Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / управление / эмоциональный интеллект / младшие школьники / развитие / личность / emotions / management / emotional intelligence / primary schoolchildren / development / personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Однолетко Екатерина Александровна

В статье рассматриваются подходы разных исследователей к изучению проблемы развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Выделяются основные компоненты эмоционального интеллекта, определяются аспекты его структурной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article discusses the approaches of different researchers to studying the problem of the development of emotional intelligence in children of primary school age. The main components of emotional intelligence are identified, aspects of its structural component are determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2024

Е.А. Однолетко, студент магистратуры

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: эмоции; управление; эмоциональный интеллект; младшие школьники; развитие; личность.

Аннотация. В статье рассматриваются подходы разных исследователей к изучению проблемы развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Выделяются основные компоненты эмоционального интеллекта, определяются аспекты его структурной составляющей.

Изучением проблемы развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста занимались многие исследователи современности и прошлого, такие как Л.С. Выготский, А.А. Панкратова, И.С. Степанов, И.Н. Мещерякова, Р. Баск, П. Сэловей, Дж. Майер, И.Н. Андреева и другие. Актуальность данной темы заключается в том, что она достаточно изучена, но недостаточно внедрена в школьную повседневность.

В большом энциклопедическом словаре дается следующее определение: «эмоции - реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний» [1].

Толковый словарь С.И. Ожегова определяет понятие «интеллект» как «мыслительная способность, умственное начало у человека» [5, с. 417].

Само понятие эмоционального интеллекта появляется в педагогике и психологии с недавнего времени. Еще Ч. Дарвин определил в психологии понятие эмоционального интеллекта аспект области психологии, который характеризуется взаимосвязью разума и ритмической составляющей, которым свойственно претерпевать сильное возбуждение [6].

Такие ученые, как П. Сэловей и Дж. Майер, проводя практические исследования по изучению эмоционального интеллекта, определили четыре его основных показателя, которые имеют свойство меняться в процессе жизни личности (рис. 1) [3].

Рис. 1. Компоненты эмоционального интеллекта

Р. Бар-Он определяет свой научный взгляд на эмоциональный интеллект как на наличие у личности определенных способностей эмоционального, личностного, а также индивидуального характера, которые помогают ему с трудностями, жизненными ситуациями, постоянным давлением, проявляющимся со стороны социума [3].

При изучении проблемы эмоционального интеллекта в отечественной психологии не выделяется определенного понятия данного феномена. И.Н. Андреева, например, определяет понятие «эмоционального интеллекта» как способность личности контролировать свои чувственные и эмоциональные состояния в различных ситуациях и действиях, также и эмоциональный фон окружающих. Психолог относит к рассматриваемому понятию определенные качества

человеческой личности: это проявление терпимости, эмпатия, чувственности к самому себе [1].

При изучении исследований В.С. Выготского в области эмоционального интеллекта можно отметить, что автор говорит о том, что процессы интеллектуальной и аффективной областей психики едины. Данные процессы проходят в процессе жизни человека определенные стадии, которые постоянно развиваются таким образом, что определенному уровню развития мыслительного процесса подходит соответствующая аффективная стадия развития личности [2].

Научные труды А.А. Панкратовой рассматривают эмоциональный интеллект как некое образование, имеющее в своей основе динамическое интегральное психологическое начало. Данное образование направлено

на определение успешности личности при взаимодействии с окружающими; определение уровня самооценки, которая соответствует данноИ личности; мыслительные процессы, имеющие позитивную составляющую; качества лидера, заложенные в личности, а также определение эмоционального показателя с соответствующей способностью его управления [7].

Е.Л. Никита определяет эмоциональный интеллект следующим образом: каждый человек способен различать свою эмоциональную сферу, вести над ней контроль, а также понимать проявление эмоционального аспекта окружающего его социума [4]. Автор отмечает два аспекта структурной составляющей эмоционального интеллекта (рис. 2).

Рис. 2. Аспекты структуры эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект можно охарактеризовать как образование, имеющее в своей основе два аспекта, один их которых показывает определенные черты личности, а другой - ее когнитивные навыки. Эмоциональный интеллект на протяжении всей жизни человека проходит этапы формирования и развития, которые подвержены воздействию определенных условий, соответствующих уровню развития и индивидуальной составляющей личности.

Эмоциональный интеллект закладывает в личности профессиональные и личностные качества. Эмоциональное состояние оказывает непосредственное влияние на ту сферу деятельности, которую человек выбирает. В результате этого человеку необходимо понимать эмоциональную сферу, осознавать ее сущность и умение вести контроль над своими эмоциями, что определяется высоким уровнем эмоционального интеллекта. Конечно же, жизненный процесс способен изменять уровень эмоционального интеллекта у человека, но основные задатки и его начала формируется у ребенка именно в период начального обучения в школе.

А.А. Осипова в своих научных исследованиях отмечает, что основой развития эмоционального интеллекта младшего школьника является образовательное учреждение, так как ребенок начинает активно участвовать в жизни класса, знакомиться с одноклассниками, сверстниками, когда начинает обучение в школе. У очень застенчивых детей или плохо адаптированных к школьной жизни появляются трудности в общении с окружающими их людьми. Взрослым нужно дать понять младшему школьнику, что ему можно свободно говорить о своих переживаниях, чувственном состоянии, эмоциях, можно самим контролировать свои поступки, поведение и действия [6].

В исследованиях психических процессов младших школьников Т.И. Шуриковой указывается на то, что изменения физиологического характера ребенка также влияют на его изменениях в области психики, которые

проявляются в преобладании процесса произвольности, запрограммированных алгоритмов действий в различных ситуациях и постоянном контролировании. С познанием окружающего мира развивается психика ребенка, что приводит в работу действия мыслительных процессов.

А.А. Панкратова отмечает, что, если младший школьник обладает достаточным уровнем развития интеллектуальных способностей, а также в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для получения образования, то у учащегося активизируются процессы развития мыслительной и сознательной областей. Младший школьный возраст открывает перед ребенком осознание межличностных отношений между ним и окружающими его людьми. Школьник начинает понимать мотивы поведения в обществе, выделять положительные и отрицательные стороны нравственности, давать оценку своим поступкам и окружающих, распознавать и предупреждать ситуации конфликта, в результате чего происходит постепенное формирование и укрепление его личностного начала [7].

Отношения, происходящие в семье каждого ребенка, также влияют на формирование его эмоционального интеллекта, так как именно в семье происходит заложение основ эмоциональных аспектов, которые являются для ребенка основными, правильными. В семейных отношениях закладывается эмоциональная сфера как положительная, так и отрицательная, что оставляет непосредственный отпечаток на развитии эмоционального интеллекта ребенка.

Таким образом, период младшего школьного возраста характеризуется развитием у ребенка физиологической и психологической сфер жизни, что оказывает непосредственное влияние на становление и активное развитие эмоционального интеллекта младшего школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск : СГПУ, 2021. С. 22-26.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2 : Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика, 1982. 504 с.

3. Майер Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Пету-хова. М. : Изд-во МГУ, 1981. С. 123-129.

4. Никитина Е.Л. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии : сб. науч. трудов, 2020. С. 13-15. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29776712 (дата обращения: 23.11.2023).

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Ме-

жиздат. 2021, 736 с.

6. Осипова А.А. Актуальность исследования эмоционального интеллекта // Инновационные тенденции развития системы образования : сб. материалов VII междунар. науч.-практ. конф. / редкол. О Н. Широков и др. Чебоксары : Интерактив плюс, 2017. С. 106-107.

7. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: смешанные модели способностей и методики диагностики // Вопросы психологии. 2020. № 1. С. 154-164.

8. Шурикова Т.И., Теняева О.В. Подходы к пониманию феномена эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сб. науч. трудов, 2018. С. 311-314. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37021422 (дата обращения: 20.11.2023).

THE PROBLEM OF DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

© 2024

E.A. Odnoletko, graduate student

St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)

Keywords: emotions; management; emotional intelligence; primary schoolchildren; development; personality. Abstract. The article discusses the approaches of different researchers to studying the problem of the development of emotional intelligence in children of primary school age. The main components of emotional intelligence are identified, aspects of its structural component are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.