ПЕДАГОГИКА
» ф
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. Специальный выпуск. С. 3-8.
УДК 374.32
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
«ИНТЕЛЛЕТО»
Асхадуллина Н. Н., Халиуллина Л. Р., Ушатикова И. И.
Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Елабуга, Республика Татарстан, Россия
Email: [email protected],[email protected], [email protected]
Данная работа посвящена обобщению опыта работы по развитию эмоционального интеллекта младших школьников в условиях летнего интеллектуально-оздоровительного лагеря дневного пребывания «ИнтеЛЛето». В статье обоснована актуальность развития эмоционального интеллекта младших школьников. Авторами предложен тематический план занятий с младшими школьниками. Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренный в статье опыт развития эмоционального интеллекта младших школьников может быть использован другими, как высшими, так и средними общеобразовательными учреждениями. Ключевые слова: эмоция, эмоциональный интеллект, развитие, подростки.
ВВЕДЕНИЕ
В конце 20 века оформилось предположение, что существует некоторая совокупность способностей, которые позволяют человеку продуктивно взаимодействовать с другими людьми, на основе понимания, интерпретации и контроля собственных эмоций и эмоций других людей. Система таких способностей получила название «эмоциональный интеллект» (ЭИ или EQ).
Эмоциональный интеллект представляет собой сложный психологический феномен [1], развитие которого является необходимым:
- для людей профессий «человек-человек», в первую очередь, для педагогов, воспитателей и психологов;
- для подростков, эмоциональная жизнь которых нуждается в упорядочивании на основе установления взаимодействия аффекта и интеллекта,
- для детей и родителей;
- для инвалидов, развитие эмоционального интеллекта которых может служить базой взаимодействия с другими людьми, компенсацией физических и моторно-двигательных ограничений;
- для любого человека, как фактор саморазвития и гармонизации взаимодействия с окружающими.
Эмоциональный интеллект, по мнению Дэниела Гоулмана, включает в себя такие способности как «самоконтроль, инициативность и настойчивость, а также
3
способность к самомотивации» [2]. Эти способности вполне можно развивать у детей, подарив им тем самым возможность эффективнее распорядиться интеллектуальным потенциалом (10), который заложен в них на генетическом уровне.
Цель статьи - обобщение опыта развития эмоционального интеллекта подростков в условиях летнего интеллектуально-оздоровительного лагеря, работающего на базе Елабужского института Казанского федерального университета.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
«ИнтеЛЛето» - это интеллектуально-оздоровительный лагерь дневного пребывания [3], предназначенный для организации отдыха и интеллектуального развития детей от 7 до 15 лет. Программа лагеря наряду с оздоровительными мероприятиями, включает занятия образовательного блока. Следует отметить, что характер занятий не дублирует школьную программу, а ориентирован на то, чтобы дети занимались занимательной интеллектуально-творческой деятельностью. Для этогосмена лагерявключает различные формы организации образовательной деятельности детей (проведение опытов в лабораториях, мастер-классы, тренинги и др.).
С целью развития эмоционального интеллекта младших школьников в период смены ИнтеЛЛето нами была разработана программа «Путешествие по стране эмоций и поступков». Наш интерес к разработке программы по развитию эмоционального интеллекта у детей в период их пребывания в ИнтеЛЛето вызван тем, что именно благодаря умению личности управлять своими эмоциями в любой критической ситуации организм будет способен чрезвычайно благоприятно адаптироваться к окружающей среде.
Результатом реализации данной программы является формирование доверительного и аутентичного отношения ребенка к миру на основании развития способностей понимания собственных эмоций и эмоций других людей, формирования навыков контроля собственных эмоций и развития эмоционального взаимодействия с окружающими.
Задачи реализации данной программы предусматривали: 1) определение вариантов содействия развитию умения школьников подросткового возраста управлять своими эмоциями; 2) определение оптимальных границ пространства эмоционального самовыражения школьников; 3) выявление возможностей разрешения внутренних конфликтов подростков средствами арт-терапии и игро-терапии в процессе межличностного взаимодействия.
Методологической основой организации тренинговых занятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста, является структура эмоционального интеллекта, предложенная Мейером Дж., Сэловеем П., Карузо Д., включающая следующие компоненты: осознанная регуляция эмоций; понимание (осмысление) эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций.
4
В качестве основных принципов организации тренинговых занятий выступают принципы, положенные в основу теории эмоционально-интеллектуальных способностей (Майер Д., Сэлоуэй П., Карузо Д.) [4]; теории эмоциональной компетентности (Гоулман Д.) [5]; некогнитивной теории эмоционального интеллекта (Бар-Он Р.) [5]; двухкомпонентной теории эмоционального интеллекта (Люсин Д.В.) [6]: принципы персонализации (субъект-субъектное взаимодействие), самоосознанности (глубокое понимание своих чувств и эмоций),
Таблица 1
Примерный план занятий EQ-тренинга «Путешествие по стране эмоций и поступков»
№ п/п Содержание занятий
1. 1) упражнение «Наши имена» (знакомство, развитие внутригрупповой работоспособности); 2) просмотр мультфильма «Добрая девушка» (обсуждение поступка девушки); 3) мини-лекторий (знакомство с понятиями эмоций, чувств и интеллекта; знакомство с понятием «эмоциональный интеллект»); 4) танцевальная разминка «Эмоциональные танцы» (придумать свой «танец радости» или «танец разочарования», «танец интереса» или «танец грусти»); 5) эмоциональный тренинг «Мое настроение» (развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии).
2. 1) упражнение «Эстафета добра» (подарить хорошее настроение другим и получить положительные эмоции); 2) эксперимент «Кто есть, кто: «мамлыны», «жакарега», «куки», «бубы»?» (иллюстрация значимости невербального общения в межличностной коммуникации); 3) игра «Сделка» (помочь детям научиться идти на компромисс); 4) арт-терапия «Нарисуем эмодзиков» (нарисовать человека с выражением эмоций); 5) просмотр мультфильма «Все эмоции из мультиков Р1хаг» (обсуждение эмоционального состояния персонажей мультфильма); 6) упражнение «Дерево приятных пожеланий» (детям предлагается написать приятные пожелания и наклеить на изображенном дереве)
3. 1) упражнение «Как выглядят чувства» (выражение различных чувств); 2) головоломка «Ищем чувства»; 3) мини-лекторий «Что такое эмпатия?» (знакомство с понятием «эмпатия»); 4) физкультминутка «Мистер краб»; 5) Творческое задание «Рецепты счастья»; 6) игра-пантомима «Эмоциональный интеллект».
4. 1) мини-лекторий «У меня сегодня стресс!» (знакомство с понятием» стресс»); 2) стресс-тест (диагностика школьников на состояние стресса); 3) мастер-класс «Делаем анти-стресс» (изготовление игрушки анти-стресса). 4) упражнение «Бабочки в животе» (выявление эмоций, которые вызывают ощущение «бабочек в животе»); 5) упражнение «Туман в голове» (выявление эмоций, которые вызывают ощущение «тумана в голове»).
5. Демонстрация мультфильма «Головоломка» Интеллектуально-эмоциональный конкурс «Головоломка»
выхода из «зоны комфорта» (создание новых ситуаций, которые позволят испытать новые эмоции; правило: учиться управлять своими эмоциями в новых ситуациях), обратной связи (правило: высказаться самому и выслушать других).
5
Основные формы организации занятий - индивидуальная и групповая. Индивидуальная работа предусматривает раскрытие творческого потенциала и личностных новообразований ребенка в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми. Групповая форма способствует снятию психологических барьеров у детей, в частности страха, стеснительности и др. Она усиливает состязательность и скорость в выполнении заданий между группами, формирует опыт работы «в команде», активизирует общение между членами группы, учит принимать решения и нести ответственность за них, способствует выработке «командного духа». В то же время в процессе работы в группе каждый участник выражает собственные эмоции к происходящему, проявляющиеся в оценке собственных поступков и поступков своих партнеров.
Формы и методы работы направлены на организацию открытого эмоционального диалога между детьми, снятие эмоционального напряжения, установление эмоционального контакта, психокоррекцию проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций [7; 8]. А именно тренинги, методы арт-терапии и игро-терапии, индивидуальные психологические консультации, которые будут способствовать налаживанию эмоционального контакта детей с окружающими.
ВЫВОДЫ
Важность развития эмоционального интеллекта младших школьников трудно переоценить. Развитый эмоциональный интеллект является ключом к пониманию своих эмоций и управлению ими. Он способствует развитию социального интеллекта школьника, что позволяет улучшать взаимоотношения с окружающими людьми (учителями, сверстниками, родителями). Именно в этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постоянно ребенок вступает в фазу формирования личности» [9, С. 29-37].
Таким образом, занятия по развитию эмоционального интеллекта, проводимые в рамках работы смены «ИнтеЛЛето» является эффективной формой работы вне школы. Благодаря тому, что занятия в «ИнтеЛЛето», проходят в творческой и неформальной обстановке и включают разнообразные формы взаимодействия, наблюдается высокая активность школьников. Ребята с большим удовольствием принимают участие во всех заданиях. Стоит отметить, что даже самые застенчивые дети, начинают раскрываться и включаться в работу.
Список литературы
1. Хэссон Д. Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники / Д.Хэссон; Пер. с англ. - Альпина Паблишер, 2021. - 127 с.
2. Асхадуллина Н.Н. Принципы формирования рискологической компетенции будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности / Н.Н. Асхадуллина // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 7-1. - С. 99-103. - URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36068 (дата обращения: 07.06.2022).
6
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ? / Дэниел Гоулман, научный редактор Елена Ефимова. - М.: ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2021. - URL: https://www.litres.ru/deniel-goulman/emocionalnyy-intellekt-pochemu-on-mozhet-znachit-bolshe-che/chitat-onlayn/ (дата обращения: 08.06.2022).
4. Mayer J.D. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence / J.D. Mayer, D. Caruso, P. Salovey // Intelligence. - 1999. - Vol. 27. - P. 267-298.
5. Казанский федеральный университет. Детский лагерь ИнтеЛЛето. - [Электронный ресурс]. - URL: https://kpfu.ru/elabuga/intelleto (дата обращения: 08.06.2022).
6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. -М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
7. Модель эмоционального интеллекта Бар-Она // MentalEngeneering. - URL: http://www.mental-engineering.com/2013/03/blog-post_13.html (дата обращения: 08.06.2022).
8. Развиваем эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.К. Соломкиной. - М.: РОСМЭН, 2021. - 64 с.
9. Рыжов Д.В. Младший школьный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта / Д.В. Рыжов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. - С. 29-37.
THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON THE EXAMPLE OF THE INTELLECTUAL AND HEALTH-IMPROVING DAY CAMP "INTELLETO"
Askhadullina N. N., Khaliullina L. R., Ushatikova I.I.
Elabuga Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher
Education "Kazan (Volga Region) Federal University ", Republic of Tatarstan, Elabuga, Russia
Email: [email protected], [email protected],[email protected]
The assumption that there is some set of abilities that allow a person to interact productively with other people, based on understanding, interpreting and controlling their own emotions and the emotions of other people emerged at the end of the 20th century. The system of such abilities is called "emotional intelligence" (EI or EQ).
This work is devoted to summarizing the experience of working on the development of emotional intelligence of younger schoolchildren in the conditions of the summer intellectual and recreational daytime camp "IntelLeto".
"IntelLeto" is an intellectual and recreational daytime camp, designed to organize recreation and intellectual development of children from 7 to 15 years old. The camp program, along with recreational activities, includes classes in the educational block. It should be noted that the nature of the classes does not duplicate the school curriculum, but is focused on ensuring that children engage in entertaining intellectual and creative activities. To do this, the change of the camp includes various forms of organizing the educational activities of children (conducting experiments in laboratories, master classes, trainings, etc.).
In order to develop the emotional intelligence of younger schoolchildren during the IntelLeto period, the authors developed the program "Journey through the country of emotions and actions." The interest in developing a program for the development of children's emotional intelligence during their stay at IntelLeto is because it is thanks to the
7
ability of the individual to manage their emotions in any critical situation the body will be able to adapt extremely favorably to the environment.
The result of the implementation of this program is the formation of a trusting and authentic attitude of the child to the world based on the development of the ability to understand their own emotions and the emotions of other people, the formation of skills to control their own emotions and the development of emotional interaction with others.
Thus, classes on the development of emotional intelligence, conducted as part of the work of the IntelLeto shift, are an effective form of work outside of school. Because classes at IntelLeto are held in a creative and informal atmosphere and include various forms of interaction, there is a high activity of schoolchildren. The children take part in all tasks with great pleasure. It is worth noting that even the shyest children begin to open up and get involved in the work.
Classes on the development of emotional intelligence, conducted as part of the work of the IntelLeto shift, as an effective form of work outside of school. Because classes at IntelLeto are held in a creative and informal atmosphere and include various forms of interaction, there is a high activity of schoolchildren. The children take part in all tasks with great pleasure.
The article substantiates the relevance of the development of emotional intelligence of younger students. The authors propose a thematic lesson plan with younger students. The practical significance of the work lies in the fact that other higher and secondary educational institutions can use the experience of developing the emotional intelligence of younger students considered in the article.
Keywords: emotion, emotional intelligence, development, teenagers.
References
1. Hasson D., Development of emotional intelligence: Tips, advice, techniques, D. Hasson; Per. from English, p.127, (Alpina Publisher, 2021).
2. Askhadullina N.N., Principles of formation of the risk competence of the future teacher in the process of preparation for innovative pedagogical activity, Modern science-intensive technologies, (2016), 7-1, p. 99. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36068 (date of access: 06/07/2022).
3. Goleman D., Emotional intelligence. Why might it matter more than IQ? Daniel Goleman, scientific editor Elena Efimova, p.580, Mann, Ivanov and Ferber LLC (Moscow, 2021). URL: https://www.litres.ru/deniel-goulman/emocionalnyy-intellekt-pochemu-on-mozhet-znachit-bolshe-che/chitat- onlayn/ (date of access: 06/08/2022).
4. Mayer J.D., Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence, p. 298 (Intelligence, 1999).
5. Kazan Federal University. Children's camp IntelLeto, [Electronic resource], p.1, (2010), URL: https://kpfu.ru/elabuga/intelleto (date of access: 06/08/2022).
6. Lyusin D.V., Modern ideas about emotional intelligence, Social intelligence: Theory, measurement, research, p.36, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, (Moscow, 2004).
7. Model of emotional intelligence Bar-On, Mental Engineering, URL: http://www.mental-engineering.com/2013/03/blog-post_13.html (date of access: 06/08/2022).
8. We develop emotional intelligence, transl. from English. A. K. Solomkina, p. 64 (Moscow, 2021).
9. Ryzhov D.V., Junior school age as a sensitive period in the development of emotional intelligence, Secondary vocational education, 2, (2013).
8