2. Lepshokova, E.A. (2018), "Methodological requirements for literary texts for home reading", Traditions and innovations in the education system, materials of the XIV International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 151-157.
3. Lepshokova, E.A. (2020), "Formation of Phraseological Units in English and Russian Languages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 272-275.
4. Lepshokova, E.A. (2019), "Development of variable skills in a bilingual environment", Traditions and innovations in the education system, materials of the XIV International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 140-143.
5. Totorkulova, K.A. (2017), "The Upbringing of the foundations of tolerance among preschoolers of physical education means", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 285-289.
6. Totorkulova, K.A. (2017), "Formation of tolerance of a preschooler, prevention of aggressive behavior", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 280-285.
Контактная информация: rahila@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 25.08.2021
УДК 159.9.075
МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОР КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СПОРТСМЕНОВ
Елена Игоревна Берилова, кандидат психологических наук, доцент, Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Сергеевна Распопова, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
Аннотация
Введение - в статье рассматриваются особенности исследования спортивной мотивации и копинг-стратегий у спортсменов. Цель исследования - изучение мотивации спортивной деятельности как регулятора копинг-стратегий у спортсменов. Методика и организация исследования - 70 спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта, в возрасте 18-20 лет. Методы психодиагностического исследования: опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса, методика «Почему я занимаюсь спортом», опросники Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач. Результаты исследования и их обсуждение - расширено представление об особенностях спортивной мотивации как регулятора копинг-стратегий у спортсменов. Выводы - мотивация спортивной деятельности является значимым регулятором копинг-стратегий у спортсменов.
Ключевые слова: копинг-стратегии, личностные ресурсы, спортсмены, мотивация самодетерминации, мотивация достижения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p413-415
MOTIVATION OF SPORTS ACTIVITY AS THE REGULATOR OF COPING STRATEGIES OF THE ATHLETES
Elena Igorevna Berilova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Julia Mi-khailovna Bosenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna Sergeevna Raspopova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Abstract
Introduction - the article discusses the features of the study of sports motivation and coping strategies in athletes. The purpose of the research is to study the motivation of sports activity as a regulator of
coping strategies in athletes. The methodology and organization of the study - 70 athletes engaged in game sports, aged 18-20 years. The methods of psychodiagnostics research: the questionnaire of coping strategies by R. Lazarus, the methodology "Why I do sports", the questionnaires by T. Ehlers for studying the motivation for achieving success and the motivation for avoiding failures. The results of the study and their discussion-the idea of the features of sports motivation as a regulator of coping strategies among athletes is expanded. Conclusions motivation of sports activity is significant regulator of the coping strategies among the athletes.
Keywords: coping strategies, personal resources, athletes, motivation self-determination, achievement motivation.
ВВЕДЕНИЕ
Спортсмены, ориентированные на достижение высоких результатов в соревновательной деятельности, характеризуются стремлением к обретению компетентности в избранном виде деятельности, получают удовольствие от ими выполняемой деятельности и от новых впечатлений [2]. В то же время следует отметить, что спортивная деятельность связана с высокими физическими и психическими перегрузками, что определяет важность выбора спортсменами конструктивных копинг-стратегий, позволяющих преодолеть трудные ситуации в спорте [1, 3].
Цель исследования - установить взаимосвязь между показателями мотивации самодетерминации, мотивации достижения и копинг-стратегий у атлетов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 70 спортсменов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, занимающихся игровыми видами спорта в возрасте 18-20 лет. Методы психологической диагностики включали в себя следующие методики: опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса, методика «Почему я занимаюсь спортом», опросники Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ средних значений изучаемых показателей позволил сделать следующее заключение. Для спортсменов характерно преобладание показателя «Внутренняя мотива-ция(знания)» (20,9 баллов), что говорит об их высоком стремлении получать новые знания через включение в деятельность. Показатель «Амотивация» (7,8 баллов) находится в диапазоне низких значений, что говорит о стремлении спортсменов добиваться результатов в спорте. Остальные показатели мотивации самодетерминации у спортсменов находятся в диапазоне средних значений.
У спортсменов установлено преобладание мотивации «Стремление к успеху» (22,7 балла) над «Мотивацией к избеганию неудач» (17,8 баллов). Наиболее предпочитаемыми копинг-стратегиями являются «Самоконтроль» (14,5 баллов), «Принятие ответственности» (8,5 баллов) и «Бегство-избегание» (10,7 баллов).
Далее, был проведен корреляционный анализ, в результате которого были установлены достоверные взаимосвязи между показателями мотивации самодетерминации, мотивации достижения и копинг-стратегиями у спортсменов. Были установлены достоверные прямые взаимосвязи между копинг-стратегией «дистанцирование» и следующими компонентами мотивации: «мотивация стремления к успеху» (r=0,29 при р< 0,05), «внутренняя мотивация (знания)» (r=0,25 при р< 0,05), «внешняя мотивация (идентификация)» (r=0,25 при р< 0,05). Это говорит о том, что у спортсменов при снижении значимости проблемы возрастает мотивация стремления к успеху, появляется стремление получать новые знания, инициированные внешними факторами.
Выявлены прямые достоверные взаимосвязи между показателями «поиск социальной поддержки» и «внутренняя мотивация (знания)» (r=0,29 при р< 0,05) и «внешняя мо-
тивация (интроекция)» (r=0,26 при р< 0,05). Это говорит о том, что чем больше спортсмены стремятся к получению новых знаний, а также включаются в спортивную деятельность под влиянием внешних факторов, тем сильнее у них выражена потребность в поддержке общества.
Выявлена прямая достоверная взаимосвязь между показателями «конфронтацион-ный копинг» и «внешней мотивацией (интроекцией)» (r=0,24 при р< 0,05). Это говорит о том, что чем сильнее у спортсменов выражено включение в деятельность под влиянием внешних факторов, тем больше вероятность выбора ими агрессивных усилий в разрешении трудной ситуации.
Выявлена прямая достоверная взаимосвязь между «мотивацией стремления к успеху» и «внутренней мотивацией (новые впечатления)» (r=0,25 при р< 0,05). Это говорит о том, что чем сильнее спортсмены мотивированы получением новых знаний и опыта через занятия избранным видом деятельности, тем сильнее будет их стремление к успеху, и тем быстрее они будут достигать своих целей.
ВЫВОДЫ
В исследовании было установлено, что для спортсменов, ориентированных на достижение успеха в избранном виде деятельности и доминированием внутренней мотивации, характерно предпочтением конструктивных копинг-стратегий, направленных на разрешение трудных ситуаций с помощью планирования решения проблемы, принятия ответственности за принятое решение, поиска социальной поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Босенко Ю.М. Личностные особенности как ресурс профессиональной самореализации спортсменов / Босенко Ю.М., Распопова А.С. // Рудиковские чтения. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Рудиковские чтения - 2019» / под общ. ред. Ю.В. Байковского, В.А. Москвина. - Москва, 2019. - С. 71-75.
2. Горская, Г.Б. Мотивационная регуляция деятельности спортсменов в спорте высших достижений: теория и практика реализации / Г.Б. Горская // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 5. - С. 27-39.
3. Леонова, Ю.А. Мотивация самодетерминации юношей, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, как фактор их конкурентоспособности в стрессовых условиях соревнований / Ю.А. Леонова, И.В. Харитонова // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2018. - № 1. - С. 136-138.
REFERENCES
1. Bosenko, Yu.M. and Raspopova, A.S. (2019), "Personal characteristics as a resource of professional self-realization of athletes", Rudikov readings. Materials of the XV All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Rudikov Readings - 2019", Moscow, pp. 71-75.
2. Gorskaya, G.B. (2017), "Motivational regulation of athletes ' activity in high-performance sports: theory and practice of implementation", Bulletin of the Pskov State University. Series: Psychological and pedagogical sciences, No. 5, pp. 27-39.
3. Leonova, Yu.A. and Kharitonova, I.V. (2018), "Motivation of self-determination of young men engaged in individual and team sports as a factor of their competitiveness in stressful competition conditions", Athletes' competitiveness resources: theory and practice of implementation, No. 1, рp. 136138.
Контактная информация: berilovanew@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.08.2021