Научная статья на тему 'Роль и место разрядки на занятиях по иностранному языку в вузе'

Роль и место разрядки на занятиях по иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUTO-TRAINING / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / GAME / TEACHING / SONG / RELOADING / ADDING CHEER TO ATMOSPHERE / RELAXATION / JOKE / HUMOUR / АУТОТРЕНИНГ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРА / ОБУЧЕНИЕ / ПЕСНЯ / ПЕРЕЗАГРУЗКА / РАЗРЯДКА / РЕЛАКСАЦИЯ / ШУТКА / ЮМОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Людмила Владимировна

В статье затронута одна из важнейших проблем в современной педагогике роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В частности, речь идет о необходимости использования разрядки на занятиях по иностранному языку в вузе как эффективному способу снятия напряжения и обеспечения прилива энергии у обучающихся, запуску механизма «перезагрузки» с целью восстановления и настройки всех систем организма для эффективной работы. Описаны доступные способы, формы работы и приемы разрядки и релаксации при обучении иностранному языку в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and place of relaxation in teaching students foreign languages

The article touches upon one of the most important problems in the process of teaching and lear ning the role of relaxation. It is a technique that helps a student to attain a state of increased calmness, to avoid stress and thus to learn more effectively. Some methods, forms, principles and activities of relaxation (game, joke, song, auto-training, humour) have been described.

Текст научной работы на тему «Роль и место разрядки на занятиях по иностранному языку в вузе»

Разработанная нами методика развития умений аудирования на основе аудиовизуальных материалов прошла проверку и успешно используется на занятиях по английскому языку на химическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Библиографический список

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2007. - 336 с.

2. Даминова С.О. Лингводидактический потенциал аудиовизуализации в процессе использования научно-популярных иноязычных фильмов при подготовке по иностранному языку студентов-нефилологов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 9 (39). -Ч. I. - С. 44-51.

3. Елухина Н.В. Обучение аудированию в школе с преподаванием ряда предметов на французском языке: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1970. - 349 с.

4. Кулиш Л.Ю. Виды аудирования // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Русский язык, 1991. - С. 224-226.

5. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка - Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-пресс, 2010. - 640 с.

6. Перфилова Г.В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - 32 с.

7. Перфилова Г.В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки магистрантов (неязыковые вузы). - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - 50 с.

8. УзнадзеД.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. - 414 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (степень) «Магистр»). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 547 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/31/20110318161219.pdf.

10. Stempleski S., Tomalin B. Film. - Oxford: Oxford University Press, 2010. - 161 p.

УДК 378:811

Смирнова Людмила Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

РОЛЬ И МЕСТО РАЗРЯДКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

В статье затронута одна из важнейших проблем в современной педагогике - роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В частности, речь идет о необходимости использования разрядки на занятиях по иностранному языку в вузе как эффективному способу снятия напряжения и обеспечения прилива энергии у обучающихся, запуску механизма «перезагрузки» с целью восстановления и настройки всех систем организма для эффективной работы. Описаны доступные способы, формы работы и приемы разрядки и релаксации при обучении иностранному языку в вузе.

Ключевые слова: аутотренинг, здоровьесберегающие технологии, игра, обучение, песня, перезагрузка, разрядка, релаксация, шутка, юмор.

Современный уровень обучения иностранному языку характеризуется большой интенсивностью и требует от обучающихся огромной концентрации внимания, напряжения сил, выносливости.

По данным психологов, педагогов и медиков иностранный язык является одним из самых трудных предметов, что приводит к утомлению, переутомлению и снижению активного внимания на занятии. Согласно рекомендациям психологов и медиков необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям, профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка.

«Здоровьесберегающая технология в образовании - это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической

профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний в рамках традиционной системы образования» [4, с. 180]. Помочь в организации здоро-вьесберегающего обучения, избежать переутомления и перегрузок может умелое и своевременное использование на занятии разрядки, выражающейся в разнообразии и вариативности ее реализации. Разрядка снимает чрезмерное умственное напряжение обучающихся, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает атмосферу сотрудничества и взаимоуважения, заинтересованности и увлеченности, а также вызывает чувство радости.

Известный физиолог И.П. Павлов доказал, что источником эффективной и продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие

182

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Смирнова Л.В., 2015

материала. В связи с этим разрядка в обучении иностранному языку в определенной степени поможет создать стройную цепочку положительных эмоций.

Но разрядка - не синоним развлекательности, а достаточно эффективный прием обучения, создающий положительный эмоциональный настрой и активизирующий деятельность способ снятия усталости и напряжения, стимулирования интереса к предмету, в данном случае - к иностранному языку. Разрядка также способствует лучшему пониманию иностранной речи, выработке правильного произношения, успешному усвоению лексических и грамматических норм иностранного языка (хотя это не является основной задачей разрядки). Разрядка создает, кроме того, приятную, доброжелательную и естественную обстановку на занятии. Задача творчески работающего педагога состоит в поиске и использовании на занятии наиболее эффективных специфических форм, методов и приемов разрядки, которые могут способствовать восстановлению энергии и создать определенный эмоциональный настрой.

Укажем на некоторые формы, виды и приемы разрядки, в частности, на занятии по иностранному языку в вузе.

Шутка на иностранном языке. Юмор является экспресс-методом психологической разрядки на занятии. Опытный педагог, видя, что студенты устали, в живой доступной форме читает короткие занимательные истории и тексты юмористического характера, рассказывает оригинальные шутки и остроумные эпизоды. В этом случае смех студентов является необычным раздражителем, вызывающим их непроизвольную реакцию и служит прекрасным способом разрядки. Преподаватель может подобрать юмористические картинки или фотографии по определенной лексико-грамматической теме, причем комментарии к ним помогут прочному усвоению изучаемого материала. Студентам можно предложить инсценировать шутки на иностранном (в нашем случае английском) языке.

При этом языковой материал должен быть доступным, а шутки забавными, привлекающими непроизвольное внимание студентов своей новизной и непривычностью. Вовремя рассказанная шутка или юмористический эпизод, веселые четверостишия, скороговорки типа «She sells sea shells on the seashore», «Peter Piper picked a peck of pickled peppers» находят у студентов самый живой отклик, способствуют поддержанию высокого эмоционального тонуса.

Смена видов деятельности (чередование чтения, аудирования, говорения, письма, самостоятельной работы с учебником с выполнением интересных творческих заданий) также способствует снятию умственного напряжения и утомления. Чередуя виды работ, преподаватель должен увлечь обучающихся и строить занятие в соответствии

с мониторингом динамики внимания студентов к происходящему. Следует отметить, что переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования предполагает уделять больше внимания именно здоровьесберегающим технологиям, направленным на смену видов деятельности, на чередование видов активности (интеллектуальной -эмоциональной - двигательной). Данный подход имеет приоритетное значение.

Игра. Занимательные задания. Занимательные задания являются эффективной формой разрядки. Они предполагают к тому же осознание и объяснение сути некоторых языковых явлений, что способствует развитию мышления студентов, совершенствованию всех мыслительных процессов (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Занимательные задания включают элементы дискуссии, дидактические игры, игры-загадки, игры-задачи, обучающие игры типа «Найди третье лишнее», «Чтение до первой ошибки», «Чтение с различной силой голоса (шепотом, громко)». Определенный интерес у студентов вызывает игра на отгадывание задуманного слова (в первую очередь при работе над лексическим материалом), игра - перевоплощение, игра «Кто больше знает слов?», небольшой конкурс-состязание, загадки типа «What can run but never walks?», «What is in the middle of London?», ролевые игры типа «Разговор по телефону». Можно предложить обучающимся найти «ошибку» в рассказе преподавателя, уловить несоответствие отдельных предложений рассказа, отгадать, о ком идет речь в повествовании, кто является автором и т.д. Орфографические игры рассчитаны на тренировку памяти студентов и на освоение закономерностей и правил в написании английских слов. При организации игр на занятии по английскому языку необходимо четко поставить цель обучения, выявить их учебно-познавательную направленность.

Цель проведения игры: создание условий для психоэмоциональной разгрузки и развитие фонетических и лексических навыков через игру. Задачи: создание комфортных условий на занятии, повышение мотивации к изучению английского языка, развитие диалогических и коммуникативных навыков студентов.

Прогнозируемые результаты: улучшение результатов обучения иностранному языку, повышение активности на занятии, полное снятие эмоциональной нагрузки и напряжения. В процессе работы с использованием игровых технологий студенты становятся полноправными коллегами преподавателя, с успехом проявляется их активная вовлеченность в педагогический процесс. Студенты в данной ситуации общения не только могут, но и должны вносить большой вклад в то, что происходит на занятии. Такое сотрудничество всегда является залогом успеха.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jií- № 4

1B3

Песня. Известно, что музыка является сильным психологическим побудителем, проникающим в глубину сознания. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением. На песенной основе кроме снятия напряжения легче усваивается лексический и грамматический материал, сложные языковые конструкции. Песня, в том числе и на английском языке, снижает утомляемость, восстанавливает работоспособность, способствует поднятию настроения. Разновидностью музыкальной разрядки может стать:

- исполнение студентами только припева песни;

- прослушивание песни или отрывка с последующим пропеванием;

- разучивание песни.

Особый интерес при этом вызывают песни веселые, задорные, шуточные и те, которые им хорошо известны. Это могут быть произведения музыкальных групп «The Beatles», «ABBA», «Pink Floyd», ставшие современной классикой, или песни, которые на слуху в данный момент времени и популярны у молодежи (группы «Linkin Park», «Black Eyed Peas», «The Wanted», «Midnight Red»). Иногда по просьбе студентов разбираются и разучиваются песни, которые нравятся им. Поскольку интерес у обучающихся к песням большой, происходит непроизвольное запоминание английских слов и целых языковых конструкций. Узнав слова, студенты напевают их под знакомую мелодию и после занятия. Все виды работы с песней помогают стимулировать интерес учащихся к предмету и поддерживать этот интерес. Приемы работы с песней очень легко сочетаются с другими видами работы, делают занятие интересным и эмоциональным.

Спокойную обстановку во время написания письменной работы, грамматической или лексической контрольной работы, теста может создать фоновая музыка (медитативная, классическая или музыка со звуками природы), выбранная преподавателем. К выбору музыкального материала необходимо предъявлять определенные требования:

- «соответствие физиологическим особенностям голосового аппарата учащихся;

- наличие яркой и запоминающейся мелодии;

- соответствие объема произведения этапу обучения;

- наличие четкого и ясного воспроизведения ритма» [8, с. 120].

Разрядке может способствовать и музыкальная физкультурная пауза типа «Clap your hands».

В Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова накоплен некоторый опыт работы с использованием музыкального материала на занятии по английскому языку со студентами, обучающимися по специальности «Музыка». В данном случае песня на занятии у студентов - будущих учителей музыки несет огромный эмоцио-

нальный заряд, поднимает настроение, активизирует функции голосового и дыхательного аппарата, развивает музыкальный слух и память, мотивирует их к изучению английского языка, и, в целом, служит мощной психологической и эмоциональной разрядкой. Опыт работы со студентами КГУ показал, что такая работа в значительной степени активизируется, если соблюдаются следующие условия:

- процесс обучения обеспечен необходимыми информационными средствами и заранее разработанными заданиями (песни, отрывки из музыкальных произведений, музыка для релаксации) для активного усвоения материала;

- занятия наполнены содержательным музыкальным материалом;

- студенты заинтересованы в процессе освоения музыкального материала;

- преподаватели сами компетентны в вопросах, связанных с музыкой и пением.

Современный урок английского языка требует большой концентрации внимания студентов, на которое им трудно сосредоточиться особенно в конце учебного дня, недели или семестра. Чтобы помочь в этом можно также использовать элементы аутогенной тренировки. Система аутотренинга и саморегуляции функций организма позволяет студенту управлять высшими психическими функциями, улучшить внимание на изучаемом предмете, расслабиться после напряженного вида работы. Центральная задача аутотренинга - регуляция собственных эмоций.

Ожидание необычного, особая заинтересованность также служат разрядке, так как затрагивают эмоциональную сферу студентов. Так, обучающихся может заинтересовать чтение оригинальных писем, открыток, присланных из стран изучаемого языка, рассказ об интересном месте на планете (с показом фото, открыток, слайдов), повествование о людях с неординарной судьбой, о необычных традициях и обычаях разных стран.

Эффективным способом разрядки может стать применение компьютерных технологий в обучении английскому языку (ИКТ), в частности, использование ресурсов Интернет, содержащих богатый языковой аутентичный материал (тексты, диалоги, песни, мультфильмы на английском языке). К сожалению, возможности Интернет в государственных вузах не позволяют использовать его ресурсы непосредственно на занятии в реальном времени, по этой же причине невозможно общение в режиме on-line.

Описанные виды разрядки на занятии по иностранному языку не являются исчерпывающими. Задача креативного преподавателя состоит в поиске новых, наиболее эффективных форм разрядки с учетом специфики специальности обучающихся. А умелое использование приемов разрядки при обучении иностранному языку в вузе приводит к до-

184

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

стижению высокой эффективности занятия, повышению качества обучения студентов, укреплению и сохранению их здоровья. При этом, что немаловажно, возрастает удовлетворенность обучающихся от полученных знаний.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.Г. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2010. - 192 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М.: Логос, 2000. - 384 с.

4. Маджуга А.Г., Салимова Р.М.и др. Таксономия технологий здоровьесберегающей педагогики // Здоровье и образование в XXI веке. - 2014. -№ 4. - С. 178-182.

5. Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. -1996. - № 4. - С. 14-20.

6. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2006. - 368 с.

7. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2001. -№ 2. - С. 14-19.

8. Романовская O.E. Обучение методике работы с музыкально-поэтическим фольклором как средство повышения методической компетенции будущего учителя иностранного языка: На материале британского песенного фольклора: Дис. ... канд. пед. наук. - M., 2005. - 221 с.

9. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов на/Д: Феникс, 2007. -285 с.

1G. Соловова E.H. Mетодика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. - M.: Просвещение, 2002. - 239 с.

11. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - M.: Просвещение, 2006. - 298 с.

12. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? - M.: Просвещение, 2014. - 175 с.

13. Gregory J.Manin, Alicia Artusi, Barbara Mackay Engage: Starter. - Oxford: University Press, 2006. - P. 32.

14.Teresa Cremin. Teaching English creatively. -London: Roulette, 2009. - P. 45.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jií- № 4

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.