Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / договор об образовании / стоимость услуги / абитуриент / студент / правовое регулирование / образовательная услуга / законодательство / качество образования.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волконская Светлана Анатольевна

В статье рассматривается проблема правового регулирования платных образовательных услуг в отечественной системе высшего образования. В настоящий момент времени обучение студентов на внебюджетной основе носит массовый характер. По мере увеличения объема платных образовательных услуг происходило совершенствование законодательной базы, регулирующей данные общественные отношения. В образовательном процессе студент должен не просто получить знания, умения и навыки, но и освоить их. Причинами прекращения договорных отношений и отчисления студента в данном случае может выступать не только просрочка по оплате, но и академическая задолженность. Основные нарушения в рамках договорных отношений, как правило, фиксировались в отсутствии информации о полной стоимости образовательной услуги. Среди технических аспектов встречается несоответствие информации, представленной в договоре информации, которая размещена на официальном сайте образовательного учреждения. Несмотря на существующие проблемы, к настоящему времени на законодательном уровне проделан достаточно большой объем работы по стандартизации договорных отношений в системе высшего образования. Это делает систему заключения договора об образовании более понятной и предсказуемой для абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ВОЛКОНСКАЯ Светлана Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовое и банковское право» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет»,

e-mail: lvolkon@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема правового регулирования платных образовательных услуг в отечественной системе высшего образования. В настоящий момент времени обучение студентов на внебюджетной основе носит массовый характер. По мере увеличения объема платных образовательных услуг происходило совершенствование законодательной базы, регулирующей данные общественные отношения. В образовательном процессе студент должен не просто получить знания, умения и навыки, но и освоить их. Причинами прекращения договорных отношений и отчисления студента в данном случае может выступать не только просрочка по оплате, но и академическая задолженность. Основные нарушения в рамках договорных отношений, как правило, фиксировались в отсутствии информации о полной стоимости образовательной услуги. Среди технических аспектов встречается несоответствие информации, представленной в договоре информации, которая размещена на официальном сайте образовательного учреждения. Несмотря на существующие проблемы, к настоящему времени на законодательном уровне проделан достаточно большой объем работы по стандартизации договорных отношений в системе высшего образования. Это делает систему заключения договора об образовании более понятной и предсказуемой для абитуриентов.

Ключевые слова: высшее образование, договор об образовании, стоимость услуги, абитуриент, студент, правовое регулирование, образовательная услуга, законодательство, качество образования.

VOLKONSKAYA Svetlana Anatolyevna,

candidate of Economic Sciences, associate Professor of the department of"Financial and Banking Law" of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

"Sevastopol State University" 185 Partnership of real estate owners Garden partnership Impulse,

Sevastopol, Russian Federation

THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION OF PAID EDUCATIONAL SERVICES IN THE DOMESTIC SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Annotation. The article deals with the problem of legal regulation of paid educational services in the domestic system of higher education. At the moment, the training of students on an extra-budgetary basis is massive. As the volume of paid educational services increased, the legislative framework regulating these public relations was improved. In the educational process, the student must not only acquire knowledge, skills and abilities, but also master them. The reasons for termination of contractual relations and expulsion of a student in this case may be not only late payment, but also academic debt. The main violations within the framework of contractual relations, as a rule, were recorded in the absence of information about the full cost of educational services. Among the technical aspects, there is a discrepancy between the information provided in the contract and the information that is posted on the official website of the educational institution. Despite the existing problems, by now a fairly large amount of work has been done at the legislative level to standardize contractual relations in the higher education system. This makes the system of concluding an education contract more understandable and predictable for applicants.

Key words: higher education, education contract, cost of service, applicant, student, legal regulation, educational service, legislation, quality of education.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-417-420 NIION: 2018-0076-5/23-373 MOSURED: 77/27-023-2023-5-373

С переходом России к рыночной экономике в системе высшего образования начинают распространяться платные образовательные услуги. Появление системы платного образования открыло возможность его получения для тех абитуриентов, которые не могли по результатам вступительных испытаний поступить на бюджетные места. Для самой системы высшего образования это была необходимая мера по сохранению финансово-экономической стабильности учебных заведений. Существенное недофинансирование отрасли с начала 1990-х годов приводило к накапливанию социально-экономических проблем для высших учебных заведений. Часть этих вопросов стала решаться благодаря распространению платных образовательных услуг.

На необходимость введения возможности для получения образования на платной основе в тот социально-экономический период обращает внимание целый ряд исследователей, довольно подробно исторические аспекты введения платных образовательных услуг представлены в работе С.Ю. Косицына [8]. Вместе с появлением данной возможности происходила и трансформация поведения абитуриентов на рынке образовательных услуг. Т.Н. Чунихина и А.Е. Крылова обращают внимание на изменение приоритетов выбора учебного заведения, специальности и т.д. с появлением возможности получать образование на платной основе [10].

Достаточно дискуссионным в научной литературе является вопрос о природе договоров об образовании. Ряд авторов придерживается позиции невозможности рассмотрения договора об образовании как варианта гражданско-правовой сделки, так как в данном случае существует публичный характер образовательных отношений. Так Г.А. Трофимова обращает внимание на переплетение очень многих отраслей права при составлении договоров об образовании, на основе этого автор делает вывод о необходимости выделения образовательных отношений в самостоятельную отрасль права. В своей работе она проводит аналогию с трудовыми отношениями, которые давно выделены в самостоятельную отрасль права [9].

Специфические особенности прав и обязанностей всех сторон в договоре об образовании рассматриваются в работе В.В. Кваниной. Автор обращает внимание на существовавшую, достаточно длительное время, проблему отсутствия информации о полной стоимости образовательной услуги в договоре. В договоре указывалась стоимость только за первый год обучения, но, так как этот параметр является существенным условием, то в обязательном порядке должна указы-

ваться полная стоимость. Обращает внимание автор и на специфику оказания образовательной услуги, при которой знания, умения и навыки должны быть не только переданы, но и освоены обучающимся [6]. По мере расширения предоставления образовательных услуг высшими учебными заведениями происходила и трансформация договорных отношений. Трансформация содержания договора об образовании также исследована Ю.Л. Кива-Хамзиной [7].

На начальном этапе контингент студентов, обучающихся на платной основе был минимальным, но с ростом уровня жизни населения это количество постоянно увеличивалось. Студенты, обучающиеся на бюджетной основе, в настоящий момент времени уже не доминируют в общей численности. В результате договорные отношения в системе образования уже стали достаточно массовым явлением. Ситуация варьируется в зависимости от специальности, территории, престижности высшего учебного заведения. Для технических направлений подготовки (особенно в регионах) сохраняется доминирование обучения на бюджетных местах. Более популярные направления, такие как: судовождение, экономика, управление, юриспруденция, традиционно славятся большим количеством студентов-контрактников. На ряде направлений подготовки в высших учебных заведениях сейчас вовсе отсутствуют бюджетные места. В первую очередь, это касается новых направлений подготовки, где еще не было выпуска специалистов. Отсутствие бюджетных мест является характерным и для творческих направлений подготовки. Чрезвычайно недостаточное количество бюджетных мест в настоящий момент времени существует для подготовки кадров высшей квалификации в системе аспирантуры. Как всякое распространенное явление, этот договор требует для себя отлаженного механизма правового регулирования.

Но современная система образования не базируется лишь на государственных образовательных учреждениях, широкое распространение получили платные образовательные услуги в бюджетных школах и частных образовательных учреждениях. На данный момент можно выделить следующие основные нормативно-правовые акты, регулирующие платные образовательные услуги:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Данный нормативный акт действует уже с 1 января 2021 года.

3. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В данном случае

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

физическое или юридическое лицо является «заказчиком» услуг, а образовательная организация является «исполнителем», поэтому данная сфера попадает под действие закона «О защите прав потребителей».

Из всех перечисленных документов самым новым является Постановление Правительства от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Данное постановление заменило прежний порядок, принятый Правительством в 2013 г. Рассмотрим, какие именно изменения появились в новом постановлении.

В обновленной версии постановления Правительства в первую главу добавили общие положения о порядке определения стоимости платных услуг: «Разработка порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, в части предоставления платных образовательных услуг осуществляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения. Определение стоимости платных образовательных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, за исключением организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется указанными организациями» [3]. Во всем остальном первая глава постановления Правительства осталась практически без изменений.

Данное постановление Правительства Российской Федерации является ключевым в регулировании услуг в сфере образования и рассматривает следующие моменты, связанные с процессом предоставления образовательных услуг. В общих положениях постановления указаны основные понятия, которые используются в нем: «заказчик», «исполнитель», «недостаток платных образовательных услуг», «обучающийся», «платные образовательные услуги», «существенный недостаток платных образовательных услуг».

Также в третьем пункте общих положений указано, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, которая финансируется из бюджетов разных уровней. Данный пункт юридически ограничивает неправомерную деятельность недобросовестных исполнителей образовательных услуг за счет бюджетных средств.

В современном обществе, в условиях пандемии Covid-19, разгорелась дискуссия о снижении стоимости очного образования, переведенного на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

дистанционный формат. Главная причина была в том, что студенты платили за очное образование, а фактически получали дистанционное. При этом дистанционное образование значительно дешевле, так как для его организации нужно меньше ресурсов. Качество дистанционного образования также отличается от очного.

В итоге студенты многих российских ВУЗов обратились к руководству учебных заведений с требованием уменьшения оплаты за обучение. Во всех ВУЗах в данном требовании было отказано, но некоторые учебные заведения все же пошли навстречу студентам, например, МГУ: «19 ноября 2020 года Виктор Садовничий, ректор МГУ, сообщил ТАСС, что на поддержку студентов МГУ имени М. В. Ломоносова выделено около 30 миллионов рублей. Сейчас в университете готовят списки нуждающихся студентов-платников, которым будет выплачена материальная поддержка» [11].

Доказать, что в дистанционном формате объем образовательных услуг сократился, крайне сложно. Закон об образовании в данном случае тоже не решает данную проблему, так как термин «качество образования» в нем предстает слишком размыто: «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [4].

Таким образом, сфера образования на данный момент активно развивается и требует быстрого развития ее правового регулирования. Платные образовательные услуги доступны сейчас не только в частных школах, университетах и других коммерческих учебных заведениях, но и в бюджетных организациях, в первую очередь в бюджетных школах и университетах. Вопросы регулирования и контроля качества обучения требуют более детализованного законодательства в этой сфере.

Договоры об оказании образовательных услуг должны обеспечивать для обучающегося получение образования в соответствии с Федеральными образовательными стандартами, на основе которых образовательная организация разрабатывает образовательную программу. Вопросы регулирования и контроля качества обучения требуют более детализованного законодательства в этой сфере.

Список литературы:

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. -05.12.1994. - № 32. - ст. 3301

[2] О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. - 07.04.1992.

[3] Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

[4] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[5] Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2013 г. № 1267 // Российская газета. - 28.02.2014. - № 48.

[6] Кванина В.В. Особенности прав и обязанностей сторон по договору на оказание возмездных образовательных услуг// Право и образование. 2005. № 2. - С. 75 - 82.

[7] Кива-Хамзина Ю.Л. Исторические, гражданско-правовые и административные аспекты в договоре об образовании образовательных услуг в Российской Федерации // Актуальные вопросы экономики и управления.

[8] Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Н. Косицын С.Ю. Развитие законодательства России об оказании платных образовательных услуг учебными заведениями// Государственная служба и кадры. 2014. № 1. - С. 60 - 62.

[9] Трофимова Г.А. Договор о предоставлении высшего образования// Право и образование. 2015. № 5. - С. 34 - 45.

[10] Чунихина Т.Н., Крылова А.Е. Особенности поведения абитуриентов как потребителей на рынке образовательных услуг// Научные труды КубГТУ. 2019. № 7. - С. 237 - 244.

[11] «Мы платим не за самообразование!». Как студенты выступают против оплаты дистанта по «очным» тарифам. [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/vyssheye_obrazovaniye/9275436-compensation_study (дата обращения 03.05.2023).

Spisok literatury:

[1] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 16.04.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF. -05.12.1994. - № 32. - st. 3301

[2] O zashchite prav potrebitelej: Zakon Rossijskoj Federacii ot 07.02.1992 № 2300-1 (red. ot 05.12.2022) // Rossijskaya gazeta. - 07.04.1992.

[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 sentya-brya 2020 g. № 1441 «Ob utverzhdenii Pravil okaza-niya platnyh obrazovatel'nyh uslug»

[4] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»

[5] Ob utverzhdenii primernoj formy dogovora ob obrazovanii na obuchenie po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 21 noyabrya 2013 g. № 1267 // Rossijskaya gazeta. - 28.02.2014. - № 48.

[6] Kvanina V.V. Osobennosti prav i obyazan-nostej storon po dogovoru na okazanie vozmezdnyh obrazovatel'nyh uslug// Pravo i obrazovanie. 2005. № 2. - S. 75 - 82.

[7] Kiva-Hamzina YU.L. Istoricheskie, grazh-dansko-pravovye i administrativnye aspekty v dogov-ore ob obrazovanii obrazovatel'nyh uslug v Rossijskoj Federacii // Aktual'nye voprosy ekonomiki i uprav-leniya.

[8] Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Pod obshchej redakciej N. Kosicyn S.YU. Razvitie zakonodatel'stva Rossii ob okazanii platnyh obrazovatel'nyh uslug uchebnymi zavedeniyami// Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2014. № 1. - S. 60 - 62.

[9] Trofimova G.A. Dogovor o predostavlenii vysshego obrazovaniya// Pravo i obrazovanie. 2015. № 5. - S. 34 - 45.

[10] CHunihina T.N., Krylova A.E. Osobennosti povedeniya abiturientov kak potrebitelej na rynke obrazovatel'nyh uslug// Nauchnye trudy KubGTU. 2019. № 7. - S. 237 - 244.

[11] «My platim ne za samoobrazovanie!». Kak studenty vystupayut protiv oplaty distanta po «och-nym» tarifam. [Elektronnyj resurs]. URL: https://mel. fm/vyssheye_obrazovaniye/9275436-compensation_ study (data obrashcheniya 03.05.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.