Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1080
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА "АЗБУКА ЭМОЦИЙ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филиппова Оксана Геннадьевна, Терещенко Марина Николаевна, Батенова Юлия Валерьевна, Прохорова Анастасия Александровна

В современном обществе приоритет отдается познавательному развитию детей и, как правило, не происходит практической реализации целенаправленной работы в сфере эмоционального развития дошкольников. Следовательно, нарушается целостное, гармоничное развитие личности. Очевидно, что в современной социально-культурной обстановке требуется целенаправленный подход к эмоциональному развитию подрастающего поколения. В современном информационном обществе лучше адаптируется такая личность, которая умеет эффективно коммуницировать, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения в мире. Развитие эмоционального интеллекта - важный этап социализации ребенка в общем процессе усвоения опыта социальных отношений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет приоритетность сохранения и укрепления физического и психического благополучия детей, в том числе их эмоционального интеллекта. Стоит отметить, что дошкольный возраст - это сенситивный период для эмоционального развития. Именно на данном возрастном этапе наиболее важным является проведение целенаправленной и своевременной работы с дошкольниками. Цель данной статьи теоретически обосновать, раскрыть содержание и методическое обеспечение реализации психолого-педагогической программы «Азбука эмоций», которая направлена на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, а также представить результаты её внедрения в практику ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филиппова Оксана Геннадьевна, Терещенко Марина Николаевна, Батенова Юлия Валерьевна, Прохорова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRESCHOOL CHILDREN

In modern society, priority is given to the cognitive development of children and, as a rule, there is no practical implementation of purposeful work in the field of emotional development of preschoolers. Consequently, the holistic, harmonious development of the individual is disrupted. It is obvious that in the modern socio-cultural environment, a purposeful approach to the emotional development of the younger generation is required. In the modern information society, a person who is able to communicate effectively, objectively perceive information and respond to all changes in the world is better adapted. The development of emotional intelligence is an important stage of the child's socialization in the overall process of learning the experience of social relations. The Federal State Educational Standard for Preschool Education (FSES DO) defines the priority of preserving and strengthening the physical and mental well-being of children, including their emotional intelligence. It is worth noting that preschool age is a sensitive period for emotional development. It is at this age stage that the most important thing is to conduct purposeful and timely work with preschoolers. The purpose of this article is to theoretically substantiate, reveal the content and methodological support for the implementation of the psychological and pedagogical program “ABC of Emotions”, which is aimed at the development of emotional intelligence in older preschool children, as well as to present the results of its implementation in the practice of pre-school education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

VTTk" 1 SO О 07? /—\ !T\f<S C.2021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

•У ДЛ. Ljy.y.Vf /Z |(сс) кУ<$) |tEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0085 iMmtw (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 3244-8863 AuthorlD: 579596 ResearcherlD: AAD-5388-2019 ORCID: 0000-0002-6691-5778 ScopusID: 57210164762

ФИЛИППОВА Оксана Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

и психологии детства ЮУрГГПУ

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: mishanovaog@cspu.ru)

SPIN: 8434-8140 AuthorlD: 825360 ORCID: 0000-0003-1998-0793

ТЕРЕЩЕНКО Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

и психологии детства ЮУрГГПУ Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: tereshenkomn@mail.ru)

SPIN: 8427-4907 AuthorlD: 270042 ResearcherlD: B-2133-2019 ORCID: 0000-0002-1792-2736 ScopusID: 57207686816

БАТЕНОВА Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики

и психологии детства ЮУрГГПУ

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: batenovauv@cspu.ru)

SPIN: 4320-8255

ORCID: 0000-0001-6404-6997

ПРОХОРОВА Анастасия Александровна, ассистент кафедры педагогики и психологии детства ЮУрГГПУ Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: prokhorovaaa@cspu.ru) Аннотация. В современном обществе приоритет отдается познавательному развитию детей и, как правило, не происходит практической реализации целенаправленной работы в сфере эмоционального развития дошкольников. Следовательно, нарушается целостное, гармоничное развитие личности. Очевидно, что в современной социально-культурной обстановке требуется целенаправленный подход к эмоциональному развитию подрастающего поколения. В современном информационном обществе лучше адаптируется такая личность, которая умеет эффективно коммуницировать, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения в мире. Развитие эмоционального интеллекта - важный этап социализации ребенка в общем процессе усвоения опыта социальных отношений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет приоритетность сохранения и укрепления физического и психического благополучия детей, в том числе их эмоционального интеллекта. Стоит отметить, что дошкольный возраст - это сенситивный период для эмоционального развития. Именно на данном возрастном этапе наиболее важным является проведение целенаправленной и своевременной работы с дошкольниками. Цель данной статьи теоретически обосновать, раскрыть содержание и методическое обеспечение реализации психолого-педагогической программы «Азбука эмоций», которая направлена на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, а также представить результаты её внедрения в практику ДОО.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психолого-педагогические условия, индивидуальные различия, личностная идентичность, эмоциональный опыт, эмоциональная компетентность, оптимизация развития эмоционального интеллекта, негативные эмоциональные состояния, эмоциональное благополучие, психолого-педагогическая программа «Азбука эмоций».

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRESCHOOL CHILDREN

© The Author(s) 2021

FILIPPOVA Oksana Gennadievna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of pedagogy and

psychology of childhood YUUrGGPU

South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail mishanovaog@cspu.ru) TERESHCHENKO Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department

of pedagogy and psychology of childhood YUUrGGPU South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail tereshenkomn@mail.ru) BATENOVA Yulia Valerievna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of

pedagogy and psychology of childhood YUUrGGPU South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail batenovauv@cspu.ru) PROKHOROVA Anastasia Aleksandrovna, assistant of the department of pedagogy and psychology of childhood, YUUrGGPU South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mailprokhorovaaa@cspu.ru) Abstract. In modern society, priority is given to the cognitive development of children and, as a rule, there is no practical implementation of purposeful work in the field of emotional development of preschoolers. Consequently, the holistic, har-370 OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ФИЛИППОВА Оксана Геннадьевна и другие РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА...

monious development of the individual is disrupted. It is obvious that in the modern socio-cultural environment, a purposeful approach to the emotional development of the younger generation is required. In the modern information society, a person who is able to communicate effectively, objectively perceive information and respond to all changes in the world is better adapted. The development of emotional intelligence is an important stage of the child's socialization in the overall process of learning the experience of social relations. The Federal State Educational Standard for Preschool Education (FSES DO) defines the priority of preserving and strengthening the physical and mental well-being of children, including their emotional intelligence. It is worth noting that preschool age is a sensitive period for emotional development. It is at this age stage that the most important thing is to conduct purposeful and timely work with preschoolers. The purpose of this article is to theoretically substantiate, reveal the content and methodological support for the implementation of the psychological and pedagogical program "ABC of Emotions", which is aimed at the development of emotional intelligence in older preschool children, as well as to present the results of its implementation in the practice of pre-school education.

Keywords: emotional intelligence, psychological and pedagogical conditions, individual differences, personal identity, emotional experience, emotional competence, optimization of emotional intelligence development, negative emotional states, emotional well-being, psychological and pedagogical program "ABC of emotions".

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном обществе приоритет отдается познавательному развитию детей и, как правило, не происходит практической реализации целенаправленной работы в сфере эмоционального развития дошкольников. Следовательно, нарушается целостное, гармоничное развитие личности. Очевидно, что в современной социально-культурной обстановке требуется целенаправленный подход к эмоциональному развитию подрастающего поколения. Проведенное исследование направлено на поиск решения проблемы дошкольного образования.

В современном информационном обществе лучше адаптируется такая личность, которая умеет эффективно коммуницировать, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения в мире. Развитие эмоционального интеллекта - важный этап социализации ребенка в общем процессе усвоения опыта социальных отношений.

Кроме того, необходимость научного рассмотрения проблемы развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста обозначается следующими проблемами:

- недостаточная теоретико-методологическая проработка проблемы;

- недостаточная практическая реализация в работе педагогов дошкольных образовательных организаций;

- недостаточная разработка психолого-педагогических условий по оптимизации развития эмоционального интеллекта у дошкольников старшего возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет приоритетность сохранения и укрепления физического и психического благополучия детей, в том числе их эмоционального интеллекта. Это можно увидеть в разделе ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие», где отмечена необходимость развивать у детей социальный и эмоциональный интеллект (эмоциональную отзывчивость, эмпатию, готовность к коллективной деятельности) [1].

Образовательная деятельность в сфере дошкольного образования, регламентированная в Профессиональном стандарте педагога [2], как одно из необходимых трудовых действий, знаний и умений предполагает проектирование педагогом ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка.

Стоит отметить, что дошкольный возраст - это сенситивный период для эмоционального развития. Именно на данном возрастном этапе наиболее важным является проведение целенаправленной и своевременной работы с дошкольниками.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Итак, что такое эмоциональный интеллект, как он влияет на формирова-

ние личности дошкольника и почему возникает потребность в эмоциональном развитии с учетом индивидуальных различий и личностной идентичности?

Проблема развития эмоционального интеллекта (человека в целом, и дошкольника, в частности) находит отражение в трудах зарубежных ученых: Дж. Мейера, Д. Карузо, Д. Гоулмана, Д. Слайтера, Р. Стернберга, Дж. Блока, Г. Орме, П. Сэловей.

В отечественной психологической науке понятие «эмоциональный интеллект» первой применила Г.Г. Гарскова. В современной отечественной психологии проблему развития эмоционального интеллекта рассматривают: Андреева И.Н., Ветрова И.И., Гарскова Г.Г., Ерохина Е.В., Ильин Е.П., Люсин Д.В., Манойлова М.А., Сергиенко Е.А., Сидоренко Е.В., Ушаков Д.В.

И.Н. Андреева, представив «эволюцию представлений об эмоциональном интеллекте», определила «эмоциональный интеллект - как совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями» [3].

Проблему организации специальных психолого-педагогических условий для оптимизации развития эмоционального интеллекта у дошкольников исследовали: Н.С. Волошина, Ю.Б. Гиппенрейтер [4], Л.М. Новикова, М.А. Нгуен [5], О.А. Путилова.

По утверждению Дусказиевой Ж.Г. «Гендерная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией» [6].

Проблему учета гендерных особенностей детей рассматривают в своих научных исследованиях: В.В. Абраменкова, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.Е. Каган, А.В. Либин, И.И. Лунин, Т.И. Юферова [7].

Таким образом, несмотря на то, что вопросы развития эмоционального интеллекта достаточно глубоко отражены в исследованиях ученых, современная педагогическая практика показывает, что эта проблема требует дальнейшего исследования, особенно в части определения эффективных способов развития эмоционального интеллекта.

Актуальность исследования. На современном этапе дошкольное образование претерпевает значительные изменения. Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (1 сентября 2013 года) утвердил дошкольное образование как уровень общего образования. В связи с этим 1 января 2014 года был принят самый первый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1], одним из основополагающих принципов которого является формирование способности адекватно выражать свои чувства и воспринимать чувства и эмоции другого человека.

Уникальность дошкольного возраста, согласно исследуемой проблеме, заключается в нескольких аспектах: 1) это время становления гендерной идентичности; 2) формирование эмоциональных компетенций ребенка. Сравнивая эти два понятия, становится возможным и

необходимым сочетание определенных методов и форм работы для формирования эмоциональной компетентности дошкольника с учетом индивидуальных различий и личностной идентичности.

В период дошкольного детства эмоциональный опыт ребенка обогащается, появляется способность к

рефлексии и децентрации, закладываются основы эмоционального развития [8, с. 2]. Именно в этом возрасте важнее всего заниматься целенаправленной и своевременной работой с детьми. «Роль взрослого как сопровождающего, очень важна и ответственна. Задача взрослого - создать психолого-педагогические условия, чтобы адаптация детей к социальному миру состоялась и прошла благополучно» [9, с. 269].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Теоретически обосновать, раскрыть содержание и методическое обеспечение реализации психолого-педагогической программы «Азбука эмоций», которая направлена на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, а также представить результаты её внедрения в практику ДОО.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Обобщая взгляды педагогов и психологов в области дошкольного образования, мы пришли к выводу, что для решения исследовательской задачи необходима эффективная психолого-педагогическая стратегия и теоретико-методологическая база.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- положения о месте эмоций в деятельности (В. Вилюнас, К. Изард, Е. Хомская);

- теоретические положения о развитии эмоциональной саморегуляции у дошкольников (А.И. Захаров, Л.Ф. Островская, А.Е. Ольшанникова, В.С. Юркевич, Н. Колпакова);

- исследования особенностей эмоциональной сферы и эмоциональной идентификации детей дошкольного возраста (О.В. Гордеева, Т.А. Данилина, Н.С. Ежкова, Е.И. Изотова, Н.Л. Кряжева, Е.В. Никифорова, Е.М. Листик, Г. А. Широкова, А.М. Щетинина и др.);

- принцип индивидуального и личностного подхода в единстве аффекта и интеллекта в процессе развития личностного смысла (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Дж. Мид, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров);

- представления о преобладании эмоций и бессознательного над мышлением и сознанием в регуляции поведения человека (Ф. Пёрлз, 3. Фрейд) и дошкольника (A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Нормативно-правовая основа исследования включает:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (28.06.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации;

- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.

Внедрение программы включает специальные психолого-педагогические условия реализации педагогической деятельности в ДОО:

1. Использование совместной деятельности детей и взрослых на основе комплексного применения методов и приемов, направленных на формирование эмоционального благополучия ребенка и нейтрализующих негативные эмоциональные состояния;

2. Наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами, создающими положительный эмоциональный фон;

3. Привлечение семьи к взаимодействию с ДОО по развитию эмоционального интеллекта.

Таким образом, мы провели анализ научно-методиче-

ской и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме и теоретически представили мероприятия психолого-педагогического сопровождения по

развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Целью опытно-экспериментального исследования являлась проверка эффективности мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации психолого-педагогической программы «Азбука эмоций» были определены и решены нижеприведенные задачи:

1) подбор диагностического инструментария для определения уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;

2) реализация мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;

3) определение и аргументация статистических критериев, оценивающих результаты опытно-экспериментальной работы;

4) проведение контрольной диагностики уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и анализ полученных данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в течение двух лет с 2018 по 2020 гг. в сетевых детских садах г. Челябинска и состояла из следующих этапов: констатирующий, формирующий и обобщающий.

На первом этапе экспериментальной работы были отобраны и обоснованы методы диагностики: диагностический метод эмоциональной идентификации (Е. И. Изотова); «Оцени поведение» (Т. Д. Марцинковская, М. Митра); методика дифференцированной оценки эмоционального интеллекта ребенка в процессе наблюдения; определены критерии и показатели. Этот этап позволил нам выявить актуальный уровень развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Для определения актуального уровня развития эмоционального интеллекта, мы ориентировались на следующие критерии и показатели (Е. И. Изотова) [10]:

1. «Ситуативные особенности эмоциональной регуляции (степень, характер выраженности, а также адекватность эмоциональной окраски предметных и коммуникативных действий);

2. Внеситуативные особенности эмоциональной регуляции (преобладающий эмоциональный фон, характер эмоциональных отношений-чувств);

3. Наличие и особенности функционирования эмоциональных механизмов (восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций)» [10].

Основываясь на критериях, нами были выделены три уровня развития эмоционального интеллекта у старшего дошкольника: низкий, средний и высокий. Все уровни взаимосвязаны, каждый предыдущий определяет следующий и входит в его состав.

В психолого-педагогическом исследовании принимала участие группа из 48 детей. Всех участников разделили на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) по 24 ребенка каждая.

Анализируя результаты, мы выявили, что в экспериментальной группе к высокому уровню отнесено 8,3% детей, в то время как к среднему - 33,3%, а к низкому - 58,4%. Это говорит о том, что дети нуждаются в целенаправленном развитии эмоционального интеллекта.

В контрольной группе у 8,3% детей отмечается высокий уровень, в то время как у 37,5% средний уровень, а у 54,2% низкий. Полученные данные говорят о том, что, как в экспериментальной, так и в контрольной группах

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ФИЛИППОВА Оксана Геннадьевна и другие РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА...

изначально примерно одинаковый уровень развития эмоционального интеллекта.

Таким образом, констатирующего этапа исследования показали, что у большинства детей преобладает низкий уровень развития эмоционального интеллекта. При таком уровне дети обладают недостаточным эмоциональным опытом, затрудняются в интерпретации собственных и чужих эмоциональных состояний, не умеют конструктивно обходиться с эмоциями.

Второй (формирующий) этап (практическая часть исследования) был ориентирован на внедрение психолого-педагогической программы «Азбука эмоций».

Программа «Азбука эмоций» реализовывалась по нескольким направлениям, которые основываются на психолого-педагогических условиях:

- использование совместной деятельности детей и взрослых на основе комплексного применения методов и приемов, направленных на формирование эмоционального благополучия ребенка и нейтрализующих негативные эмоциональные состояния;

- наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами, создающими положительный эмоциональный фон;

- привлечение семьи к взаимодействию с ДОО по развитию эмоционального интеллекта.

Раскроем подробнее работу по каждому из направлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первым направлением программы являлась организация совместной работы детей со взрослыми с помощью различных методов и средств. Образовательная работа включала следующие разделы: «Восприятие и понимание эмоций («Я», «Я и другие»), «Управление эмоциями» («Я», «Я и другие»), «Взаимодействие с людьми». По каждому разделу работа с детьми предусматривала поэтапность: первый этап когнитивный и второй этап деятельностно-практический.

Вторым направлением реализации программы являлось наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами, направленными на формирование эмоционального интеллекта. В группе были оформлены: уголок настроения, уголок приветствия, уголок достижений, уголок гнева.

В рамках третьего направления реализации программы мы организовали взаимодействие с семьями воспитанников. В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта используются следующие формы: папки - передвижки, информационные стенды, консультации психолога, психологические тренинги, беседы, проекты («Наши эмоции», «Школа добрых волшебников»), групповые родительские собрания, совместные досуговые праздники и прогулки.

Третий (контрольный этап) практической части исследования включал обработку, обобщение и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Сравнительный анализ развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах представлен на рисунке 1.

Е 70.0

50,0

62,6

Констатирующий этап Контрольный этап

30,0

Низкий уровень

Средний уровень Высокий уровень

Уровни развития

Рисунок 1 - Сравнительный анализ уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Представленные на рисунке 1 данные позволяют заключить, что снизилось (на 37,6%) количество детей с низким уровнем, в то время, как произошло увеличение (на 8,3% и 29,3%) количества детей с высоким и средним уровнями. Это свидетельствует об эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента. Для определения значимых различий между показателями на констатирующем и контрольном этапе нами был использован критерий Т-Вилкоксона.

ВЫВОДЫ

Сравнив результаты в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах на этапах констатирующего и контрольного экспериментов, можно заключить следующее:

1. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы расхождение незначительное: высокий уровень на 0%, средний уровень на 4,2%, низкий уровень на 4,2%;

2. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы расхождение в результатах увеличилось: высокий - на 8,3%, средний - на 21%, низкий - на 29,3%, что является статистически значимым (Тэмп=45, при р <0,01).

Таким образом, контрольный срез выявил повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей, позволив отметить позитивные изменения. Следовательно, наблюдается наиболее значительный переход дошкольников с низкого на более высокие уровни развития эмоционального интеллекта благодаря внедрению комплекса психолого-педагогических условий.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем в вопросах развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Среди актуальных проблем, требующих дальнейшей разработки, обозначим следующие: развитие компетентности педагогов в вопросах развития эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста, сопровождения родителей детей дошкольного возраста, а также влияние эмоциональной сфера на формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н (Приказ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА).

3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. Москва: АСТ, 2014. 96 с.

5. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребёнок в детском саду. 2007. № 5. С.80-87.

6. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие. Красноярск, 2010. 108 с.

7. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. О.И. Ключко. М.: Издательство Юрайт, 2017. 404 с.

8. Курганова Е.А. Развитие эмоциональной отзывчивости к сверстнику у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы психологии. 2016. № 10. С. 1-6.

9. Филиппова О.Г., Батенова Ю.В., Прохорова А.А. «Теоретико-практические аспекты развития эмоционально-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т.10. № 1 (34). С. 269-273.

10. Изотова Е.И. Социокультурная вариация модели эмоционального развития в детском и подростковом возрастах //Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55. С. 12-15.

11. Филиппова О.Г., Прохорова, А.А. Эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе сказкоте-рапии // Психолого-педагогическое пространство детства: поиски, проекты, исследования [Текст]: сборник научно-методических статей / под редакцией О.Г. Филипповой. Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. 180 с.

12. Филиппова О.Г. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 8. С. 86-91.

13. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях изменяющегося пространства детства: монография / под науч. ред. О.Г. Филипповой. Челябинск: Изд. центр «Титул», 2018. 340 с.

14. Шульгина Е.В., Терещенко М.Н., Емельянова И.Е. Педагогические условия формирования основ ценностно-смысловой сферы личности ребенка на этапе дошкольного детства //Мир науки, культуры, образования. 2020. 5 (84). С. 253-256.

15. Вебер М.В., Терещенко М.Н. Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки: сборник материалов II всероссийской молодежной конференции, 25 апреля 2019 года. Шадринский государственный педагогический университет; ответственный редактор О.В. Крежевских. 2019. С. 150-125.

16. Ежкова Н.С. Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных организаций с ориентацией на развитие эмоциональной культуры // Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. 2017. №4. С. 50-54.

17. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Издательство ИП РАН, 2009. 510 с.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУВО «Шадринский государственный педагогический университет» в рамках научного проекта «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с учетом гендерных различий» договор № ШК-019-21 от 26.03.2021 г.

Статья поступила в редакцию 22.06.2021

Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.