Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОВЕДЕНИЕ / МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акбашева Рахила Сегидуловна

В данной статье рассматривается проблема психологических особенностей поведения подростков в системе школьного образования. Актуальность темы состоит в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста встречается с всякими сложностями, старается найти себя. Цель исследования: изучение особых психологических качеств подросткового периода, передача непростого и разноречивого характера данного этапа, его решающего воздействия на формирование индивидуума. Задачи исследования: рассмотреть формирование теоретических позиций на вопросы подросткового периода. Практическая значимость исследования заключается в том, что в статье рассматриваются психологические особенности подросткового возраста как сложного периода в развитии индивидуума, потому что на данном этапе совершается основное преобразование ранее сформировавшихся психологических строений, закладывается база осмысленного поведения, обозначается общая направленность в развитии моральных принципов и общественных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акбашева Рахила Сегидуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF ADOLESCENTS’ BEHAVIOR IN THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM

This article examines the problem of psychological characteristics of adolescents’ behavior in the school system. The relevance of the topic lies in the fact that almost every teenager, during adolescence, encounters all sorts of difficulties, tries to find himself. Purpose of the research: to study the special psychological qualities of the adolescent period, to convey the difficult and contradictory nature of this stage, its decisive influence on the formation of the individual. Research objectives: to consider the formation of theoretical positions on the issues of adolescence. The practical significance of the study lies in the fact that the article examines the psychological characteristics of adolescence as a difficult period in the development of the individual, because at this stage, the main transformation of previously formed psychological structures takes place, the basis for meaningful behavior is laid, the general direction in the development of moral principles and social attitudes are indicated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Психологические науки

УДК 159.922.8

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рахила Сегидуловна Акбашева, кандидат психологических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема психологических особенностей поведения подростков в системе школьного образования. Актуальность темы состоит в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста встречается с всякими сложностями, старается найти себя. Цель исследования: изучение особых психологических качеств подросткового периода, передача непростого и разноречивого характера данного этапа, его решающего воздействия на формирование индивидуума. Задачи исследования: рассмотреть формирование теоретических позиций на вопросы подросткового периода. Практическая значимость исследования заключается в том, что в статье рассматриваются психологические особенности подросткового возраста как сложного периода в развитии индивидуума, потому что на данном этапе совершается основное преобразование ранее сформировавшихся психологических строений, закладывается база осмысленного поведения, обозначается общая направленность в развитии моральных принципов и общественных установок.

Ключевые слова: подросток, психологические особенности, переходный возраст, поведение, моральные принципы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p410-413

PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF

ADOLESCENTS' BEHAVIOR IN THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM Rakhila Seypulovna Akbasheva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Ka-rachay-Cherkessia State University named after U.D. Alieva

Abstract

This article examines the problem of psychological characteristics of adolescents' behavior in the school system. The relevance of the topic lies in the fact that almost every teenager, during adolescence, encounters all sorts of difficulties, tries to find himself. Purpose of the research: to study the special psychological qualities of the adolescent period, to convey the difficult and contradictory nature of this stage, its decisive influence on the formation of the individual. Research objectives: to consider the formation of theoretical positions on the issues of adolescence. The practical significance of the study lies in the fact that the article examines the psychological characteristics of adolescence as a difficult period in the development of the individual, because at this stage, the main transformation of previously formed psychological structures takes place, the basis for meaningful behavior is laid, the general direction in the development of moral principles and social attitudes are indicated.

Keywords: teenager, psychological characteristics, adolescence, behavior, moral principles.

Детская психология, которая включает в себя и подростковый период, является одним из разделов возрастной психологии Возрастная психология - раздел психологической науки, изучающий эпизоды этапов психического развития и формирования индивидуума.

Втягивание подростка в круг уже не детских увлечений побуждает его к активному преобразованию взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам предъявляет большие требования к себе и к старшим, противится обращению с ним как с маленьким. Психология подростка устроена так, что подростку хочется расширить свои права согласно подчеркиваемым взрослыми его обязанностям. В качестве реакции на недопонимание со стороны взрослых у подростка часто появляются всевозможные виды протеста, непо-

слушания, неповиновения, которые выражаются в открытой агрессии. Воспитатель должен помочь родителям разрешать подобные проблемы [1].

Учитель должен стимулировать интерес всех участников к определенным проблемам, предполагающим владение определенным количеством знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. Разногласия между подростками и взрослыми появляются, к примеру, из-за расхождения их взглядов на права и обязанности детей и родителей, взрослых и детей. Главным условием предотвращения и преодоления агрессии, если она уже возникла, является переход родителя или учителя на иную манеру общения с подростком, отношение к нему как к взрослому. Это означает полную передачу подростку ответственности за свои действия и предоставление ему воли для поступков [3].

Но фактическое сохранение у подростков в их психологии и манерах недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также неумение действовать ответственно и независимо часто мешают изменению отношения подростка к взрослому и всегда вызывают агрессию с его стороны. Эта агрессия иногда может перейти в стойкий межличностный конфликт, что часто мешает личностному формированию подростка. У него появляется комплекс неполноценности, убеждение в том, что взрослые никогда не смогут его понять. В результате как раз в то время, когда подростку более всего нужно понимание и поддержка со стороны взрослых, они теряют возможность влияния на него.

В подростковом возрасте у детей вырабатываются две неодинаковые по своему смыслу для психического формирования системы связей: одна - со взрослыми, другая -со сверстниками. Обе они формируются в средних классах школы. Осуществляя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы связей часто психологически противоречат друг другу по смыслу и по регулирующим их правилам. Психология взаимоотношения с ровесниками тоже имеет свои индивидуальные особенности. Они обычно создаются как партнерские и управляются равноправием, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Так как коммуникация с друзьями дает подростку больше пользы в удовлетворении его жизненных интересов и потребностей, он удаляется от школы и от семьи, начинает больше времени уделять ровесникам.

Изолированные группы ровесников в подростковом периоде делаются более крепкими, взаимоотношения в них между детьми начинают следовать более строгим правилам. Совпадение интересов и вопросов, которые беспокоят подростков, вероятность откровенно их обсуждать, не боясь быть высмеянными, и находясь в разных связях с друзьями, - это все делает атмосферу в подобных группах более заманчивой для детей, чем общество взрослых людей [2].

Вместе с прямым интересом друг к другу, у подростков появляются два иных вида отношений: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). Коммуникация подростков превращается в независимый вид занятия, занимающий довольно много времени и осуществляющий существенную жизненную роль. При этом смысл диалога с ровесниками для подростка, обычно, превалирует, чем все другие его дела. Старший подросток не может сидеть дома, его тянет к друзьям, стремясь жить групповой жизнью. Это - типичная черта детей именно подросткового периода [6]. Неблагополучные индивидуальные связи с друзьями воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Многие дети в этом возрасте воспринимают разрыв личных отношений с друзьями как личную драму. Для того чтобы завоевать уважение ровесников, приковать к себе интерес товарищей, подросток пытается сделать все возможное и невозможное.

На первом месте в психологическом плане во взаимоотношениях подростков стоят дружеские отношения. Атмосфера подобных взаимоотношений основывается на «кодексе товарищества», в который входят уважение личного достоинства другого человека, равноправие, преданность, правдивость, порядочность, готовность прийти на помощь. В

особенности в подростковых группах порицаются эгоистичность, скупость, нарушения слова, предательство, зазнайство, склонность к командованию, отказ соглашаться с решением товарищей. Подобное поведение в группах ровесников-подростков не только отклоняется, но часто порождает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Его игнорируют, не принимают в компанию, в участие в каких-либо интересных делах [4]. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров. Близость в интересах и делах является существенным фактором дружеского сближения подростков. Иногда расположение к товарищу, жажда дружить с ним являются основаниями появления заинтересованности к делу, которым занимается товарищ. В итоге у подростка могут возникать новые познавательные интересы [5].

Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривалась проблема психологических особенностей формирования поведения подростков в системе школьного образования, явилось раскрытие и установление действенности педагогических усилий и усилий родителей на развитие духовно-нравственных качеств личности школьника.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В подростковом возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Задача воспитателя - помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи. Задача педагога стимулировать интерес всех участников к определенным проблемам, предполагающим владение определенным количеством знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лепшокова Е.А. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы IX Международной научно-практической конференции. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2017. - С. 198-202.

2. Лепшокова Е.А. Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования : материалы XIV Международной научно-практической конференции. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2018. - С. 151-157.

3. Лепшокова Е.А Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е. А. Лепшокова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 272-275.

4. Лепшокова Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования : материалы XVIII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2019. - С. 140-143.

5. Тоторкулова К.А. Воспитание основ толерантности у дошкольников средствами физического воспитания / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования : материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, 2017. - С. 285-289.

6. Тоторкулова К.А. Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева , 2017. - С. 280-285.

REFERENCES

1. Lepshokova, E.A. (2017), "Organization of play activities in a preschool educational organization", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 198-202.

2. Lepshokova, E.A. (2018), "Methodological requirements for literary texts for home reading", Traditions and innovations in the education system, materials of the XIV International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 151-157.

3. Lepshokova, E.A. (2020), "Formation of Phraseological Units in English and Russian Languages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 272-275.

4. Lepshokova, E.A. (2019), "Development of variable skills in a bilingual environment", Traditions and innovations in the education system, materials of the XIV International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 140-143.

5. Totorkulova, K.A. (2017), "The Upbringing of the foundations of tolerance among preschoolers of physical education means", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 285-289.

6. Totorkulova, K.A. (2017), "Formation of tolerance of a preschooler, prevention of aggressive behavior", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 280-285.

Контактная информация: rahila@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 25.08.2021

УДК 159.9.075

МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОР КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СПОРТСМЕНОВ

Елена Игоревна Берилова, кандидат психологических наук, доцент, Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Сергеевна Распопова, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Введение - в статье рассматриваются особенности исследования спортивной мотивации и копинг-стратегий у спортсменов. Цель исследования - изучение мотивации спортивной деятельности как регулятора копинг-стратегий у спортсменов. Методика и организация исследования - 70 спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта, в возрасте 18-20 лет. Методы психодиагностического исследования: опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса, методика «Почему я занимаюсь спортом», опросники Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач. Результаты исследования и их обсуждение - расширено представление об особенностях спортивной мотивации как регулятора копинг-стратегий у спортсменов. Выводы - мотивация спортивной деятельности является значимым регулятором копинг-стратегий у спортсменов.

Ключевые слова: копинг-стратегии, личностные ресурсы, спортсмены, мотивация самодетерминации, мотивация достижения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p413-415

MOTIVATION OF SPORTS ACTIVITY AS THE REGULATOR OF COPING STRATEGIES OF THE ATHLETES

Elena Igorevna Berilova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Julia Mi-khailovna Bosenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna Sergeevna Raspopova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

Introduction - the article discusses the features of the study of sports motivation and coping strategies in athletes. The purpose of the research is to study the motivation of sports activity as a regulator of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.