Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект в структуре профессионально важных качеств психолога разной профессиональной направленности'

Эмоциональный интеллект в структуре профессионально важных качеств психолога разной профессиональной направленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1038
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ / ПСИХОЛОГИ РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГОВ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PROFESSION PSYCHOLOGIST / PSYCHOLOGISTS OF DIFFERENT PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL EDUCATION OF PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Ольга Владимировна, Бондаренко Ольга Сергеевна

В статье раскрывается роль и значение эмоционального интеллекта как детерминанты успешности профессиональной деятельности психологов разной направленности. Дается краткий обзор феномена эмоционального интеллекта с точки зрения научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. Показано место эмоционального интеллекта в структуре профессионально важных качеств психолога. Подчеркнута необходимость целенаправленного формирования эмоционального интеллекта будущих психологов на этапе получения высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A PSYCHOLOGIST DIFFERENT PROFESSIONAL ORIENTATION

The article reveals the role and importance of emotional intelligence as determinants of success of professional activity of psychologists of different directions. The article gives a brief overview of the phenomenon of emotional intelligence in terms of scientific reflection in foreign and domestic psychology. The place of emotional intelligence in the structure of professionally important qualities of a psychologist is shown. The necessity of purposeful formation of emotional intelligence of future psychologists at the stage of higher professional education is emphasized.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект в структуре профессионально важных качеств психолога разной профессиональной направленности»

вызвано возможность вспомнить ранее изученный грамматический материал по иностранному языку. Это свидетельствует о том, что иностранный язык вызывает положительный эмоциональный отклик у выпускников.Следующим показателем стало хорошее самочувствие выпускников (5 баллов против 3,4 у второкурсников и 5,3 у студентов первого курса). Хорошее самочувствие свидетельствует о хорошем психологическом и физиологическом состоянии организма. Следовательно, выполнение задания по иностранному языку не вызывает эмоционального напряжения, которое влияет на самочувствие выпускников, они не испытывают дискомфорта, несмотря на довольно продолжительный срок отсутствия занятий по иностранному языку, что может говорить об их уверенности в своих силах, ориентации на успех, свидетельствующей об их адекватной самооценке.Показатель активности выражен в 4,5 баллах против 3,2 у второкурсников и 4,7 у студентов первого курса. Данный показатель имеет незначительные отличия от курса к курсу, но в целом студенты имеют средний уровень активности. Так как активность является проявлением темперамента, то можно предположить, что среди выпускников, также, как и среди студентов других этапов обучения, холерики встречаются гораздо реже, чем флегматики, меланхолики и сангвиники. По итогам данной диагностики лучшие показатели настроения (5,8) выявлены у выпускников, а наибольшие показатели хорошего самочувствия (5,3) и активности (4,7) обнаружены у студентов первого курса.

Выводы. Результаты диагностики самочувствия, активности и настроения студентов позволили определить, что данные показатели студентов первого и выпускного курсов находятся в пределе и выше нормы, что способствует эмоциональной стабильности и проявлению положительного отношения испытуемых к занятиям по иностранному языку, которые оказывают влияние на мотивацию учащихся. У студентов второго курса были диагностированы низкие показатели по сравнению со студентами других экспериментальных групп. Такое соотношение говорит об общей утомляемости организма второкурсников, их эмоциональном напряжении и снижении работоспособности. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям иностранного языка для поиска путей и способов снижения напряжения студентов второго курса на занятиях по иностранному языку, создания комфортной атмосферы и ситуаций успеха в процессе обучения иностранному языку с целью повышения мотивации студентов.

Литература:

1. Архипова М.В., Жерновая О.Р. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации современных школьников при изучении иностранного языка // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8 № 6-1. С. 177-179

2. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 178 с. — (Серия: Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-00268-3.

3. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. No 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=2

4. Леонтьев А.Н . Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с. -(Серия «Мастера психологии»).

6. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности мотивационной направленности студентов к достижению успеха, избеганию неудач при изучении иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 227-233.

7. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Сравнительный анализ мотивов изучения иностранного языка у современных студентов // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 168-171.

8. Gardner, R. C. (2004). Attitude/motivation test battery: International AMTB research project. Canada: The University of Western Ontario.

9. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing. ISBN 978-1-4625-2876-9.

Психология

УДК: 159.923

доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирантка направления подготовки 37.06.01 Психологические науки. Профиль - Педагогическая психология Бондаренко Ольга Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается роль и значение эмоционального интеллекта как детерминанты успешности профессиональной деятельности психологов разной направленности. Дается краткий обзор феномена эмоционального интеллекта с точки зрения научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. Показано место эмоционального интеллекта в структуре профессионально важных качеств психолога. Подчеркнута необходимость целенаправленного формирования эмоционального интеллекта будущих психологов на этапе получения высшего профессионального образования.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профессионально важные качества, профессия психолог, психологи разной профессиональной направленности, профессиональное образование психологов.

Annotation. The article reveals the role and importance of emotional intelligence as determinants of success of professional activity of psychologists of different directions. The article gives a brief overview of the phenomenon of emotional intelligence in terms of scientific reflection in foreign and domestic psychology. The place of emotional intelligence in the structure of professionally important qualities of a psychologist is shown. The necessity of purposeful formation of emotional intelligence of future psychologists at the stage of higher professional education is emphasized.

Keywords: emotional intelligence, professionally important qualities, profession psychologist, psychologists of different professional orientation, professional education of psychologists.

Введение. В современных условиях развития российского социального и культурного пространства актуализирована задача обеспечения качественной психологической помощи разным группам населения. Это требует высоко эффективной профессиональной деятельности психологов, работающих в различных сферах - в организациях, на предприятиях, в образовании.

Профессия психолога относится к типу профессий «человек-человек» (Е.А. Климов). Она связана с тесным взаимодействием специалиста с другими людьми, что требует высоко уровня развития коммуникативных способностей.

Главными условиями профессионализма психолога по мнению Н.А. Аминова являются коммуникативные умения, а также сила воздействия на поведение других людей и интегральная чувствительность к объекту, процессу и результату психологической деятельности [1]. Коммуникативные способности и коммуникативная компетентность - это базовые и ключевые компетенции, которыми должен обладать психолог любого профессионального профиля. То есть психолог выступает в своей профессиональной деятельности как активный субъект общения и конструктивного взаимодействия [9].

Психолог, работающий с отдельной личностью или с группой людей, перманентно использует активные профессиональные коммуникации, которые в значительной степени определяются эмоциональными особенностями человека, а именно эмоциональным интеллектом. В этой связи эмоциональный интеллект занимает особое значимое место в структуре профессионально важных качеств психолога. Вместе с этим надо учитывать, что профессия психолога имеет широкий спектр профессиональной направленности. Консультативная и психотерапевтическая практика - консультирующий психолог и психотерапевт, работа в кадровой сфере, в педагогической деятельности - педагог-психолог, в образовательной - преподавать психологии в средних и высших учебных заведениях, психолог, занимающийся научными исследованиями -психолог-исследователь - все это очень разные виды деятельности. Очевидно, что эмоциональный интеллект в этих различных профессиональных контекстах проявляется по-разному. Актуальной задачей является выявление данной специфики и научное обоснование детерминированности успешности профессиональной деятельности психологов разной направленности уровнем и особенностями развития эмоционального интеллекта.

Изложение основного материала статьи. Понятие эмоциональный интеллект достаточно новое для психологической науки и практики. Его появление в научной парадигме относится к концу ХХ века. Вместе с тем, исторически выделяют периоды исследований, посвященных изучению взаимовлияния когнитивных и эмоциональных процессов уже начиная с 1900 года. В числе таких исследований можно назвать работы зарубежных классиков - Л. Терстоуна, Х. Гарднера, Р. Стенберга и др.

В отечественной психологии, в трудах корифеев - Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомирова и др. идеи единства аффекта и интеллекта проходят красной нитью.

Так, Л.С. Выготский считал, что подавляющее большинство эмоций человека интеллектуально опосредовано. Он писал, что между эмоциональными и интеллектуальными процессами мышления существует закономерная связь. Еще одним тезисом, подкрепляющим эту идею, является то, что развитие эмоций идет в единстве с развитием мышления. То есть, эмоции участвуют в регуляции мышления и его мотивации (мотивационная и эмоциональная регуляция мышления). Таким образом, исходя из исследований Л.С. Выготского, эмоция - это одна из составляющих мышления [3].

Идеи С.Л. Рубинштейна выступают предвосхищающими операционализацию психологического феномена «эмоциональный интеллект». Он писал, что необходимо говорить не просто о единстве эмоций и интеллекта в жизни личности, а о единстве эмоционального (аффективного) и интеллектуального внутри самих эмоций, так, же как внутри самого интеллекта [8].

Исследования О.К. Тихомирова доказательно определили эмоциональную регуляцию мыслительной деятельности. По его мнению, все эмоциональные явления - аффекты, эмоции, чувства связаны с мыслительной деятельностью, и эмоциональная активизация является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности [10].

Первой исследовательской работой, в которой представлено определение термина «эмоциональный интеллект» (EQ) была работа американских психологов Питера Сэловея и Джона Майера. Они не только привели доказательства, что эмоциональный интеллект является одним из основных видов интеллекта, но и предложили методику его измерения.

Анализ степени разработанности проблемы эмоционального интеллекта позволяет констатировать, что данная проблема всесторонне исследуется зарубежными учёными, такими как: Д. Гоулман (D. Goleman), Г. Орме (G. Orme), Дж. Мейер (J.D. Mayer), П. Сэловей (P. Salovey) , Д. Карузо (D. Caruso) , Р. Бар-Он (R. Ваг-О^, Дж. Сайаррочи (J.V. Ciarrochi) , Д. Слайтер (D. Sluiter), P. Poбертс (R. Roberts) , Дж. Мэттьюс (G. Mattews), М. Зайднер (M. Zeidner), П. Лопес (P. Lopes), Дж. Блок (J. Block), М. Кетс де Врис (M. Kets de Vries) и др.

В российской психологической науке феномен эмоционального интеллекта также широко изучается в различных аспектах. Среди отечественных ученых - Г.Г. Гарскова, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, С.П. Деревянко, М.А. Манойлова, Г.В. Юсупова, А.С. Петровская, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов и многие другие.

Возвращаясь к концептуальным истокам, а именно к работе П. Сэловея и Дж. Майера, можно увидеть определение эмоционального интеллекта. Ученые трактуют его как набор навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Названными авторами было высказано предположение, в соответствии с которым эмоциональный интеллект состоит трех категорий адаптивных способностей. В числе этих категорий:

- оценка и выражение эмоций;

- регулирование эмоций;

- использование эмоций в мышлении и деятельности [цит. по 2].

Позднее Дж. Мейер и П. Сэловей доработали и расширили свою модель эмоционального интеллекта (Mayer, Salovey, 1997). К 1997 г. в новой модели сделан упор на когнитивной составляющей эмоционального интеллекта, участвующей в переработке информации об эмоциях. В этой модели также появился компонент, связанный с личностным и эмоциональным ресурсами. Исходя из этих изменений, было сформулировано новое определение эмоционального интеллекта. Так, под эмоциональным интеллектом надо понимать способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [12].

Дальнейший анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Дж. Мейеру и П. Сэловею выделить четыре компонента эмоционального интеллекта. Они были названы «ветвями», которые выстраиваются в иерархию. Эта иерархия последовательно разворачивается в ходе онтогенетического развития человека.

1. Восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций.

2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.

3. Понимание и анализ эмоций.

4. Сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений [12].

Весьма перспективными и популярными в плане изучения эмоционального интеллекта являются работы Р. Бар-Она. Автор и его коллеги определил эмоциональный интеллект как все не когнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Они выделил пять обширных сфер компетенции, в каждой из которых отмечены более специфические навыки, ведущие к достижению успеха:

1) познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

2) навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);

3) способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

4) управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

5) преобладающее настроение (счастье, оптимизм) [11].

Следует подчеркнуть, что в зарубежной психологии термин «эмоциональный интеллект» вышел за рамки сугубо научных исследований и широко популяризируется. Заслуга в этом принадлежит книге Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» [4]. Психолог и писатель, а также его последователи развили популистский подход, который содержит утверждение о том, что эмоциональный интеллект является «ключом» к успеху во многих сферах жизни. В этой связи за рубежом стали создаваться психологические агентства, заявляющие своей целью развитие эмоционального интеллекта в различных сферах - в бизнесе, в образовании, в политике.

В отечественной психологии одной из фундаментальных теоретических основ исследования эмоционального интеллекта является концепция, разработанная Д.В. Люсиным. Она расширяет и дополняет идеи, представленные зарубежными коллегами. По мнению Д.В. Люсина, эмоциональный интеллект представляет собой конструкт, имеющий двойственную структуру. С одной стороны, он связан с когнитивными способностями, а с другой стороны - с личностными характеристиками. Важно подчеркнуть, что тесная связь способностей к пониманию эмоций и управлению ими с общей направленностью личности высказывалась многими психологами. Исходя из работ Д.В. Люсина, понимание и управление эмоциями связано с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям.

На основе своих теоретико-эмпирических исследований Д.В. Люсин создал методику измерения эмоционального интеллекта «Опросник ЭмИн». В основу опросника положена трактовка эмоционального интеллекта (ЭИ) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [6].

Анализируя различные подходы к определению эмоционального интеллекта, Панкратова А.А. описывает ряд допущений, с учетом которых эмоциональный интеллект - это способность вызывать и сохранять положительные (радость) и отрицательные (гнев, страх, печаль) эмоции; способность переводить положительные эмоции в отрицательные (и наоборот) по поводу некоторого события у себя или у другого человека - с целью добиться соответствующего поведения (в случае положительных эмоций - поведения «Присвоить событие», в случае отрицательных эмоций - поведения «Избавиться от события») [7]. Исходя из этого определения, совершенно очевидно, что наличие эмоционального интеллекта для психолога является обязательным в структуре его профессионально важных качеств. Эмоциональный интеллект как способность переводить положительные эмоции в отрицательные (и наоборот) у себя и клиента очень хорошо соотносится с требованиями к компетенциям психолога. Далее Панкратова А.А. определяет эмоциональный интеллект как сформированность эмпатии, коммуникативной толерантности, адекватность самооценки и уровня притязаний, уверенность в себе и своей компетентности, умение осознавать свои чувства и эмоции, управлять ими, осознавать чувства и эмоции партнеров по взаимодействию и регулировать их [7]. Это усиливает взаимосвязь эмоционального интеллекта с успешностью в профессиональной деятельности психолога.

Объем данной публикации не позволяет широко представить различные исследовательские наработки в изучении феномена эмоционального интеллекта. Поэтому в качестве краткого обобщения скажем, что проведенный нами теоретический анализ работ зарубежных и отечественных психологов, позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности:

1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции;

2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления;

3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию;

4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития [цит. по 5].

Перечисленные структурные компоненты эмоционального интеллекта тесно взаимосвязаны, что и обеспечивает способность эффективного межличностного взаимодействия.

Важно подчеркнуть, что люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой. Именно это обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, возможность легче добиваться своих целей, оказывать сильное влияние на окружающих людей.

Приведенная характеристика эмоционального интеллекта, позволяет заключить, что он не только является профессионально важной чертой психолога, но и детерминирует успешность его деятельности.

Эта черта должна быть присуща психологам разной профессиональной направленности - психологам-консультантам, педагогам-психолагам, юридическим психологам, психологам служб экстренной помощи и др. Развитый эмоциональный интеллект психолога как совокупность эмоциональных и социальных способностей открывает новые возможности для более эффективной профессиональной помощи. Он способствует лучшему восприятию и пониманию людьми друг друга, проявлению более качественных и конструктивных взаимоотношений в процессе профессионального взаимодействия.

Поэтому развитие и совершенствование эмоционального интеллекта психолога, должно осуществляться через профессиональное развитие и саморазвитие студентов в период вузовского обучения. Несмотря на то, что предпосылками развития эмоционального интеллекта являются биологические факторы и социальные факторы периода раннего онтогенеза, ученые считают, что эмоциональный интеллект можно целенаправленно формировать, развивая навыки распознавания и управления эмоциями [2, 7 и др.].

Важными показателями профессионализма специалиста-психолога являются способности не только к распознаванию и пониманию эмоциональных состояний других людей, умение сопереживать, эмпатировать, но и умение управлять своими эмоциями и эмоциями своих клиентов [1]. Поэтому задачей вузовского образования является создание не только оптимальных учебных условий, но и условий для эмоционального взаимодействия студентов в социокультурной среде высшей образовательной организации, способствующих развитию эмоционального интеллекта будущих психологов. Кроме этого, необходима организация целенаправленного формирования эмоционального интеллекта и способностей, входящих в его состав. Панкратова А.А. на основании проделанного ею анализа считает, что наиболее эффективным методом формирования эмоционального интеллекта является актерско-режиссерский тренинг [7]. Вместе с тем, с целью формирования эмоционального интеллекта рекомендуется использовать психологический тренинг в рамках модели способностей (Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо), обучающую компьютерную программу MEET (П. Экман), рационально-эмотивную психотерапию (А. Бек, А. Эллис), актерскую практику (К.С. Станиславский и другие). Этот вопрос требует особого внимания и отдельного изложения, выходящего за рамки данной статьи.

Выводы. Резюмирую выше изложенное в качестве вывода, отметим, что эмоциональный интеллект является профессионально важным качеством психолога разной профессиональной направленности. Это обосновывается рассмотрением его главных характеристик и составляющих, в числе которых адекватная оценка и выражение эмоций, использование их для понимания и анализа ситуации, для эффективности мышления и деятельности, для воздействия на другого человека, оказываемое в процессе психологической помощи и поддержки. В этой связи высокую значимость имеет изучение эмоционального интеллекта студентов-психологов на этапе обучения в вузе. Его показатели отражают не только характеристики личности, но и являются своеобразным индикатором профессиональной пригодности, а также основой для целенаправленного развития. Развитый эмоциональный интеллект у будущих психологов эксплицитно выражается в способностях контроля и управления эмоциями, в коммуникативной компетентности, в познании и совершенствовании собственной личности, в склонности к рефлексии своего жизненного и профессионального пути и в готовности к самореализации в профессии - психолог. Исходя из этого, эмоциональный интеллект можно рассматривать как детерминанту успешности профессиональной деятельности психолога.

Литература:

1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов. // Вопросы психологии. - №1. - 1992. - С. 74-83.

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена. // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Т.3 Проблемы развития психики. / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2010. - 452 с.

6. Люсин Д.В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. // Психол. диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.

7. Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта сравнительный анализ. // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 111-119.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во: «Питер», 2002. - 720 с.

9. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». - №1 (8), 2012. - С. 267-270.

10. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.

11. Bar-On R., Parker J. D. A. The Handbook of emotional intelligence. San Francisco: Jossey-Bass, A Wiley Company, 2000.

12. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications / Ed. by P. Salovey, D. Sluyter. New York: Perseus Books Group, 1997. -P. 3-31.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Степанова Галина Семеновна

Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье исследуется важность этнического самосознания, этнической идентичности, этнокультурного «Я» как необходимых личностных и профессиональных качеств современной молодежи, особенно студентов педагогических вузов. Автор обсуждает социальные условия для актуализации идентичности, проводит исторические параллели мобилизации этнической идентичности в периоды социокультурных кризисов. Показано, что образование по-прежнему является важным условием актуализации этнической идентичности.

Ключевые слова: этническое самосознание, этническая идентичность, этнокультурное «Я», онтогенез, рефлексия, коммуникативные навыки, этнокультурные образы.

Annotation. The article investigates the importance of ethnic self-consciousness, ethnic identity, ethnocultural "ego" as the necessary personal and professional features of the modern young people, particularly students of teacher training institutes. The author discusses social conditions for actualization, draws historical parallels of the ethnic identity mobilization when the society is facing challenging times. It is demonstrated that education is still an important condition for the ethnic identity actualization.

Keywords: ethnic self-consciousness, ethnic identity, ethnocultural "ego", ontogenesis, reflection, communicatory skills, ethnocultural images.

Введение. Исследование этнической идентичности и ее роли в общественном развитии (интегрирующей, индивидуализирующей, развивающей, конфликтогенной) осуществляется сегодня во многих областях гуманитарного знания: философии, социологии, истории, педагогике, психологии, культурологии и т.д. В последнее время исследование этнической идентичности становится актуальным в связи с разработкой проблемы социального капитала, взаимосвязи культуры и экономического прогресса. Все больше внимания уделяется связи культурных измерений (ценностей, ментальных моделей, социальных представлений) с показателями социально-экономического развития, физического и психического здоровья популяции, продолжительности жизни, субъективным ощущением благополучия и счастья [5].

Современные авторы усматривают различие в понятиях этнической идентичности и этнического самосознания в зависимости от включенности в них бессознательного элемента. В идентичности бессознательное представлено в большей степени, т.к. она формируется на ранних этапах онтогенеза под влиянием ряда факторов: семьи, культурной среды, фольклора. Этническое самосознание - это углубленная рефлексия по поводу своей этнической принадлежности. Мы будем использовать оба понятия, как отражающие две стороны одного феномена - этничность человека и степень ее осознания. Кроме того, так как степень осознания своей этнокультурной принадлежности отражается как на групповом, так и личностном уровнях, рабочей категорией настоящего исследования является также понятие этнокультурного «Я», под которым мы понимаем осознанное отнесение себя к определенному этносу с личностным принятием его психологических характеристик, норм, ценностей, личностной рефлексией по поводу достижений и неудач общности, а также индивидуальной ответственностью за состояние и сохранение национальной культуры [3].

В психологии проблема этнической идентичности актуальна также с точки зрения идеи интеграции российского общества на основе конструирования единой российской национальной идентичности. Необходимо отметить, что эта проблема не является прерогативой современности. Известны исторические периоды в России, например вторая половина XIX - начало XX века, когда актуальность проблемы была обусловлена возможностью социальной мобилизации на основе единой идентичности в ситуациях, в которых кризисные явления угрожали существованию российской государственности и целостности Российской империи. Так, А.В. Матвеев отмечает, что в условиях острых внешних и внутренних социально-политических коллизий наблюдалась тенденция к актуализации именно этнического компонента русской идентичности, хотя вне таких ситуаций этничность не являлась главной содержательной стороной «русскости». Главными национальными «маркерами» были православие и преданность самодержавию. При этом, среди таких официальных, мобилизующих этничность каналов, как государство, церковь, пресса, большое значение придавалось образованию. Следует обратить внимание, что использование мобилизационного ресурса образования в конце XIX - начале XX века было также направлено на актуализацию русской идентичности. Укрепление любви к Родине, преданности Отечеству и Престолу становится главной воспитательной целью, в частности, курса истории уже в начальных гимназических классах. Программа старших классов предусматривала формирование представления об историческом пути развития русского народа. Причем формируемый образ русского народа, или образ «Мы» состоял как из позитивных, так и негативных характеристик, что говорит о формировании самокритичной рефлексии как движущей силы саморазвития общности [6].

Формулировка цели статьи. Исследование этнической идентичности русских является самостоятельной проблемой. Русские в России составляют большинство. От того как чувствует, как самоощущает себя национальное большинство, зависит будущее. А от того как самоопределяет себя в этническом плане молодое поколение - втройне зависит будущее. То, какой видит себя этническая общность, имеет большое значение как для нее самой, так и для всех тех, кто с ней взаимодействует. Уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности - основание и гарант для уважения других этнических групп.

В современной социальной реальности с особой остротой встает проблема становления личности молодого человека, будущего интеллигента, в частности, будущего педагога, основная цель деятельности которого - адаптировать растущего человека к меняющейся социокультурной действительности. Для успешной исторической динамики общества необходима идентификация ряда поколений друг с другом. Педагог как представитель старшего поколения играет ключевую роль в передаче этнокультурного опыта и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.