Научная статья на тему 'Сравнение высшего технического образования России и Великобритании на примере двух вузов'

Сравнение высшего технического образования России и Великобритании на примере двух вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АККРЕДИТАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ / ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова А.М., Миронова Е.В.

В данной работе проведено сравнение двух высших учебных заведений: ТТИ НИЯУ МИФИ (Россия) и Волфсонской технической школы (Великобритания). Выявлены основные сходства и отличия российской и британской систем высшего технического образования в условия глобализации и повышенного интереса к изучению иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнение высшего технического образования России и Великобритании на примере двух вузов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070

необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его, из этого следует, что важно правильно использовать ИКТ в воспитании и обучении ребенка в условиях дошкольного учреждения.

При использовании компьютерной техники и её мультимедийных возможностей, звуковых эффектов совместная организованная деятельность педагога и ребенка приобретает свою специфику в процессе обучения, воспитания, открывает новые возможности образования педагога и ребёнка. Однако, стоит знать, чтовнедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Список использованной литературы:

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ.М.: ТЦ Сфера - 2014. с64

2. Березкина А.В. Организация конкурса мультимедийных презентаций в ДОО// Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2014. - №12. - с. 24-28.

3. Ерыкова Н.А. Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников// Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2014. - №5. - с.48-55.

4. Информационно-методические письма Минобразования №65/27.16

«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», и №75 3/23 «Об информатизации дошкольного образования в России».

5. Кулаева А.В., Хохлова Л.А. ИКТ-компетентность - требование

профессионального стандарта педагога// Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2014. - №10. - с. 12-19.

© Моисеенкова И.В., 2017

УДК 378.1

А.М. Молчанова

студент 3 курса, ТТИ НИЯУ МИФИ, г. Трехгорный, РФ E-mail: anmolchanova97@gmail.com Е.В. Миронова

старший преподаватель кафедры ГСЭД, ТТИ НИЯУ МИФИ

г. Трехгорный, РФ E-mail: mironova-trg@mail.ru

СРАВНЕНИЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ ДВУХ ВУЗОВ

Аннотация

В данной работе проведено сравнение двух высших учебных заведений: ТТИ НИЯУ МИФИ (Россия) и Волфсонской технической школы (Великобритания). Выявлены основные сходства и отличия российской и британской систем высшего технического образования в условия глобализации и повышенного интереса к изучению иностранных языков.

Ключевые слова

Сравнение, высшее образование, аккредитация, трудоустройство, учебный процесс,

оценка успеваемости, практика.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

Система образования Великобритании считается одной из самых развитых, престижных и лучших в мире, несмотря на ее консервативность. Она формировалась в течение многих веков, и до сих пор подчиняется строгим стандартам качества, установившимся за это время [1].

Высшие учебные заведения Великобритании предоставляют высокий уровень образования, с которым могут сравниться лишь немногие вузы мира. Многие страны переняли основные аспекты образовательной системы Соединенного Королевства [2].

Целью работы было сравнение высшего технического образования России и Великобритании. Для сравнения были выбраны следующие вузы: ТТИ НИЯУ МИФИ - филиал НИЯУ МИФИ в г. Трехгорный и The Wolfson School of Mechanical, Electrical and Manufacturing Engineering, Университет Лафборо (г. Лафборо, Великобритания). Эти учебные заведения занимают высокие позиции в рейтингах вузов, предоставляют хорошую базу для занятий научно-исследовательской работой, также в них созданы условия для проживания студентов.

В первую очередь необходимо отметить, что аккредитация ТТИ НИЯУ МИФИ (как и всех российских вузов) проводится Рособрнадзором в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», т.е. государственной организацией. Тогда как The Wolfson School of Mechanical, Electrical and Manufacturing Engineering аккредитуется независимым обществом «Институт машиностроителей (The Institution of Mechanical Engineers)» [3].

И в том, и в другом институте предусмотрены меры финансовой поддержки. Для всех студентов первого курса очной формы обучения ТТИ НИЯУ МИФИ предусмотрена государственная академическая стипендия. Помимо этого, в обоих вузах есть стипендии за успехи в различных областях: спорт, наука, общественная деятельность, творчество.

С точки зрения трудоустройства оба вуза имеют прочную репутацию у работодателей: после окончания ТТИ НИЯУ МИФИ можно трудоустроиться на градообразующее предприятие - ФГУП «Приборостроительный завод», а также на другие предприятия ГК «Росатом». В Лафборо работодатели на протяжении всего обучения обеспечивают поддержку и помощь в трудоустройстве. Университет имеет прочные связи с промышленным сектором Великобритании, в частности в области автомобилестроения: Jaguar, Rolls-Royce, Toyota; легкой промышленности: Nestle, Unilever; фармацевтики: GlaxoSmithKline plc; оборонной сфере; в области измерений и прецизионной обработки [3].

Учитывая высокий конкурс при поступлении на бесплатное обучение, НИЯУ МИФИ предоставляет возможность платного обучения. Максимальная стоимость обучения не превышает 52 тыс. руб. за семестр [4]. Если рассматривать стоимость обучения в Лафборо, то получим следующие данные: для студентов из ЕС и Великобритании примерно 750 тыс. руб. в год; для иностранных студентов: около 1,6 млн. руб. в год [3].

Для поступления в ТТИ НИЯУ МИФИ абитуриенты должны выполнить следующие требования: сдать ЕГЭ по математике, физике, русскому языку после 11 класса. На базе НПО, СПО и первого ВО: математика, физика, русский язык в форме теста, письменно. В Лафборо для поступления в магистратуру необходимо: A*AA, включая математику и физику на уровне A2 и науки - элементарные практические умения, на бакалавриат: AAB (по тем же предметам), где A* - наивысшая оценка, A2 - второй год обучения A-Level.

Рассмотрим каждый вуз с точки зрения организации обучения и оценки успеваемости. В ТТИ усвоение студентом каждой изучаемой в семестре дисциплины оценивается в баллах, максимально 100 баллами. Максимальное количество баллов за текущую работу в семестре ограничивается 50 баллами, на оценку на зачете или экзамене максимально предусматривается также 50 баллов.

Текущий контроль успеваемости студента проводится по отдельным темам раздела дисциплины. Применяются различные формы текущего контроля. Рубежный контроль успеваемости студентов производится после изучения каждого раздела дисциплины.

Итоговая семестровая оценка успеваемости студента по дисциплине в традиционной 4 - балльной системе зависит от баллов по этой дисциплине, полученных за текущую работу в семестре и баллов при промежуточном контроле на зачетно-экзаменационной сессии [4].

В Лафборо лекции, консультации и другие занятия по расписанию начинаются в 9:00 утра и заканчиваются в 6:00 вечера. По субботам, воскресеньям и в праздничные дни студенты не учатся. Но на это

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

время могут быть назначены оценочные мероприятия и практики.

Методы преподавания и обучения включают в себя лекции, консультации, практические занятия, технические семинары и работу над проектом. Курсы преподаются в модульной форме и обычно состоят из восьми модулей, работающих одновременно. Модульная система обучения реализуется в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

Контактное время - примерно 18-21 часов в неделю в течение семестра. Каждому студенту выделяется личный наставник, который консультирует и помогает в вопросах учебы.

Последний год обучения магистры посвящают подготовке к итоговым экзаменам и представлению проекта [3].

Длительность обучения в вузах различна: в ТТИ по программе специалитета - от 5 до 5,5 лет, по программе бакалавриата - 4 года, по программе магистратуры - 2 года; в Лафборо по программе бакалавриата - З года, по программе бакалавриата (с практикой) - 4 года, по программе магистратуры - 4 года, по программе магистратуры (с практикой) - 5 лет [З][4].

Отметим, что в ТТИ НИЯУ МИФИ практика включена в учебный процесс и проходит по следующему графику: специалитет: 1-2 курс — учебная практика, 3 курс — производственная практика, 4 курс — научно-исследовательская работа студентов, 5 курс - производственная практика, 6 курс - преддипломная производственная практика; бакалавриат: 1-2 курс — учебная практика, 4 курс — производственная практика в начале учебного года, преддипломная производственная практика. Тогда как в Лафборо студенты могут выбрать программу обучения «MEng or BEng sandwich course» и между вторым и третьим курсом в течение года проходят практику с присуждением диплома в области промышленных исследований (DIS - Diploma in Industrial Studies).

Следующий критерий - учебный год. С этой позиции каждый год делится на 2 семестра, причем в ТТИ НИЯУ МИФИ продолжительность каждого семестра - 21 неделя, в Лафборо - 15 недель. При этом для обучения в ТТИ выделено 18 недель, а в Лафборо - 12 недель. 3 недели предназначены для оценивания работы студентов за семестр. Относительно каникул: в первом семестре есть новогодние каникулы, после второго - 1,5 месяца отдыха летом (ТТИ), В первом семестре есть рождественские каникулы, во втором -пасхальные (Лафборо) [З][4].

Университет Лафборо располагает большим количеством лабораторий (лаборатория мехатроники, метрологическая лаборатория, лаборатория теплоносителей и т.д.), аддитивным производством, производственными мастерскими. Студенческий союз университета Лафборо предлагает студентам широкий спектр услуг: разообразные сообщества (клуб электроники, Формула 1 для студентов, Женское инженерное общество и т.д.), спортивные клубы (футбол, стрельба, баскетбол, волейбол, велоспорт, единоборства и т.д.), современный медиа-отдел с собственной радиостанцией, звукозаписывающая студия, студенческий журнал, профессионально организованные развлечения и события [3].

ТТИ НИЯУ МИФИ также располагает необходимой материально-технической базой, которая позволяет на высоком уровне проводить лекционные, практические и лабораторные занятия, учебные практики. Учебно-производственная база института: лаборатории, компьютерные классы, технопарк, учебно-производственная мастерская. Также в институте есть вычислительный центр, полиграфический центр, библиотека [4].

Исходя из анализа данных критериев можно сделать следующие выводы: учебные заведения являются аккредитованными; уровень обучения в этих вузах довольно высок; набор студентов каждый год увеличивается; обучение студентов производится по балльно-рейтинговой системе; основным преимуществом ТТИ НИЯУ МИФИ является наличие бюджетных мест для обучения; в ТТИ НИЯУ МИФИ практика является неотъемлемой частью учебного процесса, в то время как в Лафборо у студентов есть возможность выбора курса с практической направленностью.

В России, как и в Великобритании, сформирована развитая система высшего образования. Система высшего образования в Великобритании полностью соответствует Европейской, а в России модернизация высшего образования еще не завершена. Однако с введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

ближе к Британской.

В России получить высшее образование можно не только на платной основе, но и бесплатно, а в Великобритании только платно. Вместе с тем, если российские студенты должны вносить деньги в ходе учебного процесса, то в Великобритании лишь после получения диплома и трудоустройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год [5].

Стоит отметить, что в России большее распространение получили такие формы обучения, как заочная и очно-заочная. В России высшее образование предполагает прежде всего получение специальности, а в Великобритании получение ученой или докторской степени. Список использованной литературы:

1. Образовательная система в Англии: структура и особенности. URL: http://englishgid.ru/o-strane/obrazovanie/obrazovatelnaya-sistema.html

2. Высшее образование в Великобритании. URL: https://vseobr.com/vyshee-obrazovanie/velikobritanija/

3. Mechanical, Electrical and Manufacturing Engineering. URL: http://www.lboro.ac.uk/departments/meme/

4. ТТИ НИЯУ МИФИ. URL: http://www.tpi.ac.ru/

5. Коршунова Д.П. Сравнение систем образования в великобритании и россии // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1887/24802

6. Вяземский Е. Е. Современная система образования в Великобритании //Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 68-84.

7. Зайцева Е. А. Структура и особенности системы образования в Великобритании // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 609-612.

© Молчанова А.М., Миронова Е.В., 2017

УДК 37.047

М.А. Нуреева

магистрант НГПУ имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, РФ E-mail: mar.nnov@mail.ru А.В. Трутанова магистрант НГПУ имени Козьмы Минина , г. Нижний Новгород, РФ E-mail: tav_275448193@mail.ru В.А. Исаева

магистрант НГПУ имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, РФ E-mail: ki4igina-vera@mail.ru А.М. Хамидулин магистрант НГПУ имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, РФ E-mail: Captain.nemo.2012@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКА В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Цель статьи состоит в анализе проблемы профориентационной работы со школьниками. Рассмотрение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.