Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / обучение / воспитание / формирование / литература / поиск оптимальных путей к сердцу учащихся / development / training / education / formation / literature / search for optimal ways to the heart of students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова, Матлуба Акмаловна, Бахромов, Хумоюнмирзо Анваржон Угли

В статье рассматриваются пути повышения мотивации к профессиональной педагогической деятельности у педагогов, показаны конкретные приёмы воспитательной работы, которые позволяют достичь необходимых результатов. На уроке педагог учит, вооружая умениями применять знания на практике, его задача – сделать так, чтобы это время стало полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни обучающегося и продолжение процесса формирования его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS

The article discusses ways to increase motivation for professional and pedagogical activity among teachers, shows specific methods of educational work that allow achieving the necessary results. At the lesson, the teacher teaches, arming with the skills to apply knowledge in practice, his task is to make this time become a full–fledged moral communication, thoughtful interaction. The lesson is the continuation of the student's life and the continuation of the process of forming his personality.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ

Ахмедова Матлуба Акмаловна

Ташкентский Государственный транспортный университет преподаватель кафедры «Узбек (рус) тили» Бахромов Хумоюнмирзо Анваржон угли Ташкентский Государственный транспортный университет

студент 1 курса

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются пути повышения мотивации к профессиональной - педагогической деятельности у педагогов, показаны конкретные приёмы воспитательной работы, которые позволяют достичь необходимых результатов. На уроке педагог учит, вооружая умениями применять знания на практике, его задача - сделать так, чтобы это время стало полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок - продолжение жизни обучающегося и продолжение процесса формирования его личности.

Ключевые слова: развитие, обучение, воспитание, формирование, литература, поиск оптимальных путей к сердцу учащихся.

ANNOTATSIYA

Maqolada o'qituvchilarning kasbiy va pedagogik faoliyatiga turtki berish yo'llari ko'rib chiqiladi, zarur kutilayotkan natijalarga erishish imkonini beradigan ta'lim va tarbiya berishning o'ziga xos usullari ko'rsatiladi. Darsda o'qituvchi bilimlarni amalda qo'llash qobiliyatiga ega bo'lishni o'rgatadi, uning vazifasi ushbu jarayonni to'liq axloqiy ta'sir ko'rsatadigan muloqot, bahs maydoniga aylantirishdir. Dars - o'quvchi hayotining ma'lum bosqichi bo'lib, uning shaxsini shakllantirish jarayonini davom ettirishdir.

Kalit so'zlar: rivojlanish, ta'lim, tarbiya, shakllantirish, adabiyot, o'quvchilarning qalbiga optimalyo'llarni izlash.

ABSTRACT

The article discusses ways to increase motivation for professional and pedagogical activity among teachers, shows specific methods of educational work that allow achieving the necessary results. At the lesson, the teacher teaches, arming with the skills to apply knowledge in practice, his task is to make this time become a full-fledged moral communication, thoughtful interaction. The lesson is the

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

continuation of the student's life and the continuation of the process of forming his personality.

Keywords: development, training, education, formation, literature, search for optimal ways to the heart of students.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Новый закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Вот ключевые слова: развитие, воспитание, формирование.

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Я считаю, что воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. И не обязательно этот урок -воспитательный час. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.

Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике,

и задача учителя - сделать так, чтобы это время стало полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Урок - продолжение жизни обучающегося и продолжение процесса формирования его личности.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации - это уроки русского языка и литературы. Уроки русского языка (как и любого другого языка и предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Задача учителя не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.

Воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста - это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, с развитым мышлением, творцах, новаторах.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика.

Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит - прочнее.

К сожалению, за последние годы интерес к литературе в обществе и интерес к литературе как школьному предмету катастрофически снизился. В наше время литература, которая всегда воспринималась как источник постижения мира, которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась.

Жить так, как предлагает русская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее...

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Уникальная и неповторимая русская литература способна воскресить

многие духовные качества человека: доброту и умение сочувствовать, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, ответственность, трудолюбие, уважение к окружающим и их труду, соблюдение норм поведения, любознательность, - и помочь решить многие нравственные проблемы нашего времени. Чем же она так уникальна и в чём её неповторимость? Именно во взгляде на смысл человеческого существования. Русская литература сосредотачивает внимание на изображении человеческой личности и нравственно-философской проблематике. Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, « чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм». Литература создает тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни, из школы. Учитель литературы должен сделать всё возможное и невозможное, чтобы пробудить интерес к предмету и возродить его значимость.

Самое главное на уроке - вызвать эмоциональный всплеск в душах детей, не позволять «душе лениться». Для этого можно и нужно привлекать такие средства воздействия, как музыка и живопись. Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.

На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни». Это развивает стремление к нравственному действию.

Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию, способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения.

К примеру несколько приёмов:

-Пятиминутки - прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении (материал предлагается как самим учителем, так и заранее подготовленными учениками);

понятие «нравственной личности»,

включающей в себя

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

-Приём мозгового штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами (древнерусский нравоучительный жанр), малоизвестными, но обязательно образными, яркими фактами из жизни, литературы, публицистики, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;

-Проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию).

-Проецирование моральных проблем, решаемых классиками , и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли

отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы?

-Использование нестандартных уроков (например, уроки-концерты, благодатный материал для которых дает поэзия; или уроки-диспуты, уроки-размышления или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы) также способствуют повышению интереса к предмету;

-Сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой.

Преподавание литературы помогает подрастающему поколению открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы. Художественное произведение - это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя. А учитель - это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы - построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений обучающихся, стимулируются реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы обучающимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. Радость познания, озаренная

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка, внутренней энергией для преодоления трудностей и развития желания учиться.

Этим самым можно сказать, литература направлена на поиск оптимальных путей к сердцу и уму школьников.

В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужноуметь сказать так, чтобы ученики в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный урок должен способствовать личностному росту ученика. Каждый урок - ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии. А еще я считаю, что литература и родной язык помогают ответить на главные человеческие вопросы: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток.

REFERENCES

1. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2016.

2. Современный урок русского языка и литературы / под ред.З.С. Смелковой. -Л.: Наука, 1990.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

3. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века / Д.В. Чернилевский. - М.: РИО МГТА, 2017.

4. Петраш, И.А. Исторический роман как средство воспитания гармоничной личности / И.А. Петраш // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 1724-1729. - ISBN 9785-4417-0161-7.

5. Петраш, И.А. Нравственное воспитание средствами художественной литературы / И.А. Петраш // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 2378-2383. - ISBN978-5-4417-0309-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.