Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реабилитация / нравственное воспитание / ограниченные возможности / трудоустройство / инклюзивное образование / дотации / недостаточная сформированность / нарушение функций / наглядно-действенное мышление. / rehabilitation / moral education / disabilities / employment / inclusive education / subsidies / insufficient formation / dysfunction / visual-effective thinking.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исматуллаева, Холида Закруллаевна, Базарова, Навруза Бахриддиновна

Работа рассматривает основные аспекты обучения детей с ограниченными возможностями. Дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети, требующие особого, повышенного внимания. В связи с этим в Республике принято ряд мер в области : здравохранения, образования, трудоустройства, реабилитации, вовлечение их во все сферы жизни общества. Необходимо уделять внимание нравственному, физическому, эстетическому воспитанию школьников, готовить их к жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A TEACHER IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The work considers the main aspects of teaching children with disabilities. Children differ greatly from each other in the state of vision, performance, fatigue and the speed of assimilation of the material. Children with disabilities are children who require special attention. In this regard, a number of measures have been taken in the Republic in the field of health care, education, employment, rehabilitation, and their involvement in all spheres of society. It is necessary to pay attention to the moral, physical, aesthetic education of schoolchildren, to prepare them for life.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Исматуллаева Холида Закруллаевна,

кандидат технических наук, доцент

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

Работа рассматривает основные аспекты обучения детей с ограниченными возможностями. Дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, требующие особого, повышенного внимания. В связи с этим в Республике принято ряд мер в области : здравохранения, образования, трудоустройства, реабилитации, вовлечение их во все сферы жизни общества. Необходимо уделять внимание нравственному, физическому, эстетическому воспитанию школьников, готовить их к жизни.

Ключевые слова: реабилитация,нравственное воспитание,ограниченные возможности, трудоустройство, инклюзивное образование, дотации, недостаточная сформированность, нарушение функций, наглядно-действенное мышление.

The work considers the main aspects of teaching children with disabilities. Children differ greatly from each other in the state of vision, performance, fatigue and the speed of assimilation of the material. Children with disabilities are children who require special attention. In this regard, a number of measures have been taken in the Republic in the field of health care, education, employment, rehabilitation, and their involvement in all spheres of society. It is necessary to pay attention to the moral, physical, aesthetic education of schoolchildren, to prepare them for life.

Keywords: rehabilitation, moral education, disabilities, employment, inclusive education, subsidies, insufficient formation, dysfunction, visual-effective thinking.

(Узбекистан)

Базарова Навруза Бахриддиновна,

магистрант 2 курса

(Узбекистан) АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 октября 1992 года

Президент Узбекистана рассказал, какие изменения планируется реализовать в стране, чтобы люди с инвалидностью могли принимать участие в общественно-политической жизни, беспрепятственно передвигаться, получать медицинские услуги, образование, трудоустраиваться и проходить реабилитацию.

Глава государства подчеркнул, что вовлечение людей с инвалидностью во все сферы жизни общества является важным приоритетом для страны. Этому вопросу было уделено особое внимание. Каждый получит возможность обучиться профессии за счет государства, а дотации на эти цели будут увеличены вдвое.

Со следующего учебного года 24 процента, а в 2025-м - 40 процентов детей с особыми образовательными потребностями смогут учиться в обычных школах. Кроме того, количество ресурсных центров инклюзивного образования увеличится в 14 раз и превысит 200. В последние годы вдвое или на 100 тысяч увеличилось количество тех, кто получает пенсии и пособия по инвалидности.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Основная цель - защита прав лиц с инвалидностью во всех сферах социальной жизни, привлечение внимания широкой общественности к их проблемам.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, требующие особого, повышенного внимания.

У таких детей наблюдается:

1) низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире;

2) недостаточная сформированность пространственных представлений, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое,

3) внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению;

4) ограниченная в объеме память, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной;

5) снижение познавательной активности, отмечается замедленный темп переработки информации;

6) мышление - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое; 7) речь -имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы;

8) наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). В связи с этим можно выделить общие проблемы у детей с ОВЗ:

I.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Нарушение координации движений;

8. Низкая самооценка;

9. Повышенная тревожность (многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении); 10. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

II. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

12. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения двигательных функций происхождением дефекта и личными особенностями детей.

Как правило, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей - в общении, сотрудничестве, содействии и помощи.

К сожалению, год от года все больше детей рождается с так называемыми ограниченными возможностями здоровья. Но каждый из них имеет право на полноценное обучение, получение профессии.

Для таких детей особо важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным.

Учеными была разработана адаптированная рабочая программа по технологии (технологии ведения дома) для обучающихся с ОВЗ (слабовидение) составлена с учетом этих особенностей. В процессе обучения дети с ОВЗ приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

полученные на уроках по общеобразовательным предметам, на практике. Уроки трудовой подготовки создают наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала детей с ОВЗ. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя. Этим же в значительной мере определяется эффективность нравственного, физического и эстетического воспитания школьников в трудовом обучении.

На уроках технологии деятельность складывается из трех основных этапов:

1.Осознание цели и условий деятельности.

2.Разработка плана работы.

3.Непосредственное выполнение работы.

Непременное условие каждого из названных этапов - контроль действий и результатов.

Уроки технологии по следующим направлениям: культура дома, создание изделий из текстильных и поделочных материалов, кулинария.

Все виды деятельности, необходимые для таких уроков, присущи детям с ограниченными возможностями. Под контролем учителя, видя пример сидящего рядом одноклассника, он непременно сможет сам воспроизвести все необходимое.

Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным работам, формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.

Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие работы, которые затем будут использованы в играх, в инсценировках, в качестве подарков на день рождения, к праздникам, в оформлении уголков, изготовлении декораций для школьных мероприятий

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Щ ■ -

лгти должны УЧИТЬСЯ «мгстг

Через различные действия с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. То же можно сказать и о работе с тканью при создании изделий по собственным эскизам. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата. Дети овладевают навыками и культурой труда.

Дети узнают, что материал, используемый в их работе, бывает не только всевозможных цветов, но и различным по фактуре: блестящим, глянцевым, матовым, гладким, шероховатым, тонким или толстым на ощупь, плотным или рыхлым на разрыв, промокающим и водонепроницаемым.

Для лучшего восприятия преподносимого материала, используются занятия в игровой форме. Использую коллективные задания, здесь развивается чувство коллективизма, ответственности. Все это необходимо для детей с ограниченными возможностями.

Одним из решений создания необходимых условий для удовлетворения и развития образовательных потребностей учащихся и приобретения школьниками опыта разнообразных видов деятельности является исследовательская деятельность, которая способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в собственные силы.

В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени

Нужно придерживаюсь следующих рекомендаций:

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать, за что его похвалили.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.- Оставаться спокойным в любой ситуации.

Важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.

В условиях творческого подхода каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего творчества.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем - обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Слово «технология» происходит от греческих слов - искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе 1 .технология

разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологи З.технология проблемного обучения

4.метод проектов

5.игровые технологии

6.информационно-коммуникационные технологии

7.нравственная технология

8.здоровьесберегающие технологии

Технология разно уровневого обучения.

Относительно новая технология разно уровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

А в настоящее время технология разно уровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разно уровневого обучения - это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разно уровневые работы проводятся под контролем - обобщающих уроках. Ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разно уровневые).

Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснение темы урока идет от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

Технология проблемного обучения

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Игровые технологии

Не менее важную роль играют игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка, уровень сложности игры или задания, которые определяется строго индивидуально для каждого ребёнка.

Данный метод прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время широко используются информационные технологии. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации , каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать на зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным.

Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманности.. На занятиях воспитывается правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». На уроках применяю презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся. При этом не нужно забывать о том, что это дети с ограниченными возможностями и со слабым здоровьем, сохранение которого зависит от учителя в процессе рациональной организации урока ,т.е периодически осуществлять смену деятельности, что повысить эффективность учебного процесса

Последовательно и целенаправленно проводить воспитательную работу в процессе занятий по формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания. Проводить профилактическую работу среди учащихся с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек. Соблюдать гигиенические условия в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. п. Продолжить свою работу с использованием различных методов обучения. Использовать частую смену

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости. На занятиях поддерживать спокойную деловую обстановку Метод проектов Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. В системе народного образования функционируют 86 специализированных школ и 21 школа-интернат для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, где обучаются 20 610 детей.

Также 13 437 детей с отклонениями в физическом или психическом развитии и нуждающихся в длительном лечении получают образование в домашних условиях.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Обучение детей, нуждающихся в особых условиях воспитания и образования, осуществляется в двух специализированных учебно-воспитательных учреждениях.

В 19 домах "Мехрибонлик" и 3 детских городках воспитываются 2 557 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно отсталых школьников. Это предполагает совершенствование организации учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его методического обеспечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей

Овладение первоначальными навыками, знаниями и умениями на основе разработанных методик создает положительные предпосылки как для дальнейшей профессиональной подготовки умственно отсталых подростков в старших классах или в системе ПУ, так и в развитии социально-значимой личности в целом.

Эффективность начального этапа профессионально-трудового обучения в значительной мере связана с коррекцией и развитием речемыслительной деятельности и положительной мотивации к труду на основе становления эмоционально-волевой деятельности учащихся с проблемами психофизического развития.

REFERENCES

1. Закон Республики «Закон Республики Узбекистан от 15 октября 2020 года № ЗРУ-641 « О правах лиц с инвалидностью»

2. Законом Республики Узбекистан от 11 июля 2008 года № ЗРУ-162 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан»..

3. Титова, Я. Б. Уроки трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы / Я. Б. Титова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4467/ (дата обращения: 14.04.2022).

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

4. Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями в С(К)ОУ [Текст]: монография / Г. В. Яковлева, Г.Н. Лаврова, Ж. Г. Кулькова, Н.Я. Ратанова, М.Ю. Ожгихин, В.А. Донскова, И.М.Чернова, Е. И. Шевченко, СВ. Пьянкова, С.А. Полинова, Г.С. Трофимова, О. Г. Хажеева. — Челябинск: Цицеро, 2010. — 276 с.

5. Ратанова Н.Я. Андрющенко Е.В. Психологическое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ. — Челябинск: Цицеро, 2009. — 64 с.

6. Личностно-ориентированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие [Текст] / Г.В Яковлева, Г.Н Лаврова, Ж.Г. Кулькова, Н.Я. Ратанова, М.Ю. Ожгихин, Андрющенко Е.В

7. http://festival.1 september.ru/articles/580618/85.http://festival.1 september.ru/articl es/579111/

8. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_5.html#V1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.