9. А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
10. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методы. - М.: МГУ, 1989. - 176 с.
11. Сандомирский М. Как справиться со стрессом. - М., 1995. - 147 с.
12. Словарь-справочник по психологической диагностике. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев., 1989. - 200 с.
13. Эриксон Э. Восемь возрастов человек. / Психология развития: Хрестоматия / Под ред. кол-ва каф. психологии развития и диф. психологии. - СПбГУ. - СПб. - С. 57-95.
Психология
УДК 159.9
соискатель Зорина Наталья Николаевна
Институт психологии творчества (г. Москва)
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация. Тема эмоционального интеллекта и способов его развития поднимается в практическом и теоретическом аспектах. Так, популярны тренинги по развитию эмоционального интеллекта, а также статьи, посвященные путям и методам его развития. Появляются новые профессии специалистов по развитию эмоционального интеллекта. При этом, все еще актуален вопрос о том, возможно ли вообще развитие эмоционального интеллекта. Этим и другим вопросам посвящена статья.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, социальный интеллект, тренинг, психотерапия, арт-терапия, нейрографика.
Annotation. The topic of emotional intelligence and ways of its development is considered in practical and theoretical aspects. Trainings on the development of emotional intelligence are popular, as well as articles on the ways and methods of its development. New professions of specialists in the development of emotional intelligence are emerging. At the same time, the question of whether the development of emotional intelligence is possible at all is still relevant. The article is devoted to these and other questions.
Keywords: emotional intelligence, social intelligence, training, psychotherapy, art-therapy, neurography.
Введение. В современном мире очевидна актуальность темы развития эмоционального интеллекта - как среди профессиональных психологов, педагогов, помогающих практиков, так и среди менеджеров организации, управленцев, работников тренинговых компаний и т.д. Кроме того, можно заметить, что тема эмоционального интеллекта и способов его развития поднимается как в практическом аспекте (эксперименты по развитию эмоционального интеллекта, пути развития эмоционального интеллекта) так и в теоретическом поле. Теоретики и практики задаются вопросами: возможно ли в принципе развивать эмоциональный интеллект, или он является некоторой врожденной (относительно устойчивой) способностью; возможно ли существенно повлиять на уровень развития эмоционального интеллекта во взрослом возрасте, или возраст развития эмоционального интеллекта ограничен периодом раннего детства?
Тема развития эмоционального интеллекта актуальна, в том числе, потому, что существуют исследования, обнаруживающие взаимосвязанность уровня эмоционального интеллекта человека и его успешности. В этом аспекте, однако, необходимо отделять эмоциональный интеллект от социального интеллекта, чему в современном мире также посвящено немало теоретических исследований.
Мы, приступая к рассмотрению темы возможностей развития эмоционального интеллекта, отметим, прежде всего, двойственность подходов к пониманию природы эмоционального интеллекта. Так, согласно первому подходу (Д. Майер), эмоциональный интеллект представляет собой относительно устойчивую (врожденную, наследуемую) способность, в связи, с чем его развитие ограничено. Согласно второму подходу к пониманию природы эмоционального интеллекта, он представляет собой приобретаемый навык, который можно развивать как в детском, так и во взрослом возрасте (об этом пишут как Д. Майер, так и Д. Гоулман, причем первый упоминает не эмоциональный интеллект, а "эмоциональные знания", "эмоциональную информацию").
Изложение основного материала статьи. Вопрос об оптимальном возрастном периоде развития эмоционального интеллекта сегодня все еще открыт. Так, ряд авторов (Д. Готман, В.К. Загвоздкин, Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова, Т.Ю. Кудряшова) оптимальным сенситивным периодом с точки зрения развития эмоционального интеллекта считают детство (как правило, программы развития эмоционального интеллекта существуют в структуре программ дошкольного образования). Другие авторы полагают, что оптимальный период развития эмоционального интеллекта - подростковый возраст (Г.М. Бреслав, И.Н. Андреева, Ю.В. Давыдова). Существует также точка зрения (Д. Гоулман, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, О.И. Власова), согласно которой, фундамент эмоционального интеллекта действительно закладывается в детстве, однако эмоциональный интеллект можно развивать и во взрослом возрасте, вплоть до середины человеческой жизни, существенно влияя на уровень его развития.
Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой, эмоциональный интеллект взрослого человека можно развивать, однако согласны с тем, что наиболее сенситивным периодом формирования фундамента эмоционального интеллекта каждого человека действительно является дошкольный возраст.
Сегодня тема развития эмоционального интеллекта представлена также в широком информационном поле, особенно - в англоязычном. Так, находим популярные статьи, посвященные конкретным способам и методам развития эмоционального интеллекта личности: "Что такое эмоциональный интеллект? 18 путей его развития" [11], "Улучшение и развитие эмоционального интеллекта" (этот материал представлен на сайте популярного тренера и мотивационного спикера Тони Роббинса [14]), "7 практических методов для улучшения вашего эмоционального интеллекта" [12] и т.д. Кроме того, находим также научные статьи, в которых, наряду с описанием методов развития эмоционального интеллекта, все еще присутствуют сомнения в принципиальной возможности его развития. Примером может быть статья Д. Нилз, Дж. Куодибах, М.Миколайчак, М.Хасенна "Повышение эмоционального интеллекта: как это возможно и возможно ли?" [13], в которой представлены данные экспериментальной методики развития эмоционального интеллекта
(цель исследования - понять, можно ли вообще повысить эмоциональный интеллект взрослого человека). В ходе исследования участники были разделены на две группы, к первой из которых применяли методы развития эмоционального интеллекта, в то время как члены второй группы продолжали жить обычной жизнью. Участники первой группы показали значительное повышение способности идентифицировать эмоции и управлять ими, причем через шесть месяцев экспериментаторы подтвердили устойчивость результата. В контрольной группе значительных изменений не наблюдалось. Эти данные свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект можно улучшить.
Приведенные выше статьи, в основном, представлены в информационном поле США. Об актуальности темы эмоционального интеллекта (а также возможности и способов его развития) в США пишет, в частности, И.Н. Андреева (отметим, что речь идет о 2004 г.): "В школьной практике США программа повышения эмоциональной грамотности впервые была широко использована в Хиллсбурге (Калифорния) и в Нью-Хэвэне. В настоящее время в американских школах используется более 150 различных программ повышения эмоциональной грамотности, известных под различными названиями: «тренинг жизненных умений», «социальное осознание», «решение социальных проблем», «социальная компетентность», «творческое разрешение конфликтов». Среди них одной из наиболее популярных является Программа Активизации Стратегий Альтернативного Мышления (Promoting Alternative Thinking Strategies, PATH). Она представляет собой план всеобщего эмоционального образования для дошкольников и младших школьников" [1, с. 25]. Основное направление данной программы это обозначение, распознавание собственных эмоций и эмоций других людей, развитие самоконтроля и управление эмоциональными состояниями, решение межличностных проблем и конфликтов. У учащихся, прошедших эту программу, отмечался не только высокий уровень способностей к распознаванию эмоций и связанных с ними проблем, но и высокий уровень к пониманию социальных проблем вообще [1]. У них был также отмечен рост эмпатии, снижение агрессивности, повышение внимательности к собственным эмоциям, а также к эмоциям других людей. Кроме того, учащиеся, прошедшие программу Активизации стратегий альтернативного мышления, нацеленную, прежде всего, на развитие эмоционального интеллекта, проявляли более высокий уровень развития социального интеллекта. Это позволяет говорить о связанности социального и эмоционального интеллектов, а также - о связанности социальных и эмоциональных навыков. Примечательно, что сегодня существуют специальные программы по повышению эмоционального и социального интеллектов (как связанных феноменов).
Так, на проведенной в России международной практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании» профессор Д. Антояньяцца, эксперт в области социально-эмоционального образования, отметил, что дополнительное социально-эмоциональное образование положительно влияет на результаты обучения. В частности, повышению учебной успеваемости способствует формирование социально-эмоциональных навыков, улучшение отношения к себе, к другим и к школе, положительное поведение в классе. Так, Д. Антояньяцца полагает, что социальным и эмоциональным навыкам можно научиться (то есть, существуют возможности для их развития). Социально-эмоциональное образование, по мнению эксперта, может проводиться не в виде отдельного предмета, а реализовываться учителями на всех занятиях, на каждом уроке. Роль учителя состоит не только в том, чтобы преподавать содержание частного предмета, но и в том, чтобы обучать социально-эмоциональным навыкам и создавать поддерживающую среду [5].
Другая участница конференции, профессор психологии и педагогики Антонелла Де Амико, упомянула о важности комплексного подхода в развитии эмоционального интеллекта и создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды, в которой развитию эмоционального интеллекта способствуют не только само обучение, но и физическое пространство, в котором проводится обучение, а также атмосфера, в которой оно проводится. Участие эмоционального интеллекта в процессе обучения, по мнению А. Де Амико, гарантируется такой эмоцией, как интерес. Наличие интереса как у учащегося, так и у преподавателя, положительно влияет на качество обучения, а также на создание "эмоционально-интеллектуальной образовательной среды". Родители также формируют эмоционально-интеллектуальную среду, поэтому родителей необходимо вовлекать в процесс развития эмоционального интеллекта детей [5].
В настоящее время в российском пространстве создаются программы по развитию эмоционального интеллекта с дальнейшим внедрением их в государственные образовательные учреждения. Примером этого является реализация программы «Навыки XXI века» (Е. Хаустова) [5], «Опыт обучения на программах развития ЭИ педагогических коллективов» (А. Муратова) [5], учебно-методический комплекс «Социально-эмоциональное развитие детей» (Е.А. Сергиенко) [10].
В отечественной педагогике программы развития эмоционального интеллекта разрабатывались, преимущественно, в рамках дошкольного образования, однако в последнее время подобные программы разрабатываются также для подростков и для взрослых, идет речь о профессиональной подготовке помогающих практиков в области развития эмоционального интеллекта (специалисты в области эмоционального интеллекта, тьюторы эмоционального интеллекта и т.д.). Так, существуют программы обучения экспертов по развитию Soft skills и EQ (В.Шиманская, проект SKILLFOLIO [8]), программы обучения по ЭИ международного центра «Креативные технологии консалтинга» [6].
Анализируя литературу и события по теме эмоционального интеллекта, обнаруживаем, что вопросы повышения эмоционального интеллекта в зарубежном научном пространстве актуализируются, кроме того, в связи с влиянием уровня развития эмоционального интеллекта человека на его психическое и физическое здоровье, характер социальных отношений, производительность труда.
В отечественном научно-практическом поле развитие эмоционального интеллекта - не только психолого-педагогическая задача: так, вопросы эмоционального интеллекта все чаще рассматриваются в рамках управленческих и бизнес-тренингов, разрабатываются специальные программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта руководителей и управленческого персонала, рекрутеров и т.д. Также создаются цифровые платформы, приложения для развития эмоционального интеллекта - как в области образовательной, профессиональной деятельности, так и адаптированные для ежедневного домашнего индивидуального применения пользователями.
Отметим, что в русскоязычном научном и практическом пространстве ощущается недостаток исследований связи эмоционального интеллекта с уровнем субъективного благополучия, психического и физического здоровья человека, ощущением им счастья. Педагогические исследования характера и путей развития эмоционального интеллекта детей также, как правило, не содержат элементов лонгитюдного
изучения благополучия этих детей во взрослом возрасте. Мы полагаем, что упомянутый аспект темы эмоционального интеллекта требует глубокого изучения и развития, в связи, с чем также можно говорить о популяризации конкретных методов повышения эмоционального интеллекта.
Как отмечают Р.Д. Робертс и др. [9], вопросы развития эмоционального интеллекта рассматриваются сегодня в двух основных аспектах: в аспекте онтогенеза человека (понимание собственных эмоций, переживаний, способность управления ими и т.д.), а также в аспекте целенаправленного тренингового воздействия на уровень и характер развития эмоционального интеллекта (для чего применяются конкретные методы). Сферы, в которых исследование возможностей развития эмоционального интеллекта сегодня наиболее перспективно: клиническая и организационная психология, геронтопсихология, педагогика, образование, современные информационные технологии и т.д.
В настоящее время существуют различные пути организации внешнего целенаправленного воздействия, как на отдельные компоненты эмоционального интеллекта, так и на его общий уровень. Мы классифицируем эти пути следующим образом: тренинг (формирование навыка); групповая психотерапия (групповая проработка и проживание материала); индивидуальная психотерапия (индивидуальная проработка и проживание материала); консультирование; коучинг; самостоятельное развитие эмоционального интеллекта (статьи, книги, приложения, представленные в информационном пространстве).
При этом, С.П. Деревянко отмечает важность теоретического обоснования
программ по развитию эмоционального интеллекта, выделяя наиболее целесообразные направления: поведенческое, когнитивное, гуманистическое. С.П. Деревянко также выделяет наиболее эффективные методы развития эмоционального интеллекта: арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапии, игра, дискуссия [3].
В основном программы развития эмоционального интеллекта представлены в разрезе тренингов, которые направлены на развитие эмоциональной компетенции, и направлены в основном на когнитивную и поведенческую составляющие, то есть - на изменение поведения, формирование новых навыков, связанных с настоящим периодом жизни. Также работа направлена на осознание собственных эмоций, причин их появления, знакомство с эмоциями, способами управления ими, и, как следствие, - изменение поведения.
Однако, высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда помогает справиться с аффектом, сильными эмоциями, как отмечают участники тренингов, руководители. На наш взгляд, это связано с тем, что в данных программах не уделяется внимание прошлому эмоциональному опыту, который активизируются в различных жизненных ситуациях, в которых поведение человека стереотипно. В связи с этим, возникает необходимость в создании таких программ, которые будут иметь комплексный подход к развитию эмоционального интеллекта. В данном случае имеется в виду учет прошлого опыта (разбор различных ситуаций прошлого и переживание «застывших» эмоций), а так же расширение знаний умений и навыков в использовании информации, которая содержится в эмоциях, для решения задач в настоящем. Иными словами, в работе, направленной на развитие эмоционального интеллекта, нельзя обойтись без "ретроспективной составляющей" в виде анализа опыта и стереотипных реакций прошлого (что предполагает, в том числе, привлечение психотерапевтической практики).
Так, Е.Г. Гордеева отмечает положительное влияние клинической трансперсональной психотерапии на развитие как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта участников, после прохождения групповой психотерапии [2] При этом, Е.Г. Гордеева пишет, что в результате интенсивного отреагирования психологических травм, у некоторых участников происходил спад эмоциональной чувствительности. Однако, после завершения групповой психотерапии и индивидуальной психокоррекции произошло восстановление и развитие эмоционального интеллекта. Таким образом, можно сделать предположение о том, что создание программ, объединяющих психотерапию и тренинговый подход в области развития эмоционального интеллекта, возможно.
Интерес вызывают исследования, посвященные развитию эмоционального интеллекта у людей, страдающих психическими расстройствами, с помощью арт-терапевтических методов. Так, Н.Р. Назарова, отмечает, что у пациентов с шизофренией и психическими расстройствами в результате органического заболевания головного мозга, произошло увеличение общего уровня эмоционального интеллекта за счет улучшения таких показателей как эмоциональная осведомленность и управление собственными эмоциями [7].
Говоря об арт-терапевтических методах, нельзя не упомянуть о проведенном нами исследовании по развитию эмоционального интеллекта с помощью метода Нейрографика. Данный метод арт-терапевтический, коучинговый метод появился сравнительно недавно и нуждается в научном обосновании, однако, несмотря на это, нейрографика получила широкое распространение и популярность в среде специалистов помогающих практик (психологов, психотерапевтов, коучей, врачей). Подробные результаты исследования были освещены автором в статье "Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности" [4]. Здесь же мы можем отметить, что полученные данные и анализ результатов исследования показали положительную динамику роста всех компонентов эмоционального интеллекта испытуемых, что привело к росту общего уровня эмоционального интеллекта почти каждого участника исследования.
В связи с вышеуказанным, можем сделать вывод, что нейрографика способствует развитию эмоционального интеллекта, а также подтвердить идею о том, что эмоциональный интеллект действительно развивается в результате целенаправленного воздействия. Также необходимо отметить, что в результате исследования проявился психотерапевтический эффект нейрографики, о котором изначально не заявлял автор метода. Объяснить это можно тем, что в процессе исследования испытуемым предлагались нейрографические техники, в результате применения которых они сталкивались со своим прошлым опытом, который вызывал в них сильные негативные переживания. При этом, несмотря на то, что работа происходила с актуальными жизненными задачами, темами, эмоции и переживания, связанные с ними, имели свои корни в детском, подростковом или более позднем опыте испытуемого. В процессе рисования, рефлексии, беседы испытуемые смогли отреагировать эмоции прошлого опыта. Конечно, этот феномен еще требует дальнейшего изучения, исследования и научной верификации его эффективности по ряду направлений (психотерапия, психиатрия, коучинг, педагогика).
Выводы. Подводя итог написанному выше, можем сделать следующие выводы:
1. Вопрос о принципиальной возможности развития эмоционального интеллекта все еще актуален как в отечественной, так и в зарубежной научной среде. При этом, большинство исследователей (теоретиков и
практиков) полагают, что эмоциональный интеллект развить можно, он не является раз и навсегда данным. Существует дискуссия о методах развития эмоционального интеллекта.
2. В настоящее время существует множество методов развития эмоционального интеллекта; изучение путей развития эмоционального интеллекта привело к формированию особого направления помогающей практики - "специалист эмоционального интеллекта", "тьютор эмоционального интеллекта", "эксперт эмоционального интеллекта". Иными словами, появилась новая профессия практика, помогающего клиенту развивать эмоциональный интеллект.
3. Если раньше существовал, преимущественно, только тренинговый формат развития эмоционального интеллекта, то сегодня существуют различные пути: от группового тренингового формата - до индивидуального, вплоть до психотерапии.
4. В процессе развития эмоционального интеллекта применяются как методы когнитивно-поведенческой терапии, направленной на формирование способностей, знаний, навыков, умений, привычек, так и методы арт-терапии, направленной на проработку собственной эмоциональной сферы. Также в процессе развития эмоционального интеллекта действенна работа с прошлым клиента, позволяющая ему снизить эмоциональное напряжение в отношениии прошлого опыта, и, в результате - изменить эмоциональные реакции на подобные события настоящего и будущего.
5. Можно создавать программы развития эмоционального интеллекта, интегрирующие тренинговый (формирование знаний, умений, навыков) и психотерапевтический (групповой и индивидуальный) подходы.
6. Нейрографика как метод, родственный арт-терапии, а также проективная методика, показала хорошие результаты в развитии эмоционального интеллекта испытуемых (в рамках экспериментального исследования, проведенного автором статьи).
Литература:
1. Андреева И.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 4 международной научно-практической конференции, 10-11 апреля 2009 года, г. Санкт-Петербург: редкол. В.Н. Дежкин [и др.]. - Ч. 1. - СПб: СПбИУиП, 2009. - С. 24-26.
2. Гордеева Е.Г., Лосева И.В. Изменение коэффициента эмоционального интеллекта как следствие трансформационного воздействия клинической трансперсональной психотерапии. Текст: электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-koeffitsienta-emotsionalnogo-intellekta-kak-sledstvie-transformatsionnogo-vozdeystviya-klinicheskoy-transpersonalnoy (дата обращения: 20.04.2021).
3. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психологический журнал, 2008. - № 2. - С. 79-84.
4. Зорина Н.Н. Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности. -Текст: электронный // Человеческий фактор: социальный психолог. - 2020. - 1 (39). - С. 331-342. URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42969605_53942239.pdf (дата обращения: 12.04.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
5. Конференция "Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании". Текст: электронный // [официальный сайт]. - URL: https://workingei.com/conf2017 (дата обращения: 26.04.2021)
6. Международный Центр КТК. Текст: электронный // [официальный сайт]. - URL: https://mc-ktk.ru (дата обращения: 26.04.2021)
7. Назарова Н.Р. Изучение возможностей арт-терапии в развитии эмоционального интеллекта при психических расстройствах. Текст: электронный//URL:https://artterapia.ru/izuchenie_vozmozhnostei_at_v_razvitii_emoc_intelekta_pri_psih_rasstroyst vah (дата обращения: 21.04.2021).
8. Программы обучения экспертов по развитию SOFT SKILLS И EQ. Текст: электронный // [официальный сайт]. - URL: https://skillfolio.ru/softskills (дата обращения: 26.04.2021).
9. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1. - № 4. - С. 3-26.
10. Социально-эмоциональное развитие детей. Состав учебно-методического комплекса. Текст: электронный // URL: https://vbudushee.ru/UMK_SER_V22.pdf (дата обращения: 09.04.2021).
11. Ackerman C. What is Emotional Intelligence? +18 Ways To Improve It. Текст: электронный // [официальный сайт]. - URL: https://positivepsychology.com/emotional-intelligence-eq (дата обращения: 22.04.2021)
12. Braime Н. 7 Practical Ways To Improve Your Emotional Intelligence. Текст: электронный //[официальный сайт]. - URL: https://www.lifehack.org/articles/communication/7-practical-ways-improve-your-emotional-intelligence.html (дата обращения: 22.04.2021)
13. Delphine N., iQuoidbach J., Mikolajczak М., Hansenne М. Increasing emotional intelligence: (How) is it possible? Текст: электронный//[официальный сайт]. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0191886909000567 (дата обращения: 22.04.2021)
14. Robbins T. Improve and develop emotional intelligence. Текст: электронный // [официальный сайт]. -URL: https://www.tonyrobbins.com/personal-growth/how-to-improve-emotional-intelligence (дата обращения: 22.04.2021)
Психология
УДК 37.6
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Койчуева Лида Махсютовна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЬЮТОРСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. В данной статье исследуется психологический аспект тьюторства в процессе обучения детей. Одна из проблем, с которой сталкивается педагог при обучении детей, это небольшая степень заинтересованности некоторой части обучающихся. Задача преподавателя заключается в том, чтобы заинтересовать детей. Полученный багаж знаний будет полезен в будущем. Целью исследования является рассмотрение психологического аспекта работы тьютора в процессе обучения. В статье показаны возможности тьюторства для формирования творческих способностей детей. Работа тьютора действительно помогает любому обучающемуся осмысленно сделать выбор дальнейшей деятельности.
Ключевые слова: психология, тьютор, мотивация, образовательный процесс, преподаватель.
Annotation. The article examines the psychological aspect of tutoring in the educational process. One of the problems that a teacher faces in the current educational process is a small degree of student interest. The teacher should interest children in the knowledge they acquire. They can and should be useful in later life. The aim of the research is to analyze psychological aspect of the tutoring activity in the educational process. The practical significance of the research lies in the fact that the article shows the possibilities of tutoring for developing students' creative abilities, the use of distance learning for the formation of their creative abilities. The activity of a tutor effectively solves the problem of making the choice of any student meaningful.
Keywords: psychology, tutor, motivation, educational process, teacher.
Введение. История тьюторства уходит далеко в прошлое. Для наших учебных заведений она также не является новинкой. Конечно, тьютору в образовательном процессе в нашей стране раньше не уделялось должного внимания. Тем не менее, использование некоторых видов руководства замечается в проведении всевозможных форм обучения, в работе креативных учителей.
Актуальность темы. Сегодня развитие образовательной деятельности все чаще связанно с инновациями. Это связано с трансформацией цели преподавания в образовательных учреждениях. Она тесно зависит от стремительной скорости формирования нынешнего социума. Огромную роль играет работа не учителя, а тьютора в время занятий, что является инновацией.
Тьюторство - это процесс, который формировался в истории вместе с методами обучения. Способам применения тьюторства около девятисот лет. Сейчас тьюторство становится более популярным в удаленных видах обучения. Оно во многом различается от очных видов [3].
Сейчас требуется восстановление обычной тьюторской формы, очного тьюторства.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- определены основные понятия, раскрывающие сущность и содержание тьюторской позиции педагога;
- раскрыты теоретико-методологические основы формирования тьюторской позиции педагога.
Практическая значимость исследования состоит в том, что технология формирования тьюторской
позиции педагога позволяет обеспечить школу педагогами, способными решать проблемы современного образования, ориентированного на построение тьюторских практик.
Главные задачи, поставленные в статье:
- дать понятие «тьютора» в образовательном процессе;
- проанализировать работу тьютора.
При работе над данной темой использованы методы теоретического анализа, обобщение и анализ источников по теме исследования.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время повышается значение тьюторства. Оно является результативной основой индивидуализации хода обучения. Нынешние тьюторы независимо составляют проекты. Они расширяют свой багаж знаний и вносят разнообразие в свою профессиональную работу. Они работают над своими образовательными проектами, имеющими комплект нужных компетентностей.
Образовательные стандарты основаны на интенсификации способов альтернативности, откровенности, практической устремленности образовательных программ. Нынешнему педагогу надо решить несколько необходимых задач:
- дать гибкое личностно-ориентированное обучение и развитие;
- формировать творческий дар детей;
- развивать умение получать знания индивидуально;
- располагать свежим педагогическим мышлением;
- уметь руководить педагогической работой в русле системно-деятельностного направления;
- уметь пользоваться инновационными технологиями.
Система наставничества (тьюторство), может разрешить эти задачи. Она может оптимизировать формирование обучающихся. Она может развить у них желание совершенствоваться, самим развиваться, реализовываться. Наставничество базируется на образце личностно-ориентированного образования. Тьюторство, дает возможность помочь обучающемуся в создании своего образовательного проекта [2].
Сегодняшняя дидактика анализирует тьюторство как универсальный метод, сосредоточенный на индивидуализации учебы. Применение тьюторских методов в обучении дает возможность:
- приумножить возможности профессиональной работы;
- создавать профессиональные компетенции;
- анализировать образовательные ресурсы обучающего учреждения для создания нового вида своей профессиональной работы.
Результатом общей деятельности педагога-тьютора и обучающегося является создание персонального или группового направления. Оно состоит из:
- разнообразных составляющих, нужных для всех обучающихся;