Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореография / дистанционное обучение / профессиональные компетенции. / choreography / distance learning / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова, Ольга

В статье проанализирован процесс дистанционного изучения специальных хореографически дисциплинам студентами в период пандемии. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование профессиональных способностей студентов при традиционной и дистанционной формах обучения. Установлены причинно-следственные связи между методами обучения и формированием педагогических компетенций студентов. На основании изученных фактов сделаны выводы о возможности использования дистанционного обучения лишь как дополнительной внеаудиторной формы организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STUDYING CHOREOGRAPHIC DISCIPLINES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article analyzes the process of remote study of special choreographic disciplines by students during the pandemic. The factors influencing the formation of students' professional abilities in traditional and distance learning are considered. Cause-and-effect relationships between teaching methods and the formation of students' pedagogical competencies have been established. Based on the facts studied, conclusions were drawn about the possibility of using distance learning only as an additional extracurricular form of organizing the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье проанализирован процесс дистанционного изучения специальных хореографически дисциплинам студентами в период пандемии. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование профессиональных способностей студентов при традиционной и дистанционной формах обучения. Установлены причинно-следственные связи между методами обучения и формированием педагогических компетенций студентов. На основании изученных фактов сделаны выводы о возможности использования дистанционного обучения лишь как дополнительной внеаудиторной формы организации учебного процесса.

Ключевые слова: хореография, дистанционное обучение, профессиональные компетенции.

PROBLEMS OF STUDYING CHOREOGRAPHIC DISCIPLINES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Olga Komarova

Acting Associate Professor, State Academy of Choreography of Uzbekistan

Tashkent, Uzbekistan [email protected]

The article analyzes the process of remote study of special choreographic disciplines by students during the pandemic. The factors influencing the formation of students' professional abilities in traditional and distance learning are considered. Cause-and-effect relationships between teaching methods and the formation of students' pedagogical competencies have been established. Based on the facts studied, conclusions were drawn about the possibility of using distance learning only as an additional extracurricular form of organizing the educational process.

Keywords: choreography, distance learning, professional competencies

Ольга Комарова

и.о.доцента, Государственная академия хореографии Узбекистана

Ташкент, Узбекистан [email protected]

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ВВЕДЕНИЕ

В период пандемии и самоизоляции остро встал вопрос разработки и применения дистанционных форм обучения в различных областях образования.

Первые формы получения образования удаленно появились в Европе в ХК веке в университете Лондона. Студентов дистанционно обучали стенографии. Продавали разработанный курс, рассылая почтой учебный материал и задания. В 1892 году в Соединенных Штатах Америки Университет Чикаго объявил о первом зарегистрированном отделении дистанционного обучения. В 1914 году появилось дистанционное обучение в Новой Зеландии и Канаде. В 1922 году дистанционные курсы обучения стали появляться в Австралии, в 1939 году во Франции [1].

Дистанционное обучение начало активно развиваться в образовательных учреждениях с началом эпохи всеобъемлющей цифровизации. Многие дистанционные проекты в разных странах показали свою результативность и стали эффективной формой обучения.

В 2020 году пандемия, вызванная распространением вируса Covid-19, вынудила учебные заведения всего мира перевести своих учащихся, студентов, аспирантов, докторантов и др. на дистанционную форму обучения. Перешли на удаленную форму обучения и образовательные учреждения нашей страны, в том числе творческие вузы.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Перед профессорско-преподавательским составом Государственной академии хореографии Узбекистана встала задача освоения новых форм обучения, приспособления специфических традиционных технологий обучения хореографии к условиям новых реалий. Преподаватели и студенты освоили работу на образовательных платформах, и в мессенджерах Moodle, Mover, Zoom, Telegram.

Работа преподавателей специальных дисциплин в период карантина и самоизоляции заключалась в следующем:

- проведение онлайн занятий с использованием сервера Zoom;

- размещение на образовательной платформе Moodle учебно-методических, теоретических и практических (видео) материалов, учебной литературы, музыкальных образцов, тестов, заданий, календарных планов и др.;

- размещение на сайтах видеохостинга Mover.uz учебных видеоматериалов, танцевальных упражнений, комбинаций, этюдов;

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

- работа в мессенджере Telegram. В целях налаживания обратной связи по каждому предмету для каждой академической группы были созданы каналы, где студенты предварительно выставляли выполненные задания в виде мультимедийных файлов для консультации и проверки преподавателем, с последующим размещением их на платформе Moodle в разделе «Задания».

Работа студентов в режиме онлайн включала следующие виды и формы:

- участие в онлайн занятиях, проводимых преподавателями в режиме видеоконференций;

- изучение, конспектирование учебных теоретических, методических материалов, размещенных на платформах Moodle, в каналах Telegram;

- практическое изучение методики исполнения программных движений, разучивание комбинаций и этюдов, размещенных на сайтах Mover.uz;

- поиск учебной информации на сайтах международного интернет-сервиса YouTube;

- самостоятельное выполнение творческих заданий в рамках самообразования - составление этюдов и комбинаций по всем профильным дисциплинам;

- онлайн консультации с преподавателями специальных дисциплин;

- размещение выполненных творческих заданий в каналах Telegram и на образовательной платформе Moodle.

В реальности формы организации учебного процесса в режиме онлайн, исключающие непосредственное педагогического взаимодействие педагога и студента в хореографическом классе, оказались неэффективными для практического освоения студентами младших курсов хореографического материала. При объяснении педагогом нового материала и выполнении студентами самостоятельных творческих работ возникали определенные трудности, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами, выявлению которых посвящена данная работа.

Так, имело место систематическое несоблюдение графика выполнения студентами самостоятельных работ. Выполненное практическое задание по каждой новой теме (комбинация, этюд) в форме видео файла должно было присылаться студентом преподавателю на проверку один раз в неделю в соответствии с календарно-тематическим планом и расписанием занятий. Однако возросшая в разы нагрузка на сеть в первый месяц показала техническую неготовность интернет-провайдеров Узбекистана к предоставлению услуг в требуемом объеме и качестве. Отправляемые

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

студентами из некоторых регионов республики видео файлы из-за низкой скорости интернета пересылались в течение нескольких суток, порой не отправлялись вовсе, иногда доставлялись со значительными техническими искажениями, или вовсе были недоступны для просмотра.

В то же время количество потребляемых студентами МВт значительно увеличилось. Не секрет, что интернет в Узбекистане один из самых дорогих в мире. Студенты присылали самостоятельные работы тогда, когда удавалось оплатить интернет. В связи с этим некоторые студенты выпадали из поля зрения преподавателей на несколько дней. Поэтому сохранить динамику и ритм обучения в соответствии с учебным расписанием не представлялось возможным.

Студенты-хореографы столкнулись с трудностями иного рода -отсутствием в телефоне функции одновременного проигрывания музыки и ведения видеозаписи. Для видео записи танцевальных фрагментов использовался, как правило, телефон. Для воспроизведения музыки необходимо было найти другое записывающее устройство - телефон, планшет, ноутбук, что в некоторых случаях было проблематично.

Создавали трудности для осуществления практического вида обучения и неподходящие для «танцевания» бытовые условия. Исполнение танцевальных движений в «полную ногу», с необходимой широтой, амплитудой и динамикой требует определенного пространства - свободной площадки размером не менее 6-7 м2. Во многих домах и квартирах такого пространства не оказалось. Отсутствовал необходимый для хореографа атрибут станок - палка, за которую должен держаться танцовщик при исполнении упражнений экзерсиса. В качестве станка студенты использовали предметы мебели, интерьера, дверные ручки, решетки виноградника и т.п., что не позволяло исполнять упражнение в полную силу. Имел место случай записи комбинации на лестничной площадке подъезда, где места было больше, чем в квартире, а балетным станком служили лестничные перила.

Объяснение нового учебного материала в хореографии предусматривает практический показ педагогом танцевального движения, сопровождаемый вербальным объяснением методики его исполнения. Эти два действия в режиме видеоконференции не могли осуществляться одновременно. Показ движения, как было сказано выше, требовал достаточного пространства, но, когда педагог отходил от транслирующего устройства, чтобы исполнить движение,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

слышимость значительно снижалась. Студенты не могли в моменте соединить увиденное с услышанным.

Самостоятельное освоение студентами нового практического материала, размещенного на образовательных платформах, также нельзя считать простым и доступным. Студенту нужно было зайти на платформу Moodle, найти тему урока скачать размещенный педагогом материал. Далее, ознакомившись с описанием методики исполнения того или иного движения, студент должен был перейти по ссылке в Mover.uz, где он мог посмотреть видео исполнения этого движения. Студенту нужно было осмыслить увиденное, соединить с прочитанным, постараться это все понять, запомнить, исполнить и отработать. Результат самостоятельно разученных движений показывался педагогу в режиме zoom-конференции. При таком изучении движений неизбежно возникали ошибки, устранить которые в режиме видеосвязи было достаточно сложно. Порой преподаватель и студент не могли понять друг друга. Студент, исправляя одни ошибки, допускал другие. В итоге после нескольких безуспешных попыток, преподаватель вынужденно соглашался, с тем, что получилось, надеясь на устранение недостатков по возвращении к традиционным формам обучения. При традиционной же форме обучения работа студента корректируется непосредственно в процессе повторения студентом показанного преподавателем движения. Преподаватель может руками поправить уровень наклона корпуса, угол поворота головы, высоту поднятой ноги, округлость руки, и т.д. Важность исправления в момент обучения обусловлена наличием у человека мускульной памяти. Исполненное неправильно упражнение закрепится в мышечной памяти, и в дальнейшем его будет очень трудно исправить.

Одной из причин возникающих ошибок можно считать трудность понимания студентом теоретического описания методики исполнения движений. Движение - это процесс непрерывной смены положений тела, гармоничной, координированной работы всех его частей. Методика исполнения движения представляет собой описание движения каждой части тела, исполняемой на каждую долю музыкального такта: траектория движения руки или ноги, их начальное и конечное положение, положение и движение корпуса, головы в каждый момент движения. При этом описание частей рук и ног детализируется: верх ноги - от бедра до колена, низ ноги - от колена до стопы, подъем, пятка, пальцы, полупальцы. То же в отношении рук: кисть, локоть, группировка пальцев и т.д. Много нюансов в положении головы: наклон, угол

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

поворота, направление взгляда. Порой невозможно подобрать нужные слова для точного описания траектории движения рук, ног, положений корпуса, характера исполнения танцевального элемента, настроения, манеры, стиля.

Описать движение языком, понятным каждому читающему, достаточно сложно, а разобрать движение по записи студентам, не имеющим практического опыта, еще сложнее. Читая текст, студент должен поочередно придать своим частям тела описанное положение, затем, соблюдая траекторию и направление, переводить их в другое, а затем в третье и так далее. При этом подчас трудно визуально и практически представить, что под описанием подразумевал автор. Как определить высоту ноги, поднятую на 350, на 1000? И таких моментов в хореографии достаточно много. Для понимания описанного движения требуются предметные знания и хореографическая практика, которых у студентов первых двух лет обучения еще нет.

Поскольку движение проще и легче посмотреть и повторить, чем разбирать его описание, логично предположить, что для практического освоения танцевальной лексики, студенты могли воспользоваться материалами, размещенными на сайтах канала YouTube. Однако в большей своей части размещенные там танцевальные видео ролики являются не учебными, а зрелищными, развлекательными, которые можно использовать в основном для знакомства с характером и манерой исполнения танцевальных движений, но не для изучения методики их исполнения. Кроме того, далеко не все танцевальные постановки отличаются высоким художественным уровнем и пригодны для обучения. На момент перехода к дистанционной форме обучения учебных видеоматериалов не было. И по сей день нет обучающих видео уроков с подробным объяснением и практическим показом материала в развитии, в динамике для каждого года обучения в соответствии с учебной программой. Материал представлен фрагментарно и не полно.

Не только изучение нового материала, но и выполнение самостоятельных практических работ - творческих заданий оказалось для ряда студентов вторых курсов трудновыполнимой задачей. Качество выполненных творческих заданий по предмету «Методика преподавания народно-сценического танца» оставляло желать лучшего. Комбинации экзерсиса и танцевальные этюды, отличались скудостью лексики, отсутствием композиционной логики, нарушением принципа «от простого к сложному». Наблюдалось смешение танцевальных движений разных народов, несоответствие длительности музыкальных и

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

хореографических частей, музыкально-ритмические нюансы не находили отражения в хореографии и пр.

Рассмотрим факторы, обусловливающие успешный результат при работе над творческим заданием. Важнейшим условием для самостоятельного сочинения какой-либо хореографической формы является наличие специальных знаний. В идеале, к концу периода обучения студент должен иметь представление о формообразующих принципах танца, о взаимосвязи хореографического текста, музыки и рисунка; знать приемы развития и усложнения базовых движений, законы драматургии и зрительского восприятия, правила и приемы использования перспективы и контрастного построения. Студент должен владеть искусством ракурса, разбираться в танцевальной лексике разных народов, уметь связывать развитие хореографических образов с развитием музыкальной формы и т.д.

Наличие базовых знаний является первым и самым главным фактором, лежащим в основе творческого процесса любого сочинения. Умение применять эти знания в практической деятельности, то есть умение соединять движения в единую гармоничную танцевальную композицию с использованием определенной доли фантазии - второй фактор, обуславливающий успешность творческого процесса сочинения танца. Студенты вторых курсов, изучали специальные предметы в течение трех семестров, имели определенный опыт хореографической практики, то есть к началу перехода на онлайн обучение накопили некоторый практический материал и знания, который могли использовать. Но, как показала практика, одних знаний мало, необходимо наличие развитых компетенций, то есть способностей к практическому воплощению имеющихся знаний.

В творческих вузах самостоятельная учебно-творческая деятельность студентов традиционно является необходимой частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей эффективное формирование педагогических, творческих компетенций педагога-хореографа. На втором курсе студенты впервые приступают к работе с движением, к самостоятельному комбинированию, то есть к работе, формирующей педагогические и творческие компетенции. На этом этапе исключительно важна обучающая, руководящая роль преподавателя, но в режиме онлайн обучении, в силу указанных выше причин, она не могла реализоваться должным образом.

Можно предположить, что другой причиной творческого дефолта студентов явился высокий уровень сложности задания. Однако это не совсем

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

так. При этом сочинение хореографической формы может быть как целью проблемного вида обучения, так и рядовым учебным проектом. Различия между этими видами определяется степенью сложности сочинения и наличием креативного подхода к заданию.

В условиях объективной реальности задача поиска нестандартного решения творческого задания не ставилась. На повестку дня выносились вопросы создания стандартного учебного проекта, основанного на пройденном программном материале. При этом свобода выбора материала для сочинения не ограничивалась. Студент был волен составлять комбинации на любом знакомом танцевальном материале. Сложность материала и его комбинирования зависела лишь от фантазии и амбиций самого студента. Однако некоторые не смогли воспользоваться даже простым шаблонным вариантом комбинирования доступных движений. Речь идет, как было сказано выше, не о креативном, дивергентном мышлении, когда воображение способно разорвать знакомые ассоциативные связи и построить новые, а лишь о репродуктивном мышлении. Следовательно, даже для студентов, впервые столкнувшихся с творческим заданием по народно-сценическому танцу, сложность задания не могла являться главной причиной его невыполнения или неудовлетворительного выполнения.

Одной из главных причин творческой несостоятельности можно считать имеющее место противоречие между исполнительской подготовкой абитуриента и педагогической направленностью предоставляемого ВУЗом образования. В хореографический ВУЗ в основном приходят абитуриенты, знакомые лишь с исполнительской сферой хореографии, не имеющие четкого представления о специфике профессиональной педагогической деятельности хореографа, которая намного сложнее и многограннее, чем казалось при выборе профессии. В вузе студент начинает понимать различия между основными видами профессиональной деятельности хореографа: исполнительской, педагогической, постановочно-творческой.

Как известно, выработка навыков и профессиональных умений успешно осуществляется в процессе систематической целенаправленной деятельности, формирующей эти навыки. Отсутствие полноценных традиционных практических занятий в течение продолжительного времени при дистанционной форме обучения не позволило своевременно сформировать у студентов вторых курсов требуемые профессиональные компетенции, позволяющих применять теоретико-методические знания в практической

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

постановочной деятельности, и такие необходимые для хореографа качества личности, как образно-пластическое мышление и творческое воображение, профессиональное видение и художественный вкус.

Нельзя не указать на субъективные причины, обусловившие недостаточный уровень качества самостоятельных работ отдельных студентов - учебно-социальный инфантилизм, личностная незрелость. В условиях изоляции, когда студенты предоставлены сами себе, педагогический контроль ослаблен, а возможность помощи и коррекции ограничена, исключительную актуальность приобретают такие качества как личностные и профессиональные амбиции, рефлексия, самоанализ и самоорганизованность, способность к самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию, то есть те качества личности, на которые сориентирован формат дистанционного обучения и от которых в конечном итоге зависит успешное овладение профессией.

Сказанное подтверждает тот факт, что те же студенты в следующем году при традиционной форме обучения показали совсем иной результат самостоятельного сочинения. Их работы на третьем курсе отличались достойным художественным и педагогическим уровнем и не требовали значительной корректуры. Наблюдалось присутствие фантазии и чувства меры, прослеживалось наличие знаний композиционных законов, владение методикой комбинирования и пр. В сложившихся условиях разработать критерии оценивания промежуточного и итогового контроля было весьма непросто. Наряду с качеством выполненных работ учитывалось отношение студента к самостоятельному обучению, активность, исполнительность, ответственность, стремление к овладению профессиональными компетенциями.

Подводя итог, можно сделать вывод, что возможности дистанционной формы обучения в хореографии для обучения студентов младших курсов практическому материалу значительно ограничены, эффективность и качество образования снижено.

Для обеспечения высококачественного обучения каждый вид деятельности выработал свои методы и технологии, при которых формирование профессиональных компетенций происходит наиболее быстро и эффективно, и никакими другими их заменить нельзя. Традиционный и доминирующий для хореографии метод преподавания специальных дисциплин носит практический характер и применяется при непосредственной визуальной передаче (трансляции) танцевального материала от преподавателя студенту, когда преподаватель показывает, а студент повторяет.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, появление новых технологий, форм и методов передачи знаний - процесс закономерный и прогрессивный, однако в некоторых областях знаний они (технологии) могут служить лишь дополнением к основным традиционным средствам и методам обучения. Учитывая возможность возвращения к формату дистанционного обучения в будущем, педагогам хореографии предстоит определить и разработать:

- эффективные методы дистанционного ведения практических занятий в режиме онлайн;

- способы подачи нового практического материала и формы обратной связи;

- адекватные виды и формы самостоятельной работы студентов для каждого курса и отделения,

- критерии оценивания и формы контроля;

- методы формирования у студентов профессионального самосознания и рефлексии, активизации мотивационных факторов и осознанного отношения студентов к обучению профессии.

- создать полный видео курс обучающих уроков с подробным объяснением и практическим показом материала для каждого года обучения в соответствии с учебной программой.

REFERENCES

1. Zaochnik.ru. [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.03.2022. URL: https: //zaochnik.ru/blog/istorij a-vozniknovenij a-i-razvitij a-distantsionno go-obuchenija/

2. Дружинин В.Н. Деятельность, подражание, творчество// Ежегодник Российского психологического общества. Антология современной психологии конца XX в. - Казань,- 2001 - Т. 7 вып.3.

3. Скобелева З.В., Карнаухов В.А. Особенности творческих способностей студентов с разным уровнем рефлексии// Образование, наука, производство. -Белгород: Издат. БГТУ им. Шухова, - 2008 г.

4. Силкин П. А. Хореография: рекомендации по отбору детей и педагогические приемы развития профессиональных данных. Учебное пособие - СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2013.

5. Русинова С. А., Бао Чан. Основные педагогические принципы при подготовке хореографов // Вестник АРБ имени А. Я. Вагановой, 2011. №25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.