УДК 373
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГОВЫХ ФОРМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Н.Л. Соколова, Д.И. Трубакова, М.Г. Сергеева
Аннотация. В статье рассматривается проблема разработки технологии развития социального интеллекта младших школьников, на уроках английского языка, с использованием групповых форм и элементов тренинговых форм проведения занятий. Представлен последовательный алгоритм реализации данной технологии, представляющий собой программу развития социального интеллекта, за счет внедрения в процесс преподавания иностранного языка тренинговых и диалоговых форм обучения, концентрации на групповых формах организации занятий. В статье представлены цель, задачи данной программы; принципы и этапы ее реализации; содержание программы; ее ключевые особенности и критерии эффективности. Подробно описываются элементы структуры программы, в частности основные группы упражнений и педагогических взаимодействий, в контексте преподавания иностранного языка.
Ключевые слова: социальный интеллект, технология развития социального интеллекта, диалоговые формы, тренинговые формы, английский язык, младший школьник.
TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS ON THE BASIS OF DIALOGUE FORMS AT ENGLISH LESSONS
N. Sokolova, D. Trubakovа, M. Sergeеevа
Abstract. In article the perspective of technology of development of social intelligence of younger school students, at English lessons, with use of group forms and elements of training forms of training is considered. The consecutive algorithm of realization of this technology representing the program of development of social intelligence which represents variable and flexible realization of technology of development of social intelligence, due to introduction in process of teaching a foreign language of training and dialogue forms of education, concentration on group forms of the organization of occupations is presented. In article the purpose, tasks of this program, the principles and stages of her realization, contents of the program, her key features and criteria of efficiency are described. Basic elements of structure of the program, in particular the main groups of exercises and pedagogical interactions, in the context of teaching a foreign language are in detail described.
Keywords: social intelligence, technology of development of social intelligence, dialogue forms, training forms, English, younger school student.
Проблема развития социального интеллекта младших школьников как фундамента для развития социальной сферы является одной из актуальных прикладных проблем на современном этапе. Несмотря на то, что непосредственно проблематика социального интеллекта и его структуры достаточно разработана в современной науке, вопросы его формирования на практике, в частности в контексте школьного обучения разработаны недостаточно [2, 5]. Это диктует необходимость акцентировать внимание на технологическом аспекте заявленной проблематики.
Мы предполагаем, что интегральным психолого-педагогическим условием развития социального интеллекта младшего школьника должна выступать включенность в деятельность, в социально-ориентированные ситуации. Этот тезис доказывается тем, что социальный
интеллект наиболее успешно развивается в рамках коммуникации, причем коммуникации нетипичной и новой для личности, но тем не менее понимаемой [2, 3, 4].
Это позволяет сделать предположение о том, что развитие социального интеллекта может быть эффективным в рамках иноязычного обучения при использовании педагогических технологий и форм, максимизирующих вариативность, интенсивность и обьем коммуникаций на занятиях. На наш взгляд, совокупность диалоговых и тренинговых форм как средств активного обучения и психологического воздействия,
осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия школьников, является основой для технологии эффективного развития социального интеллекта младших школьников в силу того, что данные формы
наибольшим образом способствуют созданию оптимальной для развития социального интеллекта коммуникационной среды. Вышеназванная технология послужила основанием для составления программы по формированию социального интеллекта младших школьников.
Цель заявленной программы тренинговых занятий: формирование социального интеллекта младших школьников. Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование способности правильно оценивать поведение, поступки других и отношение к себе других людей;
Таблица 1. - Структурные компоненты социа
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим;
- развитие навыков совместной деятельности;
- формирование умения согласовывать собственное поведение с поведением других.
Данные задачи соотносятся с основными структурными компонентами социального интеллекта, представленными в таблице 1.
интеллекта и их функционал
Структурный компонент социального интеллекта Функционал компонента
Эмоциональный компонент Регуляция эмоций
Личностный компонент Развитие чувства самоуважения, открытость новым идеям
Поведенческий компонент Регуляция поведения
Коммуникативный компонент Обеспечение успешного общения
Социально-перцептивный компонент Способность к пониманию и регулированию социальных явлений, пониманию людей
Исходя из функционала компонентов социального интеллекта и его структурных особенностей, можно сделать вывод о том, что оптимальным является алгоритм
последовательного формирования его компонентов, начиная с наиболее подверженных воздействию (эмоциональный и поведенческий компоненты), к наименее подверженным. Технология базируется на последовательном повышении эффективности функционала компонентов. Технология формирования социального интеллекта тем самым делится на три основных этапа:
1. Развитие эмоционального и поведенческого компонентов социального интеллекта, базовых навыков саморегуляции, рефлексии своего эмоционального состояния.
2. Развитие личностного и коммуникативного компонентов, навыков эффективной коммуникации, личностных качеств детей, обуславливающих эффективное формирование способности к социальным взаимодействиям.
3. Развитие социально-перцептивного компонента, представлений о социальных взаимодействиях, способностей к их пониманию и анализу, рефлексии своей коммуникативной позиции.
В основе программы лежат следующие принципы.
1. Модульно-интегральный принцип
формирования способностей. Личностное развитие, в особенности развитие социального интеллекта, невозможно без участия эмоциональных процессов. Развивая социальный интеллект, мы каждый раз обращаемся к эмоциональным проявлениям человека [3]. Данный принцип позволяет реализовать скрытые связи между различными параметрами, способствовать их дальнейшему
взаиморазвитию.
2. Принципы проблемного обучения. Проблемное обучение на текущий момент является единственной актуальной и проработанной формой развивающего обучения, которая при этом применима к любым формируемым параметрам, у любых групп испытуемых, вне зависимости от возраста, гендерных, индивидуальных и иных особенностей [5, 6]. Данная форма строится на том, что решение задач всегда подразумевает проблему, решение которой имеет развивающий для личности потенциал. Правильно выстроенное развитие, базируется на соответствии проблем целям развития и возможностям личности.
3. Принцип взаимовлияния родственных систем. В данном случае мы исходим из того, что влияние на одну из родственных систем окажет влияние и на другую. Данный принцип применим к нашему исследованию: развивая один параметр, связанный с социальным
интеллектом, мы осуществим и развитие других параметров, а также развитие социального интеллекта в целом [4].
Программа разработана на основе анализа авторских программ:
- программы Н.В. Никорчук «Играем все вместе»;
- комплекса тренингов Р.Р. Калининой «Страна понимания»;
- программы социального тренинга для дошкольников и младших школьников А. Ивашовой «Сотрудничество»;
- программы О.А. Куриловой «Я в мире людей».
Программа представляет собой комплекс диалоговых и тренинговых форм и сюжетно-ролевых игр, в контексте отдельных тем занятий по английскому языку. Для данного комплекса характерна игровая форма проведения занятий и постоянно повышающаяся сложность заданий.
Программа состоит из следующих элементов:
1. Базовые элементы программы способствуют развитию социального интеллекта, осознанию своих коммуникативных возможностей и самореализации. Базовые тренинги направлены на формирование общих коммуникативных способностей. В перечень базовых тренингов входят:
- тренинг преодоления конформности;
- тренинг раскрепощения личности;
- тренинг социальных ситуаций.
Каждый из представленных тренингов имеет
гибкую систему заданий, что позволяет без труда регулировать их сложность и временные рамки выполнения. Базовые тренинги используются на всем протяжении реализации программы, иногда лишь в виде отдельных заданий.
2. Специализированные элементы программы направлены на развитие компонентов социального интеллекта по отдельности или комплексно; они представляют собой систему ролевых игр и заданий, которые циклично чередуются.
В ходе занятий использовались сюжетно-ролевые игры, групповая дискуссия; многие задания носили экспрессивный характер и позволяли участникам переживать широкий спектр новых для них переживаний.
При выполнении заданий педагог систематически задавал участникам вопросы о возникающих у них эмоциях и просил связать свое эмоциональное состояние с различными образами, словами или абстрактными понятиями. После каждого упражнения
осуществлялась рефлексия по поводу происходящих событий и переживаемых ощущений.
После каждого упражнения дети высказывались по поводу переживаемых чувств; педагог постепенно приучал учеников выражать своё отношение к окружающему, используя термины чувств и эмоций.
Основными средствами реализации программы являются:
- диалоговые и тренинговые формы;
- психогимнастические упражнения;
- ролевая игра;
- модерация;
- групповая дискуссия.
Для наибольшей эффективности задания на начальном этапе были направлены на развитие отдельных компонентов социального интеллекта; затем осуществлялся переход к их комплексному формированию. Промежуточным этапом являлась реализация на практике универсальных заданий, увеличивающих прочность взаимосвязей между компонентами социального интеллекта.
Следует отметить, что на начальном этапе формирование эмоционального и
поведенческого компонентов социального интеллекта следует проводить равномерно, иначе гармоничное развитие данных компонентов в перспективе затруднительно, а учитывая последовательность формирования следующего этапа, можно достичь лишь завершив предыдущий. Также необходима постоянная рефлексия деятельности учеников [2].
Обратим внимание на основные проблемные места и сложности реализации программы, это, в первую очередь, обуславливает необходимость соотношения содержания занятий с возможностями младших школьников; что является условием эффективности
формирования их социального интеллекта.
Также крайне важно в ходе реализации занятий постоянно повышать сложность проблем, при этом сохраняя новизну содержания преподаваемого материала, в качестве фундамента для тематики занятий использовать актуальные для молодежи проблемы и темы, например, обсуждение и диалог относительно таких проблем, как современное кино, сериалы, видеоигры и т.п.
Основными ориентирами для педагогов, в контексте реализации программы являются следующие:
1. Необходимость четкого соблюдения заявленных принципов и алгоритма
формирования социального интеллекта. Нельзя переходить к следующему этапу формирования, не завершив предыдущий.
2. Необходимость соотнесения тренинговых и диалоговых форм с игровыми формами, постоянная смена тем. При этом важно понимать, что языковая сложность и сложность материала урока сопоставимы по значимости со сложностью тематики диалогов и дискуссий.
3. Необходимость перманентной
рефлексии занятий как самим педагогом, так и учащимися; последнее обязательно на иностранном языке в конце урока.
На наш взгляд, представленная программа, при учете представленных факторов, условий и средств социального интеллекта, а также реализации принципов формирования социального интеллекта, будет эффективно формировать социальный интеллект младших школьников.
1. Алексапольский А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии. - М.: Институт Психологии РАН, 2008. - 26 с.
2. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и развития: монография / Г.П. Геранюшкина. - Иркутск: Байкал. гос. ун-т экономики и права, 2003. - 250 с.
3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред А.М. Матюшкина. - М., 1965. - 612 с.
4. Масягина О.Ю. Развитие социального интеллекта дошкольников: методологический
подход; психологические механизмы; модель развития // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. -С.106-110. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://moluch. ru/conf/psy/archive/33/1697/
5. Панова Н.В. Развитие компонентов психологической структуры социального интеллекта младших подростков в условиях школьного и дополнительного образования: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Панова Наталья Вениаминовна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т]. - Нижний Новгород, 2011. - 214 с.
6. Чеснокова О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии, 2005. - № 6. - С.35-45.
Сведения об авторах:
Соколова Наталия Леонидовна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
Трубакова Диана Игоревна (г. Москва, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
N. Sokolova (Moscow, Russia), candidate of philology sciences, associate professor, Head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, е-mail: [email protected]
D. Trubakova (Moscow, Russia), senior lecturer of the Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, е-mail: [email protected]
M. Sergeeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, ), orcid.org/0000-0001-8365-6088, е-mail: [email protected]