Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В ВУЗАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ'

ПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В ВУЗАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / КУРСАНТЫ / ВУЗЫ ФСИН РОССИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грек Александр Дмитриевич

В статье выявлены показатели, определяющие эффективность процесса профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России. К ним относятся: высокий уровень методической и профессиональной подготовленности преподавателей; хорошее владение приемами педагогического воздействия на курсантов; владение навыками коммуникативного взаимодействия с курсантами; хорошо развитые умения психологического воздействия на курсантов с учетом их темперамента. Важны также учет в процессе профессионального развития курсантов специфики их деятельности после окончания вуза, а также умения вызвать и поддерживать у курсантов интерес к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грек Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS DETERMINING THE EFFECTIVENESS OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CADETS IN UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article revealed indicators that determine the effectiveness of the process of professional development of cadets in universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. These include: a high level of methodological and professional training of teachers; Good knowledge of teaching techniques for cadets; knowledge of communication skills with cadets; well-developed skills of psychological influence on cadets taking into account their temperament. It is also important to take into account in the professional development of cadets the specifics of their activities after graduation, as well as the ability to arouse and maintain interest in future professional activities among cadets.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В ВУЗАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ»

athletes of Russian national teams", Sports medicine: science and practice, No. 3, рр. 112-118.

2. Golovachev, A.I., Kolykhmatov, V.I. and Shirokova, S.V. (2019), "Features of achievement of model indices of physical readiness of highly qualified female racers in preparation for the Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), рр. 43-48.

3. Gursky, A.V. (2013), "Application of model characteristics to improve the sports and technical skill of skiers-racers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (96), рр. 31-35.

4. Iordanskaya, F.A. (2018), "Monitoring of functional readiness of highly qualified athletes and improvement of software in the process of training activities", Sports Science Bulletin, No. 5, рр. 37-44.

5. Popov, D.V., Grushin, A.A. and Vinogradova, O.L. (2014), Physiological basis for assessing aerobic capabilities and selection of training loads in skiing and biathlon, Soviet sport, Moscow.

6. Popov, D. V. and Zagursky, N.S. (2015), "Organization of physiological testing of biathletes and skiers", Modern system of sports training in biathlon, Materials of the IV All-Russian scientific-practical conference, Omsk, April 23-24, 2015, Omsk. рр. 236-248.

7. Sereda, A.P., Matvienko, S.V., Gorbunov, G.D. and Morozov, O.S. (2016), "Telemonitoring of the functional state of highly qualified athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (137), рр. 169-175.

8. Fomichenko T.G., Shestakov M.P., Abalyan A.G. (2010), "Modern approaches to improving the system of scientific and methodological support for the training of sports teams of Russia", Bulletin of sports science, No. 5 (5), рр. 3-6.

9. Yarmolinsky V.I., Lebedev A. Yu. (2016), "Gadgets and mobile applications for operational control of health and heart function", Actual problems of physical education, sport and tourism: collection of articles; materials of the VI International scientific-practical conference, 6-7 October 2016, Mozyr, рр. 253-256.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.11.2020

УДК 378

ПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В ВУЗАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Александр Дмитриевич Грек, соискатель, Псковский филиал Академии ФСИН России

Аннотация

В статье выявлены показатели, определяющие эффективность процесса профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России. К ним относятся: высокий уровень методической и профессиональной подготовленности преподавателей; хорошее владение приемами педагогического воздействия на курсантов; владение навыками коммуникативного взаимодействия с курсантами; хорошо развитые умения психологического воздействия на курсантов с учетом их темперамента. Важны также учет в процессе профессионального развития курсантов специфики их деятельности после окончания вуза, а также умения вызвать и поддерживать у курсантов интерес к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: показатели; эффективность процесса профессионального развития; курсанты; вузы ФСИН России; педагогическая деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p147-150

INDICATORS DETERMINING THE EFFECTIVENESS OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CADETS IN UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Alexander Dmitrievich Grek, the competitor, Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

Abstract

The article revealed indicators that determine the effectiveness of the process of professional development of cadets in universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. These include: a high level of methodological and professional training of teachers; Good knowledge of teaching techniques for cadets; knowledge of communication skills with cadets; well-developed skills of psychological influence on cadets taking into account their temperament. It is also important to take into account in the professional development of cadets the specifics of their activities after graduation, as well as the ability to arouse and maintain interest in future professional activities among cadets.

Keywords: indicators; the effectiveness of the professional development process; cadets; universities of the Federal Penitentiary Service of Russia; pedagogical activity.

Изменения, происходящие в вузах ФСИН России, требуют от теории и практики организации образовательного процесса с курсантами новых подходов к решению задач их профессионального развития. Решение этих задач будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса с курсантами в вузах ФСИН России и улучшению качества подготовки выпускников к будущей профессиональной деятельности.

Способность системы обучения в вузах ФСИН России удовлетворить потребности курсантов в профессиональном развитии определяет эффективность образовательного процесса. Таким образом, в настоящее время особое значение приобретают вопросы, связанные с изучением показателей, определяющих эффективность профессионального развития в вузах ФСИН России.

Понятно, что эффективность профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России во многом зависит от качественных показателей готовности преподавателей к педагогической деятельности. В современных условиях деятельность многих преподавателей в вузах ФСИН России отличается недостаточным уровнем эффективности. Это негативно сказывается на качестве образовательного процесса и профессионального развития курсантов вузов ФСИН России в целом. Поэтому требуется поиск путей выхода из данной ситуации.

Для решения этой задачи проводился корреляционный анализ связи отдельных показателей готовности преподавателей к педагогической деятельности, определяющих эффективность процесса профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России. В ходе исследовательской работы к опросу было привлечено 43 респондента. В основном это были преподаватели разных вузов ФСИН России. Эффективность процесса профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России оценивалась по степени достижения цели обучения на каждом этапе обучения курсантов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ корреляционной связи эффективности процесса профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России с основными показателями деятельности педагогов (n=43)_

Ранг Показатели деятельности преподавателей в вузах ФСИН России Эффективность процесса профессионального развития

1 Высокий уровень методической и профессиональной подготовленности преподавателей +0,79

2 Хорошее владение приемами педагогического воздействия на курсантов +0,67

3 Владение навыками коммуникативного взаимодействия с курсантами +0,58

4 Хорошо развитые умения психологического воздействия на курсантов с учетом их темперамента +0,43

5 Учет в процессе профессионального развития курсантов специфики их деятельности после окончания вуза +0,38

6 Умения вызвать и поддерживать у курсантов интерес к будущей профессиональной деятельности +0,34

Проведенное исследование показало, что наиболее важными показателями являются: высокий уровень методической и профессиональной подготовленности преподавателей; хорошее владение приемами педагогического воздействия на курсантов; владение

навыками коммуникативного взаимодействия с курсантами; хорошо развитые умения психологического воздействия на курсантов с учетом их темперамента. Важны также учет в процессе профессионального развития курсантов специфики их деятельности после окончания вуза, а также умения вызвать и поддерживать у курсантов интерес к будущей профессиональной деятельности.

Практика показала, что высокий уровень методической и профессиональной подготовленности преподавателей является основой улучшения качества образовательного процесса в вузах ФСИН России. Высокий уровень методической и профессиональной подготовленности преподавателей в вузах ФСИН России позволяет творчески решать образовательные задачи, имеющие большую ценность для улучшения качества профессионального развития курсантов.

Практика показала, что хорошее владение приемами педагогического воздействия на курсантов, которые необходимы преподавателям вузов ФСИН России, является одним из важнейших показателей повышения эффективности профессионального развития курсантов. Данный показатель требует проявления от преподавателей педагогического таланта и мастерства.

Теорией и практикой образовательного процесса в вузах ФСИН России установлено, что высокий уровень владения преподавателями навыками коммуникативного взаимодействия с курсантами является важнейшим показателем повышения эффективности образовательного процесса в вузах ФСИН России. Практические возможности каждого преподавателя в полной мере раскрываются лишь при высоком уровне владения навыками коммуникативного взаимодействия с курсантами.

Оптимальное сочетание возможностей конкретного педагога и условий, в которых он находится, создают наиболее благоприятную среду для повышения эффективности образовательного процесса и профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России. Поэтому руководству вузов ФСИН России необходимо обращать внимание на педагогическое мастерство каждого преподавателя. Кроме того, следует создавать необходимые условия для полной реализации своего таланта каждым педагогом вуза ФСИН России.

Хорошо развитые умения психологического воздействия на курсантов с учетом их темперамента предполагают применение индивидуального подхода к ним в ходе обучения в вузе. Индивидуальный подход к обучению курсантов основан на целенаправленном изучения личности курсантов. Следует всесторонне изучать их возможности, знать их темперамент. Этот показатель не только влияет на эффективность профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России, но и требует определенных знаний из области психологии. С целью обеспечения развития умений психологического воздействия на курсантов с учетом их темперамента преподавателям вузов ФСИН России необходимо постоянно работать над повышением уровня своих знаний из области психологии.

Учет в процессе профессионального развития курсантов специфики их деятельности после окончания вуза является также одним из важнейших показателей повышения эффективности образовательного процесса в вузах ФСИН России. Наличие данного показателя лежит в основе развития профессиональной направленности процесса профессионального развития курсантов, в вузах ФСИН России и способствует реализации принципа ориентированности на профессию и преданности ей.

Значимым показателем является умение вызвать и поддерживать у курсантов интерес к будущей профессиональной деятельности в организациях, учреждениях и подразделениях ФСИН России. Суть проблемы заключается в том, что преподаватель организует процесс профессионального совершенствования курсантов в вузах ФСИН России. Он практически реализует целенаправленное педагогическое взаимодействие с курсантами на всех этапах их профессионального развития. Тем самым преподаватель побуждает к активности курсантов. Он должен применять весь свой педагогический талант для под-

держания у курсантов постоянного интереса к будущей профессиональной деятельности в организациях, учреждениях и подразделениях ФСИН России на протяжении всего времени их обучения в вузе.

Таким образом, исследования показали, что эффективность процесса профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России зависит от представленных выше показателей. Изучение и правильное использование этих показателей должно обеспечивать базу для повышения эффективности процесса профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России.

ВЫВОД. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости применения выявленных показателей, для определения основных направлений повышения эффективности процесса, обеспечивающего профессиональное развитие курсантов в вузах ФСИН России.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.11.2020

УДК 378

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Евгения Витальевна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент, Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, Константин Алексеевич Звягин, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Научно-исследовательская работа студентов способствует углублению теоретических знаний, развитию умений и навыков решения актуальных задач с помощью научных изысканий, обоснования полученных результатов, грамотного изложения результатов научных исследований и т.п. Цель исследования - апробация модели организации научно-исследовательской работы студентов младших курсов педагогического вуза. Сетевая модель способствует повышению эффективности организации научно-исследовательской работы студентов младших курсов педагогического вуза.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, бакалавриат, педагогическое образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p150-153

MODEL FOR THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Evgenia Vitalyevna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, Natalya Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, Konstantin Alekseevich Zvyagin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The research work of students contributes to the deepening of theoretical knowledge, the development of skills and abilities to solve urgent problems with the help of scientific research, substantiation of the results obtained, a competent presentation of the results of scientific research, etc. The purpose of the study is to test the model of organizing research work of junior students of a pedagogical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.