Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ФСИН К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ФСИН К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая готовность курсантов ФСИН / профессиональное мышление / профессионально значимые качества курсантов / psychological readiness of cadets of the Federal Penitentiary Service / professional thinking / professionally significant qualities of cadets

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башмакова А.В.

Исследование посвящено проблемам психологической готовности курсантов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) к профессиональной деятельности. Результаты свидетельствуют о наличии проблем и необходимости достижения успеха в профессиональной деятельности. Обсуждены представления о социально-психологической поддержке целевых установок профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Башмакова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE TRAINERS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

The study is devoted to the problems of psychological readiness of cadets of the Federal Penitentiary Service for professional activities. The results indicate the presence of problems and the need to achieve success in professional activity. The concept of socio-psychological support of the target attitudes of professional activity was discussed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ФСИН К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ФСИН К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. БАШМАКОВА* ФКОУ ВО «Академия права и управления ФСИН России», Москва

Исследование посвящено проблемам психологической готовности курсантов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) к профессиональной деятельности. Результаты свидетельствуют о наличии проблем и необходимости достижения успеха в профессиональной деятельности. Обсуждены представления о социально-психологической поддержке целевых установок профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическая готовность курсантов ФСИН, профессиональное мышление, профессионально значимые качества курсантов.

DOI:

Введение

В настоящее время, по данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), в учреждениях содержится порядка 628956 человек, отмечается рост преступлений с 83,9 до 86,7%. Теоретические исследования и сложившаяся практика подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности осуществляется недостаточно эффективно. В связи с этим возрастает актуальность разработки научно-методологических основ подготовки курсантов для службы в ФСИН.

Формирование готовности к будущей профессиональной деятельности должно осуществляться посредством социального ориентирования, установления контакта, регулирования конфликтных ситуаций. Б.Г. Ананьев [1] считал, что готовность курсантов к прохождению службы требует формирования социогенного потенциала личности. Профессиональную направленность характеризуют особенности мыш-

© Башмакова А.В., 2021

* Для корреспонденции:

Башмакова Александра Викторовна

Адъюнкт, ФКОУ ВО «Академия права и управления

ФСИН России»

E-mail: abogatyryova@bk.ru

ления, такие как уровни развития психики, интеллектуальные и физические силы, внешняя привлекательность. И.А. Зимняя [2] полагала, что интенсивность социализации является главным условием готовности курсантов ФСИН, поскольку, обладая высокой познавательной мотивацией, социальной активностью, интеллектуальной и социальной зрелостью, развиваются сознательные мотивы поведения. Анализ научно-методической, специальной литературы показал, что в условиях традиционного обучения важна специально организованная подготовка курсантов [3, 4].

Цель исследования состояла в обосновании проблем психологической готовности курсантов ФСИН к профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить проблемы психологической готовности курсантов при организации морально-психологического обеспечения ФСИН.

2. Проанализировать нравственные, моральные и психологические проблемы в подготовке курсантов к профессиональной деятельности в ФСИН.

3. Обосновать необходимость совершенствования психологической готовности

курсантов ФСИН и недостаточную разработанность программ, способствующих этому.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что требования ФГОС ВО к подготовке курсантов ФСИН к будущей профессиональной деятельности будут эффективны, если средствами ситуационного проектирования выявить проблемы психологической готовности.

Методика

Для выявления проблем психологической готовности курсантов ФСИН использовали методы Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, В.А. Бородина, К.Г. Валеева, В.В. Попова, В.Е. Уткина. Исследование организовано таким образом, чтобы получить результаты различных направлений психологии, а именно: психодинамического, поведенческого и опытного или экзистенциально-гуманистического направления.

Объем выборки составил 126 курсантов ФСИН, обучающихся на 1, 2 и 3 курсах.

Результаты и обсуждение

Организация морально-психологического обеспечения личного состава подразделений ФСИН содержит серьезные проблемы по манипулированию сознания курсантов через угрозы в преследовании, изменению отношений к исполнению чувства долга, мотивации к службе в целом, а также общему снижению морально-психологического уровня сознания.

Актуальные проблемы психологической подготовки курсантов ФСИН выражены:

1. Мотивационно-целевым критерием, то есть курсанты ФСИН допускают много ошибок и не понимают сущностных характеристик явлений и процессов, не могут применять методы анализа, сравнения и обобщения и сформулировать заключение.

2. Организационно-методическим критерием, то есть курсанты ФСИН недо-

статочно владеют навыками оформления демонстрационного материала, не могут четко отвечать на вопросы, не понимают сущностных характеристик явлений и процессов.

3. Результативным критерием, то есть курсанты ФСИН допускают ошибки в понимании сущностных характеристик явлений и процессов. Не способны применить соответствующие методы анализа, сравнения и обобщения, не могут прийти к заключению. Они затрудняются при формулировании личной оценки с тенденцией к заниженной самооценке.

4. Информация зачитывается, демонстрационный материал не оформлен или оформлен плохо, неграмотно, Курсант не может четко ответить на вопросы, не умеет применять методы и методики (техники).

Исследование показало, что курсанты в процессе прохождения практики:

а) проявили интерес к дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, служебному долгу как составляющие мотивационно-ценност-ного компонента;

б) субъективно оценили экстремальные ситуации, неподвластные своим эмоциям, нередко попадали в состояние аффекта как составляющие эмоционально-волевого компонента;

в) обнаружили выносливость, ловкость, наличие навыков и умений применять боевые приемы как составные части физической подготовки.

В результате были установлены проблемы профессиональной компетентности курсантов ФСИН:

- низкая мотивация к достижению успеха в жизни;

- пониженная эмоциональная устойчивость и неразвитые волевые качества самостоятельности, дисциплинированности, терпеливости;

- недостаточно развитая инициативность и любознательность;

- наличие конфликтности и низкой самооценки;

Проблема психологической готовности курсантов фсин к будущей профессиональной деятельности

- неспособность к решению профессионально-личностных задач с использованием профессионального и жизненного опыта и личностно-профессиональных качеств.

Научная новизна исследования нашла выражение в констатации следующих обстоятельств. Было обосновано понятие «психологическая готовность курсантов» - определенное психическое состояние, соответствующее образу профессиональной деятельности, развитию внутреннего настроя на достижение успеха в профессиональной деятельности; формирование представлений о социально-психологической поддержке целевых установок профессиональной деятельности.

Также был обнаружен психологический потенциал к профессиональной деятельности курсантов ФСИН. Потенциал связан с целым набором упорядоченных знаний и умений:

- умение применять методы индивидуальной психологической подготовки перед выполнением боевой задачи;

- рациональное использование базовых техник оказания помощи;

- устойчивость к боевому стрессу;

- нервно-психическая уравновешенность и выработка поведенческой регуляции с высоким уровнем работоспособности и толерантности к психическим и физическим нагрузкам.

Все это как бы входит в расширенное понятие об обычном здравом смысле, но в условиях воинской дисциплины и не-ускоснительного соблюдения уставных требований приобретает основополагающий характер и закладывает фундамент формирования будущего надежного хранителя правопорядка и, если рассматривать вопрос шире, то защитника отечества в целом.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в практике целевой комплексной программы по разрешению проблем психологической готовно-

сти курсантов ФСИН к будущей профессиональной деятельности.

Заключение

Таким образом, профессионально-поведенческая компетентность курсантов ФСИН формируется посредством психологической подготовки к решению профессиональных задач, к успешному выполнению профессиональных функций, адекватному применению приобретенных практических навыков. Овладение набором знаний определяет способность и готовность курсантов устанавливать контакты с субъектами, участие в принятии решений и регулировании конфликтов ненасильственным путем.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернетжурнал «Эйдос». - 2006. - № 5. - С. 24-26.

3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - 700 с. - С. 176-180, С. 538-548.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. - 2012. -31.12. - № 303(5976).

References

5. Anan'yev BG. Chelovek kak predmet poznaniya. St. Petersburg: Piter, 2001: 288 (in Russian).

6. Zimnyaya IA. Klyuchevyye kompetentsii -novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya. Internetzhurnal «Eydos» 2006; 5:24-26. (in Russian).

7. Il'in YeP. Psikhologiya individual'nykh razlichiy. St. Petersburg: Piter, 2004: 700. 176180. 538-548 (in Russian).

8. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g № 273-FZ. Rossiyskaya gazeta 2012, 31.12; 303(5976) (in Russian).

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE TRAINERS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

A.V. BASHMAKOVA Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow

The study is devoted to the problems of psychological readiness of cadets of the Federal Penitentiary Service for professional activities. The results indicate the presence of problems and the need to achieve success in professional activity. The concept of socio-psychological support of the target attitudes of professional activity was discussed.

Keywords: psychological readiness of cadets of the Federal Penitentiary Service, professional thinking, professionally significant qualities of cadets.

Address:

Bashmakova A.V.

Adjunct, Academy of Law and Management

of the Federal Penitentiary Service of Russia

E-mail: abogatyryova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.