Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка посредством применения элементов НФТМ-ТРИЗ технологии'

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка посредством применения элементов НФТМ-ТРИЗ технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы ТРИЗ технологии / общее образование / НФТМ-ТРИЗ / теория решения изобретательских задач / methods of TRIZ-technology / general education / NFTM-TRIZ / theory of inventive problem solving

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветчинникова Инна Викторовна

Статья посвящена изучению способов развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка посредством применения элементов инновационной педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления НФТМ-ТРИЗ, созданной профессором Милославом Михайловной Зиновкиным по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Цель данной системы – формирование творческой личности учащихся. Когда ребенок чувствует любопытство и удивление, решает проблемы, преодолевая трудности, тогда происходит развитие творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветчинникова Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE ABILITIES IN ENGLISH LESSONS USING ELEMENTS OF TRIZ TECHNOLOGY

This work is devoted to the study of ways how to develop the students' creative abilities in English lessons. The author draws our attention to the elements of innovative pedagogical system of continuous formation of creative thinking NFTM-TRIZ, created by Professor Miloslav Mihajlovnoj Zinovkin on the theory of inventive problem solving (TRIZ) The main aim ofthis system is forming students' creative personality. When a child feels curiosity and amazement, solves problems overcoming difficulties, the development of creative intellection will be.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка посредством применения элементов НФТМ-ТРИЗ технологии»

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

УДК 372.881.111.1

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НФТМ-ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ

И.В. Ветчинникова

victorovna2 709@yandex. ru

МБОУ "СОШ№25", Республика Хакасия, г.Абакан, Россия

Аннотация. Статья посвящена изучению способов развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка посредством применения элементов инновационной педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления НФТМ-ТРИЗ, созданной профессором Милославом Михайловной Зиновкиным по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Цель данной системы - формирование творческой личности учащихся. Когда ребенок чувствует любопытство и удивление, решает проблемы, преодолевая трудности, тогда происходит развитие творческого мышления.

Ключевые слова: методы ТРИЗ технологии, общее образование, НФТМ-ТРИЗ, теория решения изобретательских задач

Для цитирования: Ветчинникова И.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка посредством применения элементов НФТМ-ТРИЗ технологии. Казанский лингвистический журнал. 2019; 3 (2): 101-108.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE ABILITIES IN ENGLISH LESSONS USING ELEMENTS OF TRIZ TECHNOLOGY

I.V. Vetchinnikova

victorovna2 709@yandex. ru

Abstract. This work is devoted to the study of ways how to develop the students' creative abilities in English lessons. The author draws our attention to the elements of innovative

pedagogical system of continuous formation of creative thinking NFTM-TRIZ, created by Professor Miloslav Mihajlovnoj Zinovkin on the theory of inventive problem solving (TRIZ) The main aim of this system is forming students' creative personality. When a child feels curiosity and amazement, solves problems overcoming difficulties, the development of creative intellection will be.

Keywords: methods of TRIZ-technology, general education, NFTM-TRIZ, theory of inventive problem solving

For citation: Vetchinnikova I.V. Development of students' creative abilities in English lessons using elements of TRIZ technology. Kazan Linguistics Journal. 2019; 3 (2): 101-108. (In Russ.)

"Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!"

М. Монтессори.

На данном этапе развития современное общество предъявляет к выпускникам всё более высокие требования. Ведь изменения, которые происходят в жизни, влияют на систему образования. Общество нуждается во всесторонне развитой личности, уверенной, способной ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, умеющей брать ответственность за принятые решения, способной творчески реализовывать свой потенциал.

Иностранный язык обладает огромными возможностями для формирования творческих способностей учащихся. И задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках иностранного языка, создав такую среду, которая способна научить ребенка быстро ориентироваться в ситуации, самостоятельно исследовать информацию, творчески подходить к решению проблемы.

В своих работах Л.С. Выготский доказал, что склонность к творчеству есть у каждого, а не только у избранных, стимулом является воображение. Дети очень любят мечтать, выдумывать, изобретать, фантазировать, творить. Детское творчество затухает, если не поддерживается со стороны окружающих. Перед учителем встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом [2].

Огромную помощь в этом может оказать инновационная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ профессора М. Зиновкиной. НФТМ - непрерывное

Казанский лингвистический журнал, 2019, том 2, № 3

формирование творческого мышления. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Цель данной системы - формирование творческой личности учащихся. Когда ребенок чувствует любопытство и удивление, решает проблемы, преодолевая трудности, тогда происходит развитие творческого мышления. А в настоящее время только творческий человек, который способен нестандартно мыслить, может достичь успеха. Задача учителя стремиться к системному введению упражнений, которые направлены на развитие творческого потенциала учащихся [6].

Меняя структуру урока, используя в процессе обучения приемы НФТМ-ТРИЗ технологии, педагог способен воздействовать на ребенка, развивая его творческий потенциал [4].

Блок 1. Мотивация. Происходит удивление ребенка, появляется любознательность. Этот этап урока обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям.

Блок 2. Содержательная часть. Включает в себя программный материал учебного курса, а также способствует формированию системного мышления и развитию творческих способностей.

Блок 3. Психологическая разгрузка. Благодаря эмоциональным играм, театрализации, различным упражнениям на снятие эмоционального напряжения, происходит психологическая разгрузка обучающегося.

Блок 4. Головоломка. Сложные, многоуровневые задания, благодаря которым реализуется оригинальная идея.

Блок 5. Интеллектуальная разминка. (ИР) Задания, которые направленны на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей.

Блок 6. Компьютерная интеллектуальная поддержка. (КИП) Сложные задания, компьютерные игры, поддерживающие мотивацию, а также развивающие мышление учащихся.

Блок 7. Резюме. На данном этапе учащиеся оценивают развитие самого себя, оценивают сам урок [7].

На рис. 1 наглядно показана структура творческого урока.

МОТИВАЦИЯ

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ЧАСТЬ УРОКА РАЗГРУЗКА

РЕЗЮМЕ КИП ИР ГОЛОВОЛОМКИ

Рис. 1. Структура урока использованием НФТМ-ТРИЗ технологии

Элементы данных технологий успешно используются на уроках иностранного языка. Такие уроки становятся отличной платформой развития воображения, системности мышления. Элементы упражнений могут быть использованы на любом занятии по изучению английского языка, начиная уже со второго класса [6].

Прием «Эффект чуда»

Лучшим способом начала занятия является процесс удивления. И свои уроки английского языка следует начинать с необычного, с того, во что трудно поверить. Например, можно использовать необычные картинки: 2 класс, тема «Animals» - необычные животные.

4 класс, тема «Clothes» - одежда из осенних листьев, из конфетных фантиков.

Прием «Синквейн»

Рис.2 Прием "Синквейн"

5 класс, тема «London»

1. London

2. Famous, big

3. Visit, walk, around

4. The largest city in England.

5. Worth seeing

Полученное монологическое высказывание или письменная работа: London is big and famous. I want to visit London. I would like to walk around and rest. It is the largest city in England. It's worth seeing.

Данный вид работы можно применить на любом этапе обучения, а также при изучении любой темы. Мы активизируем лексические единицы в монологической речи учащихся, а так же учащиеся готовы употреблять их в связном высказывании.

Прием «Бином фантазии»

Создание нового, не известного ни одному человеку. Данный прием можем использовать при работе над словообразованием.

4 класс, тема «Animals», задача - придумать и изобразить несуществующее животное. Дать название, объяснить, для чего нужны ему разные части тела.

Прием «Круги по воде»

Происходит стимуляция познаний учащихся. Исследуемое понятие или явление считается опорным словом, буквы пишутся в столбик и на каждую букву подбираются известные части речи к изучаемой теме. 6 класс, тема «Tasty treats»

D

e l i c i

o u

s

Прием «Резюме (рефлексия)»

Анализ своих действий, подведение итогов, выводы. Используют различные приемы рефлексии. Прием «Кластер»

Систематизации материала. Сначала записывается ключевое слово, а затем в определённом порядке ассоциации к данному слову и т.д.

Рис. 3 Прием " Кластер" И в заключении, хотелось бы сказать, что использование элементов НФТМ-ТРИЗ технологии на уроках иностранного языка позволяет воспитать креативную личность, подготовленную к решению нестандартных задач в стремительно развивающемся обществе, позволяет построить урок методически грамотно и добиться высоких результатов обучения.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. М., 2007. 400 с.

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: пособие для учителя. Изд. 5 / Под общ. ред. А.В. Хмелева. М.: Вита - пресс, 2004. 235 c.

3. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1.-Концепт. 2013. ART 53572. // URL: http://e-koncept.ru/article/964/ (дата обращения: 30.03.2019).

4. Ласукова Н. А. Использование приемов и методов ТРИЗ на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 38. С. 91-95. // URL: http://e-koncept.ru/2015/45126.htm (дата обращения: 25.03.2019).

5. Монтессори М. Подготовка учителя: // Альманах «МАМА»: Научно-методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации. Вып. 1. М., 1994. С.3

6. ТРИЗ-педагогика: диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. Трудов / Под ред. А.А.Нестеренко, В.А.Ширяевой. Саратов, 2007. 104с.

7. Ширяева В.А. Методология изобретательства в педагогике: ТРИЗ -педагогика как креативная технология образования: Учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. Саратов, 2003. 80 с.

References

1. Al'tshuller, G.S. (2007). Naiti ideyu: Vvedenie v TRIZ - teoriyu resheniya izobretatel'nykh zadach [Find an idea: Introduction to TRIZ - theory for solving inventive problems] / Genrikh Al'tshuller. M. 400 s. (In Russian)

2. Gin, A.A. (2004). Priemy pedagogicheskoi tekhniki: posobie dlya uchitelya [Receptions of pedagogical technology: a manual for teachers]. Izd.5 / Pod obshch. red. A.V. Khmeleva. M.: Vita - press. 235 s. (In Russian)

3. Zinovkina, M. M., Utemov, V. V. (2013). Struktura kreativnogo uroka po razvitiyu tvorcheskoi lichnosti uchashchikhsya v pedagogicheskoi sisteme NFTM-TRIZ [The structure of the creative lesson for the development of creative personality of students in the educational system NFTM-TRIZ] // Sovremennye nauchnye issledovaniya. Vypusk 1.-Kontsept. ART 53572. // URL: http://e-koncept.ru/article/964/ (accessed: 30.03.2019). (In Russian)

4. Lasukova, N. A. (2015). Ispol'zovanie priemov i metodov TRIZ na urokakh angliiskogo yazyka [Using the techniques and methods of TRIZ in English lessons] // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». T. 38. S. 91-95. // URL: http://e-koncept.ru/2015/45126.htm (acessed: 25.03.2019). (In Russian)

5. Montessori, M. (1994). Podgotovka uchitelya [Teacher training] // Al'manakh «MAMA»: Nauchno-metodicheskoe izdanie Mezhregional'noi al'ternativnoi Montessori-assotsiatsii. Vyp. 1. M.. S. 3. (In Russian)

6. TRIZ-pedagogika: dialog teorii i praktiki [TRIZ-pedagogy: a dialogue of theory and practice]: Mezhvuzovskii sbornik nauchn. Trudov [] / Pod red. A.A.Nesterenko, V.A.Shiryaevoi. Saratov, 2007. 104s. (In Russian)

7. Shiryaeva, V.A. (2003). Metodologiya izobretatel'stva v pedagogike: TRIZ -pedagogika kak kreativnaya tekhnologiya obrazovaniya [Methodology of invention in pedagogy: TRIZ - pedagogy as a creative technology of education]: Ucheb. Metod. Posobie/ V.A.Shiryaeva. Saratov. 80 s. (In Russian)

Авторы публикации

Authors of the publication

Ветчинникова Инна Викторовна

учитель иностранного языка, МБОУ "СОШ№25" г.Абакан

E-mail: victorovna2709@yandex. ru

Vetchinnikova I.V. -

teacher of foreign language, Abakan, Russia

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 12.06.2019. Принята к публикации 20.07.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.