Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education
УДК 37.032
Наймушина Лариса Михайловна
Кубанский государственный университет Россия, Краснодар [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Статья посвящена обзору научных достижений по внедрению психолого-педагогических программ по развитию эмоционального интеллекта в сфере образования. Показано, что данная проблема актуальна как в отечественной, так и в зарубежной науке. В образовательном процессе уделяется внимание таким понятиям, как эмоционально-образовательная среда, социально-эмоциональное обучение. Выявлена и обоснована необходимость внедрения идей эмоционального интеллекта в практическую деятельность. Показан инструмент оценки эмоциональных компетенций отдельных лиц и организаций, а также ставится вопрос, что необходимо уметь, чтобы стать эмоционально компетентным. Разрабатываются специальные образовательные программы, направленные на формирование эмоциональной компетенции. Дан вывод о методологических основах, на которые необходимо опираться при разработке и внедрении психолого-педагогических программ по развитию эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоционально-интеллектуальная образовательная среда, эмоционально-инклюзивная школа, социально-эмоциональное обучение (СЭО), эмоциональная компетенция
Для цитирования: Наймушина Л.М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики. Педагогика вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. № 3. С. 41-48.
Larisa M. Naymushina
Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
SOCIAL AND EMOTIONAL LEARNING AS A NEW DIRECTION IN THE PEDAGOGICAL SCIENCE AND PRACTICE DEVELOPMENT
The article is devoted to the review of scientific achievements in the implementation of psychological and pedagogical programs for the development of emotional intelligence in the field of education. It is shown that this problem is relevant in both domestic and foreign science. In the educational process, attention is paid to such concepts as emotional and educational environment, social and emotional learning. The necessity of introducing the ideas of emotional intelligence into practical activities is identified and justified. A tool for assessing the emotional competencies of individuals and organizations is shown, and the question arises of what is necessary to be able to do in order to become emotionally competent. Special educational programs aimed at developing emotional competence are being developed. The conclusion is given on the methodological foundations that must be relied upon in the development and implementation of psychological and pedagogical programs for the development of emotional intelligence.
Keywords: emotional intelligence, emotional-intellectual educational environment, emotionally inclusive school, social and emotional learning (SEA), emotional competence
For citation: Naymushina L.M. Social and emotional learning as a new direction in the pedagogical science and practice development. Pedagogy yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 2. no. 3. PP. 41-48. (In Russ., abstr. in Engl.).
Я предвижу время, когда обычной практикой в системе образования станет развитие наиважнейших человеческих способностей - самопознания, самоконтроля и эмпатии. Когда людей будут обучать умению слушать, улаживать конфликты и поддерживать сотрудничество.
Даниил Гоулман
«Эмоциональный интеллект.
Почему он может значить больше, чем IQ»
I foresee a time when the development of the most important human abilities - self-discovery, self-control, and empathy - will become common practice in the educational system. When people will be taught the ability to listen, resolve conflicts and maintain cooperation.
Daniel Goleman «Emotional intellect. Why can it mean more than IQ»
Эмоциональный интеллект выступает одним из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Он внесен в 2020 году экспертами Всемирного экономического форума в топ-10 наиболее важных навыков. Давиде Антоньяцца [8] отметил, что эмоциональный интеллект и эмоционально-интеллектуальная образовательная среда являются актуальными нововведениями в области образования за последние три десятилетия. И что мир нуждается в новом поколении эмоционально образованных людей, понимающих не только сущность и влияние эмоций на нашу жизнь, но и способных управлять собой, жить в гармонии с окружающими.
Следовательно, актуальность выбранной проблематики обусловлена тем, что общественный интерес к эмоциональному интеллекту растет, а как предмет психолого-педагогического исследования является малоизученным.
Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд (Guilford, 1967), X. Гарднер (Gardner, 1993) и Г. Айзенк (Айзенк, 1995) [1, 2, 3, С. 111 - 131].
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомирова. Так, по мнению С.Л. Рубинштейна, нужно говорить не просто о единстве эмоций и интеллекта в жизни личности, но и о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального внутри самих эмоций, так же как внутри самого интеллекта [4, С. 153].
Введение в обиход понятия «эмоциональный интеллект» принадлежит американским психологам Питеру Саловею и Джон Майеру (1990), которые описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность индивида отслеживать свои и чужие эмоции и чувства, а его популяризация - Даниелю Гоулману, который в 1995 году выпустил книгу «Emotional Intelligence», где определяет феномен как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели [5, P. 3 - 31]. При этом не замечать провалы, сдерживать свои порывы и откладывать получение удовлетворения, а также контролировать настроения и не позволять страданию лишить себя такой возможности как думать, сопереживать и надеяться [6, С. 81].
В настоящий момент существуют различные подходы в зарубежной и отечественной психологии к пониманию сути и структуре эмоционального интеллекта (R. Bar-On; D. Goleman; J. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso; И.Н. Андреева; Д.В. Люсин; Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова, Д.В. Ушаков и др.). Однако единой согласованной теории эмоционального интеллекта в настоящее время не существует. Как отмечает И.Н. Андреева в своей научной статье «Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект», предложены разные варианты усовершенствования концепции эмоционального интеллекта, внедряются новые методики для его измерения, появляются научные статьи, отличные от осложняющих исследования существующих тогда популярных представлений об эмоциональном интеллекте, иных подходов к его измерению, совершенно далеких от науки [7, С. 21].
Активность в изучении эмоционального интеллекта вызвана также процессами, что происходят в настоящее время в сфере образования, которое уже не удовлетворяет общество репродуктивными методами обучения, опирающимися на конвергентное мышление с его главным показателем - IQ. В современном образовательном процессе вводятся такие понятия как эмоционально-интеллектуальная образовательная среда, эмоционально-инклюзивная школа,
социально-эмоциональное обучение (СЭО), эмоциональная компетенция, эмоциональная креативность и эмоциональная одаренность.
За рубежом разрабатываются и внедряются специальные программы обучения навыкам эмоционального интеллекта («социального и эмоционального обучения» или SEL). Так, в штате Иллинойсе в Соединенных Штатах были установлены специальные стандарты обучения навыкам SEL для каждого класса от детского сада до последнего года обучения в старшей школе. В 2002 году ЮНЕСКО начала всемирную инициативу по продвижению SEL, направив заявление о десяти основных принципах внедрения SEL в министерства образования 140 стран. Теоретическим основанием программы SEL (социально-эмоционального обучения) является позитивная психология. Программа базируется на представлении о единстве мышления, чувств и поведения, обеспечении позитивного развития ребенка.
Социально-эмоциональным обучением (SEL) принято называть приобретение учениками навыков распознавания и управления эмоциями, развития сопереживания и заботы о других, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и эффективного решения, возникающих сложных жизненных ситуаций. Одним из создателей социально-эмоционального обучения (SEL) является Давиде Антоньяцца, (Davide Antognazza) - профессор Университета прикладных наук Швейцарии, сторонник школьных реформ. Он выделяет пять взаимосвязанных наборов когнитивных, аффективных и поведенческих компетенций, которые объединяет в пять ключевых областей социальных и эмоциональных навыков:
- социальная компетентность;
- осознанность (понимание своих эмоций);
- навыки взаимоотношений;
- ответственное принятие своих решений [8].
Следовательно, образовательная технология SEL более продуктивна в контексте безопасной комфортной обучающей среды, поскольку ключевым фактором такой среды является доверительные и позитивные отношения между учителем и учеником, которые способствуют качеству обучения, социальному и эмоциональному развитию и поведенческой компетентности. Поэтому необходимо обучение эмоциональной грамотности.
Как отмечает Д. Гоулман, правильно использованные эмоции таят в себе мудрость. Они способны направить наше мышление, определить наши ценности, помочь выжить в трудных ситуациях. Однако в то же время они могут сбить с правильного пути, что случается нередко. Как представлялось Аристотелю, дело вовсе не в эмоциональности, а в том, насколько уместны эмоций и их выражения. Важно привнести наш ум в наши эмоции, совместить это с вежливостью и вниманием, заботой [6, С. 26].
Одним из важных понятий является эмоциональная компетентность (далее - ЭК). Так, российские практики по эмоциональному интеллекту С. Шабанов, А. Алешина дают следующее определение: «Эмоциональная компетентность - это набор следующих навыков: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей и умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Эта модель является иерархической, то есть процесс развития EQ начинается с осознания своих эмоций. Чаще нас учили не осознавать, а подавлять свои эмоции. Между тем подавление эмоций вредно сказывается на здоровье и отношениях с окружающими, поэтому имеет смысл учиться осознавать эмоции и нарабатывать другие способы управления ими» [9, С. 7].
В педагогической среде идет поиск способов по развитию ЭК путем преобразования традиционной педагогической системы в эмоционально-опосредованную. Согласно теории эмоционального интеллекта, ЭК включает в себя четыре навыка: осознание своих эмоций, осознание чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями.
Исследование с целью ранней идентификации талантов предопределялись как способности, которые должны быть частью концепции индивидуальности [Baldwin, Mc Clelland с соавт., 1958]. В начале 70-х исследователи, придерживающиеся этой позиции, сосредоточились на компетенциях (1973). Для оценки эмоциональных компетенций, был разработан опросник: Emotional Competence Inventory (ECI) и его более поздние версии ECI-2 и ECI-U (Университетская версия ECI).
Emotional Competence Inventory (ECI) - это инструмент, предназначенный для оценки эмоциональных компетенций отдельных лиц и организаций. Д. Гоулман (1995) определил ЭК как способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими [6].
Таким образом, для того чтобы стать эмоционально компетентным необходимо иметь способность:
- идентифицирования своих эмоции;
- определения источников этих эмоций;
- выбор подходящих типов реакции с последующими действиями.
В России с 2017 года проводят ежегодную международную научно-практическую конференцию «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании». Поддержку осуществляет Европейская Ассоциация Культурных и Эмоционально-Интеллектуальных Проектов (EACEIP), основатели концепции ЭИ, международное сообщество по эмоциональному интеллекту - ISEI. Научный интерес по изучению эмоционального интеллекта все больше направлен к практике. В настоящее время прошло две конференции, следующая состоится в Москве 2 ноября 2019 года.
С 2017 года, запущены две пилотные площадки по программе развития социально-эмоционального интеллекта в государственных образовательных учреждениях (Москва, Тюмень). Занятия проходят в рамках классных часов и в игровой форме. Учащиеся разбирают психологическое состояние и чувств героев книг или мультфильмов. Программа предназначена для развития социально-эмоциональных способностей детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые должны быть учтены при моделировании тех или иных педагогических процессов.
В последнее время растет Международная сеть развития эмоционального интеллекта для детей 4 - 13 лет (Школа Эмоционального интеллекта «ЭИдети»). Занятия предназначены для следующих возрастных групп: 4 - 6 лет - эмоциональная подготовка к школе, 7 - 10 лет - группа по развитию эмоционального интеллекта, и 11 - 13 лет - группа по развитию эмоционального лидерства. Используемая методика позволяет развивать навыки социализации и эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста и закладывает основу для формирования у них навыков будущего.
В России первая методика комплексного развития эмоционального интеллекта (EQ) детей, направлена на повышение уровня социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она получила название «Академия
монсиков». Данный проект предназначен для детей от 3 до 10 лет. Суть данной методики в том, что применяются персонажи из сказок - монсиков, которые обладают определенными навыками и раскрывают какую-то эмоцию), содержит элементы драматургии. Это дает возможность вовлечь детей в обучающий процесс.
Программы по развитию эмоционального интеллекта детей старшего подросткового и юношеского возраста отдельно не выделены, а ведь известно, что именно в этот период эмоционального всплеска, требует помощи для ребенка.
Методические и психолого-педагогические поиски по развитию эмоционального интеллекта ведутся и для детей с ОВЗ, в частности разработана методика обучения детей с расстройствами аутистического спектра навыкам распознавания эмоций по лицевой экспрессии и выражению эмоций с помощью мимики [10, С 319 - 324].
Методика направлена на формирование навыка распознавания эмоций у детей с РАС («Эмоции. Аутизм»). Данная методика учит ребенка распознавать и выражать базовые эмоции: радость, грусть, злость, отвращение, удивление, страх. Она представлена в двух вариантах: в виде комплекта карточек и в виде мобильного приложения («Эмоции. Аутизм»). Методика применима для детей с РАС 6 -18 лет 2 - 4 групп аутизма (классификация по О.С. Никольской) без множественных нарушений развития. Также может быть применена для детей с задержками развития и легкой степенью умственной отсталости. Методика формирует у ребенка следующие навыки:
- смотреть на значимые для распознавания эмоций части лица;
- идентифицировать базовые эмоции;
- выражать эти эмоции мимикой;
- распознавать эмоции на разных лицах.
Эти навыки являются ключевыми для развития эмоциональной сферы, от них зависит глубина и легкость освоения коммуникативных и социальных компетенций. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Бондарев П.Б. дают характеристику социальной пробы как «творческого, смыслопорождающего действия ученика, лежащего в основе осознанного полагания им индивидуальных образовательных результатов, открывающих новые возможности развития» [11, С. 9].
Как показывает анализ психолого-педагогических программ по развитию эмоционального интеллекта, педагоги, психологи опираются на следующие методологические основы:
- идеи Л.С. Выготского (зона ближайшего развития, принцип учета зон актуального и ближайшего развития, динамическая смысловая система, представляющая единство аффективного и интеллектуального процессов;
- представление об эмоциях как регуляторах психической деятельности (С.Л. Рубинштейн);
- подход к эмоциональному интеллекту (Д.В. Люсин) как к структуре, в которая показана как бы двумя «измерениями». Пересекаясь, они представлены в четырех видах эмоционального интеллекта:
- парадигмой развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), утверждается важность проектирования системы образования, которая учит детей знаниям и умениям, способствует развитию у ребенка человеческих способностей и личностных качеств. Все это предполагает необходимость создания серьезной «психологизации» педагогической практики;
- концепция Дж. Мейер и П. Соловей, утверждающая, что эмоциональные явления влияют на познание. Они регулируются и опосредуются личностью.
Таким образом, можно заключить, что работы по развитию эмоционального интеллекта в сфере образования продолжаются, активно внедряются нововведения, которые способствуют успешному и гармоничному развитию ребенка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.,
2. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: модель, структура теста (MSCEIT V2.0), русскоязычная адаптация,
3. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111 - 131.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с: ил. -(Серия «Мастера психологии»).
5. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications / Ed. by P. Salovey, D. Sluyter. New York: Perseus Books Group, 1997. PP. 3-31
6. Гоулман Д.Г. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2018 г.- 544 с.
7. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. -Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.
8. Антоньяцца Д. - Москва, 09.12.2017. URL: https://eikids.ru/novosti/intervyu-s-davide-antonyatstsa-2.html
9. Шабанов С. Эмоциональный интеллект [Текст]: российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. - 4-е изд. - Москва: Манн, Иванов и Фербер,
2017. - 426с.: ил., табл.
10. Anishchenko S., Sarelaynen A., Kalinin K., Popova A., Malygina-Lastovka N., Mesnyankina K. Mobile Tutoring System in Facial Expression Perception and Production for Children with Autism Spectrum Disorder // In Proceedings of the 12th International Joint Conference on Computer Vision, Imaging and Computer Graphics Theory and Applications (VISIGRAPP 2017), PP. 319 - 324. (in Engl.). DOI: 10.5220/0006146003190324
11. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Бондарев П.Б. ^циальные пробы как педагогическое условие проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей \\ Kant.
2018. № 4(29). С. 31 - 36. https://elibrary.ru/item.asp?id=36744873
REFERENCES
1. Guilford George. Structural model of intelligence. Psychology of thinking. ed. A. M. Matyushkin. M.: Progress, 1965., (In Russ)
2. Sergienko E. A., Vetrova I. I. Emotional intelligence: model, test structure (msceit V2. 0), Russian-language adaptation. (In Russ)
3. Eysenck H. J. Intelligence: a new look. Questions of psychology. 1995. No. 1. PP. 111 - 131. (In Russ)
4. Rubinshtein S. L. Fundamentals of General psychology. Yeah.: Peter, 2010. 713 s: il. (Series «masters of psychology»). (In Russ)
5. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? Emotional development and emotional intelligence: educational implications, ed. by P. Salovey, D. Slater. New York: Perseus Books, 1997. PP. 3-31
6. Golman D.G. Emotional intelligence. Daniel Holman; lane. from English. A. P. Isaeva. Publishing house «Mann, Ivanov and Ferber», 2018. 544 p. (In Russ)
7. Andreeva I.N. Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology. I. N. Andreeva. Novopolotsk: PSU, 2011. 388 p. (In Russ)
8. Antognazza D. Moscow, 09.12.2017. Available at: https://eikids.ru/novosti/intervyu-s-davide-antonyatstsa-2.html
9. Shabanov S. Emotional intelligence [Text]: Russian practice. Sergey Shabanov, Alena Aleshina. 4-x. Moscow: Mann, 2017, 2017. 426 p.: Il., table. (In Russ)
10. Anishchenko S., Sarelaynen A., Kalinin K., Popova A., Malygina-Lastovka N., Mesnyankina K. Mobile Tutoring System in Facial Expression Perception and Production for Children with Autism Spectrum Disorder. In Proceedings of the 12th International Joint Conference on Computer Vision, Imaging and Computer Graphics Theory and Applications (VISIGRAPP 2017), PP. 319 - 324. (in Engl.).DOI: 10.5220/0006146003190324
11. Ignatovich V.K., Ignatovich S. S., Bondarev P. B. Social practices as a pedagogical precondition of design individual educational results in the system of nonformal education of children. Kant. 2018. № 4(29). С. 31 - 36. (In Russ) Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36744873
Информация об авторе: Наймушина Лариса Михайловна, студентка 2 курса магистратуры, направления «Психолого-педагогическое образование», Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, Кубанский государственный университет Россия, Краснодар e-mail: [email protected]
Поступила: 14.05.2019 После доработки: 18.06.2019 Принята к публикации: 27.06.2019
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Larisa M. Naymushina, 2nd year Master's student, Psychological and Pedagogical Education Programme Department of Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education, Kuban State University Russia, Krasnodar E-mail: [email protected]
The paper was submitted: 14.05.2019
Received after reworking: 18.06.2019
Accepted for publication: 27.06.2019
The author have read and approved the final manuscript.