УДК 372.881.111.1
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
USING TECHNOLOGY OF DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN ENGLISH CLASS
© 2022
О.М. Тимофеева, Ю.Д. Маняхина O.M. Timofeeva, Yu.D. Manyakhina
Предметом исследования в данной статье являются проблемы, связанные с развитием эмоционального интеллекта (ЭИ) на уроке иностранного языка в начальной школе. Показано, что применение данной технологии и использование методов и приемов развития ЭИ находится в полном соответствии с требованием современного ФГОС. Сегодня помимо приобретения знаний и умений в процессе школьного обучения ученик должен развить так называемые «гибкие навыки», которые помогут ему в дальнейшем решать жизненные задачи и общаться с людьми. В то же время современные учителя испытывают недостаток теоретических знаний и практических материалов, которые помогли бы сформировать названные «надпрофессиональные навыки» и одновременно сделать уроки английского языка интересными, повысить мотивацию школьников к изучению предмета. По этой причине исследования, проведенные в данной области методической науки, представляются актуальными. В реферативной части статьи прежде всего раскрывается сущность ключевого понятия «эмоциональный интеллект» с опорой на труды известных исследователей-методистов - Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, И.Н. Андреевой, Д.В. Лю-сина и др. Подчеркивается важность и необходимость использования заданий, повышающих уровень эмоционального интеллекта у младших школьников и одновременно оказывающих позитивное влияние на формирование языковых и речевых навыков учащихся на уроке английского языка. Анализ 310 упражнений УМК «Английский в фокусе» для 4 класса показал, что задания на развитие эмоционального интеллекта представлены здесь в недостаточном количестве; однако тематика и материалы учебника свидетельствуют о том, что он является хорошей базой для использования указанных технологий на уроке английского языка. С целью восполнить данный пробел был разработан комплекс упражнений для развития ЭИ у младших школьников и повышения интереса к изучению иностранного языка. Эффективность заданий была подтверждена авторами статьи в ходе эксперимента, проведенного в МБОУ Гимназия № 133 г.о. Самара. Результаты проведенного исследования вносят вклад в теорию преподавания иностранного языка в начальной школе; представленные разработки могут быть использованы учителями на уроках английского языка в 4 классе.
Ключевые слова: требования современного ФГОС; методика преподавания английского языка в начальной школе; младший школьный возраст; педагогическая технология; технология развития эмоционального интеллекта; анализ УМК «Английский в фокусе» для 4 класса; комплекс упражнений для развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
The paper deals with the problem of using techniques and methods of emotional intelligence development viewed through the prism of the methods of teaching foreign languages to elementary school students. The problem discussed is highly relevant because of the requirements of the latest Federal State Educational Standards. Today, in addition to acquiring knowledge, learning skills, and gaining experience, students should also develop soft skills / personal qualities in the process of school education. At the same time, modern teachers are in urgent need of theoretical knowledge and techniques, teaching materials that would help them to motivate the students to study hard. In this regard, the research works conducted in the field of technologies and methods for developing emotional intelligence in students could be of great help. The aim of the research conducted is to prove the importance of the use of techniques and methods for levelling up emotional intelligence to effectively develop the English language skills in elementary school students. This is also supposed to create positive motivation of schoolchildren to learn the language. In the literature review part of the paper, the essence of the concept of "emotional intelligence" is revealed, based on the works of R. Bar-On, D. Goleman, I.N. Andreeva, D.V. Lyusin. It is stated that the use of emotional intelligence technologies and methods in the process of studying English at elementary school is of high importance. Such activities are believed to have a positive impact on the development of the level of language competence and to raise students' motivation of to study, in general, and to learn foreign languages, in particular. Further, the analysis of the modern
student's book "Spotlight 4" has proved that in the textbook the number of tasks aiming at emotional intelligence development is insufficient. To remedy that deficiency, we designed the series of exercises for levelling up emotional intelligence to be introduced in English classes. The effectiveness of the tasks in developing grammar, lexical, pronunciation, listening, speaking, reading, writing skills in the fourth graders was tested during the experiment in Samara school № 133 - a state school with a foreign languages magnet program. The attempt was success. The results of the study can be used in theory and practice of teaching English; EFL teachers can introduce the designed exercises in class at the elementary school level.
Keywords: the latest Federal State Educational Standards requirements; the methods of foreign languages teaching; elementary school age children; pedagogical technology; emotional intelligence technology; "Spotlight 4" textbook; the exercises containing techniques and methods of emotional intelligence development to introduce in English classes.
Одним из фундаментальных вопросов образования в современном мире является формирование мотивации школьников к обучению. Еще в XVII веке великий чешский педагог и основатель педагогической науки Ян Амос Коменский писал: «У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру» [1, с. 149]. Учитывая то обстоятельство, что успешное усвоение знаний и развитие умений и навыков по той или иной дисциплине во многом зависят от заложенного педагогом интереса, необходимо с первых уроков формировать положительное отношение к предмету. Таким образом, на учителя начальных классов возложена особая задача, так как от его действий зависит, насколько хорошо будет учиться ребенок и насколько легко ему будут даваться знания в различных областях. В этой связи стоит отметить, что развитие эмоционального интеллекта играет довольно важную роль в освоении каждого школьного предмета в отдельности и образовательном процессе в целом.
Получившая бурное развитие в конце XX века концепция эмоционального интеллекта приобрела особое значение в последние годы. По мнению многих зарубежных и отечественных ученых, данная способность является определяющей для успешного личностного и профессионального развития человека, способствует лучшей адаптации индивидуума в обществе, повышает вероятность достижения жизненного успеха. Более того, согласно исследованиям, результаты которых были представлены на Всемирном экономическом форуме 2020 года, эмоциональный интеллект входит в шестерку лидеров ключевых компетенций современной личности [2].
Необходимость развития эмоционального интеллекта как в системе образования в целом, так и на уроках английского языка в частности подчеркивается в материалах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Так, стандарт предполагает формирование следующих личностных характеристик младшего школьника: уважающий и принимающий ценности семьи и общества, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение [3]. Кроме того, целью обучения иностранному языку на данном этапе, согласно ФГОС, является формирование коммуникативной компетенции, которая проявляется в приобретении начальных навыков общения с носителями иностранного языка, формировании дружелюбного отношения к представителям других народов и культур и проявлении толерантности к ним [3, с. 39]. Выполнение требований данного документа невозможно без развития эмоционального интеллекта и его составляющих: способности к эмпатии, саморегуляции, рефлексии, мотивации достижения и др.
Анализ педагогического опыта показывает, что методика преподавания иностранного языка с учетом эмоционального интеллекта требует дальнейшей разработки и более масштабного применения на уроках иностранного языка в начальных классах. Безусловно, на занятиях по данному предмету используются задания, связанные с развитием эмоционального интеллекта.
Однако по причине большого объема языкового и речевого материала, на отработку и закрепление которого отводится ограниченное количество часов, учителя не всегда уделяют должное внимание развитию эмоционального интеллекта. Кроме недостатка времени, отметим отсутствие теоретической подготовки (знаний), а также практических наработок в этой сфере методической науки. Данное противоречие свидетельствует об актуальности изысканий, проводимых в области развития эмоционального интеллекта, как важной составляющей процесса обучения иностранному языку на начальном этапе обучения в школе.
Целью настоящего исследования является выявление значимости применения приемов и методов повышения уровня эмоционального интеллекта для успешного овладения английским языком учащихся начальных классов и создания положительной мотивации к его изучению. Для достижения заявленной цели мы поставили задачу изучить теоретическую литературу по вопросам, связанным с дефиницией термина «эмоциональный интеллект». Кроме того, представляется необходимым описать основные составляющие ЭИ и выявить различия между понятиями Щ и EQ; определить роль и место эмоций и эмоционального интеллекта в преподавании иностранного языка в школе.
Анализ работ в данной области научных знаний показал, что ключевое понятие исследования является многогранным, поскольку имеет несколько различных трактовок у различных авторов. Наиболее авторитетные точки зрения представлены в трудах зарубежных психологов П. Сэловея и Дж. Мэйера; исследователи определили эмоциональный интеллект как субъект социального интеллекта [4]. Он включает способность воспринимать собственные и чужие чувства и эмоции, оценивать их искренность и использовать данную информацию для руководства своими действиями и мыслями [5, с. 289]. В дальнейших исследованиях П. Сэловей и Дж. Мэйер совместно с Д. Карузо расширили понятие об эмоциональном интеллекте, включив в него
такие психологические качества, как способности вызывать определенные чувства, когда они облегчают процесс мышления, а также регулировать эмоции для содействия эмоциональному и интеллектуальному росту [4, с. 189].
Большой вклад в развитие представлений об эмоциональном интеллекте также внесли американский писатель и психолог Д. Гоулман и израильский психолог Р. БарОн. В результате проведенных исследований Д. Гоулман расширил понимание данного определения, включив в него такие личностные характеристики, как самоконтроль, усердие и настойчивость, а также способность к мотивации собственной деятельности [5, с. 9]. Далее в модели социально-эмоционального интеллекта Р. Бар-Она можно найти следующую трактовку рассматриваемому нами понятию: эмоциональный интеллект - это совокупность некогнитивных способностей, знаний и компетентностей, позволяющих человеку успешно справляться с жизненными ситуациями [6, с. 13]. Данные ученые также известны тем, что представили наиболее популярную классификацию компонентов эмоционального интеллекта: навыки в самопознании и самовыражении; навыки социальной компетенции; навыки адаптивности; навыки управления в сфере эмоций; личная мотивация [7, с. 23].
В работах отечественных ученых проблеме определения эмоционального интеллекта также уделяется большое внимание. Так, Г.Г. Гарскова описывает данную способность как умение «понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза» [8, с. 26]. По мнению Д.В. Люсина, эмоциональный интеллект - способность к пониманию своих эмоций и эмоций других людей, а также управление ими [9, с. 57-58]. Известный отечественный психолог В.Д. Шадриков трактует эмоциональный интеллект как «системное проявление познавательных и эмоциональных способностей в целях обработки разных видов информации различными способами
в различных формах поведения и деятельности» [10, с. 9]. Позицию В.Д. Шадрикова разделяет И.Н. Андреева, которая, на наш взгляд, предлагает наиболее точную и емкую формулировку эмоционального интеллекта. Ученый понимает эмоциональный интеллект как комплексное выражение интеллектуальных способностей, которое проявляется в процессах анализа, обработки и использования информации, характеризующей эмоциональное состояние человека [11, с. 290]. В качестве компонентов ЭИ И.Н. Андреева предлагает рассматривать следующую иерархическую структуру уровней: интеллект индивида (на данном уровне эмоциональный интеллект рассматривается как способность); интеллект субъекта деятельности (здесь эмоциональный интеллект выступает в роли компетентности); интеллект личности (в соответствии с данным уровнем эмоциональный интеллект определяется как черта личности) [11, с. 290].
Важно отметить, что большинство исследователей придерживаются мнения о том, что эмоциональный интеллект связан с академическим интеллектом; тем не менее авторы подчеркивают, что первый, в отличие от второго, не определяет успешность деятельности человека в области науки, а также не может повлиять на проявление интереса к профессии, склонности к ней, а также не оказывает влияния на личные предпочтения человека [12]. Согласно И.Н. Андреевой, кардинальные отличия между общим и эмоциональным интеллектом отсутствуют. Основное различие, по мнению исследователя, можно увидеть только в контексте жизненных достижений: если общий интеллект способствует достижению академических успехов, в основном связанных с учебной деятельностью, то, в противоположность этому, эмоциональный интеллект связан с успешным поведением человека в социуме. По этой причине, считает ученый, люди с развитым Щ, но невысокими показателями эмоционального интеллекта часто неуспешны ввиду неспособности взаимодействовать и общаться с окружающими [13, с. 128]. Таким образом, необходимо рассматривать понятия
академического и эмоционального интеллекта во взаимосвязи; каждый из представленных видов интеллекта вносит свой вклад в становление человека и его реализации как в контексте коммуникаций и общения в условиях социума, так и в плане его достижений в академической и профессиональной деятельности.
Далее представляется логичным обратиться к центральной проблеме исследования, а именно к важности развития эмоционального интеллекта в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательном учреждении на младшей ступени обучения. Резюмируя информацию, полученную в ходе изучения теоретических источников, можно сделать ряд важных выводов. Во-первых, исследователи утверждают, что выполнение упражнений с вовлечением эмоций учащихся может повысить эффективность образовательного процесса [14, с. 214]. Задания подобного рода оказывают положительное влияние на отношение учащихся к учебе, а также на успешное овладение коммуникативной компетенцией во всем многообразии ее составляющих [15, с. 49]. Во-вторых, доказано, что развитие эмоционального интеллекта связано с формированием универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных, что соответствует требованиям к результатам обучения в начальной школе, предъявляемым ФГОС [3 ; 16, с. 38-39 ; 17, с. 39 ; 18, с. 62 ; 19]. В-третьих, развитый эмоциональный интеллект, несомненно, поможет учителю в установлении положительных взаимоотношений с учащимися и в предотвращении эмоционального (и тесно с ним связанного -профессионального) выгорания [20, с. 121].
Вышесказанное подтверждает изучение и обобщение опыта работы российских учителей по применению приемов и методов развития эмоционального интеллекта на уроках английского языка в общеобразовательных учреждениях. Показано, что использование данной технологии оказывает положительный эффект на процесс обучения
на начальной ступени. Кроме того, ввиду нестандартной организации урока, создается положительная атмосфера на занятии [21]. При правильном и «дозированном» внедрении технологии в образовательный процесс повышается мотивация учащихся к изучению языка и предмету в целом, происходит развитие коммуникативной компетенции, формирование метапредметных, предметных и личностных результатов [22].
Несомненно, что при использовании той или иной технологии в учебном процессе необходим учет психических и физиологических особенностей развития школьников. Изучение литературы по вопросу позволяет сделать вывод о том, что младший школьный возраст характеризуется целым рядом психофизиологических черт, которые во многом определяются сменой ведущей деятельности и социальной обстановки. Исследователи выделяют ряд характеристик детей от 6-7 до 10-11 лет: замедление темпов роста и набора массы тела; повышение выносливости скелетных мышц; сензитив-ность к развитию целенаправленной физической и умственной активности; перестройка и улучшение познавательных процессов, в особенности мышления (постепенный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению), внимания (появление предпосылок к целенаправленному вниманию), памяти (развивается произвольное и осмысленное запоминание при преобладании механического, движение в сторону осмысленности и устойчивости); эмоции играют большую роль в восприятии мира и в самосознании ребенка [23, с. 224 ; 24, с. 367 ; 25, с. 10]. Все перечисленные особенности физиологии и психики ребенка данной возрастной группы являются однозначным указанием на важность и необходимость использования на уроках иностранного языка различных упражнений, повышающих уровень эмоционального интеллекта.
В практической части исследования мы обратились к анализу учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» для 4 классов, поскольку экспериментальная часть работы проводилась на базе
МБОУ «Гимназия № 133 им. Героя Социалистического Труда М.Б. Оводенко» г.о. Самара, где данный учебник используется в качестве базового [26]. Среди достоинств УМК можно отметить полное соответствие представленных в учебнике тем интересам и коммуникативным потребностям детей данного возраста, оптимальное соотношение упражнений для формирования всех языковых и речевых навыков учащихся. Установлено, что из 310 упражнений учебника можно выделить 66 заданий, способствующих развитию эмоционального интеллекта. На наш взгляд, объем упражнений такого рода представляется недостаточным, поэтому следующим этапом нашей работы явилась разработка комплекса заданий на развитие эмоционального интеллекта, которые могут стать отличным дополнением к урокам английского языка, проводимым по данному УМК. Более того, согласно гипотезе, сформулированной нами в начале исследования, систематическое использование упражнений, направленных на развитие эмоционального интеллекта, делает процесс освоения иностранного языка более эффективным и повышает мотивацию младших школьников к его освоению.
В качестве иллюстрации приведем несколько созданных нами заданий на повышение уровня эмоционального интеллекта, которые показали высокую эффективность и одновременно вызвали большой интерес у учащиеся экспериментальной группы.
По теме Модуля 5 «Where were you yesterday?» [26, с. 73-88] было создано упражнение, направленное, главным образом, на отработку построения вопросительного предложения с глаголом to be в форме Past Simple (was/were). В процессе его выполнения происходит также формирование навыков диалогической речи, развитие эмоционального самосознания и навыков социального взаимодействия. Мы включили это упражнение в начало занятия в качестве речевой разминки. Каждый ученик получил карточку с заданием (рис. 1).
шяшт
Card 1:
1. Put the words in the right order to make up questions.
2. Find three people who answer "yes" to these questions and write their names.
Questions Names
you/ Were/ at/ year/ a/ party/ last/ 1.
birthday? 2. 3.
happy/ you/ Were/ yesterday? 1.
2
3.
^ _ | о • , [
Рис. 1. Пример карточки по
Задача учеников - поставить слова в предложениях в правильном порядке, чтобы получилось два вопросительных предложения, и далее, перемещаясь по классу, задавать получившиеся вопросы своим одноклассникам. При этом, если ученик отвечал на вопрос положительно, спрашивающий записывал его имя в свою карточку напротив вопроса. Кроме того, мы предупредили учащихся, что при желании они могли задавать друг другу дополнительные вопросы, чтобы узнать больше информации о том или ином событии. По итогам
теме «Where were you yesterday?»
выполнения задания каждый представил свои результаты опроса перед группой.
Еще одно задание по данному модулю было создано для формирования ритмико-интонационных навыков; развития навыков осознавания и понимания эмоций других людей; активизации лексических единиц по теме «Чувства и состояния». Данная ролевая игра проводилась в начале урока с целью создания положительной атмосферы в классе. Каждый ученик получил карточку с диалогом. Одновременно учащиеся выбрали карточку с эмоцией (рис. 2).
Dialogue 1. Dialogue 2.
A: Are the lessons over? A: What do you want to do today?
B: Yes, they are. B: I want to play football with my brother.
A: Where're you going? A: And where are you going?
B: I go to the supermarket. B: To the park.
My mother is waiting for me there. A: Can I come, too?
A: Good luck, then. Goodbye. B: As you wish.
B: See you later.
Рис. 2. Пример карточки по теме «Чувства и состояния»
Перед выполнением задания мы дали a film. On these cards there are your words for
ребятам следующую установку: «Today, the role. Work in pairs: one of you reads the let-
I have a game for you. First of all, imagine that ter 'A' words, and the other reads the letter 'B'
you are actors! And this is your first small role in words. Moreover, each of you choose a card with
an emotion. Don't show it to anyone! It's a secret. You have about one minute to look through your words, then, stand up and read these words with the emotion that you have. Others decide what emotion you are showing. At the end of the game, we choose the best actors!» Затем учащиеся были поделены на пары, для того чтобы отчитать диалоги с теми эмоциями, которые представлены у них на карточках. После этого каждая пара представила свой диалог перед всей группой, в то время как остальные дети угадывали, какую эмоцию выражает каждый из выступающих. После каждого представления диалога мы задавали слушателям вопросы, например: «What are the emotions of these actors?», «Is it a good play?», «Do you like it?», «Whose play do you like most? Why?» и т.д.
При разработке одного из упражнений к Модулю 6 «Tell the tale!» [26, с. 89-104] мы
ставили целью повторение изученных лексических единиц; формирование письменных навыков; ритмико-интонационных навыков; развитие чувства юмора; создание обстановки психологического комфорта на уроке. Задание использовалось нами в начале занятия, чтобы настроить учащихся на работу на уроке. Ученики получили карточки с заданием и объяснением: «Do you know what a stand-up comedy is? Let's make our own stand-up show! On these cards you have some sentences. Fill in the gaps with the suitable words. But imagine that you are real comedians! At the end, we choose the best comedian. So, listen carefully!» (рис. 3). Учащимся было дано несколько минут, чтобы заполнить пропуски словами, а затем выступить с получившимся рассказом смог каждый желающий. В заключение было проведено голосование и определен самый смешной рассказ.
«Stand Up Comic»
- colour number 1 blue if you were bored;
- colour number 1 yellow if you were sad;
- colour number 1 green if your feeling was different;
- colour number 2 purple if you stayed at home yesterday;
- colour number 2 orange if you were at the park;
- colour number 2 black if you were out with friends;
- colour number 2 grey if you did something else, etc.
После выполнения инструкций у учащихся получились раскрашенные картинки, которыми они впоследствии обменялись
Рис. 3. Пример задания
Приведем пример еще одного задания, где ставится целью формирование навыков аудирования с полным пониманием содержания; навыков монологического высказывания; развитие эмоционального самосознания; создание положительной атмосферы на уроке. Предварительно мы подготовили распечатки с раскрасками по номерам и цветные карандаши. Итак, задание учащихся заключалось в том, чтобы прослушать инструкции и раскрасить области с номерами определенным цветом. Приведем примеры инструкций, которые мы использовали:
- colour number 1 red if you were happy yesterday;
в случайном порядке (рис. 4). Далее каждый из группы вышел к доске и попытался рас-
сказать о том, как их одноклассник или одноклассница провели вчерашний день в соответствии с цветами на раскраске.
Рис. 4. Примеры задания «Colour Your Feelings and Emotions»
Представим упражнение, которое нацелено на формирование навыков чтения с полным пониманием; повторение лексических единиц по теме (happy, sad, angry, bored); введение новых лексических единиц для расширения словарного запаса учащихся по изучаемой теме (make fun of smb,
keep smb's secrets, treat smb in a kind way, threaten smb, mean); развитие навыков сотрудничества при выполнении заданий в паре. Учащиеся получили одну карточку с заданием на парту (рис. 5).
READ THE STATEnEHTS. URITE "GOOD- IF THE STATEflE/iT DESCRIBES A GOOD FRIEND; /*S IF HOT. WRITE "BAD~ ./fSs*
¥ *
L ... treats you in a kind way ...................
2.. ... makes fun of you ...................
3. ... makes you angry ...................
U. ... makes you feel happy ...................
5. ... makes you feel sad ...................
6. ... says mean things to you ...................
7. ... threatens you ...................
8. ... tries to understand you ...................
9. ... does things you like
Ю. ... says posrtfje things to you.
4
Г
- 4
Рис. 5. Примеры задания «Friends»
Для начала мы задали несколько вопросов о дружбе, чтобы настроить учащихся на дальнейшее прочтение текста: «Do you have many friends? Are they good? Are they bad? But who is a good friend? Who is a bad friend? Let's find out!» Кроме того, мы обратили внимание учащихся на новые лексические единицы по теме, предварительно вывешенные на доску. Далее учащиеся в парах читали утверждения и старались определить, какие из них относятся к поступкам хороших друзей, а какие - к поступкам плохих друзей. Затем последовало обсуждение полученных результатов.
Следует отметить, что с целью проверки эффективности разработанных нами упражнений на уроке английского языка в младшей школе на базе МБОУ Гимназия № 133 г.о. Самара нами был проведен эксперимент (на протяжении двух месяцев в рамках изучения двух модулей). Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 27 учащихся 4-х классов. Мы представили для них две серии заданий, адаптированных под темы, изучаемые во временных рамках проведения эксперимента. Выявление изменений проводилось с помощью тестирования на знание изученного материала, анкетирования учащихся и учителей, а также путем непосредственного наблюдения за учебным процессом. Важно отметить, что в результате эксперимента количество положительных эмоций, испытываемых участниками экспериментальной группы после проведенных занятий, повысилось с 57% до 100%. Таким об-
разом, мы сделали вывод о том, что нам удалось создать комфортные условия на занятии. Более того, по результатам итогового тестирования в экспериментальной группе наблюдалось на 12,09% больше оценок «хорошо» и на 15,94% меньше оценок «удовлетворительно»; за задание на составление монологического высказывания оценок «отлично» в экспериментальной группе больше на 13,74%. Таким образом, полученные на контрольном этапе эксперимента сведения позволяют говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы. Отметим также, что мы получили положительные комментарии от учащихся и учителей касательно разработанной системы упражнений.
Завершая обсуждение вопросов, связанных с применением технологии развития эмоционального интеллекта на уроке английского языка в начальной школе, подчеркнем практическую значимость проведенного исследования, которая заключается в возможности использования разработанного комплекса упражнений в преподавании английского языка на младшей ступени обучения в школе. Помимо этого, данная работа расширяет представления о роли и месте эмоционального интеллекта в образовательном процессе в целом и обучении иностранному языку в частности, что подтверждает теоретическую значимость настоящей работы. Перспективы исследования видятся в планомерном применении разработанных материалов в течение более длительного академического периода.
* * *
1. Коменский Я.А. Великая дидактика. М. : ДиректМедиа, 2013. 320 с.
2. The Future of Jobs Report 2018 // World Economic Forum: Centre for the New Economy and Society. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf (дата обращения: 08.09.2022).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 07.09.2022).
4. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, cognition and personality. 1990. № 3. P. 185-211.
5. Goleman D. Emotional intelligence. Why it can matter more than IQ. New York : Bantam Books, 1996.312 p.
6. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2006. Vol. 18. P. 13-25.
7. Bar-On R., Bharwaney G. MacKinlay A. EQ and the bottom line: Emotional intelligence increases individual occupational performance, leadership and organisational productivity. Manchester : Ei World Limited, 2011. 35 p.
8. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения : тезисы научно-практической конференции. СПб. : Санкт-Петербургский ун-т, 1999. С. 25-26.
9. Lyusin D. Emotional Intelligence as a Mixed Construct: Its Relation to Personality and Gender // Journal of Russian and East European Psychology. 2006. Vol. 44, № 6. P. 54-68.
10. Шадриков В.Д. К понятию эмоционального интеллекта // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы III всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Ю.П. Поваренков. Ярославль : Канцлер, 2007. С. 9-10.
11. Андреева И.Н. О синтетической теории эмоционального интеллекта // Психология человека в современном мире. Т. 2. М. : ИП РАН, 2009. С. 289-297.
12. Стайн С., Бук Г. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех // Библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/DPEOPLE/eq.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 15.08.2022).
13. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб. : БХВ-Петербург, 2012. 288 с.
14. Доманова Е.В. Влияние эмоций на изучение иностранного языка // Dynamics of the Development of World Science : Abstracts of I International Scientific and Practical Conference. Vancouver : Perfect Publishing, 2019. С. 213-217.
15. Соболева Е.А., Казанцева Н.А. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в основной общеобразовательной школе // Наука и образование сегодня. 2020. № 1. С. 49-52.
16. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Основные виды и функции универсальных учебных действий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Перспективы науки. 2012. № 36. С. 37-40.
17. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 39-42.
18. Минеева О.А., Насиханова А.З. К вопросу о сущности и компонентном составе коммуникативных универсальных учебных действий как одной из целей обучения иностранному языку в начальной школе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 4. С. 61-64.
19. Саянова Г.И. Роль эмоционального интеллекта для развития социокультурной компетенции // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе : материалы IV республиканской научно-практической конференции. Минск : БГУ, 2020. С. 149-152.
20. Ларина А.Т. Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10. С. 121-123.
21 . Кирьякова Е.В. Приемы развития эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка // Сборник статей международной исследовательской организации «Cognitio» по материалам XIV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки ХХ1 века». М. : Cognitio, 2016. С. 72-74.
22. Логинова Е.И. Использование театральных технологий для повышения мотивации младших школьников // Стратегии интернационализации в иноязычном образовании : материалы и доклады международной конференции / отв. ред. В.В. Левченко. Самара : Самарский ун-т, 2017. С. 101-105.
23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М. : Гардарики, 2005. 349 с.
24. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2003. 416 с.
25. Вербовская Е.В., Филиппова Л.В. Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста: творческое объединение «Театр» : учебное пособие. Нижний Новгород : ННГАСУ, 2014. 291 с.
26. Английский язык. Английский в фокусе : учебник для 4 кл. общеобразовательных учреждений / Н.И. Быкова [и др.]. М. : Express Publishing : Просвещение, 2007. 168 с.