Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Критическое мышление — это позитивный навык, который позволяет нам успешно справляться с вызовами 21 века и глубже понимать то, что мы изучаем и делаем. В статье рассматриваются организационно-педагогические условия развития критического мышления у студентов вузов.
Ключевые слова: критическое мышление, условия критического мышления, элементы критического мышления, проблемы, доказательства, информация.
Critical thinking is a positive skill that allows us to successfully meet the challenges of the 21st century and gain a deeper understanding of what we study and do. The article deals with the organizational and pedagogical conditions for the development of critical thinking among university students.
Key words: critical thinking, conditions of critical thinking, elements of critical thinking, problems, evidence, information.
ВВЕДЕНИЕ
Критическое мышление важно и для самого человека, чтобы принимать решения в своей карьере, приватной и общественной жизни. Исследования показывают, что люди, мыслящие критически, способны принимать более обоснованные решения, вести себя менее предвзято и склонны к эвристическому мышлению [1].
В основание изучения условий формирования критического мышления были положены принципы, сформулированные Дж. Дьюи, а именно - для развития мышления необходимо: (1) использовать конструктивистские практики, а именно активные методы обучения; (2) в ходе оценки образовательных результатов студентов сместить акценты со знания содержания на развитие мышления; (3) развивать у преподавателей компетенции, способствующие развитию мышления [2].
Джураева Гулшода
предпедаватель кафедра педагогика
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Вот несколько советов о том, как искать или записаться на прием для критического мышления:
• развивать точку зрения учащегося;
• умение обосновывать превосходство одного мнения над другим;
• сложные навыки решения проблем;
• обосновать спор;
• способность работать вместе для разработки общей идеи;
• понимание того, как жизненный опыт влияет на отношение и восприятие.
Лучше всего использовать метод, позволяющий учащимся быстро включиться в активный мыслительный процесс, реализовать его на практике, а не изучать логические процессы абстрактно, лишая учащихся возможности обдумать действительно актуальный вопрос. Кроме того, критическое мышление лучше развивается, когда речь идет о вопросах, которые действительно беспокоят учащихся.
Развитие критического мышления — непростая задача. Это не то, что можно закончить и забыть в определенном возрасте. Нет четких путей к критическому мышлению. Однако существует ряд условий обучения, которые можно использовать для развития критического мышления.
Во-первых, критическое мышление — это независимое мышление. Поскольку урок основан на критическом мышлении, у каждого участника будут свои идеи, оценки и уверенность, среди прочего. Критического мышления нам никто не дает. Мы можем так думать только о себе. Это означает, что критическое мышление может быть названо критическим мышлением только в том случае, если оно носит индивидуальный характер. Студенты должны иметь возможность свободно думать, рассуждать и находить ответы даже на самые сложные вопросы. Каждый ученик сам решает, что думать. Таким образом, независимость является одним из важнейших аспектов критического мышления.
Во-вторых, информация есть не результат критического мышления, а его начало. Знание является мотиватором критического мышления. Иногда говорят, что трудно думать с пустой головой. Для создания сложной идеи необходимо обработать много «сырья» — фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.
Критически мыслить можно в любом возрасте: жизненный опыт и знания есть не только у школьников, но даже у первоклассников. В результате
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
обучения улучшаются мыслительные способности детей. Даже очень маленькие дети обладают способностью критически мыслить и мыслить совершенно независимо. Именно благодаря критическому мышлению обычный процесс познания приобретает индивидуальность и осмысленность, связность и эффективность.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и определения проблемы, которую необходимо решить. Люди любопытны по своей природе. Когда мы чувствуем какую-либо новость, мы обязательно хотим узнать ее суть. Когда мы видим исторический памятник, нам хочется зайти внутрь. «Во всем животном царстве, — пишет химик и философ Михаил Полоний, — от простейшей формы червя, может быть, даже амебы, мы находим движение литературной бдительности, стремление к неудовлетворяющей деятельности: любое живое существо. мы видим, как он пытается разумно контролировать свое окружение». Любопытство -неотъемлемая черта любого живого существа. Эта особенность особенно выражена у детей раннего возраста. Однако собственно процесс обучения на любом этапе определяется способностью учащегося решать поставленную задачу, искать ответы на вопросы, вытекающие из его личных интересов и потребностей.
Американский философ и педагог Дж. Дьюи говорит, что у учащихся разовьется критическое мышление только в том случае, если они начнут заниматься определенной проблемой. «Самый важный вопрос о ситуации или событии, который является отправной точкой процесса обучения, — это вопрос о том, в чем проблема». «Только когда учащийся борется с определенной проблемой и находит собственный выход из сложной ситуации, он или она действительно думает».
В-четвертых, критическое мышление ищет убедительные доказательства. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет его рациональным, хорошо обоснованным аргументом. Он допускает, что могут быть и другие решения, но старается доказать, что принятое им решение является наиболее логичным и разумным для других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать вывод, что при подготовке к уроку учителю необходимо выявить круг проблем, с которыми могут столкнуться учащиеся, а затем подготовить учащихся к самостоятельной формулировке этих проблем. В результате критического мышления чтение становится более целенаправленной,
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
осмысленной деятельностью, чем старая «школьная» работа, при которой учащиеся выполняют настоящую умственную работу и решают реальные жизненные задачи. Они собирают доказательства, анализируют тексты, сравнивают одинаково сильные точки зрения и используют возможности сообщества, чтобы найти и найти ответы на интересующие их вопросы.
REFERENCES
1. Gambrill E. Critical thinking in clinical practice: Improving the quality of judgments and decisions. - John Wiley & Sons, 2006.
2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/под ред. Н.Д. Виноградова; пер. с англ. НМ Никольской // М.: Совершенство. 1997.
3. Бедненко В. Г. Основные способы формирования критического мышления будущих педагогов в инновационном вузе //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2008. - №. 4. - С. 267-269.
4. Saloydinov, S. Q. O. G. L. (2021). PAXTA TOZALASH ZAVODLARIDA ENERGIYA SARFINI KAMAYTIRISHNING TEXNIK-IQTISODIY MEXANIZMINI YARATISH. Academic research in educational sciences, 2(9),
5. Saloydinov, S. Q. (2021). Creation of feasibility studies to reduce energy costs in ginneries.". Экономика и социум, 9(88), 147-149.
6. Салойдинов, C. К. (2021). Образовательные кредиты в Узбекистане. Экономика и социум", 12(91), 470-472.
7. Салойдинов, С. К. (2021). Спрос на рынке дифференцированных продуктов. "Экономика и социум", 12(91), 473-476.
8. Салойдинов, С. К. У. (2022). С ПАРОВОЙ ТУРБИНОЙ 471 МВт НА ТАЛИМАРДЖАНСКОЙ ТЭЦ РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ ЗИМНЕЙ НАГРУЗКЕ. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), (Special issue), 116-121.
9. Салойдинов, С. К. Y. (2022). ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ПOЛYЧЕНИЯ БИОГАЗА. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 2(3), 280-285.
886-889.