Педагогические науки Pedagogical Sciences
УДК 811.111:372.8
РОЛЬ И МЕСТО ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
THE PLACE AND ROLE OF THEATRICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS ENGLISH
© 2021
О.М. Адаева, А.Т. Каргина О.М. Adaeva, А.Т. Kargina
В статье проблемы, связанные с применением театральных технологий, рассматриваются сквозь призму преподавания иностранного языка в начальной школе. Отмечено, что театральные технологии призваны обеспечить индивидуальный подход к обучению ребенка и их использование находится в полном соответствии с требованием современного ФГОС об ориентации образовательного процесса на интересы и возможности каждого ученика. Подчеркивается, что на занятиях по английскому языку с использованием элементов театрализации успешно развиваются все группы универсальных учебных действий, что применение театральных технологий соответствует психофизиологическим особенностям младших школьников. Авторы полагают, что в УМК «Enjoy English - 4» театральные технологии используются недостаточно, хотя учебник является хорошей базой для использования на уроке английского языка различных форм театрализованной деятельности. Ими был разработан комплекс театрализованных игр и упражнений, направленных на развитие у младших школьников навыков чтения, аудирования, говорения, письма на английском языке. Эффективность заданий была подтверждена в ходе их апробации авторами статьи в школе с. Старый Аманак Самарской области. В статье приводятся фрагменты уроков, на которых с целью совершенствования речевых навыков используются задания из разработанного комплекса.
Ключевые слова: требования современного ФГОС; универсальные учебные действия; методика преподавания английского языка в начальной школе; младший школьный возраст; педагогическая технология; театральные технологии; УМК «Enjoy English - 4»; театрализованные игры и упражнения для развития англоязычных навыков.
The paper deals with the problem of the use of pedagogical technologies viewed through the prism of the methods of foreign languages teaching to elementary school students. It is highlighted that the so called "theatrical technologies" meet the requirements of the latest Federal State Educational Standards; today the process of school education should be based on the person/student-centered approach. The aim of the research conducted is to prove the effectiveness of the theatrical exercises designed to be systematically used in class and to considerably improve a variety the English language skills of elementary school students. It should be mentioned that theatrical classroom activities can easily awake schoolchildren's interest in learning English; the tasks are lively, creative, and involving. So, the use of theatrical technologies in teaching children school subjects is quite effective. The authors analyzed the modern student's book "Enjoy English - 4" and proved that in the textbook there were some tasks aiming at theatricalization, but they were all identical. To remedy that deficiency the exercises containing theatrical technologies elements were designed to introduce in English classes. The effectiveness of the tasks in developing grammar, lexical, pronunciation, listening, speaking, reading, writing skills of elementary school children was partially tested while teaching the fourth graders English in Staryi Amanak school (Samara region). The attempt was success. In the article some of the designed exercises are introduced and the tasks can be used in class at the elementary school level.
Keywords: the latest Federal State Educational Standards requirements; universal learning abilities/skills; the methods of foreign languages teaching at the elementary school level; elementary school age children; pedagogical technology; theatrical technologies; "Enjoy English - 4" textbook; the exercises containing theatrical technologies elements to introduce in English classes.
Общепризнанным и неизменным требованием к системе образования является подготовка личности, обладающей определенным набором социокультурных и коммуникативных качеств, которая способна действовать в динамично меняющейся действительности. Изучение иностранных языков играет важную роль в обучении современных школьников как важное средство общего развития личности и обеспечения межкультурного взаимодействия.
Младшая ступень обучения является наиболее важным этапом изучения иностранного языка в школе, поскольку здесь закладываются «азы» знаний языка и культуры другого народа [1]. Именно в начальной школе формируется то отношение к изучаемому предмету, на основе которого будет осуществляться его дальнейшее усвоение.
В связи с внедрением в массовое общее и дополнительное образование нового ФГОС особое внимание уделяется использованию индивидуального подхода в обучении, при котором прежде всего учитываются уникальные особенности каждого ребёнка и характер взаимодействия между учителем и учащимися [2]. Это повышает актуальность применения на уроке английского языка театральных технологий, которые дают учителю возможность учитывать индивидуальные способности каждого ученика и мотивировать его к изучению предмета. Кроме того, с 2015 года Единый государственный экзамен (ЕГЭ) включает устную часть, для успешного выполнения соответствующих заданий экзаменующийся должен, в том числе, проявить творческие, «театральные» способности. Мы считаем, что эффективность обучения английскому языку и интерес к изучению предмета могут быть значительно повышены за счет планомерного применения на уроках в начальной школе элементов театральных технологий.
В настоящее время под педагогической технологией понимают направление в педагогике, целью которого является повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение учащимися запланированных результатов обучения [3, с. 23]. Выделяют ряд признаков, присущих педтех-
нологии: результативность, алгоритмируе-мость, проектируемость, целостность, управляемость, визуализация. Показано, что педагогическая технология может быть представлена в трёх аспектах: научном, формально-описательном и процессуально-действенном [4, с. 16].
Применение в процессе обучения педагогических технологий открывает перед учителем новые возможности для совершенствования образовательного процесса: позволяет эффективнее управлять процессом обучения и с большей точностью предсказывать его результаты; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; оптимизировать использование имеющихся ресурсов и т.д. [5, с. 9].
В число современных образовательных технологий включают театрализацию как интегрированную педагогическую технологию [6]. В наши дни театрализация активно используется на всех уровнях образования как за рубежом, так и России. На каждой ступени образования театрализация используется в разных объемах, реализуется разными средствами и служит для достижения различных задач. Что касается театрализованной деятельности на начальном этапе обучения, то она, в первую очередь, позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка. Среди ее задач можно отметить: воспитание творческой направленности личности, развитие творческого воображения, формирование ассоциативного мышления, развитие речи [7, с. 120].
Кроме того, применение театрализации на уроке в младшей школе отвечает требованиям современных законодательных документов. Так, во ФГОС начального общего образования описаны три группы образовательных результатов - личностные, предметные, метапредметные [1 ; 2 ; 8]. Освоение основной образовательной программы начального общего образования может стать существенно легче, если в образовательном процессе учителя будут использовать театральные технологии, так как театрализация способствует развитию фонетических, грамматических и лексических навыков, а также расширению «культурного горизонта» обучающихся.
Что касается формирования базовых универсальных учебных действий на уроках иностранного языка, то применение в образовательном процессе театральных технологий будет эффективно развивать все их группы - личностные, познавательные, коммуникативные [9]. При драматизации иноязычных и инокультурных произведений ученики не только получат знания о ценностях и традициях, например, англичан, но и смогут сравнить чужие культурные установки со своими. Наконец, постоянные репетиции с проговариванием англоязычного текста тренируют навыки чтения, произношения, говорения [10].
Мы предполагаем, что с помощью театральных технологий может быть решена одна из основных в современной лингводи-дактике проблем - пониженная мотивация детей к изучению иностранного языка. Пробудить интерес младших школьников к изучению языка при отсутствии иноязычной среды и недостатке коммуникативных навыков можно, если занятия будут проводиться оживлённо и интересно. Правильно выбранные формы организации деятельности и создание ситуаций общения и (ролевая игра, спектакль, инсценировки) обеспечат необходимые для коммуникации условия и покажут привлекательную сторону владения иностранным языком [11, с. 183].
Несомненно, что при использовании театрализации в образовательном процессе необходимо учитывать психофизиологические особенности той или иной возрастной группы. У детей младшего школьного возраста происходит дальнейшее физиологическое и психологическое развитие, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [12]. Среди физиологических изменений в этот период исследователи отмечают совершенствование работы головного мозга и нервной системы, развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей, усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы, интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокую возбудимость, причем развитие мальчиков и девочек идет разными
темпами [13]. Среди психологических изменений младших школьников необходимо отметить интенсивное развитие и качественное преобразование познавательных процессов, их осознанность и произвольность; слабость произвольного внимания, преобладание непроизвольного в начале младшего школьного возраста; неустойчивость поведения, которая тесно связана с эмоциональным состоянием ребенка; импульсивность характера и общую недостаточность волевого развития [14 ; 15].
Исходя из перечисленных особенностей развития учеников начальной школы, можно сделать важный вывод о том, что на данной ступени обучения иностранному языку применение театральных технологий особенно важно. Элементы театрализации на уроке -это хорошая помощь учителю в удержании внимания учащихся и в смене рабочих этапов. Инсценировки, несомненно, помогают «сбросу эмоций»; игра на сцене и внимание/восхищение публики позволяют ребенку поверить в себя и в свои возможности. Именно театральные технологии помогут учителю увлекательно вести уроки и умело переключать детей с одного вида деятельности на другой, что приведет к выработке положительного отношения к учебе, желанию учиться.
Апробация материалов исследования проводилась в школе с. Старый Аманак Самарской области, где в качестве базового используется учебно-методический комплекс «Enjoy English - 4», разработанный коллективом авторов - М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёвой [16]. «Enjoy English - 4» хорошо структурирован, представленные в нем задания и предлагаемая методика работы с ними полностью соответствуют возрасту учащихся и способствуют эффективному развитию произносительных, лексических, грамматических навыков. Анализ 289 упражнений позволяет заключить, что театральные технологии в учебнике используются недостаточно, однако предлагаемые тексты легко драматизируются; представленные в них персонажи дают образцы речевого поведения, пригодные для воспроизведения; наконец, осознав логику поступков персонажей, учащиеся без труда могут
домысливать, развивать ситуацию на сцене. По названным причинам нами была разработана серия упражнений для отработки различных речевых и языковых навыков с применением элементов театральных технологий (инсценировок, театрализованных игр, этюдов, пантомим и т.п.) на базе названного УМК.
Для иллюстрации приведём два фрагмента урока по теме «The Weather», на котором учащиеся знакомятся с лексикой по теме «Погода»: cold, sunny, snowy, windy, hot, rainy, cloudy, warm, foggy, frosty. Этап ознакомления с вокабуляром проходит с помощью картинок, затем учащимся предлагается закрепить материал, используя театрализованные упражнения.
Фрагмент урока 1.
Teacher: Students, look at the blackboard. You can see many pictures and words, that'll help you to describe weather conditions. So, let's read and translate the words.
Students: Sunny - солнечно, hot - жарко, warm - тепло, cold - холодно, cloudy - облачно, foggy - туманно, windy - ветрено, rainy - дождливо, snowy - снежно.
С целью создания обстановки, способствующей выполнению театрализованного упражнения, мы изготовили макет телевизионного экрана (рис. 1).
1
Рис. 1. Макет телевизионного экрана
Teacher: Now, boys and girls, you are going to be a weather man/woman. С помощью считалочки я сейчас выберу ведущего: Rain-rain, go away, Come again another day; Little Anna, Vanya... wants to play.
The weather reporter should speak using the model: Hello, I am/My name is ... Here is
the weather forecast for tomorrow. We'll have sunny weather in the morning. In the afternoon, it's going to get cloudy, and we'll have a rainy night.
Boy: Hello, dear listeners. I am Maksim Privalov and here is the weather forecast for tomorrow. We'll have ...
Фрагмент урока 2.
Teacher: Students, I have a black sac. There are weather cards in it. Will you come up and get a card.
Then, using gestures, facial expressions and sounds show/play the word you can see on the card. Other students remain seated and guess what kind of weather their classmate is trying to act out.
Who would like to start? Well, Kate, let it be you.
Катя выходит к доске, берет карточку, читает про себя слово и начинает дуть на ладошку, изображая ветер (рис. 2).
Рис. 2. Пример упражнения-пантомимы
Student: Is it cold weather?
Kate: No, it's not cold.
Student: Is it windy today?
Kate: Yes, it's windy.
Упражнение-пантомима способствует активизации творческих способностей и формированию лексического навыка учащихся младшего школьного возраста.
В целом представленные здесь театрализованные упражнения могут быть адаптированы под лексические единицы, относящиеся к различным темам.
Действенным инструментом слова становятся в тот момент, когда поступают в распоряжение грамматики [17]. Именно поэтому так важно начать обучение грамматике с самого начала изучения иностранного языка. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, бесполезно нагружать их правилами, схемами и огромным количеством
тренировочных упражнений. В итоге дети могут потерять интерес к изучению не только грамматики, но и иностранного языка в целом. Ярким, необычным и увлекательным способом изучения грамматики является использование элементов театрализации.
В качестве примера приведём фрагмент урока по теме «Глагол To Be в прошедшем времени»; представим правила употребления единицы в театрализованной форме.
Фрагмент урока 3.
Teacher: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в королевство глагола To Be (рис. 3). У него сегодня состоится встреча с родственниками из прошлого. Вы знакомы с его сыновьями в настоящем времени, а теперь познакомимся с его родителями.
Рис. 3. Король То Ве Владения короля То Ве огромны. Его замок безумно красив. На нём можно увидеть множество башенок, шпилей, переходных галерей, разноцветные витражи. Замок окружает глубокий ров, над которым возвышается подъемный мост. Все как в сказке! Сегодня замок особенно красив, так как украшен разноцветными флагами. Сегодня в замке праздник. Собрались придворные короля и гости из других королевств.
Вся семья короля То Ве собралась в парадном зале, а сам король представляет своих родственников гостям. В знак своего огромного уважения первыми король представляет своих родителей.
То Ве: Я рад представить всем моё прошлое, моих родителей: мать-королева Шеге и отец-король Жая (рис. 4).
Рис. 4. Король Was и королева Were
Как только король и королева услышали слово «прошлое», они сразу же оживились и заговорили наперегонки.
Королева Were: Какая замечательная у меня была молодость, а сколько было подруг, с которыми я общаюсь и по сей день: You, We, They. We were so happy. They were so young.
Король Was: Я с тобой полностью согласен, королева. Я тоже с удовольствием вспомню своих товарищей: I, He, She, It. It was so nice in the Past. I was so young. She was so beautiful.
Teacher: Король и королева уже старенькие и любят вспоминать свои счастливые молодые годы, когда они были полны сил. Но все это у них уже было в прошлом (Past Simple). Однако они помогают своему сыну в управлении королевством, и, когда речь заходит о прошлых временах, они всегда рядом и помогают ему советом. Ведь в прошлые времена Was и Were правили королевством.
Один из самых важных видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся - чтение, извлечение информации из письменно фиксированного текста [18, с. 31]. Представим пример упражнения, которое направлено на формирование навыков чтения посредством театрализованной деятельности - «Радиотеатр».
Дети должны представить себя дикторами детского радио и прочитать по ролям сказку. Эта работа не требует большой подготовки (не надо готовить костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т.п.). Главное - внимательно и выразительно читать только свои слова. Мы выбрали переведённую на английский язык русскую народ-
ную сказку «Репка» («The Turnip»), поскольку, во-первых, тема семьи, дружбы и помощи перекликается с материалом учебника. Во-вторых, эта сказка подходит учащимся по возрасту (4 класс). Наконец, лексика полностью соответствует уровню знаний учащихся. Четвероклассники с удовольствием представили произведение в «чтении по ролям» на местном радио. Важно отметить, что в процессе такой театральной деятельности у учащихся совершенствуется весь комплекс языковых и речевых навыков.
Обучение письму начинается с первого урока, с первой буквы английского алфавита, и в течение первого года обучения учителя должны вести активную работу над каллиграфией английского языка, а также над орфографией в пределах изучаемой лексики [19, с. 19]. Эффективно развить навыки письменной речи у учащихся начальной школы можно с применением элементов театрализации. Предлагаем фрагмент урока с примерами упражнений, нацеленных на формирование орфографических навыков. Для этого упражнения была создана кукла -Mr. Magic Pencil.
Фрагмент урока 4.
Teacher: Students, today our guest is Mr. Magic Pencil. Let's say hello to him.
Students: Hello, Mr. Magic Pencil.
Mr. Pencil: Hello, dear students. I'm glad to see you. How are you?
Students: Fine, thank you.
Teacher: Students! Mr. Pencil came to teach you how to write beautifully and correctly. Сейчас с помощью считалочки Mr. Pencil выберет того, кто будет показывать
в воздухе слова, а остальные будут отгадывать, что за слово изобразил их одноклассник. Вы должны использовать слова, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке (mother, father, grandmother/father, dad, family, mum, grandma/pa, daughter, son). Have I explained the task correctly, Mr. Pencil?
Mr. Pencil: Yes, of course! Let's start. Rain-rain, go away, Come again another day; Little Anya wants to play.
Teacher: Anya, Mr. Pencil chose you. Come up to the blackboard, please.
Аня «пишет» слово в воздухе.
Students: Mother!
Anya: Correct!
Упражнения такого рода способствуют формированию не только орфографических, но и лексических навыков. Они помогут учителю целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной компетенции учащихся начального звена, и повысить их мотивацию к изучению иностранного языка.
Главным в обучении иностранному языку, несомненно, является коммуникативный подход, что означает обучение умению владеть разговорной речью, общаться на иностранном языке [17]. Рассмотрим фрагменты уроков, включающих театрализованные упражнения на развитие навыков говорения.
Фрагмент урока 5.
Teacher: Ребята, сейчас мы с вами разыграем небольшую сценку. Вы должны представить, что вы пришли в кафе и хотите сделать заказ. Но прежде давайте посмотрим, что вы можете заказать (рис. 5).
Рис. 5. Блюда, представленные в меню Вы работаете в парах, составляете не- закончится, мы будем вас слушать. Is the task
большой диалог, а когда время подготовки
clear? Well, I'll give three minutes.
You can use such expression as:
- Would you like to order? - Вы хотите сделать заказ?
- Can I help you? - Я могу помочь вам?
- Are you ready to order? - Вы готовы сделать заказ?
- Which of our dishes are you going to try? - Какое из наших блюд вы собираетесь попробовать?
Excuse me, waiter, we'd like to order ... - Простите, официант, мы хотели бы заказать ...
We are ready to order now. - Мы готовы сделать заказ сейчас.
I'd like a/an/some ... and ... - Я бы хотел ... и ...
I want a/an/some ... and ... - Я хочу ... и ...
I'll go for a/an/some ... - Я бы взял ...
Please bring me a/an/some ... - Пожалуйста, принесите мне ...
Teacher: Well, your time is over. Let's start working. Julia and Sasha, begin.
Julia: Excuse me, waiter, come to me please. I'd like to order.
Sasha: Can I help you?
Julia: I'm ready to order.
Sasha: What would you like to order?
Julia: Please, bring me a cup of tea and three pieces of cake.
В процессе выполнения театрализованных упражнений, направленных на формирование навыка говорения, учащиеся наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Подобные упражнения активизируют стремление учащихся к контакту друг с другом и с учителем. Кроме того, подобные задания дают робким, неуверенным в себе учащимся возможность говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
Слушание (аудирование), т.е. восприятие и понимание иностранной речи на слух, - один из самых сложных видов деятельности на уроке. Очень важно повысить мотивацию учащихся к к этому виду деятельности. Достижению данной цели и совершенствованию процесса обучения аудированию может способствовать использование театральных технологий [20, с. 27]. На наш взгляд, в этой работе можно использовать кукольный театр: воспроизведение текста с передачей характера героев с помощью кукол позволяет «оживить» восприятие
услышанного, повышает интерес учащихся к предлагаемой информации. Рассмотрим фрагмент урока с применением кукольного театра.
Фрагмент урока 6.
Teacher: Students, today our guests are Mr. Ant and Mr. Grasshopper (рис. 6). They want to tell you a story and see how attentive you are. Ребята, вы должны внимательно слушать Mr. Ant и Mr. Grasshopper, потому что после их рассказа я буду задавать вам вопросы.
л ^
Рис. 6. Mr. Ant and Mr. Grasshopper
One summer's day a Grasshopper was hopping about in the field, singing and chirping to its heart's content. An Ant passed by, carrying with great effort an ear of corn he was taking to his home...
Teacher: What did the Grasshopper do in summer?
Anya: The Grasshopper sang every day in summer.
Teacher: It's correct. The next question: Why was the Ant so busy?
Vanya: He was so busy because he worked saving up food for the winter.
Teacher: Great. And the last question: What did the Grasshopper understand and why?
Students: The Grasshopper understood that got very cold and hungry they hadn't collected and saved food in the summer.
Teacher: Well done.
Эта сказка для совершенствования навыка аудирования была выбрана потому, что формирует у учащихся определённые моральные установки, прививает им нравственные нормы. Соответственно, это кукольное представление позволило детям сделать поучительный вывод.
На начальном этапе обучения иностранному языку учителю очень важно дать учащимся основу правильного, хорошего произношения, которое предполагает правильную артикуляцию, соблюдение пауз, правильное интонирование. Это необходимо для формирования у учащихся фонетических навыков, становления устной речи на иностранном языке.
Приведём пример отработки некоторых английских звуков с использованием элементов театрализации. Во время наблюдения за речью учащихся было выявлено, что им трудно произносить звуки [9] и [б], [д]. В связи с этим было решено в более доступной форме объяснить, как правильно произносить эти звуки.
Фрагмент урока 7.
Teacher: Students, do you know how the bell rings?
Students: Yes, teacher.
Teacher: Who can tell me how the bell
rings?
Masha: Ding-ding-ding.
Teacher: It's great, Masha. Students, let's say together: ding-ding-ding.
Students: Ding-ding-ding.
Teacher: Ребята, мы с вами тренировались воспроизводить звон колокольчика, ding-ding-ding, чтобы научиться правильно произносить звук [д]. Звонкий звук [д] - это объединение двух звуков [n] и [g].
Давайте вместе споём песенку со звуком [д] и заодно потренируемся его произносить. Let's together!
Are you sleeping? Are you sleeping, Brother John, Brother John? Morning bells are ringing, Morning bells are ringing, Ding-ding-dong, Ding-ding-dong.
Использование подобного рода объяснений и упражнений показало, что четвероклассники хорошо запоминают произношение английских звуков; впоследствии это приводит к быстрому совершенствованию фонетических навыков.
В заключение подчеркнём, что все представленные в статье упражнения прошли апробацию в школе с. Старый Аманак. Результаты их использования оказались положительными и подтвердили, что эффективность обучения английскому языку и интерес к изучению предмета значительно повышается за счет планомерного применения на уроках иностранного языка на младшей ступени обучения элементов театральных технологий.
* * *
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/цокументы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 15.02.2021).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/718464 (дата обращения: 20.12.2020).
3. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М. : Просвещение, 1989.
234 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. 256 с.
5. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса : монография. Волгоград : Перемена, 1995. 152 с.
6. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М. : Филоматис, 2010. 111 с.
7. 11. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. М. : Просвещение, 2008. 193 с.
8. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. URL: https://www.titul.rU/uploads/journal/8/Journal_08_4_33.pdf (дата обращения: 14.02.2021).
9. Методическая копилка. Виды универсальных учебных действий. URL: https://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html (дата обращения: 20.03.2021).
10. Кашина Е.Г. Театральный контекст профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка. Самара : Офорт : Самарский гос. ун-т, 2003. 156 с.
11. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М. : Филоматис, 2004.
416 с.
12. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М. : Просвещение, 1988. 207 с.
13. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранному языку // Обучение иностранному языку в школе, вузе. СПб. : Каро, 2001. C. 110 - 118.
14. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М. : Просвещение, 1997. 290 с.
15. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М. : Владос, 2004. 688 с.
16. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанёва Н.Н. Enjoy English - 4 : учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. Обнинск : Титул, 2008. 144 с.
17. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам. М. : Просвещение, 1991. 287 с.
18. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Ростов н/Д : Феникс ; М. : Глосса Пресс, 2010. 640 с.
19. Лапшова Н.К. Обучение младших школьников культуре иноязычной письменной речи: на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 214 с.
20. Кашина Е.Г. Театральные технологии в методике преподавания иностранного языка. Современный театр для детей: диалог театра и школы. URL: https://samart.ru/node/508 (дата обращения: 30.03.2021).