Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ'

РОЛЬ И МЕСТО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ФГОС / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / АНАЛИЗ УМК "АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ - 2"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адаева Ольга Михайловна, Шишкина Полина Николаевна

В статье применение здоровьесберегающих технологий рассматривается сквозь призму преподавания иностранного языка в школе. Показано, что здоровьесберегающие технологии должны обеспечить гармоничное развитие ребенка в ходе оптимальной педагогической деятельности. Названы функции данных технологий на школьном уроке. Авторами представлен краткий обзор требований к уроку английского языка с использованием здоровьсберегающих технологий. Подчеркивается, что применение технологий здоровьесбрежения на уроке английского языка тесно связано с развитием универсальных учебных действий и, таким образом, соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Анализ материалов популярного УМК «Английский в фокусе - 2» показал, что он является хорошей базой для использования здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка на младшей ступени обучения. С целью подтвердить данное предположение с использованием названных технологий была разработана серия уроков для учащихся 2 класса. Эффективность предложенных заданий была подтверждена авторами исследования в ходе проведенного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адаева Ольга Михайловна, Шишкина Полина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN ENGLISH CLASSES

The paper deals with the problem of health-saving viewed through the prism of the methods of foreign languages teaching. First, the authors highlight that the use of health-saving technologies in class is aimed at the rearing of a well-rounded and harmonious new generation. The functions and principle of introducing the technologies in the educational process are given detailed description. It is stated that while attending ‘health-saving principle of organization’ classes, students develop universal learning abilities/skills. The mentioned skills are on the list of crucial requirements of the latest Federal State Educational Standards. On the other hand, the conducted research has proved that elementary school teachers make little use of the elements of health-saving technologies. The reasons varies from ‘lack of time’ to ‘overloaded course program’. The analysis of the modern “Spotlight-2” has proved that it provides good basis for using the various elements of health-saving technologies. Thus, the authors have designed a series of health-saving classes on the topic “My Birthday”. To prove the effectiveness they tested the tasks while teaching the second-graders English in Municipal Budget Educational Institution “School № 93” of Samara. The attempt was a success. The experiment has shown considerable academic progress of the students and increase of their motivation to study English. The materials of the research can be used in theory and practice of teaching English.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ»

УДК 811.111 : 372.8

РОЛЬ И МЕСТО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

THE PLACE AND ROLE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

IN ENGLISH CLASSES

© 2020

О.М. Адаева, П.Н. Шишкина O.M. Adaeva, P.N. Shishkina

В статье применение здоровьесберегающих технологий рассматривается сквозь призму преподавания иностранного языка в школе. Показано, что здоровьесберегающие технологии должны обеспечить гармоничное развитие ребенка в ходе оптимальной педагогической деятельности. Названы функции данных технологий на школьном уроке. Авторами представлен краткий обзор требований к уроку английского языка с использованием здоровьсберегающих технологий. Подчеркивается, что применение технологий здоровье-сбрежения на уроке английского языка тесно связано с развитием универсальных учебных действий и, таким образом, соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Анализ материалов популярного УМК «Английский в фокусе - 2» показал, что он является хорошей базой для использования здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка на младшей ступени обучения. С целью подтвердить данное предположение с использованием названных технологий была разработана серия уроков для учащихся 2 класса. Эффективность предложенных заданий была подтверждена авторами исследования в ходе проведенного эксперимента.

Ключевые слова: требования современного ФГОС; универсальные учебные действия; преподавание английского языка в начальной школе; младший школьный возраст; педагогическая технология; здоро-вьесберегающие технологии; анализ УМК «Английский в фокусе - 2».

The paper deals with the problem of health-saving viewed through the prism of the methods of foreign languages teaching. First, the authors highlight that the use of health-saving technologies in class is aimed at the rearing of a well-rounded and harmonious new generation. The functions and principle of introducing the technologies in the educational process are given detailed description. It is stated that while attending 'health-saving principle of organization' classes, students develop universal learning abilities/skills. The mentioned skills are on the list of crucial requirements of the latest Federal State Educational Standards. On the other hand, the conducted research has proved that elementary school teachers make little use of the elements of health-saving technologies. The reasons varies from 'lack of time' to 'overloaded course program'. The analysis of the modern "Spotlight-2" has proved that it provides good basis for using the various elements of health-saving technologies. Thus, the authors have designed a series of health-saving classes on the topic "My Birthday". To prove the effectiveness they tested the tasks while teaching the second-graders English in Municipal Budget Educational Institution "School № 93" of Samara. The attempt was a success. The experiment has shown considerable academic progress of the students and increase of their motivation to study English. The materials of the research can be used in theory and practice of teaching English.

Keywords: the latest Federal State Educational Standards requirements; universal learning abilities/skills; the methods of foreign languages teaching at the elementary school level; elementary school age children; pedagogical technology; health-saving technologies; "Spotlight-2" textbook.

Согласно данным РАМН, уровень здоровья подрастающего поколения резко снизился. У каждого второго учащегося начальной школы имеется какое-либо заболевание или отклонение [1]; только 3% выпускников заканчивают школу абсолютно здоровыми. В связи с этим общество возлагает на учителей обязанность сохранять здоровье учеников, а здоровьесберегающий подход к процессу обучения сегодня как нельзя более актуален и является одним из

главных требований современных образовательных стандартов.

Последние десять лет поддержание и укрепление здоровья является одним из приоритетных направлений работы образовательных учреждений РФ. Реализация соответствующей программы должна осуществляется уже на младшей ступени обучения. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни - такую цель ставит перед российскими учителями стандарт начального общего образования.

Согласно ему, новая модель начальной школы должна отвечать актуальным потребностям личности, общества и государства; прежде всего это здоровье подрастающего поколения [2].

Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» подробно регламентирует, что включает в себя охрана здоровья обучающихся и какие условия должны быть созданы образовательными организациями в рамках их деятельности. Существует ряд санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа, которые определяют требования к организации учебного процесса и даже рекомендуют комплекс упражнений - физкультурных минуток [3].

Бытует ошибочное мнение, что здо-ровьесберегающие технологии могут быть реализованы лишь в рамках обучения физической культуре. Однако английский язык - один из тех немногих предметов в современной школе, в рамках которого педагог может максимально использовать творческий подход и различные методы обучения. Более того, креативность, творчество и разнообразие - основные требования к построению урока английского языка на младшем этапе. По этим причинам, на наш взгляд, в начальной школе предмет «Английский язык» как нельзя лучше подходит для использования здоровьесберега-ющих технологий.

Обобщение опыта учителей английского языка начальной школы показывает осознание педагогами важности задачи построить свой урок таким образом, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей. В то же время здоровьесберегающим видам деятельности уделяется мало внимания ввиду различных причин - интенсификации учебного процесса, нехватки рабочего времени, восприятия этих технологий как второстепенных. Таким образом, современные запросы здравоохранения и требования нового образовательного стандарта обусловливают особую актуальность научных изысканий в области использования элементов

здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка в младшей школе.

Теоретической базой для нашего исследования послужили труды Н.К. Смирнова [4], О.В. Петрова [5] и других известных в данной области ученых. Изучение литературы показало, что здоровьесберегающие технологии представляют собой систему, направленную на сохранение, укрепление и развитие здоровья всех субъектов педагогического процесса, и прежде всего учащихся. Технологии здоровьесбережения выполняют следующие функции: формирующую, инте-гративно-коммуникативную, диагностическую, адаптивную, интегративную и рефлексивную [4 ; 5]. Что касается их структуры, то в ней исследователи выделяют аксео-логический, гносеологический, эмоционально-волевой, здоровьесберегающий, экологический, вербальный и, наконец, физкультурно-оздоровительный компоненты [6].

Урок английского языка, как и любой другой, требует предварительной подготовки и должен следовать определенной логике и принципам. Если педагог поставил перед собой задачу разработать и провести урок английского языка, используя технологии здоровьесбережения, то он должен реализовать ряд требований. Исследователи отмечают, что учителю следует обратить внимание на следующие параметры урока:

1) плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма - не менее 65% и не более 80%);

2) равномерный темп и спокойное, размеренное завершение урока, когда у детей есть возможность задать вопросы, а учитель может прокомментировать домашнее задание более детально;

3) рациональность и дифференциро-ванность домашнего задания, то есть его соответствие возрастным особенностям и уровню знаний учащихся [4].

Прежде всего учителю следует позаботиться о комфортной обстановке и соблюдении санитарно-гигиенических норм в кабинете, т.е. обратить внимание на температуру воздуха, правильное освещение,

наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.

Следующее требование - рациональное число видов учебной деятельности и их последовательность; норма составляет 4-6 видов деятельности за урок. Следует помнить, что частая смена деятельности требует от учащихся дополнительных усилий. Средняя продолжительность одного вида деятельности - 7-10 минут.

Кроме того, здоровьсебергающий урок английского языка должен быть ориентирован на активизацию творческого потенциала учащихся. Должны использоваться активные методы (деловая игра, дискуссия), метод свободного выбора, методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта. Такие методы как беседа, дискуссия, ролевая игра как нельзя лучше способствуют самовыражению детей.

Одно из важнейших требований к здо-ровьесберегательному уроку английского языка - наличие двигательной активности. Например, при изучении глаголов движения go, jump, skip, run учащиеся могут изображать, что они означают. Это позволит не только снять эмоциональное и физическое напряжение у детей, но и усвоить/закрепить новую лексику в непринужденной обстановке. Вообще моменты оздоровления -неотъемлемая часть здоровьесберегательно-го урока. Среди видов деятельности, которые делают урок английского языка здоро-вьесберегающим, отметим как физкультминутки, динамические паузы, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, массаж активных точек, игры-пантомимы, песни, зарядки-релаксации. На уроке английского языка физкультминутка может быть представлена в форме песни с элементами танцев и речитатива [7]. Многие учителя английского языка также практикуют проведение дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз на английском языке. Кроме того, педагог может разработать целые уроки английского языка, посвященные вопросам здоровья и здорового образа жизни, например, в рамках изучения тем «Sport», «Food» и «Daily Routine».

Также проведенный анализ показал, что грамотная организация учебного процесса требует от учителя постоянного чередования нагрузок и отдыха, поддержания положительного эмоционального настроя детей.

Реализация совокупности всех этих требований способна сделать урок английского языка в младшей школе поистине «здоровьесберегающим».

Наконец, здоровьсебергающий урок английского языка должен способствовать формированию ряда универсальных учебных действий - УУД. В широком смысле данный термин означает умение самостоятельно учиться, то есть «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2]. УУД указаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где они разделены на четыре вида: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные [2].

По функциям универсальные учебные действия могут быть разделены на две категории. К первой относится обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять процесс обучения, ставить перед собой учебные цели, находить способы их достижения, а также контролировать и оценивать процесс и результаты обучения. Ко второй - создание таких условий, при которых становится возможным гармоничное развитие личности, ее самореализация, успешное усвоение знаний и формирование необходимых умений и навыков.

Формирование у школьников правильных представлений о здоровом образе жизни - начиная с режима дня и с правильного питания и заканчивая проведением физкультминуток - способствует сохранению здоровья с раннего возраста и развитию культуры самоорганизации. При этом формируются такие универсальные учебные действия:

- личностные (развитие личности, познавательный интерес к физкультминуткам,

понимание таких понятий, как «здоровье», «здоровый образ жизни»);

- коммуникативные (активное взаимодействие с учителем и одноклассниками, умение слушать и слышать, а также уважать позицию другого человека);

- познавательные (осуществлять анализ выполненных действий, создавать алгоритм деятельности);

- регулятивные (прогнозировать результат и уровень освоения знаний, планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений).

Следует особо отметить, что младший школьный возраст характеризуется изменениями во всех областях психического и физиологического развития ребенка; во многом он является «переломным» [8, с. 1025]. Особенности этой возрастной группы таковы: новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет к ребенку ряд серьезных требований [9]. Все это определяет формирование и закрепление новой системы отношений к окружающим, коллективу, к процессу обучения, формирует определенные черты характера, расширяет кругозор, развивает способности [10]. Именно поэтому применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми этой возрастной группы особенно важно.

Изучение научных статей и методических разработок позволяет сделать вывод, что проблема использования здоро-вьесберегающих технологий в начальной школе, в частности при обучении английскому языку, до сих пор остается нерешенной [11-14]. Безусловно, разработано множество методик, которые могут использоваться на уроке [15-18]. Однако анкетирование учителей показало, что на уроке английского языка применяется лишь малая часть здоровьесберегающих видов деятельности или они не применяются вообще.

Следующим этапом нашей работы явился анализ учебно-методического комплекса «Английский в фокусе - 2», разрабо-

танный Н.И. Быковой, Дж. Дули, В. Эванс и М.Д. Поспеловой [19 ; 20]. Этот комплекс был выбран нами потому, что он используется в учебном процессе в МБОУ СОШ № 93 г.о. Самара, где мы проводили экспериментальную часть исследования.

Выявлено, что данный УМК полностью соответствует психофизиологическим особенностям учащихся 2 класса; в нем представлен разнообразный материал по всем четырем основным видам деятельности: чтению, аудированию, говорению и письму. Сильными сторонами учебника являются большое количество песенного материала, наличие разделов, касающихся поддержания здорового образа жизни. Данный методический комплекс, по нашему мнению, является хорошей базой для использования здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка на младшей ступени обучения.

С целью проверки сделанных ранее выводов и наблюдений мы разработали и в течение 11 недель провели серию уроков технологий английского языка с применением здоровьесберегающих для 12 учащихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ № 93 г. Самара. Эксперимент проводился также для подтверждения выдвинутой в начале исследовательского пути гипотезы, которая заключается в следующем: применение на уроке английского языка в младшей школе здоро-вьесберегающих технологий является важным требованием к уроку английского языка, поскольку способствует укреплению здоровья учащихся, делает уроки более насыщенными и разнообразными, повышает мотивацию к изучению языка.

Далее представим подробный конспект одного из уроков на тему «День рождения» (модуль «My Birthday» УМК «Английский в фокусе - 2»).

Цель: сформировать коммуникативную компетенцию, применяя здоровьесбе-регающие технологии; использовать изученный лексический и грамматический материал в устной и письменной речи.

Задачи

образовательные:

- закрепить лексический материал по теме «My Birthday» и отработать изученные грамматические структуры;

- создать условия для отработки навыков говорения;

развивающие:

- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

- создать психологически благоприятную среду для обучения и развития детей;

воспитательные:

- содействовать развитию интереса детей к изучению иностранного языка;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Тип урока: комбинированный, с использованием ролевой игры «День рождения Лулу».

Оснащение урока: учебник английского языка «Spotlight» (2 класс) Н.И. Быковой, Дж. Дули, В. Эванс и М.Д. Поспеловой; рабочая тетрадь по английскому языку «Spotlight» (2 класс) Н.И. Быковой, Дж. Дули, В. Эванс и М.Д. Поспеловой; картинки с изображением детей; цифры, обозначающие возраст; праздничные колпачки на резинке для каждого ученика; бумажные самодельные тарелки с изображением еды; бутафорский торт; CD для работы в классе; видеокурс «Spotlight-2» на DVD.

План урока:

1. Организационный этап.

2. Фонетическая зарядка.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Ролевая игра «День рождения Лулу».

5. Динамическая пауза.

6. Закрепление ранее изученного грамматического и лексического материала.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель приветствует учеников.

Teacher: Hello, children!

- Hello, dear teacher! How are you?

- Fine, thanks. And how are you? I am glad to see you.

- We are glad to see you, too.

2. Фонетическая зарядка.

На доске - картинки с изображением детей и цифры, обозначающие возраст. Учитель указывает на картинки и произносит рифмовку.

- Children, will you listen to me, please.

This is Sue. She is two.

This is Joe. He is four.

This is Kate. She is eight.

This is Ben. He is ten.

Рифмовка отрабатывается хором и индивидуально с использованием элементов двигательной активности - дети хлопают в ладоши, количество хлопков соответствует возрасту персонажей.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель сообщает ученикам, о чем будет урок. Вешает на доску портрет персонажа из учебника - девочки Лулу, с праздничным тортом, на котором цифра 5.

Teacher: Today we are going to play a game! Сегодня мы повторим с вами все то, что изучили ранее и сыграем в игру.

- Who has a birthday party today?

- Lulu has.

- Children, what do we do at the birthday party?

- We play games, sing songs, dance and watch cartoons.

- Let's get ready for Lulu's birthday

party!

4. Ролевая игра «День рождения Лулу».

А. Распределение ролей в ролевой игре.

Дети раздают и надевают цветные

праздничные бумажные колпачки, распределяют роли гостей и именинницы. Лулу выбирается считалкой. (Можно использовать любую считалку или со с. 49, упр. 3.)

Б. Контроль домашнего задания (песня наизусть, с. 55. упр. 5).

- Let's help Lulu invite her guests!

Исполнение песни хором под

CD/DVD. Во время исполнения песни дети встают и в такт музыке корпусом и руками выполняют движения, которые демонстрирует учитель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Контроль домашнего задания (нарисовать свою любимую еду на бумажной тарелке и рассказать о ней).

- Please help Lulu lay the table! Imagine, our blackboard is Lulu's birthday party table today.

Дети выходят к доске и прикрепляют бумажную тарелку с изображенной на ней своей любимой едой на нарисованный контур большого стола. Лулу задает каждому ученику вопрос:

Lulu: What's your favourite food?

- My favourite food is pizza (chips, fish).

- Oh, that's nice!

Teacher: Children, do you like the birthday party? Is it nice?

- Oh, yes! It's lovely!

Teacher: Children, enjoy your meals! Write the names of this food!

Два ученика делают подписи под картинками на доске, а остальные пишут слова в тетрадях.

Teacher: Let's check! If it is correct, say "It's yummy". If it isn't correct, say "It's not yummy".

Г. Счет предметов.

Teacher: Let's count food on the table! One, two, three...

Учитель пишет номера под картинками.

- Let's write the numbers.

Два ученика пишут числительные на доске, а остальные - в тетрадях.

Teacher: ^eck it! Is it correct? You are absolutely right. Thank you, take your seat.

5. Динамическая пауза.

Teacher: Now let's have some physical exercise! Stand up! Stand in a circle. Lulu, stand in the center of the circle. We have a present for you. Do you like chocolate cakes? It's a chocolate cake!

Учитель выносит бутафорский торт и вместе с остальными учениками дарит его имениннице.

Teacher: Let's sing a "Happy Birthday" song! (с. 52, упр. 2).

Дети поют песню и водят хоровод вокруг именинницы.

Teacher: Thank you, children. Is Lulu sad or happy?

- She is happy.

- Are you happy, Lulu?

- Yes, I am.

- Clap your hands, children! It was fun!

6. Закрепление ранее изученного грамматического и лексического материала.

Teacher: Ребята, все помнят игру «Съедобное - несъедобное»? Предлагаю поиграть в нее, но только на английском языке! Я буду каждому по очереди бросать мяч и задавать вопрос по-английски. Например: «Do you like pizza? Do you like a tree?» Если в вопросе есть слово, обозначающее что-то съедобное, ваша задача поймать мяч и сказать: «I like ... (cheese, pizza)» или «Oh, pizza is yummy». Если я называю несъедобный предмет, то вы должны сказать: «I don' t like ... (a box, a tree)».

Учащиеся играют с учителем в игру, закрепляя лексический и грамматический материал по теме «My Favorite Food».

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Teacher: Now please open your notebooks and write down your homework.

Используя аудиозапись на CD для работы дома, выразительно читать новый отрывок из сказки на стр. 58. Выполнить упражнения 1, 2 на с. 132.

Учащиеся записывают домашнее задание. Слушают комментарии учителя по домашнему заданию и задают вопросы, если что-то непонятно.

8. Рефлексия.

Teacher: Children, do you like our party today? What do you like about the party?

- Какие новые слова и фразы вы запомнили? Что вы узнали нового?

Учащиеся делятся своими впечатлениями от урока, рассказывают, что нового они узнали.

Teacher: That's all for today. Goodbye!

Students: Goodbye!

Говоря об итогах эксперимента, нужно отметить, что оценить здоровье учащихся, не являясь медицинским работником, невозможно. Поэтому при анализе результатов мы руководствовались отзывами учащихся и учителей, которые они представили в анкетах. Результаты убедительно

свидетельствуют о том, что, благодаря урокам, включающим элементы технологий здоровьесбережения, нам удалось повысить психоэмоциональный настрой в классе, а также пробудить в детях интерес к изучению иностранного языка. Таким образом, эксперимент подтвердил выдвинутую ранее гипотезу о том, что использование элементов здоровьсберегающих технологий - не только важное требование к уроку английского языка, но и отличный способ повысить мотивацию детей к изучению языка.

* * *

1. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления : методические рекомендации / А.А. Баранов [и др.]. М. : Минздравсоцразвития России, 2006. 47 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 15.09.2019).

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» // Российская газета. 2011. Федеральный выпуск № 5430(54). URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 15.09.2019).

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2002. 121с.

5. Петров О.В. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. 2005. № 2. С. 19-22.

6. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников : методическое пособие. М. : Аспект-пресс, 2000. 139 с.

7. Львова И.М. Физкультминутки // Начальная школа. 2005. № 10. С. 86-87.

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. М. : Академия, 2000.

624 с.

9. Немов Р.С. Психология образования. М. : Владос, 2002. 608 с.

10. Сапин М.Р., Брыскина В.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М. : Академия, 2000. 238 с.

11. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сергиев Посад : Весь Сергиев Посад, 2004. 96 с.

12. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад : Маковец, 1995. 41 с.

13. Алленова Л.Ю. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // NSPortal.ru : социальная сеть работников образования. 2010-2018. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/10/28/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v (дата обращения: 01.11.2019).

14. Бродкина Г.В., Зубарева И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. М. : АПКРО, 2002. 125 с.

15. Горбунова О.В. Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка // Schoola28.ru : интернет-портал школы № 28 г. Мытищи. 2018. URL: http://www.schoola28.ru/index.php/deyatelnost/metodicheskaya-kopilka/411 -2012-11-19-10-13-36 (дата обращения: 01.11.2019).

16. Гретченко О.А. Методические рекомендации по проведению уроков английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий // Uchitelya.com : учительский портал. 2013— 2018. URL: http://uchitelya.com/angliyskiy-yazyk/10399-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-urokov-angliyskogo.html (дата обращения: 02.11.2019).

17. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе // KopilkaUrokov.ru : сайт для учителей. 2013-2018. URL: http://www.openclass.ru/node/47746 (дата обращения: 01.11.2019).

18. Назарова Е.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе // InfoUrok.ru : ведущий образовательный портал России. 2017. URL: https://in-fourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-angliyskogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-531958. html (дата обращения: 01.11.2019).

19. Английский язык: 2 класс : рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений / Н.И. Быкова [и др.]. 2-е изд. М. : Express Publishing : Просвещение, 2008. 78 с.

20. Английский язык: 2 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Быкова [и др.]. 2-е изд. М. : Express Publishing : Просвещение, 2008. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.