4. Голев, Н.Д. «Общий род» и тендерная семантика русских имён существительных: бигендерность или агендерность? / Н.Д. Голев // Вестник Томского государственного университета. - Филология. -2013. - №6 (26). - С. 14-28
5. Гольберг, И.М. Особенности изучения грамматической категории рода имен существительных на факультете начального образования / И.М. Гольберг, Ю.С. Сиренко // Школа будущего. - 2022. - № 1. - С. 242-251. - DOI: 10.55090/199645 52 2022 1 242-251
6. Граудина, Л.К. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. - М.: Наука, 1976. - 456 с.
7. Гридина, Т.А. Параметры лексикографической интерпретации диалектной фразеологии: лингвокультурологический аспект / Т.А. Гридина, Н.И. Коновалова // Вопросы лексикографии. - 2017. - № 11. - С. 119-131. -DOI: 10.17223/22274200/11/8
8. Кронгауз, М.А. Sexus, или Проблема пола в русском языке / М.А. Кронгауз // Русистика. Славистика. Индоевропеистика. -М.: Издательство «Индрик», 1996. - С. 510-525
9. Ломоносов, М.В. Российская грамматика / М.В. Ломоносов. - 5-е тисн. - СПб.: Имп. Акад. наук, 1788. - 214 с.
10. Нуруллина, Г. Экстралингвистические возможности категории рода русского языка / Г. Нуруллина // Филология и культура. - 2017. - №1(47). - С. 77-80
11. Русская грамматика.-Т. 1,- М.:Наука,1980,- 789 с.
12. Степихов, А.А. О грамматическом освоении иноязычной лексики в русском языке в аспекте категории рода / А.А. Степихов // Acta Pinguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. - 2015. - Т. XI. - № 1. -С. 297-318
13. Чернышев, В.И. Правильность и чистота русской речи: опыт русской стилистической грамматики / В.И Чернышев - СПб.: Тип. М. Меркушева, 1914.-264 с.
14. Tulegenova, М.К. Functional and stylistic differentiation of language within integrative paradigm / M.K. Tulegenova, Z.N. Zhunussova, B.N. Bekasova, Z.T. Balmagambetova 11 XPinguae, 2022. - 15(3). - Pp. 200-217
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Белалов Решед Маазович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры русского языка Кафарова Кизханум Загировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Нальгиева Индира Алиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются интерактивные игры как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников. Показана важность развития эмоционального интеллекта на начальных этапах обучения в школе заключается в том, что ребёнок, владеющий им на высоком уровне, способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции. С помощью эмоционального интеллекта младшие школьники учатся общаться и понимать чувства других людей, свои переживания, могут управлять своими эмоциями. Авторы делают вывод о том, что основными способами развития эмоционального интеллекта могут быть: расширение представления младших школьников об эмоциональных состояниях человека через изучение художественных образов, жизненных ситуации, проведения игр на развитие эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: интерактивная игра, средство, развитие, эмоциональный интеллект, младший школьник.
Annotation. The article deals with interactive games as a means of developing emotional intelligence of junior schoolchildren. The importance of the development of emotional intelligence at the initial stages of schooling is shown in that a child who possesses it at a high level is able to find a common language with people around him, to be attentive to his own and other people's problems, to control emotional reactions. With the help of emotional intelligence, junior schoolchildren learn to communicate and understand the feelings of others, their own experiences, can manage their emotions. The author has come to the conclusion that the ways of development of emotional intelligence can be: expansion of representation of younger pupils about emotional states of the person through studying of art images, life situations, carrying out of games on development of emotional intelligence.
Key words: interactive game, means, development, emotional intelligence, junior schoolchild.
Введение. Одним из важных условий успешного формирования и становления ребёнка как личности, а также, неотъемлемой частью благополучного обучения является формирование у учащихся эмоционального интеллекта. Причём, данной проблеме необходимо уделять внимание на протяжении всего обучения в общеобразовательной школе.
Как показал анализ литературы по данной проблематике [1 и др.], «эмоциональный интеллект (далее - ЭИ) - это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей, а так же управлять эмоциями своими и других людей» [1].
Рассматривая дефиницию «эмоциональный интеллект», необходимо отметить, что он помогает работникам различных сфер в решении профессиональных задач и успешном достижении производственных целей, во взаимодействии с окружающими людьми, в том числе, с коллегами и в конструктивном разрешении межличностных конфликтов.
Необходимость формирования ЭИ уже начиная с первой ступени обучения в школе обусловлена тем, что учащиеся, которые владеют ЭИ на высоком уровне, способны более эффективно осуществлять взаимодействие с окружающими школьника одноклассниками, учителями, что выражается в следующих сформированных умениях:
• контролировать эмоциональные реакции, сдерживая негативные эмоции;
• более конструктивно находить общий язык с окружающими;
• более чутко относиться к своим и чужим переживаниям.
Тем самым средствами ЭИ учащиеся учатся понимать чувства окружающих, свои собственные переживания, могут управлять своими эмоциями.
При этом крайне важно, уже на этапе начальной школы своевременно выявлять учащихся, испытывающих трудности в общении с учителем и сверстниками, в понимании их эмоций и чувств, неадекватно реагирующих на замечания.
Выявленная группа учащихся, у которых развитие ЭИ проходит замедленными темпами или вообще не происходит требует определённой психолого-педагогической помощи со стороны учителей, школьных психологов.
Эта работа во многом будет способствовать профилактике социальной дезадаптации учащихся начальных классов.
Изложение основного материала статьи. Проблема эмоционального интеллекта весьма активно рассматривается зарубежными учеными, такими как: Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Гоулман и др.
В российской психологической науке понятие ЭИ также изучено Д.В. Люсиным, И.Н. Андреевой, Ю.Д. Бабаевой и др.
Уже более 100 лет назад было выявлено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития детей.
Между тем, ведущей задачей современной системы отечественного образования является формирование у школьников универсальных учебных действий (далее - УУД) [9].
Развитие эмоционального интеллекта тесто связано с формированием коммуникативных УУД.
К коммуникативным УУД можно отнести следующие умения:
• работать в группе;
• разрешать конфликтные ситуации;
• правильно доказывать свою точку зрения;
• учитывать мнение собеседника и др. [6, С. 37].
Игра у младших школьников не является ведущим видом деятельности, как в дошкольном детстве, но она все еще очень важна для их развития. С ее помощью школьник развивает внимание, воображение, память, речь, мелкую моторику и т.д. [10, С. 54]. Как показало изучение опыта работы с учащимися начальных классов, игра так е является эффективным средством развития у них ЭИ. Как у нее отмечалось выше, в современной жизни высоко ценится у сотрудников развитый ЭИ. Особое значение он приобретает для профессионалов, чья деятельность связана со взаимодействием с другими людьми. Это представители профессий по Е.А. Климову в сфере «человек - человек».
С учётом выявленной эффективности, в учебном процессе все чаще используют игровые технологии для повышения интереса обучающихся, и улучшения образовательного процесса в целом.
На уроках в школе игры помогают создавать благоприятную атмосферу, позволяют школьникам переключиться с одного вида деятельности на другой, что повышает их работоспособность в целом - прежде всего, за счёт длительного поддержания познавательного интереса учащихся.
Одним из основных видов игровых технологий являются интерактивные игры [8].
Этот вид игр подразумевает общение, взаимодействие в группе. Именно поэтому интерактивные игры являются хорошим средством развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
В настоящее время все чаще в учебном процессе используют игровые технологии для повышения интереса, и улучшения образовательного процесса в целом. На уроках в школе они помогают развивать у обучающихся память, внимание, мышление, восприятие и т.д. [4, С. 14.], способствуют созданию положительной атмосферы в коллективе.
Игровые технологии также являются хорошим средством воспитания эмоциональной сферы у младших школьников.
Как правило, для формирования ЭИ используют разные виды игр. Прежде всего, используют игры на умение распознавать и передавать эмоции. В данном случае уместно применение упражнений «Угадай эмоцию» и «Покажи эмоцию». На практике педагоги применяют различные вариации игры «Угадай эмоцию». В качестве материала для этой игры можно использовать разный, например, карточки с изображениями.
А в игре «Покажи эмоцию» применяются карточки с заданием, где изображена не только эмоция, но и сказочный персонаж. Учащимся необходимо изобразить ту же эмоции, что нарисовано на карточке. Эта игра повышает интерес детей, создает положительную атмосферу в группе. Так же широко используется в качестве разминки, для смены деятельности во время урока или внеклассного занятия. Она имеет схожесть с игрой: «Нарисуй эмоцию» и «Скульптор».
Игра «Скульптор» сложная и ее лучше всего использовать только для проверки уровня сформированности ЭИ у младших школьников. Для этой игры обучающиеся должны владеть навыками взаимопонимания, уметь работать в команде.
Упражнение можно усложнить, если школьники не разговаривали друг с другом во время выполнения задания.
Для развития ЭИ обучающихся, которые уже знают базовые эмоции, подойдет игра «Шифровка». Для нее потребуется запечатанный конверт с изображениями, связанными с эмоциональным состоянием человека. Получив письмо обучающийся должен предположить, что в нем зашифровано. Игру можно усложнить, если попросить детей самих зашифровать какое-либо послание [10]. Всё это позволяет младшему школьнику научиться оценивать свои эмоции.
В данном случае у детей не только формируется эмоциональный интеллект, но и повышаются знания о правилах вежливого общения, использования вежливых слов в разных ситуациях [1].
Среди игр на умение управлять эмоциями можно выделить игры на умение преодолевать свои страхи. Существует множество игровых методик, направленных на борьбу с детскими страхами. Для преодоления детских страхов и комплексов часто используют детские игрушки. Например, педагог может предложить ребенку, который боится отвечать на вопрос рассказать ответ своей игрушке. Как правило, во время этой методики снимается напряжении и обучающийся может преодолеть свой страх [5].
Известная классификация интерактивных технологий, автором которой является В. Мельник, предусматривает разделение по распределению интерактивных методов:
• превентивные интеракции (например, тренинг, консультации и др.);
• имитационные интеракции (инсценировка, диспут, деловые игры, «мозговой штурм»);
• неимитационные интеракции (проблемная лекция, конференция, практикум) [3].
Следовательно, в данной технологии преподаватель использует групповые методы работы и реализует индивидуальный подход. Эта технология хорошо развивает эмоциональный интеллект младших школьников.
В процессе использования интерактивных технологий для повышения формирования ЭИ у учащихся педагогу необходимо:
• не забывать давать ученикам задания для предварительной подготовки, позволить им заранее ознакомится с нужной информацией;
• отобрать для урока именно те интерактивные упражнения, которые будут способствовать усвоению темы обучающимися;
• во время выполнения интерактивных заданий предоставить ученикам время на рассмотрение проблемы с разных сторон, обсуждения различных точек зрения (если этого правила не придерживаться, то школьники могут не воспринимать
задачу всерьез и решить ее механически, по шаблону, проверенным ранее способом, не рассматривая другие возможные решения проблемы);
• не нужно использовать на одном занятии больше двух видов интерактивных упражнений;
• важно спокойно и максимально глубоко обсудить итоги решения интерактивных заданий, акцентируя внимание на изученном материале;
• также необходимо не забывать давать ученикам дополнительные задания для самостоятельного изучения тех материалов темы, которые не были затронуты при выполнении интерактивных заданий.
Рассмотрим примерную структуру урока с применением интерактивных технологий может включать в себя этапы:
• мотивация, как привлечение внимания учеников к проблеме, повышение их интереса (из методов, которые используют на данном этапе можно выделить: беседу, наглядность и несложные интерактивные технологии, например, «Мозговой штурм»);
• объяснение темы и ожидаемых результатов: пояснение основных задач и ожидаемых результатов по итогам изучения данной темы;
• предоставление учащимся информации, которая может им пригодиться;
• выполнение интерактивных заданий (достижение результатов занятия);
• рефлексия и подведения итогов как процесс осязания полученных результатов, обсуждения проблем, выявления ошибок, нахождения способов их решения для повышения продуктивности дальнейшей работы (методы: индивидуальная работа, работа в парах или группах, дискуссия, устный рассказ, письменный отчет, коллективное обсуждение и т.д.).
К этапу «предоставление необходимой информации» можно отнести методы:
• ознакомление с раздаточным материалом;
• мини-лекция;
• выделение важной информации в тексте;
• овладение информацией с помощью технических средств обучения или других видов наглядности, в том числе, применение информационных технологий.
Ещё одним способом развития эмоционального интеллекта является чтение детских литературных произведений и их анализ. Часто во время чтения педагог задает такие вопросы школьникам:
«Какие чувства испытывает главный герой и почему?»,
«Как вы относитесь к поступкам главного героя?» и другие.
Все вопросы по детским литературным произведениям можно разлить на три группы:
• вопросы на актуальную информацию (учитель задает простые вопросы о главных героях произведения, описанных событиях);
• вопросы на подтекстовую информацию (более сложные вопросы об информации, о которой младшие школьники могут понять из прочитанного произведения);
• вопросы на концептуальную информацию (самые сложные, в них школьникам предлагают догадаться о том, что не написано в тексте).
Два последний видов вопросов - о чувствах, испытываемых героями произведения, например, «Пожалела ли Серая Шейка о том, что осталась, а не улетела?». Именно они позволяют развивать эмоциональный интеллект.
Выводы. Тем самым, развитие ЭИ у младших школьников - это очень важный процесс, который помогает детям лучше понимать себя и окружающий мир.
К эффективным способам развития эмоционального интеллекта можно отнести:
• расширение представления младших школьников об эмоциональных состояниях человека через изучение художественных образов, жизненных ситуации,
• проведения игр на развитие эмоционального интеллекта.
Между тем учителю необходимо осознавать, что развитие эмоционального интеллекта у младших школьников - это долгосрочный процесс, который требует постоянного внимания и усилий со стороны родителей и учителей.
Однако результаты этого процесса могут быть невероятно значимыми и помочь детям стать более уверенными, эмоционально стабильными и успешными не только в школьной сфере, но ив жизни в целом.
Литература:
1. Аникина, А. П., Барабанова, М.С. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников/ А.П. Аникина, М.С. Барабанова // Наука и школа. 2020. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 09.08.2023).
2. Битянова, М. Развитие проектного мышления / М. Битянова // Школьный психолог. №30 (220), 2002-08-14 -URL:https://psy.lsept.ru/article.php?ID=200203008 (дата обращения: 09.08.2023).
3. Болдычева И. В. Интерактивные методы обучения в современном образовательном пространстве,-URL:https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/09/16/interaktivnye-metody-obucheniya-v (дата обращения: 09.08.2023).
4. Бондаренко, A.A. Дидактические игры на уроках обучения грамоте/ A.A. Бондаренко // Начальная школа. - 2011. -№10. -С.14-16.
5. Куприян, A.B. Интерактивное обучение / A.B. Куприян, // Историческая и социально-образовательная мысль. -2015. -№1 Приложение 1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/interaktivnoe-obuchenie-2 (дата обращения: 09.08.2023).
6. Петерсон, Л.Г., Кубышева, М.А. Формирование и диагностика умения учиться в условиях реализации ФГОС и «Концепции развития математического образования в РФ» / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева // Региональное образование: современные тенденции. - 2016. - №. 2. - С. 37 - 48. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26562693 (дата обращения: 09.08.2023).
7. Презентация на тему Современные технологии обучения. Педагогическая технология. (Тема 5) -URL:https://thepresentation.ru/pedagogika/sovremennye-tehnologii-obucheniya-pedagogicheskaya-tehnologiya-tema (дата обращения: 09.08.2023).
8. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. -440 с.
9. Ручка, О.Н. Структура и содержание универсальных учебных действий / О.Н. Ручка //Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. - 2016. - №. 4. - С. 17-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27517063 (дата обращения: 09.08.2023).
10. Хакназарова, 3. Ш. Игра в человеческой жизни и развитии ребенка / З.Ш. Хакназарова //International scientific review of the problems of philosophy, sociology, history and political science. - 2018. - C. 54-57.