Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / условия критического мышления / элементы критического мышления / проблемы / доказательства / информация. / critical thinking / conditions of critical thinking / elements of critical thinking / problems / evidence / information.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураева, Гулшода

Критическое мышление — это позитивный навык, который позволяет нам успешно справляться с вызовами 21 века и глубже понимать то, что мы изучаем и делаем. В статье рассматриваются организационно-педагогические условия развития критического мышления у студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN UNIVERSITY STUDENTS

Critical thinking is a positive skill that allows us to successfully meet the challenges of the 21st century and gain a deeper understanding of what we study and do. The article deals with the organizational and pedagogical conditions for the development of critical thinking among university students.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Критическое мышление — это позитивный навык, который позволяет нам успешно справляться с вызовами 21 века и глубже понимать то, что мы изучаем и делаем. В статье рассматриваются организационно-педагогические условия развития критического мышления у студентов вузов.

Ключевые слова: критическое мышление, условия критического мышления, элементы критического мышления, проблемы, доказательства, информация.

Critical thinking is a positive skill that allows us to successfully meet the challenges of the 21st century and gain a deeper understanding of what we study and do. The article deals with the organizational and pedagogical conditions for the development of critical thinking among university students.

Key words: critical thinking, conditions of critical thinking, elements of critical thinking, problems, evidence, information.

ВВЕДЕНИЕ

Критическое мышление важно и для самого человека, чтобы принимать решения в своей карьере, приватной и общественной жизни. Исследования показывают, что люди, мыслящие критически, способны принимать более обоснованные решения, вести себя менее предвзято и склонны к эвристическому мышлению [1].

В основание изучения условий формирования критического мышления были положены принципы, сформулированные Дж. Дьюи, а именно - для развития мышления необходимо: (1) использовать конструктивистские практики, а именно активные методы обучения; (2) в ходе оценки образовательных результатов студентов сместить акценты со знания содержания на развитие мышления; (3) развивать у преподавателей компетенции, способствующие развитию мышления [2].

Джураева Гулшода

предпедаватель кафедра педагогика

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Вот несколько советов о том, как искать или записаться на прием для критического мышления:

• развивать точку зрения учащегося;

• умение обосновывать превосходство одного мнения над другим;

• сложные навыки решения проблем;

• обосновать спор;

• способность работать вместе для разработки общей идеи;

• понимание того, как жизненный опыт влияет на отношение и восприятие.

Лучше всего использовать метод, позволяющий учащимся быстро включиться в активный мыслительный процесс, реализовать его на практике, а не изучать логические процессы абстрактно, лишая учащихся возможности обдумать действительно актуальный вопрос. Кроме того, критическое мышление лучше развивается, когда речь идет о вопросах, которые действительно беспокоят учащихся.

Развитие критического мышления — непростая задача. Это не то, что можно закончить и забыть в определенном возрасте. Нет четких путей к критическому мышлению. Однако существует ряд условий обучения, которые можно использовать для развития критического мышления.

Во-первых, критическое мышление — это независимое мышление. Поскольку урок основан на критическом мышлении, у каждого участника будут свои идеи, оценки и уверенность, среди прочего. Критического мышления нам никто не дает. Мы можем так думать только о себе. Это означает, что критическое мышление может быть названо критическим мышлением только в том случае, если оно носит индивидуальный характер. Студенты должны иметь возможность свободно думать, рассуждать и находить ответы даже на самые сложные вопросы. Каждый ученик сам решает, что думать. Таким образом, независимость является одним из важнейших аспектов критического мышления.

Во-вторых, информация есть не результат критического мышления, а его начало. Знание является мотиватором критического мышления. Иногда говорят, что трудно думать с пустой головой. Для создания сложной идеи необходимо обработать много «сырья» — фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.

Критически мыслить можно в любом возрасте: жизненный опыт и знания есть не только у школьников, но даже у первоклассников. В результате

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

обучения улучшаются мыслительные способности детей. Даже очень маленькие дети обладают способностью критически мыслить и мыслить совершенно независимо. Именно благодаря критическому мышлению обычный процесс познания приобретает индивидуальность и осмысленность, связность и эффективность.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и определения проблемы, которую необходимо решить. Люди любопытны по своей природе. Когда мы чувствуем какую-либо новость, мы обязательно хотим узнать ее суть. Когда мы видим исторический памятник, нам хочется зайти внутрь. «Во всем животном царстве, — пишет химик и философ Михаил Полоний, — от простейшей формы червя, может быть, даже амебы, мы находим движение литературной бдительности, стремление к неудовлетворяющей деятельности: любое живое существо. мы видим, как он пытается разумно контролировать свое окружение». Любопытство -неотъемлемая черта любого живого существа. Эта особенность особенно выражена у детей раннего возраста. Однако собственно процесс обучения на любом этапе определяется способностью учащегося решать поставленную задачу, искать ответы на вопросы, вытекающие из его личных интересов и потребностей.

Американский философ и педагог Дж. Дьюи говорит, что у учащихся разовьется критическое мышление только в том случае, если они начнут заниматься определенной проблемой. «Самый важный вопрос о ситуации или событии, который является отправной точкой процесса обучения, — это вопрос о том, в чем проблема». «Только когда учащийся борется с определенной проблемой и находит собственный выход из сложной ситуации, он или она действительно думает».

В-четвертых, критическое мышление ищет убедительные доказательства. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет его рациональным, хорошо обоснованным аргументом. Он допускает, что могут быть и другие решения, но старается доказать, что принятое им решение является наиболее логичным и разумным для других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что при подготовке к уроку учителю необходимо выявить круг проблем, с которыми могут столкнуться учащиеся, а затем подготовить учащихся к самостоятельной формулировке этих проблем. В результате критического мышления чтение становится более целенаправленной,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

осмысленной деятельностью, чем старая «школьная» работа, при которой учащиеся выполняют настоящую умственную работу и решают реальные жизненные задачи. Они собирают доказательства, анализируют тексты, сравнивают одинаково сильные точки зрения и используют возможности сообщества, чтобы найти и найти ответы на интересующие их вопросы.

REFERENCES

1. Gambrill E. Critical thinking in clinical practice: Improving the quality of judgments and decisions. - John Wiley & Sons, 2006.

2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/под ред. Н.Д. Виноградова; пер. с англ. НМ Никольской // М.: Совершенство. 1997.

3. Бедненко В. Г. Основные способы формирования критического мышления будущих педагогов в инновационном вузе //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2008. - №. 4. - С. 267-269.

4. Saloydinov, S. Q. O. G. L. (2021). PAXTA TOZALASH ZAVODLARIDA ENERGIYA SARFINI KAMAYTIRISHNING TEXNIK-IQTISODIY MEXANIZMINI YARATISH. Academic research in educational sciences, 2(9),

5. Saloydinov, S. Q. (2021). Creation of feasibility studies to reduce energy costs in ginneries.". Экономика и социум, 9(88), 147-149.

6. Салойдинов, C. К. (2021). Образовательные кредиты в Узбекистане. Экономика и социум", 12(91), 470-472.

7. Салойдинов, С. К. (2021). Спрос на рынке дифференцированных продуктов. "Экономика и социум", 12(91), 473-476.

8. Салойдинов, С. К. У. (2022). С ПАРОВОЙ ТУРБИНОЙ 471 МВт НА ТАЛИМАРДЖАНСКОЙ ТЭЦ РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ ЗИМНЕЙ НАГРУЗКЕ. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), (Special issue), 116-121.

9. Салойдинов, С. К. Y. (2022). ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ПOЛYЧЕНИЯ БИОГАЗА. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 2(3), 280-285.

886-889.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.