ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
От науки к практике: по итогам II международной научно-практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании»
ХЛЕВНАЯ Елена Анатольевна
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия
ШТРОО Владимир Артурович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Аннотация. В статье представлены основные выводы Второй ежегодной международной научно-практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании», которая состоялась 7 и 8 декабря 2018 года. Конференция уже второй год выступает в качестве инновационной платформы для обсуждения тематики эмоционального интеллекта, объединяющей учёных, исследователей и практиков, профессиональная деятельность которых выявляет необходимость интеграции различных аспектов эмоционального интеллекта в сферы бизнеса и образования. Представленные на секциях доклады и их дальнейшие обсуждения продемонстрировали важность темы эмоционального интеллекта в современном обществе и обрисовали круг проблемных вопросов: в научно-исследовательской деятельности, в профессиональной деятельности в сфере бизнеса, финансов, высоких технологий, а также культуры, искусства и творчества для повышения личностной эффективности и саморазвития. В ходе конференции были представлены инструменты диагностики эмоционального интеллекта, различные методы и стратегии его развития, способы создания эмоционально-интеллектуальной культуры и внедрения её принципов в организациях.
Ключевые слова: конференция, эмоциональный интеллект, психология бизнеса, образование, традиции и тенденции развития эмоционального интеллекта, эмоционально-интеллектуальная культура организации.
Общая информация о конференции
«Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании» — это ежегодная международная научно-практическая конференция, посвящённая эмоциональному интеллекту (ЭИ), которая впервые была проведена в России в 2017 году при поддержке ПАО Сбербанк как Генерального партнёра и показала высокую заинтересованность организаций в актуальной, научно обоснованной информации, современных знаниях в области развития эмоционального интеллекта и внедрения эмоционально-интеллектуальной атмосферы в бизнес и современное образование. Основная цель ежегодного проведения данной конференции направлена на развитие первой в России постоянной инновационной площадки для
Адрес: 115093, Москва, Стремянный пер., 36. E-mail: [email protected]
обмена опытом, передовыми бизнес-технологиями, новыми образовательными, инфраструктурными и эмоционально-интеллектуальными решениями международного уровня, что позволит претендовать на проведение девятого «Международного конгресса по Эмоциональному Интеллекту» (International Congress on Emotional Intelligence) в России в 2023 году.
В 2018 году конференция «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании» проводилась во второй раз при научно-методической поддержке Европейской Ассоциации Культурных и Эмоционально-Интеллектуальных Проектов (EACEIP), основателей концепции ЭИ и международного сообщества по эмоциональному интеллекту (ISEI), поддержке ПАО Сбербанк и организационной поддержке кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ. Традиционно, конференция объединила экспертов мирового уровня, учёных и практиков в области эмоционального интеллекта, руководителей и владельцев бизнеса и стала инновационной площадкой для обмена передовыми бизнес технологиями и новыми образовательными решениями.
Один из соавторов концепции эмоционального интеллекта как когнитивной способности Дэвид Карузо, Ph.D., исследователь Центра Эмоционального Интеллекта Йельского университета, провел мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта руководителей, предоставив участникам уникальную возможность получить актуальный опыт и практические знания по внедрению и использованию эмоционального интеллекта «из первых рук». Ключевыми спикерами конференции стали ведущие эксперты в области эмоционального интеллекта из Швейцарии, Италии, США и России.
Особенностью конференции этого года стал повышенный интерес к тематике искусственного эмоционального интеллекта. Спикеры представили свои разработки и обсудили, как технологии искусственного интеллекта уже меняют мир и сможет ли эмоциональный интеллект наделить машины «человечностью». Обучение искусственного интеллекта идентификации и анализу эмоций, а также действовать в соответствии с этими эмоциями недавно казалось фантастикой, а сегодня это реальность и, по мнению ведущих экспертов, без этой технологии невозможно развивать системы искусственного интеллекта. Виртуальные психологи смогут помочь диагностировать депрессию, анализируя выражения лица. Программы смогут информировать учителя о включенности учеников и помогать соответствующим образом корректировать план урока. Аналитики рынка смогут лучше оценивать интерес к рекламе и продуктам. Системы GPS смогут уточнять направления, чувствуя, что водитель запутался и пр.
Исторический контекст конференции, связанный с эмоциональным
интеллектом в бизнесе
Эмоциональный интеллект — это способность людей идентифицировать свои собственные эмоции и эмоции других людей, различать эти эмоции и соответствующим образом называть их, использовать эмоциональную информацию для управления мышлением и поведением, а также управлять эмоциями для адаптации к окружающей среде или для достижения своей цели (Mayer, Salovey, 1997). Термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в статье Майкла Белдока (Beldoch, 1964), но в тот момент ЭИ еще не был концептуализирован теоретически. В 1983 году в книге Ховарда Гарднера «Рамки разума: теория множественного интеллекта» была представлена идея о том, что традиционные способы измерения интеллекта, такие как IQ, не могут полностью объяснить когнитивные способности человека, и
автор представил идею множественного интеллекта (Gardner, 1983). Основываясь на теории множественного интеллекта Х. Гарднера, Дж. Мэйер и П. Сэловей сформировали концепцию эмоционального интеллекта как когнитивной способности, которую можно рассматривать как часть интеллекта. Начиная с 1990 года Дж. Мэйер и П. Сэловей начали разрабатывать и концептуализировать модель эмоционального интеллекта как способности (Salovey, Mayer, 1990; Mayer, Salovey, 1997). В этой модели эмоциональный интеллект определён как набор из четырёх дискретных способностей, или ветвей: 1) способность идентифицировать эмоции свои и других и выражать их, 2) способность использовать эмоции в решении проблем, 3) способность понимать и анализировать эмоции и 4) способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других.
Эмоциональный интеллект получил широкую популярность в неакадемических кругах с публикацией книги Даниэля Гоулмана: «Эмоциональный интеллект — почему он может иметь большее значение, чем IQ?» (Goleman, 1995). Именно статусу бестселлера этой книги термин «эмоциональный интеллект» обязан своей популярностью. В 1999 г. к Дж. Мэйеру и П. Сэловею присоединился Дэвид Карузо, и исследователями совместно был разработан тест MSCEIT (the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Продолжая и углубляя исследования в данной области Д. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо усовершенствовали модель с целью повысить её полезность и изучить её влияние на жизнедеятельность человека. Дж. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей и смешанные модели. К первому типу относится их собственная модель, трактующая ЭИ как когнитивную способность. Методика измерения данной способности — тест, включающий задания, имеющие правильные и ошибочные ответы. А ко второму типу относятся модели, трактующие ЭИ как сложное психическое образование, как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчёте, как и в обычных личностных опросниках (Mayer, Salovey, Caruso, 2008).
В течение последних десятилетий эмоциональный интеллект вызывает всё больший интерес в сфере бизнеса, как у практиков, так и у теоретиков. Этот интерес обусловлен результатами исследований, которые указывают на взаимосвязь ЭИ с более высокой производительностью на работе (O'Boyle, Humphrey, Pollack, Hawver, Story, 2011), более высоким уровнем заработной платы (Rode, Arthaud-Day, Ramaswami, Howes, 2017), более высоким уровнем удовлетворённости работой (Miao, Humphrey, Qian, 2016), более эффективными стратегиями совладания со стрессом (Extremera, Rey, 2015), более высокой эффективностью лидеров и руководителей (Walter, Cole, Humphrey, 2011). Более того, ЭИ взаимосвязан с физическим, психическим и психосоматическим здоровьем (Martins, Ramalho, Morin, 2010).
В России исследования эмоционального интеллекта проходят как на научно-методическом уровне (Люсин, 2004; Сергиенко, Ветрова, 2009; Андреева, 2011), так и на практическом в работах, посвящённых, в том числе, изучению эмоционального интеллекта в организационном аспекте. Российскими исследователями была установлена взаимосвязь ЭИ c управленческой деятельностью (Петровская, 2007), с лидерством (Белоконь, 2008), с успешностью деловых переговоров (Штроо, Серов, 2011), с эффективностью деятельности руководителей (Хлевная, 2012), доказана возможность его развития в ходе обучения (Хлевная, Штроо, Киселева, 2012). Всё это служит базисом для становления в России научного и практического сообщества, которое изучает, применяет и анализирует опыт развития навыков эмоционального интеллекта в ежедневном контексте, а также определяет концептуальный характер конференции, что даёт возможность предоставлять участникам достоверные
знания об эмоциональном интеллекте, основных тенденциях и дальнейших перспективах развития данного направления.
Одной из основных задач конференции являлась демонстрация всего спектра возможностей для развития эмоционального интеллекта в любом возрасте, освещение практического опыта внедрения практик развития ЭИ в международных и российских компаниях и формирование развивающей среды, пространства, в котором можно было бы обменяться идеями, мнениями и обсудить, что можно использовать, внедрять, практиковать уже сегодня.
Работающий эмоциональный интеллект: содержание конференции
Программа конференции этого года была насыщенной и включала в себя теорию и практику эмоционального интеллекта в организационном и образовательном контекстах. В рамках секции «Бизнес» ведущие спикеры выступили с докладами на темы, включающие в себя новейшие бизнес-технологии, стратегии успешного предпринимательства, методики развития лидерских качеств и успешное внедрение эмоционального интеллекта в организации. Приглашённые эксперты обозначили место эмоционального интеллекта и дали новый толчок к распространению идей и целей этой концепции. Визитной карточкой конференции 2018 года была её практическая часть. Этот сегмент состоял из мастер-класса соавтора концепции эмоционального интеллекта Дэвида Карузо, а также презентации игр, направленных на развитие эмоционального интеллекта интерактивным путем.
Пленарное заседание «Эмоциональный интеллект: создавая основы будущего» стало отправной точкой конференции. Ведущие спикеры и эксперты в области эмоционального интеллекта, объединённые одной масштабной платформой, представили новые методики эффективного формирования эмоционально-интеллектуальной корпоративной культуры в организациях, обозначили главные преимущества развития ЭИ и основные категории организационных процессов, в которых необходимо повышать уровень эмоционального интеллекта.
Официальный представитель EACEIP, национальный координатор в России, доктор экономических наук, кандидат психологических наук Елена Хлевная открыла пленарное заседание выступлением на тему «Рабочее место ЭИ в бизнес-процессах организации», представив результаты своего исследования о взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта с эффективностью профессиональной деятельности, улучшением экономических и организационных характеристик через мониторинг эмоционального интеллекта участников бизнес-процессов определённого типа, которые характеризуются высокой динамичностью и подверженностью влиянию человеческого фактора (Хлевная, 2017). Применение ЭИ в организационном аспекте как одного из ресурсов повышения эффективности открыло новые возможности функционирования человека, возможности справляться со сложными ситуациями, сознательно объединяя мышление с эмоциями, находя наилучшее из возможных решений и принимая самые эффективные меры для достижения желаемого результата. В ходе доклада был сделан акцент на типы бизнес-процессов, где рутинные операции практически отсутствуют и, как следствие, невозможна их автоматизация, а на первый план выходит непредсказуемость, обусловленная влиянием человеческого фактора. Именно в этих типах бизнес-процессов уровень развития ЭИ участников, а в особенности, «владельцев бизнес-процессов», становится одним из наиболее важных показателей эффективности, что позволяет адекватно реагировать на высокую степень неопределённости, принимать эффективные решения при различного рода ситуативных изменениях и осознавать стратегическую ответственность за предпринятые действия.
Доклад профессора Института психологии РАН, члена Президиума Российского психологического общества, доктора психологических наук, профессора Елены Алексеевны Сергиенко был посвящен теме «Русскоязычный тест эмоционального интеллекта ТЭИ» (Сергиенко, Хлевная, Ветрова, Киселёва, 2017). В своем выступлении Елена Алексеевна пояснила необходимость создания оригинального русскоязычного теста эмоционального интеллекта — ТЭИ, несмотря на наличие русскоязычной версии MSCEIT (the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Тест Эмоционального Интеллекта (ТЭИ) — это первая русскоязычная объективная методика диагностики эмоционального интеллекта, разработанная на основе теоретической модели эмоционального интеллекта как когнитивной способности Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо, а также психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика. Новый тест создан с учётом замечаний, в большинстве своём связанных с культурной спецификой, а также накопившихся в процессе адаптации методики-прототипа MSCEIT допущений и противоречий, он обладает достаточно высокой степенью надёжности и валидности. Кроме того, были представлены особенности структуры ТЭИ, виды, основные характеристики и направления применения различных типов отчётов.
Доклад одного из основателей концепции ЭИ, Дэвида Карузо, Ph.D., был посвящён теме «Эмоциональный интеллект в модели способностей». Эксперт представил историю формирования теории эмоционального интеллекта и концептуальную разницу использования аббревиатур EI и EQ, тем самым развеяв заблуждения, сложившиеся за время существования концепции (Mayer, Salovey, Caruso, 2016). Дэвид Карузо затронул тему значимости использования эмоционально-интеллектуальных стратегий в повседневной жизни для достижения целей. Спикер продемонстрировал разработанную исследователями Йельского университета «карту настроения», призванную способствовать развитию способности осознания и эффективного использования эмоций для соответствующего типа деятельности. Он очертил также сферы применения эмоционального интеллекта в организации (поддержание надёжных партнёрских отношений, выработка копинг-стратегий в коллективе и грамотное распределение полученных ресурсов для достижения целей) и образовании (повышение уровня эмпатии, выработка социальных навыков и поддержание хорошей успеваемости детей).
Завершил пленарное заседание доклад руководителя направления Дирекции по развитию корпоративной культуры Сбербанка, Владимира Макашова. В своей презентации на тему «Управление собой в корпоративной культуре Сбербанка» спикер обозначил ключевые качества, которые необходимо развивать грамотному руководителю крупных организаций для повышения эффективности рабочего процесса: управление своими эмоциями, адаптивность, способность проводить адекватный самоанализ и концентрироваться на центральных задачах и целях компании. Владимир Макашов сделал акцент на том, насколько важно управлять своими эмоциями и вырабатывать стрессоустойчивость не только в пределах деловых отношений, но и в повседневной жизни. Он поделился опытом внедрения эмоционального интеллекта в организации, обозначив факторы успешного формирования продуктивных отношений в коллективе. По окончании пленарного заседания конференция «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании» продолжилась серией секционных сессий.
Эмоциональный интеллект в бизнесе
Первой из них стала сессия: «Эмоциональный интеллект и искусство». Открыла сессию старший Вице-президент ПАО «РосДорБанк» Ирина Пыхтина выступлением на тему «Зачем
менеджеру искусство?», рассказав о том, какое воздействие может оказывать искусство на личность и межличностные отношения, какими признаками оно обладает, и какую выгоду может принести человеку в любых направлениях его деятельности. Далее слово было предоставлено научному сотруднику Государственного Эрмитажа Татьяне Харитоновой с темой: «Значимость института музеев в развитии эмоционального интеллекта». Обсуждались такие вопросы, как: причина заинтересованности людей в посещении музеев, развитие эмоционального интеллекта в художественном музее и факторы, определяющие восприятие искусства в музее. В ходе обсуждения были выделены четыре фактора восприятия творческого ремесла: осознание своих ощущений; выбор того произведения искусства, которое отражает внутреннюю потребность в данный момент времени; понимание синтеза сенсорного и социального в своем оценочном суждении; формирование нового взгляда на знакомую действительность. Далее основатель и генеральный директор Music Connection Виктория Гольденштейн представила доклад на тему «Музыка как ресурс управления персоналом». Особый акцент был сделан на технике «Музыкальной мотивационной практики» (ММП). Завершением сессии стало музыкальное выступление директора благотворительного фонда «Vivo Suono» Ирины Фриман, и лауреата многочисленных музыкальных премий Сергея Суворова. Выступление музыкантов — это подтверждение истинности ранее приведённых тезисов, непосредственное воздействие на слушателей и, как следствие, пробуждение их эмоций и чувств.
Особенно значимой частью конференции «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании» стал мастер-класс от соавтора концепции ЭИ Дэвида Карузо «Эмоциональный интеллект в бизнесе и управлении», объединивший научные знания в области эмоционального интеллекта и техники его развития. Была подчёркнута значимость эмоций и их восприятия в деловых переговорах и межличностных отношениях сотрудников. По мнению эксперта, руководители крупных компаний в первую очередь должны развивать эмоциональный интеллект, поскольку миф о том, что лидер не может руководствоваться своими эмоциями и эмоциями сотрудников, уже неоднократно был опровергнут в научных исследованиях, причём как исследователями эмоционального интеллекта, так и представителями других научных областей. Дэвид Карузо представил содержательное наполнение понятия «эмоционально-интеллектуальный руководитель», называя ключевые особенности грамотного лидера, необходимые для подержания эффективного рабочего процесса в коллективе. Объединяющим смыслом и выводом мастер-класса Дэвида Карузо являлось утверждение о том, что лучшие лидеры и руководители крупных организаций постоянно развивают свои эмоционально-интеллектуальные способности, избирают наиболее важные точки, где воздействие эмоций крайне важно, и применяют все выработанные знания непосредственно на практике.
В сессии: «Эмоциональный интеллект в бизнесе: опыт и практика» эксперты Юлия Фомина (Корпоративный университет Сбербанка), Наталья Старовойтова (руководитель отдела обучения и развития персонала сети гипермаркетов «Глобус»), Антон Карпов (заместитель директора по вопросам обучения и развития Департамента по работе с персоналом и организационному развитию УК «АкитА» — ГК «Авилон») и Дмитрий Кирпич (со-основатель и руководитель инженерной компании CONNECTICA.PRO) поделились опытом внедрения обучающих программ развития ЭИ, повышения эффективности сотрудников, развития деловых отношений и грамотного ведения рабочих переговоров и сделок с использованием ЭИ ресурсов. Участники представили кейсы российских компаний, обсудили успехи и возможные трудности в процессе внедрения эмоционально-интеллектуальной культуры в организации.
Юлия Фомина выступила на тему: «Развитие эмоционального интеллекта. Опыт Корпоративного университета Сбербанка». В докладе акцентировалось внимание на разработке систематических программ, которые призваны развивать руководителей крупных корпораций. По мнению Юлии, подготовка и сертификация внутренних преподавателей по темам эмоционального интеллекта и эмпатии — это важнейший фактор формирования продуктивного рабочего процесса в коллективе. Наталья Старовойтова в докладе «Эмоциональный интеллект в retail: успехи и трудности» представила публике программу развития эмоционального интеллекта с использованием ключевых инструментов повышения эмоционального интеллекта. Особое внимание было уделено успехам и возможным трудностям, которые чаще всего встречаются на пути к эмоционально-интеллектуальному развитию. Затем слово было передано Антону Карпову, представившему доклад на тему «Развитие EI для топ-менеджмента». Эксперт рассказал о зависимости роста продуктивности рабочего процесса от обучения разных категорий персонала и отметил необходимость развивать эмоциональный интеллект для представителей различных социальных групп в целях повышения работоспособности и стрессоустойчивости рабочего коллектива. Завершил сессию Дмитрий Кирпич с выступлением на тему: «Использование инструментов ЭИ для повышения эффективности взаимоотношений с ключевыми клиентами», из которого участники конференции узнали о том, какими преимуществами обладает эмоционально-интеллектуальный руководитель в отличие от руководителя с более низкими показателям ЭИ. По мнению Дмитрия, развитие эмоционального интеллекта обеспечивает человека комфортом, увеличивает эффективность взаимодействия внутри коллектива и насыщает рабочую атмосферу, создавая лучшие условия для эффективного выполнения задач производства.
Далее в сессии «Профи о главном», была представлена Ассоциация Профессионалов в области Развития Эмоционального Интеллекта, АПРЭИ, целью которой является объединение интеллектуального, творческого и делового потенциала, для развития эмоционально интеллектуальной культуры российского общества. В сессии участвовали Елена Хлевная, Надежда Катлинская, Марианна Шульченко, Наталья Баранова, Светлана Калашникова и Наталья Морозова. Во ходе сессии были обсуждены предпосылки для создания ассоциации и необходимость в формировании стандартов деятельности экспертов и специалистов по развитию ЭИ. В итоге была заявлена главная миссия АПРЭИ: способствовать распространению научного подхода в области применения ЭИ в целях просвещения населения России.
Следующая сессия «Азарт имитации: развиваем эмоциональный интеллект игровым путем (настольные игры)» объединила авторов и разработчиков игровых методик развития эмоционального интеллекта Жанну Завьялову, Елену Орлову и Кирилла Стёпина. Участникам сессии были представлены различные ЭИ-игры, с помощью которых были продемонстрированы инновационные способы саморазвития и реализации интеллектуальных потребностей. Настольные игры являются одним из способов развития навыков ЭИ, так как предоставляют возможность вызвать соревновательный импульс, способствующий более оперативному повышению навыков.
Особый интерес представили сессии: «Робот и чувства: способен ли искусственный интеллект нас понять?» (спикеры: Альфия Каюмова, Надежда Затонских, Артемий Котов и Максим Таланов), а также сессия «Геймификация в развитии эмоционального интеллекта» (спикеры: Алексей Тюлькин, Екатерина Фролова и Александр Бородин), посвя-щённые роботизации и геймификации эмоционального интеллекта. Во время этих сессий были обсуждены перспективы и основные тренды современных исследований в области цифровой экономики, «традиционного» искусственного интеллекта (ИИ) и искусственного эмоционального интеллекта, технологии анализа эмоций, био-правдоподобные психоэмо-
циональные вычислительные модели с привязкой к нейробиологии, эмоционально-интеллектуальные роботы, искусственная интуиция; новые подходы и решения в области игровых методик в развитии эмоционального интеллекта. В завершение сессии прозвучали практические советы для ведения переговоров и для использования мультимедийных технологий в развитии эмоционального интеллекта.
В сессии «Прикладные аспекты эмоционального интеллекта в рамках финансового мониторинга» участники Артём Болвачев, Иван Рыжакин, Надежда Чуйкова и Александр Евдокименко обсудили возможности применения эмоционального интеллекта в экономических, финансовых и юридических сферах деятельности. В результате работы секции были сформулированы выводы о значимости роли эмоций в областях, считающихся наиболее рациональными, например, в сфере финансов, так как в процессе принятии финансовых решений необходимо задействовать ресурсы аналитических способностей и эмоционального интеллекта.
В сессии «Практикумы развития эмоционального интеллекта» спикеры Татьяна Шавырина, Наталья Нечаева, Олег Шведовский и Александр Парамонов познакомиили участников с новыми направлениями и теориям, формирующиими современные системы обучения ЭИ. Были представлены техники обучения навыкам эмоционального интеллекта в сфере продаж, в ситуациях с высоким уровнем стресса и в бизнесах с непрерывно растущей сложностью процессов.
Сессия «Диагностика эмоционального интеллекта и управление стрессом», в которой участники Виктория Карякина, Юлия Мигун и Татьяна Нистратова обсудили тесную взаимосвязь копинга и эмоционального интеллекта, влияние ЭИ в разрешении стрессовых ситуаций. На сессии также была представлена программа по интерпретации результатов диагностики эмоционального интеллекта в компании, которая продемонстрировала особую актуальность данной тематики в современном организационном поведении.
В сессии «Результаты научных исследований в области эмоционально-интеллектуального лидерства» Оксана Белышева, Светлана Ионова и Виктория Овсянникова обсудили объединение идей научного развития концепции эмоционального интеллекта и практику их реализации. Научный интерес к эмоциональному интеллекту обусловлен возрастающей неопределённостью внешней среды с её дестабилизирующим воздействием в условиях глобальных экономических изменений. Неудивительно, что взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессиональной деятельности интересует учёных и практиков уже не одно десятилетие. Исследователи определили, что в целом люди с высоким уровнем развития ЭИ более социально ответственны, имеют лучшее качество отношений, эти люди более восприимчивы, чем те, уровень развития эмоционального интеллекта которых ниже. Лидерство — это, в первую очередь, способность оказывать влияние на каждого человека в отдельности или атмосферу в коллективе в целом. Грамотный лидер обладает способностью направлять свои эмоции и эмоции окружающих людей на достижение целей организации, вдохновляет сотрудников, мотивирует их самосовершенствоваться, а также повышает уровень работоспособности в команде.
В заключение программы сессий профессиональный коуч и тренер Люся Карклэ провела мастер-класс «Лидерство без слов: невербальная влиятельность. Практики развития ЭИ», во время которого представила техники развития самосознания и повышения уровня эмоционального интеллекта, способствующего развитию и раскрытию лидерского потенциала. Люся продемонстрировала способы повышения уровня осознанности в управлении эмоциями и рассказала об инструментах управления собственным эмоциональным состоянием.
Эмоциональный интеллект и образование
В секции «Образование» были представлены лекции зарубежных исследователей, дискуссионные панели, круглые столы и мастер-классы психологов, педагогов и специалистов в области развития эмоционального интеллекта, объединённых идеями интеграции принципов социально-эмоционального обучения и развития в систему образования.
В лекции «Эмоции и креативность» Давиде Антоньяцца, профессор Университета прикладных наук Швейцарии (SUPSI), Гарвардского унивеститета (HU, USA), эксперт в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей, рассказал о тесной взаимосвязи творческого мышления и эмоционального интеллекта. Способность управлять своими эмоциями создает идеальный плацдарм для творчества, поскольку эмоции являются активаторами воображения и созидательной деятельности. Искусство вызывает эмоции и обогащает эмоциональный интеллект, который в свою очередь влияет на креативность, а, следовательно, развивать навыки ЭИ можно посредствам художественной деятельности.
Лекция Антонеллы Де Амико, Ph.D., исследователя, профессора департамента психологии и педагогики Университета Палермо, эксперта-практика в области развития эмоционального интеллекта детей и подростков на тему «От эмоционального интеллекта к мета-эмоциональному интеллекту» была посвящена представлению результатов исследования мета-эмоционального интеллекта подростков и описанию нового психодиагностического инструмента — IE-ACCME, позволяющего измерить уровень метаэмоционального интеллекта. Метаэмоциональный интеллект был обозначен лектором как многомерная структура, состоящая из эмоционального опыта и отдельных убеждений, самооценки своих эмоциональных способностей и эмоционального выражения, которая включает метокогнитив-ные показатели: представления об эмоциях, собственное восприятие эмоций и самооценка проявлений, а также когнитивные показатели, которые соответствуют модели Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо. Методика IE-ACCME, разработанная для подростков и имеющая удовлетворительные показатели надёжности и валидности, измеряет метаэмоциональный интеллект одновременно, используя задания, по аналогии с тестами интеллекта, и опрос-никовые процедуры. Экспертом была предложена стратегия создания эмоционально-интеллектуальных инклюзивных школ.
В лекции «Эмоциональный интеллект и математика» Давиде Антоньяцца, а также Сильвии Сбарагли, Ph.D., эксперта в области обучения математике, профессора Университета прикладных наук Швейцарии (SUPSI), были представлены результаты исследования взаимосвязи социально-эмоциональных и математических навыков у детей начальной школы. В лекции была обозначена необходимость подготовки преподавательского состава и персонала школы, непосредственно взаимодействующего с детьми, поскольку они являются трансляторами социально-эмоциональных навыков, а значит, должны быть носители соответствующих компетенций. И если научные исследования последних лет в области нейропсихологии утверждают, что эмоциональные и когнитивные функции «сотрудничают» в психических процессах, то результаты исследования Давиде Антоньяцца и Сильвии Сбарагли демонстрируют, как это сотрудничество может быть интегрировано в процесс обучения.
В докладе «Развитие эмоционального интеллекта у детей: международный опыт в российской практике», представленном Анной Кудрявцевой, руководителем проекта «Эмоциональный Интеллект дети», были представлены перспективы развития программы внешкольного образования, сочетающей научную основу с практической реализацией и
направленной на формирование социально-эмоциональных навыков. Акценты были сделаны на подготовку педагогического состава и на последующее их сопровождение и поддержку, на создание эмоционально-интеллектуальной среды на занятиях и дома с активным вовлечением родителей в образовательный процесс.
Доклад Дмитрия Сизарёва, руководителя направления «Разработка образовательных продуктов», на тему «Социально-эмоциональное развитие детей в детском саду и школе: как подобрать практические решения и интегрировать их в образовательный процесс» осветил опыт реализации программ Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Участниками были Нина Рычка, ведущий методист Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея, Марина Рожкова, директор редакционного центра по дошкольному и начальному образованию корпорации «Российский учебник» Олег Бойцов, методист корпорации «Российский учебник». В реализуемой программе, свободно интегрируемой в любые сферы образовательной деятельности организации, акцент поставлен на активную работу с управленческой командой, подготовку педагогов в Федеральном институте развития образования (ФИРО), активное вовлечение родителей, а также на разработку дополнительных материалов (каталоги художественной литературы, музыкальных произведений, игр). Программа, охватившая 30 регионов России, способствует повышению академической успеваемости, уровня внимательности и влияет на улучшение взаимоотношений в классе.
Лариса Максимова, начальник Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ», и Марина Куренкова, педагог-психолог этого же заведения, представили доклад на тему «Эмоциональный интеллект как ресурс решения проблемуправ-ления качеством образовательного процесса». В докладе представлены основные результаты внедрения социально-эмоционального обучения и развития как ресурса повышения качества образования в образовательный процесс. Занятия по развитию навыков эмоционального интеллекта осуществляются в рамках дополнительного образования и способствуют повышению эмоциональной грамотности, умению воспитанниц анализировать собственные эмоциональные реакции и эмоции окружающих.
Ольга Шалыгина, педагог-психолог «Хорошёвская гимназия», представила доклад на тему «Опыт внедрения практик развития ЭИ в рамках школьного и дошкольного образования на примере Хорошёвской гимназии», в котором рассказала о результатах применения инструментов развития ЭИ в образовательном процессе Хорошёвской гимназии. В докладе были освещены важные аспекты интеграции принципов ЭИ в образовательный процесс, реализуемые в «Хорошколе». Они включают в себя: подготовку педагогического состава и развитие у них эмоционально-интеллектуальных навыков; разнообразную по формату работу с детьми по развитию эмоциональной грамотности и навыков социально-эмоционального интеллекта; активное вовлечение родителей в творческие лаборатории и просветительскую деятельность.
Наталия Черкасова, основатель социального проекта «Колесо Обозрения», представила доклад на тему «Дети, искусство, эмоции», в котором рассказала о применении программы развития эмоционального интеллекта для детей с инвалидностью и их родителей, осуществляемых на базе пяти музеев. Программа разработана для детей с аутизмом, синдромом Дауна, имеющих ментальные нарушения, а также для их братьев и сестёр, и направлена на развитие у детей навыков идентификации эмоции.
Мастер-класс на тему «Социально-эмоциональное развитие детей посредством художественной литературы» был проведён Лилианой Конюховой, главным библиографом, и Марией Никитенко, библиотекарем (психологом). В нём поднималась тема использования литературы в качестве доступного и эффективного средства развития эмоционального
интеллекта подростков и детей. Для каждого возрастного периода формируется свой рекомендательный список произведений художественной литературы.
Доклад на тему «Развитие эмоционального интеллекта подростков в образовательном пространстве школы через метапредметность, нестандартные уроки, студию «Метаморфозы» на опыте Ломоносовской школы — «Зелёный мыс» представили Марина Ломакина, руководитель психолого-логопедической службы, педагог-психолог, психоаналитический психотерапевт, бизнес-тренер, и Светлана Богородская, учитель русского языка и литературы. В докладе представлены результаты реализации программы «Развитие эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы через призму психологических и философских знаний» в Ломоносовской школе, направленной на трансформацию урока литературы с целью приобщения детей и подростков к чтению и улучшения навыков осознанного чтения. Особенностью программы можно назвать метапредметный подход, представляющий собой уход от дробления знаний на отдельные предметы к более целостному и образному восприятию окружающего мира.
Виктория Руденко, директор частной школы «Парк чудес» представила доклад на тему «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников и школьников: опыт и практика на примере частной школы и детского сада «Парк чудес», в котором поделилась результатами интеграции принципов социально-эмоционального развития в образовательный процесс. В рамках «Wunderpark International School» социально-эмоциональное обучение реализуется на основе основных элементов, обозначенных как: достижение гармонии тела и духа, психологический комфорт и атмосфера доверия, высокий стандарт образования, а также используется широкий спектр инструментов развития ЭИ («Деревня интересов», «Театр настроений», рассказывание историй и другие).
Доклад на тему «Эмоциональный интеллект и нестандартное мышление. Образование будущего» был представлен практикующим тренером, персональным коучем по развитию эмоционального интеллекта Татьяной Вороной, и включал описание типов мышления, каждому из которых соответствует свой набор наиболее присущих и ярко выраженных характеристик и особенностей эмоциональных реакций. Учёт этих особенностей ребенка позволяет раскрыть его потенциал.
Секция «Образование» в целом была посвящена перспективному и стратегически важному вопросу создания эмоционально-интеллектуального общества. Воспитание, развитие и обучение подрастающего поколения в современных реалиях не может обойтись без внедрения эмоционального интеллекта и развития социально-эмоциональной компетентности. Исторический экскурс в тематику позволил сделать выводы, что процесс становления программ развития социально-эмоциональных навыков, создающихся и реализующихся более чем в двадцати странах, носит культурно-исторический характер и обусловлен социально-экономическими факторами и направлениями внутренней политики государства.
Общие итоги конференции
Конференция показала, что современная проблема применения эмоционального интеллекта в организационном аспекте как одного из ресурсов повышения эффективности тесно связана с дестабилизирующим воздействием внешней среды в условиях глобальных экономических изменений. По мнению Клауса Шваба, Президента Всемирного экономического форума в Давосе, мы стоим у истоков четвёртой промышленной революции, которая не
имеет аналогов во всём предыдущем опыте человечества. А эмоциональный интеллект как один из основных навыков 21 века позволит лидерам действовать в качестве грамотных проводников перемен, а также обеспечит руководителей инструментарием, позволяющим быть более маневренными и успешнее восстанавливаться после потрясений (Шваб, 2016).
Конференция выявила обоснованность широкого распространения проблематики эмоционального интеллекта во множестве различных социальных институтов общества, начиная с бизнеса и заканчивая сферой образования и фундаментальных отраслей науки. Активное внедрение эмоционально-интеллектуальной культуры в бизнес приводит к повышению результатов бизнес-деятельности и эффективности. Систематический вклад в развитие эмоционального интеллекта сотрудников организации приводит к повышению их эффективности и эффективности организаций в целом, а эмоционально-интеллектуальный лидер выступает в качестве главного ресурса организации.
В организационной деятельности важно учитывать эмоции и эмоциональные состояния всех участников взаимодействия: владельцев бизнеса, руководителей, сотрудников и клиентов. Качественная интерпретация профиля эмоционального интеллекта человека, а затем интеграция эмоционально-интеллектуальных техник с опорой на индивидуальный профиль диагностируемого, может эффективно сказаться на психологическом благополучии человека, его производительности и успешности в рабочей деятельности. Специалисты сферы финансов заинтересованы в применении навыков эмоционального интеллекта при принятии финансовых решений.
Современные разработчики технологий в области цифровой экономики и искусственного интеллекта активно используют эмоциональную составляющую, а эмоциональный интеллект расценивается в качестве следующего шага в развитии искусственного интеллекта. Разработки в области искусственного эмоционального интеллекта с большой вероятностью могут повысить эффективность бизнеса, сделать шаг в изучении болезни Паркинсона и инсульта, повысить уровень безопасности жизнедеятельности человека и повысить уровень благополучия человеческого общества. Моделирование искусственного эмоционального интеллекта — значимый шаг для понимания того, как функционирует человеческий эмоциональный интеллект. Современная система образования заинтересована в развитии эмоционально-интеллектуальных навыков всех участников образовательного процесса.
Как показал анализ материалов конференции, в современном обществе существует социальный запрос на развитие эмоционально-интеллектуальных навыков, обеспечивающих повышение эффективности бизнеса и личной эффективности и благополучия человека, в основе принципов развития которых лежат научно-обоснованные и доказанные в ходе исследований методы. Абстрактное и размытое понимание эмоционального интеллекта в качестве «панацеи от всего» оказалось мало востребованным в профессиональных кругах, специалисты отдают предпочтение программам развития эмоционального интеллекта, созданным на основе научных концепций, эффективность которых подтверждена исследованиями. Только чёткая научная первооснова может обеспечить грамотный перенос теоретического концепта в практическую деятельность.
Одной из задающих строгие рамки феномена эмоционального интеллекта выступает концепция Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо эмоционального интеллекта как способности, результативность применения которой доказана как самими авторами, так и другими исследователями (Hodzic et а1., 2017). Обращение к теоретическим подходам может обогатить науку и практику, а тем самым стать ресурсом для специалистов в большинстве аспектов фактически любой профессиональной деятельности.
Среди тенденций, выявленных в ходе конференции, можно подчеркнуть несколько основных направлений. Во-первых, заинтересованность практики не просто в развитии эмоционального интеллекта, но в применении программ, строящихся на научном фундаменте, что было обозначено более подробно выше. Во-вторых, «практика» занялась поиском конкретного места применения высоко развитого эмоционального интеллекта для получения наиболее эффективных результатов. Уже не вызывает сомнений тот факт, что успех организации обусловлен рядом факторов, среди которых важное место занимает эмоциональный интеллект. В то же самое время эмоциональный интеллект, будучи многоаспектным феноменом, не может быть одинаково применён на промышленном производстве и в организации, занимающей нишу в сфере услуг. Это обозначает проблему более точечного и адресного использования эмоционально-интеллектуальных ресурсов. В-третьих, остро обозначен вопрос диагностики эмоционального интеллекта для различных целей, начиная с подбора персонала до определения актуального уровня ЭИ сотрудников и владельцев организации для ротации и дальнейшего обучения и развития. Ответ на обозначенный вопрос кристаллизовался в новом психодиагностическом инструменте — Тесте Эмоционального Интеллекта (ТЭИ), представленном на конференции. В-четвёртых, возникло направление вслед за предыдущей тенденцией — подготовка специалистов, способных дать профессиональную обратную связь по методикам диагностики ЭИ. В-пятых, выявлена необходимость в глубокой перестройке системы образования.
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) обозначена важность развития социально-эмоциональных навыков детей и подростков, однако практика требует более концептуализированного подхода к развитию социально-эмоциональных навыков всех участников образовательного процесса, что требует изменений в обучении педагогов, администрации учебных заведений и другого персонала, непосредственно контактирующего с учениками. Педагоги не могут обучить и научить учеников тому, чего не умеют сами, поэтому внедрение эмоционального интеллекта в образовательный процесс должно начинаться с развития эмоционально-интеллектуальных навыков у взрослых, которые будут транслироваться детям.
Развитие тематики эмоционального интеллекта в России на данный момент всё ещё находиться на начальных этапах. Однако уже существует большое количество учёных и практиков, которые исследуют и внедряют эмоционально-интеллектуальные навыки. Итоги конференции «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании» позволяют сказать, что данная конференция предоставила платформу для обсуждения и развития научной концепции эмоционального интеллекта в России для учёных и практиков, и шаг за шагом становится постоянно действующей инновационной площадкой для обмена опытом и идеями международного уровня в сфере эмоционального интеллекта.
Конференция каждый год собирает всё больше участников, спикеров и экспертов из различных стран мира, а также представителей эмоционально-интеллектуального бизнеса — лидеров перемен. Она создаёт уникальный стиль и задаёт чёткий вектор дальнейшего развития тематики эмоционального интеллект, выстраивая взаимосвязи между наукой и практикой. И это является характерным признаком современного этапа социально-экономического развития общества, ведь, как отмечают участники конференции: «Эмоциональный интеллект — основной элемент организации будущего».
Литература
Андреева, И. Н. (2011). Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: Монография. Н.: Полоцкий государственный университет.
Белоконь, О. В. (2008). Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством: Дис. ... канд. психол. наук., М.
Люсин, Д. В. (2004). Современные представления об эмоциональном интеллекте. В сб.: Д.В.Люсин, Д. В. Ушаков (ред.). Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования (29-36). М.: Институт психологии РАН.
Петровская, А. С. (2007). Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: Дис. ... канд. психол. наук., Ярославль.
Сергиенко, Е. А., Ветрова, И. И. (2009). Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2. 0). Психологические исследования: электронный научный журнал, 6, 2-2.
Сергиенко, Е. А., Хлевная, Е. А., Ветрова, И. И., Киселёва, Т. С. (2017). Факторная и структурная валидность методики ТЭИ (тест эмоционального интеллекта). Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 23(3), 33-36.
Хлевная, Е. А. (2012). Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности (на примере руководителей): Дис. ... канд. психол. наук., М.
Хлевная, Е. А., Штроо, В. А., Киселева, Т. С. (2012). Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта. Психологическая наука и образование, 3, 1-19.
Хлевная, Е. А. (2017). Информационно-аналитическая система финансового контроллинга бизнес-процессов промышленных холдингов. Финансовый менеджмент, 2, 3-13.
Шваб, К. (2016). Четвертая промышленная революция, М.: Эксмо.
Штроо, В. А., Серов, С. Ю. (2011). Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров. Организационная психология, 1(1), 8-23.
Beldoch, M. (1964). Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication. In J. R. Davitz (Ed.). The communication of emotional meaning (31-42). New York: McGraw-Hill.
Extremera, N., Rey, L. (2015). The moderator role of emotion regulation ability in the link between stress and well-being. Frontiers in psychology, 6, 1632.
Gardner, H. (1983). Frames of mind. New York: Basic Books.
Goleman, D., (1995). Emotional Intelligence. New York: Bantam Books Inc.
Hodzic, S., Scharfen, J., Ripoll, P., Holling, H., Zenasni, F. (2017).How Efficient Are Emotional Intelligence Trainings: A Meta-Analysis. Emotion Review, 10(2), 138-148
Martins, A., Ramalho, N., Morin, E. (2010). A comprehensive meta-analysis of the relationship between emotional intelligence and health. Personality and individual differences, 49(6), 554-564.
Mayer, J. D., Salovey, P. (1997). What is emotional intelligence? In P. Salovey, D. J. Sluyter (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: Educational implications (3-34). Harper Collins: New York.
Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. (2002). Mayer-Salovey-Caruso emotional intelligence test (MSCEIT) users manual. Toronto, Ontario: Multi-Health Systems.
Mayer, J. D., Salovey, P., and Caruso, D. R. (2008). Emotional intelligence: new ability or eclectic traits? American Psychol. 63, 503-517. doi: 10.1037/0003-066X.63.6.503
Miao, C., Humphrey, R. H., Qian, S. (2016). Leader emotional intelligence and subordinate job satisfaction: A meta-analysis of main, mediator, and moderator effects. Personality and Individual Differences, 102, 13-24.
O'Boyle Jr, E. H., Humphrey, R. H., Pollack, J. M., Hawver, T. H., Story, P. A. (2011). The relation between emotional intelligence and job performance: A meta-analysis. Journal of Organizational Behavior, 32(5), 788-818.
Petrides, K. V., Furnham, A. (2001). Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies. European journal of personality, 15(6), 425-448.
Rode, J. C., Arthaud-Day, M., Ramaswami, A., Howes, S. (2017). A time-lagged study of emotional intelligence and salary. Journal of Vocational Behavior, 101, 77-89.
Salovey, P., Mayer, J. D. (1990). Emotional intelligence. Imagination, cognition and personality, 9(3), 185-211.
Walter, F., Cole, M. S., Humphrey, R. H. (2011). Emotional intelligence: sine qua non of leadership or folderol? Academy of Management Perspective, 25, 45-59.
Поступила в редакцию 26.12.2018.
^ ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY
From science to practice: following the results of the II International Scientific and Practical Conference "Working emotional intelligence in business and education"
Elena KHLEVNAYA
National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russia
Abstract. The article presents the main conclusions of the Second Annual International Scientific and Practical Conference "Working Emotional Intelligence in Business and Education", which took place on December 7 and 8, 2018 in Moscow, Russia. For the second year, the conference serves as an innovative platform for discussing the subject of emotional intelligence, bringing together scientists, researchers and practitioners whose professional activity reveals the need to integrate various aspects of emotional intelligence into business and education. The reports presented at the sections and their further discussions demonstrated the importance of the topic of emotional intelligence in modern society and outlined a range of problematic issues: in research and development, in professional activities in business, finance, high technology, and culture, art and creativity efficiency and self-development. During the conference, tools for diagnosing emotional intelligence, various methods and strategies for its development, ways of creating an emotional-intellectual culture and introducing its principles in organizations were presented.
Keywords: conference, emotional intelligence, business psychology, education, traditions and trends in the development of emotional intelligence, emotional and intellectual culture of the organization.
Andreeva, I. N. (2011). Emotcionalnyi intellekt kak fenomen sovremennoi psikhologii [Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology]. Novgorod: Polotckii gosudarstvennyi univer-sitet.
Beldoch, M. (1964). Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication.
In J. R. Davitz (Ed.). The communication of emotional meaning (31-42). New York: McGraw-Hill. Belokon, O. V. (2008). Vzaimosviaz emotcionalnogo isotcialnogo intellekta s liderstvom [The relationship of emotional and social intelligence with leadership]. (Unpublished doctoral dissertation). Moscow.
Address: 36 Strmyanniy per., Moscow 115093, Russian Federation E-mail: [email protected]
References
Extremera, N., Rey, L. (2015). The moderator role of emotion regulation ability in the link between stress and well-being. Frontiers in psychology, 6, 1632.
Gardner, H. (1983). Frames of mind. New York: Basic Books.
Goleman, D., (1995). Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, Inc.
Khlevnaya, E. A. (2012). Rol emotcionalnogo intellekta v effektivnosti deiatelnosti (na primere rukovoditelei) [The role of emotional intelligence in the effectiveness of activities (on the example of leaders)]. (Unpublished doctoral dissertation). Moscow.
Khlevnaya, E. A., Stroh, W. A., Kiseleva, T. S. (2012). Experimentalnoe issledovanie vozmozhnosti razvitiya emotsionalnogo intellekta [An experimental study of the development of emotional intelligence]. Psychological Science and Education, 3, 1-19.
Khlevnaya, E. A. (2017). Informatcionno-analiticheskaia sistema finansovogo kontrollinga biznes-protcessov promyshlennykh kholdingov [Informational and analytical system of financial controlling of business processes of industrial holdings]. Finansovyi menedzhment, 2, 3-13.
Lyusin, D. V. (2004). Sovremennye predstavleniia ob emotcionalnom intellekte [Modern ideas about emotional intelligence]. In D. V. Lyusin, D. V. Ushakov (Eds.). Sotcialnyi intellekt: Teoriia, izmerenie, issledovaniia (29-36). Moscow: Institut psikhologii RAN.
Martins, A., Ramalho, N., Morin, E. (2010). A comprehensive meta-analysis of the relationship between emotional intelligence and health. Personality and individual differences, 49(6), 554-564.
Mayer, J. D., Salovey, P. (1997). What is emotional intelligence? In P. Salovey, D. J. Sluyter (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: Educational implications (3-34). Harper Collins: New York.
Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. (2002). Mayer-Salovey-Caruso emotional intelligence test (MSCEIT) users manual. Toronto, Ontario: Multi-Health Systems.
Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. (2008). Emotional intelligence: new ability or eclectic traits? Am. Psychol., 63, 503-517. doi: 10.1037/0003-066X.63.6.503
Miao, C., Humphrey, R. H., Qian, S. (2016). Leader emotional intelligence and subordinate job satisfaction: A meta-analysis of main, mediator, and moderator effects. Personality and Individual Differences, 102, 13-24.
O'Boyle Jr, E. H., Humphrey, R. H., Pollack, J. M., Hawver, T. H., Story, P. A. (2011). The relation between emotional intelligence and job performance: A meta-analysis. Journal of Organizational Behavior, 32(5), 788-818.
Petrides, K. V., Furnham, A. (2001). Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies. European journal of personality, 15(6), 425-448.
Petrovskaya, A. S. (2007). Emotcionalnyi intellekt kak determinanta rezultativnykh parametrov i protcessualnykh kharakteristik upravlencheskoi deiatelnosti [Emotional intelligence as a determinant of effective parameters and procedural characteristics of management activities]. (Unpublished doctoral dissertation). Yaroslavl.
Rode, J. C., Arthaud-Day, M., Ramaswami, A., Howes, S. (2017). A time-lagged study of emotional intelligence and salary. Journal of Vocational Behavior, 101, 77-89.
Salovey, P., Mayer, J. D. (1990). Emotional intelligence. Imagination, cognition and personality, 9(3), 185-211.
Sergienko, E. A., Khlevnaya, E. A., Vetrova, I. I., Kiseleva, T. S. (2017). Faktornaia i strukturnaia validnost metodiki TEI (test emotcionalnogo intellekta) [Factor and structural validity of the TEI methodology (test of emotional intelligence)]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Pedagogika. Psikhologiia. Sotciokinetika, 23(3), 33-36.
Sergienko, E. A., Vetrova, I. I. (2009). Emotcionalnyi intellekt: russkoiazychnaia adaptatciia testa Meiera-Seloveia-Karuzo (MSCEIT V2. 0) [Emotional Intelligence: Russian-language adaptation
of the Mayer-Salovey-Caruso test (MSCEIT V2. 0)]. Psikhologicheskie issledovaniia: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 6, 2-2.
Stroh, W., Serov, S. (2011). Emotsional'nyy intellekt uchastnikov kak faktor effektivnosti delovykh peregovorov [The impact of emotional intelligence level on negotiation effectiveness]. Organizational Psychology, 1(1), 8-23.
Walter, F., Cole, M. S., Humphrey, R. H. (2011). Emotional intelligence: sine qua non of leadership or folderol? Academy of Management Perspective, 25, 45-59.
Received 26.12.2018