УДК 796.01:159.9
АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ «ШКАЛА ВОСПРИЯТИЯ УСПЕХА (POSQ)»
Доктор психологических наук, профессор Г. Б. Горская,
кандидат психологических наук, старший преподаватель Ю. М. Босенко,
преподаватель Р. Н. Старостенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Раскрытие потенциальных возможностей спортсмена связано с мотивацией достижения. Спортсмены, ориентированные на достижение успеха, по многим особенностям поведения отличаются от тех, кто стремится прежде всего избежать неудачи. Для стремящихся к успеху характерно желание добиваться совершенства в любом деле. Они готовы добровольно брать на себя дополнительные обязанности ради того, чтобы личный вклад в достижение успеха был более заметным. Спортсмены, ориентированные на избегание неудачи, в ситуациях испытания своих возможностей часто чувствуют тревогу и неуверенность. Несмотря на то что исследования в области мотивации достижения начали проводиться достаточно давно, диагностических инструментов для оценки отношения спортсменов к успехам и неудачам недостаточно.
Проведено исследование психометрических свойств русскоязычной версии методики «Perception of Success Questionnaire» (POSQ) («Шкала восприятия успеха») на российской выборке спортсменов юношеского возраста высокой квалификации, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта. Адаптация проходила независимо на двух разных выборках спортсменов, в течение двух лет. Обследовано 178 спортсменов. «Шкала восприятия успеха» (POSQ) показала хорошие психометрические свойства. В статье представлены новые данные о личностных предпосылках ориентации на себя и на задачу у спортсменов юношеского возраста, подтверждающие применимость концепции целей достижения в психологии спорта и при обосновании мероприятий психологического сопровождения подготовки спортсменов. в результате исследования выявлено, что показа-
тели ориентации на себя и ориентации на задачу имеют разные взаимосвязи с параметрами личностных свойств (стратегии со-владания со стрессом, мотивация спортивной деятельности) и состояний спортсмена (субъективное благополучие, эмоциональное выгорание). Характер этих связей свидетельствует о том, что более конструктивной для спортсмена является установка на задачу. Результаты исследования раскрывают дополнительные возможности повышения устойчивости спортсменов к соревновательному стрессу и эмоциональному выгоранию за счет формирования ориентации на достижение поставленных целей. Таким образом, российские психологи спорта получили новый диагностический инструмент для точной оценки мотивации спортсменов.
Ключевые слова: мотивация; восприятие успеха; теория целей достижения; субъективное благополучие; эмоциональное выгорание; копинг-стратегии; спортсмены; юношеский возраст; индивидуальный вид спорта; командный вид спорта.
Актуальность. Спорт - конкурентная среда, которая вызывает сильные эмоции. Направленность спорта на достижение предельно высоких результатов предполагает, с одной стороны, необходимость предотвращения физических и психических перегрузок, с другой стороны, привлекает внимание исследователей к проблемам спортивной мотивации и устойчивости к стрессу [1, 2]. Спорт требует предельной самоотдачи, которая невозможна без высокой мотивации [4]. Однако усиление мотивации ведет к увеличению эмоциональной напряженности, способной вызвать дезорганизацию деятельности. Спортсмены, которые терпят поражение, переживают негативные эмоции различной
степени, в зависимости от того, как они рассматривают свои возможности и вероятность достижения успеха [9].
Поиск путей обеспечения оптимального соотношения мотивации и уровня эмоциональной напряженности деятельности спортсменов побудил специалистов в области психологии спорта обратиться к теориям мотивации, дающим ключ к решению данной проблемы. Одной из таких теорий наряду с теориями мотивации достижения и самодетерминации является теория целей достижения. Работы одного из основоположников концепции целей достижения Дж. Г. Николса [10] появились достаточно давно. Однако ее применение с целью объяснения мотивации спортивной деятельности находится в стадии обсуждения и эмпирической проверки [3, 5, 6, 7, 8, 14, 15].
Основное положение теории целей достижения состоит в том, что спортсмен может включаться в ситуации достижения либо под влиянием стремления к достижению целей, обозначаемого как ориентация на задачу, либо под влиянием стремления к самоутверждению, получившего название «ориентация на себя», или «эго-ориентация». Согласно данным исследований, ориентация на задачу и ориентация на себя по-разному сказываются как на деятельности спортсменов, так и на уровне ее психологической напряженности.
Спортсмены, ориентированные на задачу, стремятся наращивать собственное мастерство, проявляют настойчивость в достижении целей, активность в поиске средств ее достижения. Деятельность в условиях тренировок и соревнований представляется спортсменам, ориентированным на задачу, более подконтрольной, чем спортсменам, ориентированным на себя. Следовательно, они воспринимают значение ситуации как менее стрессовой.
Ориентация на себя акцентирует внимание спортсмена на достижении превосходства над другими, на межличностных сравнениях, отодвигая на второй план совершенствование мастерства. Спортсмены, ориентированные на себя, чаще, чем ориентированные на задачу, испытывают стресс, с большой вероятностью прекращают занятия спортом из-за неудач.
Исследования последних лет показали, что ориентация на задачу способствует устойчивости спортсменов к эмоциональному выгоранию, повышает вероятность конструктивных проявлений перфекционизма.
Значимость для подготовки спортсменов и повышения их устойчивости к стрессу соотношения их ориентации на себя и на задачу находится в противоречии с отсутствием методов диагностики, а также данных о психологических детерминантах этих мотивационных ориентаций.
Наше исследование посвящено адаптации опросника, направленного на выявление ориентации спортсменов на себя и на задачу, определение их личностных детерминант, установление проявлений установки на себя и на задачу в параметрах устойчивости к стрессу.
В работе использовались следующие методы: метод анализа научной и методической литературы по проблеме исследования; методы психодиагностики: «Шкала восприятия успеха», «Почему я занимаюсь спортом?», «Шкала субъективного благополучия», «Диагностика эмоционального выгорания», «Опросник способов совладания» (адаптация методики WCQ); методы математической статистики: анализ достоверности различий по t-критерию Стьюдента; корреляционный анализ по Пирсону; коэффициент Кронбаха, метод расщепления.
Исследования проводились на двух выборках. Общая совокупность исследуемых спортсменов 178 человек. База первой выборки: спортивная детско-юношеской школа олимпийского резерва по греко-римской борьбе № 3 Краснодарского края г. Краснодара, детско-юношеский клуб физической подготовки № 1, Государственное учреждение дополнительного образования спортивной направленности «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 5» департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края. В нее вошли 104 человека, из них 54 юноши и 50 девушек, занимающихся борьбой, футболом, гимнастикой, волейболом. Вторая выборка - это студенты КГУФКСТ, активно занимающиеся спортом на момент исследования. В нее вошли 74 человека, из них 40 занимаются командными видами спорта (гандбол, волейбол, футбол), 34 - индивидуальными видами спорта (плавание, гимнастика). По признаку пола вторая выборка включает 53 юноши и 21 девушку. Возрастной диапазон обеих выборок от 17 до 21 года.
Результаты исследования и их обсуждение. Опросник «Perception of Success Questionnaire» [12] направлен на установление особенностей восприятия успеха в спорте и содержит 12 вопросов. Данная методика является надежным и действенным методом для измерения восприятия достижения цели в спорте. Опросник позволяет измерить два показателя: ориентацию на себя (вопросы: 1, 2, 3, 6, 10, 11) и ориентацию на задачу (вопросы: 4, 5, 7, 8, 9, 12). При работе с методикой респонденты, отвечая на вопросы, могли выбирать один из ответов в границе от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Каждая шкала содержит по 6 вопросов, следовательно, значения показателей шкал могут варьироваться в пределах от 5 до 30 баллов.
Для того чтобы использовать опросник «Шкала восприятия успеха» на российской выборке, мы провели его адаптацию в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду процедур. Процедура адаптации включала в себя несколько этапов. На первом этапе была осуществлена подготовка предварительного варианта перевода оригинала методики «Perception of Success Questionnaire» (POSQ) на русский язык (приложение). На втором этапе мы проводили психодиагностическое исследование, сбор эмпирических данных. На третьем этапе были проведены процедуры, направленные на установление надежности по критерию внутренней согласованности русской версии опросника
«Perception of Success Questionnaire» (POSQ). Рассмотрим процедуру адаптации более подробно.
После проведения психодиагностического исследования и сбора эмпирических данных об особенностях восприятия успеха в спорте, мы составили таблицы с первичными результатами исследования, чтобы проверить переведенную на русский язык версию опросника на надежность по параметру внутренней согласованности по нескольким критериям. Во-первых, мы использовали метод расщепления. Суть данного метода состоит в том, что вопросы методики были разделены на четные и нечетные, а затем были определены коэффициенты корреляции между суммами баллов четных и нечетных вопросов (табл. 1).
Таблица 1
Показатели коэффициента корреляции баллов по четным и нечетным вопросам с суммарным баллом по шкалам «Ориентация на себя» и «Ориентация на задачу» опросника «Perception of Success Questionnaire»
Переменные Четные вопросы «Ориентация на себя» Четные вопросы «Ориентация на задачу»
1 выборка 2 выборка 1 выборка 2 выборка
Нечетные вопросы «Ориентация на себя» 0,80* 0,72* - -
Нечетные вопросы «Ориентацию на задачу» - - 0,61* 0,67*
Примечание: * достоверные коэффициенты корреляции при р <0,05.
Если методика однородна, то большой разницы в показателях по этим половинам не будет, коэффициент будет высоким, как в нашем случае. Полученные результаты достоверны. Высокие коэффициенты корреляции свидетельствуют о соответствии опросника психометрическим требованиям, что позволяет применить его для измерения мотивационных установок у спортсменов.
Во-вторых, проведенная оценка внутренней согласованности методики заключалась в установления коэффициента корреляции Пирсона между баллами за отдельные вопросы с суммарным баллом за показатель, к которому относится вопрос.
Все полученные показатели статистически значимы при р<0,05. Полученные значения коэффициентов корреляции в обеих выборках лежат в границах от 0,59 до 0,83, что отвечает основным требованиям, предъявляемым к шкалам подобного типа, и позволяет сделать вывод о достаточной внутренней согласованности опросника.
Результаты оценки внутренней согласованности опросника представлены в таблице 2.
Внутренняя согласованность опросника «Perception of Success Questionnaire» проверена при помощи коэффициента Альфа Кронбаха (Cronbach's Coefficient Alpha). Результаты позволили выяснить, насколько сгруппированные утверждения отражают каждую выделенную характеристику восприятия успеха. Полученные значения коэффициента Альфа Кронбаха по показателям методики равны 0,71 в первой выборке, варьируются от 0,68 до 0,69 во второй выборке респондентов и могут свидетельствовать о внутренней согласованности инструмента, указывающей на его надежность.
Практическая применимость диагностической методики «Шкала восприятия успеха» (POSQ) определяется не только ее надежностью, но и наличием критериев оценки получаемых результатов. Так как авторы адаптированной нами методики не предлагают ни норм, ни критериев оценки, был избран следующий способ введения оценочных критериев. Поскольку распределение данных близко к нормальному, весь диапазон значений был подразделен на 3 интервала. Критерии оценки показателей восприятия успеха представлены в таблице 3. В силу относительно небольшого объема выборки приведенные критерии мы рассматриваем как ориентировочные.
Перейдем к описанию показателей, которые были получены в нашем исследовании у спортсменов в командных и индивидуальных видах спорта (таблица 4).
Из таблицы 4 видно, что у респондентов в индивидуальном виде спорта, в обеих выборках, показатели шкалы «Ориентация на задачу» выше, чем показатели по шкале «Ориентация на себя». Такая же тенденция наблюдается у респондентов, занимающихся командными видами спорта. Это свидетельствует о том, что представители и командного и индивидуального вида спорта стремятся к достижению цели, они стараются показать свое мастерство, прикладывают усилия и способности, которые дополняют друг друга, стремятся к обучению и улучшению решения задачи. Эта цель управляет поведением по достижению, когда мастерство считается важным.
Изучив достоверность различий по t-критерию Стьюдента, мы выявили, что показатели по шкале «Ориентация на себя» достоверно выше у спортсменов в индивидуальном виде спорта по сравнению с командными видами спорта в обеих выборках. Следовательно, для таких спортсменов на первом месте находится демонстрация своих способностей другим. Эта цель движет поведением достижения в условиях, где спортсмен желает все время сравнивать свои способности со способностями других. Кроме того, и показатели по шкале «Ориентация на задачу» у респондентов из индивидуального вида спорта достоверно выше, чем у представителей командного вида спорта. Это также показывает, что у спортсменов в индивидуальном виде спорта есть цель и задачи, и они могут применять при-
Таблица 2
Показатели коэффициента корреляции между баллами по отдельным вопросам с суммарным баллом по
шкалам опросника «Perception of Success Questionnaire»
Ориентация на себя Ориентация на задачу
№ вопроса 1 выборка 2 выборка № вопроса 1 выборка 2 выборка
r r r r
1 0,60 0,60 4 0,63 0, 75
2 0,83 0,81 5 0,73 0,59
3 0,83 0,82 7 0,78 0,74
6 0,74 0,72 8 0,73 0,75
10 0,72 0,71 9 0,70 0,69
11 0,71 0,64 12 0,68 0,78
Таблица 3
Критерии оценки показателей восприятия успеха
Показатели Уровень выраженности показателей (в баллах)
низкий средний высокий
Ориентация на себя 5-15 16-26 27-30
Ориентация на задачу 5-13 14-22 23-30
Таблица 4
Средние значения показателей восприятия успеха у спортсменов
Показатель (баллы) Индивидуальный вид спорта Командный вид спорта Достоверность различий
1 выборка (n=59) 2 выборка (n=34) 1 выборка (n=45) 2 выборка (n=40)
Ориентация на себя 22,51±4,18 21,36±4 19,18±4,67 18,23+4,32 p<0,05
Ориентация на задачу 26,61±3,07 26,54±3,24 24,91±4,40 23,88+4,12 p<0,05
емлемые модели поведения, стараются быть усердными. Столкнувшись с трудностями, интересуются задачами и преследуют цель в течение долгого времени.
С целью выявления регулирующего влияния показателей состояний и личностных свойств спортсменов на особенности восприятия успеха и определения валид-ности используемого опросника «Шкала восприятия успеха», мы проанализировали результаты корреляционного анализа между показателями мотивационных установок (ориентация на себя и ориентация на задачу), спортивной мотивации, эмоционального выгорания, копинг-стратегий и субъективного благополучия у спортсменов.
Нами установлены значимые взаимосвязи между показателями восприятия успеха (ориентация на себя и на задачу) и психическими состояниями спортсменов в индивидуальном и в командном виде спорта.
В первой выборке выявлена одна прямая корреляционная связь между показателем «ориентация на себя» и копинг-стратегии «положительная переоценка», а также четыре взаимосвязи с показателем «ориентация на задачу» (прямые связи с показателями копинг-стратегий по типу «дистанцирование» и «планирование решения проблем» и обратную связь с копингом «бегство - избегание» и показателем эмоционального выгорания «уменьшение чувства достижения»). Следо-
вательно, в трудной ситуации спортсмен, движимый поведением все время сравнивать свои способности со способностями других спортсменов, переоценивает происходящие события и их итог в свою пользу. Если спортсмен ориентирован на развитие своего мастерства, то, оказавшись в трудной ситуации, старается отделиться от проблемы, чтобы разработать план действий и следовать ему пока проблема не разрешится, не избегает проблемной ситуации. Такая мотивацион-ная установка снижает эмоциональное выгорание, позволяет получать удовольствие от занятий спортом.
Во второй выборке показатель «ориентация на задачу» имеет обратную связь с таким показателем эмоционального выгорания, как уменьшение чувства достижения, а также прямую связь с эмоциональным / физическим истощением. Полученное сочетание данных свидетельствует о том, что чем больше спортсмен стремится к развитию мастерства при достижении цели, тем менее риск того, что спортсмен перестанет получать удовольствие от занятий спортом и не чувствовать собственный вклад, и тем менее вероятно будет развитие потери интереса, энергетических ресурсов и веры.
В результате анализа взаимосвязи анкеты восприятия успеха и уровня субъективного благополучия между этими параметрами была установлена прямая связь:
чем более спортсмен озабочен демонстрацией своих способностей и сравнением себя с другими, тем ниже субъективное благополучие. Полученное сочетание данных может быть весьма характерным для индивидуального вида спорта в связи с тем, что спортсмен не имеет возможности разделить ответственность за результат с членами команды, а вынужден самостоятельно не только демонстрировать свое мастерство, но и полностью нести ответственность за результат своего выступления. Выявленная нами взаимосвязь с субъективным благополучием свидетельствует о валид-ности методики, что подтверждено исследованиями, проведенными авторами методики G. C. Roberts, D. C. Treasure, H. K. Hall [13]. В связи с теоретическими положениями концепции целей достижения ориентация на задачу менее стрессогенна по сравнению с ориентацией на себя, поэтому вызывает большое эмоциональное напряжение.
Ориентация на задачу, когда спортсмен старается приобрести мастерство, а восприятие успеха зависит от изучения задачи, улучшения ее выполнения, связано с усилением в трудных ситуациях старания регулировать собственные чувства и действия, а также побуждает к выработке плана действий, и вместе с тем снижает склонность к уходу, избеганию проблемной ситуации.
Результаты корреляционного анализа у спортсменов, занимающихся индивидуальным видом спорта, показывают, что ориентация на задачу существенным образом укрепляет ресурсы спортсмена при совлада-нии с трудными ситуациями, тогда как ориентация на себя снижает устойчивость спортсмена к стрессам и вызывает напряжение.
Это проявляется в том, что ориентация на задачу имеет конструктивный характер взаимосвязей с выгоранием и копинг-стратегиями, направленными на самоконтроль и решение проблемы, тогда как ориентация на себя связана со снижением субъективного благополучия и напряжением, которое вызывает наличие проблемы.
Рассмотрим корреляционные связи между мотива-ционными установками и психическими состояниями спортсменов в командном виде спорта.
В первой выборке мы обнаружили значимые прямые корреляционные связи только с показателем «ориентация на задачу» и копинг-стратегиями по типу «поиск социальной поддержки» и «планирование решения проблемы».
Значит, восприятие успеха, зависящее от изучения и улучшения задачи, стоящей перед спортсменом в трудной ситуации, позволит направить свои действия на поиск в ближайшем окружении информационной, материальной и эмоциональной помощи и в составлении плана действий.
Показатель «ориентация на себя» в командном виде спорта не взаимосвязан с психологическим состоянием индивида.
Таким образом, спортсмены, ориентированные на задачу, характеризуются высокой внутренней мо-
тивацией и развитыми личностными регуляторами устойчивости к стрессу, что выражается в активности копинг-стратегий по типу дистанцирования и планирования решения проблем.
Во второй выборке у спортсменов в командном виде спорта взаимосвязи менее насыщенны. Установлено, что ориентация на себя имеет прямую связь с показателем выгорания «эмоциональное/физическое истощение», с показателем субъективного благополучия связей не установлено, ориентация на себя имеет взаимосвязь с конфронтационным копингом, а ориентация на задачу имеет прямую связь с копингом «Поиск социальной поддержки» и обратную связь с копингом «принятие ответственности». Полученные особенности взаимосвязи анкеты восприятия успеха и эмоционального выгорания свидетельствуют о том, что чем больше ориентация на демонстрацию мастерства и сравнение своих способностей со способностями других, тем более вероятно истощение в виде потери ресурсов, эмоционального и физического «разрушения».
Таким образом, имеет место специфика корреляционных взаимосвязей в командных и индивидуальных видах спорта. В индивидуальных видах спорта ориентация на задачу связана со снижением эмоционального выгорания и развитием конструктивных копинг-стратегий. Ориентация на себя снижает эффективность преодоления стресса за счет переоценки своих реальных возможностей.
В командном виде спорта ориентация на задачу характеризуется направленностью на поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы.
В целом, ориентация на задачу связана с большим количеством показателей выгорания, копинг-страте-гий, мотиваций, чем ориентация на себя. Полученные корреляционные связи согласуются с мнением исследователей теории цели достижения G. C. Roberts, D. C. Treasure, G. I. Balague [11, 12, 13] и подтверждают валид-ность используемого опросника.
Заключение. Проведенная процедура адаптации опросника «Шкала восприятия успеха» (POSQ) позволяет сделать вывод, что данный опросник является надежным и ценным инструментом для измерения цели достижения в спорте. Спортсмен с высокими баллами по шкале ориентации на задачу может считаться более перспективным и стабильным в своих достижениях, так как обладает внутренней мотивацией, старается продемонстрировать свое мастерство, стремится к развитию и обладает ресурсами устойчивости к соревновательному стрессу. В то время как ориентация на себя может приводить к избеганию решения легких или трудных задач, склонности не прилагать усилий, не проявлять настойчивость, а лишь демонстрировать свои спортивные возможности другим.
Таким образом, результаты исследования подтверждают характеристику ориентации на задачу как предпосылку более высокой устойчивости к соревновательному стрессу и выгоранию.
Корреляционные связи показателей ориентации
Приложение
анкета восприятия успеха (взрослая версия)
Что означает успех для Вас? Нет ответов «верно или «неверно». Мы просим Вас обвести букву, которая указывает на то, что вы думаете.
ЗАНИМАЯСЬ СПОРТОМ, Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ УСПЕШНЫМ, КОГДА:
Утверждения Полностью согласен Нейтрально Полностью не согласен
1. Я побеждаю других людей A B C D E
2. Я явно превосхожу других A B C D E
3. Я самый лучший A B C D E
4. Я усердно работаю A B C D E
5. Я явно улучшаю личные достижения A B C D E
6. Я превосхожу своих соперников A B C D E
7. Я достигаю цели A B C D E
8. Я преодолеваю трудности A B C D E
9. Я достигаю личных целей A B C D E
10. Я побеждаю A B C D E
11. Я демонстрирую другим свое превосходство A B C D E
12. Я делаю все, что в моих силах A B C D E
на себя и на задачу с показателями мотивации и устойчивости к стрессу не являются неожиданными и согласуются с положениями концепции целей достижения, что является аргументом в пользу валидности адаптированного в исследовании опросника и возможности его применения в практике психологического сопровождения подготовки спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Босенко, Ю. М. Психологический тренинг как способ формирования конструктивных реакций на успехи и неудачи у высококвалифицированных спортсменов / Ю. М. Босенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 2. - С. 84-91.
2. Горская, Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований / Г. Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 74-76.
3. Зобков, В. А. Содержательные характеристики отношения человека к деятельности / В. А. Зобков // Известия Саратовского университета. Сер. Акмеология образования, 2014. - Т. 3. - Вып. 4(12). - С. 516-518.
4. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.
5. Кабанов, Ю. Н. Личностные факторы спортивной деятельности / Ю. Н. Кабанов, О. А. Белобрыкина // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3 (15). -С. 201-205.
6. Шашков, М. В. Актуализация акмеологических компонентов готовности юного боксера к соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. В. Шашков. - Кострома, 2011. - 28 с.
7. Alkharusi, H. Validation of trichotomous framework of achievement goals for omani students/ H. Alkharusi // Educational research journal. - 2010. - №2. - Р. 263-285.
8. Cervello, E. M. Youth sport dropout from achievement goal theory/ E. M. Cervello, A. Escarti, J. Guzman // Psicothema. - 2007. - Vol. 19. - №1. - P. 66-71.
9. Dewar, A. J. The effects of achievement goals on emotions and performance in a competitive agility task / A. J. Dewar, M. Kavussanu, C. Ring //Sport, Exercise, and Performance Psychology. - Vol 2(4). - 2013. - P. 250-264.
10. Nicholls, J. G. Development and its discontents: The differentiation of the concept of ability. In J. G. Nicholls (Ed. ), Advances in motivation and achievement / J. G. Nicholls, A. T. Miller //The development of achievement motivation. - 1984. - Vol. 3. - P. 185-218.
11. Roberts, G. C. Understanding the dynamics of motivation in physical activity: the influence of achievement goals on motivational processes/ G. C. Roberts // Advances In Motivation In Sport and Exercise. - 2001. - P. 1-50.
12. Roberts, G. C., Achievement goals in sport: The development and validation of the Perception of Success Questionnaire / G. C. Roberts, D. C. Treasure, G. Balague //Journal of Sport Sciences. - 1998. -№19. - P. 337-347.
13. Roberts, G. C. Parental goal orientations and beliefs about the competitive sport experience of their child / G. C. Roberts, D. C. Treasure, H. K. Hall //Journal of Applied Social Psychology, 1994. - №24. -P. 631-645.
14. Weigland, D. A. Mativation climate in sport and physical education: the role of significant others / D. A. Weigland, S. Carr, C. Petherick, A. Taylor //European journal of sport science. - 2010. - V. 1. -issue 4. -P. 1-14.
15. Zarghmi, M. Perfectionism and achievement goals in adult elite athletes who compete at national level and above/ M. Zarghmi, A. Ghamari, S. Shaykh Shabani // Journal of human kinetics. -2010. - V. 26. - P. 147-154.
ADAPTATION OF «PERCEPTION OF SUCCESS QUESTIONNAIRE (POSQ)» METHOD
G. Gorskaya, Doctor of Psychological Sciences, Professor Y. Bosenko, Candidate of Psychological Sciences, Senior Teacher R. Starostenko, Teacher
Kuban State University Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, 161 Budennogo street.
Athletes' capacities realization is connected with achievement motivation. Success-oriented athletes and athletes oriented on failure avoidance demonstrate different behavior features. Athletes oriented on success achievement desire to be perfect in every task. They are ready to assume extra duty to make their contribution in success achievement more evident. Athletes oriented on failure avoidance, experience anxiety and low level of confidence in test situations. In spite of the fact that achievement motivation investigations have long time history there is lack of psycho-diagnostic instruments for achievement motivation assessment.
The study purpose was evaluation of psychometric properties of Russian version of Perception of success questionnaire (POSQ). POSQ adaptation was conducted on two samples of adolescent athletes involved in individual and team sport disciplines. 178 athletes were investigation participants. Perception of success questionnaire demonstrates good psychometric properties. New data on personal predictors of adolescent athletes' task or ego orientation are presented in the article. The presented data support usability of achievement goals theory for sport psychology investigations and for athletes' psychological support programs substantiation. It was cleared out that task and ego orientation indicators demonstrate different correlations with personal traits indicators (coping strategies, sport motivation) and mental states indicators (subjective well-being, emotional burnout). Correlations nature shows that task orientation is more useful for athletes than ego orientation. Investigation results demonstrate additional increasing ways of athletes' mental toughness to help them in overcoming competitive stress and emotional burnout by means of correct goal setting. Thus Russian sport psychologists received a new diagnostic instrument for precise athletes' motivation assessment.
Keywords: motivation, success perception, achievement goals theory, subjective well-being, emotional burnout, coping strategies, adolescence, athletes, individual sport discipline, team sport discipline.
References:
1. Bosenko lu. M. Psychological training as the way of forming constructive reactions to success and failures in toplevel athletes. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2011, no 2. pp. 84-91 (in Russian).
2. Gorskaia G. B. Rganizational stress in sport: origins, manifestation specificity, investigation trends. Fiziches-
kaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2012, no 4. pp. 74-76 (in Russian).
3. Zobkov V. A. Substantial characteristic of man's relationship to the activities. Izvestiia saratovskogo universiteta. Ser. Akmeologiia obrazovaniia [Proceedings of the Saratov University. Ser. Akmeology of Education], 2014, vol. 3, no. 4(12), pp. 516-518 (in Russian).
4. Il'in E. P. Psikhologiia sporta [Sports Psychology]. SPb., Piter, 2008, 352 p.
5. Kabanov lu. N., Belobrykina O. A. Personal factors of sports activities . Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia [The world of science, culture, education], 2009, no 3 (15), pp. 201-205 (in Russian).
6. Shashkov M. V. Actualization akmeologicheskih components of preparedness of the young boxer to competitive activities. Extended abstract of candidate's thesis. Kostroma, 2011, 28 p. (in Russian).
7. Alkharusi H. Validation of trichotomous framework of achievement goals for omani students. Educational research journal, 2010, №2, pp. 263-285.
8. Cervello E. M., Escarti A., Guzman J. Youth sport dropout from achievement goal theory. Psicothema, 2007, vol. 19 (1), pp. 66-71.
9. Dewar A. J., Kavussanu, M., Ring, C. The effects of achievement goals on emotions and performance in a competitive agility task. Sport, Exercise, and Performance Psychology, Vol 2(4), 2013, pp. 250-264.
10. Nicholls, J. G., Miller, A. T. Development and its discontents: The differentiation of the concept of ability. In J. G. Nicholls (Ed. ), Advances in motivation and achievement. The development of achievement motivation, 1984, vol. 3, pp. . 185-218.
11. Roberts G. C. Understanding the dynamics of motivation in physical activity: the influence of achievement goals on motivational processes. Advances In Motivation In Sport and Exercise, 2001. pp. 1-50.
12. Roberts G. C., Treasure, D. C., & Hall, H. K. Parental goal orientations and beliefs about the competitive sport experience of their child. Journal of Applied Social Psychology, 1994, vol. 24, pp. 631-645.
13. Roberts G. C., Treasure D. C., Balague, G. Achievement goals in sport: The development and validation of the Perception of Success Questionnaire. Journal of Sport Sciences, 1998, vol. 19, pp. 337-347.
14. Weigland D. A., Carr S., Petherick C., Taylor A. Mativation climate in sport and physical education: the role of significant others. European journal of sport science, 2010, vol. 1, issue 4, pp. 1-14.
15. Zarghmi M., Ghamari A., Shaykh Shabani S., E.,H., Var-zaneh A., G. Perfectionism and achievement goals in adult elite athletes who compete at national level and above. Journal of human kinetics, 2010, vol. 26, pp. 147-154.