Научная статья на тему 'Обзор отечественного и зарубежного опыта формирования здоровьесберегающей среды младших школьников на уроках английского языка'

Обзор отечественного и зарубежного опыта формирования здоровьесберегающей среды младших школьников на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
945
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / HEALTH SAVING ENVIRONMENT / MONOLOGUE / DIALOGUE / ENGLISH LANGUAGE / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Оксана Владимировна, Ганиева Алсу Рамилевна

Статья посвящена проблеме создания здоровьесберегающей среды на младшей ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. В работе представлены результаты сравнительно­сопоставительного анализа отечественного и зарубежного опыта внедрения компонентов здоровьесбережения в учебный процесс. Сделан вывод об их положительном влиянии на здоровье обучающихся и на развитие их монологической и диалогической речи на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific review of russian, american and german pedagogical experience of сreating health saving environment for primary school students at the inglish lessons

The problem of creating health saving environment in the English language learning process in primary school is discussed. The results of comparative study of Russian, American and German teachers’ achievements in this field are presented. It is concluded that healths saving technologies have a positive impact on children’s health and their English communication skills.

Текст научной работы на тему «Обзор отечественного и зарубежного опыта формирования здоровьесберегающей среды младших школьников на уроках английского языка»

12. Astakhova L.V. Information security: risks related to the cultural capital of personnel (review). Scientific and Technical Information Processing, 2015. T. 42. № 2. P. 41-52.

13. Astakhova L.V. The Ontological Status of Trust in Information Security. Scientific and Technical Information Processing, 2016. Vol. 43, № 1. P 58-65.

14. Astakhova L.V. Evaluation Assurance Levels For Human Resourses Security Of An Information System. Procedia Engeneering, 2016 (129). P. 635-639.

15. Astakhova L.V. The concept of the information-security culture. Scientific and Technical Information Processing, 2014. Vol. 41. № 1. P. 22-28.

Сведения об авторе:

Томилов Александр Александрович,

аспирант,

кафедра безопасности информационных систем, Южно-Уральский государственный университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the author: Tomilov Alexander Alexandrovich,

Postgraduate student, Department of Information Systems Security, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]

УДК 4И(07) ББК 74.268.1

О.В. Хасанова, А.Р. Ганиева

ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕжНОГО ОПЬ1ТА f ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1

о

Статья посвящена проблеме создания здоровьесберегающей среды на младшей ступени ч обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. В работе представлены результаты сравнительно-сопоставительного анализа отечественного и зарубежного опыта внедрения компонентов здоровьесбережения в учебный процесс. Сделан вывод об их положительном влиянии на здоровье обучающихся и на развитие их монологической и диалогической речи на иностранном языке.

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, монологическая речь, диалогическая речь, английский язык, начальная школа.

O.V. Khasanova, A.R.. Ganieva

SCIENTIFIC REVIEW OF RUSSIAN, AMERICAN AND GERMAN PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF CREATING HEALTH SAVING ENVIRONMENT FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS AT THE INGLISH LESSONS

The problem of creating health saving environment in the English language learning process in primary school is discussed. The results of comparative study of Russian, American and German teachers' achievements in this field are presented. It is concluded that healths saving technologies have a positive impact on children's health and their English communication skills.

Key words: health saving environment, monologue, dialogue, the English language, primary school.

n

± (0

£ ^

ГО -т

m £

I*

О О

РЕ 3 S

с го

О X

2 S

И

Ф го

Ю I

S s

го ^

« I

S I

2 £ о О

X

ï 3

ф *

со 5

Ы

5 « о I

.0

ф

о&

ю

го

ш

ф

^

X

£

го" ш о

X

го о го X

т

о

В современной образовательной политике России школа рассматривается как образовательное учреждение, обладающее возможностями для сохранения и укрепления здоровья детей. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), актуальным и значимым является поиск средств и методов совершенствования технологий создания здоро-вьесберегающей среды в образовательном процессе.

Младший школьный возраст - это поворотный этап в жизни ребёнка, на котором закладывается фундамент для целостного развития его личности, интеллекта, общей культуры. С поступлением в школу коренным образом меняется привычный для детей распорядок дня. Они проводят значительное количество времени в малоподвижных условиях в учебном заведении, за выполнением домашнего задания, работой на компьютере. В то же время потребность в движении, характерная для этого возраста, проявляет себя. Э.Н. Вайнер, автор учебников по валеологии, утверждает, что за один урок младший школьник делает до 3 000 непроизвольных движений, и при этом самопроизвольная активность ребёнка, ограниченная школьными условиями, удовлетворяет его потребность в движении меньше чем на 20 % [1, с. 56]. Таким образом, следует максимально приблизить школьную среду к естественной среде обитания детей, поскольку научно доказано, что успеваемость школьников находится в прямой зависимости от их физического и духовного развития.

ФГОС устанавливает личностные результаты освоения программы начального школьного образования, одним из которых является «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни». Программа воспитания ценности здоровья реализуется с учётом следующих факторов: негативное воздеиствие окружающей среды на психофизиологическое состояние детей и особенности их восприятия, связанные с неспособностью прогнозировать последствия равнодушного отношения к здоровью. Кроме

того, важно учитывать специфику преподаваемой учебной дисциплины.

Данные психологов и педагогов показывают, что английский язык является одним из самых сложных предметов школьного цикла, занимая второе место по степени трудности после математики. Его специфика сводится к невозможности изучения нового материала при отсутствии прочности приобретённых знаний и их постоянного воспроизведения, что предполагает значительное напряжение высшей нервной деятельности обучающихся. Следовательно, актуальность использования здоровьесберегаю-щих технологий на уроке английского языка в начальной школе не вызывает сомнений.

Н.К. Смирнов, доктор психологических наук, профессор, даёт следующее определение данному термину: «Здоро-вьесберегающие технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья» [6, с. 22].

Рассмотрим наиболее общую классификацию здоровьесберегающих образовательных технологий:

• организационно-педагогические технологии, задача которых состоит в предотвращении дезаптационных состояний и определении структуры учебного процесса, регламентированной в санитарных нормах и правилах;

• психолого-педагогические технологии, непосредственно связанные с психолого-педагогическим процессом;

• учебно-воспитательные технологии, предусматривающие проведение организационно-воспитательной работы по вопросам формирования культуры ведения здорового образа жизни.

Поскольку педагогическая мысль России традиционно отличалась восприимчивостью к зарубежным идеям, важность обращения к опыту иностранных учителей становится очевидной. По этой причине в данной статье мы срав-

ним отечественный и зарубежный опыт применения здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка в начальной школе. Материалом для анализа послужили:

• пальчиковые упражнения в начальной школе по темам «Погода», «Части тела», «Животные», «Семья», которые широко использует учитель английского языка МКОУ «Туксинской СОШ» г. Оло-нец РФ Ольга Владимировна Зотеева;

• игровые физкультурные минуты по теме «Мир моих увлечений», применяемые педагогом Евгенией Аркадьевной Коротченко в МАОУ СОШ № 18 с углубленным изучением английского языка г. Казани РФ во 2 «Б» классе на базе учебно-методического комплекса (УМК) «English 2» (авторы И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина);

• серия интегрированных уроков английского языка и математики по теме «Вычитание», проведённых учителем Стефани Хатчер (Stephanie Hatcher) в 1 классе начальной школы Франклин-вилли (Franklinville Elementary School) г. Франклинвилл штата Северная Каролина США;

• серия интегрированных уроков английского языка и естествознания по теме «Круговорот воды в природе», разработанная педагогами Келли Зис и Лей Фроувер (Kelly This and Leigh Thrower) для 4 класса начальной школы Хидденит (Hiddenite Elementary School) г. Хидде-нит штата Северная Каролина США;

• урок английского языка по теме «Каникулы в Шотландии», проведённый педагогом Катариной Бём (Frau Katharina Böhm) в 3 классе начальной школы Schule Im sonnigen Winkel г. Штутгарт федеральной земли Германии Баден-Вюртемберг;

• урок английского языка по теме «Рождество», разработанный учителем Кориной Хаазе (Frau Corina Haase) для 3 класса начальной школы Grundschule «Stadtfeld» г. Магдебург федеральной земли Германии Саксония-Анхальт.

Данные педагоги применяют психолого-педагогические технологии, связанные с воздействием учителя на школьников в течение академического часа.

Общеизвестно, что компоненты здо-ровьесбережения способствуют формированию речевых навыков. Педагогические приёмы этих учителей обеспечивают развитие как монологической речи - связное непрерывное изложение мыслей одним лицом, так и диалогической - форма говорения, при которой происходит речевое взаимодействие двух или более говорящих.

Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез в качестве показателей уровня сформированности речевых умений выделяют такие параметры, как:

• количество слов/фраз в сообщении;

• количество простых и сложных предложений;

• количество и объем реплик в диалоге [3].

По описанным параметрам также возможно оценивать эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка.

Наиболее широко используемым компонентом здоровьесберегающего обучения является гимнастика в различных её видах. Так, пальчиковая гимнастика направлена на снятие нервно-психического напряжения, развитие мелкой моторики и речи. Это связано с тем, что на кистях рук расположены многочисленные рефлекторные точки, посылающие импульсы в центральную нервную систему. Существует прямая зависимость между движением пальцев и процессами головного мозга. Выдающимся российским психиатром, физиологом В.М. Бехтеревым было доказано, что элементарные движения рук помогают исключить мышечное напряжение и улучшить произношение.

Принимая во внимание приведённые данные, учитель английского языка О.В. Зотеева активно использует упражнения по общей моторике в 1-4 классах, которые позволяют развиваться интеллекту, оказывают благотворное влияние на весь организм в целом и готовят детей к письму. О.В. Зотеева также преследует своей целью повышение мотивации к изучению иностранного языка и совершенствование слухового и речевого аппарата детей.

ф Ei 2

го ф

^ ф

ю о ф .0 ш

о ^

о ч

со

Го -т

m £

I*

О О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■о?

о

X

X

Ф го Ю X

S s

го ^

" I

S X £ ё

II

ей £

5 « ё I Й- Ä

о

О о

го

са ф

s х

£

GL <

<я ш о

X

го о го X

m

О

Пальчиковые упражнения сопровождаются песнями, считалками и рифмовками. Во время пальчиковой игры «With my mouth» для активизации лексики по теме «Части тела» движения согласованы со смыслом текста рифмовки. В начале несколько раз обводят пальцем вокруг лица: «I can show you my face, where everything is on its place». Затем имитируют попытку ощутить ароматы вокруг с фразой: «With my nose I can smell». Говоря «Many objects very well», показывают на окружающие предметы, а после прикладывают ладонь ко лбу козырьком и всматриваются вдаль: «With my eyes I look around». На строчках «Watch my feet and stamp the ground» и «With my ear I can hear, what my friend is doing near» последовательно топают ногами, прикладывают ладонь к уху и прислушиваются, что делает сосед по парте. Затем делают движение, будто едят суп, довольно улыбаются и гладят рукой по животу: «With my mouth I can eat everything that's very sweet».

Тема «Погода» затрагивается почти на каждом уроке, когда учитель задаёт дежурный вопрос «What is the weather like today?». Однако дети, как правило, отвечают односложно, не используя новых изученных грамматических конструкций. Для того, чтобы учащиеся активно применяли грамматические явления, с которыми знакомятся, О.В. Зотеева включает в структуру урока специальную пальчиковую гимнастику по данной тематике. Например, упражнение «It's raining» уже в своём названии содержит форму глагола Present Continuous. На первой строчке «It's raining, it's pouring» делаются движения пальцами, имитирующие капли дождя. Затем необходимо сложить руки за голову, изобразив подушку, и сказать: «The old man is snoring». После этого ладони складывают под щекой, имитируя сон: «He went to bed». В конце упражнения прикладывают ладонь ко лбу и с сожалением качают головой: «And bumped his head, and couldn't get up in the morning».

Педагог утверждает, что пальчиковую гимнастику можно проводить на любых этапах урока: организационный момент, объяснение нового материала, его

закрепление, динамическая пауза. Наличие интереса к предмету, позитивное комплексное воздействие на здоровье ребёнка прямо пропорционально педагогическому мастерству учителя, его умелому подбору и неоднократному включению в содержание учебной деятельности игровых движений, сопровождаемых речью. Пальчиковая гимнастика становится эффективной только при условии её соответствия теме урока и постоянного обновления за счёт введения новых лексических единиц, грамматических конструкций и речевых образцов [5].

Подобные условия учитывает и учитель высшей квалификационной категории Е.А. Коротченко при проведении физкультурных минут на своих уроках для стимуляции мыслительной деятельности детей и для предупреждения утомления и профилактики нарушений осанки и зрения. Анализ серии уроков по теме «Мир моих увлечений» во 2 классе показал, что данный учитель применяет все вышеперечисленные формы проведения физкультурных минут. Кроме того, важно подчеркнуть, что содержание УМК предусматривает воспитание культуры ведения здорового образа жизни. Герои учебника своим примером побуждают обучающихся принимать участие в оздоровительных мероприятиях, заниматься спортом, развивать познавательные способности. В каждом уроке обнаруживаются задания следующего содержания: «Все дети любят играть и рисовать, не так ли? А ты любишь рисовать? Что ты любишь рисовать?» (урок 14), «Разучи новую песенку "Я хочу покататься на велосипеде"» (урок 23), «Расскажи о своей семье. Они любят спорт? Где они плавают, играют в бадминтон и другие спортивные игры?» (урок 42). Таким образом дети узнают интересы одноклассников, делятся своими увлечениями, что создаёт благоприятную атмосферу для межличностного общения.

Педагог Е.А. Коротченко применяет собственные приёмы реализации здо-ровьесберегающего обучения, зачастую расширяя задания, предусмотренные структурой учебника, для проведения динамических пауз. В одном из уроков

представлено следующее упражнение: «Давай поиграем в зоопарк. Послушай, как играют в зоопарк Фред и Дэн. Кем они хотят быть? Что они говорят?». Е.А. Коротченко несколько изменила форму игры, в которой обучающиеся уже должны были изображать вместе с учителем различных животных и птиц, сопровождая действие словами: «We walk and we dance like a bear, a fox, a tiger, a wolf, a duck etc.» Таким образом, здесь задействованы все группы мышц, находящиеся в напряжении в процессе обучения.

Большим успехом у детей пользуется физкультурная минута с использованием игры «Simon says». Учитель выбирает ведущего, который примеряет на себя роль «Саймона», и отдаёт команды остальным игрокам, например: «Simon says, jump up in the air». Как правило, это движения, которые детям нужно сделать, не задумываясь, но только если приказ начинается с фразы «Simon says». Команды должны быть настолько простыми, чтобы их можно было выполнить мгновенно. Здесь важно внимательно слушать и быстро исполнять приказы, поэтому считается, что данная игра повышает внимательность и реакцию детей.

Избежать явления утомляемости возможно при помощи массажных движений. Так, игра «Look at me and listen to me» по теме «Части тела» сопровождается массажем различных частей тела. Например, учитель говорит «Eyes, are you ready?» и дети поглаживают веки, а когда отвечают «Yes, we are!», уже поглаживают веки по часовой или против часовой стрелки. Согласно логике текста школьники поглаживают веки, уши, кисти рук, ноги, плечи, притоптывают, постукивают по плечам, хлопают в ладоши и т.д.

Обобщая собственный педагогический опыт, Е.А. Коротченко подчёркивает, что физкультурные минуты способствуют эмоциональной и физической разгрузке, снижению отрицательного воздействия статических нагрузок на организм ребёнка, позволяют закрепить пройденный материал и контролировать степень его усвоения.

Таким образом, результаты применения пальчиковой гимнастики и физкуль-

турных минут выражаются в наличии у детей мотивации к изучению английского языка в стремлении к совершенствованию своих языковых способностей. Обучающиеся успешно преодолевают языковой барьер, благодаря благоприятному психологическому микроклимату, побуждающему продемонстрировать сверстникам самостоятельность, сообразительность и знания английского языка. К тому же заметно развитие монологической речи школьников, длина высказываний которых увеличилась с 2-3 до 4-5 предложений. Монологи детей отличаются активным использованием новой лексики, речевых образцов и грамматических конструкций [2].

Опыт внедрения компонентов здо-ровьесбережения отечественными педагогами характеризуется положительным влиянием как на состояние здоровья учеников, так и на их навыки монологической речи. Однако американские преподаватели, применяя здоровьес-берегающие технологии, в большей мере развивают диалогическую речь обучающихся. Так, интегрированные уроки английского языка и математики под названием "Piggies", проведённые американским учителем Стефани Хат-чер, в этом отношении отличаются от уроков российских педагогов. Данная серия уроков в 1 классе была призвана обучить детей вычитанию через визуальную, аудиальную, тактильную и кинестетическую наглядность и системно-деятельностный подход. Кроме того, занятия были направлены на развитие коммуникативных навыков и воображения школьников.

На первом этапе, основываясь на сказке, изложенной в детской книге "Piggies" Дон и Одри Вуд, дети разыгрывали импровизированный спектакль на коврике мягкими игрушками. Здесь они должны были наглядно понять принцип вычитания, познакомиться с ним. На втором этапе задача заключалась в составлении историй и их преобразовании в математические выражения вычитания. Школьники слушали истории друг друга и также разыгрывали их с помощью мягких игрушек [7].

ф Ei 2

го ф

^ ф

ю о ф .0 са

о ^

о ч

со

т

Го -т

m £

О О

о

X

X

Ф го Ю X

S s

го ^

" I

X .0

i! ей £

si

5 « ё i Й- Ä

о

О о

го

m

ф

s х

£

Ol <

CO

о

X

го о го X

m

О

Несомненным преимуществом данных уроков являлось то, что, выполняя задания, дети находились в постоянном движении и не принимали напряжённых статичных поз. Подобное наблюдается и на интегрированных уроках английского языка и естествознания «More than just a rainy day: The water cycle» для 4 класса, предложенных педагогами Келли Зис и Лей Фроувер.

Все задания на данных уроках выполнялись в командах, члены которых играли роль исследователей, изучающих водные объекты. Первоначально задача заключалась в том, чтобы найти источники воды на всей территории школы, запечатлеть их в виде рисунков или фотографий и описать. Таким образом, обучающиеся не сидели за партами, а постоянно двигались, перемещаясь от одного объекта к другому.

Второй этап исследования проходил в аудитории, где учитель познакомил детей с терминами по теме «Круговорот воды в природе». За каждой командой был закреплён термин, который требовалось объяснить, изучить и представить классу. Всю необходимую информацию дети искали на 4-х станциях, где были размещены компьютеры с выходом в Интернет, учебники, энциклопедии или художественная литература. На каждой станции нельзя задерживаться более чем на 10 минут. Помимо этого представить свою работу нужно творчески через песню, стихотворение либо в шуточной форме. Здесь дети вновь находились в движении, а также постоянно меняли вид деятельности [8].

Нельзя не отметить, что в классах, где преподают данные учителя, учатся и дети с низким уровнем знания английского языка (Limited English Proficiency students). Осознавая необходимость создания особых условий для таких обучающихся, при формировании команд педагоги учитывают не только эту особенность, но и готовность обучающихся-носителей языка работать с теми, для кого английский не является родным, а также отношения между детьми.

Несмотря на то что уроки Стефани Хатчер, Келли Зис и Лей Фроувер от-

личаются активным поддержанием двигательного режима школьников, дисциплина в классе и качество выполнения заданий оставались на должном высоком уровне. Помимо этого, педагоги утверждают, что подобные формы организации занятий развивают коммуникативные навыки детей. Взаимодействуя друг с другом, обучающиеся постепенно начинают в диалогическом общении использовать и элементы монологической речи, что уже является качественно новым уровнем в овладении языком.

Подобные приёмы осуществления принципов здоровьесбережения в обучении наблюдаются и в педагогической деятельности немецких учителей. Так, урок английского языка под названием «Our perfect holiday in Scotland», разработанный учителем Катариной Бём для 3 класса, отличается последовательным внедрением здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Урок направлен на введение новой грамматической конструкции «We'd like to...» и включает в себя лингвострановедческий компонент.

В течение занятия обучающиеся исполняют шотландские танцы под народную музыку, а также, работая в парах и рассказывая о местах, которые хотели бы посетить в Шотландии, знакомятся с географией страны и её достопримечательностями. Работа в парах подразумевала не только диалог, но и включение элементов монолога. Для выполнения этих заданий дети использовали новые опорные речевые образцы, с которыми познакомила их на занятии Катарина Бём. Как и на уроках Стефани Хатчер, здесь используется звуковая наглядность, обучение в сотрудничестве и непрерывно оптимизируется двигательная активность школьников [9].

В то время как Катарина Бём делает упор на физкультурные минуты, проводимые при помощи танцевальных движений, учитель Корина Хаазе отдаёт предпочтение песням и рифмовкам. Урок иностранного языка «What's in your Christmas stocking?» в 3 классе начальной школы Grundschule «Stadtfeld» призван ввести новую лексику по теме «Рожде-

ство». В качестве разминки-приветствия в начале занятия преподаватель использует следующую рифмовку:

Teacher: Good morning everybody! Students: Good morning everyone! Teacher: Now let's switch to English! Students: And have some fun! Затем дети вместе с учителем поют рождественскую песню, которая сопровождается ниже представленными движениями:

I hear them, I hear them, (приложить руки к ушам, прислушиваясь)

I hear them on the roof (изобразить ладонями крышу дома)

The reindeers are coming, (изобразить руками оленьи рога над головой)

I hear each prancing hoof (поскрести ногами о пол)

With a jingle, jingle bell (учитель звенит в звонок)

And a clap, clap, clap (хлопать в ладоши)

And a clatter, clatter, clatter (поскрести ногами о пол)

At the chimney top! (изобразить руками трубу)

I hear them, I hear them, (приложить руки к ушам, прислушиваясь)

I hear them on the roof (изобразить ладонями крышу дома)

В завершение занятия учитель также использует рифмовку, каждая строчка которой сопряжена с каким-либо физическим действием.

Clap your hands (хлопать в ладоши) and turn around (повернуться)

Bend your knees (опуститься на колени) and touch the ground (дотронуться до пола) One step back (сделать шаг назад) and jump up high (прыгнуть)

Wave your hands (помахать рукой) and say 'goodbye'.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, для введения новой лексики педагог использует карточки с изображением предметов, что также обеспечивает зрительную наглядность и более эффективное усвоение материала [10]. Тщательное изучение педагогического опыта немецких учителей позволяет заключить, что способы реализации здоро-вьесберегающего обучения Корины Хаа-зе более схожи с приёмами российских

учителей, поскольку применяемые здо-ровьесберегающие технологии в большей мере направлены на развитие монологической речи на английском языке. В то же время уроки иностранного языка Катарины Бём имеют много общего с уроками американских педагогов, которые делают упор именно на диалогическую речь.

Таким образом, сравнительно-сопоставительный анализ российского, американского и немецкого опыта формирования здоровьесберегающей среды на уроках английского языка в младшей школе показал, что в отечественной системе обучения недостаточно представлена полная интеграция здоровьесберегаю-щих технологий с ведущими педагогическими методиками. Введение физкультурных минут, гимнастики идёт в отрыве от закономерного хода занятия, вследствие чего порой подобные упражнения кажутся инородными в учебном процессе. Тем не менее невозможно отрицать их положительное воздействие на самочувствие и успеваемость обучающихся, доказанное педагогами О.В. Зотеевой и Е.А. Коротченко, что подтверждает нецелесообразность полного отказа от элементов здоровьесберегающего обучения на уроках английского языка и указывает на необходимость совершенствования способов их включения в образовательный процесс.

Опыт зарубежных учителей демонстрирует наиболее гармоничное сочетание различных педагогических технологий, которое позволяет достичь положительных результатов. Характерные компоненты серии уроков, проведённых в США и Германии, наблюдаются и в опыте отечественных педагогов. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых и в России, и в США, и в Германии, основываясь на классификации Н.Д. Гальсковой и З.Н. Никитенко и учитывая специфику предмета «английский язык», можно выделить:

• положительная эмоциональная атмосфера, исключающая страх и создающая ситуацию успеха;

• смена видов деятельности, предполагающая разнообразие занятий;

ф 15 2

го ф

^ ф

ю о ф

са

о ^

о ч

со

т

Го -т

m £

О О

о

X

X

Ф го

X

S s

го ^

" I

X -О

й ей £

ы

5 « ё i Й- 3

п

О о

• подача материала наиболее доступным рациональным способом;

• чередование горизонтальных и вертикальных плоскостей;

• игровая деятельность, активизирующая деятельность ребенка;

• физкультурные минуты, снимающие напряжение общей моторики;

• музыкальное сопровождение;

• обучение в сотрудничестве [4]. Результаты исследования позволяют

заключить, что отечественный и зарубежный подходы к реализации здоро-

вьесберегающего обучения на уроках английского языка имеют схожие черты и работают в одинаковом направлении. Однако в российской образовательной системе до настоящего момента не достигнуто полное слияние компонентов здоровьесбережения с общим ходом учебного процесса, что подтверждает необходимость совершенствования технологии валеологического сопровождения школьного обучения с учётом менталитета и специфических условий жизни страны и региона.

Библиографический список

1. Вайнер, Э.Н. Валеология [Текст]: учеб. пособие / Э.Н. Вайнер. - М.: ФЛИНТА, 2001. - 416 с.

2. Ганиева, А.Р. Здоровьесберегающие технологии при обучении говорению на уроках английского языка младших школьников в средней общеобразовательной школе [Текст] / А.Р. Ганиева, О.В. Хасанова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. науч. тр. - Н.: Изд-во ЦРНС, 2016. - С. 116-122.

3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст]: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

4. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа [Текст]: методич. пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. - 240 с.

5. Зотеева, О.В. Пальчиковая гимнастика для учащихся младших классов на уроках английского языка [Текст] / О.В. Зотеева // Английский язык в школе. - 2014. - № 4 (48). - С. 60-65.

6. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст]: методич. пособие / Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.

7. Piggies by Stephanie Hatcher [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.learnnc.org/ lp/pages/3733?ref=search. - [Дата обращения: 17.01.2016].

8. More thanjust a rainy day: The water cycle by Kelly This and Leigh Thrower [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.learnnc.org/lp/pages/2869?ref=search - [Дата обращения: 23.01.2016].

9. Scotland_We'd like to_Lehrprobe [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.4teachers. de/?action=search&searchstring=scotland+we%27d+like+to+lehrprobe&searchtype=0 - [Дата обращения 25.01.2016].

10. What's in your christmas stocking [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. 4teachers.de/?action=search&searchstring=what%27s+in+your+christmas+stocking&searchtype=0. - [Дата обращения 25.01.2016].

References

1. Vayner E.N. Valeology. M.: Flinta, 2001. P. 416. [in Russian].

2. Ganieva A.R., Khasanova O.V. Health saving technologies in communication skills development at the English lessons in primary school. Psikhologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija: sb. nauch. trudov. N.: Izd-vo ZRNS. 2016. P. 116-122. [in Russian].

3. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of Second Language Teaching: Linguodidactics and Methodology. M.: Akademia, 2005. P. 336. [in Russian].

4. Galskova N.D., Nikitenko Z.N. Theory and Practice of Second Language Teaching. Primary School. M.: AIRISS-PRESS, 2004. P. 240. [in Russian].

5. Zoteyeva O.V. Finger Gymnastics at the English Lessons in Primary School. Angliiskiy yazyk v shkole, 2014. № 4 (48). P. 60-65. [in Russian].

6. Smirnov N.K. Health saving educational technologies in modern school. M.: APK i PRO, 2002. P. 121. [in Russian].

7. Piggies by Stephanie Hatcher. Available at: http://www.learnnc.org/lp/pages/3733?ref=search.

8. More than just a rainy day: The water cycle by Kelly This and Leigh Thrower. Available at: http://www. learnnc.org/lp/pages/2869?ref=search.

9. Scotland_We'd like to_Lehrprobe. Available at: http://www.4teachers.de/?action=search&searchstring= scotland+we%27d+like+to+lehrprobe&searchtype=0.

10. What's in your christmas stocking. Available at: http://www.4teachers.de/?action=search&searchstri ng=what%27s+in+your+christmas+stocking&searchtype=0.

Сведения об авторах: хасанова Оксана Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра германской филологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Ганиева Алсу Рамилевна,

студентка 3-го курса, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the authors: Khasanova Oksana Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Department of German Philology, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

E-mail: [email protected]

Ganieva Alsu Ramilevna,

3d year student,

Leo Tolstoy Institute

of Philology and Intercultural

Communication,

Kazan Federal University,

Kazan, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 4И(07) ББК 81.2-9

Ж.А. Храмушина, М.А. Чистякова ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОй

компетенции будущих инженеров

В данной статье рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования лингвострановедческой компетенции учащихся технических вузов на уроках иностранного (английского) языка. В статье представлены основные реалии, коннотативная и фоновая лексика, топонимы, антропонимы и фразеологизмы, подлежащие усвоению учащимися на начальном и продвинутом этапах обучения профессионально ориентированному английскому языку.

Ключевые слова: лингвострановедческая компетенция, реалии, фоновые слова, коннотатив-ная лексика, топонимы, антропонимы, фразеологизмы.

Z.A. Khramushina, M.A. Chistyakova

FORMATION OF LINGUISTIC AND REGIONAL GEOGRAPHIC COMPETENCE OF FUTURE EIGINEES

The theoretical and practical issues of forming linguistic and country science competence of students of technical universities while studying the English language are considered. The main

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.