Научная статья на тему 'Развитие эмоционального интеллекта при подготовке психологов на примере курса «Методологические основы психологии»'

Развитие эмоционального интеллекта при подготовке психологов на примере курса «Методологические основы психологии» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
924
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МОДЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА / МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ / ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ / ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИЙ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / MODELS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PSYCHOLOGISTS / METHODOLOGY OF PSYCHOLOGY / PRINCIPLES OF PSYCHOLOGY / EDUCATION OF EMOTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусийчук М.В.

В статье рассматриваются основные положения проблемы эмоционального интеллекта, разработанные в отечественной и зарубежной психологии, как основа для развития эмоционального интеллекта. Новизна авторского подхода, реализованного при чтении курса «Методологические основы психологии», определяется в ряде критериев: 1) в построении упражнений, направленных на актуализацию роли субъекта, активизирующих настойчивость, позволяющих самоактуализироваться в творчестве; 2) освоении принципов, категорий и парадигм психологии в эмоционально привлекательной форме, что способствует развитию эмоционального интеллекта; 3) эвристическом потенциале упражнений, основанных на когнитивно-аффективной природе юмора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of emotional intelligence in psychologists'' training by case study of the course "Methodological Foundations of Psychology"

The article considers the main theses of the problem of emotional intelligence that were developed in Russian and foreign psychology as a basis of the emotional intelligence development. Scientific novelty of the author's approach implemented in the teaching of the "Methodological Foundations of Psychology" course is determined by a number of criteria: 1) building of exercises aimed at updating of subject's role, reinforcing persistence, allowing creative fulfilment; 2) learning of the principles, categories, and paradigms of psychology in the emotionally attractive form, which contributes to the development of emotional intelligence; 3) heuristic potential of exercises based on the cognitive affective nature of humour.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционального интеллекта при подготовке психологов на примере курса «Методологические основы психологии»»

УДК 372.8

Мусийчук Мария Владимировна

доктор философских наук, профессор кафедры психологии Института педагогики, психологии и социальной работы Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ НА ПРИМЕРЕ КУРСА «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Musiychuk Maria Vladimirovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Psychology Department, Institute of Education Science, Psychology and Social Work, Magnitogorsk State Technical University

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PSYCHOLOGISTS' TRAINING BY CASE STUDY OF THE COURSE "METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PSYCHOLOGY"

Аннотация:

В статье рассматриваются основные положения проблемы эмоционального интеллекта, разработанные в отечественной и зарубежной психологии, как основа для развития эмоционального интеллекта. Новизна авторского подхода, реализованного при чтении курса «Методологические основы психологии», определяется в ряде критериев: 1) в построении упражнений, направленных на актуализацию роли субъекта, активизирующих настойчивость, позволяющих самоактуализироваться в творчестве; 2) освоении принципов, категорий и парадигм психологии в эмоционально привлекательной форме, что способствует развитию эмоционального интеллекта; 3) эвристическом потенциале упражнений, основанных на ко-гнитивно-аффективной природе юмора.

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, модели эмоционального интеллекта, профессионально важные качества психолога, методология психологии, принципы психологии, воспитание эмоций.

Summary:

The article considers the main theses of the problem of emotional intelligence that were developed in Russian and foreign psychology as a basis of the emotional intelligence development. Scientific novelty of the author's approach implemented in the teaching of the "Methodological Foundations of Psychology" course is determined by a number of criteria: 1) building of exercises aimed at updating of subject's role, reinforcing persistence, allowing creative fulfilment; 2) learning of the principles, categories, and paradigms of psychology in the emotionally attractive form, which contributes to the development of emotional intelligence; 3) heuristic potential of exercises based on the cognitive affective nature of humour.

Keywords:

emotional intelligence, models of emotional intelligence, professionally important qualities of psychologists, methodology of psychology, principles of psychology, education of emotions.

При рассмотрении проблемы развития эмоционального интеллекта как составной части процесса формирования профессионально важных качеств психологов считаем нужным обратиться к высказыванию Л.С. Выготского: «Путь определений и классификации, который проделывала психология на протяжении нескольких столетий, привел к тому, что психология чувств оказалась самой бесплодной и скучной из всех глав этой науки» [1, с. 127]. Эта мысль актуальна и в связи с изучением эмоционального интеллекта в настоящее время. Отметим также, что Л.С. Выготский в своих работах подчеркивал связь интеллекта и аффекта. Эти идеи развивали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко.

Проблема развития эмоционального интеллекта будущих психологов актуальна по ряду оснований. Во-первых, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), депрессивным состояниям в настоящее время подвержено около 400 млн людей, населяющих нашу планету. Эта проблема касается примерно каждого двадцатого человека. Вспомним слова Чарлза Дарвина, совершенно справедливо утверждавшего, что эмоции, возникшие в ходе эволюции, влияют на процесс восприятия окружающего мира и на основании эмоций живые существа определяют значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. Отметим, что в соответствии с данными ВОЗ ежедневно в мире в результате суицидов погибает около 3 тыс. человек. Под влиянием эмоций происходит изменение восприятия внешнего мира. Пол Экман писал, что, когда мы охвачены неподходящей эмоцией, мы интерпретируем происходящее в соответствии с тем, что мы чувствуем, и игнорируем ту информацию, которая не соответствует нашему чувству.

Во-вторых, профессиональная деятельность психолога связана с большими эмоциональными нагрузками, ведущими к эмоциональному выгоранию. Следовательно, развитый эмоциональный интеллект позволит психологу более продуктивно регулировать собственные эмоции в процессе осуществления профессиональной деятельности. В связи с этим обратимся к мысли

П.В. Симонова, изложенной в работе «Эмоциональный мозг»: «Методы науки не в состоянии познакомить нас с переживанием боли, удовольствия, радости, отчаяния и т. п. другого человека. Эту возможность дает только сопереживание, роль которого до сих пор в полной мере не оценена ни теорией, ни практикой воспитания. Было бы ошибкой полагать, что функции механизма сопереживания ограничиваются одним лишь приобщением нас к внутреннему миру других людей. Представление о сопереживании как о чем-то архаичном, грубом, приблизительном по сравнению с мышлением и, имея в виду его изощренную логику, право же, несправедливо: вчувствоваться можно не менее глубоко, чем вдуматься. Мир переживаний, сопровождающих процесс общения между людьми, может быть чрезвычайно богат, усложнен и тонок, оставаясь невербализуемым» [2, с. 7-8]. В контексте рассматриваемой проблемы особый интерес для нас представляет сравнение П.В. Симоновым мышления и переживания в процессе общения между людьми.

В-третьих, проблема изучения эмоционального интеллекта находится в стадии активного освоения учеными и практиками. В теоретическом плане разработано значительное количество интересных концепций. Существует потребность в разработке новых методических средств для развития эмоционального интеллекта. В связи с этим считаем не утратившей актуальность мысль П.В. Симонова о разговорах о «плохих и хороших» эмоциях, «воспитании эмоций», «развитии и обогащении эмоциональной сферы личности» и т. п. «Воспитание есть формирование такого набора, иерархии и норм удовлетворения потребностей, которые были бы оптимальны для развития личности и общества в целом» [3, с. 194].

Автор подчеркивает, что апелляция к сознанию и сознательности - наименее продуктивный путь формирования сферы мотивов. Реальный путь - это вооружение субъекта теми средствами и способами, использование которых порождало бы положительные эмоции на базе социально ценных мотиваций. Особое значение здесь имеют потребности познавательно-творческого типа, способные доставлять радость и удовлетворение в процессе самой деятельности до момента достижения ее конечного материального и социального результата. Эмоции, возникнув, имеют тенденцию усиливаться. Обратимся еще раз к мысли Пола Экмана, справедливо подчеркивающего, что благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Эмоции могут возникать настолько быстро, что сознательное «я» не принимает участия в формировании в психике того, что дает импульс к возникновению этой эмоции.

В первой трети ХХ в. Эдвард Ли Торндайк, педагог и психолог, рассуждал о социальном интеллекте [4]. Работа о социальном интеллекте с идентичным названием издается в 1937 г. Автор работы - потомственный психолог, ученик Э.Л. Торндайка Роберт Торндайк. Тремя годами позже, в 1940 г. еще один ученик Торндайка-отца Дэвид Векслер начинает публиковать цикл статей об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах. В своих статьях Д. Векслер подчеркивал, что для успешности социальной адаптации неинтеллектуальные компоненты имеют большее значение, чем интеллектуальные. Логическим продолжением начатого направления исследований явились работы Говарда Гарднера (1983), писавшего о множественном интеллекте. Американские психологи Джон Мейер и Питер Сэловей ввели понятие «эмоциональный интеллект» и начали цикл исследований по его измерению. Исследователи описали эмоциональный интеллект как совокупность четырех навыков: точность оценки и выражения эмоций; использование эмоций в мыслительной деятельности; понимание эмоций; управление эмоциями. При этом эмоциональный интеллект определялся как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [5]. Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны к более быстрому прогрессу в определенных способностях и более эффективному их использованию [6, p. 10-11].

Дальнейшие исследования проводились авторским коллективом в следующем составе: Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо. Итогом совместной деятельности явилась доработанная модель эмоционального интеллекта (первая публикация в 1997 г.). В новом варианте модели эмоционального интеллекта содержатся представления авторов о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с другими людьми или предметами. При этом связи могут быть актуального характера, являться воспоминаниями или носить характер воображаемых. Изменение связей с людьми и предметами является причиной изменения эмоций, переживаемых человеком по этому поводу, при этом может не осознаваться источник импульса, влияющего на модальность эмоции [7].

В смешанных моделях, появившихся в 1990-е гг., эмоциональный интеллект характеризуется на основе когнитивных и личностных компонентов. Авторами данных теорий выступают Р. Бар-Он и Д. Гоулман. По аналогии с понятием «коэффициент интеллекта» - IQ, Р. Бар-Он (1985) вводит понятие «коэффициент эмоциональности» (emotional quotient) [8]. В концепции

Р. Бар-Она представлено пять компонентов эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов включает в свой состав несколько субкомпонентов. Подробнее эта модель выглядит следующим образом: 1) познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; 2) навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; 3) способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость; 4) управление стрессом: устойчивость к стрессу, контроль импульсивности; 5) преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

В концепции Д. Гоулмана эмоциональный интеллект обосновывается как способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции других людей для достижения собственных целей [9]. Д. Гоулман развил в своей теории представления об эмоциональном интеллекте Дж. Мей-ера и П. Сэловея, добавив к выделенным этими учеными компонентам ряд личностных характеристик: энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Модель Д. Гоулмана подвергалась трансформациям и в окончательном варианте представляет собой четырехкомпонентную структуру: самосознание, самоконтроль, социальное понимание, управление взаимоотношениями.

Проблему эмоционального интеллекта в контексте метакогнитивной парадигмы рассматривают А.В. Карпов и А.С. Петровская. Авторы характеризуют эмоциональный интеллект следующим образом: «Это образование является одновременно когнитивным (с точки зрения познания индивидом своих эмоций и чувств других людей) и регулятивным (позволяющим субъекту регулировать собственные эмоциональные процессы и контролировать эмоции окружающих)» [10].

В России термин «эмоциональный интеллект» введен в психологическую теорию Г.Г. Гор-сковой, определившей эмоциональный интеллект как «способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе анализа и синтеза» [11]. В настоящее время подробный анализ истории изучения эмоционального интеллекта представлен в работах И.Н. Андреевой [12]. Автором проведено значительное количество теоретических и практических исследований, направленных на изучение эмоционального интеллекта, изучена роль эмоций в познавательной деятельности студентов в высшей школе [13]. Двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта предложена Д.В. Люсиным [14].

Новизна авторского подхода, реализованного при чтении курса «Методологические основы психологии», определяется в ряде критериев: 1) в построении упражнений, направленных на актуализацию роли субъекта, активизирующих настойчивость, позволяющих самоактуализироваться в творчестве; 2) освоении принципов, категорий и парадигм психологии в эмоционально привлекательной форме, что способствует развитию эмоционального интеллекта; 3) эвристическом потенциале упражнений, основанных на когнитивно-аффективной природе юмора, реализуемой в креативном механизме юмора в науке и образовании [15; 16].

Рассмотрим упражнение «Принципы и категории психологии». Студентам предлагается следующее здание:

1. Прочитайте предложенные эссе.

2. Выделите основные положения принципов психологии.

3. Напишите рецензию на выбранное эссе. Оцените в процессе анализа полноту раскрытия автором сущностных признаков принципов психологии.

4. Напишите собственное эссе по принципам психологии.

Пример к упражнению «Принципы и категории психологии»:

«Есть в психологии, как и в любой науке, / Своя методология, а в ней / Раскрыты принципы и категории указанной науки, / И их хочу я вкратце описать.

Детерминизма принцип нам гласит / О том, что просто так ничто не происходит, / Причина есть в любом явлении - / Ее лишь нужно правильно раскрыть / И предоставить всем на обозрение.

Принцип развития довольно-таки прост, / Хотя, наверное, и сложен в то же время. / Предполагает он психических процессов изучение, / А также свойств их с точки зрения закономерного их рассмотрения.

Иерархический же принцип говорит / О том, что в личности свое есть подчинение. / Иерархия средь свойств здесь строится вот так: / Все свойства социальные, что сложные, глобальные, / Себе имеют право подчинять / Те свойства, которые элементарными и частными / Могли бы мы назвать.

Принцип активности содержит следующую суть: / Он смело утверждает, что инициативой, свободой выбора / И избирательным поведением личность обладает.

Принцип системности, ну что о нем сказать. / Основан он на том, что целую систему / Понять, осмыслить сможем лишь тогда, когда / Ее отдельных компонентов суть мы сможем уяснить / И в повторении воплотить. / И в свою очередь, наоборот: отдельных компонентов суть / Нам станет ясна лишь тогда, / Когда рассматривать мы их в контексте целостной системы станем, / Тогда уж точно все поймем, и принцип сей мы в памяти оставим. / Вот вкратце, как и обещала, я принципы и описала. / Теперь хочу вот так же кратко о категориях сказать, / Их попытаться описать.

Вот психика - одна из категорий, / Что для материи высокоорганизованной / Системным свойством выступает / И суть в себе такую заключает: / Лишь тот субъект, что психикою обладает, / Мир объективный так активно отражает, / Что на основе этого еще и поведение регулирует свое.

Сознание. О нем хочу сказать: / Присуще оно только человеку, / Ведь он общественное существо и очень важно для него / Цель деятельности сформировать и действий результат предугадать. / Для этого он мысленно сначала построит в ряд все действия свои, / Чтоб вдруг не перепутались они. / Запомнить важно следующее предложение: / Сознание - высший уровень психического отражения.

Есть среди прочих категорий такая, что общением зовется. / И вот зачем она нам всем дается: / Чтоб люди со всей Земли контакты бы друг с другом развивать могли / И деятельность совместную успешно бы вели. / Теперь хочу я личность описать / И пару слов о ней сказать. / Это конкретный человек, самосознанием который обладает, / То качество, что индивид приобретает / В общении среди людей и в предметной деятельности своей.

Теперь про отражение поговорим / И так его определим. / Как свойство для материи всеобщее / Оно необходимо для того, чтоб все объекты всей нашей Земли / Характеристики друг друга воспроизвели.

Про деятельность также не забудем / И ей определение дадим, / По видам даже мы ее распределим. / Игра, учение, общение и труд все меж собой взаимодействуют, / А в целом деятельность - это то, в чем человек, потребностью ведомый, / Поставленной когда-то цели достигает, / А в этом ему точно помогает / Взаимодействие с такой порой непредсказуемой средой. / А вот теперь, все рассмотрев и все осмыслив, / Хочу я заключить: в стихах намного проще / Методологию учить».

Рассмотрим и другие примеры выполнения упражнения «Принципы и категории психологии» на основе концепций эмоционального интеллекта.

Например, принцип детерминизма может быть осмыслен следующий образом: «Все в мире предопределено. / На этом свете все причинно: / Зачем и с кем идешь в кино, / И кто ты: женщина, мужчина. / Детерминант не изменить, / И неизбежно его влияние. / Ведь без причины как нам жить? / Это не жизнь... - Существование».

Или такая версия принципа детерминизма: «Все, что в мире происходит, / Можно легко объяснить: / Причинно-следственные связи / Объединяют всех их. / Почему на вопрос / Сразу идет ответ? / На запрос - Другой респект? / Что первым появилось на свет: / Курица или яйцо? / На все это / Детерминизм ответит легко: / Ничто не возникает из ничего!»

Еще один вариант определения принципа детерминизма в психологии: «Не может все существовать / Отдельно друг от друга. / Всему должно предшествовать / "Соседка" иль "подруга", / Которые идут / Все рука об руку».

Рассмотрим принцип развития через призму эмоционального интеллекта: «Из простого рождается сложное. / Из яйца - цыпленок, из семени - цветок. / Для развития нет невозможного, / Развитие - жизни залог».

Или так определим принцип развития: «Все течет, / Все меняется - / Это знают все. / Мы живем и развиваемся / И каждый день удивляемся, / Как мы изменяемся, / Становясь взрослей. / Развивается природа, / Изменяется погода. / Так растет и человек. / Он растет за годом год, / Род растет за веком век. / Развивается весь род. / Психики развитие / Проходит тот же путь, / Проходит все этапы / Потихоньку, по чуть-чуть».

Принцип активности может быть сформулирован в следующих версиях: «Активен каждый человек, / Процессы психики активны. / Живет в динамике субъект, / И его жизнь инициативна».

Или таким образом: «Согласно принципу активности, / Личность обладает инициативностью, / Может свободно выбирать / И что-нибудь изобретать».

Принцип активности может быть определен и следующим образом: «Высший разум характерен / Человеку по природе. / В своем выборе уверен / При любой погоде. / И высокий интеллект / Дарит нам свободу / И самостоятельность. / Все в нашей природе!»

Рассмотрим пример с формулировкой принципа системности: «Суть системности проста, / Попробуй разобраться. / Да, психика сложна, / В ней много компонентов, / Но не рассматривай их зря / Каждый отдельно. / Для того и создана она, / Система - вот какая, / Чтоб знать, почему и куда, / Что и откуда вытекает».

Еще один пример изложения принципа системности в психологии: «Все в мире всегда со всем связано, / И знать это мы обязаны. / Весь мир построен на системе, / Не той, что создана в гареме. / Системы, иерархии, / Парламенты, монархии. / Объединяют в целостность / Связи из системности / Все свойства и процессы, / Регрессы и прогрессы, / Все стороны и сферы, / Все уровни и меры».

Приведенные примеры представляют собой работы, выполненные студентами Института педагогики, психологии и социальной работы Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова при изучении курса «Методологические основы психологии».

Таким образом, в процессе реализации когнитивной и аффективной составляющих эмоционального интеллекта происходит более глубокое усвоение учебного материала, наблюдается активизация познавательной деятельности студентов. Работы студентов носят явно выраженную позитивную эмоциональную коннотацию.

Ссылки:

1. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. 1970. № 6.

2. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

3. Там же. С. 194.

4. Torndike E.L. Intelligence and its uses // Harpers Magazine. 1920. № 140. P. 227-235.

5. Mayer D., Salovey P. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9. P. 185-211.

6. Mayer D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional intelligence: Implications for education / eds.: P. Salovey, D. Sluyter. New York, 1997. P. 3-31.

7. Mayer J., Salovey P., Caruso D. Competing models of emotional intelligence // Handbook of human intelligence / ed. by R.J. Sternberg. New York, 2000. P. 396-420.

8. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto, 2004. 113 p.

9. Goleman D. Emotional intelligence. New York, 2005. 358 p.

10. Карпов А.В., Петровская А.С. Проблемы эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма // Вестник интегративной психологии. 2006. Вып. 4. С. 42-47.

11. Горскова Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру // Ананьевские чтения : тез. науч.-практ. конф. СПб., 1999.

12. Андреева И.Н.: 1) Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-65 ; 2) Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Там же. 2006. № 3. С. 78-87.

13. Андреева И.Н. Роль эмоций в процессе познавательной деятельности студентов // Вышэйшая школа. 2009. № 2. С. 27-30.

14. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2004. С. 29-36.

15. Мусийчук М.В. Методологические основы психологии : учеб. пособие. Магнитогорск, 2015.

16. Мусийчук М.В. Юмор как основа развития интеллектуальной активности. Магнитогорск, 2005.

References:

Andreeva, IN 2006, 'Emotional Intelligence: A study of the phenomenon', Voprosypsikhologii, no. 3, pp. 78-87, (in Russian). Andreeva, IN 2007, 'Preconditions for the development of emotional intelligence', Voprosy psikhologii, no. 5, pp. 57-65, (in Russian).

Andreeva IN 2009, 'The role of emotions in the process of cognitive activity of students', Vysheyshaya shkola, no. 2, pp. 2730, (in Russian).

Bar-On, R 2004, Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual, Toronto, 113 p. Goleman, D 2005, Emotional intelligence, New York, 358 p.

Gorskova, GG 1999, 'The introduction of the concept of emotional intelligence in psychological culture', Anan'yevskiye cht-eniya : tez. nauch.-prakt. konf, St. Petersburg, (in Russian).

Vygotsky, LS 1970, 'Spinoza and his teaching about emotions in the light of modern psychoneurology', Voprosy filosofii, no. 6, (in Russian).

Karpov, AV & Petrovskaya, AS 2006, 'Problems of emotional intelligence in the paradigm of modern meta cognitivism', Vestnik integrativnoy psikhologii, vol. 4, pp. 42-47, (in Russian).

Lyusin, DV 2004, 'Current concepts of emotional intelligence', in DV Lyusin & DV Ushakov (eds), Social Intelligence: Theory, measurement, research, Moscow, pp. 29-36, (in Russian).

Mayer, D & Salovey, P 1990, 'Emotional intelligence', Imagination, Cognition and Personality, vol. 9, pp. 185-211. Mayer, D & Salovey, P 1997, 'What is emotional intelligence?', Emotional development and emotional intelligence: Implications for education, New York, pp. 3-31.

Mayer, J, Salovey, P & Caruso, D 2000, 'Competing models of emotional intelligence', Handbook of human intelligence, New York, pp. 396-420.

Musiychuk, MV 2015, Methodological bases of psychology, Magnitogorsk, (in Russian).

Musiychuk, MV 2005, Humor as a basis for the development of intellectual activity, Magnitogorsk, (in Russian).

Simonov, PV 1981, The emotional brain, Moscow, (in Russian).

Torndike, EL 1920, 'Intelligence and its uses', Harpers Magazine, no. 140, pp. 227-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.