SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 1 (26) 2022
КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
CATEGORICAL AND CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS
Захарова Елена Сергеевна Щ Zakharova Elena Sergeevna
Курский государственный медицинский Щ Kursk State Medical University
университет
Резюме
В статье даны определения "эмоционального интеллекта", его исследования в области психологии, характеристики эмоционального интеллекта у детей, имеющих ментальные нарушения.
Ключевые слова: интеллект, эмоциональный интеллект, дети с ментальными нарушениями.._
Summary
The article gives definitions of "emotional intelligence", its research in the field of psychology, characteristics of emotional intelligence in children with mental disorders.
Key words: intelligence, emotional intelligence, children with mental disorders..
Библиографическая ссылка на статью
Захарова Е.С. Категориально понятийный анализ проблемы эмоционального интеллекта у детей с ментальными нарушениями //Innova. - 2022. - № 1 (26). - С.21-22. .
References to the article
Zakharova E.S. Categorically conceptual analysis of the problem of emotional intelligence in children with mental disorders / //I Innova. - 2022. - No. 1 (26). - P.21-22.
Понятие «интеллект» в психологии появилось в конце 19 века и представляет собой способность приобретения знаний[2].
Среди наиболее популярных видов интеллекта выделяются: практический, социальный, эмоциональный. Каждый из них оперирует с личностно важной для человека информацией[4].
Интерес к изучению эмоционального интеллекта как в зарубежной, так и в российской психологической науке связан со множеством пробелов в когнициях данного феномена. Анализируя показатели по данной тематике, мы видим, что количество статей, содержащих понятие «эмоциональный интеллект» превышает 12 тысяч в российских изданиях, а в зарубежных - превышает 100 тысяч. А их же количество по теме: «Проблемы эмоционального интеллекта у детей с ментальными нарушениями» в российских изданиях составляет более 4-х тысяч, в зарубежных - более 3-х тысяч.
В настоящее время эмоциональный интеллект активно рассматривали Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Г.В. Юсупова, А.П. Лобанов, А.С. Петровская, И.Н. Андреева и другие[1].
Точное содержание понятия
эмоционального интеллекта зависит от того,
какие точки зрения имеются в виду при соотнесении эмоционального и познавательного процессов. Исследователи в этой области дают разные определения эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект - результат взаимодействия активации и заключения человека о причинах его воздействия на основе анализа ситуации [1].
Эмоциональный интеллект (факты, значения, истины) - это то, что существует в государстве эмоций[1].
Эмоциональный интеллект - это способность управлять не только собственными эмоциями, но и эмоциями других[5].
Самая большая трудность в определении этого понятия заключается в том, что смешиваются два тонких направления, как «социальное» и «эмоциональное».
Часто встречается употребление терминов «социальное» и «эмоциональное» в качестве синонимов, так как в их состав входят общие способности: умение определять эмоциональное состояние по мимике, жестам, позам и умение выявлять с каким мотивом человек действовал и как оценил событие. Но различие проявляется в том, что в случае «социального» человек должен
SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 1 (26) 2022
предвидеть поведение в эмоциональном состоянии другого и подстроиться под него, а в случае «эмоционального» - умение управлять не только своим эмоциональным состоянием, но и чужим [1].
Формирование таких умений зарождается у детей в младшем школьном возрасте. Находясь в социуме, они учатся понимать не только собственное эмоциональное состояние, но и собеседника, что и способствует развитию эмоционального интеллекта. Это говорит и о развитии личности младшего школьника в целом, и о развитии его когнитивных способностей, познавательных процессов. Исследованиями в области формирования эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте занимались Н.А. Ананьева, В.М. Минаев, Ю.А. Ямпольская, А.А. Осипова и др. [3].
Проблема же развития эмоционального интеллекта у детей с ментальными нарушениями продолжает оставаться наиболее сложной в современной психологии. Исследованием эмоциональной сферы таких детей занимались Л.С. Выготский, Е.П. Кистенева, С.Я. Рубинштейн и др. [5].
Для таких детей характерны не только нарушения в эмоциональной сфере - эмоции детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) часто неадекватны, несоразмерны влияниям внешнего мира в их динамике, но и в когнитивной сфере -особенности развития и формирования восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, в личностной сфере - особенности мотивации и целеполагания у них характеризуется незрелостью, низким уровнем сознания, быстрой сменой, нестабильностью основных мотивов, в социально-психологической сфере - при вхождении в младший школьный возраст, начинают проявляться потребности в общении и интерактивности[6].
Обучение в школе должно основываться не только на существующих интеллектуальных свойствах ребенка, но и на тех, которые еще не сформированы, но для их возникновения уже имеются предпосылки.
На каждом этапе возрастной периодизации развития личности формируются не только общие свойства, присущие определенной группе социума, но и индивидуальные специфические
характеристики. Дети одного возраста отличаются друг от друга типологическими особенностями врожденных свойств нервной системы, духовным и физическим развитием, интересами, способностями и так далее [6].
Активное формирование личности ребенка с ментальными нарушениями может быть правильно понято и решено только в том случае, если мы будем исходить из сложного взаимодействия внутреннего и окружающего, помня, что внутреннее - задатки, возможности, а окружающее - содержание. И. П. Павлов утверждал, что особенности индивида обусловлены, как биологической
наследственностью, так и окружающей его средой. Темперамент - это естественное свойство личности, характер же в значительной степени состоит из приобретенных качеств и привычек. Соответственно, с одной стороны, врожденная организации нервной системы, а с другой - влияние окружающей среды и воспитания[6].
Список литературы.
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие / И. Н. Андреева. -Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2020. - 356 с.
2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм - Еврознак, 2003.
3. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. М.: Просвещение, 2015. -255 с.
4. Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ // Вопр. психол. 2010. № 2. С. 111 - 119.
5. Роберт Р.Д. и др. Эмоциональный интеллект: Проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэтьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психол.: Журн. ВШЭ. 2004. Т.1. № 4. С. 3 - 24.
6. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.