Научная статья на тему 'Показатели готовности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России к профессиональной деятельности'

Показатели готовности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / INDICATORS OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / CADETS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENAL CORRECTION SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / MEANS OF PHYSICAL AND PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грек Александр Дмитриевич, Эрастов Антон Евгеньевич, Колодовский Александр Александрович, Романов Кирилл Игоревич

В статье представлены результаты исследования по обоснованию показателей готовности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России к профессиональной деятельности. К ним относятся: физическая готовность к профессиональной деятельности; хорошее владение своим эмоциональным состоянием, выдержка и уверенность в своих силах; умение в ходе службы проявлять волевые качества; высокий уровень профессиональной компетентности и ответственности при решении служебных вопросов; хорошо развитая профессиональная направленность на инициативное решение служебных задач. Респонденты также обратили внимание на высокую дисциплинированность во время решения служебных вопросов и самоконтроль своих действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грек Александр Дмитриевич, Эрастов Антон Евгеньевич, Колодовский Александр Александрович, Романов Кирилл Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of readiness of cadets of educational organizations of Federal Penitentiary Service of the Russian Federation for professional activity

The article presents the results of the study on the justification of the indicators of readiness of cadets of educational organizations of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation for professional activity. These include physical readiness for professional activities; Good knowledge of their emotional state, restraint and self-confidence; Ability to exercise will qualities during the service; High level of professional competence and responsibility in dealing with official matters; Well-developed professional focus on proactive solution of service tasks. Respondents also drew attention to the high discipline during the resolution of official issues and self-control of their actions.

Текст научной работы на тему «Показатели готовности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России к профессиональной деятельности»

УДК 796.011.3

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александр Дмитриевич Грек, соискатель, Антон Евгеньевич Эрастов, кандидат педагогических наук, Александр Александрович Колодовский, кандидат педагогических наук, Кирилл Игоревич Романов, соискатель, Псковский филиал академии Федеральной службы исполнения наказаний, г. Псков

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по обоснованию показателей готовности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России к профессиональной деятельности. К ним относятся: физическая готовность к профессиональной деятельности; хорошее владение своим эмоциональным состоянием, выдержка и уверенность в своих силах; умение в ходе службы проявлять волевые качества; высокий уровень профессиональной компетентности и ответственности при решении служебных вопросов; хорошо развитая профессиональная направленность на инициативное решение служебных задач. Респонденты также обратили внимание на высокую дисциплинированность во время решения служебных вопросов и самоконтроль своих действий.

Ключевые слова: показатели готовности к профессиональной деятельности, курсанты, образовательные организации, Федеральная служба исполнения наказаний России, средства физической и профессиональной подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.71-74

INDICATORS OF READINESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR

PROFESSIONAL ACTIVITY

Alexander Dmitrievich Greek, the competitor, Anton Evgenyevich Erastov, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Aleksandrovich Kolodovsky, the candidate of pedagogical sciences, Kirill Igorevich Romanov, the competitor, Pskov branch of Academy of the Federal

Penitentiary Service of Russia

Abstract

The article presents the results of the study on the justification of the indicators of readiness of cadets of educational organizations of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation for professional activity. These include physical readiness for professional activities; Good knowledge of their emotional state, restraint and self-confidence; Ability to exercise will qualities during the service; High level of professional competence and responsibility in dealing with official matters; Well-developed professional focus on proactive solution of service tasks. Respondents also drew attention to the high discipline during the resolution of official issues and self-control of their actions.

Keywords: indicators of readiness for professional activity, cadets, educational organizations of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation, means of physical and professional training.

Предварительные исследования показали, что процесс профессионального развития будущих офицеров для ФСИН России, недостаточно эффективен [1]. Отзывы на выпускников вузов ФСИН России свидетельствуют, что многие из них неуверенно решают служебные задачи [2]. По полученным нами данным «успешно» исполняют свои обязанности в среднем 61% выпускников, «удовлетворительно» - 28%, «слабо» - 11%. Выпускники неуверенно решают задачи по правильному общению с осужденными (до 23%), не обладают выдержкой (до 40%), зачастую не имею высокой профессиональной направленности. До 33% выпускников недостаточно физически подготовлены. Часто молодые офицеры страдают личной недисциплинированностью, плохо обучены вопросам укрепления

правопорядка в исправительных учреждениях. Наиболее часто указываются следующие недостатки: снижение мотивации к службе в исправительных учреждениях ФСИН России; недостаточно высокий уровень личной профессиональной подготовки выпускников; низкий уровень развития волевых, морально-деловых качеств; недостаточность специальных знаний и другие.

Эффективность процесса подготовки курсантов зависит от показателей, оценивающих их уровень готовности к профессиональной деятельности [1]. Поэтому в настоящее время особое значение приобретают вопросы, связанные с изучением показателей готовности курсантов к профессиональной деятельности.

Эффективность процесса подготовки курсантов к профессиональной деятельности во многом зависит от качественных показателей их готовности к профессиональной деятельности [2]. В настоящее время имеется большое количество показателей готовности курсантов к профессиональной деятельности, которые не имеют четкой градации по степени своего влияния на эффективность профессиональной деятельности. Это явление требует специального изучения.

Для решения этой задачи проводился корреляционный анализ связи отдельных показателей, определяющих готовность курсантов к профессиональной деятельности и их влияние на эффективность служебной деятельности. В ходе исследовательской работы к опросу было привлечено 38 респондентов. В основном это были начальники подразделений ФСИН России, у которых проходили службу в течение года выпускники вузов ФСИН России. Они оценивали эффективность процесса подготовки курсантов к профессиональной деятельности. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ корреляционной связи эффективности служебной деятельности выпускников вузов ФСИН России с основными показателями готовности к профессиональной деятельности (п=38)__

Ранг Показатели готовности к профессиональной деятельности Эффективность служебной деятельности выпускников

1 Физическая готовность к профессиональной деятельности +0,71

2 Хорошее владение своим эмоциональным состоянием, выдержка и уверенность в своих силах +0,68

3 Умение в ходе службы проявлять волевые качества +0,57

4 Высокий уровень профессиональной компетентности и ответственности при решении служебных вопросов +0,43

5 Хорошо развитая профессиональная направленность на инициативное решение служебных задач +0,37

6 Высокая дисциплинированность во время решения служебных вопросов и самоконтроль своих действий +0,35

Проведенное исследование позволило выявить показатели, определяющие эффективность процесса подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России к профессиональной деятельности. К ним относятся: физическая готовность к профессиональной деятельности; хорошее владение своим эмоциональным состоянием, выдержка и уверенность в своих силах; умение в ходе службы проявлять волевые качества; высокий уровень профессиональной компетентности и ответственности при решении служебных вопросов; хорошо развитая профессиональная направленность на инициативное решение служебных задач. Респонденты также обратили внимание на высокую дисциплинированность во время решения служебных вопросов и самоконтроль своих действий.

Практика показала, что высокий уровень физической готовности курсантов к профессиональной деятельности являются основой их готовности успешного решения служебных задач [2-4]. Нерегламентированный рабочий день предъявляет высокие требования к уровню физической готовности выпускников образовательных организаций ФСИН России [2].

Хорошее владение своим эмоциональным состоянием, выдержка и уверенность в своих силах является одним из важнейших показателей, определяющим высокую степень

готовности выпускников вузов ФСИН России к профессиональной деятельности. Поэтому в ходе обучения в вузах ФСИН России следует обращать пристальное внимание на воспитание у курсантов владения своим эмоциональным состоянием, выдержки и уверенности в своих силах. Физическая подготовка обладает большим ресурсом для воспитания этих качеств [3, 4].

Теорией и практикой подготовки курсантов в вузах ФСИН России к профессиональной деятельности установлено, что умение в ходе службы проявлять волевые качества является важнейшим показателем их готовности к профессиональной деятельности. Реальные возможности в ходе службы каждого выпускника в полной мере раскрываются лишь при высоком уровне умения в ходе службы проявлять волевые качества [2].

Умение в ходе службы проявлять волевые качества создают наиболее благоприятную среду для решения сложных задач. Поэтому преподавательскому составу вузов ФСИН России необходимо уделять особое внимание формированию волевых качеств у курсантов. Кроме того, необходимо уметь создавать условия для их проявления в процессе обучения курсантов в образовательных организациях ФСИН России [2, 3].

Высокий уровень профессиональной компетентности и ответственности при решении служебных вопросов должны лежать в основе целенаправленной подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России к профессиональной деятельности [2]. Следует учитывать, что этот показатель готовности курсантов к профессиональной деятельности является еще и важнейшим элементом, определяющим эффективность их подготовки в вузах ФСИН России.

Хорошо развитая профессиональная направленность на инициативное решение служебных задач является также одним из важнейших показателей повышения эффективности подготовки курсантов, образовательных организаций ФСИН России к профессиональной деятельности. Это лежит в основе готовности курсантов к профессиональной деятельности и способствует реализации принципа специальной направленности обучения в вузах ФСИН России [2].

Очень важной является роль педагога в подготовке курсантов образовательных организаций ФСИН России к профессиональной деятельности. Суть проблемы заключается в том, что педагоги разных кафедр организуют процесс профессионального совершенствования курсантов. Они практически реализуют целенаправленное педагогическое взаимодействие с курсантами: помогают им, подсказывают в ходе профессиональной подготовки. Тем самым педагоги побуждают к активности курсантов, воспитывают у них высокую дисциплинированность во время решения служебных вопросов и формируют навыки самоконтроля своих действий [1].

Таким образом, проведенные исследования показали, что в центре внимания подготовки курсантов к профессиональной деятельности должен быть педагог. Изучение показателей готовности курсантов должно обеспечивать основу для повышения эффективности их подготовки к профессиональной деятельности в вузах ФСИН России.

ВЫВОД. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости использования выявленных показателей для обоснования направлений повышения эффективности подготовки курсантов, в вузах ФСИН России к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.

3. Bakaev, V.V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of subsituation of hydrogenous locomotion / V.V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology. - Opatija, Croatia, 2017. - P. 763-767.

4. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 1177-1185.

REFERENCES

1. Bolotin A.E. and Sivak A.N. (2013), "Typological signs of educational environment necessary for effective professional development of cadets in universities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.

2. Bolotin A.E. and Petrenko A.V. (2014), "Pedagogical Model of Military-Professional Training of Units of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Counter-Terrorism Operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.

3. Bakayev V.V. and Bolotin A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.

4. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), 16(4), Art. 188, pp.1177-1185.

Контактная информация: kolodovskiy@list.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2019

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ЗАДАНИЙ

Юрий Эдуардович Гудков, кандидат педагогических наук, доцент, Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Андреевна Мунирова, тренер-преподаватель, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Алла Николаевна Кленина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Шафигуллаевна Подледнова, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный

университет, Владивосток

Аннотация

Целью исследования являлось обоснование разработанных занятий оздоровительным бегом с использованием квест-заданий, направленных на психофизическое восстановление и развитие общей выносливости школьников 14-15 лет. В статье рекреационный эффект разработанных занятий оздоровительным бегом с использованием квест-заданий определялся по тесту дифференциальной самооценки функционального состояния, так же были проведены педагогические контрольные испытания для выявления особенностей влияния разработанных занятий на показатели общей выносливости и физического состояния. Тестирование и контрольные испытания проводились до и после сравнительного педагогического эксперимента. Была доказана эффективность влияния разработанных занятий оздоровительным бегом с использованием квест-заданий на психофизическое восстановление и развитие общей выносливости школьников 14-15 лет. Результаты исследования могут быть востребованы при организации рекреационно-досуговой деятельности подростков старшего школьного возраста.

Ключевые слова: физическая рекреация, квест-задания, подростки 14-15 лет, оздоровительный бег.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.74-79

PECULIARITIES OF PHYSICAL RECREATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF HEALTHY RUNNING USING QUEST JOBS Yuri Eduardovich Gudkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tamara Mi-khailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.