Научная статья на тему 'Роль методов ТРИЗ-педагогики в процессе формирования социального интеллекта средствами иностранного языка в общеобразовательной школе'

Роль методов ТРИЗ-педагогики в процессе формирования социального интеллекта средствами иностранного языка в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА / SOCIAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / COMMUNICATION MEDIUM / SYSTEMATIC APPROACH / EDUCATIONAL ENVIRONMENTS / TRIZ-PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Трубакова Диана Игоревна, Болдовская Наталья Васильевна, Визаулина Виктория Вячеславовна

В данной статье рассматривается проблема значения ТРИЗ-педагогики в процессе формирования социального интеллекта средствами иностранного языка в общеобразовательной школе. Рассматриваются условия развития социального интеллекта учащихся и ключевые факторы, влияющие на формирование данного параметра; определяется наиболее оптимальный алгоритм развития социального интеллекта учащихся. Поднимается вопрос о роли и эффективности различных педагогических технологий в данном процессе; в ходе теоретического и эмпирического анализа констатируется высокая эффективность использования ТРИЗ-педагогики на уроках иностранного языка, с целью развития социального интеллекта, коммуникационных способностей и представлений учащихся. Результаты статистического анализа данных, полученных в ходе экспериментального исследования, позволяют сделать вывод о том, что развитие социального интеллекта учащихся наиболее эффективно в ходе специально смоделированной деятельности, направленной на социальное и личностное взаимодействие. Была установлена важная закономерность если развитие социального интеллекта не происходит последовательно и поступательно, степень сформированности данного параметра, его структура и динамика изменений будут неустойчивы. Новизна исследования заключается в созданном автором алгоритме формирования социального интеллекта средствами иностранного языка и языкового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Трубакова Диана Игоревна, Болдовская Наталья Васильевна, Визаулина Виктория Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TRIZ-PEDAGOGY IN THE PROCESS OF SOCIAL INTELLIGENCE FORMING IN GENERAL EDUCATION BY USING FOREIGN LANGUAGES MEANS

The problem of importance of TRIZ-pedagogy in the process of social intelligence forming by using Foreign languages means are discussed in this article. Also the conditions of pupils’ social intelligence and key factors having an impact on this parameter’s forming are considered, and the most useful algorithm of social intelligence development of pupils is stated. The question about role and effectivity of different pedagogical technologies in this process is stated, during theoretical and empirical analysis they constitute highly effectivity of TRIZ-pedagogy usage during Foreign language lessons with the aim of social intelligence development of pupils, their communicative skills. The results of statistical analysis given during experiment let make a conclusion that social intelligence development of pupils is the most effective in the frame of special formed activity faced to social and personal interaction. An important pattern was determined if the development of social intelligence doesn’t happen steadily and gradually, the degree of skill levels of this parameter, its structure and dynamics of changings will be unstable. The innovative nature of research is in the author’s developed algorithm of social intelligence forming by means of Foreign languages and language instruction.

Текст научной работы на тему «Роль методов ТРИЗ-педагогики в процессе формирования социального интеллекта средствами иностранного языка в общеобразовательной школе»

УДК 373

РОЛЬ МЕТОДОВ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

М.Г. Сергеева, Д.И. Трубакова, Н.В. Болдовская, В.В. Визаулина

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема значения ТРИЗ-педагогики в процессе формирования социального интеллекта средствами иностранного языка в общеобразовательной школе. Рассматриваются условия развития социального интеллекта учащихся и ключевые факторы, влияющие на формирование данного параметра; определяется наиболее оптимальный алгоритм развития социального интеллекта учащихся. Поднимается вопрос о роли и эффективности различных педагогических технологий в данном процессе; в ходе теоретического и эмпирического анализа констатируется высокая эффективность использования ТРИЗ-педагогики на уроках иностранного языка, с целью развития социального интеллекта, коммуникационных способностей и представлений учащихся. Результаты статистического анализа данных, полученных в ходе экспериментального исследования, позволяют сделать вывод о том, что развитие социального интеллекта учащихся наиболее эффективно в ходе специально смоделированной деятельности, направленной на социальное и личностное взаимодействие. Была установлена важная закономерность - если развитие социального интеллекта не происходит последовательно и поступательно, степень сформированности данного параметра, его структура и динамика изменений будут неустойчивы. Новизна исследования заключается в созданном автором алгоритме формирования социального интеллекта средствами иностранного языка и языкового образования.

Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, коммуникационная среда, системный подход, педагогические условия, ТРИЗ-педагогика.

ROLE OF TRIZ-PEDAGOGY IN THE PROCESS OF SOCIAL INTELLIGENCE

FORMING IN GENERAL EDUCATION BY USING FOREIGN LANGUAGES MEANS

M. Sergeeva, D. Trubakova, N. Boldovskaya, V. Vizaulina

Abstract. The problem of importance of TRIZ-pedagogy in the process of social intelligence forming by using Foreign languages means are discussed in this article. Also the conditions of pupils' social intelligence and key factors having an impact on this parameter's forming are considered, and the most useful algorithm of social intelligence development of pupils is stated. The question about role and effectivity of different pedagogical technologies in this process is stated, during theoretical and empirical analysis they constitute highly effectivity of TRIZ-pedagogy usage during Foreign language lessons with the aim of social intelligence development of pupils, their communicative skills. The results of statistical analysis given during experiment let make a conclusion that social intelligence development of pupils is the most effective in the frame of special formed activity faced to social and personal interaction. An important pattern was determined - if the development of social intelligence doesn't happen steadily and gradually, the degree of skill levels of this parameter, its structure and dynamics of changings will be unstable. The innovative nature of research is in the author's developed algorithm of social intelligence forming by means of Foreign languages and language instruction.

Keywords: social intelligence, emotional intelligence, communication medium, systematic approach, educational environments, TRIZ-pedagogy.

Современное общество отличается тем, что объем, плотность и сложность коммуникаций в нем постоянно растут, что объясняется ключевыми тенденциями в развитии информационных технологий и их влиянии на социум. В связи с этим, значимость социальных и коммуникационных способностей, умений, навыков и представлений, связанных с социальными взаимодействиями существенно увеличивается, что диктует необходимость в их развитии как в рамках института образования, так и вне его. В данном контексте особенно важным является формирование социального

интеллекта как фундаментально важного параметра для развития способностей к социальному взаимодействию, пониманию социальной сферы [5].

Анализ современных исследований социального интеллекта, содержания данного понятия и особенностей его формирования позволяет сделать вывод о том, что наиболее оптимально развивать социальный интеллект в период школьного обучения, в рамках языкового образования.

Исследования Ван Зила указывают на то, что именно языковое образование оказывает

наибольший позитивный эффект на развитие социального интеллекта, коммуникационных способностей и социальных навыков учащихся [11]. Однако следует заметить, что эмпирические исследования социального интеллекта констатируют широкий диапазон значений, даже в случаях высокой эффективности различных методов развития данного параметра, что позволяет сделать предположение о том, что социальный интеллект представляет собой совокупность, внутренняя структура которой изначально не отличается высокой устойчивостью, а значит и динамика ее изменений тоже неустойчива. Иначе говоря -важно не просто добиться высокого уровня сформированности социального интеллекта, но и устойчивости изменений.

В работах С.А. Азатяна, О.С. Романенко, П.А. Степичева отмечается то, что развитие когнитивных способностей, к которым можно отнести и социальный интеллект наиболее эффективно в случае включенности учащегося в определенную деятельность, которая способствует их развитию [1]. Примером может служить развитие математических способностей в ходе проектной деятельности, которая строится на решении задач, развитие коммуникативности в ходе диспутов и т.п. [8]. В случае формирования социального интеллекта подобной деятельностью являются социальные ситуации различной сложности, деятельность по решению которых должны быть выстроена таким образом, что создаваемая образовательная среда с оной стороны способствовала творческому поиску и активности, а с другой не была слишком сложна и монотонна для ученика. В данном случае оптимальным решением является использование проблемного обучения и ТРИЗ-педагогики, методов хорошо

зарекомендовавших себя в ситуациях, подобных рассматриваемой, например, в русле развития креативности и дивергентного мышления, условия, развития которых, во многом схожи с условиями развития социального интеллекта [7].

Рассмотрим спектр условий, необходимых для оптимального развития социального интеллекта средствами иностранного языка в общеобразовательной школе для того, чтобы обозначить роль и потенциал применения ТРИЗ-педагогики в контексте заявленной проблематики.

В рамках теоретического и эмпирического анализа нами были выделены несколько групп факторов, оказывающих влияние на формирование социального интеллекта в школе, это: возрастные и психологические особенности учащихся; содержание и методика преподавания

предметов гуманитарного цикла; специфика использования различных методологических подходов и педагогических технологий.

Данные факторы основываются на исследованиях развития когнитивных способностей учащихся, представленных в трудах С. Берроуза и в значительной степени связаны с тем, каким образом происходит преподавание русского и иностранного языков, насколько сильна взаимосвязь данных аспектов языкового образования [10]. Анализ данных факторов позволил выявить ряд условий эффективного формирования социального интеллекта. Так, формирование социального интеллекта в процессе изучения иностранного языка будет успешным в случае такого формата организации образовательного процесса, который соотносится с психологическими и педагогическими условиями эффективного формирования социального интеллекта, такими как:

1. Параллельностью и когерентностью развития интеллектуальной, социальной и эмоциональной сфер в рамках обучения иностранному языку. Данное условие обусловлено особенностями формирования социального интеллекта, который наиболее эффективно развивается в рамках ведущей деятельности, однако динамика его развития существенно зависит от возрастных особенностей школьников. Наиболее эффективно развитие социального интеллекта происходит в подростковом возрасте; наибольшей динамикой изменений параметра отличается младший школьный возраст [12].

2. Учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе формирования социального интеллекта. Данное условие прямо вытекает из вышесказанного и реализуется путем видоизменения содержания занятий и педагогических приемов, с целью оптимизации развития когнитивных и социально-когнитивных способностей [Габанова, 2009]. Важным является соотнесение педагогических приемов и ведущей деятельности школьников, конкретный пример был приведен выше (нацеленность на развитие навыков устной речи в младшем школьном возрасте, максимизация коммуникаций на иностранном языке на уроке в подростковом возрасте).

3. Специфика использования различных методологических подходов и педагогических технологий. Использование педагогических технологий и приверженность определенным методологическим подходам оказывает значительное влияние на содержание урока, его результативность и обусловливает эффект,

оказываемый образовательным процессом. Для эффективного развития социального интеллекта необходимо создание среды, которая оптимальна для его развития, что с учетом первого описанного условия заключается в наличии деятельности, способствующей развитию интеллектуальной, социальной и эмоциональной сфер личности ребенка в рамках уроков иностранного языка.

В подобном ключе использование методов ТРИЗ-педагогики и системного подхода представляется наиболее эффективным, поскольку позволяет соблюсти все условия и факторы, влияющие на эффективность формирования социального интеллекта, выстроить оптимальный алгоритм

формирования данного параметра, основанный на целенаправленном и поступательном развитии, с целью получения устойчивого эффекта.

Для того, чтобы подтвердить тезис об эффективности методов ТРИЗ педагогики в формировании социального интеллекта школьников, был проведен статистический анализ эффективности различных

педагогических технологий в контексте формирования социального интеллекта учащихся в общеобразовательной школе. Использовались такие статистические методы, как регрессионный и корреляционный анализ с использованием критерия ге Спирмена. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Статистический анализ влияния различных педагогических технологий на формирование социального интеллекта средствами уроков иностранного языка учащихся в общеобразовательной школе

Корреляционная Корреляционная взаимосвязь с динамикой изменений сформированности

взаимосвязь с уровнем сформированности социального интеллекта Мера влияния на совокупность

социального интеллекта

Традиционные формы проведения уроков 0,54 -0,62 -8.4

Проблемное обучение 0,61 0,68 +2,6

Развивающее обучение 0,59 0,63 +1,9

Интерактивные методы +0,6

ТРИЗ-педагогика 0,73 0,77 +11.5

Данные, представленные в таблице 1 , позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективной в контексте развития социального интеллекта является ТРИЗ-педагогика. На наш взгляд это вызвано тем, что ТРИЗ-педагогика наилучшим образом способствует когнитивной активности школьников, дает возможность раскрытия творческого потенциала,

безотносительно сферы применения и наилучшим образом соотносится с условиями развития социального интеллекта, позволяя выстроить деятельность школьника так, чтобы она была в должной степени насыщена решением нетривиальных задач,

способствующих развитию когнитивных способностей, коммуникационных способностей и социального интеллекта.

Так же важно отметить то, что только методы ТРИЗ-педагогики обеспечиваю устойчивый уровень сформированности социального интеллекта, что доказывается мерой влияния на совокупность данных методов, которая установлена в ходе регрессионного анализа.

На основании проведенного исследования нами был смоделирован следующий алгоритм формирования социального интеллекта средствами иностранного языка в общеобразовательной школе, основанный на следующих организационных аспектах проведения уроков:

1. Исходя из возрастного контингента учащихся, моделируется спектр предметных задач, которые должны решить школьники как в рамках каждой отдельной темы, так и в рамках месяца и семестра обучения. Предметные задачи должны быть соотнесены с конкретными жизненными ситуациями.

2. Процесс моделирования спектра предметных задач соотносится с результативностью обучения учеников и принципом индивидуального подхода к обучению на фоне большого количества групповых форм подачи материала. Решение задач происходит как в индивидуальном, так и в групповом порядке, на каждом уроке.

3. Для младших школьников предпочтительна игровая форма проведения

занятий, для детей старшего возраста -дискуссионная форма. Подача материала должна сопровождаться активным включением учащихся во взаимодействие друг с другом, что способствует развитию социальных навыков.

4. Активное использование задач, построенных на анализе наблюдаемого явления, его описании и прогнозировании изменений. Данные задачи наилучшим образом подходят для развития социального интеллекта и широкого пула когнитивных способностей и при этом легко реализуемы на уроках английского языка.

5. Использование мультимедиа на уроках английского языка, примером может служить просмотр фильмов и прослушивание музыки с дальнейшим обсуждением, что является интересной и захватывающей деятельностью для учащихся, в то же время способствует развитию социального интеллекта за счет того, что учащиеся активно анализируют социальную среду, часто связанную с иной ментальностью.

6. Перманентная рефлексия участниками образовательного процесса своей деятельности и

ее результатов, обеспечивающая обратную связь между учащимися и педагогом, а так же закрепление позитивных результатов деятельности.

Исходя из анализа заявленной проблематики, представленной в данной статье, можно сделать вывод о том, что в контексте формирования социального интеллекта средствами

иностранного языка методы ТРИЗ-педагогики потенциально являются наиболее

эффективными, что доказывается

эмпирическими данными, полученными в рамках проведенного исследования.

Реализация представленного в работе алгоритма, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, соблюдение принципов и ключевых положений ТРИЗ-педагогики, учет условий и факторов, влияющих на формирование социального интеллекта, позволят эффективно формировать

рассматриваемый параметр средствами иностранного языка в общеобразовательном учреждении.

Литература:

1. Азатян С.А., Романенко О.С., Степичев П.А. Опыт развития творческого потенциала школьников на занятии иностранным языком // С.А. Азатян, О.С. Романенко, П.А. Степичев / Современные гуманитарные исследования. - 2012.

- № 3.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2011. - 637 с.

3. Габанова И.Т. Влияние языка и культуры на социокультурное развитие личности // «Молодёжь и наука: реальность и будущее». Материалы II Международной научно-практической конференции. - Невинномысск, 2009.

- С. 131-132.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969. - 712 с.

5. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления / К. Дункер // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - 319 с.

6. Габанова И.Т. Влияние языка и культуры на социокультурное развитие личности // «Молодёжь и наука: реальность и будущее». Материалы II Международной научно -практической конференции. - Невинномысск, 2009.

- С. 131-132.

7. Ласукова Н.А. Использование приемов и методов ТРИЗ на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 38. - С. 91-95.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/45126.htm

8. Панова Н.В. Развитие компонентов психологической структуры социального интеллекта младших подростков в условиях школьного и дополнительного образования: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Панова Наталья Вениаминовна.- Нижний Новгород, 2011. - 214 с.

9. Степичев П.А. Формирование направленности личности на творчество в профессиональном образовании: социально-культурный и психолого-педагогический аспекты // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования (книга 1): монография / науч. ред. Д. В. Гулякин. -Георгиевск: СКФУ, 2012. - 533 с.

10. Barrows S.Y. Child and adult in the educational dialogue / S.Y. Mounds, - M.: Education, 2015. - 422 с.

11. Van Zyl C. J., & de Bruin K. The relationship between mixed model emotional intelligence and personality. South African Journal of Psychology, 42(4), 2012, P.532-542.

12. Yüksel M. & Geban Ö. The relationship between emotional intelligence levels and academic achievement. International Online Journal of Educational Sciences, 6(1), 2014, P.165-167 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.15345/iojes.2014.01.015

Сведения об авторах:

Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, orcid.org/0000-0001-8365-6088, е-mail: sergeeva198262@mail.ru

Трубакова Диана Игоревна (г. Москва, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, е-mail: diana.rebikova@mail.ru

Болдовская Наталья Васильевна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: n.boldovskaya@mail.ru

Визаулина Виктория Вячеславовна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, старший преподаватель Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: vik4574@yandex.ru

Data about the authors:

M. Sergeeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, orcid.org/0000-0001-8365-6088, е-mail: sergeeva198262@mail.ru

D. Trubakova (Moscow, Russia), senior lecturer of the Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: diana.rebikova@mail.ru

N. Boldovskaya (Moscow, Russia), candidate of philology sciences, associate professor, senior teacher of department of the theory and practice of foreign languages of Institute of foreign languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: n.boldovskaya@mail.ru

V. Vizaulina (Moscow, Russia), candidate of philology sciences, senior teacher of Institute of foreign languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: vik4574@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.