УДК: 373.31
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
ВЛАСОВА ЕЛЕНА ФЕДОРОВНА
магистрантка по ОП «Педагогики и методики начального обучения» Алматинского гуманитарно-экономического университета. г.Алматы, Казахстан.
Анатация: В современных условиях развития образования, перед школой возникает проблема развития школьников, которые будут способны размышлять творчески и решать нестандартными методами, появлявшиеся проблемы и обладающих навыками исследований. Но ведь на уроках учащимся все чаще приходится выполнять только типовые задания, которые, как правило, обычно содержат лишь одно решение и один ответ, заранее определенные на основе уже некого алгоритма решения. На таких занятиях школьники привыкают и приучаются только к однотипным действиям и не способные действовать самостоятельно, пытаться продуктивно увеличивать собственные умственные возможности, которыми они обладают
Ключевые слова: школьник, развития, младший школьный возраст, психически процесс.
Abstract: In modern conditions of educational development, the school faces the problem of developing schoolchildren who will be able to think creatively and solve problems with non-standard methods and have research skills. But after all, in the lessons, students increasingly have to perform only standard tasks, which, as a rule, usually contain only one solution and one answer, predetermined on the basis of a certain solution algorithm. In such classes, students get used and accustomed only to the same type of actions and are unable to act independently, trying to productively increase their own mental capabilities that they possess
Keywords: student, development, primary school age, mental process.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются »- так характеризуют этот возраст Н.С. Лейтес [2,c. 1].
Младший школьный возраст - это период развития ребенка, который начинается примерно в 6 лет и продолжается до 10-11 лет. В это время дети обучаются в начальной школе и начинают развивать более сложные социальные, когнитивные и эмоциональные навыки.
В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, начинают развивать свои интересы и хобби. Они также начинают понимать социальные нормы и правила поведения, которые помогают им взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Одним из важных аспектов развития младших школьников является развитие когнитивных навыков. Ребенок начинает понимать более сложные материалы и концепции, учиться анализировать информацию и решать проблемы. Они также развивают свои математические, чтения и письменные навыки.
На этом этапе также происходит значительное развитие эмоциональной сферы ребенка. Они начинают понимать свои эмоции и эмоции других людей, учатся управлять своим поведением и развивают эмпатию.
В целом, младший школьный возраст - это период, когда дети становятся более самостоятельными и развивают навыки, которые будут необходимы им в жизни. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе, поэтому важно обеспечивать подходящую поддержку и стимулирование развития в этом возрасте [3, с. 2].
В начальной школе умственное развитие детей достигает достаточно высокого уровня. Все без исключения психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь уже прошли достаточно долгий путь развития. По этой причине ребенок в возрасте 6-7 лет способен почти на все: он хорошо знаком с окружающей средой и много о ней знает, легко запоминает информацию, многочисленные стихотворение и сказки, понимает, как решать головоломки, регулировать задачи, условия которых даны.
Визуально он может выдумывать небольшие истории, последовательно сообщать собственное мнение о разных фактах, знает, как и предпочитает рисовать, лепить, планировать, а в некоторых случаях также хорошо работает за компьютером.
Мышление детей младшего школьного возраста находится на критической стадии развития. На протяжении данного этапа совершается переход с наглядно-образного к словеснологическому, концептуальному мышлению, что придает психической деятельности детей двойственный характер [4, с. 3].
Словесно-логическое мышление - это тип мышления, который связан с использованием языка для решения проблем и осуществления мыслительных процессов. Оно основано на способности человека анализировать информацию, использовать логические связи и законы, а также применять абстрактные понятия и концепции для решения задач.
Особенности словесно-логического мышления включают в себя:
- Способность анализировать информацию и выявлять закономерности и причинно-следственные связи.
- Умение использовать логические операции, такие как классификация, сравнение, обобщение и дедукция, для решения проблем и принятия решений.
- Способность выделять главное и второстепенное в информации и делать выводы на основе анализа.
- Способность работать с абстрактными понятиями и символами, такими как числа и формулы, и использовать их для решения проблем.
- Умение коммуницировать и объяснять свои мысли и решения, используя язык [5, с. 4].
Развитие словесно-логического мышления может быть реализовано через
образовательную деятельность, например, через задачи и упражнения, которые требуют анализа и решения проблем с использованием логики и языка. Также чтение и общение с людьми, которые обладают развитым словесным мышлением, может помочь развивать этот тип мышления.
Переход к данной форме мышления подразумевает изменение содержания мышления; сейчас представления не являются определенными идеями, имеющими визуальную основу и отражающими внешние свойства объектов и явлений и отношения межу ними. Это новое содержание мышления школьного возраста находится в зависимости от содержания основной учебной деятельности. Конкретное мышление, связанное с реальностью и прямым наблюдением, уже подчинено логическим принципам, однако для абстрактного мышления логические размышления пока недоступны [6, с. 5].
Следовательно, мышление первоклассников более наглядно. В основном оно конкретно, базируется на изображениях и зрительных представлениях. Как правило, понимание общих положений достигается исключительно в тех случаях, когда они воплощены в примерах. Сущность понятий и обобщений определяется в основном четко улавливаемыми наглядными свойствами объектов.
Со временем осваивая учебную деятельность и основные принципы научного познания, учащиеся вовлекаются в систему научных понятий, их умственные действия все меньше связаны с определенными практическими действиями и визуальной поддержкой. Ученики осваивают способы психической деятельности, обретают умение действовать в уме и анализировать ход личных рассуждений. Формирование мышления связано с возникновением таких значимых новообразований, как исследование, внутренний план действий и самоанализ
[7, с. 6].
Психологические исследования свидетельствуют о том, что в данный период дальнейшее развитие мышления обретает существенное значение. Непосредственно включение детей в образовательную деятельность, нацеленную на освоение системы научных понятий, которая поднимается на наиболее высокий уровень, приводит к оптимальной перестройке абсолютно всех психических процессов, основным образом восприятия и памяти.
С началом систематического обучения мышление становится центром психического развития детей, а также становится критически значимым для системы прочих психических функций, которые интеллектуализируются под их воздействием и становятся осознанными и произвольными [8, а7].
Логическое мышление является важным навыком для многих профессиональных областей, включая науку, технологии, инженерное дело, юриспруденцию и многие другие. Оно также является важным навыком для повседневной жизни, помогая людям принимать рациональные решения и разрешать проблемы [9, а8].
Логическое мышление - это способность использовать логику для анализа информации, принятия решений и решения проблем. Оно включает в себя способность рассуждать, делать выводы, определять связи между фактами и формулировать аргументы.
Логическое мышление основано на использовании рациональной логики для анализа и оценки информации. Оно помогает людям принимать решения на основе фактов, а не эмоций или предубеждений. Логическое мышление также позволяет людям избегать логических ошибок, которые могут привести к неверным выводам [10, а 9].
Для развития логического мышления необходимо уметь анализировать информацию, находить логические связи между фактами и формулировать обоснованные аргументы. Важно уметь разделять факты от мнений, анализировать доказательства и делать выводы на основе рациональных аргументов.
В педагогике детское мышление рассматривается как опосредованное отражение внешнего мира, опирающееся на впечатления от реальности, дающее человеку возможность правильно оперировать информацией, успешно строить свои программы поведения в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков.
Основная функция мышления заключается в расширении границ познания путем выхода за пределы чувственного познания. То, что не дается человеку непосредственно в восприятии, в дальнейшем раскрывается в мышлении. Истоки мышления находятся в ощущениях, получаемых ребенком в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств, то есть мышление можно назвать продуктом развития человека.
Основной функцией мышления у детей младшего школьного возраста является формирование способности к анализу, обобщению, классификации и сравнению информации. В этом возрасте происходит активное развитие мыслительных процессов, которые позволяют детям учиться, решать проблемы, принимать решения и адаптироваться к изменяющейся среде.
Основные функции мышления у детей младшего школьного возраста включают:
- Развитие способности к анализу: дети начинают уметь выделять главное и второстепенное, делать выводы на основе анализа и сравнения информации, определять причинно-следственные связи.
- Развитие способности к обобщению: дети учатся находить общие черты в различных явлениях и объектах, формулировать правила и законы, на основе которых можно сделать общие выводы.
- Развитие способности к классификации: дети учатся разделять объекты и явления на группы по определенным критериям, выделять общие и отличительные признаки.
- Развитие способности к сравнению: дети учатся находить сходства и различия в явлениях и объектах, сравнивать их между собой, выделять преимущества и недостатки.
Одним из способов развития логического мышления является игра в логические головоломки и задачи. Эти задачи могут быть как визуальными, так и вербальными [13, а 10].
Другим способом развития логического мышления у младших школьников является использование игр с правилами, которые требуют от детей стратегического мышления и планирования действий. Например, игры в шахматы, нарды или домино могут помочь детям научиться планировать свои действия.
Ученые выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др. Определение данных мыслительных операций у разных психологов различны. Так, например, Гальперин П.Я. считает, что анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Ушинский К.Д. определял анализ как мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Жан Пиаже считал, что анализ - мысленное или физическое расчленение объекта, ситуации, явления на составляющие части с целью дальнейшего изучения последних.
Результаты исследования З. А. Михайловой показывают, что для формирования логического мышления важно, чтобы ребенок владел мыслительными операциями, к которым относятся сравнение, классификация, обобщение, анализ и синтез, систематизация, сериация
Рассмотрим определения мыслительных операций Истоминой Н.Б. Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ -это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.
Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Обобщение - объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам. Обобщение начинает развиваться у детей с ранних лет. На начальном уровне развития данной способности отсутствует умение разграничивать признаки. Часто существенные, т.е. признаки постоянные, устойчивые, сохраняющиеся у данной группы предметов, подменяются несущественными. Со временем в результате упражнений это удается исправить. Дети начинают легче выделять существенные признаки, но все еще с трудом могу отграничивать несущественные. Для правильного обобщения им нужны одна или несколько подсказок. И лишь на последнем уровне сформированности умения обобщать учащиеся сразу выделяют существенные признаки и обобщают материал без малейших затруднений.
Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Классификация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.
Одним из условий эффективности развития у младших школьников логического универсального действия «классификация» является его поэтапное формирование с опорой на составляющие.
Так для классификации объектов ученики должны понимать с какой целью она проводится, должны уметь определять различные характеристики объектов, подлежащих классификации. Не менее важным является умение школьников сравнивать объекты друг с
[18, c. 12].
другом по общим и особенным признакам в соответствии с поставленной целью (данный этап включает в себя систему операций логического действия сравнения).
Следующим этапом будет выделение основания для классификации, в связи с обнаруженными общими и различными признаками объектов, и непосредственно сама классификация. В завершении называется каждая выделенная группа объектов и делается вывод о соответствии разделения объектов поставленной цели. Следовательно, успех учащихся в умении классифицировать во много зависит от их умения сравнивать.
Овладение младшими школьниками знаниями, умениями и навыками в рамках определенных дисциплин в настоящее время не являются основными задачами. Основной задачей образования на сегодняшний день выступает - развитие личности ребенка [20, а 13].
Если сравнивать дошкольный и младший школьный возраст, то основное различие состоит в смене ведущей деятельности ребенка, с игровой на учебную.
Учебная деятельность является одной из важнейших сфер деятельности детей в младшем школьном возрасте. В этом возрасте дети начинают осваивать базовые знания, умения и навыки, которые необходимы для успешной адаптации в обществе и дальнейшего обучения. Учебная деятельность младших школьников представляет собой целостный процесс, направленный на освоение новых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в школьной среде и дальнейшего обучения.
Учебная деятельность у детей может быть различной в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, уровня развития и целей обучения. Она может включать в себя:
- Участие в уроках и занятиях, на которых дети получают новые знания, развивают свои умения и навыки, а также учатся работать в коллективе.
- Выполнение домашних заданий, которые помогают закреплять пройденный материал, развивать навыки самостоятельной работы и ответственности.
- Чтение и изучение учебников, научно-популярной литературы, которые помогают расширять кругозор и углублять знания в различных областях [21, а 14].
Мышление ребенка в младшем школьном возрасте терпит значительные перемены. По мнению психолога Обуховой Л., оно приобретает обобщенный и абстрактный характер и младшие школьники при выполнении заданий, связанных с интеллектуальной нагрузкой могут испытывать значительные трудности.
Это может происходить по нескольким причинам:
- Ребенок может испытывать сложности в определении понятий;
- Многим детям трудно усваивать и анализировать информацию «на слух».
Детям бывает сложно мыслить логически по нескольким причинам:
Недостаток опыта: Младшие дети только начинают изучать мир и имеют ограниченный жизненный опыт, который не позволяет им уловить все отношения между объектами и явлениями. Без достаточного опыта и знаний дети могут иметь трудности в анализе, классификации и решении проблем.
Ограниченные когнитивные способности: Мозг младших детей еще не полностью развит, что ограничивает их возможности для логического мышления. Например, дети могут иметь трудности с пониманием причинно-следственных связей, использованием абстрактных понятий и мышлением в терминах гипотез и теорий.
Детям бывает сложно логически мыслить, потому что данная способность развивается постепенно и требует определенного опыта и практики. У младших детей еще не сформировались все необходимые понятия и представления, которые помогают им ориентироваться в окружающем мире и строить логические связи между явлениями и объектами.
Кроме того, дети младшего возраста еще не умеют абстрагироваться от конкретных объектов и событий и обобщать полученные знания на более общий уровень. Они склонны ориентироваться на внешние признаки, а не на существенные свойства объектов и явлений.
Наконец, некоторые дети могут испытывать трудности в логическом мышлении из-за недостатка опыта и практики. Например, если ребенок не имеет достаточного опыта решения задач или анализа информации, то он может испытывать затруднения с логическим мышлением.
Ограниченное внимание и концентрация: Младшие дети могут иметь трудности с длительным концентрированием внимания на одной задаче [22, с. 15].
Основная проблема логического мышления младших школьников состоит в том, что дети за основные признаки предмета принимают только более существенные, яркие и внешние. То есть, процесс абстракции свойств предметов происходит легче, чем нахождение связей и свойств. Младшему школьнику трудно добраться до логической связи и распознать суть объекта или предмета.
Процесс развития логического мышления младших школьников должен происходить с элементами неожиданности, эффективности решения и оригинальности. При таких условиях, развитие логического мышления будет происходить успешно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. — СПб.: Речь, 2005. — 128 с.
2. Лейтес Н.А.. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / Н. С. Лейтес ; Российская акад. образования, Московский психолого-соц. ин-т. - 3-е изд. / испр. и доп. - Москва : Московский психолого-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 478 с.; 21 см.; ISBN 978-5-9770-0284-4 (МПСИ)
3. Савенкову А. И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания / А. И. Савенков. — Ярославль: Академия развития, 2002. — 208 с.
4. Т.Боровик Психология (методические рекомендации): учебно-методическое пособие. -Астана: Фолиант, 2009. - 160с.
5. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. - М. : Сфера, 2007. -110 с (20).
6. Гнездилов, Г. В., Курдюмов, А. Б., Кокорева, Е. А. Возрастная психология и психология развития [Текст] : Учебное пособие / Г. В. Гнездилов, А. Б. Курдюмов, Е. А. Кокорева. -М. : Современная гуманитарная академия, 2013. - 204 с.
7. Зимняя, Ирина Алексеевна. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. -Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2010. -447 с.
8. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 11 - 15.
9. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие. М. : ФЛИНТА, 2015. 272 с.
10. Белошистая А. В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 9. С. 15-17.
11. Глозман Ж. М., Курдюкова С. В., Сунцова А. В. Развиваем мышление. Игры, упражнения, советы специалиста. Саратов : Вузовское образование, 2013. 78 с.
12. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. М. : ФЛИНТА, 2016. 196 с
13. Маслов А. С. Психологические процессы. М. : Просвещение, 1994. 284 с.
14. Смирнова А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 183-185.
15. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Москва-Воронеж // Психология как объективная наука: избранные психологические труды / ред. А.И. Подольский. Воронеж : МОДЭК ; М. : Институт практической психологии, 1998. С. 272-317.