Научная статья на тему 'Особенности развития профессионально-важных качеств студентов-психологов первого курса обучения'

Особенности развития профессионально-важных качеств студентов-психологов первого курса обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
365
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLECT / ЭМОЦИИ / EMOTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Винарчик Елена Анатольевна

Статья посвящена исследованию личностных качеств студентов-психологов, а именно сформированности у них профессионально важных качеств, необходимых для дальнейшей успешной профессиональной реализации. В работе исследуются следующие профессионально важные качества: эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, локус контроля, социально-психологические установки, саморегуляция и уровень эмпатии студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Винарчик Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTAL FEATURES PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FIRST-YEAR STUDYING STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

The article is devoted to study the personal qualities of students-psychologists, namely the formation of their professionally important qualities necessary for further successful professional realization. In this article we''ve studyed the following professionally important qualities: emotional intelligence, communication skills, locus of control, socio-psychological attitudes, self-regulation and the level of empathy.

Текст научной работы на тему «Особенности развития профессионально-важных качеств студентов-психологов первого курса обучения»

8. Сеченов, И. М. Физиология нервной системы [Текст] / И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский. - Москва: 1992. - 203 с.

9. Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях [текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 2000. - № 4. - с. 3.

10. Тюбекина, З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения (из личного опыта). // Дефектология. — №5. - 2000. - с. 56.

11. Фомина, Л. В. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. [Текст]/ Л. В. Фомина. -М.: Издательство «Эксмо». 2004 - с. 192

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук Винарчик Елена Анатольенва

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный

университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (г. Владимир)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию личностных качеств студентов-психологов, а именно сформированности у них профессионально важных качеств, необходимых для дальнейшей успешной профессиональной реализации. В работе исследуются следующие профессионально важные качества: эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, локус контроля, социально-психологические установки, саморегуляция и уровень эмпатии студентов-психологов.

Ключевые слова: профессия, психолог, эмпатия, интеллект, эмоции.

Annotation. The article is devoted to study the personal qualities of students-psychologists, namely the formation of their professionally important qualities necessary for further successful professional realization. In this article we've studyed the following professionally important qualities: emotional intelligence, communication skills, locus of control, socio-psychological attitudes, self-regulation and the level of empathy.

Keywords: profession, psychologist, empathy, intellect, emotions.

Введение. Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что на сегодняшний день в большинстве высших учебных заведениях при поступлении не учитывается комплекс личностных психологических особенностей абитуриента, который в дальнейшем будет определять успешность обучения на той или иной специальности и отвечает за формирование профессиональной компетентности каждого студента.

Профессия психолог сегодня является очень важной и востребованной. Чрезмерно высокий темп жизни современного мира приводит к эмоциональному напряжению и выгоранию многих людей. Исходя из этого, от качества оказываемых психологических услуг зависит благополучие общества. Важно отметить, что требования к квалификации психолога высокие. Это обусловлено тем, что данный специалист несет ответственность за психологическое здоровье другого человека.

Конкуренция на рынке труда требует от специалистов максимальной компетентности и профессиональной грамотности. Перед каждым работодателем стоит трудная задача по поиску подходящего квалифицированного сотрудника, способного справиться с заявленными обязанностями. Психолог становится компетентным, постоянно повышая уровень своего образования, а так же формируя и развивая в себе профессионально важные качества.

Изложение основного материала статьи. Существует множество трактовок термина «профессионально важные качества» (ПВК). Шадриков В.Д. под профессионально важными качествами понимал «индивидуальные качества субъекта, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения» [3]. Как отмечает отечественный психолог Карпов А.В. «ПВК представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией» [1]. Из определения можно сделать вывод о том, что профессионально важные качества напрямую связаны с эффективностью субъекта. Насколько успешно человек способен реализоваться в выбранной им сфере, можно понять по тому, насколько сформированы качества, требуемые для данной работы. Исходя из этого, очень важно учитывать структуру и особенности интересующей деятельности, и соотносить с ними свои способности. На наш взгляд, человек, выбравший специальность осознанно, проанализировав свои личностные качества и сопоставив их со спецификой будущей профессии, имеет преимущества личностного и творческого роста внутри неё.

Изучив различные точки зрения отечественных и зарубежных специалистов, были выделены следующие основные требования к личностным качествам психолога:

1. Психолог должен иметь высокие интеллектуальные способности. Очень важны такие характеристики, как внимательность, хорошая память, развитое логическое мышление, грамотная речь, проницательность, рассудительность, широкий кругозор и стремление к саморазвитию.

2. Психологу следует обладать хорошо развитыми коммуникативными навыками, высоким уровнем эмпатии, эмоционального и социального интеллекта.

3. Большое значение для успешной психологической деятельности имеют такие характеристики, как ответственность и интернальность.

4. Психолог должен быть эмоционально устойчив, спокоен и тактичен. Значим высокий уровень саморегуляции.

5. Так же психологу необходимо быть гибким, вариативным и творческим.

Нами проводилось эмпирическое изучение сформированности профессионально важных качеств студентов первого курса специальности «Психология». Всего в исследовании приняли участие 276 студентов.

Среди них: 198 девушек в возрасте 18 - 20 лет и 78 молодых людей в возрасте 18 - 21 год [2]. Диагностика проводилась следующими методиками: методика изучения эмоционального интеллекта опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина; диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова; методика исследования локуса контроля Дж. Роттера; диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере тест О.Ф. Потёмкиной; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой; опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.

По результатам диагностики уровня эмоционального интеллекта с помощью опросника «ЭмИн» Д.В. Люсина, у 41% испытуемых были получены высокие результаты по шкале МЭИ, и это говорит о том, что они обладают способностью понимать эмоции других людей и управлять ими. Так же можно отметить, что у 10% студентов были получены низкие показатели по шкале межличностного эмоционального интеллекта, и это указывает нам на то, что исследуемая способность недостаточно развита. У 49% студентов выявлено среднее значение по шкале межличностного эмоционального интеллекта. Шкала ВЭИ отражает способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими. Можно отметить, что у 43% испытуемых были получены высокие результаты по шкале внутриличностного эмоционального интеллекта, и это говорит о том, что они обладают способностью к пониманию собственных эмоций и управлению ими. У 12% испытуемых были получены низкие результаты, что указывает на отсутствие у них исследуемой способности. У 45% студентов-психологов выявлено среднее значение. Результаты по шкале «понимание эмоций» указывают на развитость способности к пониманию своих и чужих эмоций. Отметим, что по результатам диагностики, у 39% студентов-психологов были получены высокие результаты, и это говорит о том, что у них хорошо развита способность к пониманию своих и чужих эмоций. У 10% испытуемых были получены низкие результаты, и это говорит о том, что у них исследуемая способность развита недостаточно. У 51% студентов-психологов выявлено среднее значение. Шкала «управление эмоциями» помогает выявить способность к управлению своими и чужими эмоциями. По результатам диагностики у 41% испытуемых были получены высокие результаты, и это говорит о том, что они обладают способностью к управлению своими и чужими эмоциями. Напротив, у 13% испытуемых были получены низкие результаты, и это указывает на то, что они не имеют указанной способности. У 47% студентов были получены средние результаты по шкале «управление эмоциями». Общий уровень эмоционального интеллекта у 40% студентов-психологов характеризуется как высокий, у 47% как средний, у 13% как низкий.

По фактору А методики диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова, который исследует такие показатели, как общительность и замкнутость, у 24% испытуемых выявлено соответствие низкому уровню по данному фактору, и это характеризует их как необщительных и замкнутых людей. У 47% студентов был получен средний уровень по исследуемому фактору. Они отражают равновесие между крайними характеристиками - общительностью и замкнутостью. У 29% студентов-психологов наблюдается преобладающая выраженность данного фактора, и это говорит о том, что они являются открытыми и лёгкими в общении людьми. Фактор Д изучает такие характеристики, как беспечность и серьёзность. У 29% испытуемых выявлено соответствие низким показателями по данному фактору. Они являются серьёзными и молчаливыми людьми. У 47% студентов был получен средний уровень по исследуемому фактору. Они отражают равновесие между крайними характеристиками - беспечностью и серьёзностью. У 24% испытуемых наблюдается преобладающая выраженность данного фактора, и это указывает нам на то, что они являются беспечными и жизнерадостными людьми. Фактор К изучает такие показатели как стремление работать в команде и стремление работать в одиночестве. Среди студентов-психологов у 24% был выявлен низкий уровень по данному фактору. Их отличает рациональность и стремление работать в одиночестве. У 37% испытуемых был выявлен средний уровень. Они находятся в равновесии между этими противоположными характеристиками. У 29% студентов-психологов можно наблюдать преобладающую выраженность по фактору К. Они наряду с испытуемыми, соответствующими максимальному уровню - 10%, являются чувствительными людьми, с развитым художественным мышлением и стремлением работать в команде. Можно отметить, что у 20% студентов-психологов по результатам анализа фактора П наблюдается склонность к асоциальному поведению. Такие личности с лёгкостью пренебрегают социальными нормами или обычаями. Это не всегда свидетельствует о социопатии или тому подобных патологиях, однако, как правило, говорит о внутренних проблемах личности. Фактор М изучает стремление принимать самостоятельные решения и стремление перекладывать ответственность за принятие решений на других людей. У 19% испытуемых низкий уровень по этому фактору. Они склонны следовать за общественным мнением и ориентироваться на решения группы. У 29% студентов-психологов был выявлен средний уровень по фактору М - они сохраняют равновесие между данными характеристиками. У 38% студентов-психологов можно наблюдать преобладающую выраженность по фактору М. Они наряду с испытуемыми, соответствующими максимальному уровню - 14%, являются независимыми людьми и стремятся принимать самостоятельные решения. Фактор Н выявляет такие характеристики личности, как организованность и неорганизованность. У 19% испытуемых был получен низкий уровень по данному фактору. Они являются неорганизованными и импульсивными. У 29% студентов был выявлен средний уровень. Они находятся в равновесии между этими противоположными характеристиками. У 42% испытуемых можно наблюдать преобладающую выраженность по фактору Н. Они наряду с испытуемыми, соответствующими максимальному уровню - 10%, организованны, умеют подчинять свои желания и способны к самоконтролю в различных обстоятельствах. Фактор В исследует такие показатели, как развитое и слаборазвитое логическое мышление. У 24% студентов-психологов был получен низкий уровень по данному фактору. Они характеризуются слаборазвитым логическим мышлением и невнимательностью. Так же как и по предыдущим факторам студенты со средним уровнем по фактору В - 24% находятся в равновесии между исследуемыми характеристиками. У 52% студентов-психологов выявлена преобладающая выраженность по данному фактору, и это говорит нам о том, что они достаточно сообразительны и обладают развитым логическим мышлением. Фактор С расскрывает эмоциональную устойчивость. У 10% студентов-психологов выявлен низкий уровень по данному фактору и это указывает на то, что они эмоционально неустойчивы и имеют тенденцию к тому, чтобы поддаваться влиянию чувств. У 48% студентов был получен средний уровень. Они существуют в равновесии между этими противоположными характеристиками. У 37% испытуемых можно наблюдать преобладающую выраженность по фактору С. Они наряду с испытуемыми,

соответствующими максимальному уровню - 5%, эмоционально устойчивы и умеют сохранять спокойствие в различных обстоятельствах.

В результате диагностики локус контроля студентов-психологов с помощью методики Дж. Роттера можно сказать, что для 48% студентов-психологов характерна интернальность. Они убеждены, что их успехи или неудачи не случайны. Они понимают, что всё зависит от их компетентности, целеустремленности и уровня их способностей. Они считают именно себя причиной всего происходящего с ними. Их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития своих навыков, более глубокой обработки информации и постановки возрастающих по своей сложности задач. Интерналам свойственна эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению. Для 38% студентов-психологов характерна экстернальность. Они убеждены, что их неудачи являются результатом невезения, случайностей и отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Экстерналам свойственна эмоциональная нестабильность.

По результатам диагностики социально-психологических установок с помощью опросника О.Ф. Потёмкиной были получены следующие показатели: у 71% студентов-психологов была выявлена ориентация на процесс. Данные испытуемые не сосредоточены на достижении результата, им больше интересен процесс работы. Соответственно, их процессуальная направленность препятствует их результативности. Они склонны опаздывать со сроками сдачи проектов. Избегают рутинной деятельности, так как им сложно преодолеть негативное отношение к ней. У 33% студентов-психологов была выявлена ориентация на результат. Такие люди очень надёжны. Они добиваются результата вопреки различным препятствующим обстоятельствам. Можно отметить, что у 71% испытуемых была выявлена ориентация на альтруизм. Альтруизм является наиболее ценной общественной мотивацией, наличие которой отличает зрелого человека. У 29% испытуемых, в свою очередь, была выявлена ориентация на эгоизм, и это говорит о том, что они склонны отстаивать свои индивидуальные интересы, нежели интересы общества. Так же мы можем видеть, что 38% студентов-психологов ориентированы на труд. Обычно люди, ориентирующиеся на труд, всё время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радости и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Среди студентов-психологов 81% имеют ориентацию на свободу. Именно свобода является для них главной ценностью. По результатам диагностики у 14% студентов выявлена ориентация на власть. Для них ведущей ценностью является влияние на других. И у 24% испытуемых была выявлена ориентация на деньги. Ведущей ценностью для них является стремление к увеличению своего благосостояния.

По результатам диагностики «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой выявлено, что среди испытуемых у 38% высокие показатели общего уровня саморегуляции. Такие студенты самостоятельны, способны к адекватному восприятию изменения условий и осознанному целеполаганию. Можно наблюдать, у испытуемых с низкими показателями по данной шкале, среди которых 14% студентов-психологов, потребность в контролировании своего поведения не развита. Эти студенты зависимы от обстоятельств и чужого мнения. Так же можно отметить, что у 48% студентов-психологов обнаружены средние показатели по данной методике. Можно предположить, что их уровень саморегуляции не до конца сформирован и варьируется в зависимости от обстоятельств.

Шкала поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя/внешняя поддержка»). У 33% студентов высокие показатели по данной шкале. Это характеризует их как людей способных руководствоваться своими убеждениями и желаниями при целеполагании. Такие студенты не подвержены влиянию из вне. У 24% студентов-психологов был получен низкий показатель по данной шкале, что свидетельствует о том, что они в высокой степени зависимы, конформны и несамостоятельны. Это указывает нам на такую характеристику как внешний локус контроля у данных испытуемых. У 33% студентов-психологов выявлены средние показатели по шкале поддержки, и это позволяет нам предположить, что у данных испытуемых не сформирован локус контроля, и они могут ориентироваться на себя, либо на других в зависимости от контекста ситуации.

Так же был изучен уровень эмпатии студентов-психологов с помощью опросника «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. У 41% студентов-психологов высокий уровень эмпатии. Люди с высокими показателями по шкале эмоционального отклика альтруистичны. Такие студенты склонны к поддержанию и развитию межличностных отношений. У 45% студентов-психологов средний уровень эмпатии. Люди со средним уровнем развития эмпатии склонны судить других по поступкам, а не по своим личным впечатлениям. Они способны контролировать свои эмоции, но при этом им сложно анализировать межличностные отношения. У 14% студентов-психологов низкий уровень эмпатии. Им трудно устанавливать и поддерживать межличностные контакты.

С целью выявления связей между изучаемыми переменными нами был применен метод математической обработки данных коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате можно обозначить положительные корреляционные взаимосвязи между: межличностным эмоциональным интеллектом -эмпатией, ориентацией на альтруизм; внутриличностным эмоциональным интеллектом - саморегуляцией, интернальностью, стремлением самостоятельно принимать решения, организованностью, ориентацией на результат, саморегуляцией; ориентацией на эгоизм - экстернальностью, стремлением переложить принятие решения на другого, асоциальным поведением. Отрицательные корреляционные взаимосвязи были выявлены между пониманием эмоций - экстернальностью, ориентацией на процесс, саморегуляцией; ориентацией на эгоизм - стремлением работать в команде, замкнутостью.

Выводы. Таким образом, в связи с усилением тенденции неосознанного выбора специальности абитуриентами и возникающими по этой причине трудностями в учебном процессе и дальнейшем трудоустройстве, мы считаем необходимым выявлять в первый год обучения степень сформированности профессионально важных качеств студентов-психологов с целью возможности последующего развития и формирования тех личностных особенностей, которые станут способствовать успешной профессиональной деятельности будущих специалистов.

Литература:

1. Карпов А.В., Савин И.Г. Психологический анализ деятельности: учеб. пособие / А.В. Карпов, И.Г. Савин; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2005. - 144 с. ISBN 5-8397-0438-5

2. Семёнова В.В., Винарчик Е.А. Социальная фрустрация студентов первого курса // НАУКА. ТЕХНОЛОГИИ. ИННОВАЦИИ: сборник научных трудов: в 9 частях. Новосибирск: Изд-во Новосибирский государственный технический университет, 2016. С. 104-106.

3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с. ISBN 5-88439-015-7

Психология

УДК 316.473

магистр 2 курса Габдуллина Лиана Айратовна

Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань)

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ПОЗИТИВНОЙ И НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

Аннотация. В настоящее время наблюдаются системные изменения социокультурной среды, сопровождающиеся сменой сложившихся отношений, традиций, норм, правил поведения, активизацией миграционных процессов (в основном за счет беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших временное убежище).

Поэтому анализ этнической идентичности молодежи обретает самостоятельную значимость и требует целенаправленного исследования на материале историко-культурных регионов, в частности Татарстана, что связано с решением задач формирования толерантности в условиях поликультурной образовательной среды.

Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных этнопсихологическим феноменам, вопрос о роли этнической идентичности в обеспечении эффективной социально-психологической адаптации личности в поликультурном социуме остается открытым. При этом позитивная этническая идентичность нами рассматривается как ключевой механизм формирования межэтнической толерантности и эффективной социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, этническая идентичность, специфика социально-психологической адаптации, адаптивность, дезадаптивность, поликультурный социум, этническая группа, межэтнические отношения.

Annotation. Currently, there are systemic changes in the socio-cultural environment, accompanied by a change in the existing relations, traditions, norms, rules of conduct, the intensification of migration processes (mainly due to refugees, internally displaced persons and persons who have received temporary asylum).

Therefore, the analysis of the ethnic identity of young people acquires its own importance and requires targeted research based on the material of historical and cultural regions, in particular Tatarstan, which is associated with the solution of the problems of tolerance formation in a multicultural educational environment.

Despite the large number of studies devoted to ethnopsychological phenomena, the question of the role of ethnic identity in ensuring effective social and psychological adaptation of the individual in a multicultural society remains open. At the same time, we consider positive ethnic identity as a key mechanism for the formation of inter-ethnic tolerance and effective social and psychological adaptation.

Keywords: socio-psychological adaptation, ethnic identity, specificity of socio-psychological adaptation, adaptability, disadaptation, multicultural society, ethnic group, interethnic relations.

Введение. В настоящее время наблюдается трансформация социокультурной среды. Учитывая, что в России в целом и в Татарстане в особенности общества всегда являлось полиэтничным (согласно официальной статистике в Республике Татарстан насчитывается более 18 национальностей [1]), а миграционные процессы только этот показатель усилили, вопросы адаптации к ситуации инаковости и формирования толерантного отношения у современной молодежи приобретают особую значимость.

Одной из первоочередных задач школ и вузов как институтов социализации становится социально-психологическая адаптация обучающихся в едином образовательном и социокультурном пространстве. При этом эффективная адаптация выступает рычагом регулирования межличностного и межгруппового взаимодействия обучающихся и платформой воспитательных превентивных мероприятий. Отметим, что социально-психологическая адаптация определяется нами как согласование компонентов системы «личность-социокультурная среда» в результате взаимодействия личности с совокупностью материальных и социальных составляющих социокультурной среды.

Основная цель нашего исследования заключается в выявлении специфики социально-психологической адаптации у студентов с позитивной и неопределенной этнической идентичностью.

Изложение основного материала статьи. Этническая идентичность имеет более узкую направленность в виде принадлежности к определенной этнической группе или этносу. Позитивная этническая идентичность рассматривается как «норма» при условии гармоничного межэтнического взаимодействия, однако отклонение от нормы порождает разные типы идентичности (высокая этническая идентичность) [4, c. 6-9].

Социально-психологическая адаптация студентов и их самосознания начинаются с его ядра - этнической идентичности. Предлагается рассматривать три вида ее социально-психологической адаптации:

а) этническая идентичность может «размываться», что выражается в неопределенности этнической принадлежности;

б) возможен отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию, что выделяется как позитивная этническая идентичность;

в) этническая идентичность может гиперболизироваться и в контексте межэтнических отношений принимать дискриминационные формы [3, c. 202].

Для формирования позитивной этнической идентичности у молодежи выступает ряд механизмов моделирующих особое символическое пространство, в котором этничность не только представляется общественности как нечто позитивное, но и конструируется как первичные этнокультурные ценности [2, с. 82-92].

По мнению А.Ю. Тулыниной, у студенческой молодежи этническая идентичность представляет собой переменную величину. Так, находясь во влиянии внутренних и внешних факторов, она может быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.