Научная статья на тему 'КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ?'

КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями / педагогика / педагогическая психология / тревожность / ОВЗ / ЗПР / СДВГ / аутизм (РАС). / children with disabilities / pedagogy / pedagogical psychology / anxiety / HIA / ZPR / ADHD / autism (RAS).

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юлдашева, Муборак Холик Кизи

Дети с нарушением зрения, слуха, двигательного, а также опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями в речи и интеллекта, а также дети с задержкой психического развития, а также дети аутисты. В ВОЗ в 1994 г. была разработана международная классификация болезней МКБ-10, и там был поставлен ряд критерий, которые вошли в диагноз СДВГ. Наука и технологии идут вперед, однако, данные заболевания не прекращаются. Много сил было направлено на изучение данной темы, но для обычный преподавателей это является сложным вопросом: «А как работать с такими детьми?». В статье приведены ключевые моменты работы с детьми с ограниченными расстройствами и различные методики. А также, пособие для родителей, у которых дети рождены с синдромом аутизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES?

Children with visual, hearing, motor, and musculoskeletal disorders, with severe speech and intelligence disorders, as well as children with mental retardation, as well as autistic children. At the WHO in 1994 The international classification of diseases ICD-10 was developed, and a number of criteria were set there, which were included in the diagnosis of ADHD. Science and technology are advancing, however, these diseases do not stop. A lot of effort has been directed to the study of this topic, but for ordinary teachers this is a difficult question: “How to work with such children?”. The article presents the key points of working with children with limited disorders and various methods. And also, a guide for parents whose children are born with autism syndrome.

Текст научной работы на тему «КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ?»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ?

Юлдашева Муборак Холик кизи

Студентка второго курса семейной психологии, кафедры психологии.

Национальный университет Узбекистана Джизакский филиал г.Джизак, Республика Узбекистан.

АННОТАЦИЯ

Дети с нарушением зрения, слуха, двигательного, а также опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями в речи и интеллекта, а также дети с задержкой психического развития, а также дети аутисты.

В ВОЗ в 1994 г. была разработана международная классификация болезней МКБ-10, и там был поставлен ряд критерий, которые вошли в диагноз СДВГ.

Наука и технологии идут вперед, однако, данные заболевания не прекращаются. Много сил было направлено на изучение данной темы, но для обычный преподавателей это является сложным вопросом: «А как работать с такими детьми?». В статье приведены ключевые моменты работы с детьми с ограниченными расстройствами и различные методики. А также, пособие для родителей, у которых дети рождены с синдромом аутизма.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями; педагогика; педагогическая психология; тревожность; ОВЗ; ЗПР; СДВГ; аутизм (РАС).

Children with visual, hearing, motor, and musculoskeletal disorders, with severe speech and intelligence disorders, as well as children with mental retardation, as well as autistic children.

At the WHO in 1994 The international classification of diseases ICD-10 was developed, and a number of criteria were set there, which were included in the diagnosis of ADHD.

Science and technology are advancing, however, these diseases do not stop. A lot of effort has been directed to the study of this topic, but for ordinary teachers this is a difficult question: "How to work with such children?". The article presents the key points of working with children with limited disorders and various methods. And also, a guide for parents whose children are born with autism syndrome.

Keywords: children with disabilities; pedagogy; pedagogical psychology; anxiety; HIA; ZPR; ADHD; autism (RAS).

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ВВЕДЕНИЕ

Какая категория детей входит в процесс работы статьи?

Дети с нарушением зрения, слуха, двигательного, а также опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями в речи и интеллекта, а также дети с задержкой психического развития, а также дети аутисты.

В ВОЗ в 1994г. была разработана международная классификация болезней МКБ-10, и там был поставлен ряд критерий, которые вошли в диагноз СДВГ. То есть, психического развития и прочие перечисленные выше болезни. А также, гиперактивность движения происходящее от дефицита внимания.

Чем же отличаются перечисленные синдромы и как с этим работать?

Работы нейропсихологии показали, что работа с головным мозгом человек имеет дело с тем, что не все функции серьезно развиваются. Кто попадет в список данных заболеваний, т.е. в синдром гиперактивности внимания, то такие дети, которые рождаются с патологией (когда ребенок рождается при кесаревосечении или при нарушении шейных позвонков) однозначно получается травма головного мозга. Она бывает различной силы тяжести. Самый тяжелый случай- это детский церебральный паралич, а в легкой форме -это как раз таки вышеприведенный синдром дефицита внимания.

Даже небольшая травма ведет за собой нарушение внимания. Ребенок не понимает, что с ним происходит, не понимает своего состояния. Но, его много что раздражает из-за ряда физиологических или умственных нарушений в нервной системе.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Далее, родители начинают думать о том, что они его плохо воспитывают, соответственно, начинают винить во всем себя или же, неправильно вести себя с ребенком, за счет чего, появляются поведенческие нарушения, которые неизбежны при данном подходе.

Но, все можно изменить и возможно помочь таким детям.

Что же необходимо делать?

Для начала нужно разобраться в том, что у всех детей с перечисленными расстройствами имеется ряд общих особенностей в воспитании. Это:

-страх перед обществом;

-неумение общаться на равных;

-низкая самооценка и излишняя стеснительность.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Если интеллект у ребенка развит, то они начинают осознавать тот факт, что с ним что-то не то и оценивают ситуацию, что другие дети не считаются с ними на равных, отчего еще сильнее начинают «загонять» себя психологически.

При работе и занятиях с такими детьми, очень важно включать в образование растяжки и дыхательную гимнастику, глазодвигательные упражнения и работе с речевым аппаратом.

Все этапы обучения стоит проводить поэтапно. К примеру, гиперактивному ребенку очень сложно бывает долго фокусироваться на одной конкретной вещи. С ним гораздо эффективнее будет чередовать различные упражнения между собой. Или же, когда у него будут достигнуты положительные, устойчивые результаты хотя бы по одной функции, то можно подтягивать его на остальные сферы.

Развивая усидчивость у ребенка, вполне можно допустить импульсивность и рассеянное внимание. То есть, что-то должно быть упущено, когда идет уклон на противоположную задачу.

В процессе занятия степень произвольности бывает абсолютно различной.

Как работать с детьми с нарушением речи?

Рекомендации при работе с детьми с дефектом речи, то самое главное помнить о том, что не стоит раздражаться, а уметь держать свои эмоции под контролем. Когда встречается ребенок с заиканием, то самая грубая ошибка в том, что многие стараются его поправить ил договорить фразу за него. В таком случае нужно иметь терпение. А если человек что-то не понял, то лучше лишний раз его переспросить. В таком случае ребенок поймет, что взрослому важно то, что он ему говорит. И тогда, он начнет разговаривать гораздо охотнее.

Важно также поддерживать зрительный контакт. Если взрослый будет отводить взгляд, то для ребенка это будет сигналом к тому, что с ним что-то не так. С такими детьми не имеет смысла говорить медленнее. Потому что у таких детей слух прекрасно сформирован и с этой функцией у них нет никаких проблем. И конечно же, стоит соблюдать тактичность и не спрашивать о том, пытался ли он что-то сделать со своим дефектом. Потому что, подобный процесс может и был, но еще не доказано что разработанные методы помогают абсолютно всем детям с дефектом речи.

Как взаимодействовать с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата?

Важно обращать внимание на физические способности ребенка и при организации мероприятия, стоит задуматься о комфорте такого ребенка.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

К примеру, если в планах игры на скорость, то такой ребенок будет очень медлителен, и атмосфера в компании будет только усугубляться, потому что другим придется его ждать, или кто-то начнет раздражаться и тогда неприятностей точно не избежать. Очень важно обращать на это внимание, и вовлекать ребенка в ту деятельность, которая будет ему комфортной, и она не будет создавать трудностей для всех остальных детей. Но, при этом, никогда не стоит делать на этом особый акцент и демонстрировать ребенку, что с ним что-то не так.

Что делать с ребенком с задержкой психического развития?

К сожалению, данное заболевание наиболее распространенное в современном мире. Такие дети растут с задержкой темпа развития. Это когда ребенку необходимо чуть больше времени на то, чтобы усвоить ту же самую, что и обычному ребенку. Так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости.

Умственная отсталость - это уже следующая стадия нарушения психического развития. Такие дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

При работе с младшим сегментом умственно-отсталых детей, то стоит предлагать им игрушки, которые будут развивать мелкую моторику. Это способствует формированию мыслительных процессов. Также, очень важно разговаривать с детьми. Ведь речь является фундаментом для построения высших психических функций. Но не стоит задавать ребенку каверзных или неожиданных вопросов, которые могут сбить его с толку или поставить в тупик. Такие дети не могут дать быстрого ответа и им необходимо время для размышлений. Потому что скорость обработки информации у них значительно замедлена. Не стоит также избегать такого ребенка. Ведь чем меньше на него обращают внимания, тем сложнее ему дается социальное взаимодействие. Очень важно создавать для него максимально комфортную обстановку.

Как общаться сребенком-аутистом?

Согласно мировой статистике, количество людей родившихся с аутизмом растет с каждым годом. Но благодаря инклюзивному образованию и появляющимся возможностям трудоустройства, они перестают быть ограниченными в общении, и в кругу родственником.

Какие вообще признаки могут быть у аутизма?

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

-ребенок не интересуется играми с социальным взаимодействием, его сложно вывести на общение;

-он избегает зрительного контакта;

-при нарушении личного пространства может проявлять агрессию;

-чувствительным к сильным шумам и ярким картинкам;

-отсутствует понимание опасности.

Самое важное в общении с ребенком аутистом - это ровный эмоциональный фон. При общении с ними нужно все фразы и мысли формулировать исключительно в положительном ключе, а также придерживаться спокойного и нейтрального тона. Также, при общении с аутистом необходимо точно знать, что в конкретной ситуации родитель хочет от ребенка. Необходимо соблюдать конкретику и четкость.

К примеру, если родитель хочет позвать ребенка кушать, то он должен говорить четко «Пойдем кушать», «Садись на стул». При необходимости, стоит дополнять свои слова жестами. Если мать говорит «Садись на стул», то соответственно, она может дотронуться до стула или похлопать по нему.

Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов. В таком случае, для ребенка аутиста речь превратится в простой шум, и он не обратит на нее должного внимания. Также, можно использовать определенное расписание, в котором можно предложить ребенку карточки со словами или специальными картинками, чтобы ориентировался на череду действий. Или просто позволить ребенку выбрать тот объект действий, который он действительно хочет осуществить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важно помнить, что ребенок аутист не любит новшества и ему гораздо привычнее работать и действовать по соответствующему графику. Он может повторять ряд определенных действий изо дня в день, и очень сильно впадает в стресс, когда что-то выпадает из привычного круга.

Если родитель планирует что-то сделать, то в первую очередь ему стоит подойти к ребенку, сесть на его уровень, взять за руки и анонсировать желаемое действие. К примеру, если желаемое действие - выйти погулять, то можно показывать рукой на улицу и неторопливо произносить: «Мы сейчас пойдем гулять».

Тем самым, родитель демонстрирует ребенку - как это действие должно происходить.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Если же ребенок уже способен понять и выбрать что-то, то родитель может обращаться к нему, чтобы что-то уточнить. К примеру, когда ребенок начинает тянуть за руку и показывать на желанный предмет.

Главное помнить, что нельзя лишать ребенка возможности выбора и развивать то, что востребовано. Нужно давать ему возможность для развития понимания происходящего.

REFERENCES

1. «Педагогическое взаимодействие в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.» - Попова Г.П, Виноградова Е.А, издательство: Учитель, 2020г. (стр.12 и 56)

2. «Введение в психологическую теорию аутизма» - Аппе Ф., 2006г. научная серия. (стр. 201)

3. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход» -Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Питер, 2008г. (стр. 85)

4. «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» -Морозова С.С., издательство Владос, 2010г. (стр. 105)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.