Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN: 2181-1784
educational, natural and social sciences 4(01), Jan., 2024
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 www.oriens.uz
ФОРМИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аликберова Виолетта
студентка 1 курса начального образования ТГПУ имени Низами Научный руководитель: Ли Е.В.
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается проблема мышления, его виды, а также тесная связь с педагогикой начального и дошкольного образования. К сожаленью, современные учителя все меньше времени уделяют развитию креативного (и не только) мышления у школьников и детей дошкольного возраста, несмотря на важную роль в развитии мировоззрения личности. Статья представляет интерес для учителей начального образования и воспитателей детского сада, и всем кто изучает мышление.
Ключевые понятия: мышление, мыслительные операции, учащийся, личность, школьное образование, дошкольное образование, философское мышление
ANNOTATSIYA
Ushbu maqolada fikrlash muammosi, uning turlari, shuningdek, boshlang'ich va maktabgacha ta'lim pedagogikasi bilan chambarchas bog'liqligi ko'rib chiqiladi. Afsuski, zamonaviy o'qituvchilar shaxsiy dunyoqarashni rivojlantirishda muhim rol o 'ynashiga qaramay, maktab o 'quvchilari va maktabgacha yoshdagi bolalarda ijodiy (va nafaqat) fikrlashni rivojlantirishga kamroq vaqt ajratmoqdalar. Maqola boshlang'ich ta'lim o'qituvchilari va bolalar bog'chasi o'qituvchilari va fikrlashni o 'rganadigan har bir kishi uchun qiziqish uyg'otadi.
Kalit so'zlar: fikrlash, aqliy operatsiyalar, talaba, shaxsiyat, maktab ta'limi, maktabgacha ta 'lim, falsafiy fikrlash
ABSTRACT
This article examines the problem of thinking, its types, as well as its close connection with the pedagogy of primary and preschool education. Unfortunately, modern teachers devote less and less time to the development of creative (and not only) thinking in schoolchildren and preschool children, despite the important role in the development of a person's worldview. The article is of interest to primary education teachers and kindergarten teachers, and to anyone who studies thinking.
Key words: thinking, mental operations, student, personality, school education, preschool education, philosophical thinking.
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
ВВЕДЕНИЕ
Мышление важнейший элемент психики личности, поскольку определяет его духовную, познавательную, творческую деятельность. Современные исследователи выделяют много видов мышления: клиповое, маркетинговое, саногенное, визуальное, вычислительное, диалектическое и многие друге виды мышления. В данной работе анализируются некоторые из видов мышления, которые, по мнению авторов необходимо развивать в школьном образовании.
Один из значимых исследователей психики личности, в частности мышления А.В.Брушлинский пишет: «Мышление- это всегда искание и открытие существенно нового». [1, с.99]. Простыми словами мышление- это способность человека мыслить, обрабатывать информацию и принимать решения. Например, сталкиваясь с проблемой человек думать о том, как ее решить, следовательно мыслит. Проанализировав, личность делает выводы для решения проблемы.
Советский психолог С.Л. Рубинштейн мышление связывает в действием: «Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление которое совершается в действии и в действии выявляется». [2. С. 309] В.А.Крутицкий отмечает связь мышления с познавательной деятельностью. «Мышление -высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку». [3. С. 114] Авторы учебника отмечают, что некоторым животным свойственна некоторая осмысленность действий. «Однако у животных ... мы наблюдаем такие формы деятельности, которые вполне подходят под ... определение мышления». [4.С 154] Мышление как опосредованное познание, когда непосредственное познание невозможно или возможно, но не рационально. Кроме того, мышление - это познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира, к примеру, мы знаем, что сумма внутренних углов треугольника равна 180°. Мышление есть обобщенное знание действительности, так мы знаем общие свойства металлов, жидкостей и др.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Коллектив авторов, отмечают следующие стратегии мышления:
«1) случайный перебор - метод проб и ошибок. Поиск ведется не систематично. Варианты решения проблемы подбираются случайно.
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
2) рациональный перебор (конвергентное мышление) - осуществляется на основе отсечения более вероятных неверных вариантов решения проблемы.
3) систематический перебор (дивергентное мышление) - проверяются все возможные варианты решения проблемы. Дивергентное мышление обычно свойственно творческим людям». [5. С. 89]
Свойствами мышления В.Д. Шандриковым выделяются: гибкость (подвижность) мыслительных процессов, темп развития мыслительных процессов, быстрота мышления, самостоятельность мышления, экономичность мышления, широта ума, глубина ума, последовательность мысли и критичность мышления.
Классификаций видов мышления множество, сделанные по различным основаниям.
По последовательности формирования в онтогенезе по (Л. С.Выготский).
1) Наглядно-действенное мышление, выражается в способности использования наглядные образы и действия для понимания и решения задач. Оно характеризуется образностью мышления, практической направленностью, способностью к ассоциациям, развитием пространственного мышления, умением решать проблемы и развитием моторики. Для развития наглядно-действенного мышления у школьников можно использовать наглядные материалы, игры, упражнения, давать возможность самостоятельно действовать, поощрять творческое мышление и использовать интерактивные методы обучения. Развитие этого типа мышления является важным аспектом образования школьников и помогает им лучше понимать и применять полученные знания в реальной жизни.
2) Наглядно-образное мышление позволяет мыслить с помощью образов и визуальных представлений и характеризуется умением создавать внутренние образы и ассоциировать их с понятиями, а также способностью к абстрактному мышлению. Развитие наглядно-образного мышления включает в себя использование различных визуальных средств обучения, таких как диаграммы, схемы, таблицы, картинки и т.д., а также развитие воображения и творческого мышления. Этот тип мышления помогает школьникам лучше понимать абстрактные понятия и связывать их с реальным миром, что способствует более эффективному усвоению знаний.
3) Абстрактно-логическое (понятийное) мышление является способностью анализировать информацию, выделять основные понятия и закономерности, а также применять логические операции для решения задач.
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
Оно характеризуется умением абстрагироваться от конкретных образов и работать с абстрактными понятиями, а также способностью к систематизации и логическому мышлению. Развитие абстрактно-логического мышления включает в себя умение формулировать гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных данных. Этот тип мышления помогает школьникам развивать критическое мышление и решать сложные задачи, а также обеспечивает более глубокое понимание изучаемого материала. По данным Ж.Пиаже, примерно с 11-12 лет у ребенка формируется способность размышлять логически об абстрактных отвлеченных проблемах, появляется потребность проверить правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека.
Взрослый человек обладает всеми видами мыслительной деятельности». Однако, в зависимости от профессии, образования и жизненного опыта, у каждого человека может быть развитым тот или иной тип мышления в большей степени. Например, у математика может быть более развитым абстрактно-логическое мышление, а у архитектора больше развито наглядно-образное мышление. Важно понимать, что развитие различных типов мышления не ограничивается возрастом и может продолжаться на протяжении всей жизни. Постоянное развитие и совершенствование мыслительных способностей позволяет человеку более эффективно анализировать информацию, принимать решения и решать сложные задачи в различных сферах жизни.
По степени новизны продукта мыслительной деятельности (А.В. Брушлинский).
1) Продуктивное мышление - вид мышления, продукт которого характеризуется новизной по отношению в знаниям субъекта.
2) Репродуктивное мышление - вид мышления, который характеризуется известностью по отношению к знаниям субъекта. [6. С. 11] Продуктивное и репродутивное по А.В. Брушлинскому, по мнению Е.В.Гетманской, являются разновидностями одного и того же объекта. «... новое и старое, раскрываемые по ходу мышления, не принадлежит двум разным объектам, а являются различными качествами одного и того же объекта. Следовательно, не существует и двух разных типов мышления, одно из которых - продуктивное - познавало бы только новые предметы, а другое - репродуктивное - имело бы дело только с давно известными предметами». [7. С. 28]
По характеру протекания (О.К. Тихомиров).
1) Аналитическое мышление: Люди с высоким уровнем развития аналитического мышления могут разбирать сложные проблемы на
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
составляющие части, анализировать данные и информацию, и делать обоснованные выводы. Они могут использовать сравнение, классификацию и оценку для получения глубокого понимания проблемы.
2) Интуитивное мышление: Люди с высоким уровнем развития интуитивного мышления обладают способностью принимать быстрые решения на основе своего внутреннего чувства или предчувствия. Они могут использовать свой опыт и интуитивные знания для принятия решений без необходимости анализировать все доступные данные.
По направленности на реальный мир (Э. Блейлер).
1) Аутистическое мышление направлено в основном на внешний мир, опирается на законы логики.
2) Реалистическое мышление «... связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!)». [8. С. 6]
По цели и функциям (Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон).
1) Творческое. Люди с высоким уровнем развития творческого мышления обладают способностью генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и видеть возможности там, где другие не видят. Они могут использовать ассоциативное мышление, аналогии и воображение для создания инноваций и новых подходов к проблемам. «Творческими, или креативными, способностями называются особый тип интеллектуальных способностей, проявляющийся в использовании данной задаче информации разными способами и в быстром темпе». [9. С. 240]
2) Критическое. Критическое мышление рассматривается как способность нахождения правильных решений и как способность формирования аргументированной мысли, а также в умении видеть противоречия, отличать ложные знания от истинных и др.
По отношению к общим способностям (Дж. Гилфорд).
1) Дивергентное. «... дивергентное мышление характеризуется развитием таких способностей, как беглость мышления; гибкость мышления, оригинальность мышления; разработанность мышления, системность мышления и др.». [10. С. 340-343]
2) Конвергентное. «Это мышление линейное, логическое (иногда используют термин «дискурсивное»), как правило, предполагающее единственное правильное решение задачи или проблемы». [11. С. 23]
Кроме того, личность обладает логическим и системным видами мышления.
Логическим мышлением, обладают личности с высоким уровнем развития логического мышления обладают способностью анализировать информацию,
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
применять логические правила и законы, и делать выводы на основе рационального рассуждения. Они могут быстро и точно решать проблемы, основываясь на логической последовательности шагов.
Системное мышление свойственно личностям с высоким уровнем развития системного мышления способны видеть и понимать взаимосвязи и взаимодействия между различными элементами системы. Они могут учитывать широкий контекст и сложность проблемы, и находить решения, которые учитывают все факторы.
Уровень развития каждого вида мышления может быть разным у разных людей. Некоторые люди могут иметь более развитое логическое мышление, в то время как другие могут быть более сильными в творческом мышлении. Важно развивать все виды мышления, чтобы иметь более полный и гибкий набор инструментов для решения проблем и достижения целей.
Например, на уровне развития ребенка можно наблюдать различные проявления видов мышления. В начальном возрасте дети часто проявляют творческое мышление, предлагая нестандартные решения и играя с воображением. Они могут создавать новые игры, рисовать необычные картинки или придумывать свои истории.
Постепенно, по мере развития, дети начинают использовать аналитическое мышление, разбирая проблемы на составляющие части и анализируя их. Например, они могут разбирать головоломки или решать математические задачи, разделяя их на более простые шаги.
Затем они начинают развивать логическое мышление, основанное на последовательности шагов и закономерностях. Они могут использовать это мышление для решения логических головоломок или задач. Интуитивное мышление также проявляется в разных возрастах. Например, дети могут быстро принимать решения на основе своего опыта или внутреннего чувства. Они могут выбирать игрушки или действия, основываясь на своей интуиции.
Системное мышление, которое позволяет видеть взаимосвязи и взаимодействия, развивается с возрастом и опытом. Дети начинают понимать, как различные элементы влияют друг на друга и как они работают вместе. Например, они могут понимать, что для достижения цели нужно выполнить несколько шагов или что изменение одного элемента может повлиять на всю систему. Различные виды мышления проявляются на разных уровнях развития и помогают детям решать проблемы и адаптироваться к окружающему миру.
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
Мыслительные операции учащихся позволяют им обрабатывать информацию, решать проблемы и делать выводы. Рассмотрим несколько важных мыслительных операций учащихся:
1. Восприятие: Это способность воспринимать информацию из окружающего мира через органы чувств. Дети используют свое зрение, слух, обоняние и осязание, чтобы получить информацию о предметах и явлениях.
2. Внимание: Это способность сосредоточиться на определенной информации или задаче. Дети могут развивать свою способность к сосредоточению и контролю над вниманием через игры, упражнения и тренировки.
3. Память: Это способность запоминать информацию и вспоминать ее в нужный момент. Дети могут развивать свою память через повторение, ассоциации и использование различных стратегий запоминания. К основным свойствам (качествам) внимания относятся: концентрация, устойчивость, распределение, объем и переключение внимания. [12. С. 15-16]
4. Мышление: Это способность анализировать информацию, делать выводы и решать проблемы. Дети могут развивать свое мышление через игры, головоломки и задачи, которые требуют логического и критического мышления.
5. Воображение: Это способность представлять себе вещи, которых нет в реальности. Дети могут развивать свое воображение через игры, чтение и творческие занятия.
6. Речь: Это способность выражать свои мысли и идеи с помощью слов. Дети могут развивать свою речь через общение, чтение и письмо.
Мыслительные операции включают в себя развитие способности к анализу, синтезу, абстрагированию, классификации, обобщению и решению проблем. Кроме того, учащиеся должны научиться критически мыслить, оценивать информацию, принимать решения и прогнозировать последствия своих действий.
Развитие мыслительных операций у учащихся обеспечивает им возможность эффективно учиться, адаптироваться к новым ситуациям, решать проблемы и принимать обоснованные решения. Это также способствует развитию их креативности, воображения и самостоятельности.
Развитие наглядно-действенного мышления в раннем возрасте важно в формировании личности в образовательном процессе. Развитие наглядно-действенного мышления в раннем возрасте имеет огромное значение для детей. В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир, учатся взаимодействовать с предметами, развивают свои когнитивные способности.
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
Основная цель наглядно-действенного мышления - научить ребенка мыслить и действовать в реальном мире. Это важно для его полноценного развития и успешной адаптации в обществе. Отметим некоторые причины, убеждающие в необходимости развития наглядно-действенного мышления в раннем возрасте:
1. Развитие когнитивных навыков: Наглядно-действенное мышление помогает развивать когнитивные навыки у детей, такие как восприятие, внимание, память, анализ и синтез информации. Эти навыки являются основой для успешного обучения в школе и в будущем.
2. Развитие пространственного мышления: Наглядные действия, такие как строительство, сортировка или рисование, помогают детям развивать пространственное мышление. Это способность ориентироваться в пространстве, понимать отношения между объектами и представлять их в уме. Пространственное мышление является важным компонентом для решения математических задач, понимания геометрии и других предметов.
3. Развитие физических навыков: Они изучают свои тела, учатся контролировать движения, координировать глаза и руки. Это важно для развития моторики и координации движений, что в свою очередь положительно сказывается на общей физической активности и здоровье.
4. Развитие логического мышления: Наглядно-действенное мышление помогает детям развивать логическое мышление и умение делать выводы на основе наблюдений и опыта. Они учатся причинно-следственным связям, классификации, сравнению и анализу информации. Эти навыки важны для решения проблем, принятия решений и общего критического мышления.
5. Развитие социальных навыков: Они учатся сотрудничать с другими детьми, делиться игрушками, решать конфликты и взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают им строить отношения, адаптироваться в коллективе и развивать эмоциональный интеллект.
Таким образом, развитие наглядно-действенного мышления в раннем возрасте является фундаментом для успешного обучения и развития ребенка. Оно помогает им лучше понимать мир, развивать критическое мышление и социальные навыки, а также подготавливает их к будущим вызовам и возможностям.
В школьном образовании в целом, играет не мало важную роль философское мышление. Оно помогает детям развивать абстрактное и критическое мышление, анализировать и оценивать различные точки зрения и аргументы, а также задавать глубокие и фундаментальные вопросы. По мнению
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
Е.А. Пушкарёвой, философское мышление способно решить наиболее острые современные проблемы. «Прежде всего - это проблема великого смешения культур - глобализация, насильственное осуществление которое возможно только при сближении их единства». [13. С. 5] Не менее важным является проблема внутриличного бытия, а именно любовь, одиночество, свобода, творчество и др.
Развитие философского мышления в школе имеет следующие преимущества:
1. Помогает развивать навыки критического мышления, которые позволяют детям анализировать и оценивать информацию, аргументы и доказательства. Они учатся задавать вопросы, сомневаться и искать логические связи между идеями.
2. Помогает развивать навыки абстрактного мышления, которые позволяют детям рассуждать о сложных идеях, концепциях и теориях. Они учатся мыслить абстрактно, выделять общие понятия и искать связи между ними.
3. Помогает развивать этическое сознание и моральные ценности. Дети учатся задавать вопросы о правильном и неправильном, о справедливости и равенстве, о добре и зле. Это помогает им формировать свою собственную систему ценностей и принимать моральные решения.
4. Помогает развивать толерантность и уважение к другим мнениям и точкам зрения. Дети учатся слушать и понимать аргументы и идеи других людей, даже если они не согласны с ними. Это помогает им стать более открытыми и толерантными в общении с другими людьми.
5. Помогает готовиться к сложным вопросам жизни, таким как смысл жизни, свобода, справедливость, счастье и т.д. Дети учатся размышлять о таких вопросах, анализировать различные точки зрения и формулировать свои собственные ответы.
Таким образом, развитие философского мышления у детей способствует формированию моральных ценностей, учит быть толерантными и готовыми отвечать на сложные вопросы жизни. Это важный компонент современного образования, который помогает детям стать осознанными и размышляющими людьми. Но важно помнить, что развитие философского мышления требует времени и терпения. Постепенно, через систематическую работу и поддержку, школьники смогут развить свою способность к абстрактному мышлению, рассуждению и поиску смысла в мире.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
Развитие мыслительных операций у учащихся может быть стимулировано через игры, упражнения, чтение, общение и другие активности, которые требуют активного использования ума. Родители и педагоги играют важную роль в поддержке и направлении этого развития, предоставляя детям разнообразные задания и возможности для мыслительной деятельности. Но, важно помнить, что развитие мыслительных операций у учащихся является постепенным процессом, который требует времени, терпения и подходящей стимуляции. Однако, с правильной поддержкой и руководством, дети могут развивать свои мыслительные способности и достигать высоких результатов в учении и жизни.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)
1. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.
- С. 99
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2012. - С. 309
3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. С. 114
4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - С. 154
5. Психология. Учебное пособие. / Отв. ред. Е.В. Казакова, М.В. Корехова, Э.В. Леус.- Архангельск: Издательство «РАО», 2018.- С. 89
6. Шагарова И.В., Варлашкина Е.А. Общая психология: мышление, речь, воображение (в схемах, таблицах, комментариях): учебно-методическое пособие.
- Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - С. 11
7. Гетманская Е.В. Продуктивное и репродуктивное мышление: общность или антагонизм. // Сибирский психологический журнал. 2012. № 36. - С. 28
8. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 6
9. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. - Мю: Изд-во Эксмо, 2006. - С. 240
10. Кривчанский И. Ф., Большаков А. А., Короченский И. А. Развитие дивергентного мышления учащихся в процессе проектной деятельности //Акмеология профессионального образования: материалы. - 2020. - С. 340-343.
11. Дегтярев С.Н. Учебно-познавательный процесс в аспекте развития дивергентного и конвергентного мышления. // Образование и наука. 2009. № 4 (61). - С. 23
12. См.: Логутова Е.В. Диагностика познавательного развития: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2021. - С. 15-16
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
13. Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процесс. // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». 2012. 1 (5). - С. 75