Психологические науки Psychological Sciences
Научная статья
УДК 37.032
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70
Лариса Михайловна Наймушина
Кубанский государственный университет Россия, Краснодар ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8878-7263 e-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Аннотация: Статья посвящена истории становления эмоционального интел-лектав психологии. Особое внимание обращено на то, что данная проблема актуальна как в отечественной, так и в зарубежной науке. Проведен тщательный анализ различных подходов к определению понятия, отмечены трудности в его изучении. Выявлена и обоснована необходимость продолжения исследования данного феномена, его значимости в структуре личности. В публикации выделено понятие коэффициента интеллекта. Затрагивается тема социального интеллекта как умения взаимодействовать с другими людьми. Отражена проблема взаимосвязи эмоций и интеллекта. Эмоциональный интеллект показан в статье как эмоциональная и социальная компетентность, совокупность некогнитивных способностей, компетенций, умений,способность личности распознавать и понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими.
Ключевые слова: интеллект, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, эмоции, эмоциональный коэффициент
Для цитирования: Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. №4. с. 63-70. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70
Original article
Larisa M. Naimushina
Kuban State University Russia, Krasnodar ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8878-7263 e-mail: [email protected]
HISTORY OF FORMATION OF THE CONCEPT OF «EMOTIONAL INTELLIGENCE» IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE
Abstract: The article is devoted to the history of the formation of emotional intelligence in psychology. Particular attention is paid to the fact that this problem is relevant both in domestic and foreign science. A thorough analysis of various approaches to the definition of the concept is carried out, difficulties in its study are noted. Revealed and substantiated the need to continue the study of this phenomenon, its significance in the structure of personality. This publication highlights the concept of IQ. The topic of social intelligence as the ability to interact with other people is briefly discussed. The problem of relationship between emotions and intelligence is reflected. Emotional intelligence is shown in the article as emotional and social competence, a set of non-cognitive abilities, competencies, skills, the ability of a person to recognize and understand their own and other people's emotions, and also to manage them.
Keywords: intelligence, emotional intelligence, social intelligence, emotions, emotional quotient
For citation: Naymushina L.M. The history of the formation of the concept of «emotional intelligence» in psychological science. Pedagogy: history, perspectives. 2020. Vol. 3. No. 4. P. 63-70.
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70 (In Russ., abstract in Eng.).
Теория эмоционального интеллекта сформировалась в психологической науке недавно. Первоначально эмоции и интеллект рассматривались отдельно, но осознавалась их взаимосвязь и взаимозависимость. Наибольший вклад в становление и развитие теории эмоционального интеллекта внесли Дж. Майер, П. Соловей (1990, 1997 и др), Д. Карузо, (1999, 2001, 2002); Д.Гоулман (1995, 1997), Рубен Бар-Он (1997); Роберт Стернберг (2002); Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков (2004, 2009); Г.В. Бреслав (2004); Е.В. Сидоренко (2002); Е.П. Ильин (2007); Г.Г. Гарскова (1999); И.Н. Андреева (2004, 2006, 2009); М.А. Манойлова (2004, 2008); Е.А. Сергиенко (2010, 2017), И.И. Ветрова, (2009, 2010).
Дж. Майер провел исследование по истории становления понятия «эмоциональный интеллект» и выделил пять периодов:
- первый период-1900-1969 годы; исследования эмоций и интеллекта относительно обособлены;
- второй период - 1970-1989 годы; в центре внимания исследователей находится взаимное влияние когнитивных и эмоциональных процессов;
- третий период - 1990-1993 годы; эмоциональный интеллект становится предметом психологического исследования;
- четвертый период - 1994-1997 годы; эмоциональный интеллект популяризирован.
- пятый период - с 1998 года по настоящее время; происходит прояснение сущности эмоционального интеллекта [1, с. 19-20].
Трудности в понимании эмоционального интеллекта осложняются, как отмечает И.Н. Андреева «наличием популярных представлений об эмоциональном интеллекте, подходов к его измерению, далеких от науки» [2, с. 84].
Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце 19 столетия. За основу были взяты научные труды Ч. Дарвина об эволюции. Ученый считал, что решающей причиной возникновения любых индивидуальных различий, как телесных, так и психических, является фактор наследственности («Наследственность таланта», 1869).
На протяжении XX веке были подвергнуты проверке и анализу следующие подходы к пониманию сущности интеллекта: как способности обучаться (А. Бине, Ч.Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.); как способности оперировать абстракциями (Л.Термен, Э. Торндайк, Дж. Петерсон); как способности адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Л. Терстоун, Ж. Пиаже).
Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный В. Штерн (1912 г.). Ученый предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине (1916 г.).
В начале XX в. Ч. Спирман разработал двухфакторную модель интеллекта^]. В 1930 году появилось понятие «социальный интеллект». Данное понятие ввел американский психолог и педагог Эдвард Торндайк[4]. Ученый рассматривал понятие «социальный интеллект» как умение ладить с другими людьми. Изучение интеллекта продолжает Дэвид Векслер, американский психолог, психодиагност, создатель шкал интеллекта для взрослых и детей. Ученый выдвинул предположение о том, что эмоциональные компоненты интеллекта могут иметь решающее значение для успеха в жизни (1940г.), в свою очередь А. Маслоу выдвинул идею о построении «эмоциональной силы» [5].
Вопросы изучения эмоций во второй половине XX века нашли отражение в работах К.Э. Изарда. Эмоция по мнению ученого, - это «нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» [6, с. 27]. Следовательно, существует взаимодействие эмоций, процессов развития личности и социальных отношений, а именно: «эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие» [6, с. 27].
Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Концепция «социального интеллекта» разработана такими учеными как, Дж. Гилфорд (1967), X. Гарднер (1993) и Г. Айзенк (1995).
В 60-е года XX века в психологии появилось понятие «эмоциональный интеллект». Так, в 1964 году Майкл Белдок назвал свою работу «Sensitivitytoexpressionofemotionalmeaninginthreemodesofcommunication» [7], в переводе с английского означает "чувствительность к выражению эмоционального интеллекта в трех способах общения», а позднее была опубликована работа
Б. Лойнера «Emotional intel ligence and emancipation» (эмоциональный интеллект и эмансипация) (1966 год)[8].
Научный подход к изучению эмоционального интеллекта как единого целого берет начало с публикации статьи американских психологов П. Сэловея и Дж. Майера (1990г.) Ученые первоначально определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [9, с. 30].
Позднее учеными было предложено другое определение понятия «эмоциональный интеллект», а именно, «способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений» [10, с.30].
Как отмечает А.А. Панкратова «В своем определении данного конструкта они опираются на теоретическое положение о единстве интеллекта и эмоций: эмоциональный интеллект рассматривается как «общая способность рассуждать об эмоциях и эмоциями повышать эффективность мышления» или, другими словами, как особый вид интеллекта, который обрабатывает эмоции и извлекает из них пользу» [11, с. 53].
Другой ученый Рувен Бар-Он рассматривает эмоциональный интеллект как «совокупность некогнитивных способностей, компетенций, умений, которые влияют на способность быть успешным в совладении с требованиями и давлением окружающей среды» (Бар-Он, 1997), то есть ученый рассматривает эмоциональный интеллект как «эмоциональную и социальную компетентность». Для измерения эмоционального интеллекта ученный ввел понятие «EQ» («эмоциональный коэффициент»)[12].
Общественный интерес к теории эмоционального интеллекта вызвала работа американского журналиста и психолога, Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь значение больше, чем IQ» (1995г.). Как отмечает Д. Гоулман: «в эмоциях, правильно использованных, таится мудрость: они направляют наше мышление, определяют наши ценности, помогают выжить. Вопрос в том, как привнести ум в эмоции...» [13, с. 26]. Обозначив значимость эмоционального интеллекта в жизни общества, Д. Гоулман дает следующее определение эмоциональному интеллекту: «способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя возможности думать, сопереживать и надеяться» [13, с. 81].
В 2004 г., обобщая и анализируя сложившиеся подходы к эмоциональному интеллекту, Р.Д. Робертс, ДЖ. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин указывают: «в широком смысле к эмоциональному интеллекту (ЭИ) относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей» [14, 15].
В настоящее время происходит осмысление значимости эмоционального интеллекта. ДжастинБарисо в своей работе «EQ. Эмоциональный интеллект на практике» отмечает, что «за эти двадцать с лишним лет мир сильно изменился, но спрос на знания об эмоциональном интеллекте только вырос.. Предрассудки и незнание порождают страх, подозрения и тревогу. .Мы живет в эпоху постправды: эмоции и личные убеждения становятся важнее фактов. Параллельно с этими
изменениями человечество стало лучше понимать эмоциональный интеллект» (Д. Барисо, 2019 г.) [10, с.10].
По мнению Д. Барисов популяризация эмоционального интеллекта привело к тому, что, «как и в случае с традиционным интеллектом, эмоциональный используется как во благо, так и во вред. Некоторые люди с высокими показателями эмоционального интеллекта задействуют свои навыки, чтобы влиять на других, манипулировать ими для своих эгоистических целей» [10, с.11].
В отечественной психологии проблему взаимосвязи эмоций и интеллекта рассматривали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Так С.Л. Рубинштейн отмечал, что «...Суждение, которое является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс ..., редко представляет собой только интеллектуальный акт. Суждение обычно в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью» [16, с. 331]. Ученый заявляет о «единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального внутри самих эмоций, так, же как внутри самого интеллекта» [16, с. 153].
В современной отечественной психологии проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются: Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков (2004, 2009); Е.В. Сидоренко (2002); Е.П. Ильин (2007); Г.Г. Гарскова (1999); И.Н.Андреева (2004, 2006, 2009, 2017); М.А. Манойлова (2004, 2008); Е.А. Сергиенко (2009, 2017), И.И. Ветрова, (2009, 2010, 2017), Ерохина Е.В. (2011).
И.Н. Андреева представила «эволюцию представлений об эмоциональном интеллекте» [2; 17] и выделила общее в их определений и понимании. Так «общими для большинства трактовок являются представления о том, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию эмоций (собственных и других людей), их выражению и управлению ими, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении и деятельности»[ 2, с. 45].
И.Н. Андреева определяет «эмоциональный интеллект» как «совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями». Отличается от социального интеллекта тем, что «включает глубинные эмоции, значимые для личностного (а не для социального) роста» [ 2, с. 50].
В отечественной психологии первое сформулированное определение эмоционального интеллекта принадлежит Г.Г. Гарсковой, которая связывает эмоциональный интеллект «со способностью понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза» [18, с.25].
Е.П. Ильин (2000 г.) провел анализ работ по изучению эмоций и эмоционального интеллекта и сформулировал обобщенное представление об эмоциональном интеллекте как «эмоционально-интеллектуальная деятельность» [19, с. 243]
Все эти исследования позволяют глубже понять особенности понятия эмоциональный интеллекта, его значимость в структуре личности.
Эмоциональный интеллект выступает одним из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Он внесен в 2020 году экспертами Всемирного экономического форума в топ-10 наиболее важных навыков [20, с. 42]
Таким образом, значительная часть ученых рассматривают эмоциональный интеллект как способность личности распознавать и понимать свои и чужие эмоции, способность управлять своими и чужими эмоциями, использовать эти знания в качестве основы для мышления и принятия решений.
Эмоциональный интеллект, по моему мнению, это способность личности к познанию окружающей действительности и внутреннего мира через эмоциональные составляющие.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Mayer John. D., Salovey P. what is emotional intelligence? Emotional development and emotional intelligence: educational implications, ed. by p. Salovey, D. Slater. New York: Perseus Books, 1997. PP. 3-31
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.
3. Факторные модели интеллекта. Модель Ч. Спирмена https://studwood.ru/2149472/psihologiya/faktornye_modeli_intellekta
4. Эдвард ТорндайкСоциальный интеллект: какие навыки помогают нам налаживать связиhttps://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/247291-social-intelligence
5. МаслоуА. : Дальнейшие рубежи развития человека. Перевод на русский язык: Г. Балл, А. Попогребский. — М.,1999. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий.
6. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб: Издательство «Питер», 2000г. - 464 с.:ил. Серия «Мастера психологии».
7. БелдокМайкл Sensitivity to expression of emotional meaningin three modes of communication. - 1964.
8. ЛойнераБ. Emotional intelligenceandemancipation (эмоциональныйинтеллек-тиэмансипация). - 1966 .
9. Сэловей П. и Майер Дж. The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test -1990.
10. Барисо Дж .«EQ. Эмоциональный интеллект на практике. Издательство «Эксмо», 2019г., 150с.
11. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 1.
12. Бар-Он Р. - Эмоциональный коэффициент , - 1997.
13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - с. 560.
14. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 29-36.
15. Робертс Р.Д., Мэттьюс ДЖ., Зайднер М., Люсин Д.В.. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология (Журнал Высшей школы экономики). 2004. № 4. С. 3—26..
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., Питер, 2006.
17. Андреева, И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности / И. Н. Андреева // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. — 2017. — № 2. — с. 104-109.
18. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.;редкол.: А.А. Крылов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. - с. 25 -26.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2011. - С. 242-244. - 68 -
20. Наймушина Л.М. Обзор психолого-педагогической работы по внедрению социально-эмоционального обучения. Педагогика вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. №3. с. 41-45. URL: http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/59
REFERENCES
1. Mayer John. D., Salovey P. what is emotional intelligence? Emotional development and emotional intelligence: educational implications, ed. by p. Salovey, D. Slater. New York: Perseus Books, 1997. PP. 3-31
2. Andreeva IN Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology. IN Andreeva. Novopolotsk: PSU, 2011. 388 p. (In Russ.).
3. Factor models of intelligence. C. Spearman's model. URL: https://studwood.ru/2149472/psihologiya/faktornye_modeli_intellekta (In Russ.).
4. Edward Thorndike Social Intelligence: What Skills Help Us Forge Connections URL:https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/247291-social-intelligence (In Russ.).
5. Maslow A.: Further frontiers of human development. Translation into Russian: G. Ball, A. Popogrebsky. M., 1999. Electronic publication: Center for Humanitarian Technologies. (In Russ.).
6. Izard K.E. Psychology of emotions. Transl. from English. SPb: Publishing house "Peter", 2000. 464 p.: Ill. Series "Masters of Psychology".
7. Beldock Michael Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication. 1964.
8. Loyner B. Emotional intelligence and emancipation (emotional intelligence and emancipation). - 1966.
9. Salovey P. and Mayer J. The Mayer - Salovey - Caruso Emotional Intelligence Test. 1990.
10. Bariso J. "EQ. Emotional intelligence in practice. Eksmo Publishing House, 2019, 150 p. (In Russ.).
11. A.A. Pankratova Emotional intelligence: examples of the formation program [Electronic resource]. Psychological research: electron. scientific. zhurn. 2010. N 1. (In Russ.).
12. Bar-On R. - Emotional coefficient, 1997. (In Russ.).
13. Goleman D. Emotional Intelligence. Why it can mean more than IQ. M .: "Mann, Ivanov and Ferber", 2013. p. 560. (In Russ.).
14. Lyusin D.V. Modern concepts of emotional intelligence. Social intelligence: Theory, measurement, research. ed. D.V. Lyusina, D.V. Ushakov. M .: Institute of Psychology RAS, 2012.P. 29-36. (In Russ.).
15. Roberts R.D., Matthews J., Zeidner M., Lyusin D.V. Emotional intelligence: problems of theory, measurement and practical application. Psychology (Journal of the Higher School of Economics). 2004. No. 4. P. 3-26. (In Russ.).
16. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. M., Peter, 2006. (In Russ.).
17. Andreeva, I.N. Modern ideas about emotional intelligence and its place in the structure of personality. IN Andreeva. Journal of the Belarusian State University. Philosophy. Psychology. 2017. No. 2. P. 104-109. (In Russ.).
18. Garskova G.G. Introduction of the concept of "emotional intelligence" into psychological theory. G.G. Garskova. Ananevskie readings: abstracts. scientific - practical. Conf.; editorial board: A.A. Krylov. SPb.: Publishing house of Saint Petersburg. University, 1999. p. 25-26. (In Russ.).
19. Ilyin E.P. Emotions and feelings. SPb.: Peter, 2011. P. 242-244. Carnegie D. How to stop worrying and start living. Publisher: Potpourri. 2019, 416p. (In Russ.).
20. Naymushina L.M. Review of psychological and pedagogical work on the implementation of social and emotional learning. Pedagogy yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 2. No. 3. p.41-45. (In Russ.). URL: http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/59
Информация об авторе: Наймушина Лариса Михайловна, студентка 2 курса магистратуры, направления «Психолого-педагогическое образование», Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, Кубанский государственный университет Россия, Краснодар
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8878-7263 e-mail: [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Naimushina Larisa Mikhailovna, 2 nd year student of the Master's program, direction «Psychological and pedagogical education», Department of Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education, Kuban State University Russia, Krasnodar
ORCID iD https://orcid.org/0000-0001-8878-7263 e-mail: [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 14.06.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 18.08.2020
Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2020
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests