Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГА'

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
81
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL FORMATION OF TEACHERS / PROFESSIONAL ORIENTATION OF PERSONALITY / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION / MOTIVATION / MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

В статье исследуется проблема профессиональной направленности педагога. В работе рассмотрены теоретические аспекты профессиональной направленности личности, сформулировано определение и указана специфика данного личностного образования педагогов, изучены механизмы и особенности формирование профессионально-педагогической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE TEACHER'S PROFESSIONAL ORIENTATION

The article examines the problem of professional orientation of a teacher. The paper considers the theoretical aspects of the professional orientation of the individual, defines and specifies the specifics of this personal education of teachers, and examines the mechanisms and features of the formation of professional and pedagogical orientation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГА»

18. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.

19. Abdullina O.A., Pligin A.A. Novye tehnologii obrazovanija. Lichnostnoorientirovannaja tehnologija obuchenija: Problemy i poiski // Nauka i shkola. 1998. №4. S. 34-36.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье исследуется проблема профессиональной направленности педагога. В работе рассмотрены теоретические аспекты профессиональной направленности личности, сформулировано определение и указана специфика данного личностного образования педагогов, изучены механизмы и особенности формирование профессионально-педагогической направленности.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, профессионально-педагогическое становление учителя, профессиональная направленность личности, профессионально-педагогическая направленность, мотивация, механизмы развития профессионально-педагогической направленности учителя.

Annotation. The article examines the problem of professional orientation of a teacher. The paper considers the theoretical aspects of the professional orientation of the individual, defines and specifies the specifics of this personal education of teachers, and examines the mechanisms and features of the formation of professional and pedagogical orientation.

Keywords: professional development of teachers, professional-pedagogical formation of teachers, professional orientation of personality, professional-pedagogical orientation, motivation, mechanisms of development of professional-pedagogical orientation of the teacher.

Введение. Одной из актуальных проблем педагогики и современного педагогического образования является проблема профессионального развития учителя. Одним из ведущих аспектов в структуре феномена профессионально-педагогического развития является профессиональная направленность личности. Это сложное социально-психологическое образование выступает одновременно и фундаментом, и этапом, и фактором профессионально-педагогического развития личности, ввиду чего актуализируется потребность детального теоретического анализа данного феномена и изучения механизмов его формирования и развития в системе психологической структуры личности педагога.

Изложение основного материала статьи. Анализ теоретических источников позволяет определить роль и место такого явления, как профессионально-педагогическая направленность личности учителя. Ряд исследователей определяют профессиональную направленность педагога как первичный (стартовый) этап его профессионального развития [9; 11]. Многие ученые сходятся во мнении, что профессиональная направленность личности является одновременно и фактором, и необходимым условием профессионально-педагогического развития [2; 6]. Также роль профессиональной направленности педагога определяется учеными в значении одной из важных сущностных характеристик мотивационно-ценностного компонента структуры профессионально-педагогического развития [5; 7].

Обобщение научных подходов позволяет определить роль профессиональной направленности в значении фундамента, условия и базового этапа профессионально-педагогического развития личности учителя.

Прежде чем перейти к изучению специфики сложного личностного образования «профессионально-педагогическая направленность», рассмотрим теоретические аспекты самого понятия «профессионально-личностная направленность».

В широком смысле профессиональная направленность представляет собой понимание и внутреннее принятие личностью целей и задач профессиональной деятельности, а также созвучных с ней интересов, установок, убеждений и взглядов [4]. Указанные свойства, признаки и компоненты профессиональной направленности являются показателями уровня ее сформированности у будущего специалиста.

Профессиональная направленность - социально-психологическая категория, в этой связи целесообразно рассматривать ее с и точки зрения психологической науки. Так, с собственно психологической точки зрения, профессиональная направленность является ведущим, интегральным, социально обусловленным свойством личности [3; 10]. Она определяет психологический склад личности, через данную направленность выявляются потребности, цели, мотивы личности, ее субъективное отношение к различным аспектам действительности, трудовой деятельности, к ее характеристикам и качествам [10].

Согласно определению В.А. Сластенина, профессиональная направленность - это одно из структурных образований личности, которое проявляется в достаточно осознанной и эмоционально выраженной ориентации ее на определенный род и вид профессиональной деятельности [8].

В научной литературе освещаются следующие характеристики профессиональной направленности личности:

- устойчивость / неустойчивость;

- доминирование социальных или узко личностных мотивов;

- наличие далекой или близкой перспективы [6].

Г.Х. Айсиной определены и охарактеризованы уровни сформированности профессиональной направленности личности (высший и низший).

Высший уровень характеризуется следующими показателями:

- становлением профессиональной доминанты;

- сформированностью образа жизни в индивидуальном сознании личности;

- полной сформированностью образа профессии и себя как ее субъекта.

Низший уровень профессиональной направленности личности характеризуется наличием обобщенного образа представления о профессии, о ее специфике, цели, о самом процессе осуществление профессиональной деятельности, факторах, способствующих или препятствующих этой деятельности [1].

По мнению Л.М. Митиной, объект профессионального развития и форма реализации творческого потенциала человека в профессиональной деятельности проявляются через интегральные характеристики личности, к которым автор относит:

- профессиональную направленность;

- профессиональную компетентность;

- эмоциональную (поведенческую) гибкость [7].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет понимать педагогическую направленность как профессионально значимое качество личности педагога, которое способствует мотивации его профессионального развития [5; 2; 11]. Также ученые-педагоги определяют профессиональную направленность учителя в значении компонента его педагогической культуры.

Разделяя авторитетное мнение А.К. Марковой, в рамках данного исследования термин «профессионально-педагогическая направленность» будем понимать в значении сложного социально-психологического личностного образования, характеризующегося наличием мотивации у будущего педагога стать, быть и оставаться в профессии, ориентироваться в своей деятельности на развитие личности обучающегося [5].

Профессионально-педагогическая направленность личности характеризуется склонностью личности к педагогической деятельности и твердыми педагогическими убеждениями, в основе которых -подтвержденные опытом педагогические идеи. Главным мотивом педагогической направленности является интерес к педагогической деятельности, осознание своего призвания, ощущение потребности в выбранной профессии.

По мнению В.А. Сластенина, показателями профессиональной направленности педагога являются:

- интерес и любовь к детям;

- увлеченность педагогической работой;

- зоркость и наблюдательность;

- педагогический такт;

- педагогическое воображение;

- организаторские способности;

- справедливость;

- умение общаться;

- требовательность;

- настойчивость;

- целеустремленность;

- уравновешенность и выдержка;

- профессиональная работоспособность [9].

По словам Г.А. Томиловой, ведущими признаками и показателями профессионально-педагогической направленности являются готовность и склонность личности заниматься педагогической деятельностью [11]. В качестве ключевого показателя наличия у учителя профессиональной направленности А.А. Деркач определяет положительное отношение к педагогической деятельности [2]. Е.М. Никиреевым в качестве основного показателя профессионально-педагогической направленности определено наличие у личности доминирующего интереса к данному виду профессиональной самореализации [6].

Важное место в педагогической направленности исследователи отводят внутренней психологической настроенности личности на педагогическую профессию, которая будет способствовать:

- осознанию личностью положительных педагогических мотивов;

- формированию личности педагога как активного субъекта деятельности, способного нестандартно подходить к решению профессиональных задач.

В научной литературе определены ведущие стадии (этапы) развития профессионально-педагогической направленности личности:

1) выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения;

2) формирование устойчивого интереса к профессионально-педагогической деятельности;

3) формирование мотивации к овладению основами профессионально-педагогической культуры и педагогического мастерства.

Процесс формирования и развития профессиональной направленности педагога происходит в тесной взаимосвязи с формированием самой личности учителя, которое является непрерывным, целостным процессом развития и осуществляется в результате ее социализации, воспитания и самовоспитания. В результате указанного процесса происходит не только профессиональное становление личности педагога, но и ее гармоничное развитие, расширение и углубление мировоззрения, формирование системы личностно-значимых ценностей.

Для формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей необходимо реализовывать педагогическую направленность обучения, заключающуюся в формировании педагогических взглядов, знаний, суждений и умений связывать их с непосредственной практической деятельностью в сфере образования.

Профессионально-педагогическая направленность под воздействием процессов личностного развития трансформируется в профессионально-педагогическую идентификацию, под которой понимается системное образование, закономерно формирующееся в процессе социализации личности в контексте непрерывного образования. Первичные этапы профессиональной идентификации как результата развития профессиональной направленности реализуются в образовательной среде учреждения высшего профессионального образования. Дальнейшие этапы (становление профессиональной идентичности) осуществляются в рамках непосредственной профессиональной деятельности и связаны с принятием учителем себя в профессии.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что актуальной проблемой современной педагогической науки и системы высшего профессионально-педагогического образования является поиск

путей оптимизации и совершенствования процесса профессионального развития педагога, в котором одним из важнейших первичных этапов, фактором и условием развития выступает формирование профессионально-педагогической направленности личности. Формирование указанного образования тесно связано с процессами и механизмами личностного развития будущего учителя.

Уровень развитости профессионально-педагогической направленности личности будущих педагогов зависит от степени включенности профессионального компонента в содержание образования, педагогической направленности процесса профессиональной подготовки. В свою очередь уровень сформированности профессиональной направленности педагога оказывает влияние на процесс его профессионального развития, успешность социализации и адаптации учителя в процессии.

Литература:

1. Айсина Г.Х. Роль профессиональной направленности в общей структуре вузовской подготовки студентов // Психология студента как субъекта учебной деятельности. - М., 1989. - С. 32-40.

2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 752 с.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович И.А. Психология высшей школы. - Минск: Изд-во БГУ, 1978. - 383 с.

4. Маралова Т.П. Психологические условия формирования профессиональной направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1984. - 16 с.

5. Маркова С.М., Горлова В.Г. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. - 2014. - №1. - режим доступа: http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/201407%201/ markova_Gorlova.pdf.

6. Никиреев Е.М. Психолого-педагогические особенности профессиональной направленности личности // Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденция развития: материалы Всероссийской научной конференции, 10 апреля 2013 г., г. Уфа. - М. - Берлин: ДиректМедиа, 2014. - С. 19-23.

7. Психологическое сопровождение выбора профессии / Научно-методическое пособие под редакцией доктора психологических наук Митиной Л.М. - М.: Издательство «Флинта», 1998.

8. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение. - С. 14-28.

9. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

10. Ткачёва И.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1983. - 25 с.

11. Томилова Г.А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета. — Томск: изд-во Томского ун-та, 1978. - 128 с.

Педагогика

УДК 37.001

аспирант 3 курса Верстукова Елена Николаевна

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург) К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация. В данной статье предлагается вариант комплексного анализа одного из основных понятий категориального аппарата педагогики. Комплексный анализ включает в себя: выявление сущностных оснований понятия педагогическая деятельность и выделение в нем структурных компонентов на основе сопоставления определений разных авторов. Особое внимание уделено такой характеристике педагогической деятельности как профессиональная направленность.

Ключевые слова: понятие, педагогическая деятельность, сущностные основания, структурные компоненты, профессиональная направленность.

Annotation. This article offers a variant of a comprehensive analysis of one of the basic concepts of the categorical apparatus of pedagogy. Comprehensive analysis includes: identifying the essential foundations of the concept of pedagogical activity and identifying structural components in it based on comparing definitions of different authors. Special attention is paid to such a characteristic of pedagogical activity as a professional orientation.

Keywords: the concept, pedagogical activity, essential reasons, structural components, professional focus.

Введение. Для качественного осуществления любой профессиональной деятельности предполагается необходимым владение её понятийно-категориальным аппаратом. В плане педагогической деятельности сложность заключается в том, что далеко не всегда используемые понятия учителя осмысливают и применяют в их сущностном значении. Часто в сознании педагогов закрепляются стереотипные клеше усвоенные, возможно, ещё на уровне профессионального обучения и, увы, часто не рефлексируемые ими впоследствии. А.С. Роботова описывает такую ситуацию, когда определения предлагаются для запоминания, а не для понимания, «...определение состоит из понятий отвлечённых, неопределённых, умозрительных» [17, с. 12]. Одним из способов, дающих возможность педагогам воспринять понятия как объективно целостные и профессионально значимые, является, на наш взгляд, осмысление понятий на основе их анализа. Поскольку наиболее важным для педагогов является понятие «педагогическая деятельность», представим трехшаговую процедуру его анализа.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая деятельность как отдельная категория начала рассматриваться учеными относительно недавно, начиная с 90-х годов прошлого века. Одним из первых философское осмысление понятия «деятельность» предложил М.С.Каган с позиций системного подхода. М.С.Каган считал деятельность онтологичной человеку, полагая, что определение Homo agens (действующий человек) интегрирует такие определения, как Homo sapiens (человек разумный), Homo faber (человек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.