Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / RIGHT TO EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / EDUCATIONAL SERVICES / ДОГОВОР / CONTRACT / СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ / СТОИМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / COST OF EDUCATIONAL SERVICES / FUNDAMENTAL TERM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситдикова Любовь Борисовна

В статье проанализированы современные подходы к трактовке существенных условий договора возмездного оказания образовательных услуг. Выявлены особенности договорных отношений в сфере платного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Question of the Fundamental Terms of the Contract for Fee-Based Educational Services: Theory and Practice

The article analyzes the current approaches to rendering the fundamental terms of the contract for fee-based educational services. The features of the contractual relations in the sphere of fee-based education are shown.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

Образовательное право

Л.Б. Ситдикова

К вопросу о существенных условиях договора возмездного оказания образовательных услуг: проблемы теории и практики

В статье проанализированы современные подходы к трактовке существенных условий договора возмездного оказания образовательных услуг. Выявлены особенности договорных отношений в сфере платного образования.

Ключевые слова: право на образование; образовательная услуга; договор; существенные условия; стоимость образовательных услуг.

Одним из важнейших гарантированных Конституцией Российской Федерации социальных прав человека является право на образование. Длительное время образование было призвано обеспечивать в первую очередь потребности государства. Однако сегодня ситуация в корне изменилась, прежде всего в отношении финансирования системы образования. Если ранее деятельность образовательных учреждений полностью финансировалась за счет средств бюджета, то в современной России происходит динамичное включение образовательных учреждений в рыночные отношения. В сфере образования это означает все возрастающее оказание образовательных услуг на возмездной основе. При этом отношения между образовательным учреждением (организацией) и лицом, заказывающим образовательную услугу, облекаются в форму договора возмездного оказания образовательных услуг.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)1 закрепили общие подходы к регулированию отношений возмездного оказания образовательных услуг. Очевидно, что при рассмотрении данного вида договора необходимо прежде всего опираться на их позитивно-правовое закрепление в действующей гражданско-правовой кодификации. Между тем небольшое

1 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170140 (дата обращения: 23.12. 2014).

количество статей гл. 39 ГК РФ крайне затрудняет нормативно-правовую регламентацию рассматриваемого договора, и только детальный анализ различных положений кодекса во взаимосвязи с нормообразующими признаками гл. 39 ГК РФ позволяет правильно их квалифицировать [12: с. 110]. Поэтому с принятием Федерального закона РФ 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»2 (далее — Закон об образовании) и закрепления в нем главы 6, регламентирующей основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений следует рассматривать как значительный шаг в нормативно-правовом развитии договорных отношений в сфере оказания образовательных услуг. В то же время ряд вопросов в отношении конкретизации существенных условий договора возмездного оказания образовательных услуг остаются неразрешенными.

Как следует из ч. 1 ст. 54 Закона об образовании, договор об образовании заключается в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц (договор об оказании платных образовательных услуг). Договорами регламентируются общественные отношения, имеющие, как правило, частноправовую природу и подпадающие под правовое регулирование нормами частного права, и в первую очередь, гражданского права. Гражданское законодательство связывает момент заключения договора с согласованием сторонами всех его существенных условий. Из указанного следует, что если стороны не достигли соглашения по какому-либо существенному условию договора, то такой договор является незаключенным, т. е. не влечет тех правовых последствий, которые стороны имели в виду, вступая в договорные правоотношения. В связи со сказанным представляется чрезвычайно важным точно представлять, какие условия являются существенными.

В литературе представлены разные мнения ученых относительно существенных условий договора на оказания услуг: от признания единственным существенным условием предмета договора до отнесения к ним условия о цене и сроке [2: с. 5; 136; 3: с. 44-47; 9: с. 30; 14: с. 258]. Рассмотрение договорных условий следует проводить через призму особенностей правоотношений по оказанию образовательных услуг.

Независимо от того, заключается ли договор возмездного оказания образовательных услуг в связи с приемом на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, обязательным условием данного договора является определение его предмета [5: с. 97-100]. Анализ статьи 54 Закона об образовании показывает, что законодатель в качестве существенных условий договора возмездного оказания образовательных услуг определил основные характеристики образования (вид, уровень,

2 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №° 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW;n=173432;dst=0;ts=24CBFE5A0022D2F99D3A898131921E6E;rnd=0.41033907840028405 (дата обращения: 23.12.2014).

форму), срок (продолжительность) обучения, а также полную стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты. Следует обратить внимание и на п. 8 названной статьи, которая в качестве обязательного условия договора возмездного оказания образовательных услуг устанавливает требования об указании в договоре оснований расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Как видим, законодатель довольно широко представил перечень существенных условий в договоре возмездного оказания образовательных услуг.

В правовой литературе и на практике распространена позиция, суть которой сводится к тому, чтобы не конкретизировать сверх необходимости предмет договора и не ограничивать свободу действия услугодателя. На наш взгляд, такая позиция не совсем состоятельна, на что обращает внимание и М.В. Кратенко, который отмечает, что широко используемые шаблонные договорные проформы не позволяют в должной мере учесть особенности предмета договора [8: с. 154—159]. Представляется необходимым рассмотреть позиции ученых по данному вопросу.

Действительно, для некоторых видов услуг характерно то, что, будучи тщательно урегулированными в законе, они требуют самой незначительной детализации в конкретном договоре. В то же время А.В. Егоров определяет предмет договора как «предстоящие действия сторон по исполнению договора, доведенные до необходимой степени конкретизации» [6: с. 89]. На согласование предмета договора также указывает В.В. Витрянский, который считает необходимым выделять те условия, которые составляют видообразующие признаки [3: с. 141] соответствующего договорного обязательства и потому включаются законодателем в само определение того или иного договора. Судебная практика также подтверждает, что одной из основных причин споров между сторонами является недостаточно четкая формулировка задания заказчиком предмета договора возмездного оказания образовательных услуг и как следствие этого неправильное применение норм материального права.

В качестве примера следует указать на определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда, предметом которого явилось рассмотрение апелляционной жалобы образовательного учреждения на решения Муромского городского суда по иску гражданина П. на длительную задержку выдачи диплома о получении высшего образования и связанные с этим издержки. Судебная коллегия отменила решение Муромского городского суда в части взыскания неустойки и компенсации морального вреда и в качестве обоснования указала, что процедура выдачи диплома находится за пределами установленного договором срока обучения3.

По нашему мнению, заключая договор возмездного оказания образовательных услуг, стороны должны заключать договор с конкретизацией действия

3 Определение Владимирского областного суда от 29 октября 2014 г. по делу № 33-3676/ 2014 // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1065592; dst=0;ts=E924 D199A3BF3E34A39619B6E3CC3B57;rnd=0.24301957082934678 (дата обращения: 23.11.2014).

в предмете договора, а именно указание на вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности), форму обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) и иные условия, конкретизирующие обязанности сторон договора. При этом под образовательной программой понимается «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ч. 9 ст. 2) и т. п.

Не меньше споров вызывает вопрос формирования цены на образовательные услуги, который является ключевым фактором формирования и планирования бюджета учебного учреждения. Законодатель, подчеркивая возмездный характер договора, выраженный уже в самом определении ст. 781 ГК РФ, вместе с тем отсылает решение вопроса порядка оплаты услуг к договорным условиям. Это означает необходимость руководствоваться общей нормой — ст. 424 ГК РФ. Расчеты за оказание услуг должны производиться по цене, предусмотренной соглашением сторон4 (цена договора складывается из двух составляющих: компенсация издержек исполнителя и причитающегося ему вознаграждения — п. 2 ст. 709 ГК РФ), кроме случаев, когда для договора с участием заказчика (потребителя) применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами (когда соглашением сторон не может предусматриваться более высокая цена) [1: с. 235]. Исследуя вопросы оплаты образовательных услуг, А.А. Павлов указывает, что цена может включать в себя не только издержки исполнителя по оказанию образовательной услуги и его вознаграждение, но и строиться исходя из рыночных конкурентных механизмов [10: с. 160]. Анализ стоимости образовательных услуг показывает, что цены за образовательные услуги различных вузов г. Москвы могут многократно отличаться друг от друга5. Немаловажную роль в таком разбросе цен играет востребованность преподаваемых дисциплин и престиж самого учебного заведения. В настоящее время такое определение цены за образовательные услуги является общепринятым в договорном порядке.

При изучении вопроса о цене договора неизменно встает вопрос о порядке ее определения. Так, В.В. Витрянский считает условие о цене существенным

4 Согласно п. 54 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 №2 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», если цена определяется исходя из сравнимых обстоятельств, наличие таких обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной (см.: Вестник ВАС РФ. 1996. № 11).

5 См.: официальные сайты ВУЗов г. Москвы, разделы — оплата обучения.

условием любого возмездного договора [2: с. 5]. С.А. Денисов, не относя цену к «объективно существенным» условиям возмездного договора, тем не менее указывает, что ни один возмездный договор не может обойтись без условия о цене, так как цена является необходимым условием, имеющим существенное значение для договоров данного вида [6: с 237—243]. Е.Г. Шаблова, исследуя вопросы гражданско-правового регулирования отношений на возмездное оказание услуг, приходит к выводу, что цена в договорах услуг приобретает характер существенного условия, и предлагает в договоре указать цену или способ ее определения [15: с. 32]. Данное утверждение справедливо и для исследуемых нами договоров возмездного оказания образовательных услуг. В договоре возмездного оказании образовательных услуг законодатель императивно установил существенность определения цены в договоре.

Однако иной точки зрения придерживаются следующие авторы: М.В. Кра-тенко, Н.К. Нарозников и В.В. Суденко, которые указывают, что, несмотря на то, что законодатель придает такое значение возмездности договоров об оказании услуг, цена договора не признается существенным условием. Расхождения в точках зрения ученых по этой проблеме обусловлены прежде всего разными концептуальными подходами к определению возмездности самого договора, которые, по нашему мнению, небесспорны и требуют аргументации.

Из буквального толкования нормы в договоре возмездного оказания образовательных услуг о полной стоимости платных образовательных услуг следует, что названный договор должен содержать условие о стоимости образовательных услуг за весь период обучения, т. е. срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). При этом в комментируемой норме содержится запрет на увеличение стоимости образовательных услуг после заключения договора, за исключением случая, когда такое увеличение обусловлено изменением уровня инфляции [4: с. 17—23].

Кроме того, при заключении договора об оказании платных образовательных услуг стороны должны согласовать условия о порядке оплаты по договору. Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Законодатель оставляет на усмотрение сторон вопрос о том, каким образом будет осуществляться оплата по договору об оказании платных образовательных услуг. Стороны могут предусмотреть, что оплата полной стоимости образовательных услуг будет производиться единовременно при заключении договора, либо частями по истечении определенных периодов, как правило за семестр, либо в ином порядке и в иные сроки.

При формировании цены за образовательные услуги следует обратить внимание на следующие факторы. Исходя из анализа ст. 54 Закона об образовании определение размера платы за обучение законодатель предоставил на усмотрение сторон. Данное условие должно быть согласовано сторонами договора и найти свое закрепление в договоре. Для определения размера оплаты образовательное учреждение должно произвести расчет всех своих

расходов, связанных с обучением, и в качестве обязательного условия предоставить его для ознакомления другой стороне договора. При соблюдении таких условий можно говорить, что отношения сторон договора возмездного оказания образовательных услуг являются равноправными и при повышении стоимости обучения многие спорные моменты можно было бы исключить из практики. Кроме того, отсутствие сметы расходов, при досрочном расторжении договора образовательных услуг, не позволит образовательному учреждению показать реальные понесенные расходы, не подлежащие возмещению. Судебная практика подтверждает данное утверждение6.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в договоре возмездного оказания образовательных услуг цена должна рассматриваться как существенное условие, а в отдельных случаях и как крайне дифференцированное, нуждающееся в согласовании, при этом недостижение соглашения по пункту цены образовательной услуги — способа ее определения должно явиться основанием для отказа от заключения договора [11].

Часть 8 ст. 54 Закона об образовании относит к категории существенных условий договора об оказании платных образовательных услуг основания его расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и призвана способствовать защите прав обучающегося как изначально более «слабой» стороны в данных договорных правоотношениях. Два из указанных оснований закреплены в ч. 7 названной статьи.

Наличие утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти примерной формы договора призвано оказать помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при определении условий договора возмездного оказания образовательных услуг. Во исполнение требований Закона об образовании Правительством РФ издано постановление, утверждающее правила оказания платных образовательных услуг7. Дальнейшая конкретизация договорных отношения в сфере платного образования по различным видам образовательных программ прошла в приказах Минобрнауки РФ.

В то же время предложенные в них условия являются примерными и, как нами было показано, подлежат конкретизации при определении указанными организациями договоров об оказании платных образовательных услуг с учетом особенностей осуществления конкретной организацией образовательного процесса.

6 Апелляционное определение Санкт-Петербургского суда от 27 октября 2014 г. N° 33-17919/ 2014 // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1041669;dst=0;ts=92 ED898C98A7DF4781AFAA1D924B5569;rnd=0.2897996648680419 (дата обращения: 23.12.2014).

7 Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=150870;dst=0;ts=92E3EF6CA791FA2875022C402CF5B976;r nd=0.5551707097329199 (дата обращения: 23.12.2014).

Литература

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. 1055 с.

2. Витрянский В.В. Существенные условия договора // Хозяйство и право. 1998. № 7. С. 3-12.

3. Витрянский В.В. Существенные условия договора в отечественной цивилистике и правоприменительной практике // Вестник ВАС РФ. 2002. № 5. М.: ЮРИТ-Вестник, 2002. 132 с.

4. Волчанская Л.М. Исполнение договора об оказании платных образовательных услуг // Право и образование. 2014. № 1. С. 17-23.

5. Гасымова Э.А. Понятие и элементы договора возмездного оказания образовательных услуг // Актуальные проблемы современного права и политики. Вып. 15. Рязань, 2014. С. 97-100.

6. Денисов С.А. Некоторые общие вопросы о порядке заключения договора // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. М.: Статут, 1998. С.237-243.

7. Егоров А.В. Предмет договора комиссии // Актуальные проблемы гражданского права: сб. ст. Вып. 5. М.: Статут, 2002. С. 86-147

8. Кратенко М.В. Договор об оказании юридической помощи в современном гражданском законодательстве. М.: Статут, 2006. 316 с.

9. Нарозников Н.К., Суденко В.В. Радиотелефонная сотовая связь: правовое регулирование оказания услуг: учебно-практ. пособие. М.: Книжный мир, ВГНА МНС РФ, 2004.118 с.

10. Павлов А.А. Существенные условия и содержание договора возмездного оказания образовательных услуг в свете Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Человеческий капитал. 2014. № 5. С. 155-160.

11. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 50 с.

12. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг: монография. Набережные Челны: КГПИ, 2003. 168 с.

13. Ситдикова Л.Б. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания образовательных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 7. С. 44-47.

14. СтепановД.И. Услуги как объект гражданских прав. М.: Статут, 2005. 349 с.

15. Шаблова Е.Г. Договоры возмездного оказания услуг: практика их исполнения // Право и экономика. М.: Юстицинформ, 2002. № 10. С. 35-40.

References

1. Braginskij M.I., Vitryanskij V.V. Dogovomoe pravo. Kn. 3: Dogovory' o vy'polnenii rabot i okazanii uslug. M.: Statut, 2002. 1055 s.

2. Vitryanskij V.V. Sushhestvenny'e usloviya dogovora // Xozyajstvo i pravo. 1998. № 7. S. 3-12.

3. Vitryanskij V.V. Sushhestvenny'e usloviya dogovora v otechestvennoj civilistike i pravoprimenitel'noj praktike // Vestnik VAS RF. 2002. № 5. M.: YuRIT-Vestnik, 2002. 132 s.

4. Volchanskaya L.M. Ispolnenie dogovora ob okazanii platny'x obrazovatel'ny'x uslug // Pravo i obrazovanie. 2014. № 1. S. 17-23.

5. Gasy'mova E.A. Ponyatie i e'lementy' dogovora vozmezdnogo okazaniya obrazovatel'ny'x uslug // Aktual'ny'e problemy' sovremennogo prava i politiki. Vy'p. 15. Ryazan', 2014.S.97-100.

6. Denisov S.A. Nekotory'e obshhie voprosy' o poryadke zaklyucheniya dogovora // Aktual'ny'e voprosy' grazhdanskogo prava / Pod red. M.I. Braginskogo. M.: Statut, 1998. S. 237-243.

7. EgorovA.V. Predmet dogovora komissii // Aktual'ny'e problemy' grazhdanskogo prava: sb. st. Vy'p. 5. M.: Statut, 2002. S. 86-147.

8. Kratenko M.V. Dogovor ob okazanii yuridicheskoj pomoshhi v sovremennom grazhdanskom zakonodatel'stve. M.: Statut, 2006. 316 s.

9. NaroznikovN.K., Sudenko V.V. Radiotelefonnaya sotovaya svyaz': pravovoe regu-lirovanie okazaniya uslug: uchebno-prakt. posobie. M.: Knizhny'j mir, VGNA MNS RF, 2004. 118 s.

10. Pavlov A.A. Sushhestvenny'e usloviya i soderzhanie dogovora vozmezdnogo okazaniya obrazovatel'ny'x uslug v svete Federal'nogo zakona ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoj Federacii» // Chelovecheskij kapital. 2014. № 5. S. 155-160.

11. Sitdikova L.B. Pravovoe regulirovanie otnoshenij v sfere okazaniya informacionny'x i konsul'tacionny'x uslug v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2009. 50 s.

12. Sitdikova L.B. Pravovoe regulirovanie otnoshenij po vozmezdnomu okazaniyu uslug: monografiya. Naberezhny'e Chelny': KGPI, 2003. 168 s.

13. Sitdikova L.B. Problemy' opredeleniya soderzhaniya kruga sushhestvenny'x uslovij v dogovore vozmezdnogo okazaniya obrazovatel'ny'x uslug // Arbitrazhny'j i grazhdanskij process. 2008. № 7. S. 44-47.

14. StepanovD.I. Uslugi kak ob''ekt grazhdanskix prav. M.: Statut, 2005. 349 s.

15. ShablovaE.G. Dogovory' vozmezdnogo okazaniya uslug: praktika i ix ispolnenie // Pravo i e'konomika. M.: Yusticinform, 2002. № 10. S. 35-40.

L.B. Sitdikova

About the Question of the Fundamental Terms of the Contract for Fee-Based Educational Services: Theory and Practice

The article analyzes the current approaches to rendering the fundamental terms of the contract for fee-based educational services. The features of the contractual relations in the sphere of fee-based education are shown.

Keywords: right to education; educational services; contract; fundamental term; cost of educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.