Задания на определение основания в готовой классификации (определяя сходные признаки объектов каждой группы и отличительные признаки объектов разных групп готовой классификации, называется основание классификации: числа разделены по количеству цифр в записи числа; треугольники разделены на группы по величине угла; выражения разделены на группы по порядку выполнения действий и др.).
Задания на классификацию объектов по заданному основанию (основанием классификации может быть форма, цвет, размер, назначение; количество цифр в записи числа; арифметическое действие; количество арифметических действий в выражении; компоненты арифметических действий; значение выражения и др. Выбор объектов для классификации определяется изучаемым содержанием и образовательными задачами урока).
Задания на отнесение объекта к готовой классификации (ученикам предлагается распределить какие-либо объекты в группы уже готовой классификации, дополнить классификацию «своими» объектами).
Задания на смену основания для классификации (объекты готовой классификации группируются по-другому в зависимости от выбранного основания классификации; вариантов выполнения задания может быть несколько).
Библиографический список
Задания на проверку результатов проведенной классификации (здесь важно обратить внимание учащихся на два момента: при распределении множества объектов на группы каждый элемент попадает только в одну группу/подмножество, а при объединении элементов групп/подмножеств необходимо получить начальное множество).
Постепенно акцент будет смещаться на задания с самостоятельным выбором основания классификации, ее проведения и проверки. Эта работа усложняется за счет увеличения количества объектов в классифицируемом множестве.
В заключение отметим, что, с одной стороны, действие классификации предполагает умение наблюдать, выполнять начальные логические приемы и операции, а с другой - служит основой усвоения целостной системы логических умений и действий, инструментом становления и функционирования формируемых понятий. Выделение действия классификации в специальный объект изучения через систему конкретных действий на содержании отдельного учебного предмета (в статье мы рассмотрели на примере математики) носит универсальный характер, а значит, может стать средством усвоения знаний на других учебных предметах.
1. Чиркова Н.И. Роль логических высказываний в освоении знаний школьниками. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2006; № 4: 126 - 132.
2. Чиркова Н.И., Павлова О.А. Развитие начальных логических умений на уроках математики. Начальная школа. 2017; № 5: 60 - 64.
3. Чиркова Н.И., Павлова О.А. Развитие у младших школьников приема сравнения при изучении математики. Начальная школа. 2018; № 6: 49 - 53.
4. Чиркова Н.И., Павлова О.А. Формирование математических понятий у младших школьников. Стандарты и Мониторинг в образовании. 2018; № 2: 52 - 56.
5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). Москва: Педагогика, 1972.
6. Чиркова Н.И., Павлова О.А. Развитие математической наблюдательности у младших школьников. Наука и школа. 2019; № 6: 140 - 147.
7. Павлова О.А., Лыфенко А.В., Чиркова Н.И. Эмпирический подход в познании геометрических свойств объектов окружающего мира детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Гуманизация образования. 2016; № 1: 10 - 15.
8. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Формирование универсального логического действия классификации у младших школьников. Наука и практика регионов. 2019; № 4 (17): 57 - 61.
9. Зинченко Т.В. Формирование у младших школьников универсального учебного действия классификации. Герценовские чтения. Начальное образование. 2015; Т. 6, № 2: 27 - 35.
10. Нурмагомедов Д.М., Гашаров Н.Г., Магомедов Н.Г., Махмудов Х.М., Арсланалиева Д. Формирование логического универсального учебного действия классификации в процессе обучения математике младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3: 56 - 58.
11. Чиркова Н.И. Развитие логической культуры младших школьников на уроках математики. Гуманизация образования. 2017; № 3: 61 - 67.
12. Субботин А.Л. Классификация. Москва, 2011.
References
1. Chirkova N.I. Rol' logicheskih vyskazyvanij v osvoenii znanij shkol'nikami. VestnikMoskovskogogosudarstvennogooblastnogouniversiteta. Seriya: Filosofskie nauki. 2006; № 4: 126 - 132.
2. Chirkova N.I., Pavlova O.A. Razvitie nachal'nyh logicheskih umenij na urokah matematiki. Nachal'naya shkola. 2017; № 5: 60 - 64.
3. Chirkova N.I., Pavlova O.A. Razvitie u mladshih shkol'nikov priema sravneniya pri izuchenii matematiki. Nachal'naya shkola. 2018; № 6: 49 - 53.
4. Chirkova N.I., Pavlova O.A. Formirovanie matematicheskih ponyatij u mladshih shkol'nikov. Standarty i Monitoring v obrazovanii. 2018; № 2: 52 - 56.
5. Davydov V.V. Vidy obobscheniya v obuchenii (logiko-psihologicheskie problemy postroeniya uchebnyh predmetov). Moskva: Pedagogika, 1972.
6. Chirkova N.I., Pavlova O.A. Razvitie matematicheskoj nablyudatel'nosti u mladshih shkol'nikov. Nauka ishkola. 2019; № 6: 140 - 147.
7. Pavlova O.A., Lyfenko A.V., Chirkova N.I. 'Empiricheskij podhod v poznanii geometricheskih svojstv ob'ektov okruzhayuschego mira det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. Gumanizaciya obrazovaniya. 2016; № 1: 10 - 15.
8. Demeneva N.N., Kolesova O.V. Formirovanie universal'nogo logicheskogo dejstviya klassifikacii u mladshih shkol'nikov. Nauka i prakiika regionov. 2019; № 4 (17): 57 - 61.
9. Zinchenko T.V. Formirovanie u mladshih shkol'nikov universal'nogo uchebnogo dejstviya klassifikacii. Gercenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. 2015; T. 6, № 2: 27 - 35.
10. Nurmagomedov D.M., Gasharov N.G., Magomedov N.G., Mahmudov H.M., Arslanalieva D. Formirovanie logicheskogo universal'nogo uchebnogo dejstviya klassifikacii v processe obucheniya matematike mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3: 56 - 58.
11. Chirkova N.I. Razvitie logicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov na urokah matematiki. Gumanizaciya obrazovaniya. 2017; № 3: 61 - 67.
12. Subbotin A.L. Klassifikaciya. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 20.05.20
УДК 37.012
Shmeleva N.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Bashkir State University (Sterlitmak branch) (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
Suleymanova F.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Bashkir State University (Sterlitmak branch) (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
Sindikova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Bashkir State University (Sterlitmak branch) (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Kostsova S.A., senior teacher, Bashkir State University (Sterlitmak branch) (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF LOGICAL THINKING. The article considers the concept of "logical thinking", its main stages of development and structure. The concept of "non-standard tasks" is defined, their types are considered, and the role in the development of logical thinking of students is analyzed. The problem of developing logical thinking using non-standard tasks, despite the high level of research, is not sufficiently considered in practice, which also determines the relevance of this study. The paper shows that for the successful development of logical thinking, it is necessary to systematically solve different types of non-standard tasks available to younger students by different methods, and it is necessary to take into account the psychological and pedagogical conditions, only then this process will bring high results. In order for the development of logical thinking to be productive, it is necessary to organize systematic work taking into account the existing psychological, pedagogical and methodological conditions.
Key words: logical thinking, non-standard tasks, mathematics, primary school children.
Н.Г. Шмелёва, канд. физ.-мат. наук, доц., Башкирский государственный университет (Стерлитмакский филиал), г. Стерлитамак,
E-mail: [email protected]
Ф.М. Сулейманоеа, канд. пед. наук, доц., Башкирский государственный университет (Стерлитмакский филиал), г. Стерлитамак,
E-mail: [email protected]
Г.М. Синдикоеа, канд. пед. наук, доц., Башкирский государственный университет (Стерлитмакский филиал), г. Стерлитамак,
E-mail: [email protected]
С.А. Косцоеа, ст. преп., Башкирский государственный университет (Стерлитмакский филиал), г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В статье рассмотрено понятие «логическое мышление», его основные стадии развития и структура. Определено понятие «нестандартные задачи», рассмотрены их виды, проанализирована роль в развитии логического мышления обучающихся. Проблема развития логического мышления с помощью нестандартных задач, несмотря на высокий уровень изученности, недостаточно рассмотрена на практике, что также обусловливает актуальность данного исследования. В работе показано, что для успешного развития логического мышления необходимо систематическое решение разными методами доступных младшим школьникам видов нестандартных задач, обязательно учитывать при этом психолого-педагогические условия, только тогда данный процесс даст высокие результаты. Чтобы развитие логического мышления было продуктивным, необходимо организовывать систематическую работу с учётом имеющихся психолого-педагогических и методических условий.
Ключевые слова: логическое мышление, нестандартные задачи, математика, младшие школьники.
Такой познавательный процесс, как мышление, типичен практически для каждого живого существа, но мыслить правильно способен только человек. Как же понять выражение «правильно мыслить»? Это значит уметь анализировать, выстраивать непротиворечивые (корректные) логичные суждения, соблюдая причинно-следственные связи. Такая способность не даётся человеку с рождения, но она необходима, ведь без неё невозможно развитие и обучение.
В науке, занимающейся изучением психики, под мышлением понимается «социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза» [1].
Без мышления невозможно познать окружающий мир. С.Л. Рубинштейн утверждал: «Мышление соотносит ощущения и восприятие: сравнивает, сопоставляет, раскрывает отношения, различает; выявляя взаимосвязи и постигая через них действительность, позволяет глубже понять сущность явлений» [1].
Такие ученые, психологи и педагоги как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, П.Г Лубочников, Р.С. Немов, Л.Ю. Огерчук, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, О.К. Тихомиров и др. изучали специфику развития логического мышления и особенности его формирования.
Никакой другой психический процесс не даст возможность человеку через сенсорные ощущения «увидеть» невидимое и познать непредставляемое. Образы и понятия являются главными инструментами мышления. Они отличают его от иных процессов и позволяют приобретать знания и опыт независимо от изменяющихся условий окружающего мира.
Образы явлений, а также предметов, которые не воспринимаются нами в настоящий момент, хранятся в памяти и называются представлениями. Представления появляются через каналы восприятия, в результате каких-либо ассоциаций. Для них характерна неустойчивость, непостоянство и наглядность. Они похожи на свои прототипы, но способны передать лишь отдельные их черты.
Для мышления человека характерно восприятие, кодирование и переработка образной информации, именно это отличает его от мышления других живых существ. С помощью представлений человек может установить своеобразную связь между предметами или явлениями, чего не позволяет сделать восприятие непосредственное. Представления делают окружающий мир более доступным для восприятия и познания.
Мышление позволяет рассмотреть происходящие события в разных масштабах, с разных углов зрения.
Процесс мышления - непрерывный. Начинается он, когда перед человеком возникает проблема, задача, не встречающаяся ему до этого. Он осознаёт, что опыта, приобретённого в ходе решения предыдущих задач, ему недостаточно, применяемые ранее средства, методы не подходят для решения появившейся проблемы, поэтому надо искать другие, непохожие на предшествующие [1].
Обоснованием эффективности использования нестандартных заданий в развитии логического мышления занимались такие ученые, как А.З. Зак, Ю.М. Колягин, Л.М. Лихтарников, Л.Г. Петерсон, Д. Пойа, ГИ. Саранцев, Л.М. Фридман и др.
Однако проблема развития логического мышления с использованием нестандартных заданий, несмотря на высокий уровень исследований, недостаточно рассмотрена на практике, что также обусловливает актуальность данного исследования.
На основе происхождения выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое и вербально-логическое мышление. Каждое из них имеет свои особенности.
Наглядно-действенное мышление основывается на материальном, физическом преобразовании объекта действительности: решая какую-либо задачу, человек рассматривает, анализирует свойства объекта и преобразует его.
При наглядно-образном мышлении реальные, физические действия человек уже не совершает, ему достаточно в уме представить ситуацию, нестандартную задачу и произвести определённые действия с составляющими предмет или явление образами. Память здесь играет главную роль.
Для вербально-логического мышления важна четко определенная речь, в ходе которой человек использует сложные логические конструкции и которая помогает ему умело выполнять мыслительные операции. Вербально-логическое мышление позволяет сочетать практические действия с образными представлениями.
Абстрактно-логическое мышление можно считать высшей, но далеко не окончательной формой мышления. При работе над задачей оно позволяет человеку отделить существенные свойства объекта от несущественных, рассмотреть их по отдельности и получить абсолютно новый объект. При этом обобщаются данные, приобретённые чувственным путём.
Я.А. Коменский считал, что развивать логическое мышление лучше всего путём ознакомления обучающихся с краткими умозаключениями, обязательно применяя наглядность. Умозаключения должны быть связаны с жизненным опытом ребёнка, только тогда они будут для него понятны [2].
Г Песталоцци и К.Д. Ушинский также выступали за наглядное обучение. Сравнение, анализ, построение высказываний должны происходить на конкретных примерах, нестандартных задачах, утверждали они. Развитие логического мышления должно стать основной задачей обучения в начальной школе, поскольку логика - одна из самых важных наук, помогающих сформировать всесторонне развитую личность [2].
В.А. Оганесян утверждал, что логическое мышление позволяет рассмотреть изучаемый объект в целом, не учитывая его конкретных свойств. Он считал, что логическое мышление входит в состав абстрактного и позволяет человеку делать выводы, устанавливать причины и следствия того или иного явления, заранее предвидеть итоги и т.д. [3].
Рассмотрим определение логического мышления по О.К. Тихомирову: «Это один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, выполняющих свои функции на основе языковых средств и языка в целом. Развёрнутость во времени и наличие чётко выраженных этапов являются главными его показателями» [4]. Для того чтобы изучить, каким образом происходит и чем обусловлен процесс логического мышления, исследователю необходимо проанализировать сам ход мышления, который, по мнению психолога, включает в себя цель, условия, поиск, развёрнутый во времени, и результат. Тихомиров отмечает, что логическое мышление - информационный процесс, включающий в себя такие ключевые элементы, как определённость условий задачи, логика проверяемых признаков и информативность поисковых фактов.
Логическое мышление, по мнению Л.А. Венгера, - это путь, который проделывает человек, решая какую-либо задачу. Решение это осуществляется на основе прошлого опыта, который оформляется сначала в понятия, затем в умозаключения [5].
П.Г Лубочников считал, что при помощи анализа, синтеза, построения логических конструкций и т.д. в мышлении возникают образы. В результате оперирования ими у человека формируется образно-логическое мышление, которое впоследствии переходит в абстрактно-логическое [6].
Основываясь на определениях вышеприведенных авторов, можно проследить два этапа развития логического мышления: первый этап - когда все мыслительные операции выполняются на основе визуализаций, материальных объектов. На данной стадии все явления действительности должны быть тесно связаны с жизненным опытом ребёнка. Необходимо использовать конкретные действия, представления, примеры, понятия, ведь они лежат в основе мыслительных операций. На втором этапе человек способен мыслить в общих чертах. Младшие школьники начинают логично рассуждать, обосновывать свои рассуждения. У них начинает формироваться способность корректировать свои аргументы, доказывать свою правоту. Они учатся использовать мыслительные операции в новых, ранее не известных условиях.
Чтобы лучше понять суть логического мышления, нужно знать его структуру:
1) мотивационно-целевой компонент - развитие логического мышления не может осуществляться без внутренних мотивов;
2) содержательный компонент - это результаты учебной деятельности, которые зависят от многих факторов: глубины знаний, объёма, последовательности, практических умений и навыков.
3) операционально-функциональный компонент - это способы, приёмы, операции, необходимые для решения поставленных задач;
4) рефлексивный компонент - осуществляемый контроль процесса мышления.
Роль логического мышления в изучении математики состоит в овладении логическими приемами процесса познания, а также в овладении языком и со-
ответствующими общими понятиями, характерными для математической логики (логические операции, высказывания и др.), которые помогают раскрыть структуру и глубже понять учебный материал. Большую роль в этом играют нестандартные задачи.
Приведём определение Л.М. Фридмана: «Нестандартные задачи - это такие задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения» [7].
В чем причина необходимости систематического решения нестандартных задач в начальных классах? Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается, и требования к развивающей функции обучения также возрастают. Этим требованиям в полной мере отвечают нестандартные задачи, поскольку они учат детей находить оригинальные решения, а не следовать готовым алгоритмам; с их помощью учащиеся начинают лучше справляться с решением типовых задач, так как нестандартные препятствуют появлению шаблонов и штампов. Решение нестандартных задач предполагает перенос существующих знаний в новые условия, чтобы учащиеся овладели умственными приемами. Нестандартные задачи способствуют более основательному, осознанному усвоению математического содержания математики.
Многие психологи и педагоги, изучая роль обучения в развитии логического мышления (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Ю.М. Колягин, М.И. Моро и др.), пришли к выводу, что результаты в этом направлении будут высокими только в том случае, если с обучающимися будет вестись целенаправленная, систематическая работа. Кроме того, существуют специальные психолого-педагогические условия, которые необходимо учитывать при обучении младших школьников:
1) во-первых, необходимо учитывать длительность процесса развития мышления, реализовывать его на каждом занятии;
2) во-вторых, мотивировать учеников к осуществлению данного процесса, сделать так, чтобы он приобрёл личностную ценность для каждого;
3) в-третьих, материал должен подаваться небольшими порциями, в строгой последовательности;
4) в-четвёртых, ученикам должны даваться понятия о самих логических законах, приёмах.
Приведем выборочно краткое описание хода нашей целенаправленной систематической работы по решению нестандартных задач в тесной связи с контролем и тематическим планированием в процессе формирующего эксперимента. Целью проекта является выбор и реализация комплекса нестандартных заданий для развития логического мышления младших школьников [8; 9]. Планируя эту работу, мы выполнили все перечисленные выше психолого-педагогические условия, так как только в совокупности они могли дать наилучший результат.
Отметим, что на всех занятиях на этапе актуализации знаний проводились «логические пятиминутки», которые представляют собой комплекс учебных заданий высокого уровня интеллектуальной сложности. Их реализация была направлена на развитие логических умений, овладев которыми ученик сможет самостоятельно оперировать приемами логического мышления. Использование таких логических пятиминутных интервалов не только помогло учащимся ознакомиться с основными логическими операциями, наладить межпредметное общение, но и настроило их на активную работу на уроке.
На одном из уроков, например, мы предложили младшим школьникам следующее логическое пятиминутное занятие, направленное на определение объекта анализа (т.е. умение установить точки зрения, с которых будут определяться его существенные признаки): На доске записали слово (число). Учеников попросили поделиться на 4 группы. Первая группа стала учителями русского языка, вторая - литературного чтения, третья - окружающего мира, четвёртая - учителями математики.
Каждая группа должна была придумать задание для своих учеников, в котором должно было использоваться слово, написанное на доске. В зависимости от точки зрения, с которой рассматривался объект, ученики определяли его характеристики.
Первая группа предложила разобрать слово «число» по составу, а также указать род, число, склонение. Группа «учителей литературного чтения» предложила вспомнить названия произведений, в которых встречалось данное слово. Третья группа предложили узнать число людей, проживающих на территории России, Башкортостана, нашего города. Последняя группа предложила посчитать количество букв и звуков в слове «число», сравнить их; определить, сколько разных и сколько одинаковых букв, сколько гласных и согласных звуков в этом слове.
Первая группа предложила разобрать слово «число» по составу, а также указать род, число, склонение. Группа «учителей литературного чтения» предложила вспомнить названия произведений, в которых встречается это слово.
Библиографический список
Третья группа предложила выяснить количество людей, проживающих в России, Башкортостане и нашем городе. Последняя группа предложила посчитать количество гласных и согласных в этом слове, определить каких больше и на сколько.
Заметьте, в процессе выполнения заданий каждая группа рассматривала один и тот же объект с разных позиций и с разных сторон.
На каждом уроке обучающимся предлагались задачи-шутки. Это положительно сказывалось на развитии логического мышления, так как их решение в соревновательной форме помогало увеличить скорость мышления учеников, мотивировало на дальнейшую работу.
Для развития приёма анализа, а также обучения учеников выстраиванию последовательных рассуждений на каждом уроке предлагались нестандартные задачи, ответы на которые необходимо было логически обосновать. Данные задания вызывали затруднения, т.к. требовали сложных логических рассуждений, но при помощи наглядности и наводящих вопросов учителя обучающиеся быстро их выполняли.
Большой интерес у учеников вызвала комбинаторная задача. Так как обучающиеся были хорошо знакомы с данным видом нестандартных задач, имели понятие о графах, мы решили познакомить их с особым видом графа, который используется для решения комбинаторных задач, - «деревом возможностей», или «деревом возможных вариантов». Для этого была предложена задача:
«Помогите Вите Перестукину определить, сколько различных трёхзначных чисел, которые меньше 400, можно составить из цифр 1, 3, 5, 7, 9, при условии, что каждая из них может быть использована только один раз».
С помощью учителя ученики в процессе рассуждения над решением данной задачи составили граф. Обучающиеся пришли к выводу, что такой тип графа помогает осуществлять поиск в определенной системе и не упускать никаких возможностей. Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно посчитать и «прочитать» ветви дерева возможных вариантов.
Таким образом, с помощью вышеприведенной задачи младшие школьники расширили свое понимание комбинаторных задач. Они развили способность решать задачи такого типа путем построения дерева возможных вариантов.
На уроках математики мы рассмотрели основные методы решения нестандартных задач. Задачи-шутки способствовали благоприятному настрою на предстоящую работу, помогали повысить скорость мышления, задавали темп урока. «Логические пятиминутки» были неотъемлемым элементом урока, они использовались для установления межпредметных связей и, конечно же, развития логического мышления учащихся. Можно также отметить, что занятия были интересны младшим школьникам, оригинальное оформление задач привлекало учеников, поэтому они активно решали их, искали различные решения, конкурировали друг с другом, корректировали ход решения друг друга, обосновывая свое мнение.
Мы отметили позитивный сдвиг в уровне развития логического мышления у младших школьников. Изменения объясняются тем, что в содержание наших уроков математики были включены нестандартные задачи. Школьники уже были знакомы с некоторыми методами решения задач, а некоторые из них встречались впервые. Выбранные задания вызвали большой интерес у младших школьников, они часто отмечали их оригинальность. Младшие школьники активно высказывали свое мнение, не боясь ошибиться. Важно отметить их самостоятельность, что немаловажно для развития мышления. Младшие школьники научились выбирать рациональный метод, объяснять свой ход в решении задачи, при этом выстраивая последовательные, связные рассуждения, это также свидетельствует о том, что произошли изменения в развитии основных логических операций.
Нами были разработаны методические рекомендации, которые будут полезны учителям начальных классов, а также студентам, проходящим педагогическую практику:
1. Обеспечивать мотивацию младших школьников к развитию логического мышления с помощью различных логических задач, задач-шуток.
2. Организовывать на каждом уроке «логические пятиминутки».
3. В соответствии с темой урока рассматривать различные методы решения нестандартных задач, сравнивать их между собой.
4. Обеспечивать высокую степень наглядности при решении нестандартных задач путём построения чертежей, таблиц; использовать практический метод.
5. При подборе системы нестандартных задач учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
Подводя итог вышесказанному, мы приходим к выводу, что логическое мышление - это сложный познавательный процесс. Иметь высокоразвитое логическое мышление, значит, уметь анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, рассуждать и так далее. Чтобы развитие логического мышления было продуктивным, необходимо организовывать систематическую работу с учётом всех психолого-педагогических и методических условий.
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000
2. Коменский Я.А. Великая дидактика. Москва: Педагогика, 1982.
3. Оганесян В.А. Методика преподавания математики в средней школе. Москва. Просвещение, 2018.
4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. Москва. Просвещение, 2008.
5. Алексеева О.В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.
6. Лубочников П.Г. Психологические механизмы развития образно-логического мышления младших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2004.
7. Белошистая А.В. Развитие логического мышления младших школьников. Москва. Юрайт, 2019.
8. Шмелёва Н.Г., Малкина С.Е. Активные методы обучения младших школьников математике. Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: сборник научных статей Международной конференции. Барнаул, 2017: 1959 - 1960.
9. Шмелёва Н.Г., Сейдалыева А.С. Основы начального курса математики. Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: сборник научных статей Международной конференции. Барнаул, 2018: 1704 - 1705.
References
1. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2000
2. Komenskij Ya.A. Velikaya didaktika. Moskva: Pedagogika, 1982.
3. Oganesyan V.A. Metodika prepodavaniya matematiki v srednej shkole. Moskva. Prosveschenie, 2018.
4. Kruteckij V.A. Psihologiya matematicheskih sposobnostej shkol'nikov. Moskva. Prosveschenie, 2008.
5. Alekseeva O.V. Logicheskaya podgotovka mladshih shkol'nikovpriobucheniimatematike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
6. Lubochnikov P.G. Psihologicheskie mehanizmy razvitiya obrazno-logicheskogo myshleniya mladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2004.
7. Beloshistaya A.V. Razvitie logicheskogo myshleniya mladshih shkol'nikov. Moskva. Yurajt, 2019.
8. Shmeleva N.G., Malkina S.E. Aktivnye metody obucheniya mladshih shkol'nikov matematike. Lomonosovskie chteniya na Altae: fundamental'nyeproblemy naukii tehniki: sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj konferencii. Barnaul, 2017: 1959 - 1960.
9. Shmeleva N.G., Sejdalyeva A.S. Osnovy nachal'nogo kursa matematiki. Lomonosovskie chteniya na Altae: fundamental'nye problemy nauki i tehniki: sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj konferencii. Barnaul, 2018: 1704 - 1705.
Статья поступила в редакцию 27.04.20
УДК 378
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Gaynullina F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Grebennikova N.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected] Suleymanova F.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN VISUALLY IMPAIRED CHILDREN AT PRIMARY SCHOOL AGE. The article notes that communication skills are key competencies in the period of a child's education at primary school age, and they occupy a leading place in modern society, as they determine the variety of forms of interaction that a person uses when communicating. The authors of this article consider how the development of communication skills and abilities are influenced by various factors. In this study, the researchers are interested in vision as a factor of communication abilities of primary school children. Vision is the most important sensory area and the most important source of information. Thanks to the work of the visual analyzer, a person receives up to 90% of information from the surrounding world, and is also able to easily navigate in the surrounding space. Key words: communication skills, visually impaired children, vision, primary school age.
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
Ф.Б. Гайнуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
Н.Л. Гребенникова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
Ф.М. Сулейманова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье отмечается, что навыки коммуникации являются ключевыми компетенциями в период обучения ребенка в младшем школьном возрасте, и они занимают ведущее место в современном обществе, так как определяют многообразие форм взаимодействия, которыми пользуется человек при общении. Авторами в данной статье рассматривается то, как на развитие коммуникативных умений, навыков и способностей оказывают влияние различные факторы. В данном исследовании нас интересует зрение как фактор коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Зрение является наиболее значимой сенсорной сферой и важнейшим источником информации. Благодаря работе зрительного анализатора человек получает до 90% информации из окружающего мира, а также способен с легкостью ориентироваться в окружающем пространстве.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, слабовидящие дети, зрение, младший школьный возраст.
Развитие речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения происходит со значительными отличиями от нормативных показателей (бедный словарный запас, невыразительность речи, недостаточное понимание речевых высказываний окружающих). Поэтому они испытывают трудности в общении, особенно с взрослыми людьми. Для каждого человека умение устанавливать социальные контакты имеет большое значение, т.к. это определяет социальный опыт ребенка, а в дальнейшем и его статус в обществе.
Проблема коммуникативных навыков и способностей у слабовидящих младших школьников нашла свое отражение в трудах таких ученых, как А.М. Ви-ленская, Л.С. Волкова, М.И. Земцова, Г В. Григорьева, В.П. Гудонис, Н.С. Кожа-
нова, РА. Курбанов, ГВ. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др. Ученые отмечают, что у слабовидящих младших школьников наблюдается значительное отставание развития коммуникативных навыков. Слабовидящие дети испытывают сложности при понимании смысла сказанного, иногда не могут повторить сказанное взрослым. Нарушен период созревания предметно-действенных средств коммуникации, что выражается в неестественных позах, неадекватном ситуации поведении, нарушениях эмоционального фона и др. Слабовидящие дети чувствуют себя скованно, неуверенно, что выражается даже в их телодвижениях, стереотипности эмоциональных проявлений, нечеткости знаний о соотношении жестов, мимики, поз с ситуациями и формами общения. Наличие отклонений