости будущих учителей : монография. Челябинск : Изд. «Цицеро», 2017. - 123 с.
12. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
13. Слесарь М. В. К проблеме понятийного аппарата развития полиэтнической культуры школьников в социально - культурной деятельности // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. 2016. - № 1. - С. 23-27.
G. S. Zhusupova
ORCID No. 0000-0002-4516-0273 Master of the humanities, Head of the department of branch of JSC
"National Center for Professional Development "Orleu" Institute for Teacher Professional Development of Kostanay region", Republic of Kazakhstan.
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF TEENAGERS POLYETHNOCULTURAL EDUCATION IN CONDITIONS OF POLYLINGUAL ENVIRONMENT
Abstract
Introduction. In the article the features of multiethnic culture as a basis for teenagers' socialization are revealed, the structural components of multiethnic culture are determined. Special attention is paid to the features of the process of multiethnic culture education within polylingual environment. The system of teenagers multiethnic culture development is based on the set of metod-ological approaches to teenagers' interests progress in traditional national culture.
Materials and methods. The article considers, argues, and analyzes development of teenagers multiethnic culture education in the conditions of polylingual environment.
Results. The relevance of this research is to determine with arguments and to work out the system promoting good conditions for teenagers multiethnic culture development within polylingual environment.
Discussion. It is emphasized that multiethnic culture provides personal and social success by such criteria as tolerance, cross - cultural communication, ethnic interest, mobility.
Conclusion. The conclusion is drawn that polylingual environment is a source of development of a polycultural person who is capable to regulate the process of polycultural and polyethnic interaction and interference, and of a favorable environment for communication of different polyethnoses representatives in their own education and development under the conditions of teaching and learning, and upbringing.
Keywords: polylingual environment, approach, tolerance, cross-cultural communication, multiethnic interest, mobility.
Highlights:
The problems of teenagers multiethnic culture education in the polylingual environment are determined;
The system and criteria contributing to the development of
t
M
olyethnocultural education of teenagers in the conditions of the olylingual environment are considered;
The conditions for successful development of multiethnic ulture of teenagers in the polylingual environment are presented.
References
1. Gnatyshyna E.A. (2008) Kompetentnostno-orientirovannoe upravlenie podgo-wkoi pedagogov professional'nogo obucheniya [Competence - focused management of ocational education teachers training]. Monografiya. Sankt-Peterburg, Knizhnyi Dom. P. 23-425. (In Russian).
2. Palatkina G.V. (2003) Etnopedagogicheskie factory mul'tikyl'turnogo obra-ovaniya (dissertatsiya doktorapedagogicheskih nauk) [Ethnopedagogical factors of mul-cultural education]. Moskow. P. 123-126. (in Russian).
3. Sadokhin A.P. Grushevitskaya T.G. (2000) Etnologiya (uchebnik dlya studentov ysshih uchebnyh zavedenii) [Ethnology ( textbook for students of higher institutions)]. loskow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya», Vysshaya shkola. P. 304-306. (In Russian).
c
v
4. Kozhakhmetova K. Zh. (1998) Kazahskaya etnopedagogika: metodologiya, te-oriya, praktika [Kazakh ethnopedagogics: methodology, theory, practice]. Almaty, "Gylym ". 317-319. (In Kazakh).
5. Zabbarova M.G., Grinyova E.A. (2016) Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya polietnicheskoi kul'tury mladshyh shkol'nikov [Theory and methodology bases for formation of younger teenagers multiethnic culture] Moskow, Prometei. P. 218220. (In Russian).
6. Poshtaryova T.V. (2004) Teoreticheskie osnovy formirovaniya etnokul'turnoi kompetentnosti uchashchihsya v polietnicheskoi obrazovatelnioi srede [Theoretical bases for formation of ethnocultural competence of pupils in multiethnic educational environment]. Stavropol', SKIPKRO. 116-119. (In Russian).
7. Zhusupova G.S. (2018) Ponyatinyi apparat: polykulturnoe vospitanie [Conceptual framework: polyethnocultural education]. Obrazovaniye i vosputanie. 1, 85-87. (In Russian).
8. Arzamastseva N.G. (2000) Formirovanie etnokulturnoi kompetentnosti bu-dushchih sotsialnyhpedagogov v vuze (avtoreferat.dissertatcionnogo.kandidatapedagog-icteskih nauk) [Formation of ethnocultural competence of future social teachers of higher education institution]. Moskow. P. 17-18. (In Russian).
9. Syazi N. M. (2013) Polietnicheskaya kul'tura sovremennoi obrazovatel'noi sredy [Multiethnic culture of a modern educational system]. Sotsial'no-ekonomicheskoe, sotsial'no-politicheskoe i sociokul'turnoe razvitie regionov. Tyumen', TyumGNGU. P. 143-147. (In Russian).
10. Uvarina N.V. (1999) Razvitie tvorcheskih sposobnostei u mladshih shkol'nikov (dissertatsiya kandidata pedagogicheskih nauk) [Development of younger school students creative abilities]. Chelyabinsk. P. 184-186. (In Russian).
11. Bystray E.B. (2017) Formirovanie mezhkulturnoi pedagogicheskoi kompe-tentnosti budushchih uchitelei [Formation of cross-cultural pedagogical competence of future teachers]. Monografiya. Chelyabinsk, Izdatel'stvo "Tsitsero". P. 123-125. (In Russian).
12. Berezhnova L.N. (2013) Etnopedagogika: uchebnik dlya studentov uchrezhdenii vysshego. professionlnogo. obrazovaniya (3ye pererabotannoe I dopolnen-noe) [Ethnopedagogics:textbook for students of institutions high professional]. Moskow. Izdatel'skiy tsentr "Akademiya". P. 240-242. (In Russian).