Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДИТЕЛЯХ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДИТЕЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
413
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДИТЕЛЯХ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арамачева Людмила Викторовна, Дубовик Евгения Юрьевна, Захарова Алина Александровна

Проблема и цель. Авторы изучают представления детей старшего дошкольного возраста о родителях. В настоящее время в научной литературе активно обсуждается феномен современного родительства, в том числе приводится описание специфики отношения родителей к их несовершеннолетним детям, анализируется образ родительства в представлениях современных матерей и отцов. В то же время практически отсутствуют исследования, позволяющие охарактеризовать образ родителя в представлениях детей. Цель статьи - охарактеризовать представления детей старшего дошкольного возраста о родителях. Методологию исследования составляют научные идеи А. Адлера, М.О. Ермихиной о значимости изучения представлений ребенка о родителях как фактора формирования его отношения к себе, взаимоотношений с окружающими; системный подход в исследовании семьи (А.Я. Варга); исследования А. Адлера, Дж. Боулби и отечественных ученых Л.И. Божович, Н.В. Вараевой, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Т.В. Леус, В.С. Мухиной относительно влияния образа отца и матери, сложившегося в представлениях ребенка, на характер его взаимоотношений с окружающими людьми и социальное функционирование в течение всей жизни. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в полных семьях. В качестве основного метода исследования выступил контент-анализ текстовой информации, полученной посредством проведения ассоциативного эксперимента. Для выявления неосознаваемого, автоматизированного уровня репрезентации детьми старшего дошкольного возраста образа отца и матери, а также особенностей взаимоотношений с родителями применялась методика «Незавершенные предложения». Результаты. Описаны результаты исследования представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях. Установлено, что представления детей старшего дошкольного возраста о родителях в целом характеризуются эмоционально положительным отношением к отцу и матери. Ожидания детей от родителей связаны с участием родителей в совместной с ними деятельности (игры, прогулки), а также с проявлением родителями положительных эмоций и чувств. В то же время в ассоциациях детей практически не просматривается опыт взаимодействия с родителями на фоне реализации ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста - игры. Опасения детей, связанные с родителями, характеризуются страхом эмоционального отвержения со стороны родителей. Заключение. На основании описания представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях авторами предложена и обоснована система психолого-педагогической работы с родителями, предполагающая: информирование о влиянии детско-родительских отношений на психическое и личностное развитие ребенка дошкольного возраста; формирование позиции эмоционального принятия по отношению к ребенку; обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком на основе ведущего вида детской деятельности - игры. Основным содержанием указанной работы являются психологическое просвещение, а также индивидуальное и групповое консультирование родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арамачева Людмила Викторовна, Дубовик Евгения Юрьевна, Захарова Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING IDEAS OF SENIOR PRESCHOOLERS ABOUT THEIR PARENTS

Statement of the problem. The authors of this paper study the ideas of children of senior preschool age about their parents. Currently, the phenomenon of modern parenthood is actively discussed in the scientific literature, including the specifics of parents' attitude to their underaged children and the image of parenthood in the representations of modern mothers and fathers. At the same time, there are practically no studies characterizing the image of a parent in the representations of children. The purpose of the article is to characterize the ideas of children of senior preschool age about their parents. The methodology of the research consists of the scientific ideas of A. Adler, M. O. Ermikhina about the importance of studying a child's ideas about parents as a factor in the formation of its attitude to oneself and relationships with others; a systematic approach in the study of the family (A. Ya. Varga); the research of A. Adler, J. Bowlby and Russian scientists L. I. Bozhovich, N. V. Varayeva, L. S. Vygotsky, I. V. Dubrovina, T. V. Leus, and V. S. Mukhina regarding the influence of the image of father and mother formed in child's ideas on the nature of its relationships with people around it and its social functioning throughout life. The study involved children of senior preschool age who are brought up in two-parent families. The main research method was content analysis of textual information obtained through an associative experiment. To identify an unconscious, automated level of representation of the image of father and mother by children of senior preschool age, as well as features of their relationships with parents, the “Incomplete sentences” method was used. Research results. The results of the study of the ideas of senior preschoolers about their parents are described. It is established that the ideas of senior preschool children about their parents are generally characterized by an emotionally positive attitude towards their father and mother. Children's expectations from their parents are associated with participation of parents in joint activities with them (games, walks), as well as with manifestation of positive emotions and feelings by parents. At the same time, in the associations of children, there is practically no experience of interaction with parents against the background of the leading type of activity of a preschool child - games. The fears of children associated with their parents are characterized by the fear of emotional rejection by parents. Conclusion. Based on the presented description of the ideas of senior preschool children about their parents, the authors of this article propose and justify a system of psychological and pedagogical work with parents, which involves: informing them about the influence of child-parent relations on the mental and personal development of a preschool child; forming their position of emotional acceptance in relation to a child; teaching them effective ways of interacting with a child based on the leading type of children's activity - games. The main content of this work is psychological education, as well as individual and group counseling of parents.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДИТЕЛЯХ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292

УДК 159.9

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДИТЕЛЯХ1

Л.В. Арамачева (Красноярск, Россия) Е.Ю. Дубовик (Красноярск, Россия) А.А. Захарова (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Авторы изучают представления детей старшего дошкольного возраста о родителях. В настоящее время в научной литературе активно обсуждается феномен современного родительства, в том числе приводится описание специфики отношения родителей к их несовершеннолетним детям, анализируется образ родительства в представлениях современных матерей и отцов. В то же время практически отсутствуют исследования, позволяющие охарактеризовать образ родителя в представлениях детей. Цель статьи - охарактеризовать представления детей старшего дошкольного возраста о родителях.

Методологию исследования составляют научные идеи А. Адлера, М.О. Ермихиной о значимости изучения представлений ребенка о родителях как фактора формирования его отношения к себе, взаимоотношений с окружающими; системный подход в исследовании семьи (А.Я. Варга); исследования А. Адлера, Дж. Боулби и отечественных ученых Л.И. Божович, Н.В. Вараевой, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Т.В. Леус, В.С. Мухиной g относительно влияния образа отца и матери, сложившегося в представлениях ребенка, на характер его вза- © имоотношений с окружающими людьми и социальное функционирование в течение всей жизни. В исследо- н вании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в полных семьях. В качестве ^ основного метода исследования выступил контент-анализ текстовой информации, полученной посредством д проведения ассоциативного эксперимента. Для выявления неосознаваемого, автоматизированного уровня д репрезентации детьми старшего дошкольного возраста образа отца и матери, а также особенностей взаимо- ^ g отношений с родителями применялась методика «Незавершенные предложения». ^

Результаты. Описаны результаты исследования представлений детей старшего дошкольного возраста щ Н о родителях. Установлено, что представления детей старшего дошкольного возраста о родителях в целом ха- ® н рактеризуются эмоционально положительным отношением к отцу и матери. Ожидания детей от родителей Ш § связаны с участием родителей в совместной с ними деятельности (игры, прогулки), а также с проявлением ро- и ^ дителями положительных эмоций и чувств. В то же время в ассоциациях детей практически не просматрива- 53 § ется опыт взаимодействия с родителями на фоне реализации ведущего вида деятельности ребенка дошколь- Ejt щ ного возраста - игры. Опасения детей, связанные с родителями, характеризуются страхом эмоционального и ^ отвержения со стороны родителей. 2 S

Заключение. На основании описания представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях О § авторами предложена и обоснована система психолого-педагогической работы с родителями, предполага- О ющая: информирование о влиянии детско-родительских отношений на психическое и личностное развитие ^ ¡г1

5 fa

ребенка дошкольного возраста; формирование позиции эмоционального принятия по отношению к ребенку; обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком на основе ведущего вида детской деятель- О ^ ности - игры. Основным содержанием указанной работы являются психологическое просвещение, а также ® индивидуальное и групповое консультирование родителей. ^

Ключевые слова: представление детей старшего дошкольного возраста о родителях, дети старше- ^ И го дошкольного возраста, психолого-педагогическая работа.

S

к

Арамачева Людмила Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: ludvik_76@mail.ru

Дубовик Евгения Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: duevur2015@mail.ru Захарова Алина Александровна - обучающийся института психолого-педагогического образования, КГПУ ^Н им. В.П. Астафьева

Статья подготовлена с использованием средств гранта Красноярского краевого фонда науки № 2020020505906 «Разработка и апробация типологической модели потребностей и затруднений современных родителей».

и

w

PQ

Постановка проблемы. Представления об отношениях с отцом, матерью и другими близкими взрослыми выполняют регулирующую функцию в развитии взаимоотношений ребенка с окружающими. Опыт отношений с матерью, отцом, характер этих отношений формируют у ребенка определенный образ родителей. В дальнейшем сложившиеся образы матери и отца начинают определять специфику детско-родительских отношений.

Анализ научной литературы позволяет констатировать: в настоящее время имеется дефицит научных работ относительно представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях, что актуализирует необходимость настоящего исследования.

Цель статьи - описать представления детей старшего дошкольного возраста о родителях и обосновать необходимость психолого-педагогического сопровождения современных родителей.

Методология. В основу исследования положены: системный подход в исследовании семьи (А.Я. Варга); идеи А. Адлера, М.О. Ермихиной о значимости изучения представлений ребенка о родителях как фактора формирования его отношения к себе, взаимоотношений с окружающими; исследования А. Адлера, Дж. Боулби, отечественных авторов Л.И. Божович, Н.В. Варае-вой, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Т.В. Леус, В.С. Мухиной относительно влияния образа отца и матери в представлениях ребенка на характер его взаимоотношений с людьми и социальное функционирование в течение всей жизни.

Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации г. Красноярска. Выборку составили дети старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в полных семьях, в количестве 30 человек. В исследовании использовался контент-анализ текстовой информации, полученной методом ассоциативного эксперимента. Применялась психодиагностическая методика «Незавершенные предложения» (с целью выявления неосознаваемого, автоматизированного уровня репрезентации детьми старшего дошкольного возраста

образа отца и матери, а также особенностей взаимоотношений с родителями).

В качестве стимульных для испытуемых выступили фразы, предполагающие следующую направленность ответов: представления о родителях (образ отца и образ матери); особенности взаимоотношений с родителями: взаимодействие с родителями; отношение к родителям; ожидания от родителей; опасения, связанные с родителями. Обработка результатов проводилась при помощи контент-анализа и метода семантической универсалии.

Обзор литературы. В настоящее время в психологических исследованиях отмечается возрастание интереса к проблеме детско-родительских отношений. Указанную закономерность подчеркивают работы [Абульханова-Славская, Иваницкий, Мудрик, 2000] и других исследователей (Овчарова, 2003, Smith, 2010; Kaplan E.A., 2013;Варга, 2017, Mayuri, Divya, Kiran, 2017, Feinberg, Hostetler, 2018 и др.).

Учеными Дж. Боулби [Боулби, 2006], М. Эйнсворт доказано, что необходимым условием полноценного развития ребенка является значимый взрослый - родитель.

По мнению Е.О. Смирновой, А.С. Спиваков-ской, Р.В. Овчаровой, А.Я. Варга и др., в старшем дошкольном возрасте начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и с родителями), те базовые установки, которые будут способствовать успешности, эффективности стиля общения, полноте личностной самореализации в социальной среде.

Следует отметить, что дошкольный возраст -период, когда дети приобретают представления о семейных ролях, которыми наделены их родители [Семья..., 2018]. Современные условия создают подвижные, вариативные детско-родительские отношения, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим ребенком, его субъективной позицией.

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматривать-

ся как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [Арамачева, 2020; Сафонова и др., 2019]. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

- характер эмоциональной связи: со стороны родителя - эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка -привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

- мотивы воспитания и родительства;

- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

- удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

- стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

- степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Интегративные показатели детско-роди-тельских отношений:

- родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

- тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

- образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке - ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений [Варга, 1996, с. 23].

При изучении механизмов функционирования семьи большую роль играет изучение конструктов, которые регулируют поведение членов семьи. К одному из таких конструктов относятся представления. Представления, согласно С. Мо-сковичи, это процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений окружающего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств [Московичи, 1995].

С опорой на сформировавшиеся представления человек выстраивает свое поведение, отношение к разным сторонам жизни; они являются основой формирования ценностей, задают направление мотивации [Ермихина, 2002].

Поскольку первичной социальной средой человека является семья, представления о семье, о родителях и детях, о взаимоотношениях между ними формируются под воздействием воспитания одними из первых и определяют впоследствии его семейную жизнь.

С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. «Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей». Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее до-

< И

а

с

и'

к

м н К

и ^

д и 8

0

1

к

м 00 н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

И

ступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания [Адлер, 1998].

Родители, как правило, являются для человека значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется человеком в собственной семье:

- «какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»;

- «между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость - супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях».

М.О. Ермихина выделяет три группы факторов, влияющих на становление у человека системы ценностей и представлений о различных сторонах жизни, в том числе и семейной.

1. Социальная микросреда семьи, где происходит приобщение ребенка к социальным ценностям и ролям, усваиваются и формируются различные представления.

2. Внутрисемейная и внесемейная деятельность, где происходит приобщение к будущей жизнедеятельности.

3. Семейное воспитание, представляющее собой некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Представления ребенка о родителях складываются прежде всего из образов отца и матери [Калина, 2008].

Образ отца и матери - универсальный феномен человеческой жизни. Однако само понятие значительно меняется как с течением времени, так и в зависимости от социальных групп или субъектов, выражающих те или иные взгляды. В психологической науке в качестве объекта исследования образ матери рассматривался чаще, чем образ отца. Однако в последние десятилетия в системе отцовско-материнских представлений резко возрос интерес исследователей к отцовскому образу [Боулби, 2006].

Рассмотрим психологические концепции, характеризующие образы отца и матери.

Концепция А. Адлера содержит идеи, позволяющие яснее представить значимость образа матери и отца в развитии личности ребенка. Отношение матери к ребенку имеет ключевое значение для формирования чувства социальной общности и социальной идентичности. Помимо безусловного эмоционального его принятия, мать своим образцом нежности и заботы о детях, муже, людях вне семейного круга демонстрирует модель поведения, побуждаемого социальным интересом. Мать учит ребенка любви и заботе о других людях, поощряет его к формированию товарищеских, дружеских интересов за пределами семьи. Функция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности, необходимой ребенку для преодоления комплекса неполноценности. Отец ставит задачи, дает образцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей [Адлер, 1998].

Дж. Боулби, основоположник теории привязанности в психологии, утверждал, что у ребенка возникает чувство привязанности к матери, которая устанавливает теплые, прочные и любящие отношения с ним. Дж. Боулби отмечал также важным для матери необходимость обеспечить ребенку чувство защищенности. В этом случае ребенок впоследствии способен устанавливать вторичные привязанности с другими людьми. Мать, по мнению автора, - это человек, который обеспечивает ребенку эмоциональное жизнеобеспечение, ее преданность, тепло, любовь, поддержка приводят к нормальному развитию ребенка [Боулби, 2006].

В отечественной психологии образ матери занимает особое положение в системе образной сферы (Л.И. Божович, Н.В. Вараева, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Т.В. Леус, В.С. Мухина и др.). Являясь основополагающей категорией сознания, образ матери, включаясь в различные совокупности значений, образов, символов общественного сознания, присваивается субъектом, преломляется через его систему ценностей ]

и мировоззрение и, приобретая тот или иной смысл, задает отношение субъекта к реальности. В современных психологических исследованиях проблема изучения образа матери представлена частично и в основном рассматривается через детско-родительские взаимоотношения (В.И. Брутман, Н.Н. Васягина, Ю.Б. Гиппен-рейтер, В.С. Мухина; E.A. Kaplan и др.).

Отечественные авторы А.В. Литвинова и Н.Г. Большакова дают следующее определение образа отца: «восприятие ребенком различий психологических качеств отца, определяющих развитие его будущей личности». О.Г. Калина и В.М. Холмогорова определяют образ отца как важную структуру, которая формируется с рождения, подвергаясь влиянию внутренних (проекции, фантазии) и внешних (общение со значимыми родными, культурные стереотипы и непосредственное взаимодействие с отцом) факторов, а также отражающая физическую, интеллектуальную и эмоциональную составляющие фигуры отца [Калина, 2008].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образы матери и отца формируются под влиянием реальных отношений, складывающихся в семье. Они регулируют содержание и форму отношений с окружающими, побуждая ребенка к определенным поступкам (Л.В. Ара-мачева, Е.Ю. Дубовик).

Образы родителей доминируют в сознании ребенка, во многом определяя характер его взаимоотношений с людьми и социальное функционирование в течение всей жизни, оказывая влияние на психическую стабильность и телесное здоровье [Арамачева и др., 2020; Арамаче-ва, Дубовик, 2018].

Положительные родительские образы -символы родителей помогают стабилизировать психику индивидуума в трудных жизненных ситуациях.

Иначе складывается динамика родительских образов в сознании человека, воспитанного родителями, которые были невротизирова-ны, испытывали страхи, гневались, манипулировали близкими, проявляли лицемерие, безнравственность, беспринципность, а свою незащищенность компенсировали отчужденностью или

тиранией в семье. Такие родители становятся источником страдания для ребенка, даже если и «по-своему» любят его. Отрицательные эмоции от общения с такими родителями становятся причиной создания отрицательных их образов в разуме ребенка [Арамачева, Дубовик, 2018].

Таким образом, представления ребенка о родителях складываются прежде всего из образов отца и матери, а также специфики его взаимоотношений с родителями (в том числе особенностей взаимодействия с родителями, отношения к ним, ожиданий и опасений, связанных с родителями).

Результаты исследования. Контент-анализ текстовой информации, полученной методом ассоциативного эксперимента, состоял из нескольких этапов обобщения: ассоциации отдельных респондентов ранжировались по частоте встречаемости; выделялись «неслучайные» ассоциации, составляющие семантическую универсалию стимула для данной группы; ассоциативные семантические универсалии стимулов анализировались качественно.

Приведем анализ высказываний детей, характеризующих их представления о родителях (табл. 1).

В результате сбора информации было получено 67 ассоциаций, характеризующих образ матери в представлениях детей, и 63 ассоциации, отражающих образ отца. В ходе обработки данных установлено.

1. Образ матери, как и образ отца, в представлениях детей чаще отражает эмоциональное отношение ребенка к родителю (моя мама: добрая (0,21), хорошая (0,14), любимая (0,14); мой папа: самый лучший (0,3), любимый (0,3)), а также наиболее характерные, по мнению ребенка, виды деятельности взрослого (мама: любит готовить (0,14), убирает (0,14), моет пол (0,14); папа: трудится (0,25), работает (0,16)). При этом отец несколько идеализируется ребенком (мой папа: солдат/герой/чемпион (0,2)), что показывает: с одной стороны, дети отмечают особенности поведения отца в реализации им родительской роли (отец-защитник, физически он более сильный, чем мать), с другой - их непо-

< И

я

а

4

с

PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w tr

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

Таблица 1

Анализ высказываний детей, характеризующих их представления о родителях

Table 1

Analysis of children's statements characterizing their ideas about their parents

Вопросы Количество ассоциаций (S67 - о маме; S63 - о папе) Мера «Неслучайные» ассоциации (семантическая универсалия)

Моя мама. 14 0,2 Добрая 3 (0,21) Хорошая 3 (0,21) Любимая 2(0,14) Любит готовить 2(0,14)

Мой папа. 10 0,1 Самый лучший 3 (0,3) Любимый 3 (0,3) Герой (солдат, чемпион) 2 (0,2) Работает 2 (0,2)

По сравнению с другими родителями моя мама... 14 0,2 Лучшая 8 (0,57) Добрая, хорошая 3(0,21) Убирает, моет пол 2(0,14)

По сравнению с другими родителями мой папа. 12 0,1 Добрый, дружный 3 (0,25) Трудится, помогает 3 (0,25) Работает 2 (0,16)

Моя мама любит, когда. 14 0,2 Я/мы послушные 2 (0,14) Помогаю 2 (0,14) Папа дарит цветы, папа дома 2 (0,14) Хорошо себя веду 2 (0,14)

Мой папа любит, когда. 14 0,2 Слушаюсь 3 (0,21) Мою посуду, убираюсь 2 (0,14) Хорошо себя веду 2 (0,14) Когда чисто 2 (0,14)

Думаю, что маме мешает. 13 0,1 Телефон 4(0,3) Папа 2(0,15) Работа 2 (0,15) Я 2 (0,15)

Думаю, что папе мешает. 14 0,2 Работа 3 (0,21) Телевизор, компьютер 3 (0,21) Мама 2 (0,14) Брат (сестра) 2 (0,14)

Моя мама не любит, когда. 12 0,1 Я балуюсь, не слушаюсь 2 (0,16) Грязно 2(0,16) Я плачу 2 (0,16) Папа ругается 2 (0,16)

Мой папа не любит, когда. 13 0,2 Его беспокоят, ему мешают 3 (0,23) Рабочие дни, много работы 2(0,15) Я кричу, я плачу 2 (0,15)

средственное общение с отцом ограничено, возможно, в силу его профессиональной занятости, в связи с чем образ родителя неосознанно «достраивается» ребенком до желаемого, эмоционально привлекательного.

2. Анализ ответов на стимульную фразу: «Думаю, что маме (папе) мешает...» показал, что в числе ассоциаций, составляющих семантическую универсалию, значимые позиции занимают ответы «телефон» (0,3), «телевизор/компьютер» (0,21). Данный факт позволяет констатировать: внимание родителей часто сосредоточено

на ребенке формально: эмоциональное вовле-

чение родителя при этом падает - вместо эм-патии и принятия ребенок получает общение в прерывистой интерактивной форме, что может негативно повлиять на его эмоциональное благополучие в семье.

3. Следует отметить, что образы матери и отца у детей, как правило, не связаны со способами взаимодействия с ними (лишь один испытуемый отметил: «Моя мама (мой папа). играет со мной»).

Проанализируем высказывания респондентов, отражающие особенности их взаимоотношений с родителями (табл. 2-5). ]

Таблица 2

Анализ высказываний детей, отражающих особенности их взаимодействия с родителями

Table 2

Analysis of children's statements reflecting features of their interaction with their parents

Вопросы Количество ассоциаций (S27 - о маме; S27 - о папе) Мера «Неслучайные» ассоциации (семантическая универсалия)

Моя мама и я. 14 0,5 Любим готовить 3 (0,21) Делаем уборку 3 (0,21) Одна семья 2(0,14) Лучшие друзья 2 (0,14)

Мой папа и я. 13 0,4 Гуляем 4 (0,3) Смотрим мультики, 3 (0,23) Играем в компьютер 2 (0,15)

Я люблю, когда мы с мамой... 13 0,4 Обнимаемся 3 (0,23) Играем 3 (0,23) Готовим, наводим порядок 2(0,15) Смотрим кино, слушаем музыку 2 (0,15)

Я люблю, когда мы с папой... 14 0,5 Друзья, дружим 4 (0,28) Играем 3 (0,21) Не ругаемся 2 (0,14) Вместе 2(0,14)

Получено по 27 ассоциаций в ответ на сти-мульные фразы, отражающие особенности взаимодействия ребенка с матерью и отцом.

1. Взаимодействие с матерью в большей мере ассоциируется детьми с ведением домашнего хозяйства: в ответах на стимульную фразу «Мы с мамой...» наибольший удельный вес имеют ассоциации «любим готовить» (0,21), «наводим порядок» (0,21).

2. Взаимодействие с отцом в представлениях детей больше связано с совместны-

ми прогулками (0,3), просмотром мультфильмов (0,23).

3. Можно отметить определенный диссонанс между привычными для детей способами взаимодействия с родителями и теми, которые наиболее привлекательны для ребенка: «Я люблю, когда мы с мамой (папой). играем (0,21)».

Приведем анализ высказываний дошкольников, отражающих их отношение к родителям (табл. 3).

Таблица 3

Анализ высказываний детей, отражающих их отношение к родителям

Table 3

Analysis of children's statements reflecting their attitude to their parents

Вопросы Количество ассоциаций (S47 - о маме; S39 - о папе) Мера «Неслучайные» ассоциации (семантическая универсалия)

1 2 3 4 5 6 7

Мне нравится в маме. 12 0,2 Что она хорошая 3 (0,25) Что она добрая 3 (0,25) Что она ласковая 3 (0,25) Красота 2(0,16)

Мне нравится в папе. 8 0,2 Что он умный 3 (0,37) Что он веселый 3 (0,37) Что он сильный 2 (0,25) -

Я люблю, когда мама. 13 0,2 Готовит, делает мне торт 3 (0,23) Добрая, хорошая 2 (0,15) Играет со мной 2 (0,15) Меня обнимает 2(0,15)

Я люблю, когда папа. 13 0,3 Покупает мне игрушки 3 (0,23) Покупает мне сладости 3 (0,23) Делает подарки 3 (0,23) Не злой 2(0,15)

<

PQ £ a

4

с

PQ

S к

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w

H К

и ^

д

PQ ■К

0

1

к

w

PQ H

и

ft <

и о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Окончание табл. 3

1 2 3 4 5 6 7

Когда я думаю 11 0,2 Я люблю ее Вспоминаю Скучаю Я думаю,

о своей маме, 3 (0,27) о ней 2 (0,18) что она самая

то. 2 (0,18) красивая 2 (0,18)

Когда я думаю 7 0,1 Я его люблю Становлюсь - -

о своем папе, 3 (0,42) послушным

то. 2 (0,28)

Мне не нра- 10 0,2 Когда она кричит, Когда она злая, Когда у нее дела Не купила мне

вится в маме. что ругается 6(0,1) она строгая 2 (0,04) 1 (0,02) игрушку 1 (0,02)

Мне не нра- 11 0,2 Когда кричит, Что он Что он злится Что он не любит

вится в папе. ругается 4(0,1) работает 2 (0,05) 1 (0,02) играть 1 (0,02)

Проанализируем данные, представленные в табл. 3.

1. Наибольшее количество ассоциаций (13) получено на стимульную фразу «Я люблю, когда мама (папа).». При этом если образ матери ассоциируется у ребенка с заботой: «Готовит, делает мне торт» (0,23), эмоциональным отношением: «добрая, хорошая» (0,15), способами совместной деятельности: «Играет со мной» (0,15), то ассоциации по отношению к отцу связаны с получением от него материального выражения любви и внимания: «Покупает мне игрушки» (0,23), «Покупает мне сладости» (0,23), «Делает подарки» (0,23). Полученные данные можно объяснить следующим: чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать материальные «заменители любви». Для ребен-

ка это буквально: я буду уверен, что родители любят меня, если они мне что-то купят.

2. Анализ ассоциаций на стимульную фразу «Мне не нравится в маме (папе).» показал, что наиболее популярным ответом является «.когда она (он) кричит, ругается» (0,23).

3. В целом, анализируя ответы детей на сти-мульные фразы, можно сделать вывод о положительном эмоциональном отношении к родителям: «Когда я думаю о своей маме (папе), то. люблю ее (его)» (0,42); «Мне нравится в маме. что она „хорошая" (0,25), „добрая" (0,25); «Мне нравится в папе. что он „умный" (0,37), „веселый"» (0,37).

Приведем данные анализа, отражающего ожидания детей, связанные с родителями (табл. 4).

Вопросы Количество ассоциаций Мера «Неслучайные» ассоциации (семантическая универсалия)

(S32 - о маме;

S35 - о папе)

1 2 3 4

Я был бы 11 0,3 Играла со мной Любила меня Давала телефон Не ругалась

рад, если бы 3 (0,26) 2 (0,18) 2 (0,18) 2 (0,18)

мама.

Я был бы 11 0,3 Играл со мной Купил мне Не злился Гулял со мной

рад, если бы 3 (0,26) игрушку 2 (0,18) 2 (0,18)

папа. (телефон) 2 (0,18)

Таблица 4

Анализ высказываний детей, отражающих их ожидания, связанные с родителями

Table 4

Analysis of children's statements reflecting their expectations related to their parents

Окончание табл. 4

1 2 3 4 5 6 7

Я хочу, чтобы мама перестала. 11 0,3 Ругаться, кричать 5 (0,45) Разговаривать по телефону 2 (0,18) Убираться 2 (0,18) Работать 2 (0,18)

Я хочу, чтобы папа перестал... 12 0,3 Работать 5 (0,41) Ругаться 4 (0,44) Сидеть за компьютером 2 (0,22)

Мне бы хотелось, чтобы мама. 10 0,3 Не ругалась 3 (0,3) Играла со мной 3 (0,3) Давала телефон 3 (0,3)

Мне бы хотелось, чтобы папа... 12 0,3 Был добрым 4 (0,33) Гулял со мной 3 (0,25) Играл со мной 2(0,16) Любил маму 2(0,16)

Результаты показали.

1. При анализе ассоциаций, отражающих ожидания детей от родителей, установлено, что наибольший удельный вес имеют ассоциации, связанные с участием родителей в совместной деятельности (игры, прогулки): «Я был бы рад, если мама. играла со мной» (0,23); Мне бы хотелось, чтобы папа. играл со мной (0,3); гулял со мной (0,25).

2. Следует отметить также потребность детей в проявлении родителями положительных эмоций и чувств по отношению к ним: «Мне бы хотелось, чтобы мама. не ругалась» (0,3); «Мне бы хотелось, чтобы папа. был добрым» (0,33); «Я был бы рад, если бы папа. не злился» (0,18).

Охарактеризуем высказывания детей, отражающих их опасения, связанные с родителями (табл. 5).

Таблица 5

Анализ высказываний детей, отражающих их опасения, связанные с родителями

Table 5

Analysis of children's statements reflecting their fears related to their parents

Вопросы Количество ассоциаций (S27 - о маме; (S17 - о папе) Мера «Неслучайные» ассоциации (семантическая универсалия)

Я не хочу, чтобы мама. 11 0,4 Ругалась 3 (0,27) Ходила без меня гулять 2 (0,18) Плакала 2 (0,18) Ходила на работу 2 (0,18)

Я не хочу, чтобы папа. 9 0,5 Ездил на работу 3 (0,33) Был сердитым 2 (0,22) Ругался 2 (0,22) -

Я боюсь, что мама. 9 0,3 Будет плакать (будет грустной) 3 (0,33) Пойдет без меня гулять 2 (0,22) Меня не обнимет 2 (0,22) Будет больше работать 2 (0,22)

Я боюсь, что папа. 8 0,4 Будет всегда работать 2 (0,25) Не хочет со мной играть 2 (0,25) Меня не любит 2 (0,25) Потеряется 2 (0,25)

Я злюсь, когда мама. 10 0,3 Ругается 3 (0,3) Не дает планшет (телефон) 3 (0,3) Ругается с папой 2 (0,2) Не хочет со мной играть 2 (0,2)

Я злюсь, когда папа. 7 0,4 Не обращает на меня внимания 3 (0,2) Не хочет со мной играть 2 (0,1) Неправильно играет 2 (0,05)

<

PQ £ a

4

с

PQ

S к

EÜ W H К

и ^

д

PQ ■К

о

ü к

w

PQ H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

ft <

и о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Получено 27 ассоциаций, связанных с образом матери, и 17 - с образом отца.

1. Характер высказываний детей позволяет отметить, что в большей мере опасения детей связаны с эмоциональным отвержением со стороны родителей: «Я не хочу, чтобы мама. ругалась» (0,27); «Я не хочу, чтобы папа. был сердитым (0,22), ругался (0,22)»; «Я боюсь, что мама. меня не обнимет» (0,22); «Я боюсь, что папа. меня не любит (0,25); Я злюсь, когда папа. не обращает на меня внимания (0,2).

2. Вызывает тревогу у детей также постоянная трудовая занятость родителей: «Я боюсь, что мама. будет больше работать» (0,22; «Я боюсь, что папа. будет всегда работать» (0,25). Именно так родители чаще всего объясняют ребенку нехватку времени на общение с ним.

1. Резюмируя полученные результаты, констатируем:

- представления детей старшего дошкольного возраста о родителях (образ отца и образ матери) связаны с их эмоционально положительным отношением к взрослым: отец и мать характеризуются как: «добрые», «лучшие», «любимые»;

- образ матери чаще ассоциируется с выполнением хозяйственно-бытовых функций («готовит», «убирает», «моет пол»), отец воспринимается как «герой», «чемпион», что может быть связано с дефицитом общения с ним и неосознанным стремлением идеализировать его;

- в ассоциациях детей практически не просматривается опыт взаимодействия с родителями на фоне реализации ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста - игры.

2. Характеризуя особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с родителями, отмечаем:

- наиболее привычными для детей вариантами взаимодействия с родителями являются: участие в ведении домашнего хозяйства - с матерью (вместе готовим, делаем уборку); прогулки, просмотр телепередач - с отцом. При этом наиболее привлекательным видом совместной деятельности для ребенка является игра: «люблю, когда мы с мамой (папой). играем»;

- отношение к родителям в целом эмоционально положительное «Когда я думаю о сво-

ей маме (папе), то. люблю ее (его)». При этом если образ матери ассоциируется у ребенка с заботой: «готовит, делает мне торт», эмоциональной оценкой: «добрая, хорошая», то ассоциации, связанные с отцом, ориентированы на получение от него материального выражения любви и внимания: «Покупает мне игрушки, сладости, подарки», что можно объяснить стремлением детей получать материальные «заменители любви» из-за имеющегося дефицита общения с родителем;

- ожидания детей от родителей связаны с участием родителей в совместной деятельности (игры, прогулки), а также с проявлением родителями положительных эмоций и чувств по отношению к ним: «Мне бы хотелось, чтобы мама (папа). не ругались; были добрыми», что показывает острую потребность детей в любви и принятии со стороны родителей;

- Опасения детей, связанные с родителями, характеризуются страхом эмоционального отвержения со стороны родителей: «Я не хочу, чтобы мама (папа). ругались; сердились»; «Я боюсь, что мама. меня не обнимет; что папа. меня не любит». Вызывает тревогу у детей также постоянная трудовая занятость родителей: «Я боюсь, что мама (папа). будет больше работать; будет всегда работать».

Заключение. Проведенное исследование показывает необходимость психолого-педагогического сопровождения современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. При этом задачами работы с родителями будут.

1. Информирование о влиянии детско-родительских отношений на психическое и личностное развитие ребенка дошкольного возраста.

2. Формирование позиции эмоционального принятия по отношению к ребенку.

3. Обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком на основе ведущего вида детской деятельности - игры.

Полученные эмпирические данные могут быть также использованы при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов помогающих профессий, профессиональная деятельность которых связана с сопровождением семьи и семейных отношений.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А., Иваницкий А.М., Мудрик А.В. Проблемы комплексного изучения человека, психологии и педагогики в грантах РГНФ // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. № 2. С. 43-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41316267

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-н/Д, 1998. 448 с.

3. Арамачева Л.В., Бадрутдинова Е.Р., Груздева О.В. Исследование особенностей материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 4 (54). С. 108-117.

4. Арамачева Л.В., Шаронова А.И. К вопросу об исследовании феномена современного родитель-ства // Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия в процессе психолого-педагогической деятельности: сб. ст. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 45-52.

5. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Образ родительства в контексте представлений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Мир науки: интернет-журнал. 2018. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN418.pdf

6. Арамачева Л.В. Психология семьи и семейное консультирование: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. 164 с.

7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2006. 238 с. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=20087898

PQ

8. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Самара, 1996. 44 с. g

9. Ермихина М.О. Родительство как надындивидуальное целое // Социально-психологические ^

проблемы формирования личности в образовательном процессе: матер. межрег. науч.-практ. о

<J

конф.: в 3 ч. Шадринск, 2002. Ч. II: Актуальные проблемы развития личности на разных возраст- ^ ных этапах. 397 с. W

10. Калина О.Г. Психологические последствия недостаточной представленности эмоционально- О ÜÜ

о ^

позитивной мужской функции в семье и в образовательном пространстве // Психологическая § н

наука и образование. 2008. Т. 13, № 4. С. 82-90. и g

" / / " ® с}

11. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. н

1995. Т. 16, № 2. С. 3-14.

12. Сафонова М.В., Ковалевский В.А., Бочарова Ю.Ю., Новопашина Л.А. Современное родительство: ®

О ^

психосемантический анализ // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 129-140. о О DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-149 О §

13. Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста: кол. монография / Q W

n F

О.М. Вербианова, О.В. Груздева, Е.Ю. Дубовик, Е.В. Котова, Г.Г. Дулинец, В.А. Ковалевский, ръ К

ьч i—i

Ж.Г. Василькова, Л.В. Арамачева / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. О Р

д н

14. Kaplan E.A. Motherhood and representation: The mother in popular culture and melodrama. Rout- ^ ledge, 2013. 268 p. g g

15. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // International Journal of Science and Research (IJSR). 2017. Is. 8, vol. 6. P. 978-982. URL: https://www.researchgate. net/publication/324522257_Parenting_Styles_as_Perceived_ by_Parents_and_Children

[ 87 ]

s к

H

и

Ш

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292

STUDYING IDEAS OF SENIOR PRESCHOOLERS ABOUT THEIR PARENTS

L.V. Aramacheva (Krasnoyarsk, Russia) E.Yu. Dubovik (Krasnoyarsk, Russia) A.A. Zakharova (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The authors of this paper study the ideas of children of senior preschool age about their parents. Currently, the phenomenon of modern parenthood is actively discussed in the scientific literature, including the specifics of parents' attitude to their underaged children and the image of parenthood in the representations of modern mothers and fathers. At the same time, there are practically no studies characterizing the image of a parent in the representations of children.

The purpose of the article is to characterize the ideas of children of senior preschool age about their parents.

The methodology of the research consists of the scientific ideas of A. Adler, M. O. Ermikhina about the importance of studying a child's ideas about parents as a factor in the formation of its attitude to oneself and relationships with others; a systematic approach in the study of the family (A. Ya. Varga); the research of A. Adler, J. Bowlby and Russian scientists L. I. Bozhovich, N. V. Varayeva, L. S. Vygotsky, I. V. Dubrovina, T. V. Leus, and V. S. Mukhina regarding the influence of the image of father and mother formed in child's ideas on the nature of its relationships with people around it and its social functioning throughout life. The study involved children of senior preschool age who are brought up in two-parent families. The main research method was content analysis of textual information obtained through an associative experiment. To identify an unconscious, automated level of representation of the image of father and mother by children of senior preschool age, as well as features of their relationships with parents, the "Incomplete sentences" method was used.

Research results. The results of the study of the ideas of senior preschoolers about their parents are described. It is established that the ideas of senior preschool children about their parents are generally characterized by an emotionally positive attitude towards their father and mother. Children's expectations from their parents are associated with participation of parents in joint activities with them (games, walks), as well as with manifestation of positive emotions and feelings by parents. At the same time, in the associations of children, there is practically no experience of interaction with parents against the background of the leading type of activity of a preschool child - games. The fears of children associated with their parents are characterized by the fear of emotional rejection by parents.

Conclusion. Based on the presented description of the ideas of senior preschool children about their parents, the authors of this article propose and justify a system of psychological and pedagogical work with parents, which involves: informing them about the influence of child-parent relations on the mental and personal development of a preschool child; forming their position of emotional acceptance in relation to a child; teaching them effective ways of interacting with a child based on the leading type of children's activity - games. The main content of this work is psychological education, as well as individual and group counseling of parents.

Keywords: ideas of senior preschool children about their parents, senior preschool children, psychological and pedagogical work.

Aramacheva Ludmila V. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Childhood, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk); e-mail: ludvik_76@mail.ru

Dubovik Evgenia Yu. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk); e-mail: duevur2015@mail.ru Zakharova Alina A. - BA Candidate, Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk); e-mail: zaharovaalink0@yandex.ru

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A., Ivanitsky A.M., Mudrik A.V. Problems of complex study of man, psychology and pedagogy in grants of the Russian National Science Foundation // Vestnik Rossiyskogo gu-manitarnogo nauchnogo fonda (Bulletin of the Russian Humanitarian Scientific Foundation). 2000. No. 2. P. 43-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41316267

2. Adler A. Education of children. Interaction of the sexes. Rostov-on-Don, 1998. 448 p.

3. Aramacheva L.V., Badrutdinova E.R., Gruzdeva O.V. Investigation of the features of maternal attitude to children of primary school age with severe speech disorders // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2020. No. 4 (54). P. 108-117.

4. Aramacheva L.V., Sharonova A.I. On the issue of the study of the phenomenon of modern parenthood. In: Psychology and Pedagogy of Childhood: Vectors of Interaction in the Process of Psychological and Pedagogical Activity. Collection of articles. Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 2020. P. 45-52.

5. Aramacheva L.V., Dubovik E.Yu. The image of parenthood in the context of the ideas of modern parents raising preschool children // Internet-zhurnal "Mir nauki" (Online magazine "World of Science"). 2018. No. 4. https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN418.pdf

6. Aramacheva L.V. Family psychology and family counseling: a textbook; Krasnoyarsk State Pedagogical

University named after V.P. Astafiev. Krasnoyarsk, 2020. 164 p. <;

PQ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bowlby J. Creation and breaking of emotional attachment. Moscow: Gardariki, 2006. 238 p. W

H

8. Varga A.Ya. Systemic family psychotherapy. Samara, 1996. 44 p. 5

9. Ermikhina M.O. Parenting as a supra-individual unity. In: Proceedings of the interregional scientific o

<J

and practical conference "Socio-psychological problems of personality formation in the education- gal process". In 3 parts. Part 2: Topical problems of personality development at different age stages. W Shadrinsk, 2002. 397 p.

Q <J

10. Kalina O.G. Psychological consequences of insufficient representation of an emotionally positive W h

HH W

male function in the family and in the educational space // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie pq g (Psychological Science and Education). 2008. Vol. 13, No. 4. P. 82-90. H ^

11. Moskovichi S. Social representations: a historical view // Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological 53 §

Journal). 1995. Vol. 16, No. 2. P. 3-14. >f №

O ^

12. Safonova M.V., Kovalevsky V.A., Bocharova Yu.Yu., Novopashina L.A. Modern parenting: psychoseman- o O

i—i

tic analysis // Vestnik KGPU

im. V.P. Astafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University o g named after V.P. Astafiev). 2019. No. 3 (49). P. 129-140. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-149

s^ I—i

13. The family as a factor in the development of the personality of a preschool child: col. monograph / O O O.M. Verbianova, O.V. Gruzdeva, E.Yu. Dubovik, E.V. Kotova, G.G. Dulinets, V.A. Kovalevsky, ^ ^ Zh.G. Vasilkova, L.V. Aramacheva / Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. As- f-3

tafiev. Krasnoyarsk, 2018.

14. Kaplan E.A. Motherhood and representation: The mother in popular culture and melodrama. Rout-ledge, 2013. 268 p.

15. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // International Journal of Science and Research (IJSR). 2017. Is. 8, vol. 6. P. 978-982. URL: https://www.researchgate. net/publication/324522257_Parenting_Styles_as_Perceived_ by_Parents_and_Children ^H

s к

и

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.