Научная статья на тему 'Проблема профориентации выпускника в системе основного общего образования'

Проблема профориентации выпускника в системе основного общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВЫПУСКНИК / ПРОФЕССИЯ / ВЫБОР / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуреева М. А., Трутанова А. В., Исаева В. А., Хамидулин А. М.

Цель статьи состоит в анализе проблемы профориентационной работы со школьниками. Рассмотрение данного вопроса актуально, так как современный выпускник школы должен обладать четким пониманием какой профессиональной деятельностью он готов заниматься, а значит в каком образовательном учреждении продолжать свое обучение. В ходе наших рассуждений рассмотрены причины неэффективности профориентации в школах, определена малая роль государства в данном вопросе. Методы, используемые в изучении данной темы анализ и синтез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профориентации выпускника в системе основного общего образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

ближе к Британской.

В России получить высшее образование можно не только на платной основе, но и бесплатно, а в Великобритании только платно. Вместе с тем, если российские студенты должны вносить деньги в ходе учебного процесса, то в Великобритании лишь после получения диплома и трудоустройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год [5].

Стоит отметить, что в России большее распространение получили такие формы обучения, как заочная и очно-заочная. В России высшее образование предполагает прежде всего получение специальности, а в Великобритании получение ученой или докторской степени. Список использованной литературы:

1. Образовательная система в Англии: структура и особенности. URL: http://englishgid.ru/o-strane/obrazovanie/obrazovatelnaya-sistema.html

2. Высшее образование в Великобритании. URL: https://vseobr.com/vyshee-obrazovanie/velikobritanija/

3. Mechanical, Electrical and Manufacturing Engineering. URL: http://www.lboro.ac.uk/departments/meme/

4. ТТИ НИЯУ МИФИ. URL: http://www.tpi.ac.ru/

5. Коршунова Д.П. Сравнение систем образования в великобритании и россии // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1887/24802

6. Вяземский Е. Е. Современная система образования в Великобритании //Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 68-84.

7. Зайцева Е. А. Структура и особенности системы образования в Великобритании // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 609-612.

© Молчанова А.М., Миронова Е.В., 2017

УДК 37.047

М.А. Нуреева

магистрант НГПУ имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected] А.В. Трутанова магистрант НГПУ имени Козьмы Минина , г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected] В.А. Исаева

магистрант НГПУ имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected] А.М. Хамидулин магистрант НГПУ имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКА В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Цель статьи состоит в анализе проблемы профориентационной работы со школьниками. Рассмотрение

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

данного вопроса актуально, так как современный выпускник школы должен обладать четким пониманием какой профессиональной деятельностью он готов заниматься, а значит в каком образовательном учреждении продолжать свое обучение. В ходе наших рассуждений рассмотрены причины неэффективности профориентации в школах, определена малая роль государства в данном вопросе. Методы, используемые в изучении данной темы - анализ и синтез.

Ключевые слова

Профориентация, выпускник, профессия, выбор, нормативно-правовая база.

Подготовка высококвалифицированных специалистов всегда была важной частью формирования эффективного рынка труда. Процесс формирования в свою очередь начинается с истоков, а именно с профориентации молодежи.

В наше время вопрос профориентации достаточно актуален, т.к. по большому счету, для профориентационной работы еще не создано системной нормативно-правовой базы. Так например, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации) указывает лишь данный аспект профориентационной работы - «2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: ... 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации» [1, с.115].

Таким образом, мы видим, что государство играет очень малую роль в системе профориентационных мероприятий. Вопросу профессиональной ориентации молодежи незаслуженно уделяется слишком мало внимания. сформированные государством службы занятости населения занимаются профориентацией безработных. Выпускники школ, в свою очередь, в этом вопросе предоставлены самим себе и зачастую вынуждены искать пути ориентации в выборе профессии самостоятельно. Профориентацией ученика, как правило, занимаются отдельные энтузиасты (например, учителя психологии в школе, социальные педагоги и т.д.).

Также проблемой в вопросе профориентации школьника является то что, механизм профориентационной работы возникает из неструктурированных профориентационных мероприятий, а также искусственно возрастающего количества служб, предоставляющих профориентационные услуги. Это в целом приводит к снижению качества такой работы со школьником [2, с.5].

Для того, что бы профориентация была эффективной, необходима совместная работа, как школ, так и службы занятости и других организаций предоставляющих услуги в области профориентации молодежи.

Для верного выбора будущей профессии выпускнику необходимо вмешательство квалифицированных специалистов в области профессиональной ориентации. Таким образом, в штате педагогического состава школ должны присутствовать специалисты, которые будут активно участвовать в профориентации выпускников. Профориентационная работа, на данном этапе развития российского образования, необходима, в первую очередь, для успешного проведения реформ образования, а значит и для самого государства. Следовательно, можно сделать вывод о том, что профориентация обязательно должна присутствовать в школах, основываясь на широкой нормативно-правовой базе.

Список использованной литературы:

1. Пряжникова, Е. Ю. Психология труда: теория и практика: учебник для бакалавров - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 520 с.

2. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2010. - 48 с.

© Нуреева М.А., Трутанова А.В., Исаева В.А., Хамидулин А.М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.