Научная статья на тему 'КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Innova
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТИ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Е. С.

В статье даны определения "эмоционального интеллекта", его исследования в области психологии, характеристики эмоционального интеллекта у детей, имеющих ментальные нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORICAL AND CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS

The article gives definitions of "emotional intelligence", its research in the field of psychology, characteristics of emotional intelligence in children with mental disorders.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 1 (26) 2022

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

CATEGORICAL AND CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS

Захарова Елена Сергеевна Щ Zakharova Elena Sergeevna

Курский государственный медицинский Щ Kursk State Medical University

университет

Резюме

В статье даны определения "эмоционального интеллекта", его исследования в области психологии, характеристики эмоционального интеллекта у детей, имеющих ментальные нарушения.

Ключевые слова: интеллект, эмоциональный интеллект, дети с ментальными нарушениями.._

Summary

The article gives definitions of "emotional intelligence", its research in the field of psychology, characteristics of emotional intelligence in children with mental disorders.

Key words: intelligence, emotional intelligence, children with mental disorders..

Библиографическая ссылка на статью

Захарова Е.С. Категориально понятийный анализ проблемы эмоционального интеллекта у детей с ментальными нарушениями //Innova. - 2022. - № 1 (26). - С.21-22. .

References to the article

Zakharova E.S. Categorically conceptual analysis of the problem of emotional intelligence in children with mental disorders / //I Innova. - 2022. - No. 1 (26). - P.21-22.

Понятие «интеллект» в психологии появилось в конце 19 века и представляет собой способность приобретения знаний[2].

Среди наиболее популярных видов интеллекта выделяются: практический, социальный, эмоциональный. Каждый из них оперирует с личностно важной для человека информацией[4].

Интерес к изучению эмоционального интеллекта как в зарубежной, так и в российской психологической науке связан со множеством пробелов в когнициях данного феномена. Анализируя показатели по данной тематике, мы видим, что количество статей, содержащих понятие «эмоциональный интеллект» превышает 12 тысяч в российских изданиях, а в зарубежных - превышает 100 тысяч. А их же количество по теме: «Проблемы эмоционального интеллекта у детей с ментальными нарушениями» в российских изданиях составляет более 4-х тысяч, в зарубежных - более 3-х тысяч.

В настоящее время эмоциональный интеллект активно рассматривали Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Г.В. Юсупова, А.П. Лобанов, А.С. Петровская, И.Н. Андреева и другие[1].

Точное содержание понятия

эмоционального интеллекта зависит от того,

какие точки зрения имеются в виду при соотнесении эмоционального и познавательного процессов. Исследователи в этой области дают разные определения эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект - результат взаимодействия активации и заключения человека о причинах его воздействия на основе анализа ситуации [1].

Эмоциональный интеллект (факты, значения, истины) - это то, что существует в государстве эмоций[1].

Эмоциональный интеллект - это способность управлять не только собственными эмоциями, но и эмоциями других[5].

Самая большая трудность в определении этого понятия заключается в том, что смешиваются два тонких направления, как «социальное» и «эмоциональное».

Часто встречается употребление терминов «социальное» и «эмоциональное» в качестве синонимов, так как в их состав входят общие способности: умение определять эмоциональное состояние по мимике, жестам, позам и умение выявлять с каким мотивом человек действовал и как оценил событие. Но различие проявляется в том, что в случае «социального» человек должен

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 1 (26) 2022

предвидеть поведение в эмоциональном состоянии другого и подстроиться под него, а в случае «эмоционального» - умение управлять не только своим эмоциональным состоянием, но и чужим [1].

Формирование таких умений зарождается у детей в младшем школьном возрасте. Находясь в социуме, они учатся понимать не только собственное эмоциональное состояние, но и собеседника, что и способствует развитию эмоционального интеллекта. Это говорит и о развитии личности младшего школьника в целом, и о развитии его когнитивных способностей, познавательных процессов. Исследованиями в области формирования эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте занимались Н.А. Ананьева, В.М. Минаев, Ю.А. Ямпольская, А.А. Осипова и др. [3].

Проблема же развития эмоционального интеллекта у детей с ментальными нарушениями продолжает оставаться наиболее сложной в современной психологии. Исследованием эмоциональной сферы таких детей занимались Л.С. Выготский, Е.П. Кистенева, С.Я. Рубинштейн и др. [5].

Для таких детей характерны не только нарушения в эмоциональной сфере - эмоции детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) часто неадекватны, несоразмерны влияниям внешнего мира в их динамике, но и в когнитивной сфере -особенности развития и формирования восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, в личностной сфере - особенности мотивации и целеполагания у них характеризуется незрелостью, низким уровнем сознания, быстрой сменой, нестабильностью основных мотивов, в социально-психологической сфере - при вхождении в младший школьный возраст, начинают проявляться потребности в общении и интерактивности[6].

Обучение в школе должно основываться не только на существующих интеллектуальных свойствах ребенка, но и на тех, которые еще не сформированы, но для их возникновения уже имеются предпосылки.

На каждом этапе возрастной периодизации развития личности формируются не только общие свойства, присущие определенной группе социума, но и индивидуальные специфические

характеристики. Дети одного возраста отличаются друг от друга типологическими особенностями врожденных свойств нервной системы, духовным и физическим развитием, интересами, способностями и так далее [6].

Активное формирование личности ребенка с ментальными нарушениями может быть правильно понято и решено только в том случае, если мы будем исходить из сложного взаимодействия внутреннего и окружающего, помня, что внутреннее - задатки, возможности, а окружающее - содержание. И. П. Павлов утверждал, что особенности индивида обусловлены, как биологической

наследственностью, так и окружающей его средой. Темперамент - это естественное свойство личности, характер же в значительной степени состоит из приобретенных качеств и привычек. Соответственно, с одной стороны, врожденная организации нервной системы, а с другой - влияние окружающей среды и воспитания[6].

Список литературы.

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие / И. Н. Андреева. -Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2020. - 356 с.

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм - Еврознак, 2003.

3. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. М.: Просвещение, 2015. -255 с.

4. Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ // Вопр. психол. 2010. № 2. С. 111 - 119.

5. Роберт Р.Д. и др. Эмоциональный интеллект: Проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэтьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психол.: Журн. ВШЭ. 2004. Т.1. № 4. С. 3 - 24.

6. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.