Научная статья на тему 'Особенности проявления толерантности у будущих психологов и педагогов'

Особенности проявления толерантности у будущих психологов и педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батюта Марина Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна, Шибалова Екатерина Евгеньевна

В данной статье обсуждаются вопросы педагогической толерантности как профессионально важного качества будущих психологов и педагогов. В статье представлено обобщенное определение толерантности как интегративного качества, проявляющегося в готовности и способности человека, слышать и уважать мнение других, взаимодействовать с ними на основе согласия. Представлен сравнительный анализ толерантных и интолерантных установок у студентов-будущих психологов и педагогов, описана специфика структурных взаимосвязанных компонентов: поведенческого, когнитивного, эмоционально-волевого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TOLERANCE AS A PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY IN FUTURE PSYCHOLOGISTS

This article discusses the issues of pedagogical tolerance as a professionally important quality of future psychologists and teachers. The article presents a generalized definition of tolerance as an integrative quality, manifested in the readiness and ability of a person to hear and respect the views of others, to interact with them on the basis of consent. The article presents a comparative analysis of tolerant and intolerant attitudes of students-future psychologists and teachers, describes the specifics of the structural interrelated components: behavioral, cognitive, emotional and volitional.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления толерантности у будущих психологов и педагогов»

Согласно результатам экспериментального исследования были установлены изменения в эмоциональной сфере младших школьников. Наблюдается положительная динамика в снижении уровня тревожности. По результатам коррекционно-развивающей программы, можно предположить, что учащиеся стали более уверенные в себе, открыты педагогу, родителям и сверстникам. Ребята активно включались в деятельность, проявляли интерес и творческую инициативность.

Подводя итоги реализации формирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что психокоррекционная работа по снижению уровня тревожности у младших школьников продемонстрировала определенную результативность. Статистический анализ результатов подтвердил эффективность проведенной психокоррекционной работы.

Результаты проведения формирующего эксперимента подтвердили возможность преодоления тревожности у детей путем проведения коррекционно-развивающих упражнений. Результаты диаграммы доказывают, что после курса психокоррекционной работы, у младших школьников произошло снижение высокого уровня тревожности. Это говорит о том, что составленная и апробированная программа психокоррекционной работы с детьми эффективна и в дальнейшем может быть использована.

Литература:

1. Баранова Э. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников. [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014, № 3, http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/491

2. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология. М.,Логос, 2012.

3. Батюта М.Б.,Семенова Е.А. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. Серия Педагогика и психология, 52 (4).

4. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функционирования эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. - 1974. - №6.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

6. Князева Т.Н., Сидорина Е.В. Психологические особенности осмысления младшими школьниками морально-нравственных категорий// Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57(4). С. 309-316.

6. Люблинская А.А. Детская психология, Учебное пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1971. - 526 с.

Психология

УДК: 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Батюта Марина Борисовна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический

университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород);

магистр Шибалова Екатерина Евгеньевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы педагогической толерантности как профессионально важного качества будущих психологов и педагогов. В статье представлено обобщенное определение толерантности как интегративного качества, проявляющегося в готовности и способности человека, слышать и уважать мнение других, взаимодействовать с ними на основе согласия. Представлен сравнительный анализ толерантных и интолерантных установок у студентов-будущих психологов и педагогов, описана специфика структурных взаимосвязанных компонентов: поведенческого, когнитивного, эмоционально-волевого. Ключевые слова: толерантность, интолерантность, профессионально важное качество. Annotation. This article discusses the issues of pedagogical tolerance as a professionally important quality of future psychologists and teachers. The article presents a generalized definition of tolerance as an integrative quality, manifested in the readiness and ability of a person to hear and respect the views of others, to interact with them on the basis of consent. The article presents a comparative analysis of tolerant and intolerant attitudes of students-future psychologists and teachers, describes the specifics of the structural interrelated components: behavioral, cognitive, emotional and volitional.

Keywords: tolerance, intolerance, professionally important quality.

Введение. Проблема толерантности в последние десятилетия стала одной из наиболее актуальных в политике, философских, педагогических и других гуманитарных исследованиях [1, 3, 4, 5]. В психологии нет чёткого ответа по психологическому содержанию толерантности, не выявлены индивидуально-психологические факторы толерантности, когнитивный компонент толерантности. Всё это, обусловливает необходимость анализа проблемы толерантности как профессионально важного качества психолога.

Формулировка цели статьи. Под толерантностью мы понимаем интегративное качество, проявляющееся в готовности и способности человека, слышать и уважать мнение других, взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность рассматривается нами, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, преобладания какой-то одной точки зрения, признание многообразия и многомерности человеческой культуры, признанию. В структуре данного феномена мы выделили следующие компоненты: когнитивный компонент, связан с наличием информационного поля о содержательных характеристиках сущности понимания и уважения «иного», умения или желания понимать или принимать индивидуальность других людей; эмоционально-волевой компонент, проявляется в потребности диалогового общения, признании смыслов бесконфликтного взаимодействия; поведенческий

компонент, (личностный) проявляется в совокупности коммуникативных умений, обеспечивающих мирное сосуществование с другими людьми вне зависимости от статусных и национальных характеристик [6, 7].

Испытуемыми выступили студенты психологического факультета и студенты факультета физической культуры 2 и 4 курсов.

Для исследования когнитивного компонента использовалась методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В. Бойко [2], которая позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Изложение основного материала статьи. Среднее значение общей суммы баллов в выборке психологов равно 5,2 балла, в выборке студентов физической культуре 4,7 баллов, что свидетельствует о тенденцию к понижению уровня интолерантности у студентов факультета физической культуры. Сравнительный анализ количественных и качественных результатов показал, что высокий уровень коммуникативной толерантности проявляется у 46% студентов психологического факультета и 55% студентов факультета физической культуры. Это свидетельствует о том, что опрошенные отличаются тактичностью в общении, признают право других на собственное мнение, не имеют привычки поучать окружающих, проявляют терпение, когда им либо возражают, либо не соглашаются в чем-то с их правильной позицией. Низкий уровень коммуникативной толерантности отмечен лишь у 3% студентов психологического факультета и 0% студентов факультета физической культуры отличающихся неумением понимать и принимать индивидуальность других людей, прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности, а так же стремлением подогнать собеседника под себя, сделать его «удобным». Очень низкий уровень коммуникативной толерантности не отмечен ни у одного испытуемого.

Сравнительный анализ результатов исследования по шкалам показал, что у студентов психологического факультета высокий уровень толерантности по следующим показателям: нетерпимость к дискомфорту (80%) и неумения скрывать чувства (66%) Следовательно, будущие психологи терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался другой, также они не стремятся подогнать других участников коммуникации под себя. Студенты факультета физической культуры терпимы по таким шкалам, как использование себя как эталона (85%), нетерпимость к дискомфорту (85%), плохое приспособление (75%). Это говорит о том, что будущие педагоги, оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, не рассматривают в качестве эталона самого себя. Также они терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался другой. При этом они хорошо приспосабливаются к характерам, привычкам или притязаниям других.

Студенты психологического факультета показали низкий уровень толерантности по следующим показателям: желание сделать партнёра удобным (17%) и категоричность, консервативность (12%). Следовательно, большинству будущим психологам присуща категоричность или консервативность в оценках людей, желание подогнать других к своему характеру, привычкам, притязаниям. У студентов факультета физической культуры также выявлены интолерантные коммуникативные установки, как неприятие индивидуальности (10%), неумение скрывать чувства (10%), желание сделать партнёра удобным (10%), неумение прощать ошибки (10%), плохое приспособление (10%), что требует дополнительной целенаправленной работы по формированию коммуникативной толерантности в целом в процессе обучения в вузе.

Недостаточный уровень развития коммуникативной толерантности у студентов, может осложнить их становление в профессиональной деятельности, ведь профессия педагога и психолога предполагает постоянное взаимодействие с людьми.

Для исследования эмоционально-волевого компонента использовалась методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко и методика диагностики уровня эмпатии В.В.Бойко.

Сравнительный анализ количественных и качественных результатов по методике диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов показал, что высокий уровень эмоциональной эффективности общения проявляется у 3% студентов психологического факультета и 5% студентов факультета физической культуры. Это свидетельствует о том, что опрошенным эмоции обычно не мешают общаться с партнерами. 29% респондентов психологического факультета и 30% обучающихся на факультете физической культуры имеют средний уровень эмоциональной эффективности общения. У этих испытуемых имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. Низкий уровень эмоциональной эффективности общения проявляется у 68% студентов-психологов и 65% студентов-педагогов. О них можно сказать, что эмоции в некоторой степени осложняют им взаимодействие с партнерами.

Исследование показало, что 40% испытуемых психологического факультета и 40% испытуемых факультета физической культуры имеют высокий уровень эмпатии. Это говорит о том, что, будущие психологи и педагоги чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравится «читать» лица людей и «заглядывать» в их будущее, они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык, стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Окружающие ценят их за душевность. Хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Низкий уровень эмпатии отмечен у 11% студентов психологического факультета. Испытуемые затрудняются первым начать разговор, держатся особняком среди коллег. Особенно трудны для них контакты с детьми и лицами, которые намного старше их самих. Во многом не находят взаимопонимания с окружающими.. В деятельности слишком центрированы на себе и болезненно переносят критику в свой адрес, хотя могут на нее бурно не реагировать.

Анализ значений результатов каждой из шкал показал, что рациональный канал эмпатии преобладает у 9% студентов психологического факультета и 15% студентов факультета физической культуры. Это говорит о том, что испытуемые направляют своё внимание, восприятие и мышление эмпатирующего на сущность любого другого человека - на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность. 32% студентов-психологов и 20% студентов-педагогов обладают способностью входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать

поведение и эффективно воздействовать, возможно, только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание исполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Также выявлено, что 11% респондентов психологического факультета и 5% обучающихся на факультете физической культуры имеют способности видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции формируются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от стереотипов, чем осмысленное понимание партнеров.

Исходя из полученных данных можно заключить, что существует статистически значимые различия (по критерию Б-Манна-Уитни) между студентами психологического факультета и студентами, обучающихся на факультете физической культуры по переменной рациональный канал, т.к. р = 0,008443 при и = 129 (при р < 0,05 уровне значимости). По переменной интуитивный канал эмпатических способностей эмпатия, т.к. р = 0,008080 при И =196 (при р<0,05 уровне значимости), по переменной эмоциональный канал эмпатических способностей эмпатия, т.к. р = 0,008160 при И = 164,5 (при р < 0,05 уровне значимости).

Таким образом, существуют различия в проявлении эмпатических способностей, а именно, студентам психологического факультета более свойственны: интуитивный и эмоциональный каналы эмпатических способностей и способность в эмпатии; студентам факультета физкультура и спорт - рациональный канал эмпатических способностей и идентификация в эмпатии.

11% испытуемых психологического факультета и 15% испытуемых факультета физической культуры считают неуместным проявлять любопытство к другой личности, убеждают себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности. 20% студентов-психологов и 30% студентов-педагогов эмпатию расценивают как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. 17% студентов психологического факультета и 15% обучающихся на факультете физической культуры умеют понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии.

Для исследования поведенческого компонента (личностного) использовалась методика оценки коммуникабельности, предложенная В.Д. Ряховским. 80% испытуемых психологического факультета и 80% студентов факультета физической культуры имеют средний уровень коммуникабельности. С целью получения дополнительной информации о поведенческом компоненте студентам была предложена методика ранжирования важных для психолога личностных качеств: интерес и уважение к людям; уравновешенность, терпимость; сочувствие, сопереживание; отсутствие стереотипов, предрассудков; умение слушать и понять другого человека; способность к критике и самокритике; стрессоустойчивость; способность к рефлексии своих переживаний; энтузиазм по отношению к работе и её задачам; дисциплинированность; ответственность; целеустремлённость, настойчивость; искренность в общении; интуиция, умение прогнозировать события; вежливость.

36% испытуемых психологического факультета и 15% испытуемых факультета физической культуры выделяют такое важное качество для психолога, как «Умение слушать и понять другого человека». 18% студентов-психологов и 15% студентов-педагогов также выделили такое важное качество, как «Интерес и уважение к людям». Также 15% студентов-педагогов выделили такие важные качества в профессиональной деятельности у студентов-психологов, как «Целеустремлённость, настойчивость», «Искренность в общении» и «Интуиция, умение прогнозировать события». 18% студентов-психологов и 15% студентов-педагогов выделили такие незначимые качества для психолога, как «Отсутствие стереотипов, предрассудков». Также 18% будущих психологов выделили незначимым такое качество, как «Интуиция, умение прогнозировать события». «Способность к рефлексии своих переживаний» выделили незначимым качеством 6% обучающихся на психологическом факультете и 20% обучающихся на факультете физической культуры. Такое качество как «Энтузиазм по отношению к работе и её задачам» также был выделен незначимым качеством для психолога среди 9% студентов-психологов и 20% студентов-педагогов.

Таким образом, для толерантных респондентов чаще характерно доминирование таких ценностей, как «Умение слушать и понять другого человека», «Интерес и уважение к людям», «Целеустремлённость, настойчивость», «Искренность в общении». А для интолерантных психологов в большей степени свойственны такие качества, как «Отсутствие стереотипов, предрассудков», «Интуиция, умение прогнозировать события», «Способность к рефлексии своих переживаний», «Энтузиазм по отношению к работе и её задачам».

Выводы. У большинства студентов, принявших участие в исследовании, был выявлен средний уровень толерантности, который может проявляться в виде ситуативной, профессиональной и типологической коммуникативной толерантности. Сравнение средних значений показателей толерантности, ее видов и компонентов у студентов психологов и студентов факультета физической культуры выявило:

- отсутствие статистически значимых различий между средними значениями показателей коммуникативной толерантности, уровня эмоциональной эффективности в общении, уровня эмпатии, уровня общительности;

- наличие статистически значимых различий между средними значениями рационального, эмоционального и интуитивного каналов эмпатии;

- наличие межполовых различий в проявлении коммуникативной толерантности у студентов не обнаружено;

- сравнение средних значений общего балла толерантности студентов свидетельствует о том, что для студентов обеих групп характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. Выявлено единообразное распределение средних значений компонентов толерантности у студентов обеих групп.

Большинство студентов обеих групп демонстрируют толерантность как черту личности, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Полученные данные могут рассматриваться как вполне условные, так как разница их средних значений крайне мала и статистически не выражена. Тем не менее данная картина сходства и различия видов и компонентов толерантности у студентов факультета психологии и педагогики и факультета физической культуры и спорта может рассматриваться как возможная тенденция. Проверка этих различий как тенденции является перспективным направлением исследования.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. - 349 с.

2. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. - 159 с.

3. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. 2006. №1. - 271 с.

4. Князева Т.Н., Масалимова А.Р., Батюта М.Б., Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016, № 2, http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/216

5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004. - 317 с.

6. Мириманова М.С. Толерантность как система воспитания // Развитие личности. 2002. №2.

7. Knyazeva T. N., Powszechna F. V., Batuta M. B., Lebedevа O.V., Sidorirn E.V. the Structure of the worldview of future teachers as a reflection of the transformation of social values // international review of "Management and marketing". 2015.- Vol. 4, No. 5. C/259-264.

Психология

УДК 159.922.1

учащаяся магистратуры по направлению «Психология», профиль «Практическая психология» Белаш Наталья Игнатьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород);

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры

практической психологии Семенова Лидия Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА Я ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И МАТЕРИНСКИХ

СЕМЕЙ

Аннотация. В статье обсуждается проблема образа Я как одного из структурных компонентов Я-концепции личности в подростковом возрасте. Представлены результаты сравнительно анализа содержательных аспектов образа Я подростков, воспитывающихся в полных семьях и в условиях отцовской депривации (материнские семьи). Показаны некоторые особенности самоописаний подростков из материнских семей в отличие от их сверстников из полных семей.

Ключевые слова: образ Я, Я-концепция, подростки, самоописания, полные семьи, материнские семьи.

Annotation. The article discusses the problem of the image of I as one of the structural components of I-concept of personality in adolescence. The article presents the results of a comparative analysis of the content aspects of the image of I of teenagers who are brought up in full families and in terms of paternal deprivation (maternal families). Some features of self-descriptions of teenagers from maternal families in contrast to their peers from full families are shown.

Keywords: self-image, self-concept, teenagers, self-descriptions, full families, maternal families.

Введение. Проблема личности и ее самосознания издавна интересовала ученых. Однако она до сих пор остается одной из немногих, которые по-прежнему активно изучаются как зарубежными, так и отечественными специалистами [2; 3; 4; 8; 12; 15 и др.]. При этом особый интерес у психологов вызывает итоговый продукт процесса самосознания - феномен Я-концепции личности и его структурные компоненты, среди которых образ Я [1; 8; 13 и др.].

Заметим, что, в настоящее время уже накоплено достаточное количество научных сведений относительно условий становления образа Я [1; 2; 3; 5; 10; 11 и др.], его гендерной специфики [8; 9; 13 и др.] и особенностей у людей разных возрастов, включая период детства и подростковый возраст [2; 3; 9; 10; 12; 13 и др.], в том числе с учетом фактора родительской депривации [6; 7 и др.]. И все же в силу своей сложности и многоаспектности феномен образа Я продолжает исследоваться и далее, в частности, в контексте проблемы развития и воспитания детей в неполных семьях [11].

Формулировка цели статьи. В рамках данной статьи мы анализируем специфику содержательных аспектов образа Я подростков из полных и материнских семей.

Изложение основного материала статьи. В рамках своего исследования мы рассматриваем образ Я как когнитивный компонент Я-концепции, в самом широком смысле понимаемой как совокупность представлений человека о самом себе (своих интеллектуальных, физических, социальных и других характеристиках), неразрывно связанная с их самооценкой и выражающаяся в определенном поведении [3; 6]. Образ Я включает в себя совокупность всех знаний индивида о себе, к которым относятся любые статусные, атрибутивные, психологические характеристики, самоописания, характеризующие неповторимость личности через сочетание ее отдельных черт [3]. Таким образом, содержание образа Я выражает то, что может отличить человека от других, что он считает имеющим отношение к себе, причем наиболее значимым в себе [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.