Научная статья на тему 'Инновационные техники преподавания иностранного языка в неязыковом вузе'

Инновационные техники преподавания иностранного языка в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
654
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ / ПРИЧЕМ ОБУЧЕНИЯ / ОТРАБОТКА РИТМА / ИНТОНАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК / SONG MATERIAL / WAY OF TRAINING / DEVELOPMENT OF RHYTHM / INTONATION OF FOREIGN LANGUAGE SPEECH / PRONUNCIATION IMPROVEMENT / PSYCHOLOGICAL DISCHARGE / LEXICO-GRAMMATICAL SKILL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федорова Татьяна Валериановна

Статья посвящена использованию песенного материала как особенной техники и методики преподавания лексико-грамматических компетенций. Применение песенного материала способствует постижению иностранного языка в контексте культуры, эмоциональная окраска содействует усвоению учебного материала, методика работы с песенным материалом дает возможность отрабатывать интонации иноязычной речи и совершенствовать произношение, облегчает понимание нового грамматического правила. Использование песен на занятиях иностранного языка является средством формирования лексико-грамматических навыков у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation techniques of teaching foreign languages in non-linguistic university

The article is devoted to use of song material as special techniques and methods of teaching lexical and grammatical competences. The use of song material contributes to the comprehension of a foreign language in the context of culture, the emotional tone promotes learning, methods of work with song material gives the opportunity to practice intonation of the foreign language speech and to improve pronunciation, facilitates the understanding of the new grammatical rules. The use of songs in the foreign language classroom contributes to a lexical and grammatical skills of students.

Текст научной работы на тему «Инновационные техники преподавания иностранного языка в неязыковом вузе»

Федорова Татьяна Валериановна

старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков Краснодарского университета МВД России (тел.: +79094641777)

Инновационные техники преподавания иностранного языка в неязыковом вузе

Статья посвящена использованию песенного материала как особенной техники и методики преподавания лексико-грамматических компетенций. Применение песенного материала способствует постижению иностранного языка в контексте культуры, эмоциональная окраска содействует усвоению учебного материала, методика работы с песенным материалом дает возможность отрабатывать интонации иноязычной речи и совершенствовать произношение, облегчает понимание нового грамматического правила. Использование песен на занятиях иностранного языка является средством формирования лексико-грамматических навыков у обучающихся.

Ключевые слова: песенный материал, причем обучения, отработка ритма, интонация иноязычной речи, совершенствование произношения, психологическая разрядка, лексико-грамматический навык.

T.V. Fedorova, Senior Teacher of a Chair of Russian and Foreign Languages of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79094641777.

Innovation techniques of teaching foreign languages in non-linguistic university

The article is devoted to use of song material as special techniques and methods of teaching lexical and grammatical competences. The use of song material contributes to the comprehension of a foreign language in the context of culture, the emotional tone promotes learning, methods of work with song material gives the opportunity to practice intonation of the foreign language speech and to improve pronunciation, facilitates the understanding of the new grammatical rules. The use of songs in the foreign language classroom contributes to a lexical and grammatical skills of students.

Key words: song material, way of training, development of rhythm, intonation of foreign language speech, pronunciation improvement, psychological discharge, lexico-grammatical skill.

В условиях современного образования, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку, привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и преподавателей. Один из таких приемов обучения - использование музыки и песен на занятиях иностранного языка. Важность этой работы трудно переоценить.

Во-первых, песни - это тот материал, который обучающиеся очень любят, который им интересен, следовательно, работа с ним положительно эмоционально окрашена для курсанта, что в значительной степени содействует усвоению учебного материала.

Во-вторых, песенный материал способствует постижению языка в контексте культуры.

В-третьих, песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения.

В-четвертых, при работе с песнями мы решаем проблему многократного повторения высказываний по одной модели или восприятия одного и того же слова. Причем это повторение происходит на уровне подсознания, при этом учащиеся испытывают эмоциональное удовлетворение, ведь повторение воспринимается не как обычное заучивание текста, а как песня, которую обучающимся хочется и хочется петь.

Как показывает опыт, многие преподаватели иностранного языка используют песни на своих занятиях, не задавая себе простого вопроса «зачем?». В этом случае работа сводится к «прослушиванию» и «заучиванию» текста и мелодии песни, поэтому курсанты часто даже не понимают смысла заученной ими песни. Чаще всего это традиционные песни, направленные на психологическую разрядку во время занятия. Это тоже очень хорошо, но ведь песни могут существовать не только для этого. С их помощью можно облегчить понимание нового грамматического правила, помочь усвоить сложную для учащихся конструкцию предложения и т.д.

162

Таким образом, можно заключить, что на практике вопросу использования песен на занятиях иностранного языка как средства формирования лексико-грамматических навыков уделяется недостаточное внимание. А ведь потребность в этом велика! С одной стороны, музыка формирует эстетическое отношение к действительности, несет в себе духовное начало, огромный энергетический заряд, эмоциональную насыщенность, что позволяет создать одухотворенную обстановку в аудитории. С другой стороны, речь и музыка имеют одинаковые параметры: интонацию, ударение, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп. Данное сходство объясняется тем, что в основе речи и музыки лежит одно и то же физическое явление - звук.

Еще один немаловажный фактор указывает на необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет собой такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что, в свою очередь, способствует хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.

Разбор письменного материала на иностранном языке позволяет сделать процесс обучения не только увлекательным, но и продуктивным. Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в ритмически рифмованную мелодическую форму, способствуют более быстрому и легкому ее усвоению, развивают четкость и беглость произношения. Напевая песни, курсант непроизвольно усваивает значительное количество лексических единиц и лучше справляется с грамматическими трудностями, с легкостью и радостью осваивая самые разнообразные речевые модели немецкого языка. Кроме того, процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес к предмету.

Музыка, а именно песня на иностранном языке, имеет большие возможности для реализации учебно-воспитательных задач на занятиях по немецкому языку. Важная роль заключается именно в методически правильном отборе песенного материала и методике его использования. Работа с текстами на занятиях немецким языком способствует:

совершенствованию навыков произношения;

достижению точности в артикуляции, ритмике и интонации немецкой речи;

углублению знаний по немецкому языку в целом;

обогащению словарного запаса;

развитию навыков и умений чтения и аудирования;

стимуляции монологического и диалогического высказывания;

развитию как подготовленной, так и спонтанной речи.

Более того, песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки не только способствует запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения. Благодаря песне создается возможность разнообразить деятельность преподавателя на уроках немецкого языка посредством использования форм работы в различных режимах: «преподаватель - курсант», «преподаватель - класс», «курсант - курсант», «курсант - класс» и т.д. Однако для того, чтобы песня стала частью процесса обучения, необходимо использовать нетрадиционные, ранее не имевшие места способы обучения.

Для реализации практических целей обучения автор, следуя методам работы с текстом, придает ярко выраженную коммуникативную направленность, разработав систему этапов и способов работы на основе песенного текста, при прослушивании акцентировать внимание на использовании графической опоры - текста песни, подготовить ряд вопросов и описаний ситуаций, связанных с содержанием песни.

Этапы работы над песнями на занятиях немецкого языка:

1. Объяснение грамматического материала, на котором строится песня.

2. Демонстрация песни преподавателем. Видеоклип, текст песни.

3. Разбор песни по логическим и музыкальным фразам.

4. Разбор по грамматическим темам, имеющимся в тексте песни.

5. Упражнения, направленные на запоминание грамматических явлений в тексте песни.

6. Перевод текста песни, разбор сложных грамматических нюансов.

7. Закрепление приобретенных навыков в упражнениях.

8. Творческое задание.

Объяснение грамматической темы, которой посвящена данная песня, не должно занимать много времени. Надо найти простые, понятные слова, короткие примеры. Стараться пользо-

163

ваться уже выученной лексикой. Если в песне есть новые лексические единицы, фразы или разговорные клише, нужно объяснить их отдельно от текста песни. Обязательно записать в тетради перевод и транскрипцию новых слов, чтобы снять трудности понимания содержания текста в дальнейшем. На этом этапе происходит первичная отработка нового материала.

Песня обязательно должна быть у учащихся перед глазами. Лучше написать ее текст на большом плакате (или вывести на экран с помощью компьютера). Хорошо отметить в тексте грамматические особенности данной темы цветным шрифтом. Например, окончание -en во множественном числе существительных, определенный артикль, порядковые числительные, окончания в прошедшем времени правильных глаголов и т.д. Здесь могут быть предложены различные задания (в зависимости от того, какую конкретно грамматическую тему вы проходите на занятии).

Например:

1. Найдите все неправильные глаголы в Präsens Imperfekt.

2. Найдите все глаголы третьего лица в Präsens.

3. Найдите существительные или местоимения в именительном, дательном падеже и т.д.

Выполнить эти задания гораздо проще с помощью правильно написанного текста.

Разобрать строение песни (сколько куплетов, припевов, что повторяется, сколько раз и как). После этого работа ведется конкретно над каждой фразой. Сначала надо найти в тексте песни полностью повторяющиеся строчки, потом обратить внимание на то, какие строчки изменяются, объяснить - почему, а лучше

попросить курсантов ответить на этот вопрос, т.е. заставить задуматься над грамматическим правилом, которое преподаватель объяснил в начале занятия.

Песню надо прочесть несколько раз вместе с преподавателем, повторяя неоднократно каждую фразу, останавливаясь в тех местах, где учащиеся испытывают сложности. Следить за произношением фонетически трудных слов, написать еще раз их транскрипцию на доске. Темп песни при такой работе должен быть медленным, чтобы учащиеся могли запомнить грамматические, лексические, фонетические, а также мелодические и ритмические особенности каждой музыкальной фразы или строчки.

Заключительный этап работы с текстом песни - своего рода творческое задание, связанное с проектной деятельностью. Проект - это итог работы над песней. Он заставляет вспомнить, активизировать, а главное - проговаривать выученную лексику на подсознательном уровне.

Таким образом, работа над грамматическим и лексическим материалом, заключенным в песне, на самом деле является одной из разновидностей ситуативно-вариативных упражнений и способствует выполнению важных методических задач:

обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;

тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности вообще;

создание психологической готовности к речевому общению и снятию состояния тревожности, связанного с ситуацией общения на иностранном языке в группе.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.