Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА'

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
997
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебрякова Т. А., Дворянцева С. В.

В статье представлен фрагмент программы психолого-педагогического сопровождения семьи в вопросах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Реализация метода теоретического анализа и опира на работы А. Валлона, У. Джемса, Э. Эриксона; Л.С. Выготского, О.В. Гордеевой, В.А. Лабунской, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и других исследователей, позволили установить взаимосвязь развития эмоций, в том числе, - эмоционального интеллекта, - и общения ребенка со взрослыми, - в первую очередь, - родителями, которые обеспечивают эмоциональный комфорт и благополучие детей в семье. Данные же, полученные по итогам осуществленного нами мониторинга ответственного родительства, свидетельствуют о том, что для абсолютно большинства отцов типичен средний уровень развития эмоциональной сферы, характеризующийся, как недостаточным уровнем знаний в области эмоциональной сферы человека, так и умений и навыков проявления эмоций, - в том числе, - эмоционального интеллекта. С целью формирования у отцов системы знаний, умений и навыков, позволяющих не только выражать свои собственные эмоции, но и распознавать и понимать причины возникновения тех или иных эмоций у окружающих (в первую очередь, - детей), нами была спроектирована система мероприятий для пап в рамках реализации темы «Роль семьи в развитии эмоций детей дошкольного возраста». Мы полагаем, что реализация разработанной нами программы психолого-педагогического сопровождения семьи позволит значительно повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей (в частности, - отцов) и, как следствие - «сделает» их родительство более осознанным и ответственным, в том числе и в вопросах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серебрякова Т. А., Дворянцева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE DEVELOPMENT OF A CHILD'S EMOTIONAL INTELLIGENCE

The article presents a fragment of the program of psychological and pedagogical support of the family in the development of the emotional sphere of preschool children. The implementation of the method of theoretical analysis and relying on the works of A. Vallon, W. James, E. Erickson; L.S. Vygotsky, O.V. Gordeeva, V.A. Labunskaya, S.L. Rubinstein, K.D. Ushinsky and other researchers allowed us to establish the relationship between the development of emotions, including emotional intelligence, and communication of a child with adults- first of all, - parents who provide emotional comfort and well-being of children in the family. The data obtained based on the results of our monitoring of responsible parenthood indicate that for absolutely most fathers, the average level of development of the emotional sphere is typical, characterized by both an insufficient level of knowledge in the field of the emotional sphere of a person, and the skills and abilities to display emotions, including emotional intelligence. In order to form a system of knowledge, skills and abilities among fathers that allow not only to express their own emotions, but also to recognize and understand the causes of certain emotions in others (primarily children), we have designed a system of events for dads within the framework of the theme "The role of the family in the development of children's emotions preschool age". We believe that the implementation of the program of psychological and pedagogical support of the family developed by us will significantly increase the level of psychological and pedagogical knowledge of parents (in particular, fathers) and, as a result, will "make" their parenting more conscious and responsible, including in matters of the development of the emotional sphere of preschool children.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА»

Роль семьи в развитии эмоционального интеллекта ребенка

Татьяна Александровна Серебрякова

доцент

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Нижний Новгород, Россия [email protected] 0000-0002-3859-7450

Светлана Владимировна Дворянцева

заведующий

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №460 «Родничок» Нижний Новгород, Россия [email protected] 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 12.05.2022 Принята 23.06.2022 Опубликована 15.07.2022

« 10.25726/д5940-9908-1376ч

Аннотация

В статье представлен фрагмент программы психолого-педагогического сопровождения семьи в вопросах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Реализация метода теоретического анализа и опира на работы А. Валлона, У. Джемса, Э. Эриксона; Л.С. Выготского, О.В. Гордеевой, В.А. Лабунской, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и других исследователей, позволили установить взаимосвязь развития эмоций, в том числе, - эмоционального интеллекта, - и общения ребенка со взрослыми, - в первую очередь, - родителями, которые обеспечивают эмоциональный комфорт и благополучие детей в семье. Данные же, полученные по итогам осуществленного нами мониторинга ответственного родительства, свидетельствуют о том, что для абсолютно большинства отцов типичен средний уровень развития эмоциональной сферы, характеризующийся, как недостаточным уровнем знаний в области эмоциональной сферы человека, так и умений и навыков проявления эмоций, - в том числе, - эмоционального интеллекта. С целью формирования у отцов системы знаний, умений и навыков, позволяющих не только выражать свои собственные эмоции, но и распознавать и понимать причины возникновения тех или иных эмоций у окружающих (в первую очередь, - детей), нами была спроектирована система мероприятий для пап в рамках реализации темы «Роль семьи в развитии эмоций детей дошкольного возраста». Мы полагаем, что реализация разработанной нами программы психолого-педагогического сопровождения семьи позволит значительно повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей (в частности, - отцов) и, как следствие - «сделает» их родительство более осознанным и ответственным, в том числе и в вопросах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Ключевые слова

эмоции, эмоциональное развитие, эмоциональный интеллект.

Введение

Проблема личности и ее развития была и остается одной из актуальных проблем психологии (работы Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, В.А Беликова, Н.М. Бережного, В.В. Давыдова, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и т.д.). При этом важнейшим компонентом структуры личности

исследователи рассматривают эмоции человека (труды Б.И. Додонова, К. Изарда, А.Г. Ковалева, В.Д. Небылицына, А.Е. Ольшанниковой, Ю.В. Саенко, П.В. Симонова, Б.М. Теплова и др.). Именно эмоции, представляющие собой «совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях, а также в различных вариациях экспрессивно-коммуникативного поведения» (Серебрякова, 2017) субъекта, объективно обусловливают познание им окружающей действительности и оптимальное социокультурное развитие.

Особое значение полноценное развитие эмоциональной сферы личности имеет на базовых уровнях онтогенеза, - в раннем и дошкольном детстве (исследования А. Валлона, У. Джемса, Э. Эриксона; Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.А. Марковой, Я.З. Неверович, С.А. Рубинштейна, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.). Именно эмоции, как считают исследователи, обусловливают и успешность психологического развития ребенка, и его адаптацию к социуму. Не случайно создание условий для полноценного развития как личности ребёнка в целом, так и его эмоциональной сферы, - определяется как приоритетная задача Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 (ФГОС ДО, 2022).

Однако, как свидетельствуют результаты исследований современных ученых (работы В.М. Астаповой, С.В. Велиевой, М.В. Даниловой, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, А.А. Фадеевой и др.), типичными характеристиками эмоциональной сферы современных детей являются агрессивность, замкнутость, тревожность (результаты исследований Е.В. Барышниковой (Барышникова, 2020)). Важнейшим фактором, негативно влияющим на развитие эмоций ребенка, ученые (как психологи, так и педагоги) называют атмосферу и психологический климат семьи (результаты исследований О.А. Гераськиной, О.О. Гониной, А.Г. Лидерса, С.Б. Новиковой, О.В. Шабановой и т.д.). Как доказано учеными, психо-эмоционально-перенасыщенная жизнь в семье способствует формированию у детей не только дисбаланс эмоциональных реакций и проявлений и, как следствие, - их неуравновешенность, но и стимулирует развитие устойчивых эмоций отрицательной модальности (замкнутость, страхи, агрессия и т.д.). Более того, ребенок дошкольного возраста не способен абстрагироваться от конфликтной ситуации между родителями и объективно ее проанализировать... Как следствие, он не только воспринимает раздраженность родителей как негативное отношение к себе («родители меня НЕ!!!любят!»), но и именно себя видит причиной этих ссор и конфликтов.

Кроме этого, наблюдающаяся в современном обществе тенденция форсирования развития ребенка стимулирует родителей к интенсификации его когнитивного развития (исследования С.Г. Кара-Мурзы, А.М. Кушнир, А.И. Одинцова, А.А. Остапенко, Л.И. Фалюшиной и т.д.). Вместе с тем, именно уровень эмоционального развития (эмоциональный компонент готовности к обучению в школе) многими учеными рассматривается как важнейшая предпосылка успешной адаптации ребенка к новому образовательному учреждению, новому виду деятельности, - учебной, и, как следствие, - успешной учебной деятельности в целом (результаты исследований П.К. Анохина, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, А.В. Запорожца, В.Н. Мясищева, П.В. Симонова и т.д.).

И кто, как не специалисты образовательных учреждений, призваны, осуществляя психолого-педагогическое просвещение родителей, акцентировать их внимание и на вопросах оптимизации развития эмоциональной сферы детей в условиях семьи.

Материалы и методы исследования

В качестве базовых методов своего исследования мы выбрали теоретический и эмпирический анализ. Базовыми же принципами определили научность, системность и интегративный подход к анализу полученных данных.

Результаты и обсуждение

Занимаясь 2 года проблемой ответственного родительства и разрабатывая программу психолого-педагогического сопровождения процесса формирования ответственного отношения к своим детям у отцов наших воспитанников, мы, как одну из ключевых в данной программе определили тему

«Роль семьи в развитии эмоций детей дошкольного возраста». При этом в структуре нашей деятельности мы выделили 2 взаимосвязанных этапа.

Первый, - теоретико-методологический этап, - нами был ориентирован на детализированный анализ работ зарубежных и отечественных ученых, раскрывающих специфику развития эмоциональной сферы детей, и позволил выделить следующие направления в изучении данной проблематики:

Роль эмоций в психическом развитии ребенка. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста учеными рассматривается не только как базовая характеристика психического развития ребенка, но и как объективная предпосылка развития их психики (исследования А. Валлона, У. Джемса, Э. Эриксона; Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.А. Марковой, Я.З. Неверович, С.А. Рубинштейна, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.).

Устанавливается взаимосвязь развития эмоций и общения ребенка со взрослыми (работы Г.М. Андреевой, П.К. Анохина, А.А. Бодалева, Л.Г. Буевой, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Е.О. Смирновой и т.д.) и сверстниками (исследования Л.А. Абрамян, Н.А. Аксариной, Е.Г. Бабановой, М.П. Денисова, А.В. Запорожца, Е.М. Листик, Н.А. Менчинской, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой и др.). Результатом этих исследований стал наш вывод о том, что именно полноценное общение с ребенком является фундаментом его эмоциональной успешности и вызывают у него чувство защищенности и уверенности в себе, что объективно влияет на полноценное развитие личности и формирование позитивного отношения к окружающей действительности, как ее основы.

Такие исследователи, как Н.С. Ежкова, Е.И. Изотова, П.Ю. Немцова, Е.В. Никифорова и некоторые другие подчеркивают особую роль эмоционального развития для эффективного социокультурного развития дошкольников и их успешной социальной адаптации. Как считают Н.С. Ежкова (Гордеева, 1995) и П.Ю. Немцова (Гордеева, 1995), эмоциональное развитие дошкольников -процесс, тесно связанный с их социализацией и творческой самореализацией, вхождением ребенка в мир культуры межличностных отношений и усвоением им культурных ценностей. Также исследователи обращают внимание на роль деятельности в развитии эмоций, поскольку она дает ярко выраженный и осязаемый ребенком положительный или отрицательный результат (результаты исследований Л.И. Божович, Н.С. Ежковой, А.В. Запорожца, П.Ю. Немцовой, И.М. Юсупов).

Подчеркивается исследователями и важность развития и воспитания эмоций (работы А. Валлона, У. Джемса, Э. Эриксона; Л.С. Выготского, О.В. Гордеевой, В.А. Лабунской, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и т.д.). Так, О.В. Гордеева (Гордеева, 1995), говоря о логике развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и выделяя новообразования дошкольного детства, в качестве одного из них называет «формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания» (Гордеева, 1995).

Аналогичные мысли мы находим и у В.А. Лабунской (Лабунская, 1999), которая для обозначения описания признаков экспрессии различны эмоциональных модальностей вводит термин «вербальный эталон экспрессии».

Еще одним направлением изучения эмоций является изучение эмоционального интеллекта (работы Р. Бар-Она, Д. Гоулмена, Д. Карусо, Дж. Мэйера, П. Сэловея; И.Н. Андреевой, Т.П. Березовской, С.П. Деревянко, А.В. Карпова, Д.В. Люсина, А.С. Петровской и т.д.). Исследуется данная проблема и применительно к детям дошкольного возраста (работы Г.М. Бреслава, Л.С. Выготского, Т.С. Киселевой, А.Н. Леонтьева. С.Л. Рубинштейна, Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевной и т.д.). Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Сэловеем. Понимая под ним «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту» (Орме, 2003) личности, ученые рассматривают его как уникальную взаимосвязь когнитивной и аффективной сфер, позволяющую эффективно разрешать возникающие у субъекта жизненные задачи.

Несмотря на то, что термин «эмоциональный интеллект» оформляется лишь в конце ХХ столетия, осуществленный нами анализ исследований позволяет говорить о том, что проблема эмоционального интеллекта и его влияние на процесс развития субъекта не является инновационной.

«Каждый душевный порыв следует проверять разумом» - пишет автор многочисленных «романов нравов» конца 18 - начала 19 столетия Джейн Остин. Впервые же идеи о взаимосвязи аффективной и когнитивной сфер личности были сформулированы еще такими представителями Античной философии, как Платон и Аристотель (результаты исследования А.В. Карпова (Карпов, 2006) и А.С. Петровской (Карпов, 2006).

Как отмечает Г.М. Бреслав (Бреслав, 2021), развитие эмоциональной сферы осуществляется параллельно со становлением произвольной регуляции, что также указывает на тесную связь эмоций и когнитивных процессов.

И. Изард (Изард, 1999) утверждает, что «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» (Изард, 1999).

Познание как важнейший компонент любой эмоции выделяют С. Шехтер (Кравченко, 2012) и Дж. Сингер (Кравченко, 2012).

По мнению В.К. Вилюнаса (Вилюнас, 1976), важнейшей функцией эмоций является когнитивно-оценочная.

Как целостное отношение человека к миру, предполагающее, в том числе, его познание и осмысление, рассматривает эмоции С.Л. Рубинштейн (Рубинштейн, 1973).

Но почему так важно развивать эмоциональный интеллект? Ответ на этот вопрос мы находим в результатах многочисленных исследований, свидетельствующих о том, около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный Ю - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека (результаты исследований У. Визингера (Тайлакер, 2004) и Й.Б. Тайлакера (Тайлакер, 2004). Исследователи объективно доказали, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка (на чем делают акцент многие современные родители!), - не является залогом его будущей успешности в жизни! Важнее формировать у ребенка умения контролировать свои эмоции и чувства, а также распознавать их и принимать такими, какие они есть (признавать их). НЕ менее значимо развивать способность ребенка сознательно влиять на свои эмоции, что неразрывно связано с умением распознавать и признавать эмоции и чувства, как свои, так и других людей, представляя себя на месте другого человека и сочувствуя ему.

Аналогичный вывод делают и отечественные исследователи. Изучая специфику эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, такие исследователи, как Т.С. Киселева (Сергиенко, 2021), Е.А. Сергиенко (Сергиенко, 2021) и Е.А. Хлевная (Сергиенко, 2021) делают вывод о том, что развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми; управлять своим поведением и осознавать последствия своих действий. Не случайно в структуру эмоционального интеллекта детей они включили: распознавание эмоций собственных и другого человека, использование эмоций для решения задач, понимание эмоций, в том числе причин возникновения и управление эмоциями, как способность регулировать эмоции, пробуждать и направлять свои эмоции и чужие эмоции для достижения целей.

Также, на наш взгляд, важно отметить, что, как зарубежные, так и отечественные исследователи, объективно доказали, что эмоциональный интеллект, - это феномен развивающийся и совершенствующийся на протяжении всей жизни человека. При этом, как считают исследователи, особое значение для его развития имеет приобретение человеком жизненного опыта. Следовательно, разработка специальных обучающих программ может существенно повысить уровень эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта (результаты исследований Г. Орме (Орме, 2003). Как мы считаем, программы эти должны быть адресованы не только детям, но и родителям! Именно родители, обеспечивая эмоциональную стабильность и благополучие ребенку в семье, будут способствовать не только развитию эмоциональной сферы детей в целом, но и их эмоционального интеллекта.

Понимая под эмоциональным благополучием «устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой его отношения к миру и влияющее на специфику и «стиль» переживаний (особенно, - переживания стрессовых ситуаций), познавательную и эмоционально-волевую сферы, а также - характер и направленность отношений со взрослыми и

сверстниками (Кошелева, 2003) (результаты исследования А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, И.Ю. Ильиной, Г.А. Свердловой, Е.П. Арнаутовой), можно «нарисовать» портрет эмоционально благополучного ребенка! В первую очередь, - это ребенок, который улыбается и непосредственно (что типично! для детства) ведет себя в разных жизненных ситуациях. С родными и близкими он ласков, заботлив, внимателен к ним. По отношению к другим людям (как взрослым, так и сверстникам), -общителен и доброжелателен. Проявляя способность выслушать окружающих (их мнение и советы), он может доказать и отстоять свою собственную точку зрения, не грубя и не проявляя агрессии, а объясняя ее и аргументируя.

Таким образом, важнейшими составляющими эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста являются и его устойчивая потребность в общении, и доброжелательные взаимоотношения с окружающими его в семье людьми. Вместе с тем, необходимо помнить, что ребенок обращается к родителям не за конкретным советом, а за пониманием, выражением любви, поддержкой, утешением, которые и являются основой формирования у малыша чувства эмоционального комфорта, привязанности к взрослому, уверенности в его понимании и поддержке (результаты исследования О.А. Силаевой (Силаева, 2021)). Следовательно, родитель (в ракурсе нашего исследования, - отец), взаимодействуя со своим ребенком (детьми) должен проявлять любовь и заботу о них, внимание и сочувствие. Он должен быть сдержан в проявлении эмоций отрицательной модальности и, напротив, -не «скупиться» на эмоции положительные. Именно данные характеристики мы и рассматриваем как показатели развитого эмоционального интеллекта родителей.

Сделанный вывод позволил нам перейти ко второму этапу нашего исследования, цель которого и была разработка и последующая реализация системы мероприятий для пап наших воспитанников, ориентированных на совершенствование их эмоциональной сферы и развитие эмоционального, как условия оптимизации процесса развития эмоционального интеллекта детей в семье.

Нами была разработана и реализована программа мониторинга ответственного отцовства (Серебрякова, 2021), в которой приняли участие 80 отцов. Это папы тех воспитанников нашего ДОО, которые посещают группы, являющиеся участниками нашей инновационной деятельности.

Давая общую характеристику пап, мы можем отметить, что возраст 48 % из них - от 25 до 30 лет. 39% пап в возрасте от 30 о 35 лет. 2% - в возрасте от 35 до 40 лет и 11 % - в возрасте до 25 лет.

При этом все папы, старше 25 лет воспитывают второго и третьего (а один папа - четвертого) ребенка.

Если же рассматривать такой параметр, как образование, то следует отметить, что 35% пап имеют высшее образование, 41% - среднее специальное и у 24% пап образование среднее.

Опираясь на данные, полученные по итогам осуществленного нами мониторинга ответственного родительства, мы считаем для себя возможным говорить о том, что для абсолютно большинства отцов типичен средний уровень развития эмоциональной сферы. Это папы, предпочитающие вести активный образ жизни, увлеченные собой, своей жизнью и своими делами. При этом они не считают важным проявлять активную заботу и любовь в отношении своей семьи и детей. Подтверждение данному выводу мы находим в детализированном анализе полученных эмпирических данных. Так, анализируя результаты реализации методики М. Рокича «Ценностные ориентации» (Лидерс, 2007), и выделив, как максимально-информативные в плане оценки уровня развития эмоциональной сферы респондентов следующие «терминальные ценности: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), счастливая семейная жизнь, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений» (Лидерс, 2007), и инструментальные, «высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), жизнерадостность (чувство юмора), непримиримость к недостаткам в себе и других, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их

ошибки и заблуждения), чуткость (заботливость)» (Лидерс, 2007) ценности, мы делаем вывод, что на среднем уровне развития эмоциональной сферы 65% находятся респондентов. Данные респонденты как приоритетные для себя определяют максимум 2 терминальных и 2 инструментальных ценности. При этом, например, выделяя такую терминальную ценность, как любовь в ранг приоритетных, данные респонденты таким инструментальным ценностям, как сдержанность, чуткость дают низкие ранговые позиции, что позволяет нам сделать вывод об их недостаточно высоком развитии именно эмоционального интеллекта.

Данные же тест-опросника Д. Олсона (Лидерс, 2007), ориентированного на изучение степени эмоциональной связи между членами семьи, также свидетельствуют о том, что большинство респондентов находятся на среднем уровне развития эмоциональной сферы. На выделенные нами как показательные в плане изучения уровня эмоционального развития вопросы, как ««Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью», «Мы любим проводить свободное время все вместе», «Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу», «На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи», «Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей», «Мы советуемся друг с другом при принятии решений», «Единство очень важно для нашей семьи»» (Лидерс, 2007) и некоторые другие, данные респонденты дают ответ «редко» или даже «почти никогда», что позволяет сделать вывод об их эмоциональной разобщенности, автономности, дистанцированности членов их семьи, в том числе, - и дистанцированности с детьми.

Учитывая, что недостаточно высокий уровень эмоционального развития у отцов наших воспитанников может быть как следствием низкого уровня их знаний в области эмоциональной сферы человека, так и недостаточно развитых умений и навыков проявления эмоций, - в том числе, -эмоционального интеллекта, нами была спроектирована система мероприятий для пап.

Задачами, которые мы определили как приоритетные в рамках реализации темы «Роль семьи в развитии эмоций детей дошкольного возраста», мы определяем:

- ознакомление отцов как с понятиями «эмоции», «чувства», «настроение» и особенностями эмоционального развития в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, так понятием «эмоциональный интеллект», а также его структурой и спецификой развития;

- создание условий для формирования у отцов системы умений и навыков, позволяющих не только выражать свои собственные эмоции, но и распознавать эмоции окружающих (в первую очередь, - детей); понимать причины возникновения тех или иных эмоций; освоение системы умений в области регуляции эмоциями;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности отцов в вопросах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; помочь осознать важность позитивного климата в семье для эффективного эмоционального развития ребенка.

Мы считаем, что реализуемая нами триада задач: - образовательные, развивающие и воспитательные, - будет позитивно влиять на усвоение отцами предлагаемой им информации и, как следствие, - будет способствовать оптимизации процесса развития их детей, - в том числе, - развития у них эмоционального интеллекта.

Также мы полагаем, что оптимально реализовать поставленные нами задачи и в полной мере раскрыть содержание данной темы, позволит реализация комплексного подхода к выбору форм работы с родителями, что предполагает учет когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов родительства (Серебрякова, 2021), а также внедрение в практику работы с папами как традиционных, так и инновационных форм работы.

Так, в целях решения поставленных нами образовательных задач, в качестве одной из основных форм работы с отцами мы определили «Родительский университет», предполагающий организацию и проведение психолого-педагогического лектория, ориентированного на повышение психолого-педагогической грамотности отцов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Тема лектория «Эмоциональный интеллект ребенка - основа его успеха в будущем» на наш взгляд, должна заинтересовать отцов как что-то новое и интересное. Задачи данного мероприятия:

- познакомить пап с понятиями эмоция, чувство, эмоциональный интеллект, структурой эмоционального интеллекта, важностью его в развитии детей дошкольного возраста в семье и в дошкольном учреждении;

- способствовать выявлению условий эффективного эмоционального развития ребенка и значение для будущей жизни;

- познакомить отцов с характеристиками низкого и высокого уровня развития эмоционального интеллекта, дать возможность желающим измерить свой эмоциональный интеллект.

Проводить такие лектории возможно не только в оф-лайн-формате, но и в онлайн-формате, что очень актуально на современном этапе.

Особое значение для решения образовательного блока задач на наш взгляд, имеет и проведение консультаций (в том числе, - через информационные стенды, сайт учреждения и официальные странички учреждения в социальных сетях), направленных на повышение грамотности и культуры отцов в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Например, консультация «Особенности эмоционального развития детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте» расскажет о видах эмоций (базовых, сложных и пр.), расширит представления отцов об особенностях развития эмоций детей разного возраста. Консультация «Развитие эмоций у мальчиков и девочек» познакомит с гендерными особенностями развития эмоций.

На оказание адресной помощи отцам нами ориентирована система индивидуальных консультаций и бесед. В целях расширения диапазона информации в области проблематики развития эмоционального интеллекта нами также планируется к использованию оформление буклетов и информационных листов, раскрывающих содержание различных вопросов, связанных с эмоциональным развитием детей. Например, буклет «Как развить чувство эмпатии у детей», «Чувства ребенка во время развода родителей» и др.

Решению развивающих и воспитательных задач в работе с отцами мы уделяем большое внимание, в качестве форм работы с родителями используем мероприятия с практическим значением: семинары-практикумы, способствующие как осознанию родителями возможных проблем, возникающих в системе отношений «родители-дети», так и овладению умениями и навыками, необходимыми для эффективного и конструктивного взаимодействия с детьми. Например, семинар-практикум на тему «Роль семьи в развитии эмоционального интеллекта и понимания своего ребенка» поможет понять, на сколько отцы понимают социально-эмоциональное развитие своего ребенка, будет способствовать осознанию отцами существующей в семье эмоциональной атмосферы, пониманию отцами роли положительного климата в семье для эмоционального развития детей, совместно научит составлять эмоциональную карту семьи для поддержания в семье атмосферы радости, доверия и доброжелательности. Полученная же информация, на наш взгляд, будет мотивировать отцов на внимательное отношение к своим детям, побуждать их к саморазвитию и активному участию в воспитании своих детей.

Такие элементы интерактивных технологий, как образовательные квесты, позволят решить весь комплекс задач. Они и вовлекут пап в активный познавательный процесс, решив, там самым, - задачу образовательную; и повысят интерес отцов к вопросам, связанным с возрастной и индивидуальной спецификой их детей, поспособствуют развитию у них творческих способностей, воображения, навыков исследовательской деятельности и т.д.; и позволят ненавязчиво воспитывать личную ответственность пап за полноценное воспитание и развитие их детей. Например, с целью повышения психолого-педагогической компетентности отцов в саморегуляции эмоций своих и детей, выявления успехов и проблем, с которыми они сталкиваются, воспитывая своих детей нами запланирован квест для отцов «Путешествие в мир детских эмоций», на котором отцы по фотографиям, отрывкам из мультфильмов, фильмов, по видео из жизни дошкольного учреждения попробуют определить разные виды эмоций детей, предположат причины появления таких эмоций и порассуждают над технологиями поддержания эмоции или перевода этой эмоции ребенка в другую. Творческие задания, «Раскрась эмоцию», «Придумай эмоции танец» помогут взрослым ненадолго стать детьми, а практические советы педагога-психолога, буклеты и памятки, использованные на мероприятия, поспособствуют бережному отношению к эмоциональным проявлениям своих детей.

Для сплочения отцов и их детей нами предполагается использовать и семинары-практикумы с элементами тренинга. Например, проведение семинара-практикума «Снимаем психоэмоциональное напряжение у детей», не только познакомит отцов с различными способами эффективного общения с детьми, но и научит снимать у детей эмоциональное напряжение и разрешать возникающие в их жизни проблемные ситуации (например, конфликтные ситуации со сверстниками, в том числе, - родными братьями и сестрами). Например, в процессе выбора правильной родительской установки на ситуацию отцы смогут выбрать чаще используемые ими установки в воспитании ребенка, порассуждать о правильности своих установок. Упражнения «Буратино - тряпичная кукла» и «Злая - добрая кошка» помогут расслабиться, прочередовав два разных состояния ребенка, а упражнение «Полное дыхание» нивелирует негативные проявления ребенка (агрессию, гнев и т.д.).

Предполагается и активное использование совместных детско-родительских проектов, способствующих включению отцов в жизнь детского сада. Например, совместный фотопроект «Такой разный папа», предполагает организацию в нашем ДОО фотовыставки портретов и коллажей папиных эмоциональных проявлений. А фотовыставка «Счастливая семья» поможет вызывать положительные чувства у детей (радости, гордости и др.) за свою семью. Мы полагаем, что реализация совместных детско-родительских проектов будет способствовать не только укреплению отношений между родителям и их детьми, но и повысит интерес отцов к детям, смотивирует их внимание к ним.

Заключение

Реализацию разработанной нами системы мероприятий для пап мы определяем как цель нашей последующей инновационной деятельности. Мы полагаем, что реализация разработанной нами системы мероприятий по теме «Роль семьи в развитии эмоций детей дошкольного возраста» позволит значительно повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей (в частности, - отцов) в области эмоционального развития их детей.

Список литературы

1. Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4. С. 43.

2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл : Академия, Изд.4, 2021. 672 с.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 143 с.

4. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. №2. С.137-

149.

5. Изард К.Э. Психология эмоций / перев. с англ. СПб: Издательство «Питер», 1999. 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

6. Карпов А.В., Петровская А.С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма // Вестник интегративной психологии. 2006. Вып. 4. И11рз://Иг-portal.ru/article/problema-emocionalnogo-intellekta-v-paradigme-sovremennogo-metakognitivizma

7. Кошелева А.Д., Перегуда А.Д., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Академия, 2003. 176 с.

8. Кравченко Ю.Е. Психология эмоций: классические и современные теории и исследования. М., 2012. 544 с.

9. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов на Дону: Феникс, 1999. 608 с.

10. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб.пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учебн. заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 432 с.

11. Немцова П.Ю., Ежкова Н.С. Особенности эмоционального развития детей раннего возраста // Вестник Магистратуры. 2014. №12(39.). Т.4. С. 33-35.

12. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: КСП+, 2003.

272 с.

13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии / под ред. Е.В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973. 423 с.

14. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей. М.: ООО «Издательство АСТ», 2021. 255 с.

15. Серебрякова Т.А., Волгина В.С., Хворостинина Н.В. От малышек до подготовишек». Система работы по развитию социально-личностной сферы детей дошкольного возраста. М.: ИНФРА-М, 2017. 509 с.

16. Серебрякова Т.А., Дворянцева С.В., Шибалкина С.Ю., Анисимова Е.А., Речинская Е.А. Результаты реализации экспериментальной программы исследования "отцовства" у современных родителей" // НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2021. № 3 (36). С. 57-69.

17. Силаева О.А. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. №4. С. 12.

18. Тайлакер Й.Б., Визингер У. Тренировка Ю: Ваш путь к успеху. М.: Издательство "АСТ", Издательство "Астрель", 2004. 174 с.

19. ФГОС ДО. 2022. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

The role of the family in the development of a child's emotional intelligence

Tatyana A. Serebryakova

docent

"Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin" Nizhniy Novgorod, Russia [email protected] 0000-0002-3859-7450

Svetlana V. Dvoryantseva

manager

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Municipal Autonomous preschool educational institution «Kindergarten № 460 «Rodnichok» Nizhniy Novgorod, Russia [email protected] 0000-0000-0000-0000

Received 12.05.2022 Accepted 23.06.2022 Published 15.07.2022

I 10.25726/g5940-9908-1376-i

Abstract

The article presents a fragment of the program of psychological and pedagogical support of the family in the development of the emotional sphere of preschool children. The implementation of the method of theoretical analysis and relying on the works of A. Vallon, W. James, E. Erickson; L.S. Vygotsky, O.V. Gordeeva, V.A. Labunskaya, S.L. Rubinstein, K.D. Ushinsky and other researchers allowed us to establish the relationship between the development of emotions, including emotional intelligence, and communication of a child with adults- first of all, - parents who provide emotional comfort and well-being of children in the family. The data obtained based on the results of our monitoring of responsible parenthood indicate that for absolutely most fathers, the average level of development of the emotional sphere is typical, characterized by both an insufficient level of knowledge in the field of the emotional sphere of a person, and the skills and abilities to display emotions, including emotional intelligence. In order to form a system of knowledge, skills and abilities among fathers that

allow not only to express their own emotions, but also to recognize and understand the causes of certain emotions in others (primarily children), we have designed a system of events for dads within the framework of the theme "The role of the family in the development of children's emotions preschool age". We believe that the implementation of the program of psychological and pedagogical support of the family developed by us will significantly increase the level of psychological and pedagogical knowledge of parents (in particular, fathers) and, as a result, will "make" their parenting more conscious and responsible, including in matters of the development of the emotional sphere of preschool children.

Keywords

emotions, emotional development, emotional intelligence.

References

1. Baryshnikova E.V. Issledovanie trevozhnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2020. №4. S. 43.

2. Breslav G.M. Psihologija jemocij. M.: Smysl : Akademija, Izd.4, 2021. 672 s.

3. Viljunas V.K. Psihologija jemocional'nyh javlenij. M.: Izd-vo MGU, 1976. 143 s.

4. Gordeeva O.V. Razvitie jazyka jemocij u detej // Voprosy psihologii. 1995. №2. S.137-149.

5. Izard K.Je. Psihologija jemocij / perev. s angl. SPb: Izdatel'stvo «Piter», 1999. 464 s.: il. (Serija «Mastera psihologii»).

6. Karpov A.V., Petrovskaja A.S. Problema jemocional'nogo intellekta v paradigme sovremennogo metakognitivizma // Vestnik integrativnoj psihologii. 2006. Vyp. 4. https://hr-portal.ru/article/problema-emocionalnogo-intellekta-v-paradigme-sovremennogo-metakognitivizma

7. Kosheleva A.D., Pereguda A.D., Shagraeva O.A. Jemocional'noe razvitie doshkol'nikov. M.: Akademija, 2003. 176 s.

8. Kravchenko Ju.E. Psihologija jemocij: klassicheskie i sovremennye teorii i issledovanija. M., 2012. 544 s.

9. Labunskaja V.A. Jekspressija cheloveka: obshhenie i mezhlichnostnoe poznanie. Rostov na Donu: Feniks, 1999. 608 s.

10. Liders A.G. Psihologicheskoe obsledovanie sem'i: ucheb.posobie-praktikum dlja stud. fak. psihologii vyssh. uchebn. zavedenij. 2-e izd. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2007. 432 s.

11. Nemcova P.Ju., Ezhkova N.S. Osobennosti jemocional'nogo razvitija detej rannego vozrasta // Vestnik Magistratury. 2014. №12(39.). T.4. S. 33-35.

12. Orme G. Jemocional'noe myshlenie kak instrument dostizhenija uspeha. M.: KSP+, 2003. 272

s.

13. Rubinshtejn S.L. Chelovek i mir: Problemy obshhej psihologii / pod red. E.V. Shorohova. M.: Pedagogika, 1973. 423 s.

14. Sergienko E.A., Hlevnaja E.A., Kiseleva T.S. Jemocional'nyj intellekt rebenka i zdravyj smysl ego roditelej. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2021. 255 s.

15. Serebrjakova T.A., Volgina V.S., Hvorostinina N.V. Ot malyshek do podgotovishek». Sistema raboty po razvitiju social'no-lichnostnoj sfery detej doshkol'nogo vozrasta. M.: INFRA-M, 2017. 509 s.

16. Serebrjakova T.A., Dvorjanceva S.V., Shibalkina S.Ju., Anisimova E.A., Rechinskaja E.A. Rezul'taty realizacii jeksperimental'noj programmy issledovanija "otcovstva" u sovremennyh roditelej" // NIR. Social'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii. 2021. № 3 (36). S. 57-69.

17. Silaeva O.A. Model' bezopasnogo social'nogo povedenija detej doshkol'nogo vozrasta v inkljuzivnoj obrazovatel'noj srede // Vestnik Mininskogo universiteta. 2021. T. 9. №4. S. 12.

18. Tajlaker J.B., Vizinger U. Trenirovka IQ: Vash put' k uspehu. M.: Izdatel'stvo "AST", Izdatel'stvo "Astrel'", 2004. 174 s.

19. FGOS DO. 2022. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.