Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / договор об образовании / стоимость услуги / абитуриент / студент / правовое регулирование / образовательная услуга / законодательство.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова М. В., Листратов И. В.

В статье рассматривается проблема правового регулирования платных образовательных услуг в отечественной системе высшего образования. В настоящий момент времени обучение студентов на внебюджетной основе носит массовый характер. Как всякое массовое явление, это требует своего правового регулирования. По мере увеличения объема платных образовательных услуг происходило совершенствование законодательной базы, регулирующей данные общественные отношения. Договор об образовании, являясь договором гражданско-правового характера, имеет и ряд своих специфических особенностей. Эти особенности определяются теми функциями, которые возложены на систему образования в обществе. В образовательном процессе студент должен не просто получить знания, умения и навыки, но и освоить их. Причинами прекращения договорных отношений и отчисления студента в данном случае может выступать не только просрочка по оплате, но и академическая задолженность. Основные нарушения в рамках договорных отношений, как правило, фиксировались в отсутствии информации о полной стоимости образовательной услуги. После разработки типовой формы договора это правовое нарушение практически нигде не встречается. В содержательном плане основные проблемы бывают связаны с оказанием услуги не в полном объеме, когда образовательная программа не соответствует Федеральным образовательным стандартам. Среди техническим моментов встречается несоответствие информации в договоре той информации, которая размещена на официальном сайте. Несмотря на существующие проблемы, к настоящему моменту времени на законодательном уровне проделана большая работа по стандартизации договорных отношений в системе высшего образования. Это делает систему заключения договора об образовании более понятной и предсказуемой для абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АОГОВОРИОЕ ПРАВО

СОКОЛОВА Марина Владимировна,

заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Владимирского филиала РАНХиГС, e-mail: rags33marina@yandex.ru

ЛИСТРАТОВ Иван Вадимович,

студент факультета права Владимирского филиала РАНХиГС, e-mail: listratoff25@yandex.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема правового регулирования платных образовательных услуг в отечественной системе высшего образования. В настоящий момент времени обучение студентов на внебюджетной основе носит массовый характер. Как всякое массовое явление, это требует своего правового регулирования. По мере увеличения объема платных образовательных услуг происходило совершенствование законодательной базы, регулирующей данные общественные отношения. Договор об образовании, являясь договором гражданско-правового характера, имеет и ряд своих специфических особенностей. Эти особенности определяются теми функциями, которые возложены на систему образования в обществе. В образовательном процессе студент должен не просто получить знания, умения и навыки, но и освоить их. Причинами прекращения договорных отношений и отчисления студента в данном случае может выступать не только просрочка по оплате, но и академическая задолженность. Основные нарушения в рамках договорных отношений, как правило, фиксировались в отсутствии информации о полной стоимости образовательной услуги. После разработки типовой формы договора это правовое нарушение практически нигде не встречается. В содержательном плане основные проблемы бывают связаны с оказанием услуги не в полном объеме, когда образовательная программа не соответствует Федеральным образовательным стандартам. Среди техническим моментов встречается несоответствие информации в договоре той информации, которая размещена на официальном сайте. Несмотря на существующие проблемы, к настоящему моменту времени на законодательном уровне проделана большая работа по стандартизации договорных отношений в системе высшего образования. Это делает систему заключения договора об образовании более понятной и предсказуемой для абитуриентов.

Ключевые слова: высшее образование, договор об образовании, стоимость услуги, абитуриент, студент, правовое регулирование, образовательная услуга, законодательство.

SOKOLOVA Marina Vladimirovna,

Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines of the Vladimir Branch of the RANEPA

LISTRATOVIvan Vadimovich,

student of the Faculty of Law of the Vladimir branch of the RANEPA

LEGAL REGULATION OF PAID EDUCATIONAL SERVICES IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-80-85 NIION: 2021-0079-2/23-83 MOSURED: 77/27-025-2023-02-83

Annotation. The article deals with the problem of legal regulation of paid educational services in the higher education system of the Russian Federation. At the present moment, the training of students on an extra-budgetary basis is of a massive nature. Like any mass phenomenon, this requires its own legal regulation. As the volume of paid educational services increased, the legislative framework regulating these public relations was improved. The agreement on education, being a contract of a civil nature, has a number of its specific features. These features are determined by the functions assigned to the education system in society. In the educational process, the student must not only gain knowledge, skills and abilities, but also master them. The reasons for the termination of contractual relations and the expulsion of a student in this case may be not only late payment, but also academic debt. The main violations in the framework of contractual relations, as a rule, were fixed in the absence of information about the full cost of educational services. After the development of the standard form of the contract, this legal violation is practically not found anywhere. In terms of content, the main problems are associated with the provision of services not in full, when the educational program does not comply with Federal educational standards. Among the technical aspects, there is a discrepancy between the information in the contract and the information that is posted on the official website. Despite the existing problems, a lot of work has been done at the legislative level to standardize contractual relations in the system of higher education. This makes the system of concluding an education contract more understandable and predictable for applicants.

Key words: higher education, education agreement, service cost, applicant, student, legal regulation, educational service, legislation.

Начиная с 1990-х годов, в Российской Федерации начинают распространяться платные образовательные услуги в системе высшего образования. Появление системы платного образования открывало возможность его получения для тех абитуриентов, которые не могли по результатам вступительных испытаний попасть на бюджетные места. Для самой системы высшего образования это была необходимая мера по сохранению финансово-экономической стабильности учебных заведений. Существенное недофинансирование отрасли с начала 1990-х годов приводило к накапливанию социально-экономических проблем для высших учебных заведений. Часть этих вопросов стала решаться благодаря распространению платных образовательных услуг. На необходимость введения возможности для получения образования на платной основе в тот социально-экономический период обращает внимание целый ряд исследователей, довольно подробно исторические аспекты введения платных образовательных услуг представлены в работе С.Ю. Косицына [8]. Вместе с появлением данной возможности происходила и трансформация поведения абитуриентов на рынке образовательных услуг. Т.Н. Чунихина и А. Е. Крылова обращают внимание на изменение приоритетов выбора учебного заведения, специальности и т.д. с появлением возможности получать образование на платной основе [10]. Достаточно дискуссионным в научной литературе является вопрос о природе договоров об образовании. Ряд авторов придерживается позиции невозможности рассмотрения договора об образовании как варианта гражданско-правовой сделки, так как в данном случае существует публичный характер образовательных отношений. Г.А. Трофимова

обращает внимание на переплетение очень многих отраслей права при составлении договоров об образовании, на основе этого автор делает вывод о необходимости выделения образовательных отношений в самостоятельную отрасль права. В своей работе она проводит аналогию с трудовыми отношениями, которые давно выделены в самостоятельную отрасль права [9]. Специфические особенности прав и обязанностей всех сторон в договоре об образовании рассматриваются в работе В.В. Кваниной. Автор обращает внимание на существовавшую достаточно долгое время проблему отсутствия информации о полной стоимости образовательной услуги в договоре. В договоре указывалась стоимость только за первый год обучения, но так как этот параметр является существенным условием, то указываться в обязательном порядке должна полная стоимость. Обращает внимание автор и на специфику оказания образовательной услуги, при котором знания, умения и навыки должны быть не только переданы, но и освоены обучающимся [6]. По мере расширения предоставления образовательных услуг высшими учебными заведениями происходила и трансформация договорных отношений. Трансформация содержания договора об образовании стала темой исследования Ю.Л. Кива-Хамзиной [7].

На начальном этапе контингент студентов, обучающихся на договорной основе был минимальным, но с ростом уровня жизни населения это количество постоянно увеличивалось. Студенты, обучающиеся на бюджетной основе, в настоящий момент времени уже не доминируют в общей численности. В результате договорные отношения в системе образования уже стали достаточно массовым явлением. Ситуация варьи-

руется в зависимости от специальности, территории, престижности высшего учебного заведения. Для технических направлений подготовки (особенно в регионах) сохраняется доминирование обучения на бюджетных местах. Более популярные направления, такие как: экономика, управление, юриспруденция, традиционно славятся большим количеством студентов - контрактников. На ряде направлений подготовки в высших учебных заведениях сейчас вовсе отсутствуют бюджетные место. В первую очередь это касается новых направлений подготовки, где еще не было выпуска специалистов. Отсутствие бюджетных мест является характерным и для творческих направлений подготовки. Чрезвычайно недостаточное количество бюджетных мест в настоящий момент времени существует для подготовки кадров высшей квалификации в системе аспирантуры. Как всякое распространенное явление, этот договор требует для себя отлаженного механизма правового регулирования.

Предоставление платных образовательных услуг на современном этапе регламентируется целым рядом правовых нормативных актов. Договорные отношения в сфере образования сегодня регламентируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15 сентября 2020 г. №1441 и другими актами.

В соответствии со ст. 54 №273-ФЗ предполагается возможность заключения как двухсторонних, так и трехсторонних договоров [3]. Между физическим лицом и образовательной организацией заключается двухсторонний договор. Этот договор может быть заключен как непосредственно с абитуриентом, так и с его родителями (законными представителями), если абитуриент еще не достиг возраста совершеннолетия. Заказчиком получения образовательной услуги может выступать и третье лицо (физическое или юридическое), в таком случае заключается трехсторонний договор об образовании.

При этом основанием для возникновения образовательных отношений является не заключенный договор об образовании, а изданный распорядительный акт организации (статья 53.1 273-ФЗ). В данном случае таким актом является приказ о зачислении на обучение. Если договор был заключен, но абитуриент не смог пройти конкурсный отбор, в таком случае договор прекращает свое действие, так как нет возможности для его исполнения (ст. 416 ГК РФ) [1, 3].

В договоре об образовании должно быть указано, что образовательная услуга оказывается по программе высшего образования. Далее следует конкретизация уровня этого высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Аналогичные договора заключаются и для поступления в аспирантуру. Зачисление абитуриентов может происходить как на направление подготовки или специальность, так и отдельный профиль или образовательную программу. Эта информация является доступной для абитуриента, размещена на сайте и отражена в договоре. Вне зависимости от того, каким образом происходит зачисление на направление подготовки или на профиль, информация и о направлении подготовки, и о профиле содержится в договоре об образовании. Образование может осуществляться по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения, эта информация также в обязательном порядке указывается в договоре. Существенным условием договора является и срок освоения образовательной программы, который прописывается в обязательном порядке. Сроки образования регламентируются Федеральными образовательными стандартами по конкретным направлениям и специальностям.

Существенным условием договора является и стоимость получаемой образовательной услуги (ст. 54.3). В договоре должна быть указана полная стоимость получаемых платных образовательных услуг и порядок их оплаты физическим или юридическим лицом. Юридически образовательная организация имеет право снизить стоимость обучения, в таком случае разница будет покрываться из собственных заработанных средств образовательной организации, добровольных пожертвований или целевых взносов. Высшие учебные заведения достаточно активно прибегают к снижению стоимости обучения. В настоящий момент времени возможности по снижению обучения используются образовательными организациями как некий маркетинговый механизм по привлечению абитуриентов с наибольшими баллами ЕГЭ. Этот механизм позволяет варьировать стоимость обучения для абитуриентов с минимально допустимыми баллами ЕГЭ и теми, кому не хватило совсем немного баллов для зачисления на бюджетные места. Сам учебный процесс нуждается не только в финансировании, но и в студентах, обладающих достаточно высоким уровнем интеллектуальных способностей.

Скидки на обучения могут устанавливаться для студентов, которые оказались в особенно сложных материальных условиях. Применяется эта мера персонально по каждой кандидатуре решением Ученого совета в случае возникновения особых материальных сложностей у студента или в случае других особых обстоятельств.

Решением Ученого совета можно установить и иные случаи снижения стоимости обучения, к которым, как правило, относится обучение сотрудников, их ближайших родственников (мужа/жены, детей), выпускников учебных заведений, с которыми у организации есть соглашение о сотрудничестве т.д. Это самый распространенных набор ситуаций, в которых происходит снижение стоимости обучения, но их перечень организация может устанавливать самостоятельно.

Вся информация, которая прописывается в договоре должна совпадать с информацией, которая размещена на официальном сайте организации именно на дату заключения договора. Перечень необходимой информации утверждается на федеральном уровня, сроки ее размещения также строго определены. Этот набор информации является типовым и распространяется на все высшие учебные заведения России. Сама форма договора об образовании также размещается на официальном сайте организации, чтобы абитуриенты могли заранее ознакомиться с этим документом.

Основаниями для прекращения договорных отношений в одностороннем порядке со стороны организации являются: просрочка оплаты стоимости или бездействие обучающегося в учебном процессе. На практике это приводит к тому, что договор расторгается в одностороннем порядке, когда обучающийся имеет неликвидированные академические задолженности или не оплачивает стоимость обучения. Для ликвидации академической задолженности устанавливается график. Отчисление обучающегося происходит только после получения неудовлетворительной оценки или неявки на комиссионную сдачу. Все основания для расторжения в одностороннем порядке договора образовательной организацией прописываются в договоре об образовании.

Постановление Правительства Российской Федерации № 1441 от 15 сентября 2020 года частично дублирует основные положения 273-ФЗ, но дополнительно конкретизирует многие положения. Как обязательное условие прописывается для исполнителя оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с существующей образовательной программой. Ознакомиться с содержанием образовательной программы абитуриент может на сайте организации. Общая образовательная программа со всеми ее составляющими (пояснительная записка, учебный план, рабочие программы дисциплин и аннотации к ним, программы практик и итоговой государственной аттестации) является обязательным документом, которая размещается в разделе сведения об образовательной организации. Сама образовательная программа, созда-

ваемая внутри учебного заведения и утверждаемая Ученым советом, должна соответствовать Федеральным образовательным стандартам по данному направлению подготовки. Часть учебных заведений имеет право создавать собственные стандарты, но их основные положения не могут противоречить Федеральным образовательным стандартам [4].

Таким образом, образовательная организация по договору обязана обеспечить обучающемуся условия согласно Федерального образовательного стандарта по выбранному направлению подготовки. В Федеральном образовательном стандарте прописываются сроки освоения, допустимые формы освоения высшего образования по данному направлению подготовки, виды деятельности, типы практик. Кроме этого, образовательные стандарты прописывают объемы зачетные единиц, необходимых для освоения, перечень компетенций и их содержание, которые должен освоить обучающийся в процессе обучения. Стандарт определяет предметы, которые являются обязательными для освоения, иногда указывается и их объем. В большинстве случаев это касается общеобразовательных предметов, таких как: физическая культура, история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности.

Все это досконально не прописывается в договоре, но отсылка на соответствие образовательным программам, а соответственно и Федеральным образовательным стандартам, все это автоматически предполагает. Именно здесь и могут существовать основные нарушения выполнения договорных отношений со стороны организации. Как правило, они сводятся либо к недостаточному количеству освоенных зачетных единиц или нарушению в преподавании отдельных дисциплин, отсутствии освоения отдельных компетенций или их этапов, отсутствие отдельных видов практик. Выявить эти нарушения обучающемуся достаточно сложно, так как это требует определенных знаний в вопросах организации учебного процесса в высшей школе. Поэтому большинство этих нарушений выявляется в рамках специализированных проверок.

Получение образовательной услуги по договору об образовании должно происходить в тех же условиях и в том же объеме, что и для студентов, обучающихся, осваивающих образовательную программу согласно государственного задания. Отсутствует у образовательных организаций в настоящий момент времени возможность в определении стартовой (минимальной) стоимости обучения, которая устанавливается для поступающих. Данная прерогатива находится в руках органа, который осуществляет функции и полномочия учредителя федерального бюджетного

учреждения. Таким образом, цена, которая прописывается в договоре не может быть ниже стоимости, определенной учредителем. Но выше эта стоимость может быть, и определяется она Ученым советом образовательной организации. В настоящий момент времени стоимость обучения может существенным образом варьироваться как от направления подготовки, так и от территории. Провинциальные вузы в большинстве случаев устанавливают минимальный порог стоимости, то в крупных мегаполисах (особенно в Москве) высшие учебные заведения определяют для договорных отношений стоимость, в несколько раз превышающую минимальную. Примерная форма договора о высшем образовании утверждается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Самостоятельность высшего учебного заведения в определении содержания договора фактически минимальна.

Третьим разделом Постановления является определение ответственности исполнителя и заказчика образовательных услуг. Ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации, могут нести обе стороны. В случае обнаружения недостатков заказчик вправе потребовать от исполнителя: либо безвозмездного устранения выявленных недостатков, либо пропорционального уменьшения стоимости, либо возмещения расходов по устранению недостатков [4]. Спецификой устранения недостатков в системе образования, то, что эти ошибки бывают совершены в большинстве случаев не индивидуально к одному заказчику, а к целой группе. Обучение студентов происходит в подавляющем большинстве случаев в учебной группе или в целом потоке, состоящем из нескольких групп. Исключением является обучение по индивидуальному учебному плану, но и в этом случае большинство занятий студент посещает вместе с группой. Поэтому если нарушения касаются непредоставления услуги в полном объеме, тогда претензии по отношению к высшему учебному заведению носят массовый характер.

В период пандемии при переходе на дистанционный формат обучения достаточно дискуссионным был вопрос об обеспечении образовательного процесса в полном объеме. Наиболее остро стоял этот вопрос на начальном этапе, когда до конца еще не был отлажен механизм организации удаленного формата обучения. Ссылаясь на нормативно правовые акты и содержание договоров о предоставлении образовательных услуг студенты по всей территории Российской Федерации обращались в высшие учебные заведения и в федеральные структуры с просьбой разъяснить им оказывается ли в данном слу-

чае образование в полном объеме. На практике применение дистанционных технологий не уменьшает объема предоставляемой образовательной услуги. Часть образовательной услуги может реа-лизовываться в удаленном (дистанционном) форма. Именно такой смешанный формат в настоящий момент времени применяется многими высшими учебными заведениями при осуществлении образовательного процесса по заочной и очно-заочной формам обучения.

По инициативе исполнителя в одностороннем порядке договор может быть расторгнут по причине отчисления за дисциплинарное взыскание, отсутствия со стороны обучающегося добросовестного выполнения образовательной программы, просрочки оплаты обучения, невозможности для образовательной организации исполнять обязательства по предоставлению платной образовательной услуги в результате действия или бездействия обучающегося. Эти нормы регламентируются статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [1, 3, 4]. Типовая форма договора, которая действует в настоящий момент времени, утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. №1267 [5].

Сами договоры об образовании, как правило, не заключаются в течение всего календарного года. Сроки их заключения определяются Правилами приема в высшее учебное заведение. Каждое высшее учебное заведение имеет свой документ о правилах приема, но основные (существенные) положения не могут противоречить Федеральным правилам приема, которые ежегодно утверждаются на федеральном уровне.

По мере появления и распространения платных образовательных услуг в Российской Федерации совершенствовалось законодательство, регулирующее данный вид деятельности. Договоры должны обеспечивать для обучающегося получение образования в соответствии с Федеральными образовательными стандартами, на основе которых образовательная организация разрабатывает образовательную программу. Именно эту программу по договору будет осваивать абитуриент.

Существующее правовое регулирование вводит определенное единообразие в заключаемые договора. В основном от одного высшего учебного заведения к другому разница будет варьироваться вокруг стоимости обучения, названия программ и профилей в рамках направлений подготовки. Структура договора является типовой абсолютно для всех учебных заведений.

Абитуриент выбирает наиболее соответствующий одной стороны, загоняет систему образования в

его запросам ВУЗ по рейтингу, территориальной определенные шаблоны, а с другой стороны,

принадлежности, ценовой политике и реализуе- делает процесс заключения договорных отноше-

мым образовательным программам. Все это, с ний прозрачным и понятным для абитуриентов.

Список литературы:

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - N 32. - ст. 3301

[2] О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. - 07.04.1992.

[3] Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) //Российская газета. - 31.12.2012. - N 303.

[4] Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 // Собрание законодательства РФ. - 28.09.2020. - N 39. - ст. 6035.

[5] Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от21 ноября 2013 г. N 1267//Российская газета. - 28.02.2014. - N 48.

[6] Кванина В.В. Особенности прав и обязанностей сторон по договору на оказание возмездных образовательных услуг// Право и образование. 2005. № 2. - С. 75 - 82.

[7] Кива-Хамзина Ю.Л. Исторические, гражданско-правовые и административные аспекты в договоре об образовании образовательных услуг в Российской Федерации // Актуальные вопросы экономики и управления. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Н. Косицын С.Ю. Развитие законодательства России об оказании платных образовательных услуг учебными заведениями// Государственная служба и кадры. 2014. № 1. - С. 60 - 62.

[9] Трофимова Г.А. Договор о предоставлении высшего образования// Право и образование. 2015. № 5. - С. 34 - 45.

[10] Чунихина Т.Н., Крылова А.Е. Особенности поведения абитуриентов как потребителей на рынке образовательных услуг// Научные труды КубГТУ. 2019. № 7. - С. 237 - 244.

Spisok literatury:

[1] Grazhdanskijkodeks RossijskojFederacii(chast'pervaya) ot30.11.1994 N51-FZ(red. ot 16.04.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 05.12.1994. - N 32. - st. 3301

[2] O zashchite pravpotrebitelej: Zakon Rossijskoj Federacii ot 07.02.1992 N 2300-1 (red. ot 05.12.2022) // Rossijskaya gazeta. - 07.04.1992.

[3] Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyjzakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 17.02.2023) // Rossijskaya gazeta. - 31.12.2012. - N 303.

[4] Ob utverzhdenii Pravil okazaniya platnyh obrazovatel'nyh uslug: Postanov-lenie Pravitel'stva RF ot 15 sentyabrya 2020 g. N 1441 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 28.09.2020. - N 39. - st. 6035.

[5] Ob utverzhdenii primernoj formy dogovora ob obrazovanii na obuchenie po obrazovatel'nym pro-grammam srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya: Pri-kaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 21 noyabrya 2013 g. N 1267//Rossijskaya gaze-ta. - 28.02.2014. - N 48.

[6] Kvanina V.V. Osobennosti prav i obyazannostej storon po dogovoru na okaza-nie vozmezdnyh obrazovatel'nyh uslug// Pravo i obrazovanie. 2005. № 2. - S. 75 - 82.

[7] Kiva-Hamzina YU.L. Istoricheskie, grazhdansko-pravovye i administrativnye aspekty v dogovore ob obrazovanii obrazovatel'nyh uslug v Rossijskoj Federacii // Ak-tual'nye voprosy ekonomiki i upravleniya. Mate-rialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obshchej redakciej N.R. Balynskoj. 2019. - S. 72 - 76.

[8]Kosicyn S.YU. Razvitie zakonodatel'stva Rossiiob okazaniiplatnyh obrazovatel'nyh uslug uchebnymi zavedeniyami// Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2014. № 1. - S. 60 - 62.

[9] Trofimova G.A. Dogovor o predostavlenii vysshego obrazovaniya// Pravo i ob-razovanie. 2015. № 5. - S. 34 - 45.

[10] CHunihina T.N., Krylova A.E. Osobennosti povedeniya abiturientov kakpo-trebitelej na rynke obrazovatel'nyh uslug//Nauchnye trudy KubGTU. 2019. № 7. - S. 237 - 244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.