ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / GENERAL PEDAGOGY, HISTORY _OF PEDAGOGY AND EDUCATION_
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.129.43 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Научная статья Юдина М.Г.1, *
1 Тульский педагогический университет им. Л.Н.Толстого, Тула, Российская Федерация * Корреспондирующий автор (hiiunia71[at]mail.ru)
Аннотация
В статье рассматривается подходы различных ученых к определению и изучению эмоционального интеллекта, рассматриваются модели эмоционального интеллекта в психолого-педагогической литературе, изучается и обосновывается актуальность проведения дополнительных исследований данного аспекта и развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте. В статье показана необходимость развития этих личностных качеств и их важность для успешной социализации личности. Автором рассматривается данный феномен как система, компоненты которого характеризуют способность осознавать и строить отношения с другими людьми на основе их понимания эмоционального состояния, их адекватных проявлений и прогнозирование эмоциональных реакций других людей. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития эмоционального интеллекта, именно тогда закладываются главные аспекты выделенного направления.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, социальные изменения, эмоциональное состояние дошкольника.
EMOTIONAL INTELLIGENCE AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PERSONAL DEVELOPMENT
Research article Yudina M.G.1' *
1 Tula Pedagogical University named after L.N.Tolstoy, Tula, Russian Federation * Corresponding author (hriunia71[at]mail.ru)
Abstract
The article examines the approaches of different scientists to the definition and study of emotional intelligence, discusses models of emotional intelligence in psychological and pedagogical literature, explores and substantiates the relevance of conducting additional research on this aspect and the development of emotional intelligence at a preschool age. The work shows the necessity of developing these personal qualities, as well as their importance for the successful socialization of the individual. The author regards this phenomenon as a system, the components of which characterize the ability to recognize and build relationships with other people on the basis of their understanding of the emotional state, their adequate displays and prediction of emotional reactions of other people. Pre-school age is the most favourable period for the development of emotional intelligence, this is when the main aspects of the highlighted direction are established.
Keywords: emotional intelligence, social change, preschooler's emotional state.
Введение
В настоящее время всё чаще в научном сообществе ведутся споры о развитии эмоционального интеллекта, феномена, который широко распространяется в современном мире. Как известно, он выделен в качестве составляющей психического развития человека, начиная от дошкольного возраста. Не секрет, что детский интеллект во взаимосвязи с эмоциональным способен гарантировать большие достижения в любой сфере деятельности человека. Именно поэтому основы этого феномена связаны с отношением индивида в социуме. Также, как правило, проявление сочувствия, сопереживания помогает человеку в развитии своего психического здоровья.
Методы и принципы исследования
Индивидуальные подходы к изучению вопросов интеллекта нашли объяснение в работах ведущих зарубежных психологов Г. Айзенка, Р. Кеттелла и Ж. Пиаже, Ч. Спирмен и др. В отечественной психологии ХХ века исследованиями интеллекта в различных направлениях занимались ученые:
Б. М. Теплов, B. Д. Небылицын, Е. В. Голубева, М. А. Холодная, Я. А. Пономарев. Вопросы о развитии интеллекта детей изучали В.В. Абраменкова, В. Бехтерев, Е.И. Изотова. Изучением проблем развития мышления детей дошкольного и школьного возраста занимались современные российские учёные: С. Алиева, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.В. Гребенюк, Л. И. Григорьева, В.В. Канашенкова, И. И. Комарова, И. И. Левашова, Л.М. Новикова, О.А. Путилова, Д.В. Рыжов и другие. Западные учёные, работавшие над концепцией эмоционального интеллекта: Д. Гоулмен, П. Сэловей, Дж. Мэйер, Д. Карузо, Г. Гарднер, Р. Бар-Он, C. Хейн, Р. Купер, А. Саваф.
Основные результаты
Модель эмоционального интеллекта, изучена в работах Дж. Майера и П. Сэловея, она и есть одна из основополагающих моделей для установления изучаемого взгляда на данное понятие. Предлагаемый набор элементов представлен четырьмя составляющими:
1) точность оценки и выражения эмоций;
2) использование эмоции для мышления;
3) понимание чувств;
4) управление эмоциями.
Эти компоненты раскрывают эмоциональный интеллект как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций, способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [5].
Гоулмен назвал критерии эмоционального интеллекта: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям и умение отказаться от удовольствия. Умение отказываться от удовольствий, регулировать расположение духа и не давать волнениям возбудить способность мыслить, сопереживать, полагаться [7]. Но методов для выделения этих критериев не предложил.
Психолог Р. Бар-Он, изучив эмоциональный интеллект более подробно, предложил определять его как все некогнитивные умения и навыки для быстрого решения различных ситуаций [10].
По-иному видит этот феномен русский психолог Д. В. Люсин. В его толковании эмоциональный интеллект — это способность постигать и распоряжаться своими чувствами и чувствами прочих. В его понимании эмоциональный интеллект - это способность понимать и управлять эмоциями в себе и других. Модель эмоционального интеллекта, представленная Д.В. Люсиным, состоит из трех компонентов: когнитивные способности (скорость и точность обработки эмоциональной информации), представления об эмоциях (ценности, важная информация о себе и других, важные источники информации о них и т.д.), черты эмоциональности (эмоциональная стабильность, эмоциональная чувствительность) и общие социальные навыки [2].
Т. Бьюзен в своих трудах выделяет разновидности детского интеллекта: вербальный, логический, личностный, творческий, конструктивный, чувственный, социальный, кинестетический, духовный [8]. Большинство психологов работали над изучением особенностей интеллекта у детей, где значительное место занимают исследования эмоционального интеллекта. Востребованность этого направления объясняется тем, что эмоциональный интеллект является одним из основных компонентов для достижения жизненных целей [3].
Разделяя научные предоставленные работы, можно сделать заключение, что эмоциональный интеллект - это способность постигать свои и чужие эмоциональные состояния, подвергать анализу, какие действия предпринимать в тех или иных условиях, и предсказывать следствия личного поведения иных людей. Важным элементом в развитии эмоционального интеллекта является подчинение эмоций для согласования социальных отношений и свершения целей. Эмоциональная жизнь ребенка претерпевает значительные изменения в период 5 - 7 лет, так как Л.С. Выготский в своих трудах указывает, что в первые годы обучения эмоциональные вопросы утрачивают свою непосредственную диктующую силу над поступками, нравами, действиями ребенка [9]. В дошкольном возрасте дети обучаются распоряжаться личными эмоциями и чувствами. Это вероятно только при наличии достаточного эмоционального опыта по завершению дошкольного возраста.
Кузнецова К.С. определяет эмоциональный интеллект как взаимосвязь когнитивных, рефлексивных, поведенческих и коммуникативных навыков, выражающих межличностную и объектную ориентацию и путь к целям, а также использование эмоциональной информации, получаемой в общении с другими людьми.
Кузнецова К.С. определяет эмоциональный интеллект как взаимосвязь когнитивных, рефлексивных, поведенческих и коммуникативных умений, имеющих внутриличностную и межличностную направленность и выражающих путь к цели, использование эмоциональной информации, полученной в общении с окружающими [4].
Обсуждение
Между когнитивными навыками, и включенными в понятие «эмоциональный интеллект», - способность устанавливать и различать свои личные эмоциональные состояния и состояния прочих людей. Рефлексивные навыки включают определение причин собственного поведения и эмоциональных состояний и оценку мотивов социального поведения. Поведенческие навыки направлены на практические цели эмоционального интеллекта, такие как улучшение отношений с другими людьми и решение многих проблем. Она определяется способностью управлять своим эмоциональным состоянием, выбирать методы достижения целей и поддерживать этот процесс, а также анализировать эмоциональную информацию, полученную в общении с другими людьми. Коммуникативная компетентность подразумевает внутреннюю позитивную установку, эмпатическое и доброжелательное отношение к обществу.
Она также подчеркивает межличностную и внутреннюю направленность этого явления. Определение своего эмоционального состояния относится к способности идентифицировать свои эмоции для дальнейшего регулирования их выражения в мимике, пантомимике, тоне голоса. В частности, речь идет о том, что ребенок распознает присутствие эмоции, определяет, что она означает, а затем выражает ее приемлемым способом [10].
Понимание своих действий и причин возникновения тех или иных эмоциональных состояний означает, что ребенок-дошкольник понимает, что с ним происходит, продумывает собственное поведение, отношения с другими детьми и взрослыми, свои действия и поступки, анализирует возможные положительные и отрицательные последствия и в результате пытаясь становиться лучше. Он также думает о связи между эмоциями, переходах между ними, причинах проявления этих эмоций и делает выводы о собственном эмоциональном состоянии.
Выявление эмоциональных состояний других, а также оценка причин своих поступков связаны с наблюдательностью, умением выявлять эмоциональное состояние других людей, анализировать переживания, волнующие его в эти моменты общения. Они также подразумевает оценку и выводы о том, как они действовали, принимая то или иное решение, делая это именно так, а не иначе.
Контроль над своим эмоциональным состоянием определяется волевым уменьшением глубины определенных эмоций, сопротивлением импульсивному выражению, искушению или побуждению говорить или действовать немедленно. Ведущим аспектом является оценка информации перед ее воспроизведением, что позволяет исключить проявления, способные привести к негативной реакции со стороны окружающих на неуместные слова или действия, и,
наоборот, действовать согласно данной ситуации для достижения положительного результата. Он предполагает контроль негативных влияний, разрушающих эмоции, умение адекватно преодолевать те или иные проблемы, сохранять спокойное состояние и владеть собой. Стабильное состояние требуется как для отрицательных, так и для положительных шоков. Чрезмерное проявление позитивного настроя может негативно сказаться на межличностном общении («звёздная болезнь» или неуместные проявления радости, оскорбляющие окружающих).
Способность определять пути достижения цели определяется готовностью дошкольника к достижению результата, восприятием возможности достижения намеченных целей, оценкой и выбором соответствующих способов решения запланированных задач. Это также означает ориентацию в проблемах и поиск наилучших путей их решения, пробуждение собственного потенциала и обдуманное действие вопреки возникающим трудностям и колебаниям.
Функционирование эмоциональной информации, полученной в общении с другими людьми, содержит в себе способность определять, как следует вести себя при общении, исходя из эмоционального состояния собеседника. Какие слова и действия могут вызвать позитивный результат, а какие негативный. Упорство определяется в способности ребенка достигать желаемой цели до тех пор, пока не будет завоёван желаемый эффект. Положительный внутренний настрой предполагает общую позитивную оценку жизни, способность сберегать оптимистичный взгляд на проблемы даже перед лицом неприятностей [6]. В этот компонент входит любовь к себе, окружающим людям, природе, общий покой, чувство радости жизни. Эти качества вырабатывают твердость в собственных силах и потенциалах, содействуют состоянию внутреннего спокойствия, способствуют проявлению новых устремлений и их продуктивной реализации оказаться смущенным со стороны, без замкнутости, без боязни быть отвергнутым.
Заключение
Анализируя психолого-педагогическую литературу в этом направлении, можно увидеть, что в ходе субъективного развития дети понимают социальные формы эмоционального выражения и способствуют формированию эмоциональных предчувствий, меняется роль эмоций в деятельности детей, эмоции становятся осознанными. В конце концов, в дошкольный период начинают формироваться высшие эмоции, такие как интеллектуальные, нравственные и эстетические [7]. Духовное развитие определяет развитие эмоциональной сферы и способствует лучшему и более успешному включению ребенка в общество. Отсюда исходит, что эмоциональное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, наиболее чувствительная фаза индивидуального развития, и именно она должна быть предметом повышенного внимания психологов и педагогов.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Ломакина Ю.В., ГБПОУ Белорецкий педагогический колледж, Белорецк, Российская Федерация DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.129.43.1
Conflict of Interest
None declared.
Review
Lomakina Y.V., GBPOU Beloretsk Pedagogical College,
Beloretsk, Russian Federation
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.129.43.!
Список литературы / References
1. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности. — Смоленск: СГПУ 2004. — с. 22-26.
2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Забота, поддержка, консультирование / О.С. Газман // Новые ценности образования / Под ред. Н.Б. Крыловой. — М.: Инноватор, 2009. — Вып. 6. — с. 11-38.
3. Гущина УВ. Развитие эмпатии у дошкольников 5-6 лет / УВ. Гущина // Концепт. — 2015. — Т. 10. — с. 256-260.
4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. — СПб.: Питер, 2010. — 410 с.
5. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности / А. Лэнгле // Вопросы психологии. — 2004. — 4. — с. 3-21.
6. Майер Г. Психология эмоционального мышления / Г. Майер // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — с. 123-129.
7. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М.: Педагогика, 1986.
8. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект, как предикторы жизненного успеха / А.И. Савенков // Вестник практической психологии образования. — 2006. — 1. — с. 16-18.
9. Тарасов М.А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада / М.А. Тарасов. — Хабаровск, 2006. — 208 с.
10. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека / А.М. Щетинина // Вопросы психологии. — 1984. — 3. — с. 60-66.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Andreeva I.N. Ponjatie i strukture jemorional'nogo intellekta [The Conœpt and Strukture of Emotional Intelligenz] / I.N. Andreeva // Social'no-psihologicheskie problemy mental'nosti ^си^усЬю^^! Problems of Mentality]. — Smolensk: SSPU, 2004. — p. 22-26. [in Russian]
2. Gazman O.S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuju rivilizariju XXI veka. Zabota, podderzhka, konsul'tirovanie [Pedagogy of Freedom: The Path to Humanists Civilisation in the 21st Century. Caring, Supporting,
Mewdynapodnhiu MayuMO-uccnedoBameAbCKUu wypnan ■ № 3 (129) • Mapm
Counselling] / O.S. Gazman // Novye cennosti obrazovanija [New Values in Education] / Ed. by N.B. Krylova. — M.: Innovator, 2009. — Iss. 6. — p. 11-38. [in Russian]
3. Gushhina U.V. Razvitie jempatii u doshkol'nikov 5-6 let [Developing Empathy in Preschoolers aged 5-6] / U.V. Gushhina // Koncept [Concept]. — 2015. — Vol. 10. — p. 256-260. [in Russian]
4. Lisina M.I. Obshhenie, lichnost' i psihika rebenka [Communication, Personality and Child Mental Health] / M.I. Lisina.
— SPb.: Piter, 2010. — 410 p. [in Russian]
5. Ljengle A. Vvedenie v jekzistencial'no-analiticheskuju teoriju jemocij: prikosnovenie k cennosti [Introduction to Existential Analytical Theory of Emotion: A Touch of Value] / A. Ljengle // Voprosy psihologii [Issues of Psychology]. — 2004. — 4. — p. 3-21. [in Russian]
6. Majer G. Psihologija jemocional'nogo myshlenija [The Psychology of Emotional Thinking] / G. Majer // Hrestomatija po obshhej psihologii. Psihologija myshlenija [A Reader in General Psychology. The Psychology of Thinking]. — M.: MSU Publishing House, 1981. — p. 123-129. [in Russian]
7. Razvitie social'nyh jemocij u detej doshkol'nogo vozrasta [Development of Social Emotions in Preschool Children] / Ed. by A.V. Zaporozhc, Ja.Z. Neverovich. — M.: Pedagogika, 1986. [in Russian]
8. Savenkov A.I. Jemocional'nyj i social'nyj intellekt, kak prediktory zhiznennogo uspeha [Emotional and Social Intelligence as Predictors of Life Success] / A.I. Savenkov // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija [Bulletin of Practical Educational Psychology]. — 2006. — 1. — p. 16-18. [in Russian]
9. Tarasov M.A. Pedagogicheskaja podderzhka razvitija sposobnosti k lichnostnoj samoreguljacii u starshih doshkol'nikov v uslovijah detskogo sada [Pedagogical Support for the Development of Personal Self-Regulation in Older Preschoolers in Kindergarten Conditions] / M.A. Tarasov. — Khabarovsk, 2006. — 208 p. [in Russian]
10. Shhetinina A.M. Vosprijatie i ponimanie doshkol'nikami jemocional'nogo sostojanija cheloveka [Preschoolers' Perception and Understanding of the Human Emotional State] / A.M. Shhetinina // Voprosy psihologii [Issues of Psychology].
— 1984. — 3. — p. 60-66. [in Russian]